Требования правил по охране труда при работе с автолестницей (коленчатым подъемником). Занятие

Требования правил по охране труда при работе с автолестницей

К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (авто-подъёмника) к работе и порядок работы осуществляются в соответствии с инструкцией завода изготовителя и правил охраны труда.

Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.

Выдвижение автолестницы производится на 1,0 – 1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).

При работе с автолестницей, опёртой на строительные конструкции, двигатель необходимо выключить. При работе автолестницы, снабжённой люлькой, двигатель не выключается.

Водители автолестниц и автоподъёмников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.

При работе на автолестнице (автоподъёмнике) водитель обязан:

  • соблюдать и требовать от работающих на них соблюдения требований инструкции по эксплуатации автолестницы (автоподъёмника);
  • не допускать, особенно в зимнее время, пролив воды (пены) на колена лестницы (стрелу подъёмника);
  • производить пуск гидронасоса при температуре воздуха ниже – 10 0С плавными кратковременными освобождениями педали муфты сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя педаль отпустить;
  • оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе, гидронасос и двигатель.

При перемене места работы, колена лестницы (стрелы автоподъёмника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается.

При использовании автолестницы (автоподъёмника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой тали не должна превышать величины, допускаемой заводом-изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.

Подъём (спуск) людей по маршу автолестницы, при не прислонённой вершине и угле наклона до 50 град., разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50 град. – одновременно не более двух человек. По прислонённой лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 метров, а при переносе тяжестей массой 100 – 120 кг – с интервалом не менее 8 метров. При этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.

Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъёмник), должна иметь уклон не более 6 град., твёрдое покрытие или твёрдый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъёмника).

При работе пожарного ствола, закреплённого на вершине лестницы, должны выполняться требования:

  • лестница выдвигается на длину не более 2/3 её полной длины при угле подъёма не более 75 град.;
  • рукавная линия прокладывается по середине лестницы и надежно крепится к ступеням рукавными задержками;
  • подача и прекращение подачи воды в рукавную линию осуществляются плавно, без резких колебаний, давление у ствола должно быть не менее 0,4 МПа.

Необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства, защищающего автолестницу от столкновения с препятствием, и таким образом исключает срабатывание предохранительного устройства.

При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъёмника) запрещается:

  • устанавливать автолестницы (автоподъёмники) на крышке люков, колодцев и т.п., а также ближе 2,0 – 2,5 метра от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлованов, каналов и т.п.;
  • устанавливать и работать на автолестнице (автоподъёмнике) на расстоянии ближе 30 метров от крайнего провода высоковольтной линии электропередачи;
  • прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъёмника) электрические кабели и телефонные провода;
  • выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;
  • выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;
  • производить регулировку предохранительного клапана повышения рабочего давления в гидросистеме во время работы автолестницы (автоподъёмника);
  • работать на автолестнице (автоподъёмнике) при скорости ветра более 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;
  • работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъёмника при нахождении в ней более 2 человек;
  • касаться коленами (стрелой) воздушных электрических и радиотрансляционных сетей при работе и уборке автолестницы (автоподъёмника);
  • производить какие-либо движения автолестницы (автоподъёмника) механическим или ручным способом, если на ней находятся люди;
  • оставлять без надзора автолестницу (автоподъёмник) с поднятыми коленами.

При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность накопления зарядов статического электричества при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.

При спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС не должен допускать наличия у них острых предметов, которые могут вызвать повреждение спасательного рукава, а также ранение спасаемых при спуске.

С целью снижения воздействия статического напряжения электричества на людей необходимо обеспечивать следующие меры:

  • обработать спасательный рукав антистатическими средствами;
  • периодически производить увлажнение нижней части спасательного рукава (при температуре окружающего воздуха не ниже 0 град. С) при проведении спусков людей;
  • осуществлять страховку спускающихся в перчатках, не отрывая рук от спасательного рукава.

Запрещается эксплуатация спасательного рукава:

  • выработавшего свой ресурс;
  • не прошедшего очередного технического освидетельствования;
  • имеющего сквозные повреждения, не подлежащие ремонту;
  • не по назначению.

При использовании ППСУ запрещается:

  • применение ППСУ не по прямому назначению;
  • производить на ППСУ тренировочные прыжки личного состава;
  • эксплуатировать ППСУ с выработанным ресурсом или истекшим сроком службы;
  • эксплуатировать ППСУ, имеющее видимые повреждения;
  • сбрасывать ППСУ на грунт;
  • оставлять соединительный шланг присоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения.

Выписка из Инструкции по эксплуатации и хранению ППСУ-20

  1. Эксплуатация ППСУ должна проводиться персоналом, изучившим его устройство, и правила работы, прошедшим практическую подготовку.
  2. Наполнение ППСУ производится от воздушного баллона, входящего в комплект ППСУ.
  3. Для приведения ППСУ в рабочее состояние необходимо:
  • доставить ППСУ на место;
  • очистить рабочую площадку;
  • расстегнуть чехол и развернуть ППСУ на площадке;
  • отвернуть крышку штуцера ППСУ и подсоединить баллон со сжатым воздухом к штуцеру с помощью соединительного шланга, входящего в комплект ППСУ;
  • отвернуть крышку предохранительного клапана, если она закрыта;
  • открыть вентиль баллона и наполнить ППСУ (момент достижения избыточного давления в каркасе ППСУ необходимой величины фиксируется по звуку открытия предохранительного клапана, сопровождающегося резким выдвижением штока в его центральной части);
  • завернуть крышку предохранительного клапана сразу после его открытия;
  • отсоединить шланг и завернуть крышку штуцера.

ВНИМАНИЕ! Соединительный шланг оснащен эжектором. Запрещается оставлять шланг, подсоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения, для исключения утечки воздуха из каркаса через отверстия эжектора!

  • для подкачки ППСУ отвернуть крышку вентиля и подсоединить к нему мех-насос.

  1. При эксплуатации ППСУ в зимнее время необходимо через 5 – 10 минут после приведения ППСУ в рабочее состояние произвести повторное подполнение его каркаса сжатым воздухом до момента открытия предохранительного клапана.

При отсутствии баллона или недостатке в нем воздуха, для наполнения ППСУ до рабочего давления могут использоваться другие источники сжатого воздуха, например ресивер автомобиля.

  1. ППСУ должно устанавливаться к стене здания боковой поверхностью, не имеющей отверстия. ППСУ может устанавливаться наклонно одним краем на бордюрный камень тротуара высотой до 200 мм.
  2. Перенос ППСУ в наполненном состоянии производится за ручки, расположенные вверху боковой поверхности ППСУ.
  3. Дополнительное удержание ППСУ вручную при падении спасаемого на край за границу рабочей поверхности производится за ручки, расположенные вверху боковой поверхности ППСУ.

Ручки, расположенные вверху, служат также для соединения, при необходимости, двух или более ППСУ между собой с помощью соединительных ремней, входящих в комплект ППСУ.

  1. ППСУ восстанавливается в рабочее положение через 15 секунд после приема с рабочей поверхности очередного спасаемого.

122002 160 Подъем спуск людей по маршу автолестницы при неприслоненной вершине и угле наклона до 50 град

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Заказать написание уникльной работы

  1. Подъем (спуск) на высоту. Действия пожарных при подъеме (спуске) на высоту с помощью автолестниц, коленчатых подъемников, ручных пожарных лестниц, при работе со стволом с лестницы. (Приказ № 630 от 31.12.2002)

160. Подъем (спуск) людей по маршу автолестницы при неприслоненной вершине и угле наклона до 50 град. разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50 град. — одновременно не более двух человек. По прислоненной лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 м, а при переносе тяжестей массой 100 — 120 кг — с интервалом не менее 8 метров. При этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.

161. Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъемник), должна иметь уклон не более 6 град., твердое покрытие или твердый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъемника).

162. При работе пожарного ствола, закрепленного на вершине лестницы, должны выполняться требования:

лестница выдвигается на длину не более 2/3 ее полной длины при угле подъема не более 75 град.;

рукавная линия прокладывается по середине лестницы и надежно крепится к ступеням рукавными задержками;

подача и прекращение подачи воды в рукавную линию осуществляются плавно, без резких колебаний, давление у ствола должно быть не менее 0,4 МПа.

Необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства, защищающего автолестницу от столкновения с препятствием, и таким образом исключает срабатывание предохранительного устройства.

  1. Требования правил охраны труда при подъеме (спуске) на высоту.

К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (автоподъемника) к работе и порядок работы осуществляются в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и настоящих Правил.

153. Водители, допустившие перерыв в работе на автолестнице (автоподъемнике) более года, проходят обучение и аттестацию в установленном порядке.

154. Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.

Выдвижение автолестницы производится на 1,0 — 1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).

155. При работе с автолестницей, опертой на строительные конструкции, двигатель необходимо выключить. При работе автолестницы, снабженной люлькой, двигатель не выключается.

156. Водители автолестниц и автоподъемников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.

157. При работе на автолестнице (автоподъемнике) водитель обязан:

соблюдать и требовать от работающих на них соблюдения требований инструкции по эксплуатации автолестницы (автоподъемника);

не допускать, особенно в зимнее время, пролив воды (пены) на колена лестницы (стрелу подъемника);

производить пуск гидронасоса при температуре воздуха ниже -10 град. С плавными кратковременными освобождениями педали муфты сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя педаль отпустить;

оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе, гидронасос и двигатель.

158. При перемене места работы колена лестницы (стрелы автоподъемника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается.

159. При использовании автолестницы (автоподъемника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой тали не должна превышать величины, допускаемой заводом-изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.

  1. Правила охраны труда при выполнении защитных мероприятий.

163. При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъемника) запрещается:

устанавливать автолестницы (автоподъемники) на крышке люков, колодцев и т.п., а также ближе 2,0 — 2,5 метра от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлованов, каналов и т.п.;

устанавливать и работать на автолестнице (автоподъемнике) на расстоянии ближе 30 метров от крайнего провода высоковольтной линии электропередачи;

прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъемника) электрические кабели и телефонные провода;

выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;

выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;

производить регулировку предохранительного клапана повышения рабочего давления в гидросистеме во время работы автолестницы (автоподъемника);

работать на автолестнице (автоподъемнике) при скорости ветра более 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;

работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъемника при нахождении в ней более 2 человек;

касаться коленами (стрелой) воздушных электрических и радиотрансляционных сетей при работе и уборке автолестницы (автоподъемника);

производить какие-либо движения автолестницы (автоподъемника) механическим или ручным способом, если на ней находятся люди;

оставлять без надзора автолестницу (автоподъемник) с поднятыми коленами.

Тема № 10 Специальные работы на пожаре и на месте ЧС

В процессе тушения пожара и проведения АСР осуществляются действия личного состава подразделений, направленные на обеспечение условий успешного выполнения основной задачи с использованием специальных технических средств, способов и приемов (далее — специальные работы).

К специальным работам относятся:

вскрытие и разборка конструкций;

подъем (спуск) на высоту;

организация связи;

освещение места пожара (вызова);

восстановление работоспособности технических средств.

Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств подразделений, необходимых для тушения этих очагов.

Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, пожарного инструмента и оборудования, подачи огнетушащих веществ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания. Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделений на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами и средствами подразделений, их взаимодействия на месте пожара (вызова).

Организация связи включает в себя определение руководителем тушения пожара используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании средств связи обеспечивается соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

Освещение места пожара (вызова) осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места пожара (вызова) используются имеющиеся на вооружении подразделений осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте пожара (вызова) по указанию руководителя тушением пожара и при их наличии дополнительно применяются осветительные средства организаций (объектов).

Восстановление работоспособности технических средств включает в себя выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования организации (объекта) при необходимости их использования для решения задач. Указанные работы выполняются силами и средствами подразделений, обеспечивающими действия по тушению пожара и проведению АСР (далее — тыл).

Специальные работы — это действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения основной задачи с использованием специальных технических средств и знаний.

К специальным работам относятся:

— организация пожарной связи (далее — связи);

— освещение места работы пожарных подразделений (пожара);

— вскрытие и разборка конструкций;

— подъем (спуск) на высоту;

— эвакуация материальных ценностей;

— выполнение защитных мероприятий;

— восстановление работоспособности технических средств;

— управление газовыми потоками на пожаре.

Организация связи осуществляется для обеспечения управления действиями пожарной охраны, их взаимодействия на месте работ участников тушения пожара.

Организация связи включает в себя: уточнение РТП используемых схем связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании связи должно обеспечиваться соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

Освещение места работ на пожаре по указанию РТП в условиях недостаточной видимости, а также при сильном задымлении.

Для освещения места работ используются имеющиеся на вооружении пожарной охраны осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте вызова (пожара) по указанию РТП могут дополнительно применяться осветительные средства предприятий и организаций.

Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и зашиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ, выполнения иных работ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасных условий ведения основных действий и успешного выполнения задач.

При выполнении защитных мероприятий в установленном порядке могут быть отключены (включены), заблокированы, а при необходимости разрушены оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектового транспорта и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб объекта или населенного пункта самостоятельно или по указанию РТП.

В необходимых случаях электропровода и иные токонесущие элементы, находящиеся под напряжением до 0,22 кВ включительно, могут отключаться (обесточиваться) личным составом по указанию РТП в случаях, если они:

— опасны для участников тушения пожара;

— создают опасность возникновения новых очагов пожара;

— препятствуют ведению тактико-технических действий на пожаре и проведению АСР.

Отключение осуществляется с соблюдением требований техники безопасности и учетом особенностей технологического процесса.

Восстановление работоспособности технических средств — это выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, оборудования, пожарнотехнического вооружения, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения различных задач на пожаре. Указанные работы выполняются силами и средствами, приданных тылу.

Вскрытие и разборка конструкций

Тактико-технические действия по вскрытию конструкций проводятся с различной целью: спасание людей, эвакуация имущества, подача огнетушащих веществ, регулирование газообмена и т.д.

Вскрытие конструкций, особенно в начальной стадии пожара, позволяет успешно ликвидировать очаг горения до его интенсивного развития и распространения на большой площади.

Вскрытие и разборка конструкции производится по распоряжению РТП или ответственного за работами, а в исключительных случаях — командира отделения, которые несут всю ответственность за выполнение данной работы. Руководитель работ должен указать, кому произвести вскрытие, цель, место, размер площади вскрытая или объем работы.

Для проникновения в этажи здания через окно необходимо попытаться открыть его, надавив на левую (т.к. первой открывается внутрь комнаты левая по отношению к пожарному сторона оконного переплета) створку окна без разбивания стекол. Если же окно окажется запертым, то необходимо осторожно разбить стекло плоской стороной топора, чтобы можно было просунуть руку и открыть запоры. Стекло надо разбивать в форточке или наименьшее по размеру в створках. Ударяя топором по стеклу, необходимо держать руки в стороне (рис. 14.2. а), т.к. в противном случае стекло может скользнуть по топору и порезать руку или упасть на голову (рис. 14.2. б)

Воспрещается выбивать без надобности все стекла и особенно выбивать переплетные рамы.

Прежде чем просунуть руку в пробитое отверстие, надо быстро, но осторожно разобрать мелкие осколки стекла, чтобы не порезать руку.

Если в создавшейся на пожаре обстановке разбивать стекло нельзя или остекление имеет конструктивные особенности, то необходимо вскрыть раму при помощи топора. Для этого надо предварительно снять планку, закрывающую щель (если она имеется), ввести лезвие топора между створками и надавить на топорище влево, если створки открываются в помещение, или вправо, если они открываются из помещения (рис. 14.3.) Если можно пролезть в окно через одну створку, то открывать без надобности вторую не следует.

Для проникновения в помещение через закрытую дверь, прежде чем применить инструмент для ее открывания, надо обязательно проверить, действительно ли она закрыта. Для этого надо приложить все усилия, чтобы открыть дверь рукой, т.к. она может трудно открываться; иногда целесообразно проникнуть в данное помещение через окно или спуститься на веревке по балкону и открыть дверь изнутри. Только использовав все способы открывания двери без взламывания замка, можно прибегать к применению ручного и механизированного инструмента.

Чтобы открыть одностворчатую дверь при помощи топора, надо ввести его лезвие между дверью и косяком (колодкой) непосредственно над замком или под ним. После этого отвести топорище в сторону косяка и нажать на него так, чтобы замок (защелка) выскочили.

Если дверь закрыта на внутренний засов или одновременно на засов и замок, и ее нельзя открыть указанным способом, то необходимо выбить меньшую по размеру филенку двери (часть полотна двери, заключенная внутри дверной рамы) и открыть засов изнутри. Массивную дверь (не имеющую филенок), в отличие от филенчатой, целесообразно снять с петель, но только при условии, если она открывается наружу. Для этого при помощи топора выбивают штифты, соединяющие половинки петель, вводят в щель между косяком и дверью (со стороны петель) лезвие топора и открывают дверь. Если дверь не открывается, ее выбивают с помощью лестницы-палки, вырубают топором или выпиливают пилой отверстие около замка.

Чтобы открыть двухстворчатую дверь, следует учитывать, что, как правило, одна половина заперта шпингалетами (запорами) наверху и внизу, а другая укреплена к первой, как одностворчатая дверь. Половина двери, не запертая шпингалетами, открывается аналогично одностворчатой двери. Но прежде чем открыть такую дверь, необходимо определить, в какую сторону она открывается.

Если она открывается внутрь, то чаще всего щель между створками закрыта планкой, которую надо снять, прежде чем ввести в щель лезвие топора.

Чтобы открыть двухстворчатую дверь при помощи топора, надо ввести его лезвие в щель между створками и поворотом топорища раздвинуть их в сторону (рис. 14.4).

Для вскрытия висячих замков используют крюки, ломы, топоры, ножницы-кусачки. Прежде чем использовать инструмент, следует сделать попытку выдернуть пробой. Если это сделать не удается, то в дужку замка или скобы вставляется лом или крюк и срывается замок. Дужка замка может перерезаться ножницами-кусачками.

При наличии на окнах и дверях дополнительных решеток необходимо первоначально произвести их вскрытие.

При вскрытии крыш для выпуска дыма из чердака пожарные должны подойти к коньку крыши, по возможности, ближе к месту загорания чердака.

Вскрытие следует производить только у конька кровли (за исключением плоских крыш) на одном или обоих скатах. Для более успешного выпуска дыма целесообразно при вскрытии металлической кровли не спускать всю полосу железа от конька до карниза, а вскрывать большее число полос по коньку кровли. При этом каждую полосу необходимо вскрывать на длину не более 1,5 м.

Значительную роль при вскрытии кровли играет ветер. При наличии ветра или невозможности вскрыть кровлю с обеих сторон конька необходимо вскрывать кровлю только с подветренной стороны (по направлению ветра).

При вскрытии кровли для успешной и безопасной работы пожарных со стволом в помещении чердака необходимо вскрыть часть кровли не около конька, а около желоба (от карниза) на расстоянии до 1,5 м от него. Следует помнить, что отверстие дня ствольщика делается только после того, как вскрыта часть крыши у конька для выпуска дыма и газов и обязательно при наличии работающего ствола.

Вскрытие кровли делается также для преграждения дальнейшего распространения пламени по чердаку. В таких случаях, в зависимости от скорости распространения пламени, целесообразно вскрыть крышу на расстоянии 2-3-х пролетов между стропилами.

Место вскрытия кровли должно выбираться из расчета возможности окончания работы пожарных ранее, чем огонь дойдет до данного места вскрытия. Вскрытие кровли необходимо производить всегда впереди себя, чтобы обеспечить в случае необходимости путь отступления и иметь подготовленный ствол с рукавной линией.

Снятые элементы кровли (листы железа, рубероида и др.) должны складываться здесь же, поблизости, на кровле. В исключительных случаях, при наличии безопасного места и установки внизу поста безопасности, допускается сбрасывать вниз элементы кровли с учетом; исключения ранения людей, обрыва электропроводов и повреждения рукавных линий, находящихся внизу.

При выполнении работ по вскрытию и разборке кровли необходимо соблюдать правила охраны труда при работе на высотах, чтобы не причинитьсебе и работающим рядом; ранений и ушибов. Все работы должны выполняться при наличии страхующей веревки. Для вскрытия металлической кровли используется пожарный топор, ломы, пилы по дереву и металлу. Работа начинается с разгибания стоячих фальц кровли ударами щекой топора (плашмя) или крюком (кольцом) лома по фальцу. Сначала разгибается часть конькового фальца, затем 2 или несколько стоячих фальц, после чего разгибаются лежачие фальцы кровли. Введением кирки (острой части) топора в разогнутые фальцы рывками на себя расширить их на заданную длину (рис. 14.5. а).

При расшивке фальца ломом пожарный вводит острие лома в развернутый фальц как можно дальше, до надежного упора на обрешетку кровли, и поднимает находящийся в руках конец лома, расшивая фальц. После того как фальцы расшиты и расширены, пожарные отворачивают листы железа в сторону или свертывают их вниз на заданную длину (рис. 14.5. б). Когда листы кровли загнуты на значительную длину, пожарные спускают эти листы (полосы) ногами, сидя на обрешетке и удерживаясь за нее руками.

Развёртывание лежачего фальца можно производить только после того, как будет развернут стоячий фальц. Если нужно вскрыть только одну полосу, то достаточно развернуть один стоячий фальц и затем завернуть на сторону всю полосу железа. Для отрывания железа от обрешетки применяются топоры и легкие (универсальные) ломы.

Для создания разрыва необходимо снять кровлю и удалить (вырубить или выпилить) обрешетку по всей ширине скатов крыши (рис. 14.6.). Выпиливание обрешетки должно производиться только у стропильных ног.

Если не требуется вскрывать кровлю по всему скату, то вначале при помощи лома необходимо оторвать 1-2 доски, вставить в образовавшееся отверстие пилу и выпилить указанную площадь крыши, а затем оторвать крепления отпиленные доски. После того как будет снят настил досок тесовой кровли, следует выпилить обрешетины (прогоны).

