Содержание

Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (последняя редакция)

29 декабря 2006 года N 244-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 211-ФЗ, от 22.04.2010 N 64-ФЗ, от 03.11.2010 N 281-ФЗ, от 04.05.2011 N 99-ФЗ, от 13.06.2011 N 133-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 16.10.2012 N 168-ФЗ, от 23.07.2013 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 22.07.2014 N 278-ФЗ, от 01.05.2016 N 121-ФЗ, от 28.03.2017 N 44-ФЗ, от 27.11.2017 N 358-ФЗ, от 18.12.2018 N 468-ФЗ, от 25.12.2018 N 479-ФЗ, от 03.07.2019 N 169-ФЗ, от 26.07.2019 N 239-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр
    • Статья 3. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 5. Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр
    • Статья 5.1. Ограничение переводов и приема платежей в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 6. Требования к организаторам азартных игр
    • Статья 6.1. Требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении других азартных игр, требования к центру учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов при осуществлении деятельности по приему, учету и переводу интерактивных ставок
    • Статья 6.2. Целевые отчисления от азартных игр, осуществляемые организатором азартных игр в букмекерской конторе
    • Статья 7. Требования к посетителям игорного заведения
    • Статья 8. Общие требования к игорному заведению
    • Статья 8.1. Требования к казино и залам игровых автоматов
  • Глава 2. Игорные зоны
    • Статья 9. Создание и ликвидация игорных зон
    • Статья 10. Управление игорными зонами
    • Статья 11. Критерии отбора земельных участков для создания игорных зон
    • Статья 12. Использование земельных участков игорных зон
    • Статья 13. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне
  • Глава 3. Организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон
    • Статья 14. Порядок открытия и деятельности букмекерских контор, тотализаторов, пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов
    • Статья 14.1. Саморегулируемая организация организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемая организация организаторов азартных игр в тотализаторах
    • Статья 14.2. Деятельность центра учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов
    • Статья 15. Требования к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов
    • Статья 15.1. Государственный надзор в области организации и проведения азартных игр
    • Статья 16. Заключительные положения
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 18. Утратила силу
    • Статья 19. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
    • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственном регулировании деятельности по организации ипроведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

(В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 211-ФЗ, от 22.04.2010 № 64-ФЗ, от 03.11.2010 № 281-ФЗ, от 04.05.2011 № 99-ФЗ, от 13.06.2011 № 133-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 16.10.2012 № 168-ФЗ, от 23.07.2013 № 198-ФЗ, от 21.07.2014 № 222-ФЗ, от 22.07.2014 № 278-ФЗ, от 01.05.2016 № 121-ФЗ, от 28.03.2017 № 44-ФЗ, от 27.11.2017 № 358-ФЗ, от 18.12.2018 № 468-ФЗ, от 25.12.2018 № 479-ФЗ, от 03.07.2019 № 169-ФЗ, от 26.07.2019 № 239-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность организаторов торговли, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах». (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр

Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, — игорных зон;

3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5) осуществления государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.

3. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

2) пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

3) ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

31) интерактивная ставка — денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа, в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а также средств связи, включая средства подвижной связи, центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 222-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 169-ФЗ)

4) выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

5) организатор азартной игры — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

6) деятельность по организации и проведению азартных игр — деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 198-ФЗ)

7) игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне — выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;

9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах — документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием вида оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора либо процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора, количества и места нахождения филиалов, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов либо иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 222-ФЗ; от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

10) участник азартной игры — физическое лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

11) игорное заведение — здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);

12) казино — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;

13) зал игровых автоматов — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

14) букмекерская контора — игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; (В редакции Федерального закона от 13.06.2011 № 133-ФЗ)

15) тотализатор — игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр, а также выплату выигрышей за счет суммы ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения; (В редакции федеральных законов от 13.06.2011 № 133-ФЗ; от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

16) игровое оборудование — устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;

17) игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;

18) игровой автомат — игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;

19) касса букмекерской конторы — часть пункта приема ставок букмекерской конторы, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, за исключением интерактивных ставок, и выплачивает выигрыши; (В редакции федеральных законов от 13.06.2011 № 133-ФЗ; от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

20) касса тотализатора — часть пункта приема ставок тотализатора, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, за исключением интерактивных ставок, и выплачивает выигрыши; (В редакции Федерального закона от 13.06.2011 № 133-ФЗ)

21) касса игорного заведения — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;

22) зона обслуживания участников азартных игр — часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;

23) служебная зона игорного заведения — обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;

24) сопутствующие азартным играм услуги — гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий, услуги по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных ставок среди участников лотереи, выплате, передаче или предоставлению выигрышей участникам международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

25) процессинговый центр букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

251) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, заключает пари с участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерской конторы, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор; (Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

26) процессинговый центр тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

261) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок тотализаторов, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора и в центр учета переводов интерактивных ставок тотализаторов; (Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

27) пункт приема ставок букмекерской конторы — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы или процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

28) пункт приема ставок тотализатора — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора или процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

29) центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов — кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, осуществляющая деятельность в соответствии со статьей 142 настоящего Федерального закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

Статья 5. Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах в соответствии со статьей 142 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 222-ФЗ, от 03.07.2019 № 169-ФЗ)

4. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 13.06.2011 № 133-ФЗ)

5. Игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов, за исключением создания игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее — Корпорация). (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 222-ФЗ; от 22.07.2014 № 278-ФЗ)

6. Не допускается прием ставок организатором азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах путем перевода денежных средств, в том числе перевода электронных денежных средств, приема платежей физических лиц, почтового перевода денежных средств организатору азартных игр, осуществляемых оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, банковским платежным агентом и (или) банковским платежным субагентом, за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой. Организатор азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вправе принимать интерактивные ставки, переданные только путем перевода денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов с использованием электронных средств платежа по поручениям участников данных видов азартных игр. (Часть введена —

Обсуждаем ключевые изменения Федерального закона об игорной индустрии с правовым экспертом

30.05.2018

Закон ужесточают, а игорный бизнес всё равно продолжает действовать – причём в правовых рамках. Система иногда напоминает восточные единоборства: кто кого?

В ключевой документ, который регулирует игорный бизнес в РФ, в очередной раз планируют внести изменения.

Редакция Russian Gaming Week поговорила с юристом Марией Лепщиковой и выяснила, почему так часто переписывают законодательство и к чему готовиться букмекерам.

Мария Лепщикова – юрист ООО «Правовая линия» («ПЛ»), специализируется на правовой сфере по части игорной индустрии.

Почему так часто редактируют ФЗ № 244-ФЗ?

Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 244-ФЗ был принят в 2006 году. С тех пор утвердили более 10 документов, изменяющих его. Получается, поправки вносятся по несколько раз в год. Чем обусловлено такое частое редактирование?

Комментарий юриста: Если быть точными – на текущий момент поправки в закон № 244-ФЗ обеспечены четырнадцатью федеральными законами о внесении изменений.

Характерно, что изменения, вносимые в закон № 244-ФЗ и в Положение № 1130 о лицензировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ, чаще всего носят ужесточающий характер – то есть вводят новые или ужесточают существующие требования к ведению букмекерской деятельности в РФ. В единичных случаях нововведения давали букмекерам новые возможности, как было с разрешением интерактива.

Некоторые поправки в № 244-ФЗ вносили ясность в документ, устраняя первоначальные неточности в формулировках и понятиях.

Таким образом, изменения можно условно разделить на три вида:

  • ужесточающие;
  • корректирующие;
  • расширяющие полномочия.

