Бухгалтерский учет операций по взаимозачету встречного требования

Бюджетное учреждение по согласованию с собственником сдает в аренду часть помещений в учебном корпусе. Арендатор имеет задолженность по арендной плате. Он обратился с предложением погасить ее в натуральном виде и передать учреждению бывший в употреблении набор мебели для учебных кабинетов. Вправе ли учреждение провести такой расчет по погашению долга по арендным платежам и если да, то как такая операция отразится в бухгалтерском учете?

17.02.2017 С. С. Бычков

Вопрос

Бюджетное учреждение по согласованию с собственником сдает в аренду для организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – арендатор), часть помещений в учебном корпусе.

Арендатор имеет задолженность по арендной плате. Он обратился с предложением погасить ее в натуральной форме и передать учреждению бывший в употреблении набор мебели для учебных кабинетов.

Вправе ли учреждение провести такой расчет по погашению долга по арендным платежам?

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность для достижения целей, ради которых учреждение создано, и соответствующую этим целям, при условии, что эта деятельность указана в его учредительных документах.

Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В статье 410 ГК РФ сказано, что обязательство, срок которого наступил, прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования. При этом для зачета достаточно заявления одной стороны.

Таким образом, в ситуации, когда арендатор вышел с предложением погасить свою задолженность по арендным платежам, передав в собственность учреждения набор мебели, стоимость которой соразмерна сумме долга, учреждение вправе произвести взаимозачет. Кроме того, стороны могут заключить двустороннее соглашение о зачете встречных обязательств.

Вопрос

Как взаимозачет встречного денежного требования отразится в налоговом учете?

НДС. Передача имущества в аренду является объектом обложения НДС (ч. 1 ст. 146 НК РФ). Если полученный набор мебели будет использоваться для операций, признаваемых объектами налогообложения, то в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные учреждению при передаче набора мебели, принимаются к налоговым вычетам на основании выставленных счетов-фактур.

Налог на прибыль. На основании п. 4 ч. 2 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат обложению налогом на прибыль в составе внереализационных доходов. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ и разъяснениям, представленным в Письме Минфина РФ от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66456, стоимость набора мебели как имущества, не являющегося амортизируемым, относится к материальным расходам в целях налогообложения прибыли. Стоимость имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов соответствующие доходы признаются для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии со ст. 271 или ст. 273 НК РФ.

Вопрос

Какие операции по взаимозачету встречного денежного требования учреждение отражает в бухгалтерском учете?

В соответствии с п. 9, 51 Инструкции № 174н отражается поступление набора мебели:

  • формирование первоначальной стоимости объекта на основании первичных учетных документов – по дебету счета 0 106 31 310 и кредиту счета 0302 31 730;
  • принятие к учету набора мебели, при условии, что она не относится к особо ценному движимому имуществу учреждения, – по дебету счета 0 101 36 310 и кредиту 0 106 31 310.

В соответствии с п. 93, 94, 150 Инструкции № 174н отражаются расчеты по арендным платежам:

  • начисление доходов от аренды имущества бюджетного учреждения, переданного арендаторам согласно заключенным договорам, – по дебету счета 2 205 20 560 и кредиту счета 2 401 10 120;
  • уменьшение расчетов по доходам от аренды прекращением встречного требования зачетом обязательств по оплате полученных объектов основных средств – по кредиту счета 2 205 20 660 и дебету счета 2 302 31 830.

В соответствии с п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н отражаются операции по учету НДС:

  • начисление суммы НДС, предъявленной арендатором (поставщиком набора мебели), не включаемой в стоимость такого объекта, – по дебету счета 0 210 12 560 и кредиту счета 0 302 31 730;
  • начисление суммы НДС на арендные платежи – по дебету счета 0 401 10 120 и кредиту счета 0 303 04 730;
  • списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, в порядке, предусмотренном НК РФ, – по дебету счета 0 303 04 830 и кредиту счета 0 210 12 660.

Пример

Задолженность по арендной плате составляет 47 200 руб. (в том числе НДС – 7 200 руб.). Арендатор передает учреждению бывший в употреблении набор мебели, стоимость которого оценена в размере 47 200 руб. (с учетом НДС – 7 200 руб.).

Бюджетное учреждение отразит в учете следующие бухгалтерские записи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *