Содержание
Стальные талевые канаты. Отбраковка стальных (талевых) канатов
Стальные (талевые) канаты выпускаются различных конструкций и диаметров в зависимости от назначения, условий работы и предъявляемых к ним требованиям. Канаты различают по следующим признакам: назначению; механическим свойствам; виду покрытий поверхности проволоки; способу свивки; направлению свивки; типу касания проволоки. Например: 23,5-Г-1-Н-1860. Канат диаметром 23,5 мм, грузового назначения, по механическим свойствам проволоки первой марки, по способу свивки – нераскручивающиеся, нормальной прочности, маркировочной группы – 1860 Н/мм2
Для талевой системы буровых установок и агрегатов по ремонту скважин должны применяться канаты талевые для эксплуатационного и разведочного бурения, соответствующие требованиям государственных стандартов. Коэффициент запаса прочности талевого каната должен быть не менее -3.
Соединение канатов должно выполняться с применением: коуша с заплеткой свободного конца каната, обжимкой металлической втулкой или установкой не менее трех винтовых зажимов. При этом расстояние между ними должно составлять не менее шести диаметров каната.
Отбраковка и замена канатов производится если:
— одна из прядей оборвана, вдавлена или на канате имеется расслоение проволок в одной или нескольких прядях;
— выдавлен сердечник каната или пряди;
— на канате имеется деформация в виде волнистости, корзинообразности, местного увеличения или уменьшения диаметра каната;
— число оборванных проволок на шаге свивки каната диаметром до 20 мм составляет более 5%, а на канате диаметром свыше 20 мм — более 10%;
— на канате имеется скрутка («жучок»), перегиб, залом;
— в результате поверхностного износа, коррозии диаметр каната уменьшился на 7% и более;
— при уменьшении диаметра наружных проволок каната в результате их износа, коррозии на 40% и более;
— имеются следы пребывания в условиях высокой температуры (цвета побежалости, окалины) или короткого электрического замыкания (оплавление от электрической дуги).
К канатам должен прикладываться сертификат соответствия изготовителя продукции.
При перетяжке каната перед подъемом талевого блока с пола буровой площадки на барабане лебедки должно быть намотано 3-4 витка талевого каната.
Применять срощенные канаты для оснастки талевой системы буровой установки, агрегатов для освоения и ремонта скважин, а также для подъема вышек и мачт, изготовления растяжек, грузоподъемных стропов, удерживающих, рабочих и страховых канатов запрещается.
Резка талевых канатов, а также канатов для подъема вышек и мачт, растяжек, страховочных канатов с использованием электросварки запрещается. Резку канатов следует производить с использованием специальных приспособлений с применением защитных очков (масок).
>Нормы браковки стальных канатов
Замена стальных канатов
Канат подлежит замене, если:
— канат оборвался;
— диаметр каната, хотя бы, в одной точке на 7% меньше номинального диаметра;
— канат выходит раздавленным, скрученным или погнутым;
— хотя бы в одной точке виден сердечник;
— наличие одной и более ослабленных прядей под нагрузкой;
— прядь оборвалась.
Браковка каната крана
Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов:
— обрывы проволок;
— уменьшение диаметра;
— деформация;
— коррозия.
Технический осмотр каната и критерии замены
В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей:
— количества обрывов проволоки и их положения;
— износа проволок (уменьшение диаметра каната);
— внутренней и внешней коррозии;
— повреждения (дефектов) и износа каната.
Обрыв проволоки каната
Необходимо сосчитать количество обрывов проволоки, видимых на поверхности каната. При этом с особым вниманием нужно осмотреть изношенную часть изделия. Обрывы проволок необходимо отслеживать участках каната равных 6 и 30 диаметрам каната. Если количество обрывов проволоки превышает установленным минимум хотя бы на одной из двух указанных длин, канат подлежит замене.
Обрывы проволок в пряди, как правило, указывают на внутреннее повреждение каната. В случае обрыва проволоки должны быть четко видны оборванные концы. Канат рассматривается для отбраковки, если число видимых сломанных проволок равно или превышает допустимый предел. В 6 и 8-прядных канатах обрывы проволоки большеимеют место в наружных слоях, тогда как в многопрядных канатах характерны обрывы проволок во внутренней части. Эти обрывы являются невидимыми и требуют специальных методов исследования.
Рекомендуют производить замену каната, когда проволоки с обрывом находятся близка друг к другу на длине не больше чем 6d или на одной пряди.
Уменьшение диаметра каната
При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием.
Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов:
— внутренний износ;
— внешний износ вследствие истирания наружных проволок;
— ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов.
Канат должен быть отбракован:
— если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа;
— если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.
Коррозия канатов
Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя.
Канат должен быть отбракован:
— ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок;
— подтверждение тяжелой внутренней коррозии.
Деформация каната
Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната:
— местное нарушение каната;
— выступ проволоки, пряди или сердечника;
— формирование скручиваний или петель;
— локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната;
— локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.
Дефекты стального каната
Критерии повреждения и замены каната
Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки. Канат подлежит замене. |
|
Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки. Требуется срочная замена каната. |
|
Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки. Необходимо удалить обрывы проволоки, придать канату гладкость. |
|
Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом). Канат подлежит замене. |
|
Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа. Канат подлежит замене. |
|
Дефект «птичья клетка» в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации. Требуется срочная замена каната. |
|
Выступ стального сердечника, вызванный, как правило, деформацией |
|
Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка каната |
|
Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутренних |
|
Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванное |
|
Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника. Требуется |
|
Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей. Канат подлежит замене. |
|
Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей к |
|
Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушением |
|
Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с асимметричным растягиванием под нагрузкой. Канат подлежит замене. |
|
Сильный изгиб. Канат подлежит замене. |
|
Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок. Канат подлежит замене. |
|
Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износ |
Продолжение
Незначительное сплющивание наружных проволок. Небольшое уменьшение диаметра каната.
Непрерывное сплющивание; начинается ослабление проволок с уменьшением диаметра приблизительно на 40%. Требуется срочная замена каната.
Сильно перфорированная поверхность и полностью ослабившиеся проволоки. Значительное уменьшение диаметра при наличии пространства между проволоками, превышающим половину от их диаметра. Требуется срочная замена каната.
Пример большой внутренней коррозии. Заметное сокращение площади множества наружных проволок прядей. Значительное уплотнение в контактной области сердечника,
отсутствие расстояния между прядями и дальнейшее уменьшение диаметра каната. Требуется срочная замена каната.
Спиральная деформация представляет собой дефект, при котором продольная ось каната приобретает спиральную форму. В этом случае канат должен находиться на постоянном контроле. При продолжительной эксплуатации может появиться износ и обрывы проволок. Если деформация превышает значение, установленное в UNI ISO 4309, канат необходимо заменить.
Широкий ассортимент стального каната (троса). Для постоянных клиентов и оптовых покупателей существует система скидок. Более подробную информацию уточняйте у наших специалистов.
Доставка по РФ:
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.
>Нормы браковки стальных канатов – когда срочно нужно менять канат?
2 Выбраковка стальных канатов – все ее критерии
Безопасное использование изделий определяется с учетом указанных далее критериев:
- внутренний и поверхностный износ;
- характер обрывов проволоки и их общее количество на установленной длине;
- локальное снижение сечения каната (учитываются и ситуации, когда отмечается разрыв сердечника);
- коррозионные проявления (внутренние и поверхностные);
- активное удлинение остаточного типа после приработки изделия;
- наличие зон сосредоточения обрывов проволок;
- разрыв прядей (одной и более);
- изменения размеров свивки;
- наличие деформаций, выраженных выдавливанием прядей и проволок, волнистостью, перегибами, корзионообразностью, заломами;
- выход из замка наружных проволок;
- наличие повреждений, обусловленных дуговым электрическим разрядом, воздействием высокой температуры;
- снижение внутреннего сечения (поперечного диаметра проволок).
Канат немедленно бракуется в следующих случаях:
- При снижении из-за износа сечения проволок, расположенных снаружи, на величину от 40 %. Протяженность площадки износа при этом в расчет не берется.
- В случае уменьшения сечения стального каната, вызванного коррозией либо износом (поверхностным), на 7 и более процентов по отношению к номинальному диаметру (даже в тех случаях, когда проволоки не имеют видимых обрывов). Если разрывы или внутренний износ повредили сердечник изделия на 10 % от номинального его размера, канат также бракуется (для малокрутящихся изделий браковка должна производиться при показателе в 3 %).
- При обрыве проволоки (под таковым также понимают ситуацию, когда одна проволока изнашивается на 40 %).
- Увеличение сечения изделия на 7 % (явление очень опасное, так как оно обусловлено разбуханием сердечника под влиянием высокой влажности, а затем его замерзанием при понижении температуры воздуха).
- Потеря прочности проволок выше допустимых для каждого отдельного вида подъемного оборудования стандартов. Данная потеря определяется уменьшением сечения проволок (проверка проводится дефектоскопическим методом).
- Сплющивание изделия по длине. Оно вызвано, как правило, значительным износом ручья блока.
- При волнистости, описываемой чрезмерно высокой спиральной формой продольной оси каната. Особую опасность представляет ситуация, при которой направления свивки стального изделия и спирали совпадают.
- Выдавливание проволок числом три и более, фиксируемое на длине каната равной его шести диаметрам. По сути, выдавливание представляет собой расслоение конструкции, которое возникает при высоком показателе трения проволок.
- При обнаружении (визуальный анализ) заломов, перекручивания, деформации корзинообразной формы, перегибов. При всех озвученных дефектах изделие теряет свою прочность, причем существенно.