Последнее случается крайне редко. А частота первых двух видов, с одной стороны, вызвана тем, что игорный бизнес часто пытается подстроить уже существующие модели работы под всё новые законодательные запреты. И надо отметить, что отчасти у него это получается. В связи с этим законодатель, понимая, что заложенная в предшествующие изменения цель не достигнута или достигнута частично, пытается добиться её очередной коррекцией формулировок.

С другой стороны, причины ужесточения кроются в увеличении финансовой нагрузки на игорный бизнес. Это выражается как в нормах, прямо обязывающих букмекеров платить больше, так и в нормах, за неисполнение которых букмекеров позже привлекают к ответственности в виде штрафов.

Суть: изменения бывают трёх видов. Когда речь заходит об игорной деятельности, то чаще всего они – ужесточающие. Законодательство в данной области меняется так часто по двум причинам:

  1. Представители бизнеса вписывают свою деятельность в рамки закона, поэтому меры ужесточения приходится менять и уточнять.
  2. Увеличение финансовых отчислений с прибыльного бизнеса.

Банковская гарантия – только у конкретных банков?

Новый законопроект предусматривает ужесточение требований к банковской гарантии – теперь её необходимо будет получать в банке из утвержденного списка. К каким трудностям это ведёт и усложнится ли процедура регистрации новых лицензий для букмекеров?

Комментарий юриста: Предлагаемые поправки звучат так:

«…часть 10 статьи 6 дополнить предложением следующего содержания:

“Банковская гарантия выдается банком, включенным в предусмотренный статьей 741 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения”».

Сразу же возникает вопрос: в случае принятия этой нормы банковские гарантии части букмекеров не подойдут, так как получены не в «тех» банках?

В более ранней версии того же документа не было чётко оговорено, что требование о наличии банковской гарантии в банке «из списка» не распространяется на тех букмекеров, у которых есть такая, но «не из списка» (до момента окончания действия их текущей банковской гарантии, имевшейся на момент вступления в силу закона).

В рассматриваемом на сегодня законопроекте указано, что:

«Положения пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона распространяются на организаторов азартных игр, имеющих на день вступления в силу настоящего федерального закона банковскую гарантию с незаконченным сроком действия, после наступления даты окончания срока действия такой банковской гарантии».

Таким образом, много зависит от конечной редакции в принятом законе: либо части букмекеров придется срочно переоформлять банковскую гарантию и нести связанные с этим дополнительные финансовые затраты, либо гарантии банков «не из списка» будут удовлетворять лицензионным требованиям для букмекеров до окончания имеющейся банковской гарантии.

Стоит отметить, что ряд букмекеров вообще не имеет банковской гарантии – их лицензии были оформлены до соответствующего изменения закона, потребовавшего её наличие.

Часть 10 статьи 6 ФЗ № 244-ФЗ не применяется к организаторам азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, получивших лицензию до дня вступления в силу Федерального закона от 22.04.2010 № 64-ФЗ, пока не истечёт срок её действия. Иными словами, требование о банковской гарантии не распространяется на половину игорного рынка.

Что касается новых лицензий, то государственные чиновники публично заявляют, что появление таких лицензий – нежелательно, поэтому требование о наличии банковской гарантии не отменяется, а только ужесточается. При этом, во-первых, практика использования банковской гарантии как инструмента защиты интересов игроков – неизвестна. Во-вторых, букмекеры платят взносы в страховой фонд СРО по 30 миллионов рублей, что само по себе – мера по защите интересов игроков от невыплат, так что «гарантия» дублируется.

Выходит, что требование о наличии банковской гарантии и проект об усложнении процедуры ее получения – это на самом деле инструменты против регистрации новых лицензий, так как – подчеркну – случаи использования банковской гарантии как факта реализации интересов игроков настолько не распространены на практике, что трудно будет найти хотя бы один пример.

Суть: всё зависит от конечной редакции законопроекта: либо букмекерам придётся срочно переоформлять гарантию, либо можно будет оставить прежнюю, а по её истечении – заключить новую, но уже с «правильным» банком.

При этом банковская гарантия – вовсе не обязательная мера защиты интересов клиента. Для этого и так существует страховой фонд. Из чего напрашивается вывод, что конечная цель – предотвратить появление новых участников игорного рынка.

Об интерактивных ставках

В нескольких пунктах законопроекта упоминались так называемые интерактивные ставки. Чем обусловлено их появление и что оно означает для букмекеров?

Комментарий юриста: Законопроект предлагает внести изменения в статью 6.2 № 244-ФЗ, которая регулирует порядок и уплату целевых отчислений на российский спорт от азартных игр, осуществляемых организатором азартных игр в букмекерской конторе.

Сегодня в строго юридическом смысле формальная обязанность заключать соглашения о целевых отчислениях с субъектами профессионального «российского спорта» (общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами) лежит только на тех букмекерах, которые принимают ставки на исходы спортивных мероприятий в наземных ППС. Причём организаторами этих мероприятий должны быть субъекты «российского спорта». Соответственно, уплачивать целевые отчисления, размер которых не может быть менее 15 миллионов рублей в квартал, обязаны только «наземные» букмекеры.

А букмекеры, заключающие пари посредством сайта интерактивных ставок (в соответствии с нынешней редакцией статьи 6.2 и в соответствии с понятийным аппаратом статьи 4 ФЗ № 244-ФЗ), не обязаны заключать соглашения с «российским спортом» и, соответственно, не обязаны уплачивать целевые отчисления.

Предлагаемые поправки к редакции ст. 6.2 № 244-ФЗ обяжут таких букмекеров заключать соглашения и, как следствие, уплачивать целевые отчисления.

Иными словами, новые правки нужны, чтобы исправить неточность текста, допущенную законодателем при принятии поправок «о целевых отчислениях». Она состоит в том, что законодатель, предусмотревший разницу между понятиями «ставка» и «интерактивная ставка», при утверждении текста норм о «целевых отчислениях на российский спорт» упомянул в статье 6.2 только обычную ставку. Тем самым эта норма формально не распространяется на понятие «интерактивные ставки».

Обсуждаемым законопроектом предполагается внести понятие «интерактивные ставки» в статью 6.2 и формально закрепить обязанность интерактивщиков платить целевые отчисления на спорт (в случае заключения пари на события, организованные российскими спортивными лигами и федерациями).

Суть: законодатель предусмотрел разницу понятий «ставка» и «интерактивная ставка» в одном месте, но забыл о ней в другом. Поэтому на данный момент формально интерактивщики могут не платить целевые отчисления на спорт. Новый законопроект чётко пропишет определение интерактивных ставок, а также обязует к уплате целевых отчислений с них.

Об оборудовании ППС

В последней редакции законопроекта появилась статья, затрагивающая оборудование ППС. Может ли она потянуть за собой новые процедуры лицензирования оборудования?

Комментарий юриста: Законопроект предполагает установление Правительством РФ закрытого перечня оборудования, которым может пользоваться при заключении пари букмекер.

Это прежде всего говорит не об ужесточении лицензирования оборудования, а об изменении подхода к оказанию азартных услуг клиентам в наземных ППС.

Если сейчас букмекер имеет право для заключения пари использовать оборудование (терминалы, системные блоки, мониторы, телевизоры и прочее оборудование, с которым может контактировать клиент БК), то предполагаемый закрытый перечень оборудования – непредсказуемый (на данный момент). Теоретически он может содержать ограничение на использование телевизоров/плазм.

Помимо закрытого перечня оборудования, которое устанавливает Правительство РФ, законопроект предлагает обязать букмекеров использовать оборудование из этого перечня, с которым может контактировать только работник организатора азартных игр. Этот шаг накладывает запрет на использование терминалов самообслуживания в наземных ППС.

Суть: всё снова упирается в окончательную редакцию. Если документ утвердят в том виде, в котором он есть сейчас, то это может повлечь за собой серьёзные ограничения по использованию оборудования в ППС, вплоть до демонтажа терминалов самообслуживания.

О событиях для ставок

Законопроект также предлагает изменения в ст. 15 № 244-ФЗ, затрагивающие перечень событий, на которые разрешено делать ставки. Ограничивается ли круг событий, с которыми сейчас работают БК?

Комментарий юриста: Предлагаемые поправки в ст. 15 № 244-ФЗ звучат так:

«В букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок заключаются пари, при которых исход основанных на риске соглашений о выигрыше зависит исключительно от событий, которые могут наступить или не наступить в ходе следующих мероприятий:

1) спортивных соревнований;

2) испытаний лошадей на ипподромах;

3) зрелищно-развлекательных мероприятий, транслируемых в прямом эфире телеканалами, действующими на основании лицензий на вещание, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением стимулирующих мероприятий, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг);

4) итогов голосования, результатов выборов, референдума в период соответствующих избирательных кампаний, а также результатов и событий, которые иным образом связаны с такими выборами, референдумом (за исключением итогов голосования, результатов выборов, референдума в период соответствующих избирательных кампаний и кампании референдума, проводимых в Российской Федерации, либо результатов и событий, которые иным образом связаны с такими выборами, референдумом).»

Фактически законодатель очень сильно сужает перечень событий, на исходы которых букмекер вправе заключать пари. От правила «разрешено всё, что прямо не запрещено» предлагается перейти к – «запрещено всё, что прямо не разрешено».

Предлагаемый разрешенный перечень событий не подходит для работы отдельных букмекерских продуктов.

Суть: перечень событий, на которые можно делать ставки, будет сформулирован предельно узко, и выходить за его пределы будет запрещено законом. Это ударит по бизнесу ряда БК.

Как быть букмекерам?

Мария выступит в качестве спикера на Russian Gaming Week, которая пройдет 7-8 июня, и непременно уделит внимание обсуждаемому законопроекту. Что смогут прояснить для себя посетители?

Комментарий юриста: С нашим изменчивым законодательным регулированием игорного бизнеса в ближайший месяц, оставшийся до конференции, ситуация по законопроекту может ещё кардинально измениться. Мы будем следить за ходом событий и обязательно обсудим актуальное положение законодательства.

Суть: до действий ещё далеко. Но принцип «предупреждён – вооружён» никто не отменял. Чтобы быть в курсе главных изменений и получить консультацию от специалистов, зарегистрируйтесь на Russian Gaming Week.

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр
    • Статья 3. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 5. Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр
    • Статья 5.1. Ограничение переводов и приема платежей в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 6. Требования к организаторам азартных игр
    • Статья 6.1. Требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении других азартных игр, требования к центру учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов при осуществлении деятельности по приему, учету и переводу интерактивных ставок
    • Статья 6.2. Целевые отчисления от азартных игр, осуществляемые организатором азартных игр в букмекерской конторе
    • Статья 7. Требования к посетителям игорного заведения
    • Статья 8. Общие требования к игорному заведению
    • Статья 8.1. Требования к казино и залам игровых автоматов
  • Глава 2. ИГОРНЫЕ ЗОНЫ
    • Статья 9. Создание и ликвидация игорных зон
    • Статья 10. Управление игорными зонами
    • Статья 11. Критерии отбора земельных участков для создания игорных зон
    • Статья 12. Использование земельных участков игорных зон
    • Статья 13. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР В БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОРАХ И ТОТАЛИЗАТОРАХ ВНЕ ИГОРНЫХ ЗОН
    • Статья 14. Порядок открытия и деятельности букмекерских контор, тотализаторов, пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов
    • Статья 14.1. Саморегулируемая организация организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемая организация организаторов азартных игр в тотализаторах
    • Статья 14.2. Деятельность центра учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов
    • Статья 15. Требования к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов
    • Статья 15.1. Государственный надзор в области организации и проведения азартных игр
    • Статья 16. Заключительные положения
    • Статья 17.
    • Статья 18.
    • Статья 19. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
    • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *