Содержание

Закон 16 о транспортной безопасности

Обеспечение безопасности на транспорте считают комплексом мер, при выполнении которого защищают здоровье и жизнь граждан РФ, а также охраняют городские инфраструктурные объекты, разнообразные транспортные средства (ТС) и перевозимые на них грузы. В первую очередь, это касается защиты людей от терактов.

9 февраля 2007 г. в Госдуме был принят Федеральный закон о транспортной безопасности № 16. Ниже рассмотрены задачи, цели и требования этого документа.

Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Задачи и описание ФЗ № 16

Целью Федерального закона о транспортной безопасности №16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. считают обеспечение стабильной и безопасной работы городских ТС. Также согласно этому документу население РФ защищают от терактов.

Согласно п. 2 Федерального закона о транспортной безопасности № 16-ФЗ, для достижения вышеназванных целей выполняют несколько специальных задач. В этом случае проводят такие мероприятия:

  • заблаговременно определяют перечень потенциальных террористических и иных актов незаконного вмешательства;
  • оценивают уровень уязвимости ТС;
  • дают конкретные категории разнообразным видам ТС;
  • разрабатывают и вводят в действие различные мероприятия для устранения террористических или иных опасностей;
  • проводят должностную аттестацию и подготовку будущих сотрудников;
  • создают различные программно-аппаратные комплексы;
  • проводят регулярную сертификацию ТС.

Основные положения закона

В законе о транспортной безопасности №16-ФЗ есть 13 статей. Этим законом установлены процедуры и мероприятия, при применении которых устраняют различные опасности при эксплуатации ТС.

Под действие федерального закона о транспортной безопасности номер 16 попадают такие ТС:

  • ТС для транспортировки граждан, грузов, животных и др.;
  • автобусы, троллейбусы;
  • автомобильный спецтранспорт, на котором перевозят опасные грузы;
  • корабли и самолеты;
  • троллейбусы, автобусы;
  • поезда.

Перечень субъектов и объектов транспортной инфраструктуры

Согласно п. 9 ст. 1 федерального закона о транспортной безопасности №16-ФЗ, субъектами инфраструктуры считают юридических лиц, ИП и физических лиц, которые являются собственниками следующих объектов:

  • ж/д станций,
  • автовокзалов;
  • автобусных станций;
  • метро;
  • аэропортов;
  • морских портов;
  • автомобильных дорог и ж/д путей;
  • зданий, оборудования, которые обеспечивают ежедневную работу городского и иного транспорта.

Требования к должностным лицам — сотрудникам безопасности на транспорте

Основные законные требования к сотрудникам безопасности установлены в приказе Минтранса РФ №43от 8 февраля 2011 г. Согласно этому документу, эти работники выполняют такие действия:

  • оценивают степень уязвимости инфраструктурных объектов и ТС — например, анализируют возможность возникновения теракта;
  • разрабатывают план по защите пассажиров от ЧП и отвечают за его реализацию;
  • следят за текущим состоянием действующей инфраструктуры и самих ТС;
  • своевременно оповещают МВД, Минтранс и ФСБ о вероятных угрозах или возможном совершении терактов.

Важно! Также должностные лица соблюдают несколько конкретных ограничений при приеме соискателя в ряды сотрудников службы охраны аэропорта или иного аналогичного объекта, где проводят наблюдение, досмотр пассажиров и иные подобные мероприятия.

Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»

Ответственность

За невыполнение конкретных требований безопасности все перевозчики несут такую ответственность:

  1. Административную — по ст. 11.15.1 КоАП РФ. Также при непредставлении сведений о террористических угрозах (ст. 19.7.5 КоАП РФ), на ответственных граждан, должностных лиц и юридических лиц накладывают административный штраф. При повторном нарушении установленных правил перевозчик прекращает свою деятельность;
  2. Уголовную. При причинении увечья здоровью пассажира или при гибели людей, согласно ст. 263.1 УК РФ, виновника сажают в тюрьму на 7 лет как максимум.

Внимание! Согласно п. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, ответственных лиц штрафуют на такие суммы: граждан — 3-5 тыс. руб.; должностных лиц — 25-30 тыс. руб.; ИП — 30-50 тыс. руб; Юридических лиц — 50-100 тыс. руб.

Статья 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение требований в области транспортной безопасности»

Статья 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Непредставление информации об актах незаконного вмешательства»

Статья 263.1 Уголовного кодекса РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности»

Какие изменения были внесены в ФЗ № 16

29 декабря 2017 г. Госдумой был принят ФЗ № 442, в котором отражено несколько поправок в федеральный закон о безопасности транспортной инфраструктуры и средств № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. В 2019 году эти нововведения вступили в юридическую силу.Важно! В ФЗ № 442 от 29 декабря 2017 г. установлены правовые основания для работы внеуличного транспорта. Подобным ТС считают метро, канатную пассажирскую дорогу, монорельс и рельсовые фуникулеры.

В п. 5 ст. 1 основного закона о транспортной безопасности № 16-ФЗ внесены такие поправки:

  • вместо «ж/д, автомобильные вокзалы и станции» теперь указано «автостанции, автовокзалы, ж/д вокзалы и станции»;
  • вместо «метрополитен» теперь написано так — инфраструктура внеуличного транспорта, которую определяет Правительство РФ.

Федеральный закон от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

По закону о безопасности транспортных средств № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. перевозчик обеспечивает надежную защиту пассажиров, а также перевозит различные грузы (без их утери или брака). Кроме того, ответственные должностные лица отвечают за пожарную безопасность ТС.

В интернете можно скачать и ознакомиться с последней редакцией закона Российской федерации о транспортной безопасности № 16-ФЗ.

В России «транспортная безопасность» подразумевает проведение мер, направленных на защиту жизненно важных интересов граждан, населения и государства в области транспорта от внешних и внутренних угроз. Все нюансы проведения подобных мер заключены в 16 ФЗ Минтранса.

Описание закона

Федеральный Закон № 16 «О транспортной безопасности» был принят членами Государственной Думы 19 января 2007 года. Совет Федерации одобрил законопроект второго февраля того же года. Принят законопроект был для обеспечения гражданской безопасности в различного рода ТС. Данный закон официально вступил в силу через 180 дней после опубликования.

Цель ФЗ № 16 осуществить устойчивое и безопасное действие транспортного комплекса, также защитить отдельных граждан и население в целом от актов незаконного вмешательства.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение нескольких задач. Задачи по 2 ст. настоящего закона «О транспортной безопасности»:

  • обеспечить нормативно правовое регулирование в сфере транспорта;
  • заранее определять потенциальные угрозы акта незаконного вмешательства;
  • проводить оценку уязвимости средств передвижения;
  • присуждать определенные категории различным видам средств передвижения;
  • разрабатывать и приводить в действие меры для устранения потенциальной опасности;
  • проводить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
  • проводить контроль и надзор на государственном уровне;
  • создавать и приводить в действие информационное, материально-техническое и научное обеспечение;
  • проводить периодическую сертификацию технических средств.

16 ФЗ «О транспортной безопасности» в последней редакции был оформлен 23 июня 2016 года. Краткое содержание и название закона целиком, после внесения изменений, вступили в законную силу 21 декабря 2016 года. В дополнение к этому вопросу, следует знать устав автомобильного транспорта РФ (с последней редакцией ФЗ 257 можно ознакомиться ). Так же в РФ есть ФЗ 390 о безопасности, в котором рассмотрены не только дорожные нормы, но и такие вопросы, как противодействие терроризму и обеспечение национальной безопасности.

Основные положения ФЗ 16 «О транспортной безопасности»

Состоит законопроект о транспорте из 13 статей, которые описывают процедуры и меры, направленные на устранение опасностей при передвижении на технических средствах. Согласно 1 статье, под действие закона попадают транспортные средства, предназначенные для транспортировки:

  • физических лиц;
  • груза;
  • багажа;
  • личных вещей граждан;
  • животных;
  • оборудования.

По вышеуказанным характеристикам, подходят транспортные средства:

  • автомобили, осуществляющие перевозки по специальному разрешению;
  • воздушные суда;
  • морские торговые суда;
  • морские суда, предназначенные для перевозки пассажиров;
  • ТС наземного электрического транспорта;
  • железнодорожные составы (17 ФЗ о железнодорожном транспорте в Российской Федерации ).

По настоящему Федеральному Закону «О транспортной безопасности», под объектами транспортной инфраструктуры подразумеваются:

  • железнодорожные вокзалы;
  • автомобильные вокзалы;
  • метрополитены;
  • тоннели;
  • эскады;
  • мосты;
  • терминалы морских судов.

Федеральный Закон «О транспортной безопасности» содержит некоторые основные принципы, которые обуславливает 3 статья. В качестве принципов настоящего закона выступают:

  • законность;
  • взаимная ответственность граждан, населения и государства;
  • непрерывность;
  • проведение мер, направленных на интеграцию в международные системы безопасности;
  • взаимопонимание и содействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Положения ФЗ № 16 направлены на обеспечение безопасности для жизни и здоровья пассажиров. Также они направлены осуществлять перевозку грузов, без угрозы их порчи или потери. При ограждении от угрозы граждан и их имущества, по закону, необходимо соблюдать безопасность — пожарную, санитарную, химическую и т. д.

Для более детального изучения всех нюансов нормативного акта, необходимо рассмотрение всех его статей. Скачать Закон «О транспортной безопасности» в редакции на 2017 год можно, перейдя по ссылке.

Последние изменения в законе о транспортной безопасности

Члены Государственной Думы вносят в законопроекты изменения, дополнения и поправки. Новшества необходимы для усовершенствования закона и для приведения его в соответствие со временем. Например, закон изданный в 1997 году, не может быть актуальным в 2017 из-за происходящих изменений в обществе.

В ФЗ № 16 были внесены изменения 23 июня 2016 года. Оформленные нововведения вступили в законную силу спустя 180 дней после опубликования новой редакции, т.е. 21 декабря того же года. Дополнениям подверглась 12 статья.

Ст 12 Закона № 16

Данная статья содержит положения, касающиеся прав и обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Внесенные дополнения в пункты:

2.1 — в случае, когда собственники объектов инфраструктуры не определены, то застройщики обязаны послать им уведомление о предстоящем этапе строительства или реконструкции;

2.2. — устанавливает правила, по которым государственные органы обязаны предоставлять на безвозмездной основе подсобные помещения на объектах инфраструктуры.

2.3 — указывает на требования, которым должно соответствовать предоставленное подсобное помещение.

2.4. — содержит информацию о том, что требования к подсобным помещениям устанавливают государственные органы.

Ст 8 ФЗ «О транспортной безопасности»

Положения этой статьи указывают на требования, предъявляемые к обеспечению транспортной безопасности. Обозначены требования к видам технических средств. Все требования к ТС на определенное соответствие устанавливаются Правительством России. Каждое ТС должно соответствовать определенным уровням безопасности, которые указаны в 7 статье настоящего закона. Ст 10 16 ФЗ Для некоторых категорий граждан существуют ограничения при работе с транспортной безопасностью по 16 ФЗ. К данной категории относятся лица:

  • граждане, ранее судимые;
  • у которые есть психические болезни;
  • ранее служили в государственных органах, но уволены за совершение дисциплинарного проступка;
  • подозреваемые в принятии участия в экстремистской деятельности;
  • сообщившие о ложной информации о себе при устройстве на работу;
  • у которых есть медицинское противопоказание на выполнение подобной работы;
  • которые употребляли запрещенные вещества и подвергнуты административному наказанию.

В последней редакции законопроекта не были внесены изменения в 8 и 10 статьи.

Комментарии к 16 ФЗ «О транспортной безопасности»

Комментарии к законам пишут опытные юридические специалисты. Нужны подобные услуги юристов для более подробного понимания всех аспектов Закона. Скачать комментарии к настоящему законопроекту можно по .

Написанные комментарии поясняют основные и важные моменты Федерального Закона № 16 «О транспортной безопасности». Экспертные высказывания помогают лучше понять положения документа и необходимость его создания. Важно знать, что написанные пояснения не имеют никакой юридической значимости, поэтому при возникновении каких-либо споров, стоит обращаться непосредственно к самому акту.

В августе 2019 г. вступил в силу (за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 30.01.2020) ФЗ №270 от 02.08.2019, который вносит значительные изменения в ФЗ №16 от 09.02.2007, регулирующий процесс осуществления транспортной безопасности.

Новые определения

Новый закон вносит в ФЗ №16 от 09.02.2007 новые понятия:

  1. Зонами транспортной безопасности называются объекты транспортной инфраструктуры: все их части – на земле, под землей, в воздухе, на воде, а также сам транспорт, для пользования которым ради безопасности используют специальные режимы допуска граждан, животных, других ТС, грузов и пр.
  2. Зонами безопасности называются территории (на воде и в воздухе) вокруг атомоходов или судов, перевозящих ядерные материалы, а также вокруг транспортной инфраструктуры, которая является защитой таких судов от незаконного вмешательства. Зоны безопасности определяются, согласно части 8.1 статьи 12.3 ФЗ №16 от 09.02.2007. Определение вступает в силу 30.01.2020.
  3. Категорированием объектов транспортной инфраструктуры называют разделение объектов транспортной инфраструктуры на категории, которые создаются при учете степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства на объектах. Определение также вступает в силу 30.01.2020.
  4. Оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС называют определение степени защищенности объектов, для которых применяются КТМ РФ и Международный кодекс по охране судов и портовых средств, а также ледоколов от актов незаконного вмешательства.

В список объектов транспортной инфраструктуры ФЗ №270 от 02.08.2019 внес следующие:

  • наводные буровые платформы;
  • аэродромы;
  • аэропорты;
  • участки автомобильных трасс, ж/д и водных путей, вертолетные площадки, а также все здания и прочие сооружения, обслуживающие пассажиров и на которых осуществляют погрузку, разгрузку и хранение опасных грузов. Категории таких участков определяет Правительство РФ;
  • здания и любые другие сооружения, использующиеся для управления транспортными комплексами и их функционированием Минтрансом РФ и его подразделениями;
  • системы связи и навигации для управления движением транспортных средств, которые определяются Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ РФ и МВД РФ.

Оценка уязвимости ТС и объектов транспортной инфраструктуры

В статью 5 ФЗ №16 от 09.02.2007 вносятся изменения, которые вступают в силу 30.01.2020. Так, порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС, для которых применяются требования КТМ РФ и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, а также ледоколов, будет устанавливаться Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ РФ и МВД РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Оценка уязвимости ТС и объектов транспортной инфраструктуры, которые не подлежат категорированию, не будет проводиться за исключением оценки:

  • транспортной инфраструктуры морского транспорта;
  • ледоколов;
  • судов, для которых применяются требования КТМ РФ и Международного кодекса по охране судов и портовых средств.

Сотрудники организаций, выполняющие оценку вышеуказанных ТС и объектов транспортной инфраструктуры, должны быть подготовлены и аттестованы в порядке, который устанавливается для обеспечения транспортной безопасности.

Результаты оценки должны быть утверждены госорганом, отвечающим за обеспечение транспортной безопасности, результаты оценки утверждаются субъектами транспортной инфраструктуры.

Оценка уязвимости судна, для которого применяются требования КТМ РФ и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, является оценкой охраны судна, осуществляющего международные рейсы.

Правительство РФ устанавливает порядок обращения с информацией о результатах оценки объектов транспортной инфраструктуры, ледоколов, судов, для которых применяются требования КТМ РФ и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, а также с информацией, содержащейся в документации на обеспечение безопасности ТС и объектов транспортной инфраструктуры, являющейся сведениями с ограниченным доступом.

Обеспечение транспортной безопасности

Изменения в статьях 8-12.3, регулирующих непосредственное обеспечение безопасности на транспорте, федерального закона №16 от 09.02.2007 вступают в силу 30.01.2020.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Правительство РФ по представлению Минтранса РФ и по согласованию с ФСБ РФ и МВД РФ устанавливает требования по транспортной безопасности по каждому виду транспорта (в том числе по программе “Антитеррор”), которые должны учитывать положенные уровни безопасности (статья 7 ФЗ №16 от 09.02.2007) для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, а также для ее объектов, не подлежащих категорированию. Эти требования обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, в том числе иностранными на территории РФ, как и требования, предусмотренные международными договорами РФ.

Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении ТС, объектов, не подлежащих категорированию за исключением объектов морского транспорта, судов, для которых применяются требования КТМ РФ и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, а также ледоколов обязаны разрабатывать и утверждать паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС или объектов транспортной инфраструктуры. Типовые формы этих документов, разделенные по видам транспорта, должны быть утверждены Правительством РФ.

Субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать паспорта безопасности в течение месяца с момента вступления в силу вышеописанных норм. Два экземпляра паспорта, а также его электронный вариант в течение семи дней после его утверждения должны быть направлены в госорган, отвечающий за транспортную безопасность. Один из экземпляров с отметкой о получении будет возвращаться субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с момента получения документации госорганом.

Перед разработкой паспорта безопасности субъектом транспортной инфраструктуры должно быть проведено обследование ТС или ее объектов, в том числе в отношении безопасности от незаконного вмешательства. Результаты такого обследования вписываются в приложение паспорта безопасности.

Информация, которая содержится в планах обеспечения транспортной безопасности, является сведениями с ограниченным доступом и государственной тайной.

Меры, которые необходимы для защиты от актов незаконного вмешательства, согласно планам и паспортам обеспечения ТБ, должны применяться с момента принятия груза к перевозке до его выдачи получателю.

При принятии на работу сотрудников, отвечающих за транспортную безопасность, необходима аттестация, проводимая компетентным госорганом в области обеспечения ТБ.

Обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков

Субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам добавили следующие обязанности:

  1. Предоставлять в госорганы, которые отвечают за обеспечение транспортной безопасности, исчерпывающие сведения для категорирования и составления реестра ТС и объектов транспортной инфраструктуры.
  2. Обеспечивать на ТС или объекте транспортной инфраструктуры доступ госорганам, отвечающим за обеспечение транспортной безопасности, а также ФСБ РФ, МВД РФ, Минтрансу РФ к сведениям с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Для досмотра, необходимого для обеспечения безопасности, должна проводиться проверка граждан, багажа, иных вещей физических лиц, ТС с целью выявления провоза оружия, взрывчатки и иных незаконных предметов и веществ в зону транспортной безопасности, которые могут быть использованы для выполнения актов незаконного вмешательства. Кроме того, такая проверка должна выявить граждан и ТС, которые не имеют законных оснований для допуска в зону безопасности.

Субъект транспортной инфраструктуры также может провести повторный досмотр при получении сведений об угрозе безопасности.

Права подразделений транспортной безопасности

Подразделения транспортной безопасности имеют право:

  1. Приобретать, хранить и применять специальные средства.
  2. Приобретать, хранить и применять служебное огнестрельное оружие.
  3. Приобретать, хранить и применять боевое ручное стрелковое оружие.

Сотрудники подразделений должны проходить профессиональные медицинские осмотры ежегодно, включая консультацию нарколога и проверку допуска к работе с огнестрельным оружием.

Сотрудники, пройдя профподготовку и медосмотр, имеют право:

  • носить и хранить служебное огнестрельное оружие и специальные средства, а сотрудники ведомственной охраны – носить и хранить боевое ручное стрелковое оружие;
  • применять физическую силу, служебное оружие и специальные средства, согласно ФЗ №77 от 14.04.1999, а сотрудники ведомственной охраны – применять боевое ручное стрелковое оружие.

За превышение полномочий сотрудники несут ответственность, согласно законодательству РФ. Сотрудники, работающие с оружием и спецсредствами, в том числе по хранению и учету, должны проходить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию.

Сотрудники имеют право задерживать граждан, которые нарушают требования транспортной безопасности, а также изымать оружие и иные вещества и материалы при отсутствии законных оснований на их ношение и хранение для передачи в МВД РФ или ФСБ РФ.

Иные права

Правительство Российской Федерации по представлению Минтранса РФ по согласованию с ФСБ РФ и МВД РФ имеет право определить суда с ядерными реакторами или суда, перевозящие ядерные материалы, объекты транспортной инфраструктуры, вокруг которых должны быть установлены зоны безопасности, защищающие от актов незаконного вмешательства (часть 8.1 статьи 12.3 ФЗ №16 от 09.02.2007). Границы таких зон, а также порядок финансирования реализации транспортной безопасности устанавливаются, согласно порядку, разработанному Правительством РФ.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Лидия Добронравова Юрист

В законодательстве России «транспортная безопасность» подразумевает проведение мер по предупреждению, выявлению и пресечению различных угроз (в особенности террористических). Система этих мер направлена на защиту жизни и здоровья граждан, соблюдение интересов организаций и государства в области транспорта.

Все аспекты их разработки и реализации заключены в законе Минтранса 16 ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О транспортной безопасности» N 16 ФЗ был принят в январе и одобрен в феврале 2007 года. Закон включает в себя 13 статей. Представим краткое содержание закона, обозначив тезисно основные предметы регулирования:

  • Цели, задачи, принципы обеспечения транспортной безопасности;
  • Оценка уязвимости инфраструктуры и транспорта;
  • Классификация ТС и объектов инфраструктуры;
  • Уровни безопасности;
  • Требования по обеспечению транспортной безопасности, планирование и реализация соответствующих мер. Возможные ограничения;
  • Информационное обеспечение;
  • Государственный надзор;
  • Нормативно-правовое регулирование: права и обязанности перевозчиков и субъектов инфраструктуры;
  • Подготовка, аттестация и аккредитация субъектов, обеспечивающих безопасность;
  • Досмотр;
  • Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и ТС от незаконного вмешательства.

Тезисная структура закона раскрывает его основные задачи. В свою очередь цели ФЗ 16 сводятся к устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защите интересов гражданина, общества и государства в транспортной сфере в соответствии с принципами законности, соблюдения баланса интересов всех участников и их взаимной ответственности, взаимодействия субъектов инфраструктуры и государства, интеграции в международные системы безопасности (статьи 2 и 3 ФЗ 16).

Читайте также Федеральный закон 126 «О связи»

Последние изменения, вошедшие на настоящий момент в силу, вносились в закон в июле 2016 года. 29 декабря 2017 вышел Федеральный закон N 442 «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого вступят в силу к концу 2018 года. Ниже рассмотрим подробно, каких статей закона о транспортной безопасности коснулись правки.
Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ 116

Основные положения 16 ФЗ

Под действие закона попадают транспортные средства, предназначенные для транспортировки людей, багажа, груза, животных, оборудования и пр.:

  • Автотранспорт, предназначенный для регулярных перевозок пассажиров — автобусы, троллейбусы;
  • Специальный автотранспорт, предназначенный для перевозки опасных грузов;
  • Воздушные и морские суда;
  • Наземный электротранспорт;
  • Поезда.

К субъектам транспортной инфраструктуры относят: авто- и железнодорожные станции и вокзалы, метрополитены, аэропорты и аэродромы, тоннели, эстакады и мосты, морские порты, участки автодорог, железнодорожных путей, посадочные вертолетные площадки, а также здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса.

Закон возлагает обязательство по обеспечению безопасности таких субъектов как аэропорты, ж/д вокзалы, метрополитены и т.д. на их администрацию. За безопасность при транспортировке людей и грузов отвечает, в свою очередь, перевозчик.

Меры и требования по обеспечению транспортной безопасности разрабатывает Правительство России, опираясь на опыт и рекомендации Минтранса, ФСБ и МВД.

В этих целях служба безопасности субъектов инфраструктуры вправе проводить досмотр граждан, багажа или транспорта (в том числе дополнительный и повторный), наблюдение и собеседования с лицами, вызвавшими подозрение и теми, на кого поступила информация об угрозе.

При проведении досмотра применяют рентген-установки, металлодетекторы и другие устройства, с помощью которых можно обнаружить оружие, взрывчатые вещества и другие предметы и вещества, перемещение которых запрещено или ограничено на территории субъектов транспортной инфраструктуры. Отказавшийся от досмотра гражданин не должен быть допущен на территорию транспортной безопасности, а если этим лицом является пассажир — договор о перевозке с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке.

В число основных требований к ответственным за безопасность лицам входят:

  • Проведение оценки уязвимости объектов инфраструктуры и транспортных средств, т.е. оценка вероятности незаконного вмешательства;
  • Разработку плана обеспечения безопасности и его реализацию;
  • Выполнение специальных требований к инфраструктуре и транспорту с учетом соответствующих им уровней безопасности (для всех категорий разработаны отдельные нормативные акты);
  • Выполнение постановлений и предписаний должностных лиц об устранении нарушений;
  • Незамедлительное оповещение компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности (территориальных отделений Минтранса, ФСБ, МВД) об угрозах или совершении актов незаконного вмешательства;
  • Оказание содействия в выявлении, предупреждении и пресечении попыток незаконного вмешательства, ликвидации последствий, установлении причин и обстоятельств совершения атак;
  • Соблюдение существующих ограничений при приеме на работу в службу безопасности субъекта инфраструктуры, непосредственно связанную с обеспечением безопасности (досмотром, наблюдением и пр.)

За невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности перевозчики несут ответственность в соответствии с законодательством России:

  • Неисполнение требований по обеспечению безопасности (ст. 11.15Д КоАП РФ), непредставление информации об угрозах совершения актов незаконного вмешательства (ст. 19.7.5 КоАП РФ), влекут наложение административного штрафа. Повторные нарушения могут грозить перевозчику прекращением деятельности;
  • Если нарушения повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью человека либо гибель людей, виновнику грозит уголовная ответственность в соответствии со ст. 263.1 УК РФ (максимальное наказание — 7 лет заключения).

Читайте также о запрете курения в общественных местах в РФ

Какие были внесены изменения в закон о транспортной безопасности?

29 декабря 2017 был принят Федеральный закон N 442 «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление положений закона в силу отложено до 30 декабря 2018 года.

Закон устанавливает правовые условия функционирования внеуличного транспорта и основы организации транспортного обслуживания населения России таким транспортом. Внеуличный транспорт — это комплекс, включающий в себя как подвижной состав, так и объекты инфраструктуры, и обеспечивающий перевозку пассажиров и ручной клади. К внеуличному транспорту отнесены метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесные канатные дороги и фуникулеры.

Поправки, вносимые этим законом в рассматриваемый нами ФЗ-16, коснутся только формулировок, используемых в пункте 5 статьи 1:

пункт 5) объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции (вместо «железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции»);

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации (вместо «метрополитены»).

Рассмотрим также отдельные статьи закона, которых поправки пока не коснулись:

Статья 8 ФЗ о транспортной безопасности прописывает обязательность исполнения всеми субъектами требований, установленных для:

  • Отдельных видов транспорта;
  • Различных категорий объектов инфраструктуры (в том числе на этапе их проектирования и строительства);
  • Объектов (зданий, строений, сооружений), не входящих в состав транспортной инфраструктуры, но расположенных на прилегающих территориях;
  • Граждан, при нахождении на территории объектов инфраструктуры или в транспорте.

В статье 10 ФЗ 16 прописано, что работы, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности, не вправе осуществлять лица:

  • Имеющие непогашенную судимость;
  • Страдающие психическими заболеваниями, алкогольной или наркотической зависимостью;
  • Уволенные прежде со службы за грубые дисциплинарные нарушения;
  • Сообщившие ложные сведения при приеме на работу;
  • Без спецподготовки и не прошедшие аттестацию;
  • Лица, в отношении которых есть информация или подозрение о причастности к экстремистской деятельности.

Перечень таких работ, а также порядок проверки перечисленных сведений устанавливаются Правительством России.

Комментарии и разъяснения

Часто для полного понимания всех аспектов закона, необходимы дополнительные комментарии и разъяснения, написанные грамотными и опытными юристами. Однако следует понимать, что сами по себе комментарии не являются нормативно-правовыми актами и не имеют юридической силы, а, значит, на них нельзя ссылаться в случае каких-либо разбирательств.

Рассмотренный нами закон, несмотря на свой небольшой объем, достаточно сложен в восприятии. Он содержит множество ссылок на другие акты, в особенности постановления правительства.

Предлагаем о транспортной безопасности в последней редакции, чтобы скорее и проще сориентироваться в положениях настоящего закона.

Скачать последнюю редакцию 16 ФЗ

Система транспортной безопасности направлена на защиту жизни и здоровья населения, охрану объектов инфраструктуры, транспортных средств и перевозимых ими грузов. Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение террористических атак. Это объясняется значительным ростом террористической угрозы по всему миру и степенью опасности непосредственно для транспортного комплекса.

Все нюансы проведения мер по предупреждению, выявлению и пресечению угроз заключены в рассмотренном нами законе. Для детального изучения его положений, предлагаем скачать Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *