Проверка возмещения пособий ФСС

Работодатель вправе получить из бюджета ФСС денежные средства на покрытие своих расходов, связанных с выплатой пособия по временной нетрудоспособности сотрудника. Но в случае если страховые взносы уплачены им в меньшем размере в силу закона, это может послужить основанием для проверки со стороны ФСС.

Вопросы возмещения ФСС страхователю выплаченного им застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности (ВН) регулируются законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В число этих нормативных актов входят Закон № 255-ФЗ, Закон № 165-ФЗ (основы ОСС), Закон № 212-ФЗ (страховые взносы), а также иные федеральные законы и нормативно-правовые акты (ч. 1 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ).

При этом страхователи могут испытывать трудности в толковании норм вышеуказанных федеральных законов, т.к. некоторые процедурные вопросы регулируются одновременно Законом № 255-ФЗ и Законом № 212-ФЗ, а также нормативными актами Правительства РФ и ФСС РФ, иногда дополняя друг друга, иногда создавая разночтения.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Ниже приведен порядок и условия возмещения страхователю выплаченного пособия по ВН работников (см. схему 1 на стр. 68).

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ регулируется ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ, при этом следует учитывать следующее:

  • если начисленных взносов недостаточно для выплаты обес-печения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;
  • территориальный орган страховщика выделяет необходимые средства на выплату обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев проведения проверки правильности и обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения;
  • проверка может быть камеральной или выездной и проводится в порядке, установленном ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ. В этом случае решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проверки;
  • перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
  • в случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Эта новелла введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ, действует с 04.08.2013, автору неизвестны случаи отказа в выделении страхователю возмещения по этому основанию;
  • в случае отказа в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня его вынесения;
  • решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано в вышестоящий орган страховщика или в суд.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сокращенный перечень документов, которые должны быть представлены работодателем в ТО ФСС РФ для принятия им решения о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (т. н. больничных), утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н только для определенных категорий плательщиков страховых взносов (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Другими словами, прежде всего необходимо, чтобы у страхователя были основания для исчисления, начисления и выплаты самого пособия по ВН:

  • листок нетрудоспособности, оформленный надлежащим образом;
  • известен и исчислен страховой стаж работника;
  • исчислен средний заработок в целях выплаты страхового обеспечения.

Далее страхователь определяет, что именно ему необходимо от ФСС: принятие расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов или возмещение понесенных расходов. Рассматриваются порядок и условия возмещения понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Право ФСС РФ проводить проверки подтверждается п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ, ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ, ст. 33 Закона № 212-ФЗ. Обязанность ФСС РФ проводить проверки подтверждается пп.пп. 4–6 ч. 2 ст. 11 Закона № 165-ФЗ.

Следующий этап: подача обращения в ТО ФСС РФ. При этом спорными могут быть вопросы, касающиеся перечня и объема документов, которые истребуются органом контроля.

Далее следует проверка правильности и полноты уплаты страховых взносов и правильности расходов страхователя на выплату пособия по ВН (камеральная или выездная), по результатам которой может быть принято положительное решение либо вынесен отказ (см. схему 2).

По общему правилу выделение (выплата, перечисление, возмещение) хозяйствующим субъектам бюджетных денежных средств без проведения проверки подтверждающих документов не производится.

Камеральная проверка

Камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за определенный период в связи с обращением страхователя проводится ТО ФСС в соответствии с требованиями постановления ФСС РФ от 21.05.2008 № 110 (далее по тексту – Указания № 110), которые отличаются от требований ст. 34 Закона № 212-ФЗ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если решение, принятое территориальным отделением ФСС, не устраивает страхователя, то он вправе его обжаловать.

Противоречия в данном случае нет, т.к. Закон № 255-ФЗ и Закон № 212-ФЗ регулируют общие вопросы проведения проверок, в то время как Указания № 110 регламентируют в том числе порядок и условия возмещения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, результатов камеральной проверки нужно помнить, что аргументы следует располагать «сверху вниз», т.е. от Закона № 255-ФЗ к постановлению ФСС.

По общему правилу для начала проведения камеральной проверки специального решения руководителя органа контроля не требуется. Камеральная проверка при выделении средств страхователям проводится в обязательном порядке (абз. 2 п. 3 Указаний № 110) в течение 10 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов (п. 6 Указаний № 110).

Основанием для проведения камеральной проверки является поступление от страхователя заявления о возмещении расходов по выплате застрахованному лицу (лицам) пособия по временной нетрудоспособности (название заявления может быть иным, рекомендованный образец смотрите на сайте ТО ФСС своего региона). Одновременно с заявлением страхователь представляет расчет по форме-4 ФСС за соответствующий период и копию листка нетрудоспособности с произведенным расчетом пособия. Другие подтверждающие документы представляются на основании требования органа контроля в установленный срок (см. схему 4 на стр. 72).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Возмещение пособия по ВН в восьми субъектах РФ в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 производилось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 в рамках так называемого пилотного проекта:
с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;
с 01 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

В соответствии с п. 9 Указаний № 110 при проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам ФСС, копиями платежных документов, подтверждающими уплату соответствующих платежей в ФСС, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования средств на цели обязательного социального страхования (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).

В соответствии с п. 11 Указаний № 10 если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в течение пяти дней соответствующие исправления в отчетность. Данное требование основано на ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ.

Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок при наличии оснований считать, что им допущены правонарушения, за которые законодательством РФ предусмотрена ответственность, такие случаи рекомендуются для включения компании в план документальных выездных проверок.

По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, при представлении всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства РФ в части расходования средств Фонд ФСС выделяет средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке (п. 36 Указаний № 110).

Истребование и представление документов

Вопрос о том, может ли страхователь при проведении камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ссылаться на п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (ред. от 13.06.2013) «Об утверждении перечня документов…», считается спорным.

О том, что перечень документов должен обязательно существовать, гласит п. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются отделениями Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников отделений (филиалов отделений) Фонда (абз. 15 п. 8 Указаний № 110). Это означает, что территориальный орган ФСС вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения камеральной проверки. Следовательно, заимствованный опыт не может быть использован страхователем в своей работе в полном объеме.

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н издан в соответствии с ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ. В то же время п. 3 приказа указывает на то, что данный перечень применяется определенными категориями страхователей (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ). Поэтому орган контроля при проведении камеральной проверки кроме заявления, формы-4 ФСС и копии листка нетрудоспособности вправе затребовать и проверить другие документы. Для того чтобы определить перечень этих документов, нужно обратиться к законодательству РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Законом № 212-ФЗ и(или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны вести учет начислений взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;
  • в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы;
  • в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой взносов в ФСС, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
  • в соответствии с п. 2.1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователя сведения об остатках и недостаточности денежных средств на счетах в кредитных организациях для удовлетворения предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика, в соответствии с ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ (новелла, пункт введен Законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ);
  • в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с начислением, уплатой взносов и расходами на выплату страхового обес-печения застрахованным лицам.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы права и абз. 15 п. 8 Указаний, должностные лица ФСС вправе затребовать у страхователя любые документы, которые, по их мнению, им необходимы для проверки и принятия решения.

Однако это не так. Затребовать можно не любые документы страхователя, а только те, которые подтверждают расходы в отношении застрахованных работников. Таковыми документами являются:

  • листок нетрудоспособности, оформленный надлежащим образом;
  • трудовая книжка установленного образца либо трудовые договоры, подтверждающие страховой стаж;
  • справка-расчет по заработной плате (название документа может быть другим), подтверждающая правильность исчисления пособия по ВН.

СОВЕТ АВТОРА

Иногда претензии можно снять за считанные минуты, обратившись в вышестоящий орган контроля по телефону за разъяснениями. Вопросы должны быть простыми: например, вопрос «Может ли быть принята справка давностью 3 месяца?» – подразумевается ответ либо «да», либо «нет». Но такой вариант невозможен, если требуется разъяснение по тексту конкретного документа касательно правильности его оформления (например, листка нетрудоспособности).

В случае неразрешенных противоречий между страхователем и органом контроля можно использовать судебную практику, например постановление ФАС ДВО от 30.07.2013 № Ф03-2963/13, в котором суд дал оценку перечню документов, запрошенных у страхователя для проведения камеральной проверки, и разъяснил, какие документы имеют отношение к предмету проверки, а какие – нет.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *