Выезд и следование к месту пожара

19. Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:

при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;

при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;

по внешним признакам пожара;

при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

20. Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке <1>.

<1> Часть 5 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

21. Выезд и следование к месту пожара включают в себя сбор личного состава караула по сигналу тревоги, надевание боевой одежды и снаряжения и его доставку на ПА и иных специальных транспортных средствах к месту пожара, проведение разведки пожара.

22. Выезд и следование к месту пожара в возможно короткие сроки обеспечиваются:

своевременным сбором и выездом личного состава караула;

движением ПА по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности дорожного движения;

знанием особенностей района (подрайона) выезда.

23. Следование к месту пожара может быть приостановлено по распоряжению диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны).

24. При обнаружении в пути следования караула другого пожара, начальник караула, следующего к месту пожара, обязан выделить часть сил и средств на его тушение (при наличии в составе двух и более основных ПА) и немедленно сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) адрес обнаруженного пожара и принятое решение.

При обнаружении в пути следования другого пожара одним отделением, командир отделения (старший начальник на ПА) должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и выполнить его распоряжения.

25. В случае вынужденной остановки в пути следования головного ПА следующие за ним ПА останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

26. При вынужденной остановке второго или следующих за ним ПА, остальные ПА, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара. Старшее должностное лицо на ПА, прекратившем движение, должно немедленно сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и начальнику караула.

27. При самостоятельном следовании к месту пожара одного отделения и вынужденной остановке, связанной с неисправностью ПА, командир отделения должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и принять меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования к месту пожара, оставив для устранения неисправности должностное лицо, осуществляющее управление ПА <1>.

<1> Далее — «водитель».

28. При следовании к месту пожара и обнаружении по пути следования ЧС без признаков горения начальник караула (командир отделения) должен сообщить о внешних признаках ЧС диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны), ожидая в пути следования дальнейших распоряжений.

29. При следовании на пожар и обнаружении по пути следования ЧС, при которой по внешним признакам (открытое горение, обрушение конструкций, разрушение технологических установок) создалась реальная угроза жизни людям, начальник караула (командир отделения) самостоятельно принимает решение о прекращении движения к месту пожара, с немедленным докладом о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны).

​Выезд и следование к месту пожара (вызова)

1. Выезд и следование к месту пожара (вызова) включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее — караул) по сигналу «ТРЕВОГА» и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

2. Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

  • сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;
  • движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;
  • знанием особенностей района выезда.

3. Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

4. В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее — отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

5. При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

  • сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;
  • поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;
  • выделяет, в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.

Выезд и следование на пожар

По сигналу «тревога» боевые расчеты устремляются в гараж к по­жарным автомобилям. Каждый пожарный должен следить за тем, чтобы не толкать рядом бегущего и не останавливаться в потоке.

Запрещается бросать на путях движения одежду и предметы обихода, создавать другие помехи.

Посадка личного состава в пожарные автомобили считается законченной только тогда, когда боевой расчет займет свои мес­та и закроет двери кабины.

Водитель пожарного автомобиля при выезде обязан включить специальный световой сигнал (проблесковые маяки) и не выклю­чать его до прибытия к месту вызова. Запрещается пользоваться специальным звуковым сигналом при следовании пожарного ав­томобиля не на оперативное задание.

За безопасное движение пожарного автомобиля ответствен­ность несет его водитель. При следовании на пожар (аварию или другие оперативные работы) в случае необходимости он может допускать при условии обеспечения безопасности движения сле­дующие отклонения от действующих правил движения:

-двигаться со скоростью, обеспечивающей скорейшее выпол­нение задания, но не представляющей опасности для окру­жающих;

— продолжать движение при любом сигнале светофора, убедив­
шись, что другие водители уступают ему дорогу, и при усло­
вии, что жесты работника ГАИ не обязывают его остановиться;

— проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.)
в местах выполнения оперативных работ независимо от ус­
тановленных знаков, указателей и линий дорожной размет­
ки (за исключением проезда в направлении, противополож­
ном движению).

Во время движения пожарного автомобиля личный состав обя­зан находиться на закрепленном за ним месте, держаться за по-

Spravochnik_Spas_5 . qxp 05.06.2006 14 :50Page 6 5

ручни (ремни), не открывать двери кабин, не становиться на под­ножку (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий автомобиля), не высовываться из ка­бины, не курить и не применять открытый огонь.

По прибытии к месту вызова пожарный автомобиль останав­ливают у обочины проезжей части; личный состав выходит из ав­томобиля только по распоряжению начальника караула или ко­мандира отделения и, как правило, на правую сторону. Устанав­ливать автомобиль поперек проезжей части дороги, на железно­дорожных, трамвайных рельсах запрещается.

В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обоз­начаться приборами освещения, а также сигналом аварийной световой сигнализации. Кроме того, в зависимости от обстанов­ки (интенсивное движение транспорта, пешеходов) допускается одновременное включение и специальной световой сигнализации (проблесковых маяков).

Начальствующий состав пожарной охраны должен знать требо­вания правил дорожного движения и при следовании в пожарном или служебном автомобиле не допускать их нарушения водителем.

Выезд и следование к месту вызова (пожара)

Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу «тревога» и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).

Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

— быстрому сбору и выезду личного состава караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

— движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правая дорожного движения; — знанию особенностей района выезда.

Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера гарнизона.

При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова.

В случае вынужденной остановки, не позволяющей дальнейшее следование пожарного автомобиля к месту вызова, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), начальник караула (старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение) обязан:

— немедленно сообщить о случившемся диспетчеру;

— оставить для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя пожарного автомобиля;

— принять меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

— обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

— организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

Требование правил охраны труда к выезду и следованию к месту вызова (пожара)

Сбор и выезд по тревоге караула обеспечиваются в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

Порядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге.

При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража.

Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

При этом запрещается:

Подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

В пожарных автомобилях разрешается находиться лицам, указывающим направление движения к месту вызова (пожара).

Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специальные светофоры. В случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации.

Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Начальник караула или руководитель подразделения ГПС, выехавший во главе караула к месту вызова, обязан знать правила дорожного движения и обеспечивать их выполнение водителем.

Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.

Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ГПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

Применение специальных сигналов на пожарных автомобилях регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.

Запрещается пользование специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на вызов (пожар) и при возвращении в подразделение ГПС.

Личный состав караула, прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе караула.

Методические рекомендации по определению численности личного состава пожарных подразделений, создава (утв. МЧС России 31.07.2009 N 2-4-60-8-18)

Утверждаю

Главный военный эксперт

генерал-полковник

П.В.ПЛАТ

31 июля 2009 г. N 2-4-60-8-18

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНЫХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны для определения необходимой численности личного состава пожарных подразделений, создаваемых для охраны объектов организаций.

2. Определение численности пожарного подразделения

2.1. Численность личного состава пожарных подразделений, создаваемых для охраны объектов организаций, определяется в соответствии с настоящими рекомендациями, с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период временного отсутствия (обучение, отпуска и периоды нетрудоспособности по болезни).

2.2. В зависимости от штатной численности личного состава в организационную структуру пожарных подразделений, создаваемых для охраны объектов организаций, могут входить группы (структурные подразделения) по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению.

2.3. При численности личного состава пожарных подразделений, находящегося на дежурстве, 2 и более человек вводят должности старших смен (начальников караулов).

2.4. Численность группы, выполняющей задачи по предупреждению пожаров, определяется исходя из особенностей охраняемой организации и в соответствии с разделом 3 настоящих рекомендаций.

2.5. В пожарных подразделениях, создаваемых для охраны объектов организаций, где на вооружении имеются пожарные автомобили, на каждые 4 должности водительского состава дополнительно предусматривается одна соответствующая должность на подмену на период временного отсутствия.

2.6. Численность группы ресурсного обеспечения: старший мастер (мастер) газодымозащитной службы, старший мастер (мастер) связи, старший мастер (мастер) по ремонту пожарных рукавов, заведующий складом, автослесарь, уборщик служебных помещений и др. определяются в соответствии с нормативными документами.

2.7. В группы пожаротушения подразделений по охране объектов использования ядерной энергии, а также с применением радиоактивных ионизирующих или химически опасных веществ дополнительно вводятся должности старшего инструктора химической и радиационной разведки и четыре должности химиков-дозиметристов.

2.8. Допускается создания одного пожарного подразделения по охране от пожаров объектов нескольких организаций при условии, что время прибытия подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах превышает 10 минут, а в сельских поселениях — более 20 минут. При этом численность личного состава групп предупреждения пожаров определяется с учетом пожарной опасности объектов каждой организации, а численность дежурных смен группы пожаротушения — по наиболее пожароопасному объекту.

3. Определение численности групп по предупреждению пожаров

3.1. Личным составом пожарного подразделения по охране от пожаров объектов организаций для осуществления работы по предупреждению пожаров организуется наблюдение за противопожарным состоянием организаций.

3.2. Для организации наблюдения за противопожарным состоянием объектов территория организации, его здания и сооружения делятся на участки (секторы). Маршруты обхода участков (секторов) следует планировать таким образом, чтобы периодичность контроля объектов в организациях не превышала времени, указанного в таблице 1.

Таблица 1

ПОРЯДОК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОТИВОПОЖАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ

ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

Группа сложности объектов организаций

Критерии отнесения объектов организаций к соответствующей группе сложности

Периодичность контроля, ч

Рекомендуемая площадь участка (сектора), тыс. м2

Объекты организаций, более 50% площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категории А, Б и В1 — В4, а также организации, имеющие открытые технологические установки и сооружения, в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (газы); объекты использования атомной энергии

Объекты организаций, до 50% площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категории А, Б и В1 — В4, а также организации, имеющие открытые технологические установки и сооружения, в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (газы); объекты энергетики; открытые площадки для хранения и переработки сгораемых материалов; объекты культуры, здравоохранения, социально-бытовой сферы; научные учреждения, гостиницы, административные здания

Прочие объекты организаций

3.3. Периодичность контроля объектов организаций, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации, может увеличиваться на 50% от установленного.

3.4. Для наблюдения за противопожарным состоянием объектов организаций допускается использование не более 30% численности личного состава, осуществляющего дежурство на пожарных машинах.

3.5. Общая численность личного состава подразделений пожарных подразделений, выполняющего обязанности по предупреждению пожаров, устанавливается в зависимости от количества участков в организации.

3.6 В группе предупреждения пожаров на одного старшего специалиста должно приходиться не менее двух специалистов.

3.7. При численности личного состава профилактической группы 8 и более единиц в штат подразделения пожарной охраны вводят дополнительно должность заместителя подразделения по предупреждению пожаров.

4. Определение необходимого количества пожарной техники

и численности личного состава групп пожаротушения

4.1. Для выполнения функций по тушению пожаров пожарные подразделения по охране объектов организаций оснащаются средствами связи и пожарной техникой.

4.2. Пожарные подразделения по охране объектов организаций в обязательном порядке должны оснащаться пожарными машинами в случаях:

если время прибытия необходимого для тушения пожара количества пожарных автомобилей территориальных подразделений Государственной противопожарной службы к месту вызова в городских поселениях и городских округах превышает 10 минут, а в сельских поселениях — более 20 минут;

расположения объектов организаций вне территории населенных пунктов;

если производственные и пожарно-тактические характеристики объектов обуславливают применение специальных пожарных автомобилей (автолестницы, коленчатые подъемники, пеноподъемники и т.п.), а также специальных огнетушащих средств (воздушно-механическая пена, огнетушащие порошки, углекислота и т.д.).

4.3. Количество и тип пожарной техники определяется с учетом обеспечения требуемого уровня противопожарной защиты в зависимости от:

— особенностей развития возможного пожара на данных объектах;

— нормативных расходов огнетушащих веществ на пожаротушение;

— времени прибытия пожарных подразделений к месту пожара.

4.4. Количество пожарных машин, необходимое для тушения пожаров в организациях, определяется исходя из нормативных расходов воды на наружное пожаротушение в соответствии с разделом 5 «Требования пожарной безопасности к расходам воды на наружное пожаротушение» СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» с учетом тактико-технических данных пожарных машин. Тактико-технические данные пожарных машин приведены с учетом их оснащения типовым комплектом пожарно-технического вооружения приведенных в таблице 2.

Таблица 2

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОЖАРНЫХ МАШИН

Пожарные машины

Максимальный расход воды, л/с, при численности личного состава пожарной охраны, чел.

Пожарный автонасос с подачей насоса 40 л/с и более

21 — 28

Пожарная автоцистерна с подачей насоса 40 л/с и более

14 — 21

Пожарная автоцистерна с подачей насоса 40 л/с и более

4.5. Численность личного состава дежурных смен, необходимая для работы на пожарных машинах при организации четырехсменного дежурства, определяется в зависимости от типа пожарных автомобилей по таблице 3.

Таблица 3

ЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА ДЕЖУРНЫХ СМЕН,

НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПОЖАРНЫХ МАШИНАХ

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ

автонасос и насосоно-рукавный автомобиль

автоцистерна, автомобиль воздушно-пенного тушения и аэродромный, автоцистерна с коленчатым подъемником грузоподъемностью шасси до 10 тонн

автоцистерна и автомобиль воздушно-пенного тушения, упрощенного типа (без кузова)

автоцистерна грузоподъемностью шасси до 20 тонн

автомобили: порошкового, углекислотного и комбинированного тушения

автоцистерна, автомобиль аэродромный грузоподъемностью шасси свыше 20 тонн

автоцистерна на базе тяжелого гусеничного тягача

пожарная насосная станция

автомобиль газоводяного тушения

мотопомпа

пожарная машина на шасси снегоболотохода

26 — 27

13 — 16

12 — 13

8 — 13

8 — 13

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ

автолестница, автоподъемник длиной до 18 м

автолестница, автоподъемник и пеноподъемник самоходный длиной до 45 м

автолестница, автоподъемник длиной свыше 45 м

автомобиль газодымозащитной службы

автомобиль водозащитный

автомобиль дымоудаления

автомобиль технической службы

автомобиль связи и освещения

автомобиль связи

автомобиль освещения

автомобили: рукавный и по доставке рукавов

автомобиль штабной

автомобиль технической службы, связи и освещения

автомобиль санитарный

подвижной пункт управления силами и средствами

8 — 13

8 — 17

32 — 40

12 — 17

24 — 26

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ

автомобиль легковой оперативно-служебный, специальный автомобиль-лаборатория, БТР (БРДМ)

дымосос прицепной

гусеничный транспортер

автотопливозаправщик

автомобиль для обслуживания и ремонта средств связи

автомобиль — подвижная мастерская технического обслуживания

автомобиль диагностики

автокран, автоэлектропогрузчик

автомобиль по обслуживанию пожарных рукавов

универсальная компрессорная станция

автомобиль грузовой

автомобиль самосвал

автобус пассажирский, агитавтобус (агитмашина)

автомобиль-снегоочиститель

трактор-бульдозер (экскаватор)

4.6. При численности находящегося на дежурстве личного состава подразделений пожарной охраны организаций 3 и более человек для выполнения работ по эвакуации людей и тушению пожара в непригодной для дыхания среде личный состав должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (дыхательными аппаратами на сжатом воздухе).

4.7. Для организации управления в пожарном подразделении создается система связи, которая должна обеспечивать:

немедленный вызов личного состава пожарной охраны для тушения пожара;

руководство тушением пожара и взаимодействие с гарнизоном пожарной охраны;

получение информации с места пожара и передачу распоряжений личному составу пожарной охраны.

Для этого в организации должен быть организован пункт связи, личный состав подразделений пожарной охраны оснащен достаточным количеством средств радиосвязи.

4.8. Пункт связи должен быть обеспечен прямым каналом связи (телефон, радио) с ближайшим территориальным подразделением Государственной противопожарной службы гарнизона пожарной охраны. Персонал, выполняющий обязанности по обеспечению связи, должен знать правила ее эксплуатации и порядок действий в случае получения информации о пожаре.

4.9. Пожарные автомобили должны быть обеспечены мобильной и двумя носимыми радиостанциями. Носимыми средствами связи должны быть обеспечены также руководитель тушения пожара и личный состав, осуществляющий дежурство и по условиям работы находящийся вне места постоянной дислокации подразделений пожарной охраны организаций.

4.10. Личный состав пожарной охраны, находящийся на дежурстве, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

Исходя из особенностей объектов личный состав пожарной охраны обеспечивается приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также химического контроля и газового анализа.

4.11. Пожарные машины должны быть размещены в пожарных депо. Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения».

4.12. Количество резервной пожарной техники определяется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

>Выезд и следование к месту пожара

Основная задача

Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.

По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.

Выезд на пожар

Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили.

Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.

Следование к месту вызова

В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.

Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).

Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).

При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.

Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.

ДТП с участием пожарного автомобиля

При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).

Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.

Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.

Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.

Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

Расчет времени следования

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

Tcл = L / Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута следования, км;
  • Vсл – средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.

Величина Vсл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:

Vсл = Vдв.max · С1 · С2, где:

  • Vдв.max – максимальная скорость движения по данной улице, км/ч;
  • С1 и С2 – постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей. В зависимости от состояния дорог в городах С1 = 0,36-0,4. Величина С2 = 0,8 для летних условий и С2 = 0,9 – для зимних условий эксплуатации пожарной автомобильной техники.

Определение оптимальных маршрутов следования

На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.

Карта следования по маршруту

Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.

Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.

Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.

Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.

В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.

Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.

Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.

Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.

Приказ от 25 октября 2017 года № 467

«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»

Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.

Способы снижения времени сосредоточения сил и средств

  1. Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
  2. Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
  3. Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
  4. Совершенствование пожарно-технических вооружений.
  5. Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению аварийно-спасательных работ (АСР), внедрение их в практику пожарной охраны.
  6. Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *