Содержание
- Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1 (последняя редакция)
- Закон о кооперации в 2019-2020 году
- Федеральный закон о кооперации в 2019-2020 году: официальный текст и изменения
- Принципы деятельности потребительских организаций
- Федеральный закон от 11.07.1997 г. № 97-ФЗ
- Закон о потребительских кооперативах 2019
- Закон о потребительской кооперации 2019
- Закон о потребительском кооперативе
- Описание Закона о потребительской кооперации
- Последние изменения, внесенные в закон
- Текст закона о потребительской кооперации
- О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской федерации (в редакции федерального закона от 11.07.1997 n 97-фз) (с изменениями на 2 июля 2013 года)
- Основы потребительской кооперации в России – Деньги и финансы простым языком
- Основные сферы, которые регулируются законом № 3085-I:
- Блоки следующие:
- Общее собрание
- В 16 статье закрепляются основные правила созыва общего собрания:
- Совет потребобщества
- Введение института наблюдателей
- Пункт 2 ст. 38.1 определяет конкретные случаи, когда назначают наблюдателя:
- Отчуждение недвижимого имущества
- Прекращение членства в союзе
- Ст. 32.1 определяет случаи прекращения членства:
- Дополнение списка обязательной документации
- В перечень обязательных документов теперь входят:
- Закон о кооперации 3085-1
- Налоговый рай для предприятий потребительской кооперации
- Современные кооператоры и юристы о потребительской кооперации
- Миф №1. Потребительские общества – это не для бизнеса. Для предпринимательской деятельности логичнее и удобнее открывать ООО, ОАО, ИП и т.д.
- Миф №2: Очень велики риски, что «демократия» кооперативов может привести к свержению «главных» пайщиков-основателей
- Миф №3. Потребительские общества тоже «кошмарят» всевозможными проверками
- Миф №4. С трудом верится, что с помощью потребительских кооперативов можно сэкономить на налогах и защитить активы
- Итак, все «за» и «против» потребительской кооперации
Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1 (последняя редакция)
19 июня 1992 года N 3085-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации. (абзац введен Федеральным законом от 28.04.2000 N 54-ФЗ) Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Основные понятия
- Статья 2. Ограничение на использование в наименовании юридического лица слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ»
- Статья 3. Государство и система потребительской кооперации
- Статья 4. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества
- Статья 5. Правомочия потребительского общества
- Статья 6. Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах
- Глава II. Создание потребительского общества
- Статья 7. Порядок создания потребительского общества
- Статья 8. Государственная регистрация потребительского общества
- Статья 9. Устав потребительского общества
- Глава III. Членство в потребительском обществе
- Статья 10. Прием в потребительское общество
- Статья 11. Права пайщиков потребительского общества
- Статья 12. Обязанности пайщиков потребительского общества
- Статья 13. Прекращение членства в потребительском обществе
- Статья 14. Возврат паевого взноса выходящему или исключенному из потребительского общества пайщику
- Глава IV. Органы управления потребительского общества
- Статья 15. Структура органов управления потребительского общества
- Статья 16. Полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества
- Статья 17. Собрание пайщиков кооперативного участка потребительского общества. Общее собрание уполномоченных потребительского общества
- Статья 18. Порядок принятия решений общим собранием пайщиков потребительского общества, общим собранием уполномоченных потребительского общества, собранием пайщиков кооперативного участка потребительского общества
- Статья 19. Совет и правление потребительского общества
- Статья 20. Ревизионная комиссия потребительского общества, ее полномочия, ответственность членов ревизионной комиссии
- Глава V. Имущество потребительского общества
- Статья 21. Имущество потребительского общества, источники формирования его имущества
- Статья 22. Размеры вступительного и паевого взносов
- Статья 23. Паевой и иные фонды потребительского общества
- Статья 24. Доходы потребительского общества и их распределение
- Статья 25. Имущественная ответственность потребительского общества и его членов
- Глава VI. Основы деятельности потребительского общества
- Статья 26. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность потребительского общества
- Статья 27. Порядок ведения документов потребительского общества
- Статья 28. Хранение документов потребительского общества
- Глава VII. Реорганизация и ликвидация потребительского общества
- Статья 29. Реорганизация потребительского общества
- Статья 30. Ликвидация потребительского общества
- Глава VIII. Союз потребительских обществ
- Статья 31. Основные принципы создания и деятельности союза
- Статья 32. Порядок создания союза (вступления в союз). Учредительные документы союза
- Статья 32.1. Прекращение членства в союзе
- Статья 33. Имущество союза
- Статья 34. Органы управления и органы контроля союза
- Статья 35. Полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза
- Статья 36. Порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза
- Статья 37. Совет и правление союза
- Статья 38. Ревизионная комиссия союза
- Статья 38.1. Полномочия союзов потребительских обществ по защите прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ
- Статья 39. Реорганизация и ликвидация союза
- Глава IX. Переходные положения
- Статья 40. Переходные положения
Открыть полный текст документа
Закон о кооперации в 2019-2020 году
Правила создания потребительских сообществ и основы их деятельности регулирует закон о кооперации в 2019-2020 году. В документе описаны стандарты, которые действуют при создании кооперативов, и определены задачи для их формирования.
Федеральный закон о кооперации в 2019-2020 году: официальный текст и изменения
ФЗ 3085-1 впервые был утвержден депутатами Госдумы в 1992 году. Официальный текст документа включает 9 глав и 40 статей. Он устанавливает следующие основные задачи:
- образование и совершенствование торговых компаний, которое позволит обеспечить потребительские кооперативы товарами и услугами разного назначения;
- разрешена закупка продуктов у физических либо юридических лиц для их дальнейшей переработки и продажи;
- реализация товаров (продуктовых или непродовольственных) может осуществляться посредством розничной торговли;
- членам потребительских сообществ могут быть оказаны разные услуги;
- информация о принципах деятельности кооперативов должна находиться в свободном доступе.
Согласно положениям действующего законодательства, все граждане, являющиеся членами потребительских сообществ, вправе рассчитывать на помощь государства. Юридический документ обеспечивает соблюдение правовых норм наравне с Гражданским Кодексом и прочими законами.
Что касается вносимых поправок, их принимали неоднократно. Законопроект несколько раз дорабатывался и окончательно был сформирован лишь несколько лет назад. Последние изменения в действующую редакцию внесли в 2013 г.
Основные положения закона
Документ разделен на несколько глав, формирующих основные смысловые блоки закона:
- в 1 главе определены общие стандарты и положения;
- 2 глава устанавливает порядок создания кооперативов и определяет разработку устава;
- 3 раздел содержит сведения о правах и обязанностях членов сообщества;
- 4 глава регулирует вопросы по управлению потребительским обществом;
- в 5 главе определены имущественные вопросы;
- 6 раздел касается бухгалтерского учета и особенностей ведения документации;
- в 7 разделе содержатся сведения о реорганизации и ликвидации кооператива;
- 8 глава посвящена союзу потребительских сообществ;
- в 9 главе приведены переходные положения.
Поправки в законе
Изменения в федеральном законе относятся к середине 2013 года. Тогда дополнили и исправили несколько положений:
- в 11 статье сократили формулировку «образованием, профессиональной подготовкой». Вместо нее теперь используют просто «квалификацией». Фразу «на учебу в образовательные учреждения» заменили на «обучение в образовательной организации»;
- еще в двух статьях документа слова «учреждения» изменили на «организации».
Дополненная в 2013 г. редакция законопроекта действует и сегодня. Предлагаем скачать закон о кооперации по следующей ссылке. Текст содержит наиболее полные сведения, касающиеся деятельности потребительских сообществ.
Принципы деятельности потребительских организаций
Общие сведения содержат информацию о законодательной основе деятельности потребительских обществ. Государство должно взаимодействовать с кооперативами. Также определены принципы, согласно которым должны создаваться сообщества:
- членство в подобной организации должно быть добровольным, как и возможность выхода из нее;
- все участники должны оплачивать паевые и вступительные взносы в установленном размере;
- управление должно осуществляться на принципах демократии, а пайщики обязаны помогать друг другу;
- все члены сообщества должны иметь свободный доступ к сведениям о деятельности организации;
- культурный уровень участников кооператива необходимо повышать.
Законодательно установлены определенные требования при формировании кооперации:
- основателем сообщества не может быть гражданин младше 16 лет;
- для регистрации кооператива требуется участие 5 физических лиц либо 3 юридических;
- необходимо провести собрание учредителей, на котором устанавливается устав, формируется перечень будущих членов, решаются прочие вопросы. Все решения должны быть зафиксированы в протоколе собрания;
- сообщество обязательно проходит процедуру госрегистрации.
Согласно действующим стандартам, регулируются вопросы членства в кооперативе. Определен порядок принятия новых участников, прописаны обязанности, которые им нужно соблюдать, и права, которыми они будут наделены. Установлен способ выхода из потребительского общества и возврат средств.
Законом определены полномочия органов управления. Решения пайщики вправе принимать совместно на общем собрании. Может действовать совет и правление кооператива. Их полномочия также установлены в тексте правового документа.
Отдельно рассмотрены имущественные вопросы. Определены возможные источники получения имущества кооперативом. Регламентирована сумма взноса для новых членов, деятельность фонда потребительской организации. Доходы могут увеличиваться и должны быть распределены согласно нормам закона. На всех членах сообщества лежит имущественная ответственность.
Союз потребительских коопераций может быть сформирован согласно следующим принципам:
- разрешено вести предпринимательскую деятельность;
- члены союза вправе сохранить самостоятельность и свой юридический статус;
- союз не должен нести ответственность за своих участников;
- деятельность союзов ведется на основании принятого устава и договора учредителей;
- союз может проводить проверки в отношении потребительских сообществ, входящих в его состав.
Федеральный закон устанавливает обязанность ответственных лиц привести всю необходимую документацию в соответствие с проводимой деятельностью в течение года с момента образования кооператива.
Закон о кооперации охватывает все нюансы, касающиеся деятельности потребительских обществ. Определены правовые основы создания кооперативов, регламентированы вопросы членства и установки паевых взносов.
Федеральный закон от 11.07.1997 г. № 97-ФЗ
<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 13 июня 1997 года Статья 1. В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1788), изложив его в следующей редакции: «ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; союз потребительских обществ (далее также — союз) — добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг; пайщик — гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами; кооперативный участок — участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться, как правило, по территориальному признаку, определяемому уставом потребительского общества; уполномоченный потребительского общества — пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка и наделенный полномочиями решать вопросы на общем собрании уполномоченных потребительского общества. Он является связующим звеном между потребительским обществом и пайщиками, организует деятельность потребительского общества на кооперативном участке. Норма представительства уполномоченных потребительского общества, а также их права и обязанности определяются уставом потребительского общества; высший орган потребительского общества — общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или в форме общего собрания уполномоченных потребительского общества; представители потребительского общества в союзах потребительских обществ — пайщики, избранные на общем собрании потребительского общества (если иное не предусмотрено уставами потребительских обществ и их союзов) для участия в работе общих собраний представителей потребительских обществ союзов, в которые входит данное потребительское общество; вступительный взнос — денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество; паевой взнос — имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд — фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; резервный фонд — фонд, который предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств и порядок формирования и использования которого определяется уставом потребительского общества или союза; неделимый фонд — часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества — приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика; кооперативные выплаты — часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Статья 2. Ограничение на использование в наименовании юридического лица слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается. Статья 3. Государство и система потребительской кооперации 1. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и органов исполнительной власти определяются соглашениями. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. 2. Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Статья 4. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества 1. Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности. 2. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов; добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него; обязательности уплаты вступительного и паевого взносов; демократичности управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества); взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды; ограничения размеров кооперативных выплат; доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; заботы о повышении культурного уровня пайщиков. Статья 5. Правомочия потребительского общества Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями: заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано; иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере; создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества; распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества; привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан; осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков; осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества; осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества. Статья 6. Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах 1. Потребительские общества и их союзы самостоятельно осуществляют наем работников и определяют условия и размеры оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Законом и уставами потребительских обществ и их союзов. 2. Дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на председателей советов потребительских обществ и их союзов, председателей ревизионных комиссий потребительских обществ и их союзов налагаются только органами, избравшими этих председателей. 3. Выборные должностные лица потребительского общества или союза, нарушающие права пайщиков, уставы и допускающие злоупотребления, наносящие ущерб потребительской кооперации, могут быть по представлению ревизионной комиссии союза отстранены от должности советом союза потребительских обществ в порядке, определенном уставом союза. В таких случаях совет союза обязан организовать проведение общего собрания в течение 30 дней. ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА Статья 7. Порядок образования потребительского общества 1. Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц. 2. Порядок принятия решений об образовании потребительского общества и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского общества в соответствии с настоящим Законом. 3. Решения о создании потребительского общества и вступлении в союз принимаются учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля: совет потребительского общества, его председателя; ревизионную комиссию потребительского общества; иные органы управления, предусмотренные уставом потребительского общества. 4. Решение учредительного собрания потребительского общества оформляется протоколом. Статья 8. Государственная регистрация потребительского общества 1. К заявлению о государственной регистрации потребительского общества прилагаются: протокол учредительного собрания потребительского общества о создании потребительского общества, об утверждении его устава и о составе совета потребительского общества, подписанный председателем и секретарем учредительного собрания; устав потребительского общества; свидетельство об уплате регистрационного сбора. 2. Потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Статья 9. Устав потребительского общества 1. В уставе потребительского общества должны определяться: наименование потребительского общества; место его нахождения; предмет и цели деятельности потребительского общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат; размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества; сведения о его филиалах и представительствах; иные сведения. 2. Уставом потребительского общества может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков. ГЛАВА III. ЧЛЕНСТВО В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ Статья 10. Прием в потребительское общество 1. Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении. 2. Заявление о приеме в потребительское общество должно быть рассмотрено в течение 30 дней советом потребительского общества. Вступающий признается пайщиком с момента вынесения решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества. 3. Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство. Статья 11. Права пайщиков потребительского общества 1. Пайщики потребительского общества имеют право: вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе; участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов; получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества; приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества; пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества; сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах; быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии с их образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в работниках; получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации; пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества; получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности; обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества; обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы. 2. Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Статья 12. Обязанности пайщиков потребительского общества Пайщики потребительского общества обязаны: соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества; выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности. Статья 13. Прекращение членства в потребительском обществе 1. Членство в потребительском обществе прекращается в случаях: добровольного выхода пайщика; исключения пайщика: ликвидации юридического лица, являющегося пайщиком; смерти гражданина, являющегося пайщиком; ликвидации потребительского общества. 2. Заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского</p>
>Закон о кооперации
Закон о потребительских кооперативах 2019
Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством ; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Потребительский кооператив
Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы. Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.
В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива.
Особенности статуса гаражно-строительных кооперативов
1 п. 2 ст. 251 НК РФ? Ответ: ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ Российской Федерации от 16 октября 2007 г.
№ 03-03-06/4/138 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения средств, полученных гаражно-строительным кооперативом от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт имущества кооператива, и сообщает следующее. Отношения, связанные с созданием и деятельностью потребительских кооперативов (в том числе гаражно-строительных кооперативов), регулируются ст.
потребительского кооператива Статья 4.
Потребительский кооператив Статья 5. Наименование и местонахождение потребительского кооператива Статья 6. Правоспособность потребительского кооператива Статья 7. Филиалы и представительства потребительского кооператива Статья 8. Государство и потребительский кооператив Статья 9. Порядок создания потребительского кооператива
Закон РФ от N 3085-1 (ред
потребительскую кооперацию Российской Федерации. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов,
Закон о потребительских кооперативах 2015
1. Какими законами регулируется деятельность гаражных кооперативов? Гаражные кооперативы, это разновидность потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется ст.
116 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), специализированными законами РФ, Законом Российской Федерации от 26.05.1988 «О потребительской кооперации» (в частях, не противоречащих действующему законодательству). В области, не урегулированной законами, деятельность гаражных потребительских кооперативов регулируется и контролируется Уставом кооператива.
В настоящее время действуют Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
, Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
, от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и разд.
Подподает ли потребительский кооператив под ФЗ 115 и почему?
профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари)
Новая версия закона предусматривает обеспечение сохранности кооперативной собственности, прав пайщиков и законных интересов потребительского общества. В частности c 5 мая 2012 к исключительной компетенции общего собрания пайщиков отнесено отчуждение недвижимого имущества потребительского общества вне зависимости от его стоимости.
В законе определено, что представитель союза, членом которого является потребительское общество, имеет право участвовать в общем собрании пайщиков потребительского общества с правом совещательного голоса, соответственно установлена обязанность совета потребительского общества уведомить не только всех пайщиков потребительского общества, но также союзы, членом которых является потребительское общество, о времени, месте проведения, повестке дня общего собрания пайщиков потребительского общества и представить материалы по рассматриваемым вопросам. Определены условия, при которых считается принятым решение общего собрания потребительского общества по вопросу отчуждения недвижимого имущества потребительского общества (вопрос включен в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения данного собрания, и за отчуждение недвижимого имущества проало определенное законом количество пайщиков потребительского общества). Аналогичный порядок созыва общего собрания уполномоченных и принятия ими решений установлен для общего собрания уполномоченных потребительского общества. На общем собрании пайщик потребительского общества имеет право представлять по доверенности не более чем одного другого пайщика. Кроме того, установлены требования к кандидатурам председателя и членов совета потребительского общества и союза потребительских обществ в целях недопущения ими нарушений прав пайщиков и настоящего Закона. Сняты ограничения на соотношение работников и лиц, не являющихся работниками организаций потребительской кооперации, в численном составе совета потребительского общества или союза .
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы по созданию и деятельности кредитных потребительских кооперативов, является ФЗ №190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации» (далее «Закон»).
Данные организации являются некоммерческими и создаются для оказания помощи своим членам в финансировании путем объединения средств и дальнейшего предоставления денежных средств членам кооператива на взаимной основе.
Одним из обязательных условий при создании и деятельности кооператива является количественных состав его членов, который должен состоять не мене чем из 15 граждан или 5 юридических лицам.
К ним относятся жилищные, жилищно-строительные, дачные, гаражные, садоводческие, огороднические, кредитные и др. потребительские кооперативы, известные российскому праву еще с начала 20-х гг. XX столетия.
В отличие от производственных кооперативов, потребительские кооперативы создаются не для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.
Закон о потребительской кооперации 2019
3. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо » общество». 4.
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.
В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Гк рф о потребительских кооперативах
116, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ ) для уточнения понятия потребительского кооператива. Статья 116. кооператив 1.
кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. 2.
Действующая редакция Статья 4 Основные принципы создания и деятельности потребительского общества
Уполномоченные могут быть допущены к анию при наличии доверенности пайщиков. Выборы распорядительных и контрольных органов потребительских обществ осуществляются тайным анием. 3. Деятельность общества прекращается по решению общего собрания пайщиков (или уполномоченных).
При прекращении деятельности (ликвидации) потребительского общества порядок использования его имущества, оставшегося после уплаты налогов, выполнения обязательств перед банками и другими кредиторами выплаты пайщикам паевых взносов, дивидендов на них, определяется общим собранием пайщиков (или уполномоченных). 4.
Закон о потребительской кооперации 2015
Наименование кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова » союз» либо » общество». 4. Члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.
В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. 5.
Закон о потребительском кооперативе
Бесплатная юридическая консультация:
Создание потребительских обществ и кооперативов в России регулируется Законом. Он предписывает правовые нормы в деятельности таких формирований и определяет следующие задачи:
- формирование и функционирование торговых организаций для обеспечения потребительских сообществ необходимыми товарами и услугами;
- проведение закупки у физических и юридических лиц сельскохозяйственной продукции для ее дальнейшей обработки;
- производство пищевой и непродовольственной продукции и ее реализация через организации розничной торговли;
- производственные и бытовые услуги членам кооперативов;
- информирование и пропаганда идей и принципов кооперации.
Данный правовой акт гарантирует государственную поддержку потребительских организаций и обеспечивает правовую базу для их функционирования наряду с другими законодательными актами РФ.
Описание Закона о потребительской кооперации
Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» утвержден 19 июня 1992. С момента вступления в силу документ дорабатывался и оптимизировался в соответствии с актуальными нормами законодательства. Последние изменения в редакцию Закона о кооперации были внесены 2 июля 2013.
Документ по своей структуре подразделяется на следующие главы:
- общие положения;
- порядок формирования потребительского общества;
- членство в кооперативе;
- органы управления организации;
- имущество потребительского общества;
- основы деятельности и функционирования;
- процедура реорганизации и ликвидации;
- союз потребительских обществ.
В общих положениях Закона о кооперации даются основные понятия и определения законодательства в данной сфере. Предписывается взаимодействие государства и системы потребительских сообществ, а также особенности их деятельности. Для создания такой кооперации закон определяет следующие принципы:
Бесплатная юридическая консультация:
- добровольность вступления и выхода из организации;
- обязательность в уплате вступительных и паевых взносов;
- демократичное управление и взаимопомощь пайщиков;
- ограниченность выплат в обществе;
- свободный доступ к информации о функционировании организации для всех ее членов;
- акцентирование внимания на повышении культурного уровня пайщиков.
Порядок создания данной организации основывается на определенных предписаниях:
- учредителями такого общества могут быть граждане от 16 лет, для создания требуется от 5 физических или от трех юридических лиц;
- принятие решение о создании кооперации основывается на предписаниях данного закона;
- формируется учредительное собрание, которое определяет устав общества, список пайщиков, организует органы управления и органы контроля, все решения оформляются протоколом;
- организация проходит государственную регистрацию.
Глава 3 Законарегулирует членство в кооперации. Предписывается порядок принятия новых пайщиков, их права и обязанности. Определяется процедура выхода из кооператива и возврат паевого взноса.
Закон о кооперации регулирует функционирование органов управления и их структуру. Учитываются полномочия общего собрания пайщиков, а также порядок принятия решений. Регламентируется деятельность совета и правления кооперации, полномочия и ответственность ревизионной комиссии.
Глава 5 Законаопределяет имущество кооператива и его источники. Регулируются размеры паевого взноса и формирование фонда потребительского общества. Учитывается получение доходов и их распределение, а также имущественная ответственность членов организации.
Союз потребительских коопераций согласно положениям закона формируется по следующим предписаниям:
Бесплатная юридическая консультация:
- основные принципы создания и функционирование союза;
- порядок формирования, документы;
- имущество, органы управления и контроля объединения;
- полномочия общего собрания представителей кооперации, порядок принятия решений;
- совет и правление объединения, ревизионная комиссия;
- реорганизация и упразднение союза, прекращение членства.
В переходные положения данного правового акта включены предписания о порядке приведения документации действующих обществ. Она должна быть надлежащим образом оформлена не позднее 12 месяцев с момента утверждения данного правового акта.
Последние изменения, внесенные в закон
Последние изменения Закона о кооперации были введены 2 июля 2013 года. Поправки внесли коррективы в редакцию следующих положений:
- в пункте 1 статьи 11 в восьмом абзаце формулировка «образованием, профессиональной подготовкой» сокращена до «квалификацией», в 9 абзаце слова «на учебу в образовательные учреждения» заменены формулировкой «на обучение в образовательные организации»;
- в п 4 ст 21 и в п 3 ст 33 «учреждения» заменены на «организации».
Текст закона о потребительской кооперации
Скачать Закон»О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами и юридическими лицами, заинтересованными в вопросах создания или функционирования данных организаций.
О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской федерации (в редакции федерального закона от 11.07.1997 n 97-фз) (с изменениями на 2 июля 2013 года)
Версия сайта: 2.2.9
Бесплатная юридическая консультация:
Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.
Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.
Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.
Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.
Бесплатная юридическая консультация:
Основы потребительской кооперации в России – Деньги и финансы простым языком
Формы потребительской кооперации существуют в России очень давно. К ним можно отнести общины крестьян, бытовые артели, общества взаимопомощи и т. д. На сегодняшний день потребительская кооперация (потребкооперация) остается одной из лидирующих кооперативных систем, которая имеет законодательно закрепленные принципы функционирования и систему взаимоотношений с государственной властью.
Закон №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» принят в 1992 г. После этого в закон несколько раз вносились поправки. Последняя редакция – от 02 июля 2013 года на основе Федерального закона №185-Ф3. Рассмотрим в данной статье основные изменения, внесенные в Закон №3085-I.
Основные сферы, которые регулируются законом № 3085-I:
- определение правовой, социальной и экономической сфер для деятельности потребкоопераций;
- отношения и взаимосвязи с государственными органами;
- определение прав пайщиков и их интересов;
- установление обязанностей пайщиков;
- рассмотрение вопросов по налогообложению, трудовым отношениям, доходам и зарплатным выплатам для работников общества;
- имущественные права потребительских обществ (потребобществ).
Целевое предназначение кооперации потребителей состоит в том, чтобы осуществлять деятельность, разрешенную законодательно, в целях обеспечения интересов пайщиков.
(например: торговля, производство, заготовки, посредничество и т. д.)
На государственном уровне кооперации нужны для содействия развитию социальной и бытовой инфраструктуры, участия в благотворительных акциях.
Существенные правки в закон 1992 года были внесены законом №37-Ф3 от 23.04.2012 года. Перечислим ниже блоки, в которых были сделаны поправки.
Блоки следующие:
- правила созыва общего собрания;
- введение института наблюдателей (выборы и полномочия);
- механизм отчуждения недвижимых объектов собственности;
- ведение документооборота;
- правила приостановления членства в союзе.
Общее собрание
Ст. 15 устанавливает, что главный орган потребобщества – это общее собрание. Пункт 5 ст.16 с внесенными поправками гласит, что созыв этого собрания регулируется не только Законом № 3085-I, но и уставом самого общества.
В 16 статье закрепляются основные правила созыва общего собрания:
- Совет потребобщества обязан письменно сообщить всем своим членам, а также союзам (в которых он состоит) данные о том, когда и где будет проведено собрание.
- Уведомления должны быть получены членами за 1 неделю до собрания.
- Повестка и материалы по вопросам из нее отправляются с уведомлением.
Согласно ст. 18 представители союзов участвуют в принятии решений.
Решение считается принятым, если большинство авших его поддерживают.
К исключениям относятся: имущественные вопросы по недвижимым объектам, исключение из членства в обществе, выход из членства в союзе. Для этих конкретных случаев требуется – минимум ¾ от присутствующих для вынесения решений. Реорганизация потребобщества может решаться только единогласно.
П. 5 ст. 18 разрешает пайщикам представлять интересы 1-го другого члена общества при наличии нотариальной доверенности.
Важно! Потребобщества далеколежащих населенных пунктов, в которых большое число членов, могут организовывать собрания кооперативных участков.
Созыв и принятие решений на участках происходит по аналогии с общим собранием.
Совет потребобщества
В промежутках между общими собраниями все возникающие вопросы решает совет потребобщества. До внесения изменений членами совета могли быть только лица, которые ранее трудились в потребкооперации и имели соответственный опыт.
Согласно внесенным изменениям, теперь членам совета не обязательно иметь опыт, а достаточно быть членом общества или его представителем. Единственное ограничение – это только то, что у пайщика не должно быть правонарушений.
Закон №37-Ф3 устанавливает, что состав членов совета более не имеет строгих ограничений и может включать как сотрудников общества, так и не сотрудников. Ранее большинство членов совета не должны были быть работниками общества.
Введение института наблюдателей
Первая статья в новой редакции дополняется институтом наблюдателя. Им принято считать лицо, которое осуществляет защиту прав и интересов членов общества. Данный институт вводится с целью минимизации злоупотреблений в области потребкооперации и назначается советом союза.
Пункт 2 ст. 38.1 определяет конкретные случаи, когда назначают наблюдателя:
- члены общества имеют жалобы и претензии к работе органов управления потребит. кооперации;
- окончание финансового года с убытками в размере 20% от общей суммы активов;
- потребобщество не предоставляет отчетную документацию союзу;
- в течение 2-х финансовых лет общество имеет убытки, которые составляют 10% от суммарных активов.
Важно! Ст. 38.1 в п.1 обязывает нижестоящие по иерархии потребсоюзы и общества предоставлять вышестоящим документацию (бухгалтерского и финансового характера), согласно предписаниям этих союзов.
После назначения наблюдателя в потребобщество или союз, они уведомляются об этом в течение 3 дней. Кандидатура наблюдателя, а также отчеты по его проверкам могут быть оспорены в суде согласно ст. 38.1 п.12.
Назначение наблюдателя осуществляется не более чем на 3 календарных месяца за один финансовый год. Повторное назначение возможно только если в новых жалобах членов будет поднят вопрос, который ранее не рассматривался.
Ст. 38.1 закрепляет полный список прав и обязанностей наблюдателя. По результатам проведенной проверки, наблюдатель не выносит каких-либо решений, а лишь предоставляет отчет и рекомендации для дальнейших действий общему собранию пайщиков.
На срок проведения наблюдательской проверки, органы управления потребобществ лишаются права проводить юридические (приобретение, продажа имущества и т.д.) и финансовые сделки (займы, поручительства, кредиты и т. д.). подобные операции проводятся с письменного согласия наблюдателя.
Отчуждение недвижимого имущества
Согласно закону № 37-Ф3 на общем собрании может выноситься вопрос по передаче прав на недвижимость любой стоимости (ранее были ограничения по сумме). Для утверждения решения необходимо ¾ пайщиков.
Вынесение вопроса отчуждения на ание, может проходить только в том случае если он входил в повестку, и все участники были с ним ознакомлены не позже чем за 1 неделю.
Прекращение членства в союзе
Поправки коснулись также и прекращения членства в союзе.
Ст. 32.1 определяет случаи прекращения членства:
- общество исключается из союза и соответственно теряет членство;
- потребобщество ликвидировано или прекратило деятельность по результатам реорганизации;
- общество принимает добровольное решение о выходе из союза.
Дополнение списка обязательной документации
Новая редакция дополнена обязательным перечнем документации, которые должно вести потребительское общество. В предыдущей редакции необходимые типовые документы и их ведение определяло само общество в своем уставе.
В перечень обязательных документов теперь входят:
- квитанции, чеки, расписки или другие документы подтверждающие оплату, возврат или получение паевых взносов;
- протоколы решений всех собраний и заседаний потребит. общества;
- документация о приеме и исключении членов;
- реестр, с данными о членах общества.
Дополнительно общество должно вести документацию, которая предусмотрена законодательством России с учетом сферы деятельности.
Закон о кооперации 3085-1
Создание потребительских обществ и кооперативов в России регулируется Законом 3085-1. Он предписывает правовые нормы в деятельности таких формирований и определяет следующие задачи:
- формирование и функционирование торговых организаций для обеспечения потребительских сообществ необходимыми товарами и услугами;
- проведение закупки у физических и юридических лиц сельскохозяйственной продукции для ее дальнейшей обработки;
- производство пищевой и непродовольственной продукции и ее реализация через организации розничной торговли;
- производственные и бытовые услуги членам кооперативов;
- информирование и пропаганда идей и принципов кооперации.
Данный правовой акт гарантирует государственную поддержку потребительских организаций и обеспечивает правовую базу для их функционирования наряду с другими законодательными актами РФ.
Последние изменения, внесенные в закон 3085-1
Последние изменения Закона о кооперации были введены 2 июля 2013 года. Поправки внесли коррективы в редакцию следующих положений:
- в пункте 1 статьи 11 в восьмом абзаце формулировка «образованием, профессиональной подготовкой» сокращена до «квалификацией», в 9 абзаце слова «на учебу в образовательные учреждения» заменены формулировкой «на обучение в образовательные организации»;
- в п 4 ст 21 и в п 3 ст 33 «учреждения» заменены на «организации».
Налоговый рай для предприятий потребительской кооперации
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Кооперативы против бедности»!
Хорошо помню то время, когда предприятия потребительской кооперации, особенно в сельских районах нашей необъятной Родины — СССР, своих пайщиков кормили, одевали, помогали вести домашнее хозяйство, и многое другое, полезное-создавали рабочие места, платили неплохую зарплату. Потребительская кооперация СССР стремительно и мощно развивалась, особенно в сельской местности-в районных центрах строились перерабатывающие сельскохозяйственные небольшие заводы по производству мясной, молочной, овощной, ягодной продукции, вина, и др.
Активно работали автолавки, передвижные заготовительные конторы, пункты приёма молока у населения. Работали пошивочные ателье. Такое мощное кооперативное движение значительно улучшало материальное положение пайщиков сельской потребкооперации. Рост материальной базы потребительской кооперации и соответственно материальное благополучие сельского жителя -пайщика потребительского общества прекратился в начале лихих 90-х и не восстановился до сих пор. Крестьяне, в те лихие, трагичные для советской Родины, годины, были брошены на произвол судьбы.
Захватившие власть младореформаторы, уничтожили крестьянство на селе и вместе с крестьянством-потребительскую кооперацию. Однако…, хочется верить, что потребительская кооперация, потребительские общества и их предприятия возродятся в своём новом и сильном облике, как организации коллективного труда на благо своих пайщиков.
Предлагаю к ознакомлению познавательную статью о том, какая потребительская кооперация дана нам в Законе. Статьёй поделился официальный сайт «Туров и Партнёры» — ссылка на статью: https://turov.pro/nalogovyie-mifyi-chast-3-potrebitelskie-obshhestva-c/
Современные кооператоры и юристы о потребительской кооперации
В последнее время предприниматели проявляют особый интерес к потребительскими кооперативами. Чем обусловлено такое любопытство? Если раньше сельпо, райпо были единственными магазинами на деревне, где народ мог что-то приобрести, то сейчас избыток – чуть ли ни один магазин на 10 человек. Если раньше колхозы и совхозы сбывали излишки зерна, поросят, картошки и прочего хозяйства через потребкооперацию, то сейчас полно различных коммерческих оптовиков, перекупщиков и т.д.
Побуждения создать потребительское общество у трудяг-пайщиков той эпохи и современных кооператоров похожи только по закону и документам… Время изменило взгляды, а современное законодательство «помогло» рассмотреть в кооперативах совсем иные ценности. Да и люди уже другой закалки, точнее закаленные этими законами. С самыми распространенными мифами мне помогли разобраться современные кооператоры и юристы компании «Туров и Партнеры».
Миф №1. Потребительские общества – это не для бизнеса. Для предпринимательской деятельности логичнее и удобнее открывать ООО, ОАО, ИП и т.д.
Из ст.1 Закона РФ №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: «потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».
И если производственные кооперативы относятся к разряду коммерческих организаций, то потребительские общества – это общественные организации, работа которых направлена не на извлечение прибыли, а удовлетворение нужд пайщиков.
Возникает вполне логичный вопрос: «Как же вести бизнес путем организации потребительского общества? Когда все «движения», при которых что-то продается либо покупается относятся к коммерческим?»
Олег Сырочев. Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
- «А что есть бизнес? И для кого?» – это самые обычные вопросы при создании бизнеса.Так вот, Потребкооперация отвечает на эти вопросы, а именно бизнес – это дело! Дело для пайщиков. НО: при правильном подходе и постановке бухучета практически нет налогооблагаемой базы. А раз нет базы, значит нет и отчислений. Все в соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке государства. Нужно ли вам дело со 100% сбытом и при этом без налогов? Решать вам!
Екатерина Кувшинова. Руководитель юридического отдела компании «Туров и Партнёры»:
Единственная цель существования потребительских обществ – это удовлетворение нужд пайщиков, а не извлечение прибыли. А нужда может выражаться в чем угодно: в имуществе, в квадратных метрах, в деньгах.
Организации, индивидуальные предприниматели также могут быть пайщиками, могут вносить паевые взносы, но они не смогут их поставить у себя в расходы (если это не является необходимым условием существования этой, например, ООО-шки). К таким организациям относятся компании на ОСНО либо на УСН (доходы-расходы), а остальным лицам будет комфортно работать с кооперативом, т.к. им не нужно учитывать расходы для определения налоговой базы, а подтвердить происхождение товара они могут актом приёма-передачи имущества и договором с ПО. Это и физические лица, юрлица, которым не нужны расходы и ИП (патент, ЕНВД, УСН (доходы)). Поэтому такие компании-пайщики могут «брать» товар у потребительского общества, а затем его продавать.
Так как потребительское общество – это некоммерческая организация, ей нужно на что-то существовать. И существует она членские взносы. Существуют также и паевые взносы. Разница в том, что паевой взнос имеет возвратный характер, как раз его пайщики и возвращают имуществом или деньгами. Например, пайщик пришёл и сказал: «Я вношу паевой взнос 100 рублей, прошу удовлетворить мою нужду телефоном». Общество покупает пайщику телефон за 80 рублей и передаёт его за те же 80 рублей возвратом паевого взноса. А 20 рублей, в соответствии с заявлением пайщика зачисляются в членские взносы. И уже эти 20 рублей общество общество расходует согласно созданным фондам на свои нужды.
Что получается? С точки зрения закона п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ удовлетворение нужд пайщиков не признается реализацией. По факту мы поменяли деньги на товар, пайщик доволен, общество довольно, а реализации и налогов нет, а, соответственно, нет и налоговой базы.
Безусловно, особое внимание следует уделить грамотному оформлению всей необходимой и регламентирующей деятельность документации. Если все будет оформлено правильно и соблюдены нюансы, то такой «своеобразный бизнес» торговлей не признают».
За долгой беседой с Екатериной Бурлуцкой у меня сформировалось представление о современных «Райпо». Модернизированный кооператив – это что-то похожее на бизнес для своих, ведь не платить налоги по закону – это отличная перспектива. Но, соблазн ухода от «противного» НДС перекрывает здравый смысл: все пайщики имеют равный голос. Возникает опасение создания коалиции и бунта среди недоброжелателей. Ведь свои же могут нанести удар исподтишка и свергнуть «реальную» власть… Быть может, это тоже миф?
Миф №2: Очень велики риски, что «демократия» кооперативов может привести к свержению «главных» пайщиков-основателей
Максим Заглядкин. Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
Именно на общем собрании пайщиков можно свергнуть «власть». Обезопасить руководящих лиц кооператива от «свержения» возможно посредством уполномоченных кооперативных участков. Т.е. на общем собрании голосуют за пайщиков уполномоченные соответствующих кооперативных участков. Именно так мы рекомендуем выстраивать структуру управления в ПО.
Кооперативный участок – часть потребительского общества. КУ открывается Советом либо по территориальному, либо по тематическому признаку для оперативного управления в ПО. Он объединяет определенное количество пайщиков, проживающих на определенной территории, или работающих в какой-нибудь организации, а также принимающих участие в тематических программах ПО.
В ст. 17 Закона РФ «О потребительской кооперации» записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка, руководит его деятельностью уполномоченный кооперативного участка.
Уполномоченный кооперативного участка имеет право принимать решение от лица всех пайщиков кооперативного участка, а также участвовать в Общем собрании пайщиков потребительского общества от своего кооперативного участка.
То есть, назначив свое доверенное лицо уполномоченным кооперативного участка, вы сможете избежать негативных последствий общего голосования.
Миф №3. Потребительские общества тоже «кошмарят» всевозможными проверками
На основании п.1 ст. 3. Закона РФ «О потребительской кооперации» отношения государства и потребительской кооперации: «Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации».
В отличие от юридических лиц и ИП-шников, «работа» потребительских обществ осуществляется при минимальном участии государственного влияния и контроля. Хотела написать «бизнес», но, исходя из заложенного в это понятие начального смысла, это грубо и коряво… Поэтому – это труд, деятельность без постоянного присутствия «Зачем? Почему? И на каком основании?» гос. наблюдателей. Но, если потребительский кооператив, помимо своего «прямого назначения», осуществляет предпринимательскую деятельность путем реализации товаров/работ/услуг, то запрет на проверки автоматически снимается. Любопытство органов не заставит себя ждать.
Олег Сырочев. Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
ИФНС очень внимательно смотрит на деятельность потребительских кооперативов, порой до маразма доходит: и не регистрируют, и пытаются внести изменения в Устав. Но всякое дело проходит такой период. При правильном бухучете налоговая только пошумит и напакостит, но на это в Законе от 19.06.1992 г. №3085-1 есть отдельная статья, которая прямо запрещает государству вмешиваться в дела Потребительских обществ и предусматривает наказание чиновников, неправомерно «сунувших нос» в дела кооперации. Поэтому бухгалтерия должна быть выверена. Особенности в том, что каждая операция обсуждается, и нет шаблона бухгалтерских проводок.
Максим Заглядкин. Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
Закон РФ от 19.06.1992 г № 3085-1 «О потребительской кооперации» говорит о том, что государство не в праве вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность общества.
Что могут проверить контролирующие органы:
- Нецелевое использование денежных средств;
- Деятельность потребительского общества на предмет коммерческой деятельности;
- Удержание НДФЛ.
Следовательно, основная задача для своей защиты – все правильно оформить. Можно открыто показывать контролирующим органам все положения ПО, все протоколы. Они не имеют права влиять на них, оказывать давление на то, что было решено на Общем собрании пайщиков.
Миф №4. С трудом верится, что с помощью потребительских кооперативов можно сэкономить на налогах и защитить активы
Олег Сырочев. Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
Пожалуй, самый странный миф. Защита активов прямо прописана в законе от 19.06.1992 г. №3085-1. На паевые взносы не может быть обращено взыскание. Налоговики пытаются доказать все, что угодно вплоть до ничтожности и фиктивности сделки. Но, если имущество реально используется в деятельности кооператива или же, согласно этому закону, улучшает материальные и иные потребности пайщика, то доказать неправомерность «наезда» достаточно легко.
Кооперация во многом позволяет обойтись без лицензий, Закон о защите прав потребителей не действует против кооперации, выдавай паевые хоть круглосуточно и алкоголем – все в пределах закона. Нет торговли и услуг и, соответственно, выручки, и поэтому нет налогооблагаемой базы. Нет зарплаты – нет базы для взносов и НДФЛ, нет имущества на балансе – нет и налога на имущество (имущество на «забалансе» – это и вовсе паевой взнос).
Есть возможность возврата НДС, есть принципиальная возможность ввоза без таможни. Есть возможность работать со всем миром: закон не ограничивает вступление иностранных лиц. Нет необходимости декларировать доход, потому что возврат паевых взносов доходом не является, нет и НДФЛ, и нет дивидендов, поэтому и нет налогообложения. Нет торговых площадей – есть склады приема-выдачи паевых взносов, а значит можно не платить и поборы за торговую площадь. Есть возможность создать собственные фонды, вплоть до пенсионного и реинвестировать в собственное развитие.
Максим Заглядкин. Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
По защите активов.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации», неделимый фонд – это часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит отчуждению или распределению между пайщиками, и порядок формирования и использования которой определяется уставом потребительского общества или союза.
Данный фонд создается по решению Общего собрания пайщиков, и туда может помещаться любое движимое и недвижимое имущество, ранее внесенное в кооператив.
Согласно определению, указанному выше, ни один кредитор или государственный орган не может истребовать имущество из данного фонда. Хотя, как видится, здесь есть все-таки разумные пределы защиты имущества неделимого фонда. Например, если у вас проходит выездная налоговая проверка, и вы решаете внести активы компании в потребительский кооператив, который, в свою очередь, решением Общего собрания поместит его в неделимый фонд, то, в данном случае, суд может отменить данное решение и признать всю операцию, совершенную исключительно с целью ухода от ответственности.
НДС
Основной принцип определения налогообложения деятельности ПО закреплен в ст. 39 НК РФ, согласно которой, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью реализацией не признается (п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ), соответственно объекта налогообложения НДС не возникает.
Налог на прибыль
Самое важное при расчете налога на прибыль – безошибочно классифицировать доходы, которые поступают в компанию. Ведь по правилам некоммерческие организации должны уплачивать налог только с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.
Если поступления предусмотрены уставом, обязанности перечислить с них налог нет. Но и тут доходы должны соответствовать критериям ст. 251 НК РФ.
Так, например, целевые поступления (вступительные и членские взносы) не будут облагаться налогом, если отвечают следующим требованиям:
-
- получены безвозмездно;
- использованы в срок по целевому назначению;
- потрачены на ведение уставной деятельности или содержание ПО.
И последнее важное условие: организация, которая получает целевые средства, обязана вести раздельный учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности (если она ведется) и от уставной. Об этом сказано в п.п.14 п.1 ст. 251 НК РФ. Ведь если средства одновременно используются целевым и нецелевым образом, компания вправе уплачивать налог только с части, задействованной в предпринимательской деятельности.
Что касается банковских процентов, то обычно банк начисляет проценты с той суммы, что хранится на расчетном счете, и если так, то ПО должно учесть полученную прибавку в составе внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ).
Причем, следовать этому правилу придется вне зависимости от того, предназначены деньги для целевого использования или коммерческого.
Безусловно, за ПО остается право уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы. Расходами могут признаваться следующие: отрицательные курсовые разницы, материальные расходы, банковские расходы, арендная плата, коммунальные платежи, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации по ОС, купленному на целевые средства.
НДФЛ и страховые взносы
Если сотрудник устроен по трудовому договору, то:
-
- НДФЛ 13%;
- Страховые взносы 30% (20% при наличии льготы, уст. №212-ФЗ).
Если сотрудник (пайщик) получает вознаграждение как материальную помощь пайщику, то:
-
- НДФЛ 13%;
- Страховые взносы 0%, так как отсутствует объект обложения страховыми взносами в соответствии с №212-ФЗ.
Если пайщик вносит какое-то имущество в ПО, в том числе интеллектуальную собственность, и просит вернуть ему это имущество деньгами, то:
-
- НДФЛ 0%;
- Страховые взносы 0%.
Интеллектуальное имущество (собственность) можно внести, но это должно быть сделано все официально. Нужен авторский договор об использовании интеллектуальной собственности, должно быть оформлено на электронном или материальном носителях и т.д.
Пайщики ПО могут вносить любое имущество в потребительское общество, самостоятельно его оценивать, а потом возвращать его стоимость этому пайщику в денежном выражении, при этом все налоги будут равны 0.
При оценке этого имущества не требуется привлекать оценочные компании. Обязательная оценка происходит только в отношении следующего имущества:
-
- Государственного имущества;
- При спорах между пайщиками по поводу стоимости этого имущества;
- При нанесении ущерба этому имуществу.
Итак, все «за» и «против» потребительской кооперации
Максим Заглядкин. Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:
Потребительский кооператив – один из лучших, на данный момент, способов законной оптимизации налогов, страховых взносов и защиты активов. При этом государственный контроль со стороны государства за деятельностью кооператива, согласно законодательству о кооперации, минимальный.
Но, как оно часто и бывает, всегда есть своя ложка дегтя в бочке с медом. К минусам потребительского кооператива можно отнести:
-
- не под любой вид деятельности можно применить;
- совершенно другой внутренний и внешний документооборот по сравнению с коммерческими организациями;
- плохая осведомленность людей о данной форме, и возникающие в связи с этим негативные моменты и т.д.
Как вы сами видите минусов тоже хватает и, поэтому, к выбору потребительского кооператива как к основной форме организации своей деятельности, необходимо подходить очень основательно, взвесив все «за» и «против». Если вы готовы рискнуть или, например, просто рассматриваете потребительское общество как один из нескольких своих видов деятельности, то в нынешних реалиях суровой российской действительности, вам стоит обратить особое внимание на эту форму.
Александр Михайленко. Председатель ПО «Держава»:
Никто в сфере деятельности предприятий не застрахован от увода власти от учредителей-основателей организации. Однако, кооператив отличается от других юридических лиц не только тем, что это единственная форма некоммерческой организации, правомочная распределять прибыль между своими членами, но и тем, что собственность на имущество организации не частная и не государственная, а коллективная. Кстати, как показывает практика, не все государственные органы, например, Госкомстат при присвоении кодов ОКОПФ, знают эту особенность.
Налоговые органы при регистрации кооператива зачастую тоже требует указания в заявлении данных и удостоверения подписей в качестве учредителей всех первоначальных пайщиков, создающих кооператив, что незаконно. При регистрации кооператива закон обязывает представить заявление от руководителя с заверенной у нотариуса подписью, протокол собрания пайщиков, на котором создан кооператив и выбраны органы управления, устав кооператива, и квитанция об оплате. Могут еще запросить договор о предоставлении юридического адреса и копии правоустанавливающих документов на помещение.
Проблема с банками
«Кошмарить» кооперацию у налоговой на данном этапе шансов немного, но бывают:) У банка, в котором вы намерены открыть счет, таких возможностей на пару порядков больше. Первое, что вправе проверить банк – наличие по юридическому адресу вывески и учредительных документов кооператива, органов управления, проще говоря, офиса. Взрыв банковского мозга случается, если юридический адрес указан по месту жительства председателя, что не запрещено законом. Далее, при операциях по открытому счету банк обязан руководствоваться любимым всеми банками 115-ФЗ о противодействии терроризму и прочему отмыванию своих доходов. Банковский счет, пожалуй, самое слабое звено в кооперативе.
Проблемы с контролирующими органами
Сия проблема возникает не только с банком, но и с контролирующими органами типа Роспотребнадзора. Потому что очень немногим доступно понимание, что кооперация вправе не лицензировать свою деятельность, когда действия, к примеру, по перевозке грузов или пассажиров осуществляется для собственных потребностей кооператива: между пайщиком «А» и пайщиком «Б», а кассовый аппарат вместе с Законом о правах потребителя и налогами с торговой площади здесь не нужны, если товары не выдаются никому, кроме пайщиков, хотя и за деньги.
Проблема «навязанной коммерциализации»
Главную проблему кооперации я вижу в навязанной коммерциализации всей деятельности в стране, в отношениях «купи-продай-заплати налоги, взносы, акцизы и спи спокойно». В непонимании чиновников, что само государство и разрешило кооперативам такую деятельность. Практика показывает, что и бухгалтеры за редким исключением, требуют переучивания на кооперативное мышление, а этому мало где учат.
Наибольшая эффективность кооперации достигается при объединении всех, от производителя до конечного потребителя и всех обслуживающих структур – жилищных, коммунальных, транспортных и т.д. в одну систему кооперации. Тогда все взаимоотношения между ними будут исключать взаиморасчеты из налогооблагаемой базы и оставлять денежные массы непосредственно в системе, а при современной системе электронных платежей исключить денежный оборот со всеми присущими ему «прелестями».
Проблема недобросовестных пайщиков
Коллективная собственность, как и подтвердила история, является собственностью всех пайщиков кооператива, а значит, пользование осуществляется на основе принятых советом положений и заключенных договоров пользования, а распоряжение ею – только на основании решения общего собрания кооператива. Проблема иногда возникает при недобросовестности лица, имеющего право подписи (как правило председателя совета или правления), распоряжающегося паевым фондом или имуществом кооператива без решения общего собрания. Банк, разрешая операцию по счету, не вникает в полномочия лица и списывает со счета денежные средства. Для предотвращения подобного криминала рекомендуется кооперативам как можно подробнее устанавливать полномочия всех органов управления кооперативом, в Уставе или принимаемых в соответствии с ним и Законом 3085-1 положениями, в том числе о фондах, имуществе и денежных средствах кооператива.
Относительно возможности смены власти и рейдерского захвата, по сравнению с другими формами организаций, кооперативы более защищены, поскольку принятие наиболее важных решений в них в компетенции только общего собрания и только пайщиков, к тому же круг которых ограничен, и каждый обладает одним голосом независимо от размера внесенного пая.
Кроме того, защищенность коллективного имущества паевого фонда от ареста, в целях обеспечительных мер, взыскания по долгам как кооператива, так и непосредственно пайщиков, обеспечена невозможностью исполнительных действий к паевому фонду в силу закона. Тут нужно отличать имущество кооператива, полученное по сделкам, находящегося на балансе (как и у любого юр.лица), которым кооператив отвечает по своим долгам, и паевому фонду, от имущества, переданного пайщиками для удовлетворения общих потребностей, оно как раз находится на забалансовом счете и потому свободно от взыскания. А это основные средства, здания, транспортные средства и прочее. У всех других организаций, кроме учреждений с оперативным управлением, любое имущество может быть арестовано за долги. И, если в других организациях ищут (и находят) лазейки в законах, «серые» схемы ухода от налогов, вывод в оффшорные зоны, то кооперативам это не требуется, т.к. кооперация – сама по себе своеобразная оффшорная зона.
Олег Сырочев. Генеральный директор ООО «НПО Экология»:
Самый большой удар по кооперации, да и по другому бизнесу, на сегодняшний день наносят банки. Преступая все законы, и Конституцию, и ГК, и даже закон о банках и банковской деятельности, без зазрения закрывая счета по признаку «сомнительные операции», а паевые взносы прямо прописаны в списках сомнительных операций ЦБ. Но рекомендации ЦБ – не есть закон и отстоять возможно, хотя очень неприятно, когда счета заблокированы. В кооперативе вполне возможно создать собственную (без банков) систему платежей, законодательство это позволяет.
Проблемы у организаторов кооперативов – это неверие, тотальное неверие в то, что можно жить честно и не платить мзду «паразитам» в лице ИФНС и Фондов. И страх… За четверть века очень хорошо вдолбили большой дубиной в голову предпринимателям постулат «надо платить налоги», видимо, вытеснив из голов мозг. Да, налоги платить надо и ни в коей мере Потребкооперация – не есть лазейка для «ухода» от налогов…
Потребкооперация – это бизнес с налоговой экономией. Во многом очень существенной экономией, но ни в коем разе мы не призываем к незаконному и к «черному» существованию. А наоборот: чем шире движение Потребкооперации, тем богаче пайщики, кооператив в целом, район, город, край, страна наконец… Потребкооперация – социальное дело, дело, реально помогающее людям. Дело, объединяющее людей. То, что один не может осилить, могут осилить сообща (кооперативно) пять, десять, двадцать… тысячи пайщиков! Это очевидно!
Пожалуй, пора ставить точку в этой статье, в которой, надеюсь, удалось развеять самые распространенные мифы. И завершить ее хочется вопросом: «Быть может, потребительская кооперация и есть светлое будущее российского бизнеса?»
Ваше мнение, уважаемый читатель?
Метки: закон, кооперативы, пайщики, Потребительская кооперация, потребительский кооператив, потребительское общество, СССР