Тесовые кровли выполняются, как правило, крутыми, поэтому при их вскрытии необходимо соблюдать меры безопасности при работе на высоте.

Вскрытие черепичной кровли производится руками путем последовательной разборки плиток черепицы, начиная от конька крыши, в порядке обратном ее укладке. При необходимости вскрытия черепичной кровли в средней части ската сначала разбивают 1-2 плитки, а затем снимают их с указанной площади и выпиливают на этом участке решетку.

Вскрытие кровли из асбоцементных плиток (листов) начинается со снятия желоба. Затем, загоняя острие топора или лома под края плитки, открывают необходимое количество плитки от обрешетки. Вскрывать кровлю необходимо с конька, последовательно снимая один лист за другим. При вскрытии кровли в середине ската вначале разбивается 1-2 плитки или 1 лист, если кровля состоит из волнистого асбоцементного материала, а затем она разбирается на указанной площади. При наличии засыпки (песок, керамзит) необходимо лопатой ее удалить. Вскрывать кровлю из асбестоцементных плиток (листов) надо осторожно из-за их хрупкости.

Для вскрытия многослойного утепленного покрытия необходимо вначале вскрыть (вырубить) и удалить пастил из досок (не нарушая несущих конструкций). Убирается лопатой утеплительная засыпка, и выпиливаются прогоны. После этого ломом или крюком отрывается подшивка. При выпиливании настила из досок утепленного покрытия, сначала вырубается топором 1-2 доски, а затем в образовавшееся отверстие вставляется пила, и распиливаются доски. Настилы из досок утепленного покрытия могут выпиливаться электропилой без предварительного вырубания досок.

Вскрытие кровли из дранки (щепы) необходимо производить с конька.

Сначала следует снять с конька при помощи топора или лома доски, а затем киркой топора удалить (оторвать) дранку (щепу). После этого вырубают или выпиливают обрешетку. Если необходимо вскрыть узкую полосу с конька или сделать отверстие в середине кровли, то необходимо сначала прорубить топором контуры отверстия, а затем при помощи кирки топора снять кровлю.

Соломенную или камышитовую кровлю снимают баграми, а каркас крыши разбирают при помощи лома, топора и пилы.

При вскрытии простого дощатого пола сначала ударом острия лома (крюка топора) между плинтусом и стеной или полом отрывается плинтус.

Затем острием лома наносится удар в стык досок, в местах их крепления гвоздями и действуя ломом как рычагом, отрывают первую доску. После этого опираясь ломом на балку или лагу, последовательно отрывают остальные доски. При вскрытии шпунтового пола следует вначале вынуть одну доску указанным выше способом, затем последовательно выводить из шпунта остальные доски.

При вскрытии пола на небольшой площади вначале рекомендуется перепилить доски в указанном месте, а затем вынуть их с помощью лома.

При вскрытии щитового паркетного пола сначала отрывается плинтус указанным выше способом или паркетная клепка в месте соединения щитов, а затем в образовавшуюся щель вводится острие лома (крюка, топора) и поднимается первый щит (рис. 14.8.). После этого надо снимать последовательно другие щиты.

Разборка наборного паркета должна начинаться от стены. При необходимости вскрытия паркетного пола в середине комнаты (помещения) надо разбить ломом или топором 1-2 паркетины (клепки), вынуть их и затем последовательно разобрать пол на указанной площади.

Вскрытие горящих паркетных полов затрудняется из-за выделяемого густого удушливого дыма. Поэтому работа должна проводиться в СИЗОД, и быстрота действий пожарных в этих условиях является необходимым требованием во избежание затягивания работы и замедления хода тушения пожара.

Черный пол вскрывается так же, как и дощатый: лезвием топора или острием лома, вводимыми под доски в местах крепления их гвоздями свалками. Доски черного пола, уложенного на железные балки, просто приподнимаются, т.к. они не крепятся к балкам.

Для вскрытия ксилолитового пола с заполнителем из древесных опилок сначала разбивается слой ксилолита. После этого находится щель между досками и при помощи лома открывается одна из досок. Остальные доски можно отрывать вместе с ксилолитом.

Полы из синтетических материалов (линолеум, релин, ковролин), уложенных на деревянное или твердое основание и приклеенных к нему битумной мастикой, вскрываются путем перепиливания или перерубания синтетического материала и находящихся под ним досок. Перепиленные (отрубленные) куски вырубаются топором или вынимаются ломом.

При вскрытии асфальтированных полов необходимо ломами прорубать полосы асфальта, после чего снимать вырубленные участки пластинами.

Вскрытие пола должно происходить до тех пор, пока не будет подана команда РТП или командира отделения. При отсутствии руководителя работ вскрытие пола прекращается при обнаружении необугленных («чистых»), лишь слегка закоптелых досок. При вскрытии пола, для того чтобы, например, пробить отверстие в перекрытии для выпуска дыма вскрытие производится на необходимую площадь пола.

Вскрытие и разборка междуэтажных и чердачных перекрытий.

В первую очередь вскрывается пол одним из описанных выше способов. Затем лопатой снимается изоляционный слой (засыпка) до полного обнажения черного пола.

Разборка черного пола начинается с выемки одной доски, отрываемой от балки с помощью лома или топора. Остальные доски отрываются и приподнимаются ломом. После удаления черного пола пробивается отверстие в потолке. Если междуэтажное перекрытие, имеет двутавровые балки, между которыми уложены железобетонные плиты с засыпкой, необходимо после вскрытия чистого пола снять лопатами засыпку, затем найти места стыковки плит, при помощи ломов приподнять одну из плит или пробить отверстия в потолке.

Для вскрытия деревянного междуэтажного перекрытия снизу необходимо сначала отбить острием лома штукатурку и оторвать подшивку потолка а затем разобрать черный пол.

В железобетонных перекрытиях вначале снимается пол (деревянный настил), затем ломами (отбойными молотками, бетонопилами) пробивается нужного размера отверстие. Стальная арматура (металлическая сетка) вырезается ножницами-кусачками, пилой с абразивным кругом или автогенорезательным аппаратом.

При вскрытии и разборке чердачных перекрытий вначале снимается засыпка, затем разбираются доски или горбыли, уложенные на балки, и вскрывается потолок.

Для вскрытия подшивки потолка сначала ударом багра (лома) или концом лестницы — палки отбивается штукатурка (рис. 14.9.а). После этого резким ударом в щель между досками подшивки ближе к балке вводится крюк багра или универсального лома и разворачивается поперек доски.

Доски от балки отрываются вниз последовательными сильными рывками за багор или лом (рис. 14.9. б).

При вскрытии деревянных отштукатуренных перегородок сначала ударом лома или топора отбивается штукатурка и отрывается дранка (рис.14.10.)

Определив направление расположения досок (вертикальное или горизонтальное), производится расчистка их поверхности, затем доски перегородки от стоек на заданном участке выпиливаются или вырубаются.

При вскрытии пустотелых перегородок выполняются все те же операции, как и в предыдущем случае, с той лишь разницей, что работу необходимо начинать с верхней части перегородки, для того чтобы предупредить распространение пламени вверх и не допустить его перехода в междуэтажное перекрытие.

Для вскрытия перегородок электрической пилой необходимо поставить пилу поперек доски, перепилить ее в 2-х местах на расстоянии 15-20 см и выпиленные доски выбить или вырубить топором. Для вскрытия перегородок электродолбежником необходимо плотно установить его к перегородке поперек досок и выдолбить нужное отверстие. Перегородки из гипсобетонных панелей вскрываются механизированным или ручным инструментом путем вырубания или выпиливания отверстия.

Получаемые в результате разборки строительных конструкции элементы (материал) и мусор не должен затруднять действия пожарных по тушению пожара и должен удаляться с места проведения работ. При этом следует не допускать перегрузки перекрытий (покрытий), а разобранные материалы складывать по роду материала и располагать преимущественно у капитальных стен. Если же полученные в результате разборки материалы можно сбрасывать из этажей, чердака или крыши вниз, то следует придерживаться следующего порядка:

а) предварительно выбрать место для сбрасывания, освободив его от рукавных линий, лестниц и другого пожарного инвентаря;

б) поставить у места сбрасывания пожарных для предупреждения несчастных случаев с людьми;

в) не допускать сбрасывания материалов и предметов на электропровода, навесы, балконы, люки колодцев и т.д.

При выполнении работ по вскрытию элементов строительных конструкций следует соблюдать следующие требования безопасности и охраны труда:

— работы производить только в рукавицах (перчатках) и каске с опущенным лицевым щитком (для защиты глаз);

— запрещается проводить работы с неисправным или не прошедшим испытания инструментом;

— запрещается производить одновременное вскрытие с обеих сторон перегородок и перекрытий во избежание травмирования пожарных на противоположной стороне конструкции при работе с топором или ломом;

— при работе с инструментом должны быть приняты все меры к тому, чтобы не было повреждений теплофикационных, водопроводных, канализационных, вентиляционных сетей, а также телефонных линий и электросетей;

— после проведения работ весь использовавшийся инструмент должен быть очищен от грязи и тщательно проверен;

— к выполнению работ с газорезательной установкой должны допускаться лица, имеющие специальную подготовку и квалифицированное удостоверение на право проведения работ.

— запрещается производить работы резаком без специальных очков и рукавиц.

Вывод: таким образом мы с Вами изучили порядок и правила проведения специальных работ на месте пожара или ЧС.

Требования Правил по охране труда при выполнении специальных работ на пожаре. Требования правил по охране труда при сборе и возвращении в подразделение. Занятие

Выполнение специальных работ на пожаре

Организация работ по вскрытию и разборке строительных конструкций должна проводиться под непосредственным руководством оперативных должностных лиц на пожаре, определенных РТП, а также с указанием места складирования (сбрасывания) демонтируемых конструкций. До начала их проведения необходимо провести отключение (или ограждение от повреждения) имеющихся на участке электрических сетей (до 0,38 кВ), газовых коммуникаций, подготовить средства тушения возможного (скрытого) очага.

Электрические сети и установки под напряжением выше 0,38 кВ, отключают представители энергослужбы (энергонадзора) с выдачей письменного разрешения (допуска) пожарные автомобили и стволы должны быть заземлены при подаче пены или воды на тушение.

Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами нельзя обесточить сеть.

Работа личного состава подразделений ГПС по отключению проводов, находящихся под напряжением должна выполняться в присутствии представителя администрации организации, а при его отсутствии под наблюдением оперативного должностного лица с использованием комплекта электрозащитных средств.

При отключении проводов, находящихся под напряжением необходимо:

  • определить участок сети, где резка электрических проводов наиболее безопасна и обеспечивает обесточивание на требуемой площади (здание, секция, этаж и т.п.);
  • обрезать питающие наружные провода только у изоляторов со стороны потребления электроэнергии с расчетом, чтобы падающие (обвисающие) провода не оставались под напряжением. Резку проводов производить, начиная с нижнего ряда.

Запрещается обрезать одновременно многожильные провода и кабели, а также одножильные провода и кабели, проложенные группами в изоляционных трубах (оболочках) и металлических рукавах.

При проведении работ по вскрытию и разборке строительных конструкций в условиях пожара, необходимо внимательно следить за их состоянием, не допуская нарушения их прочности и ослабления, принимая соответствующие возможные меры по предотвращению их обрушения.

Запрещается сбрасывать с этажей и крыш конструкции (предметы) без предварительного предупреждения об этом работающих внизу у здания (сооружения).

При сбрасывании конструкций (предметов) необходимо следить, чтобы они не падали на провода (воздушные линии), балконы, карнизы, крыши соседних зданий, а также на людей, пожарную технику и т.п. В местах сбрасывания конструкций, предметов и материалов выставляется постовой, задача которого не пропускать никого до полного или временного прекращения работ. В ночное время место сбрасывания конструкций обязательно освещается.

Разобранные конструкции, эвакуируемое оборудование, материалы и т.п. следует складывать острыми (колющими) сторонами вниз, не загромождать проходы к месту работы.

Работы по вскрытию кровли или покрытия проводятся группами по 2-3 человека. Работающие обязаны страховаться спасательными веревками или пожарными поясными карабинами. Не допускается скопление личного состава подразделений ГПС в одном месте кровли.

При разборке строительных конструкций, во избежание падения высоких вертикальных сооружений (труб, антенных устройств и т.п.), нельзя допускать нарушения их креплений (опор, растяжек, распорок и т.п.). В случае необходимости, сваливание дымовых (печных) труб, обгоревших опор или частей здания должно производиться под непосредственным руководством оперативных должностных лиц и только после удаления из опасной зоны всех людей и техники.

Работу отрезным кругом на закрепленной конструкции, профиле, образце необходимо производить так, чтобы при резании не происходило заклинивание отрезного круга в пропиле в результате деформации или перекоса разрезаемого фрагмента.

При вскрытии деревянных конструкций цепными пилами не допускать зажима в профиле верхней части цепи, вследствие которого инструмент отбрасывает на оператора.

К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (автоподъемника) к работе и порядок работы осуществляются в соответствии с инструкцией завода изготовителя и настоящих Правил.

Водители, допустившие перерыв в работе на автолестнице (автоподъемнике) более года, проходят обучение и аттестацию в установленном порядке.

Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.

Выдвижение автолестницы производится на 1,0-1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину, автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).

При работе с автолестницей, опертой на строительные конструкции, двигатель необходимо выключить. При работе автолестницы, снабженной люлькой, двигатель не выключается.

Водители автолестниц и автоподъемников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.

При работе на автолестнице (автоподъемнике) водитель обязан:

  • соблюдать и требовать от работающих на них соблюдения требований инструкции по эксплуатации автолестницы (автоподъемника);
  • не допускать, особенно в зимнее время, пролив воды (пены) на колена лестницы (стрелу подъемника);
  • производить пуск гидронасоса при температуре воздуха ниже -10°C плавными кратковременными освобождениями педали муфты сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя, педаль отпустить;
  • оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе, гидронасос и двигатель.

При перемене места работы, колена лестницы (стрелы автоподъемника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается.

При использовании автолестницы (автоподъемника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой тали не должна превышать величины, допускаемой заводом-изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.

Подъем (спуск) людей по маршу автолестницы, при неприслоненной вершине и угле наклона до 50°, разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50° – одновременно не более двух человек. По прислоненной лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 м, а при переносе тяжестей массой 100-120 кг – с интервалом не менее 8 метров. При этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.

Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъемник), должна иметь уклон не более 6°, твердое покрытие или твердый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъемника).

При работе пожарного ствола, закрепленного на вершине лестницы, должны выполняться требования:

  • лестница выдвигается на длину не более 2/3 ее полной длины при угле подъема не более 75°;
  • рукавная линия прокладывается по середине лестницы и надежно крепится к ступеням рукавными задержками;
  • подача и прекращение подачи воды в рукавную линию осуществляются плавно, без резких колебаний, давление у ствола должно быть не менее 0,4 МПа.

Необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства, защищающего автолестницу от столкновения с препятствием, и таким образом исключает срабатывание предохранительного устройства.

При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъемника), запрещается:

  • устанавливать автолестницы (автоподъемники) на крышке люков, колодцев и т.п., а также ближе 2,0-2,5 метров от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлованов, каналов и т.п.;
  • устанавливать и работать на автолестнице (автоподъемнике) на расстоянии ближе 30 метров от крайнего провода высоковольтной линии электропередачи;
  • прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъемника) электрические кабели и телефонные провода;
  • выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;
  • выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;
  • производить регулировку предохранительного клапана повышения рабочего давления в гидросистеме во время работы автолестницы (автоподъемника);
  • работать на автолестнице (автоподъемнике) при скорости ветра более 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;
  • работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъемника при нахождении в ней более 2 человек;
  • касаться коленами (стрелой) воздушных электрических и радиотрансляционных сетей при работе и уборке автолестницы (автоподъемника);
  • производить какие-либо движения автолестницы (автоподъемника) механическим или ручным способами, если на них находятся люди;
  • оставлять без надзора автолестницу (автоподъемник) с поднятыми коленами.

Сбор и возвращение в подразделение

Руководитель подразделения ГПС, принимавшего участие в тушении пожара, после его ликвидации обязан:

  • проверить наличие личного состава подразделения ГПС, а также размещение и крепление ПТВ на пожарных автомобилях;
  • принять меры по приведению в безопасное состояние используемых при тушении пожара гидрантов.

При возвращении на место дислокации подразделения ГПС, его руководителю следует обеспечить выполнение требований, изложенных в пунктах 34, 37, 38 настоящих Правил.

>

Инструкция по охране труда при выполнении на пожаре работ по спасанию людей и имущества

УТВЕРЖДАЮ

ИНСТРУКЦИЯ

№ 000/09

по охране труда при выполнении на пожаре работ по спасанию людей и имущества

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при выполнении на пожаре

работ по спасанию людей и имущества

1. Общие требования охраны труда

1.1. При спасании людей и имущества на пожаре руководитель тушения пожара обязан определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки, состояния и возраста людей, которым необходимо оказать помощь.

1.2. Работы по спасанию необходимо проводить быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы спасаемые люди и работники не получили повреждений и травм.

1.3. Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, оперативные должностные лица незамедлительно обязаны организовать вызов к месту пожара скорой медицинской помощи, даже если в данный момент в ней нет необходимости.

1.4. В случаях, когда обстановка на пожаре не позволяет использовать для безопасной эвакуации имеющиеся выходы, для спасания людей и имущества используется стационарные и переносные ручные пожарные лестницы, автолестницы, спасательные веревки, спасательные рукава, и другие приспособления, имеющиеся сертификаты и прошедшие испытания.

2. Требование охраны труда перед началом работ

2.1. Для спасания людей в первую очередь необходимо использовать имеющиеся на объекте пути эвакуации, используя кратчайшие и наиболее безопасные пути выхода из здания и сооружения.

2.2. Если пути спасания сильно задымлены, необходимо принять срочные меры к удалению из него дыма.

2.3. Спасание людей по трехколенным и автолестницам с 3-го и вышележащих этажей необходимо выполнять со страховкой спасаемых спасательными веревками.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Пожарные стволы вводить через люки и двери, которые находятся в непосредственной близости от очага пожара.

3.2. Струй огнетушащих составов направлять так, чтобы они экранировали от теплового излучения не горящую часть зданий и людей, находящихся в них.

3.3. Выходы и пути эвакуации защищать от воздействия огня или тепла.

3.4. Независимо от степени задымленности путей эвакуации выводить людей только в сопровождении работников пожарной охраны.

3.5. Спасание людей по пожарным лестницам с любой высоты должно выполняться со страховкой спасательными веревками.

3.6. Спускать людей по спасательной веревке только в исключительных случаях, когда другие способы спасания невозможно.

3.7. Спасание или самоспасание начинать, только убедившись, что длина спасательной веревки обеспечивает спуск на землю, петля на спасаемом надежно закреплена и веревка правильно намотано на карабин.

3.8. Людей без сознания, с переломами и другими тяжелыми повреждениями выносить осторожно, чтобы не усугублять их тяжелое положение, на носилках, брезенте или щитах.

3.9. Спасание малолетних детей следует производить путем выноса (спуска) их на руках взрослыми.

3.10. При выполнении спасательных работ на объектах с массовым пребыванием людей (аэровокзалы, больницы, детсады, школы и т. д.) оперативные должностные лица должны привлекать к работе по спасанию обслуживающий персонал объектов.

3.11. Больных и престарелых граждан, не способных самостоятельно передвигаться, следует эвакуировать из горящих зданий путем выноса на носилках или на руках двумя спасателями.

3.12. В случаях, когда возможные пути спасания людей отрезаны огнем, руководитель тушения пожара обязан принять меры по обеспечению вывода людей из опасной зоны (в негорящую часть здания, на кровлю, в наветренную часть вышележащих этажей и т. д.) и принять срочные меры по ликвидации горения на путях эвакуации.

3.13. Дежурная смена при проведении спасательных работ должна поддерживать постоянную связь с командиром отделения (начальником боевого участка), а все оперативные должностные лица постоянно контролировать наличие подчиненного состава.

3.14. В случаях, когда немедленное извлечение пострадавших, находящихся в вынужденной изоляции, не представляется возможным, для обеспечения выживания пострадавших необходимо организовать подачу чистого воздуха, питьевой воды, медикаментов и средств индивидуальной защиты.

3.15. Для извлечения пострадавших из помещений и пустот, заваленных строительными конструкциями, необходимо использовать специальную подъемную технику, а также лебедки пожарных автомобилей и делительные пилы «Партнер».

3.16. При разборке завалов следует соблюдать осторожность, чтобы не вызвать новых обрушении и травмирования спасаемых и работников при смещении (падении) строительных конструкций.

3.17. Используя при проведении спасательных работ аппараты дыхания, механизированный инструмент, лестницы, ПТВ работник обязан соблюдать требования соответствующих Инструкций по охране труда при работе с пожарно-техническим оборудованием.

3.18. При использовании спасательного рукава для массовой эвакуации людей он крепится к полу люльки автоподъемника. Допускается одновременное нахождение в люльке с присоединенным рукавом не более 2 человек.

3.19. Соединение двух и более спасательных рукавов не допускается.

3.20. При спасании и самоспасании запрещается:

Ø использовать мокрые или имеющие большую влажность спасательные веревки;

Ø применять спасательные веревки, не состоящие в боевом расчете и не прошедшие испытаний, и веревки, предназначенные для других целей;

Ø работать без боевой одежды, касок, рукавиц и карабинов.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. О каждом несчастном случае, работник обязан немедленно сообщить начальнику караула, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

5. Требование охраны труда по окончании работ

5.1. После эвакуации людей осмотреть место пожара, чтобы убедится в отсутствии людей в здании и помещениях.

5.2. Начальник караула, принимавший участие в спасении людей и имущества по окончании работ обязан:

Ø проверить наличие работников караула;

Ø размещение и крепление ПТВ на пожарных автомобилях.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *