Содержание

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 4. Цели экспортного контроля
    • Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля
    • Статья 6. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий
    • Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля
  • Глава II. Правовые основы организации экспортного контроля (ст.ст. 8 — 17)
    • Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю
    • Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в области экспортного контроля
    • Статья 11. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля
    • Статья 12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля
    • Статья 13. Право доступа к информации
    • Статья 14. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации для целей экспортного контроля
    • Статья 15. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации
    • Статья 16. Внутренние программы экспортного контроля
    • Статья 17. Организация и проведение проверок российских участников внешнеэкономической деятельности
  • Глава III. Регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (ст.ст. 18 — 25)
    • Статья 18. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями
    • Статья 19. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями
    • Статья 20. Всеобъемлющий контроль
    • Статья 21. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок
    • Статья 22. Общие требования к порядку выдачи, оформления, приостановления действия лицензии или разрешения и аннулирования лицензии или разрешения
    • Статья 23. Учет внешнеэкономических сделок
    • Статья 24. Идентификация контролируемых товаров и технологий
    • Статья 24.1. Специалист в области экспортного контроля
    • Статья 25. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов
  • Глава IV. Обеспечение заинтересованных лиц информацией по вопросам экспортного контроля (ст.ст. 26 — 28)
    • Статья 26. Получение информации о причинах принятого решения, действия (бездействия)
    • Статья 27. Опубликование нормативных правовых актов в области экспортного контроля
    • Статья 28. Информация о нормативных правовых актах в области экспортного контроля
  • Глава V. Международное сотрудничество Российской Федерации в области экспортного контроля (ст. 29)
    • Статья 29. Цели и формы международного сотрудничества Российской Федерации в области экспортного контроля
  • Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (ст.ст. 30 — 33)
    • Статья 30. Нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 31. Ответственность должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 32. Ответственность организаций за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля
    • Статья 33. Обжалование решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц
  • Глава VII. Заключительные положения (ст. 34)
    • Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ
«Об экспортном контроле»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 7 мая 2009 г., 1, 18 июля, 6 декабря 2011 г., 21 декабря 2013 г., 21 июля 2014 г., 13 июля 2015 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Экспортный контроль

Экспортный контроль – это комплекс мер регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) согласно законодательству РФ в отношении товаров, технологий, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также в сфере образования, то есть таких направлений, которые могут быть использованы не только в гражданских секторах экономики, но и в рамках двойного назначения.

Экспертиза в целях экспортного контроля представляет собой специализированную оценочно-аналитическую деятельность, направленную на установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю.

Нормативно-правовая база экспертизы в целях экспортного контроля обеспечивается:

  • Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий проводимой в целях экспортного контроля»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 249 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля»;
  • Списками товаров и технологий, экспорт которых контролируется.

Схема функционирования системы экспортного контроля

Требования экспортного контроля

При заключении контракта (договора) с иностранной организацией (партнером) исполнителю (разработчику) структурного подразделения необходимо идентифицировать свою продукцию:

  1. Определить код товара внешнеэкономической деятельности своей продукции на уровне 4 цифр (знаков). Код ТН ВЭД – это классификатор товаров, используемый при ввозе, вывозе.Код ТН ВЭД необходимо определять по наименованию своей продукции, приближенной к общепринятым названиям, техническим параметрам, назначению, применению.
  2. Сравнить код ТН ВЭД и технические параметры (описание) своей готовой продукции со списками контролируемых товаров (технологий), на ввоз, вывоз и передачу которых требуется получение разрешительных документов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России. Списки контролируемых товаров и технологий утверждены указами Президента РФ:
    • от 14.02.1996 № 202 (ядерные материалы);
    • от 14.01.2003 № 36 (оборудование и материалы двойного назначения);
    • от 17.12.2011 № 1661(товары и технологии двойного назначения);
    • от 08.08.2001 № 1005 (ракетные технологии);
    • от 28.08.2001 № 1082 (список химикатов);
    • от 20.08. 2007 № 1083(биологический список).
  3. Проверить иностранного партнера на причастность к военным разработкам и к террористическим актам.Информация (списки) о террористических организациях находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Вышеуказанная информация оформляется идентификационным заключением.

Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями

Из-за своей многопрофильности экспортный контроль пересекается со сферами ответственности многих федеральных органов исполнительной власти и связан с выполнением различных по характеру функций – от выработки общей стратегии до расследования правонарушений. Поэтому в осуществлении экспортного контроля задействованы:

  • МИД России,
  • Минобороны России,
  • ФТС России,
  • ФСБ России,
  • СВР России,
  • отраслевые министерства и ведомства.

Экспортный контроль основывается на разрешительном порядке осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, который предусматривает лицензирование или иную форму государственного одобрения внешнеэкономических сделок с ними.

Государственной экспертизе подлежат все сделки, связанные с товарами и технологиями, на которые распространяется экспортный контроль. Государственная экспертиза проводится созданными при ФСЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) межведомственными экспертными группами, в состав которых входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии ФСТЭК России или разрешения КЭК (Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, ракетных средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля влечёт за собой уголовную (ст. 189 УК РФ) и административную (ст. 14.20 КоАП РФ) ответственность.

Цели и задачи экспортного контроля

Цели экспортного контроля:

  • защита интересов государства;
  • реализация требований международных договоров в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
  • создание условий для интеграции экономики государства в мировую экономику;
  • противодействие международному терроризму.

Задачи экспортного контроля:

  • обеспечение национальной, в том числе экономической безопасности государства в области международной торговли;
  • противодействие распространению оружия массового поражения и связанных с ним технологий, а также продукции, являющейся особо опасной в террористическом отношении;
  • обеспечение условий для равноправной торговли с другими государствами в сфере высоких технологий, включая ядерную, вооружения и военной техники;
  • установление порядка и правил поведения внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией на национальном уровне для участников внешнеэкономической деятельности;
  • безусловное обеспечение неотвратимости санкций со стороны государства к лицам и организациям – нарушителям порядка и правил экспортного контроля;
  • воспитание культуры экспортного контроля путем проведения соответствующих пропагандистских и информационных мероприятий;
  • организация участия РФ в международных контрольных режимах;
  • создание разветвленной и эшелонированной национальной системы экспортного контроля.

Система независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля

Идентификационная экспертиза товаров и технологий – важный элементом экспортного контроля, основной задачей которого является установление принадлежности товара или технологии, являющихся объектами экспертизы, к продукции, которые подлежат экспортному контролю.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об экспортном контроле» — к продукции, подлежащей экспортному контролю, в относятся: сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об экспортном контроле» — экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающим в себя:

  • идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки;
  • разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
  • таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле.

В соответствии со ст.24 ФЗ «Об экспортном контроле» российский участник ВЭД может обратиться в экспертную организацию с целью идентификации контролируемых товаров (технологий) и получения идентификационного заключения.

Для чего нужна идентификационная экспертиза?

Идентификационная экспертиза проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:

  • является ли экспортируемые товары или технологии элементами одного или нескольких контрольных списков, т.е. подпадают ли они под процедуру экспортного контроля;
  • допустима ли передача (экспорт) данных товаров или технологий иностранному заказчику (конкретизируя вопрос – допустим ли данный экспорт в данную страну и данному конечному пользователю).

Исходя из этого, можно предложить следующую модель структуры заключения по идентификационной экспертизе:

  1. Определение принадлежности объекта (или его основных компонентов) одному или нескольким контрольным спискам.
  2. Проведение сравнительного анализа контролируемых технических и эксплуатационных параметров и характеристик и целей использования со значениями и целями, указанными в контрольных списках.
  3. Возможность применения объекта идентификации (или его компонентов) в гражданских или военных целях.
  4. Проверка конечного использования объекта экспертизы с целью оценки надежности импортера и конечного пользователя.

Когда необходима идентификационная экспертиза?

Идентификационная экспертиза осуществляется в тех случаях, когда экспортируемые товары и технологии по своему общетехническому наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам:

  • входят в перечень товаров, представленных в контрольных списках по своему общетехническому наименованию;
  • не подпадают под действие контрольных списков, но известно, что конечный пользователь по роду своей деятельности может применить их для создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;
  • не входят в перечень товаров контрольных списков по своему общетехническому наименованию, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов, используемых в контрольных списках.

Идентификационное заключение ФСТЭК России

Идентификационное Заключение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (заключение ФСТЭК, заключение ЭксКонт, заключение о товарах двойного назначения) – документ, который выдается, когда товар не попадает в перечни контролируемых товаров, утвержденных Указами Президента РФ. В документе указывается, что для осуществления внешнеэкономической операции лицензия ФСТЭК или разрешение КЭК не требуются.

Важным критерием при определении необходимости оформления Заключения является то, в какую страну вывозится товар. Так, например, в силу политической ситуации, таможня почти всегда требует Заключение в случае экспорта любого технически сложного товара в страны, определенные решениями Совета Безопасности ООН, либо Указами Президента Российской Федерации.

Оформление идентификационного заключения требует наличия высокой квалификации в сфере экспортного контроля. Поэтому во избежание ошибок при оформлении документа лучше обратиться в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю или в независимые идентификационные центры.

Форма идентификационного заключения

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 565

ИДЕНТИФИКАЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ N _ _ _ _

1. Составитель заключения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Сведения о внешнеэкономической операции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2.1. Документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2.2. Страна назначения (отправления) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2.3. Российский участник внешнеэкономической операции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2.4. Иностранные участники внешнеэкономической операции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2.4.1. Покупатель (продавец) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2.4.2. Потребитель (конечный пользователь) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Сведения об идентифицируемых товарах и идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности

N объекта

Наименование

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Описание

4. Установление соответствия идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности товарам и технологиям, включенным в контрольные списки 4.1. Позиции (пункты) контрольных списков, выбранные для сравнительного анализа

N объекта

Номер позиции (пункта)

Номер раздела

Наименование списка

4.2. Результаты сравнительного анализа

N объекта

Характеристики объекта

Описание позиции (пункта)

Выводы

5. Определение действующих в отношении идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности 5.1. Применение специальных экономических мер: а) в отношении страны назначения (отправления) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _; б) в отношении иностранного участника внешнеэкономической операции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _; в) в отношении идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности

N объекта

Результаты проверки

5.2. Наличие признаков, дающих основания полагать, что идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Общие выводы по результатам идентификации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. Дополнительная информация _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Уполномоченное лицо _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9. Дата составления _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Документы:

Когда на таможне могут запросить заключение ЭксКонт?

Представители таможенных органов запрашивают заключение ФСТЭК в случае, когда экспортируемая продукция может относиться к товарам и технологиям двойного назначения (предполагает использование продукции в военных целях, а не только в гражданских). Так как перечень товаров двойного назначения достаточно широкий, под подозрение может попасть различная продукция от компьютерной техники до оборудования для производства.

Разрешение Комиссии по экспортному контролю (КЭК)

Разрешение КЭК (комиссии экспортного контроля) выступает одним из документов, существующих в рамках организации контроля над экспортными поставками. Оно подтверждает, что вы имеете разрешение на ведение деятельности в рамках текущего внешнеэкономического договора.

Оформление разрешения КЭК предусматривается в двух ситуациях:

  1. При организации временного вывоза подконтрольных товаров с территории страны, при условии, что он и не будут предоставляться в пользование иностранным гражданам или организациям. Например, при проведении разнообразных выставок и демонстрационных показов.
  2. При условии, что проводимая операция экспортной поставки подпадает под «Всеобъемлющий контроль», предусмотренный требованиями ФЗ-183 «Об экспортном контроле». Статья 20 закона предполагает, что разрешение КЭК является обязательным условием проведения внешнеэкономических операций с товарами, пригодными для применения иностранными операторами для производства вооружений или их отдельных компонентов или имеющимися рисками их использования в террористической деятельности.

Российские участники ВЭД обязаны получить Разрешение КЭК, если у ФСТЭК России имеются основания полагать, что товары могут быть использованы для создания вооружения и военной техники, или есть информация, что иностранные контрагенты связаны с террористической деятельностью и т.п.

Комиссия экспортного контроля состоит из представителей различных ведомств (ФСТЭК, Минпромторг, ФСВТС, ФСБ, МВД и др.). Состав комиссии зависит от того, куда, что и зачем вы везете.

Как получить Разрешение КЭК?

Для оформления Разрешения КЭК необходимо подать во ФСТЭК России определенный комплект документов:

  • заявление,
  • гарантийные обязательства,
  • копию внешнеторгового контракта,
  • подробное техническое описание товара,
  • сведения о его назначении, целях использования за пределами РФ.

После регистрации вашего заявления, документы отправляются на государственную экспертизу.

Срок получения документа: Оформление Разрешения КЭК по официальным данным занимает 15 рабочих дней, но при необходимости дополнительной проверки может быть продлен до 45 рабочих дней.

Срок действия документа: Разрешение КЭК выдается на один год. Если контракт имеет срок более одного года, то будет необходимо повторное обращение в контролирующий орган.

Образец разрешения КЭК

КОМИССИЯ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗРЕШЕНИЕ N _ _ _

Выдано _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (наименование и адрес юридического лица, фамилия, имя, отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства)

по заявлению от _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ N _ _ _ _ _ (число, месяц, год)

на _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (экспорт, временный вывоз, выполнение работ, оказание услуг)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (наименование и характеристика научно-технической продукции, являющейся предметом внешнеэкономической операции)

в соответствии с _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (контракт, номер, дата и т.д.)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . (государство назначения)

Действительно до _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . (число, месяц, год)

Выдано на основании _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _. (дата и номер заключения государственной экспертизы внешнеэкономической сделки)

Дополнительная информация для целей экспортного контроля _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _. (указываются условия действия разрешения)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (должность) (подпись) (Ф.И.О.)

«__» ___________ 200_ г. М.П.

Документы:

Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об экспортном контроле Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711; Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3101; Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6044; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6079; Федерального закона от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2279; Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590; Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7351; Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 372-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6692; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 259-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4260; Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4342) Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них); экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов; внутренняя программа экспортного контроля — мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 372-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6692); оружие массового поражения — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения; продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, — технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. К указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия); контролируемые товары и технологии — сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов; российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) — осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7351); иностранные лица — юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства; режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров — форма осуществления внешнеэкономической деятельности, при которой для вывоза из Российской Федерации определенной группы или номенклатуры контролируемых товаров российского происхождения не требуется получение предусмотренных настоящим Федеральным законом лицензий (абзац введен Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 372-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6692). (Статья 1 в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6044) Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6044). Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6044). Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Статья 4. Цели экспортного контроля Основными целями экспортного контроля являются: защита интересов Российской Федерации; реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; противодействие международному терроризму (абзац введен Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6044). Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля 1. Российская Федерация проводит государственную политику в области экспортного контроля, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов. 2. Государственная политика в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами: добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля; приоритет интересов безопасности государства; осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей; (Абзац шестой утратил силу на основании Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7351) гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой; взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. Статья 6. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов. Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя: идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 372-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6692); разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования; таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7351); (Абзац пятый утратил силу на основании Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3101) организацию и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений указанных требований (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590). ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля Президент Российской Федерации: определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля; утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий; принимает решения об установлении режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, а также о прекращении или приостановлении действия этого режима (абзац введен Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 372-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6692). Правительство Российской Федерации: организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля; определяет на основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и указов Президента Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, а также определяет порядок организации и проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6044; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590); принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля; осуществляет на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации иные полномочия в области экспортного контроля. Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю. Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации. В состав межведомственного координационного органа по экспортному контролю включаются должностные лица, Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6079; Федерального закона от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2279; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 259-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4260; Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4342). В заседаниях межведомственного координационного органа по экспортному контролю могут участвовать представители Федерального Собрания Российской Федерации. Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по содействию

Экспортные мероприятия, процессы и меры осуществляются для развития экономики не только внутри страны, но и для внешнеэкономических отношений.

Экспортируются следующие объекты:

  • Товары и материалы;
  • Информация и права на собственность;
  • Услуги.

Контроль ведется для проверки и выяснений о возможном использовании перевезенных объектов в целях изготовления оружия или для планирования террористических актов. Процессы и система надзора оформлена в Федеральном законе 183.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон об экспортном контроле был принят Государственной Думой 22 июня 1999 года, а одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. Последние изменения в него были внесены 13 июля 2015 года. ФЗ 183 содержит 7 глав и 34 статьи. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения органов гос. власти РФ и работников внешнеэкономических организаций при осуществлении деятельности по экспорту. Также закон регламентирует процессы и меры по защите и безопасности государства и населения при проведении экспорта товаров, информации или услуг от торговли оружием и террористических атак.

Ознакомьтесь также с ФЗ о ветеринарии

Краткое содержание Федерального закона номер 183 об экспортном контроле:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Перечислены цели, задачи и описана сфера, на которую распространяется настоящий закон. Перечислены другие нормативы, акты и законы, регулирующие описываемую область деятельности. Оформлены нюансы, принципы и вектор развития политики в области ведения надзора над экспортом. Дан полный, подробный список товаров, услуг и информации, которые подвергаются контролю. Перечислены и описаны методы и меры контроля и безопасности;
  • Во второй главе оформлены правовые нюансы, основные принципы и система регулирования деятельности во время экспорта. Дан полный список с подробным описанием полномочий Президента РФ и Правительства в настоящей сфере. Оформлен межведомственный координационный орган контроля, функции, задачи и полномочия сотрудников. Дан полный список с описанием полномочий фед. органов власти и гос. корпораций «Роскосмос» и «Росатом». Также дан список полномочий и функций уполномоченного органа исполн. власти, созданного специально для контроля над областью экспорта. Перечислены нормативы и акты, оформленные и контролирующиеся гос. органами в описываемой сфере. Оформлены сведения о правах на доступ к информации. Перечислены права и обязанности работников сферы внешнеэкономической деятельности для исполнения целей закона. Перечислены обязанности сотрудников специальных органов, если им предоставляется информация о нарушениях экспорта. Меры по развитию и система ведения внутренних программ по контролю за экспортом. Мероприятия и процессы проверок сотрудников внешнеэкономических организаций;
  • В главе три оформлены процессы и способы ведения надзора, контроля и регулирования всех ввозимых и вывозимых, а также проводимых товаров, услуг или работ, если существует возможность их использования для создания оружия или планирования террористических атак. Даны требования и условия проведения сделок, если предметом сделки является описанная категория товара. Описаны формы и способы получения лицензии на осуществление сделок. Оформлен всеобъемлющий контроль. Описан порядок и процесс, а также полномочия сотрудника при проведении экспертизы вследствие нарушений закона во время внешнеэкономической сделки. Перечислены требования для получения на руки лицензии, изменениях в лицензии или ее аннулировании для ведения описанных видов сделок. Оформлены гос. учет и реестр. Описаны способы и процесс идентификации особого товара, формы идентификационных номеров. Оформлены запреты, ограничения и ответственность участников сделки и сотрудников, осуществляющих контроль;
  • В главе номер четыре оформлено предоставление информации в открытом доступе для заинтересованных лиц. Описано обязательство сотрудников на предоставление информации о причинах принятого решения или о причинах их действий или бездействия. Предоставлены формы и процессы опубликования в сети Интернет всех нормативов и актов, принимаемых в органах в области экспортного контроля. Перечислены и описаны основные акты и нормативы, уже принятые органами контроля экспорта;
  • В г. пять оформлены процессы международного сотрудничества РФ с другими государствами для ведения контроля за экспортом. Перечислены цели, задачи, даны и описаны формы и меры;
  • В шестой г. оформлена ответственность в каждой части нарушений описываемой области. Дан список нарушений и наказания за них для лиц, проводящих сделки. Дан список наказаний и категорий ответственности для должностных лиц и организаций. Предоставлена форма и заявление, а также процесс их подачи для обжалования решений или действий федер. органов;
  • В седьмой оформлены дополнительные условия и заключительные положения и требования настоящего Федерального закона.

Читайте также ФЗ о полиции в новой редакции. Ссылка

Настоящая сфера деятельности регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и законами Конституции РФ, другими ФЗ и международными нормативами.

Также вам будет интересно: ФЗ 73 с последними изменениями на 2018 год. подробнее

Последние поправки, внесенные в 183 ФЗ

В ФЗ об экспортном контроле в последней редакции изменения произошли 13 июля 2015 года, при принятии ФЗ номер 216.

Изменения произошли в статье 9. В этой статье оформлена информация об организации, деятельности и функциях межведомственного координационного органа в описываемой области. Такой орган ведет контроль над правильной и эффективной политикой, над соблюдением условий, требований и норм гос. политики в сфере экспорта. Описываемый закон регламентирует, что состав сотрудников и должностных лиц координационного органа должен быть принят и установлен Президентом России.

Существует только три корпорации, сотрудники которых имеют право исполнять обязанности в межведомств. органе:

  • «Роскосмос» (корпорация была добавлена в список 13 июля 2015);
  • «Росатом»;
  • «Ростех».

Согласно принятым изменениям в список корпораций, сотрудники которых обладают правами на работу в описанном органе, был добавлен «Роскосмос».

Также изменения произошли в статье номер 10. В ней описываются функции и деятельность корпораций «Росатом» и «Роскосмос» в области экспорта и контроля над ним.

В этой статье дан полный список полномочий сотрудников описываемых корпораций в настоящей сфере деятельности:

  • Оформление и исполнение прямых указаний и приказов Президента РФ;
  • Исполнение обязательств положений международных норм и договоров;
  • Оформление и исполнение прямых указаний и приказов Правительства РФ.

В редакции 2015 года представленным списком полномочий были наделены сотрудники корпорации «Роскосмос».

В статье 29 Федерального закона о контроле над экспортом оформлен список целей сотрудничества России с другими странами:

  • Создание и использование мер и условий для улучшения экономики страны и внедрения внешнеэкономических сделок;
  • Выявление нарушителей положений и требований настоящего ФЗ для привлечения их к ответственности;
  • Улучшение и развитие эффективности контроля и проверок всех сделок и механизмов экспорта внутри страны и за ее пределами;
  • Формирование отношений и их улучшение для ведения международных переговоров.

В последних принятых положениях закона написано в основном про корпорации «Роскосмос» и «Росатом», оформлены их полномочия и задачи.

Скачать закон об экспортном контроле с последними изменениями

В описанном законе оформлена информация, что если должностное лицо выходит за рамки своих полномочий или не соблюдает условия и требования ФЗ 183, оно будет привлечено к административной или уголовной ответственности.

Процедура контроля товаров, перевозимых за границу, осуществляется следующим образом:

  • Проверка идентификации товара по списку по оформленному на товаре номеру;
  • Принятие решения, одобрение или отказ в осуществлении сделки;
  • Контроль, проводимый таможенными сотрудниками;
  • Оформление таможенной документации для перевозки через границу;
  • Проверка валюты у сопровождающего товар.

Скачать Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» можно по ссылке.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *