Содержание
- Содержание средств ОФП
- Определение целей и задач
- Дозирование нагрузок
- Интенсивность физической активности
- Чем общая физическая подготовка отличается от специальной?
- Средства и методы специальной физической подготовки
- Специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы.
- ОФП – общая физическая подготовка (цели и задачи)
- Цели и задачи общей физической подготовки
- Развитие общефизической выносливости
- Задачи общей физической подготовки
- Задачи физической подготовки
Содержание средств ОФП
Термин «физическая подготовка» широко используется в педагогических процессах, когда возникает необходимость в образовании воспитания в отношении как трудовой и военной, так и спортивной деятельности
В процессе формирования этого качества у человека происходит образование так называемой физической подготовленности. Она представляет собой определенный показатель, характеризующий степень формирования физических умений, способностей и навыков у конкретного человека.
В свою очередь, в физкультуре различают две разновидности этого параметра. Так, физическая подготовленность может быть представлена в виде:
- общей физической подготовки (ОФП);
- специальной физической подготовки (СФП).
По мере улучшения спортивных показателей, в процессе тренировочных занятий происходит постепенный перевес в сторону СФП, то есть соотношение между этими двумя видами неравнозначно и постоянно изменяется.
ОФП предназначена для улучшения и поддержки работоспособности человека, а также его функциональных способностей и возможностей. Именно эта разновидность является базой (основой), предназначенной для формирования у спортсменов более узкоспециализированной физической подготовленности в тех или иных видах спорта для достижения наилучших результатов.
Понятие об общей физической подготовке включает в себя широкий спектр применяемых методов и средств ОФП. Их разнообразие обусловлено тем, что в процесс вовлечены широкие слои населения начиная от маленьких детей и заканчивая людьми пожилого возраста.
Таким образом, в настоящее время актуальным является вопрос о том, что включает процесс обучения общей физической подготовке. Прежде всего, её неотъемлемым атрибутом являются средства и методы ОФП. Они включают в себя следующие виды:
- комплекс физических активностей. В их состав входят такие разновидности, как плавание, бег, игры спортивного и подвижного характера, а также катание на лыжах, велоспорт, выполняющие функции по формированию ОФП. Комплекс упражнений относится в основном к аэробным физическим нагрузкам, направленным на повышение выносливости;
- силы природы оздоровительного характера;
- факторы, имеющие гигиеническую природу.
С помощью этих средств тренерами реализуется базовая целевая задача в учебных заведениях, заключающаяся в формировании физического воспитания у студентов. Программа занятий в группах должна предусматривать формирование общефизической подготовленности, позволяющей молодежи поддерживать работоспособность и повысить эффективность труда в учебном процессе.
Однако необходимо отметить тот факт, что даже высокий уровень этого показателя не является гарантией успеха в различных видах спорта ввиду отсутствия специальной подготовленности. В них она должна носить специализированный характер, а в профессиональной деятельности — прикладной.
Основная роль средств заключается также в поддержании функционирования восстановительных процессов в организме после физической нагрузки. Она может быть как объемной, так и достаточно интенсивной. Нагрузка позволяет человеку переключиться от одной физической активности к другой.
Определение целей и задач
Как и любая другая деятельность, ОФП имеет свои определенные параметры, дающие её расшифровку и помогающие лучше понять её суть и назначение. Так, задачи включают в себя следующее:
- достижение гармонического развития подготовки, поддержание высокого уровня работоспособности в долгосрочной перспективе;
- формирование определенных качеств, характеризующих ОФП. Сюда можно отнести силу, гибкость, выносливость, быстроту движения, ловкость;
- образование базы для дальнейшей СФП применительно к трудовой, спортивной и другим видам деятельности;
- выявление и реализация имеющегося потенциала на практике;
- проработка мышечной мускулатуры, направленная на выполнение укрепления тканей, а также их эластичности;
- разработка определенных умений по достижению наибольшего расслабления при занятиях разными видами физической активности.
Главными целями ОФП являются укрепление здоровья и общего развития. Занятия физической культурой способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в том числе вирусным и бактериальным инфекциям. Это благоприятно сказывается на укреплении защитных функций иммунной системы. Кроме того, ОФП значительно уменьшает процессы старения в организме.
В отношении общего развития следует отметить некую особенность. ОФП отличается тем, что она не относится к какому-либо виду спорта. Однако без выполнения определенных нормативов ОФП, таких как бег с определенной скоростью (темпом) на разные дистанции или прыжки в длину, отжимания, подтягивания, невозможно достичь спортивных результатов.
Дозирование нагрузок
Нагрузки — важнейший фактор, при помощи которого определяется степень воздействия мышечной мускулатуры на ОФП. Она представляет собой меру, оказывающую влияние на человеческий организм. При этом она характеризуется тем, что в процессе её осуществления человек преодолевает трудности как объективного, так и субъективного характера.
Например, два студента, имеющие разный уровень ОФП, могут получать различную нагрузку при выполнении упражнений на укрепление мышечных тканей. В процессе осуществления физической активности у человека появляются признаки утомления, характеризующие уровень соответствия выполняемых нагрузок к подготовленности.
При легкой степени усталости наблюдаются следующие признаки: кожные покровы приобретают небольшое покраснение, наблюдается выступление небольшого количества пота на лице, дыхание имеет немного учащенный характер без тяжелой отдышки.
Тяжелая степень нагрузки характеризуется значительным покраснением всего тела, сильной потливостью, дыханием через рот и общим ухудшением самочувствия человека, сопровождающимся учащенным сердцебиением, сильной отдышкой и нарушением внимания.
Сильные нагрузки для неподготовленного человека могут иметь весьма негативные последствия. При этом виде активности как лицо, так и губы могут приобрести синий оттенок. На одежде видны выделения соли из организма вместе с потом. Кроме того, может наблюдаться нарушение координации движений, дрожание рук и ног. Состояние может усугубляться тошнотой, шумом в голове и ушах, болью и всеобщим недомоганием.
Здоровье и уровень подготовки у всех людей индивидуальны. В соответствии с этим нужно подбирать оптимальный уровень нагрузки, который будет не способен нанести вред организму. Так, для профессионального спортсмена умеренные нагрузки неэффективны и не принесут определенного результата, в то время как для новичка тяжелые виды активности могут привести к опасным травмам (повреждение коленей, связок).
В процессе совершенствования уровня ОФП необходимо изменять и уровень нагрузок. Если она останется постоянной, то не принесет должных результатов и будет привычной для человека. Таким образом, при занятиях необходимо постоянно осуществлять корректирование и изменять дозирование нагрузок в сторону увеличения.
Существуют различные виды физической работы. Исходя из её характера, выделяют как тренировочные, так и соревновательные нагрузки. Первые из них характеризуются различными показателями, среди которых можно выделить физические, а также физиологические.
Физические показатели включают в себя признаки физической работы, такие как выполняемая амплитуда движений во время упражнений, количество выполняемых повторений, поддерживаемый темп, уровень сложности занятий и другие параметры. В свою очередь, в состав физиологических входят определенные признаки, указывающие на состояние резервов человеческого организма. Сюда можно отнести, например, повышение частоты сердечных сокращений или пульса.
Соревновательные нагрузки направлены на повышение отдельных характеристик, таких как сила, ловкость или выносливость. Определение размера дозирования должно базироваться на таких факторах:
- число повторений, выполняемых при занятиях;
- рост амплитуды движений;
- исходная позиция упражнения;
- скорость или темп;
- сроки и характер отдыха между повторениями.
Между физической нагрузкой и количеством выполняемых повторений существует прямая зависимость. Чем выше их число, тем больше степень нагрузки, и наоборот. То же самое касается и амплитуды движений. Исходная позиция может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Её изменение также значительно влияет на характер получаемой нагрузки при упражнении.
Длительный отдых после интенсивной активности способствует более полному восстановлению организма. По своей сущности отдых между повторениями может носить как активный, так и пассивный характер. Активный отдых подразумевает выполнение легких разгрузочных упражнений, в то время как пассивный предполагает полное прекращение двигательной активности.
Таким образом, эти факторы могут оказывать значительное влияние на суммарный объем физической нагрузки, увеличивая или уменьшая её энергичность.
Интенсивность физической активности
В процессе осуществления ОПФ необходимо учитывать важность такого фактора, как ритмичность выполняемых упражнений, при которой повышается частота сердечных сокращений (ЧСС). Для характеристики этого параметра используется такой показатель, как относительная частота сокращения сердечной мышцы, выраженная в процентах. Она находится как отношение количества сокращений в период физической активности к максимальной величине этого показателя.
Максимальная частота сокращений для каждого человека индивидуальна и зависит от возрастной категории. Чем выше возраст, тем ниже величина параметра. Приближенное значение ЧСС можно определить как разницу между числом 220 и возрастом человека.
В физической культуре выделяют два вида ЧСС. Первый вид получил название пороговой частоты, характеризующей наименьшую степень интенсивности физической активности. При этом типе наблюдается минимальный эффект от тренировки. Второй вид — пиковая ЧСС. Она является критической для человеческого организма, поскольку при физической активности частота сердечных сокращений не должна превышать величину стандартного показателя. Для нее характерна максимальная энергичность и эффективность выполняемых упражнений.
Так, пороговая частота сердечных сокращений находится путем умножения максимальной величины показателя на 75 процентов. В свою очередь, для определения пиковой величины максимальная ЧСС умножается на 95 процентов.
Таким образом, совершенствование общей физической подготовленности необходимо осуществлять как для поддержания, так и для укрепления здоровья. Занятия физкультурой способствуют укреплению сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, органов дыхания, нормализации работы пищеварительного тракта.
При нагрузках происходит повышение силы и выносливости, укрепляются сосуды. Организм становится более устойчивым к различным заболеваниям, к которым можно отнести грипп, ОРВИ, а также различного рода бактериальные инфекции. Все это обуславливает важность и необходимость занятий физической культурой как в школьных, так и в средних специальных и высших учебных заведениях России.
Чем общая физическая подготовка отличается от специальной?
Общая физподготовка (ОФП) направлена на развитие общих физических качеств: силы, общей выносливости, ловкости, общей координации и т. д. Качеств, которые могут понадобиться каждому в обычной повседневной жизни.
ОФП часто объединяют с разминкой и разминкой же называют. Просто собственно разминка предназначена для разогрева, подготовки к основной тренировке. Цель ОФП — повысить функциональный уровень: увеличить количество отжиманий, быстрее и дальше бегать, освоить простейшие акробатические элементы типа кувырков…
То есть общефизическая подготовка нужна и примерно одинакова для всех нас и всех систем единоборств. Именно ей вы прежде всего и занимаетесь в секциях единоборств. Поскольку это основа и вашего здоровья, и способности полноценно работать на тренировках. ОФП — основа здоровья и способности полноценно работать на тренировках
Фото:
ОФП всем более-менее знакома, все с ней так или иначе сталкивались. Хотя бы на уроках физкультуры.
В большинстве школ единоборств вас ждут все те же знакомые бег-гусиный шаг-прокачка пресса-наклоны-махи. И много отжиманий… Это почти обязательная часть программы. Увы, необходимая большинству наших современников. И везде примерно одинаковая.
А вот другой вид физподготовки существенно различается от школы к школе. Больше того, в специальной физподготовке (СФП) иной раз и не распознаешь собственно физподготовку. Дело в сугубо специфической направленности. СФП развивает качества, специфические для данного конкретного единоборства. В каждом виде — свои.
Иногда это упражнения из ОФП или очень похожие на них. Например, в фехтовании масса легкоатлетических вроде бы упражнений: беговых, прыжковых. На самом деле, это уже СФП, развивающая подвижность, «прыгучесть», вообще скорость передвижений, взрывную силу. Которые в спортивном фехтовании не менее важны, чем действия оружием. Прыжки со скакалкой — это специальная физическая подготовка для боксеров
Фото:
А, например, «челночный» бег прямо влияет на качество исполнения такого элемента, как атака «стрелой».
К СФП относятся боксерские прыжки со скакалкой и работа кувалдой по большой автомобильной покрышке. Первые «разрабатывают» ноги для специфически боксерских перемещений; вторая учит вкладывать в удар все тело.
Аналогично этому, в историческом фехтовании наносят удары по снарядам тяжелым мечом или схожим по размерам и весу металлическим предметом. Могу завить: полчаса-час интенсивной работы тяжелой железякой на покрышках существенно улучшают технику…
А например, в каратэ существует раздел ходзе-ундо: работа с массивными утяжелителями, напоминающими, например, кувалды или булавы на длинных рукоятках. Нет, этими приспособлениями по мишеням не бьют. А выполняют с ними довольно специфические движения, имитируя работу мышц при выполнении техник каратэ. Работа с макиварой — специальные упражнения каратистов
Фото:
Среди традиционных снарядов есть тяжелые, наполненные песком кувшины, каменные аналоги гирь и штанги, и т. д. Повторю: все это — не для «тупого кача», а для формирования тела для правильного выполнения техник.
Да и знаменитая «доска для набивки», макивара, идеально подходит не просто для отработки ударов, а именно ударов в манере каратэ.
В некоторых современных пластичных боевых системах основой СФП могут быть упражнения на пластику и расслабление, волновые и круговые движения. В ряде популярных «русских стилей» в качестве СФП используется нижняя акробатика.
Некоторые техники СФП и на физические упражнения-то не очень похожи.
Например, т.н. «столбовое стояние». Собственно, и состоящее в удерживании позиции стоя в течение определённого времени. Не очень похоже на физическую подготовку? Но это она, только — специальная. А вы можете неподвижно стоять 10 минут?
Фото:
Вообще, стоять неподвижно в течение хотя бы десяти минут уже непросто. И физически весьма нелегко. В столбе же удерживается вполне определённая, точно рассчитанная поза, еще и специфичная в разных школах единоборств.
Что это даёт? «Всего-навсего», расслабление «лишних» мышц и выстраивание четкой, устойчивой структуры тела. Нельзя же бесконечно долго напрягаться! С практикой лишние для удерживания позиции, «паразитические», напряжения уходят, остаётся лишь минимально необходимое для сохранения структуры.
Практикуя «столб», мы учимся вначале стоять, а зачем двигаться оптимальным образом, задействуя лишь нужные группы мышц с необходимым и достаточным усилием. То есть учимся двигаться оптимальным образом. В качестве бонуса это позволяет, при необходимости, развивать большие усилия. А проще говоря, сильно блокировать и сильно бить.
Даже столь любимые тренерами по каратэ отжимания — не просто способ борьбы с чахлостью, а элемент СФП, задействующий мышцы, работающие при выполнении прямого удара, именно в специфичной для каратэ манере.
Причём как бить, так и отжиматься, можно по-разному: как с горизонтальным, так и с вертикальным положением кулака. И соответственно, задействуя несколько разные мышцы. И как станем бить — так и отжимаемся. СФП адаптирует тело к выполнению техник данного единоборства
Фото:
Также и некоторые обычные вроде бы разминочные элементы, типа махов ногами и растяжек, на самом деле — являются элементами СФП. Поскольку при правильном выполнении не только разминают, но главное — выстраивают тело правильным с точки зрения данного единоборства образом. Адаптируя его к правильному с т.з. данной системы построению движений, оптимальному приложению усилий.
То есть, по сути, СФП ближе к постановке техники, чем к собственно физподготовке в привычном понимании. Фото:
Тело адаптируют к выполнению техник данного единоборства. Развиваются «нужные» мышцы, мышцы-антагонисты же могут намеренно «выключаться» из работы. Занимающийся привыкает двигаться правильным образом, с оптимальными усилиями.
Повторю: все «правильно» и «оптимально» здесь — прежде всего, с точки зрения данного единоборства. То есть СФП адаптирует и перестраивает тело так, чтобы облегчить выполнение техник. И путать специальную физподготовку с общей не стоит. Тогда правильная, с пониманием, практика «физухи» даст новое понимание того, чем вы занимаетесь.
Теги: физическая подготовка, разминка, ОФП, тренировка
Средства и методы специальной физической подготовки
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей города Ульяновска
«Центр детского творчества № 2»
Методическая разработка
«Средства и методы специальной физической подготовки»
Работу выполнила:
Педагог дополнительного образования
МБУ ДОД г. Ульяновска «ЦДТ№2»
Шарапова Лилия Фердинантовна
Ульяновск
2018г.
Введение.
К средствам специальной физической подготовки относятся упражне- ния. Во-первых, они соответствуют соревновательному упражнению (бою) по режиму работы организма. Во-вторых, содержат тренирующие воздействия, способные повысить тот уровень функциональных возмож- ностей, которым организм уже располагает. В-третьих, обеспечивают необходимую энергетическую базу для совершенствования технико — тактического мастерства.
По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения можно выделить три группы средств СФП:
а) специфические – различные нормы (варианты) выполнения соревно- вательного боя с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований (например, вольный бой,условный бой,спарринг);
б) специализированные – адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма (например, бой с тенью);
в) неспецифические – нормально не соответствующие соревновательно- му упражнению по двигательной организации, но способствующие разви- тию функциональных возможностей организма в требуемом направлении; их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализирован- ных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма (например,бег: три серии по 800 метров с отдыхом между забегами в одну минуту).
Практически при подборе средств ОФП следует руководствоваться принципом динамического соответствия, согласно которому они должны быть адекватны соревновательному бою по следующим критериям : груп- пам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения; величине усилия и времени его развития; скорости движения, режиму работы мышц. Исходя из этих критериев определяется исходное положение,кинематическая схема движе- ний,величина внешнего сопротивления, характер проявления усилий и метод упражнения.
Метод упражнения – это способ выполнения средств СФП, определяющий преимущественную напрвленность их тренирующего воз- действия на организм. Для средств СФП характерны повторный, повторно – серийный, интервальный и круговой методы.
ПОВТОРНЫЙ МЕТОД (ПМ) . ПМ предусматривает выполнение упражнения с высоким уровнем той или иной качественной характеристики движения (например, скорости удара,силы удара). Поэтому общее количест- во повторений упражнения регламентируется моментом заметного снижения эффективности движения в связи с развивающимся утомлением.Пауза отды- ха между повторениями должна быть достаточной для восстановления рабо- тоспособности организма до такого оптимального состояния, при котором возможно качественное выполнение упражнения. В системе подготовки спортсмена ПМ реализует развивающую направленность тренирующих воздействий на организм и повышает текущий уровень его функциональных возможностей. В кик-боксинге ПМ реализуется в виде раундов – рабочих отрезков с перерывом в одну минуту. Продолжительность раундов регламен- тируется задачами, которые нужно решить в процессе тренировки.
В качестве примера ПМ можно привести метод удлиненных раундов (МУР). Длится он от 5 до 10 минут в зависимости от тренированности спорт- смена, этапа подготовки и задач тренировки. Таких раундов может быть несколько с перерывом между ними 1–2 минуты. МУР используется с целью освоения и совершенствования технико-тактического мастерства, а также для создания функциональной базы при переходе от общеподготовительных упражнений к высокоинтенсивной специализированной подготовке.
Особенно удобен он при освоении и совершенствовании техники кик-боксинга на снарядах. Нагрузка регулируется самим спортсменом по само- чувствию. Частота сердечных сокращений (ЧСС) повышается постепенно и через 2-3 минуты держится на постоянном уровне. МУР позволяет более плавно регулировать тренировочные нагрузки и создает лучшие условия для освоения и совершенствования технико-тактического мастерства кик-боксера в начале предсоревновательного этапа подготовки.
ПОВТОРНО – СЕРИЙНЫЙ МЕТОД (ПСМ). ПСМ характеризуется многократным выполнением одного и того же или близких по своей тренирующей направленности упражнений.
Отличительная черта этого метода – субмаксимальная интенсивность работы и объемная нагрузка. Организационно ПСМ предусматривает нес-колько выполнений упражнений с оптимальными паузами отдыха (серия), которые повторяются несколько раз. Между сериями пауза более продолжи- тельна. Этот метод используется для более быстрой перестройки нервно – мышечного аппарата в соответствии с предлагаемым режимом работы,а так- же для увеличения запасов энергообеспечения и изменения характера протекания приспособительных реакций, стабилизирующих организм на новом функциональном уровне.
В качестве примера ПСМ можно привести метод соревновательных от- резков. Его суть заключается в разделении основной части тренировки на отрезки, соответствующие длительности соревновательного боя. То есть 3 раунда по 2 минуты (3р. х 2мин) с минутным перерывом между ними.Таких отрезков (серий) может быть несколько, а длительность между ними колеблется от 5 до 8 мин и зависит от тяжести нагрузок.Содержание серий может быть различным. Например, первая серия заключается в работе на снарядах (боксерский мешок, пневматическая груша, настенная подушка). Вторая серия – бой с тенью с гантелями весом от 500г до 2 кг и третья броски медицинбола в парах с условием сохранения биомеханической структуры ударного действия.
Адаптация организма кикбоксера к соревновательным условиям путем моделирования последних (длительности поединка, а также величины нагруз ки в нем) в тренировке,конечно, не означает полного отождествления величи- ны тренировочной нагрузки с соревновательной, но они в достаточной степе- ни сближаются).
ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД (ИМ) . ИМ предусматривает повторную работу в режиме максимальной или субмаксимальной интенсивности с регламентрованными паузами отдыха. Метод способствует повышению мощности и емкости организмов энергообеспечения мышечной деятельности и применяется преимущественно для развития специальной выносливости.
Варианты его могут быть различны.Например 2-ух минутный раунд делится на отрезки 15сек и 30 сек. В 30 секундных отрезках работа выполняется с максимальной интенсивностью ,в 15-секундных – кик-боксеры отдыхают. Двухминутных раундов в тренировке может быть 3-4. В другом варианте длительность отдыха и работы остается постоянной – 30сек. Общая продол- жительность работы от 6 – 10 мин.
Содержанием ИМ может быть работа в парах, но совершенствование технико — тактического мастерства в режиме максимальной интенсивности значительно искажает технику выполнения приемов.Поэтому лучше упраж- нения выполнять на типовых боксерских мешках или настенных подушках для бокса. Удары должны наноситься максимально быстро и сильно в течении от 10 сек,до 2,5 мин в зависимости от этапа подготовки и отдыхом между раундами, и сериями от 30сек до 10 мин.
КРУГОВОЙ МЕТОД (КМ). КМ является вариантом интервального.Он отличается от последнего более разносторонним воздействием на организм за счет использования упражнений различной тренирующей направленности и меньшей интенсивностью мышечной работы. Способствует, главным образом, повышению емкости источников ее энергообеспечения,совершенст- вованию функциональных возможностей различных мышечных групп и активизации морфологических перестроек в организме.
В качестве примера КМ можно привести следующий вариант круговой тренировки с чередованием упражнений для совершенствования технико-тактического мастерства с упражнениями СФП.
Учебная группа делится на пары, каждая группа получает порядковый номер от первого до десятого. Кик-боксеры приступают к упражнениям 10 «станциях»,переходя от одной к другой в порядке возрастания номера пары. С 10-й «станции» переходят на 1-ю «станцию».
Работа на каждой » станции» продолжается 2 мин перерыв длится 1 мин и более,если пульс остается выше 180 уд/мин. Таким образом, за тренировку спортсмены проходят 5 нечетных «станций»,где работают поочередно по 30 сек имея два подхода к снаряду и 2 периода отдыха по 30 сек. Упражнения на четных «станциях» выполняются все две минуты без перерыва.
На 2-ой «станции» один из кик-боксеров упражняется на «лапах»,кото- рые держит другой спортсмен.
На 4-ой «станции» кик-боксеры меняются местами.
На 6,8,10-ой «станциях» выполняется работа на боксерском мешке.
1-я «станция». Из положения упор присев кувырок в упор присев,пово- рот на 180 градусов и опять кувырок вперед и т.д.
3-я «станция». Из положения виса на перекладине поднять ноги вверх и коснуться носками перекладины над головой.
5-я «станция». Нанесение ударов по автопокрышке кувалдой с металли- ческой палкой,поочередно от левого и правого плеча.Палка плашмя касается автопокрышки, лежащей на мате.
7-я «станция». Прыжки через скакалку в максимальном темпе.
9-я «станция». Из положения стойка ноги врозь,гриф штанги на груди. 1 – резко вытолкнуть гриф штанги вперед . 2 – возвратиться в исходное положение.
КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД (КМ). КМ предусматривает одномо- ментное (в одном тренировочном сеансе) или последовательное (в смежных тренировочных сеансах) согласованные и сбалансированные по объему сочетание средств СФП одной преимущественной направленности,но с раз- личным характером и силой тренировочного воздействия.
Идея метода заключается в использовании положительного последствия, то есть следов реакции организма и центральной нервной системы,остаю- щихся после выполнения одной работы, на качественные и количественные характеристики тренировочного воздействия последующей работы.
КМ в кик-боксинге может использоваться для развития быстроты ударов. Примерная методика развития быстроты ударов по КМ : первый раунд кик-боксер наносит резкие удары по мешку в тяжелых перчатках, второй – в легких перчатках по насыпной груше, третий раунд – бой с тенью без перчаток. При работе все внимание акцентируется на быстроте вы- полнения ударных действий. Также может строится тренировка и для раз- вития быстроты ударов ногами. Здесь необходимо использовать специальные манжеты, которые надеваются на голеностоп.
СОПРЯЖЕННЫЙ МЕТОД (СМ). СМ выражает методическую идею единства специальной физической и технической подготовки кик-боксеров. Эта идея реализуется подбором таких средств и способов их выполнения,ко- торые обеспечивают возможность одновременного решения задач СФП и совершенствования элементов спортивной техники. Так, при работе на меш- ке перед кик-боксером может ставиться двойная задача – это дальнейшее со- вершенствование техники ударных действий и развитие специальной выносливости.
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Этот метод предусматривает интенсификацию режима работы организма в тренировке за счет максимального приближения его на определенных этапах годичного цикла к условиям,характерным для соревнований. Такой прием оказывает на организм воздействие,адекватное соревновательному и позволяет эффективно решать задачи СФП , а также технического, тактического и психологического совершенствования кик-боксера.
С этой целью обоснована целесообразность увеличения в тренировке объема работы в условиях.максимально приближенных к соревновательным. Вольный бой и спарринг в полной мере может отвечать этим требованиям.
КОНТРОЛЬНЫЙ МЕТОД (КМ). КМ не сочетает в себе интенсивное тренирующее воздействие в специфическом двигательном режиме с оценкой степени подготовленности организма кик-боксера к этому режиму. В КМ выполняется целостное спортивное упражнение,его упрощенный вариант или упражнение,близкое ему по двигательной структуре и режиму энергообеспечения.
Такое упражнение должно быть стандартным по характеру движений и условиям выполнения,что дает возможность наблюдать динамику работоспособности спортсмена и функциональных реакций его организма во времени. КМ предусматривает регистрацию комплекса наиболее существенных функциональных характкристик.
В качестве примера может служить выполнение ударов кик-боксером на тренажере (ударная установка) по определенному заданию с регистрацией силы,частоты,точности и скорости нанесения ударов,а также выдачей срочной информации этих характристик.
ВЫВОД.
Практически при подборе средств СФП следует руководствоваться принципом динамического соответствия,согласно которому они должны быть адекватны соревновательному бою, по следующим критериям: группам мышц, вовлекаемым в работу; амплитуды и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения; величине усилия и времени его развития; скорости движения; режиму работы мышц. Исходя из этих критериев определяется исходное положение, кинематическая схема движений, величина внешнего сопротивления, характер проявления усилий и метод упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача специальной физической подготовки в кик-боксинге заключается в повышении силового компонента специфической работоспособности спортсмена и тренировке систем энергообеспечения. С учетом двигательной специфики кик-боксинга для этого следует использовать средства и методы, применяемые для совершенствования координации и динамического равновесия, развития быстроты движения и совершенствования скорости ациклических действий. Все они должны быть ориентированы на развитие максимального силового,взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости,скорости специфических передвижений и соответствующей скоростной выносливости,максимальной анаэробной мощности, локальной и прыжковой выносливости.
Литература
-
Гетке Л.Р., Дегтярев М.П. Основные пути силовой подготовки боксеров различного возраста и квалификации//. Бокс: Ежегодник. –М.: Физкультура и спорт.1984.-с.14-15.
-
Джероян Г.О., Филимонов Б.И. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей у боксеров//. Бокс: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт. 1975.-с.13-14.
-
Засухин А. Развитие специальной силовой выносливости//. Бокс: Ежегодник.-М.: Физкультура и спорт. 1975.-с. 16-18.
-
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. –М.: Физкультура и спорт. 1977.
Специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы.
(СФП) — это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в «своем» виде спорта. Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта .
Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса .
На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта Использование средств ОФП для разносторонней подготовки необходима и спортсменам высокого класса. В разных видах спорта для ОФП используются различные средства, специфические для данного вида спорта. Но при этом нельзя впадать в другую дойность — использовать преимущественно специализированные упражнения, тем более одни и те же. Это эмоционально обедняет процесс подготовки и, во-вторых, организм адаптируется к ним — результат — неэффективность тренировочного процесса .
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
спортивная подготовка;
профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых .
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений .
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения .
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной) .
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 11051;
>ФИЗРАЗВИТИЕ
ОФП – общая физическая подготовка (цели и задачи)
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, допустим: гимнастика, бег, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счёт и в ущерб остальных.
Цели и задачи общей физической подготовки
1. Здоровье. Общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. Изменения при развитии физических качеств происходят на молекулярном уровне, изменяя физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет. ОФП сдерживает процессы старения.
2. Общее физическое развитие. ОФП не является спортом, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.
Оценивают уровень общей физической подготовки по следующим показателям или тестам:
Скорость – бег на 100м
Выносливость – бег на 2 – 3 км
Силовая подготовленность – подтягивания, пресс
3. Специальная подготовка. Даже высокий уровень общей физической подготовки не всегда может быть достаточен. В некоторых случаях (определенный вид спорта, личные потребности, профессиональный труд) требуется повышенный уровень специальной физической подготовки. Одним требуется повышенное развитие силы, другим выносливости, третьим гибкости. Поэтому целью общей физической подготовки также является:
— Развитие всесторонних и специальных физических качеств.
— Общее повышение уровня физических возможностей организма.
— Воспитание необходимых двигательных умений и навыков.
Развитие общефизической выносливости
Общефизическую выносливость развивают несложные циклические движения в течение максимально длительного промежутка времени.
— Бег на длинные дистанции и переменный бег.
— Многократное повторение специфических упражнений через малые промежутки времени или подряд.
— Выносливость можно тренировать целенаправленно или опосредованно, т.е. во время тренировки, направленной на развитие тех или иных качеств, также тренируется и выносливость.
Рубрика: Статьи
Задачи общей физической подготовки
Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека. Поэтому задачами общей физической подготовки являются:
- 1. Укрепление здоровья (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы).
- 2. Противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности. 3. Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человеческого организма;
- 4. Воспитание трудолюбия, настойчивости, интереса к физическим упражнениям;
- 5. Расширение фонда двигательных умений и навыков;
- 6. Создание базы для специальной физической подготовленности к конкретному виду деятельности: трудовой, военной, спортивной.
В содержании ОФП ведущую роль играют естественные виды действий и их вариации, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. К ним относятся различные виды и формы физической рекреации, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах.
Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с обще-подготовительной направленностью вовлекаются почти все контингенты населения. Их популяризация и внедрение в быт всего народа имеют весьма важное значение для вовлечения людей в систематические занятия физической культурой, в результате чего происходит укрепление здоровья, повышение производительности труда и рост спортивных достижений.
Следует учитывать особенности занимающихся: их состояние здоровья, возраста, уровня и степени разносторонности физического развития, целевой установки при занятиях общей физической подготовкой.
Задачи ОФП детей и подростков, занимающихся спортом, будут отличаться от тех, которые ставятся в ОФП у юных спортсменов разрядников.
Задачи ОФП спортсменов в подготовительном периоде спортивной тренировки будут иметь свою специфику в зависимости от вида спорта и уровня спортивного мастерства. Общая физическая подготовка — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности.
Основной целевой задачей физической подготовки студентов является ОФП. Именно с ориентацией на достижение минимально необходимого уровня основных качеств при ОФП в учебную программу для ВУЗов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты и их оценки в баллах:
- * Тест на скоростно-силовую подготовленность — бег 100 м;
- * На силовую подготовленность- подтягивание, пресс;
- * На общую выносливость — 2 и 3 км.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства и других сферах общественной жизни. Но может обеспечить успех в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. Это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие силы, в других — выносливости и так далее, то есть, необходима специальная физическая подготовка (СФП).
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).
1. Цель и задачи физической подготовки
Физическая подготовка в Вооруженных Силах РФ – одно из звеньев системы физического воспитания, и в то же время она входит в систему боевой подготовки войск, являясь одним из ее предметов, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания военнослужащих.
Ведущим системообразующим фактором является цель физической подготовки, формируемая на основе требований, предъявляемых к физической подготовке военнослужащих. Они вытекают из особенностей военно-профессиональной деятельности личного состава и качеств, необходимых для успешного выполнения обязанностей по службе. К особенностям военно-профессиональной деятельности могут быть отнесены физические и психические нагрузки, режим двигательной активности, характер среды обитания, срок службы и другие факторы, связанные с военной службой и зависящие от уровня развития военной техники и оружия.
Основной целью физической подготовки в Вооруженных Силах является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. В процессе физической подготовки формируется, в первую очередь, сила, быстрота, выносливость и ловкость, в последующем – теоретические знания и организаторско-методические умения и навыки.
Цель физической подготовки достигается с помощью решения общих и специальных задач.
Общими задачами физической подготовки военнослужащих являются:
- формирование здорового образа жизни;
- гармоничное физическое и духовное развитие;
- развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;
- формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.
Специальные задачи физической подготовки обусловливаются спецификой военно-профессиональной деятельности личного состава видов и родов Вооруженных Сил. Они формируются с учетом конкретных особенностей и условий деятельности военнослужащих.
Специальными задачами физической подготовки являются:
- для личного состава ракетных подразделений, курсантов учебных воинских частей и подразделений – преимущественное развитие общей и силовой выносливости;
- для личного состава воинских частей и подразделений специальных войск – преимущественное развитие быстроты, силы и силовой выносливости;
- для личного состава воинских частей и подразделений тыла – преимущественное развитие силы, быстроты и общей выносливости;
- для личного состава подразделений охраны, обороны и противодиверсионной борьбы – преимущественное развитие общей и силовой выносливости, совершенствование навыков в преодолении препятствий, готовности к ведению рукопашной схватки, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок.
Кроме решения специальных задач физическая подготовка должна обеспечивать поддержание оптимальной работоспособности при несении боевого дежурства и восстановление ее после длительных профессиональных перегрузок.
Накопленный опыт физической подготовки в Вооруженных Силах показывает, что специальные задачи решаются успешнее, если они формируются на основе общности требований к нескольким специальностям и при этом учитывается организационная структура воинских частей и подразделений.
2. Влияние физической подготовки на повышение боеспособности военнослужащих
Совершенствование вооружения и боевой техники вызывает все более глубокое разделение воинского труда, порождает новые военно-технические специальности, ведет к появлению новых видов физических и нервно-психических нагрузок. Так, военно-профессиональная деятельность ряда специалистов приобрела характерные черты труда операторов, усложнились выполняемые военнослужащими операции. Они требуют способности быстро перерабатывать большой объем информации, устойчивости к продолжительной работе, внимательности, топкой координации. Причем никакие, даже самые сложные и совершенные приборы не могут заменить человека при выполнении как элементарных, так и более сложных видов мыслительных операций.
Усложнение вооружения привело к появлению систем, требующих коллективного обслуживания, выработки группового навыка согласованной деятельности военнослужащих. Поэтому различный уровень физической выносливости, двигательной координации у членов расчета может привести к тому, что самый слабый будет определять темп работы, его ошибки приведут к отказу техники.
Применение в войне новейших технических средств ракетно-ядерного и других видов оружия повышает влияние фактора внезапности и предъявляет к войскам требование быть в постоянной боевой готовности к отражению нападения противника.
Появилась особая дисциплина боевого дежурства. Боевые расчеты должны переходить к работе в максимальном темпе без всякого периода врабатывания, а на это способны только люди с хорошей физической подготовкой, высокой психологической устойчивостью.
Постоянная боевая готовность предъявляет особые требования к сохранению точности действий на протяжении всего дежурства. Она прямо зависит от степени утомления, которое наступает позже у лиц с высокой физической выносливостью.
Физическая подготовка, обеспечивая сохранение, работоспособности и формирование специальных качеств у личного состава, является одним из важных элементов поддержания боевой готовности войск.
Современный бой характеризуется высокой маневренностью сил н средств, напряженностью и скоротечностью, быстрыми и резкими изменениями обстановки, усилением роли человеческого фактора. Бои требует от военнослужащих высоких морально-боевых и физических качеств, способности выдерживать огромные психические и физические нагрузки.
Высокая интенсивность боевых действий обусловливает дефицит времени. И это время постоянно сокращается. Экономия времени в выполнении боевых приемов и действии стала одним из показателей боевого мастерства личного состава, а она возможна только на базе высокой физической готовности.
Дефицит времени в боевой обстановке, коллективный характер деятельности, не позволяющий использовать индивидуальный теми работы, вызывает чрезмерное физическое и психологическое утомление личного состава.
Физическая закалка оказывает значительное влияние на боеспособность военнослужащих и проявляется, во-первых, в повышении боевой выучки воинов и устойчивости организма к неблагоприятным факторам обстановки, во-вторых, в совершенствовании морально-политических и психологических качеств.
Боевая готовность, рассматриваемая как венец боевого мастерства войск в мирное время, заключается в способности военнослужащих, подразделений, частей и Вооруженных Сил в целом с высоким качеством выполнять боевую задачу в заданный отрезок времени. Поэтому вполне понятно стремление командиров всех степеней оценивать значение любого раздела боевой выучки по его вкладу в состояние боевой готовности войск.
Значение физической подготовки для поддержания высокой боевой готовности всегда тесно связано с характером и способом ведения боевых действий, которые в свою очередь определяются боевыми средствами, находящимися в распоряжении армии.
В ходе научно-технической революции войска получили принципиально новые образцы вооружения и боевой техники. Значительно усовершенствовались традиционные образцы. Появилось много автоматизированных и механизированных систем, управление которыми требует не столько высокой двигательной активности, сколько большого объема теоретических знаний.
В данной ситуации необходимо грамотное разрешение диалектического противоречия между объективным отсутствием больших физических нагрузок в повседневной практической деятельности военнослужащих и требованием высокой физической подготовленности как условия устойчивой работоспособности. Наличие такого противоречия приводит к недооценке значимости физической подготовки для повышения боевой готовности военных специалистов.
Рассмотрение вопроса о влиянии уровня физической подготовленности на состояние боевой выучки военнослужащих невозможно без понимания механизма осуществления этого влияния. Многочисленными исследованиями доказано, что в основе этого механизма лежит явление переноса навыков и умений, сформированных в одной области человеческой деятельности, на результаты овладения навыками и умениями в других сферах. Этот перенос может осуществляться как в близких по структуре действиях, например между различными физическими упражнениями, так и в далеких.
Применительно к физической подготовке, явление переноса может наблюдаться не только относительно навыков, но и относительно физических качеств. Следует сразу же оговориться, что наблюдать перенос физических качеств или двигательных навыков в чистом виде практически невозможно, так как они присутствуют в единстве при выполнении любого упражнения и результат тренировки зависит от развития как навыка, так и физического качества. Во многих случаях явление переноса связано с общностью морфологических, биохимических и функциональных изменений в организме под влиянием упражнений в развитии физических качеств.
В связи с возросшим числом военных специалистов операторного профиля специального рассмотрения требует механизм переноса между физической тренированностью и деятельностью, в которой значителен компонент интеллектуальных действий и невысокие величины физических усилий. Здесь можно вычленить два пути осуществления переноса. С одной стороны, высокая степень физической тренированности обеспечивает необходимую физиологическую базу профессиональной выносливости, а с другой–в ходе занятий физическими упражнениями естественным образом формируются механизмы обеспечения деятельности вегетативных систем организма в напряженном режиме, который при интеллектуальной работе возникает в моменты принятия важных решений, на ответственных этапах выполнения боевых заданий, связанных с психологической напряженностью.
При планировании явлений переноса постоянно возникает вопрос о том, на каком уровне развития физических качеств и закрепления двигательных навыков возможно их положительное влияние на другие формы деятельности. Анализ многочисленных исследований дает основание для формулировки некоторых закономерностей.
Факты показывают, что перенос легче всего осуществляется на первых этапах формирования двигательных умений и навыков в особых видах деятельности. По мере овладения навыками выполнения физических упражнений и профессиональных действий связи между ними постепенно «размываются» и сходят на нет.
Можно предположить, что в любой области деятельности по мере профессионального становления у каждого человека складывается свое специфическое сочетание компонентов рационального выполнения заданий и это затрудняет реализацию явлений переноса в другие сферы.
После овладения основными профессиональными навыками и умениями с помощью физических упражнений можно в большей мере обеспечить перенос при функционировании, формируя физиологическую базу устойчивой работоспособности и условия сохранения структуры навыка при утомлении. Этим и объясняется влияние физической подготовленности на деятельность опытных военнослужащих в экстремальных ситуациях. Различия в физической подготовленности скажутся и на протекании процессов восстановления после напряженных периодов работы.
Влияние фактора физической подготовленности на полевую выучку характерно для всех воинских специальностей. Наличие достаточного арсенала двигательных навыков, способность быстро и эффективно переключаться с одних приемов деятельности на другие – важные условия надежности работы оператора автоматизированной системы. Высокий уровень физической тренированности позволяет заметно повысить способность воинов к быстрой оценке обстановки, к принятию решения в сложных ситуациях.
Планомерно проводимая физическая подготовка помогает интенсифицировать процесс боевой учебы. Хронометраж действий личного состава в процессе многодневных учений свидетельствует о том, что активные действия воинов, связанные со значительными физическими нагрузками и психическими напряжениями, достигают 60 процентов от всего времени учений, на сон приходится, как правило, не более 20 процентов, что составляет 35–40 процентов от нормальной потребности человека во сне. Понятно, что преодоление таких нагрузок под силу физически тренированным людям. Низкий уровень физической подготовленности будет отрицательно влиять на выполнение учебно-боевых задач воинов и подразделений. Это отчетливо проявляется в снижении подвижности, точности действий, выносливости, работоспособности. Так, у солдат с отличной оценкой по физической подготовке показатели работоспособности в ходе наступления сохраняются почти без изменений, а у солдат, имеющих слабую физическую подготовленность, она снижается после первых суток учений на 35 процентов.
Таким образом, как свидетельствуют опыт войск и результаты научных исследований, физическая подготовка выступает важным средством повышения боевого мастерства личного состава всех видов Вооруженных Сил и родов войск, показателем уровня профессиональной выучки военнослужащих. Ее роль проявляется прежде всего в сохранении и повышении как физической, так и умственной работоспособности и более быстром восстановлении их до исходного уровня после напряженной работы. Благодаря этому военнослужащие эффективнее и надежнее используют вооружение и боевую технику в учебно-боевой деятельности, быстрее, точнее и успешнее действуют в разнообразных условиях обстановки.
Задачи физической подготовки
Цели физической подготовки:
— Гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения;
— Подготовка спортивных резервов в футболе, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.
Достижение вышеуказанных целей требует решения целого ряда задач физической подготовки:
* Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни.
* Овладение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков.
* Приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок.
* Развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств, осуществление общей физической и специальной физической подготовки юных футболистов.
* Воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная — развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов. Цель специальной физической подготовки — достичь выполнения сложных приемов владения мячом на высокой скорости, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств.
В этом же разделе обучающиеся получают необходимые сведения об основах техники и тактики игры, правилам игры и основам судейства. Практический раздел программы включает общую, специальную физическую, техническую подготовку, тактическую подготовку, участие в соревнованиях и сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки.
Общая физическая подготовка юного футболиста обеспечивается упражнениями общеразвивающего характера и упражнениями из других видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, плавания и др. С помощью этих упражнений достигается всестороннее развитие двигательных и скоростно-силовых качеств, укрепляется мышечный аппарат, повышается выносливость и общая тренированность детей и подростков.
Специальная физическая подготовка строится с учетом особенностей игровой деятельности футболиста и включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста.
Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки.
В практике подготовки юных футболистов особо выделяют ловкость, скоростно-силовые качества, силу, быстроту, выносливость и гибкость. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитании определенных физических качеств с целью их усиления или доведения до нужного уровня.
На этапе начального обучения физическая подготовка необходима для всестороннего развития организма детей и для правильного формирования основных двигательных функций. Экспериментально показано: прочность освоения приемов владения мячом во многом зависит от уровня развития физических качеств. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют направленно воздействовать на развитие прежде всего таких качеств, как ловкость, гибкость, быстрота и скоростно-силовые.
На этапе специализации физическая подготовка направлена на воспитание быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, силы и выносливости. Организм подростка, с одной стороны, позволяет значительно увеличить физические нагрузки, а с другой — требует предоставления ему достаточного перерыва для восстановления после продолжительных нагрузок. Особого внимания заслуживают нагрузки, направленные на совершенствование силовых способностей и выносливости.
На этапе спортивного совершенствования физическая подготовка имеет более выраженную специальную направленность, чем на этапах начального обучения и специализации. Завершение формирования организма позволяет значительно приблизить подготовку футболистов-юношей к подготовке взрослых игроков высокой квалификации. Однако функциональные возможности юноши составляют примерно лишь 70-80% возможностей взрослого. Поэтому подготовку юных футболистов в составе команд мастеров необходимо постоянно контролировать. Возросший уровень развития функций и систем позволяет сделать акцент в физической подготовке на развитии таких качеств, как выносливость и сила. В то же время в связи со снижением у юных футболистов прироста показателей быстроты, ловкости и гибкости необходимо продолжать совершенствовать эти качества за счет подбора адекватных средств.
В подготовке футболистов используется множество различных упражнений: от простых — бег, прыжки, силовые упражнений, удары по неподвижному мячу, передача мяча в парах, до самых сложных: игровых упражнений с решением сложных игровых задач, координационных упражнений аэробики и акробатики.
Воздействие каждого из этих упражнений на функциональные системы организма футболистов и их интеллект неодинаково, и поэтому срочный тренировочный эффект упражнений различаются как по величине, так и по направленности.
Планирование и контроль нагрузок в футболе проводится с использованием следующих характеристик.
Первая из них — специализированность упражнений, в соответствии с которой все они разделяются на две группы: специфические (игровые) и неспецифические (неигровые). В свою очередь специфические (футбольные) упражнения разделяются на командные, групповые и индивидуальные.
Вторая характеристика — направленность упражнений на развитие физических качеств футболистов. Есть упражнения смешанной направленности, при выполнении которых совершенствуются сразу несколько проявлений разных физических качеств футболистов. Это происходит, как правило, при выполнении командных и групповых упражнений. Есть упражнения избирательной направленности, при выполнении которых совершенствуется преимущественно какое-то одно физическое качество. Это, как правило, неспецифические упражнения.
Все эти средства физической подготовки реализуются в рамках тренировочных занятий, форма которых может быть следующей:
Разминка. Она состоит из двух частей. Первая часть — игровые упражнения в сочетании со стретчингом (3 минуты игра и 2-3 минуты стретчинг и т.д.). Или упражнения «школы футбола» (передачи мяча в парах, тройках и т.п.) в сочетании со стретчингом. Или бег трусцой в сочетании со стретчингом. Или перемещения по полю групп игроков, согласованные по времени и пространству, в сочетании со стретчингом. Кроме стретчинга можно во всех этих случаях использовать маховые движения. Вторая часть разминки — это координационные, беговые и прыжковые упражнения.
* Групповые упражнения, при выполнении которых решаются конкретные игровые задачи;
* Командные упражнения, применяемые для освоения тактической схемы игры;
* Упражнения физической подготовки;
* Упражнения разминки.
Есть занятия, в которых планируют полный набор всех этих упражнений. Но вполне возможны занятия, в которых кроме разминки есть только упражнения физической подготовки, или разные упражнения групповой тактики и т.д.
Совершенствование физической подготовленности происходит при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. Каждое из этих упражнений характеризуется определенным тренировочным эффектом, и правильное управление этими тренировочными эффектами позволяет целенаправленно воздействовать на развитие тех или иных физических качеств.
Соревновательные упражнения (игры) проводятся по единым для всех команд правилам футбола и поэтому их срочные тренировочные эффекты можно достаточно точно прогнозировать заранее. При большом числе игр можно заранее прогнозировать и степень влияния нагрузки соревновательных игр на развитие физических качеств.
Иное дело с тренировочными упражнениями. В них величина и направленность срочных тренировочных эффектов (а следовательно, и степень воздействия на физические качества игроков) зависит от ряда причин, в том числе и от метода выполнения тренировочных упражнений.
В практике физической подготовки существует 2-а метода выполнения упражнений: 1) непрерывный и 2) с перерывами.
Непрерывный метод выполнения тренировочных упражнений.
Непрерывный метод характеризуется тем, что тренер, готовящий тренировочное занятие, задает в нем длительность и интенсивность упражнения, и после этого футболист выполняет его без перерыва. Например, тренер планирует кроссовый бег в течение 40 или 60 минут, или игру 8 против 8 на ? поля в течение 30-40 минут, и футболисты непрерывно выполняют его задание. Два заранее запланированных параметра компонентов нагрузки упражнения (его длительность и интенсивность) определяют величину и направленность срочных тренировочных эффектов.
Возьмем, например, кроссовый бег в течение 45 минут, выполняемый относительно равномерно со скоростью аэробного порога (она у футболистов равна приблизительно 3 м/с).
У хорошо подготовленных игроков частота сердечных сокращений в таком беге не превысит 150 уд./мин. Уже на второй минуте бега ЧСС достигает этого максимума, и затем в течение оставшихся 43 минут будет проходить чисто аэробная работа. Она обеспечивается аэробными энергетическими механизмами, и в течение всего времени упражнения будет совершенствоваться их работа.
Отметим здесь, что абсолютно равномерная работа не существует, и в такой работе допустимы колебания скорости бега (±2%). Но задача в равномерных упражнениях всегда одна: вывести функциональные системы организма футболистов на определенный уровень и «подержать» их на этом уровне в течение определенного времени. При одном уровне интенсивности непрерывного упражнения это будет восстановительная нагрузка, при другом — развивающая.
Более распространенными тренировки футболистов являются непрерывные упражнения переменной интенсивности.
Во-первых, сама игра — это типичное упражнение переменной интенсивности, и этого хорошо видно по динамики ЧСС. В игровом упражнении, если оно выполняется однократно и непрерывно, активные фазы чередуются с относительно пассивными. Поэтому в активных фазах ЧСС повышается до 180-200 уд./мин., активизируется анаэробные механизмы энергетического обеспечения. Множество таких циклов в непрерывном упражнении положительно воздействуют на совершенствование быстроты развертывания энергетических систем в активных фазах упражнения и быстроты восстановления в пассивных.
Такие упражнения больше соответствуют структуре игры, и они полезны для комплексного воздействия на двигательные качества футболистов.
Сам же выбор метода упражнения зависит от того, что ставится во главу угла в срочном тренировочном эффекте. Если главным является решение игровой задачи тактико-технического, и оно должно выполняться тактически грамотно, технически точно и на заданном уровне интенсивности, то лучше использовать метод работы «с перерывами». Здесь в паузах отдыха происходит относительно быстрая ликвидация утомления, и каждое очередное повторение выполняется на требуемом тактико-техническом и функциональном уровне.
Если же главными являются функциональные сдвиги (их величина, направленность и удержание на заданном уровне в течение всего упражнения) то более целесообразно является применение непрерывных упражнений.
Следует отметить еще одну особенность непрерывных переменных упражнений: в пассивных фазах этих упражнений снижается активность функциональных систем организма, но снижается она до определенного уровня. И как только начинается активная фаза, то скорость развертывания этих систем значительно большая, чем упражнения с перерывами.
Метод выполнения тренировочных упражнений с перерывами.
При использовании этого метода также есть активные и пассивные фазы, но в отличие от непрерывного метода, в котором в пассивной фазе упражнения выполняется с пониженной интенсивностью, пассивная фаза метода «с перерывами» — это, как правило, покой. Нагрузка в этом случае зависит от значений следующих компонентов упражнения:
* Длительности активных фаз;
* Интенсивности (мощности, скорости) выполнения упражнений;
* Количество повторений (серий) упражнения;
* Длительности интервалов отдыха между повторениями и сериями повторений;
* Характером отдыха (например, в паузах отдыха при выполнении футбольных упражнений можно ничего не делать, а можно сесть на газон и поделать стретчинг).
Если это футбольное упражнение, то его нагрузка будет также зависеть от сложности игровых задач упражнения, количества футболистов, занятых в нем, и размера площадки, на которой оно выполняется.
Для изменения величины и направленности футбольных упражнений нужно менять значения компонентов нагрузки. Либо нескольких одновременно, либо какого-то одного из них.
Существует несколько вариантов планирования значений компонентов нагрузки игровых упражнений. Интенсивность большинства игровых упражнений обычно очень высокая, и поэтому нарастающее утомление в них — явление вполне обыденное. Это утомление приводит к тому, что футболист начинает ошибаться в тактико-технических действиях. Чтобы этого не происходило, нужны паузы отдыха.
Первый вариант планирования — упражнение выполняется с постоянными интервалами отдыха. Например, 6 серий по 6 минут с паузами отдыха по 2 минуты. Или, те же 6 серий по 6 минут, паузы отдыха между сериями — 4 минуты.
Второй вариант — работа с удлиняющимися паузами отдыха. Например, первая пауза отдыха между шести минутными сериями равна двум минутам, вторая — трем минутам и т.д.
Если же тренер хочет поставить футболистов в более трудные условия, то может использоваться третий вариант — работа с укорачивающимися паузами отдыха: например, 4 минуты, потом 3 минуты и т.д. В этом случае каждая очередная активная фаза упражнения будет начинаться при меньшей степени восстановления.
В процессе индивидуального развития человека, онтогенеза, происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям развитию в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:
— координационные способности наибольший прирост с 5 до 10 лет;
— быстрота развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
— сила развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
— скоростно-силовые качества развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 16 лет;
— гибкость развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 8 лет, 9-10 лет, 11 12 лет, 14 17 лет (девочки);
— выносливость развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.
В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5-10 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т.е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности. Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание «левши» на противоположную ведущую нецелесообразно.