Справка по замечаниям Минэкономразвития России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

СПРАВКА

по замечаниям Минэкономразвития России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

на разработанный Советом законопроект об обеспечении прав жителей бывших ведомственных общежитий

Пунктом 3 «б» поручения Президента Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. № Пр-2783 Правительству Российской Федерации совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) поручено проработать механизм обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях.

В соответствии с данным поручением Советом разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Письмом Минстроя России от 16 июня 2015 г. № 185/13-ЕС/07 Совету предложено рассмотреть замечания на законопроект, поступившие от Минэкономразвития России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Рассмотрев указанные позиции, Рабочая группа Совета по реализации права граждан на доступное жилье высказывает свое мнение.

Об отнесении вопросов распоряжения муниципальным имуществом к вопросам местного значения и необходимости внесения соответствующих изменений в разделы III.1, III.2 и IV Жилищного кодекса РФ, а также о невозможности заключения договора социального найма между гражданином и собственником, имеющим жилое помещение в частной собственности (статьи 49, 60 ЖК РФ)

Внесения изменений в ЖК РФ не потребуется, поскольку изменение правового статуса жилых помещений в бывших общежитиях (применение к ним отношений о договоре социального найма) установлено прямым указанием ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон к ЖК РФ) с 22 января 2005 г. (дата вступления в силу данного федерального закона).

Конкретизируя уже урегулированные федеральным законом отношения, в том числе в соответствии со сложившейся судебной практикой, законопроект не перераспределяет полномочия местного значения и компетенцию государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и не предусматривает возможность заключения договора социального найма на жилое помещение, находящееся в частной собственности владельца здания.

Распространение к соответствующим отношениям норм о договоре социального найма возложит на собственника обязанность заключать с гражданами, вселившимися в жилой дом после государственной регистрации права собственности на здание дома, срочные договоры найма с оплатой жилищно-коммунальных услуг по тарифам муниципального жилищного фонда социального использования (раздел VII ЖК РФ), перезаключая их на этих же условиях на следующий новый срок.

Относительно необходимости изменения разделов ЖК РФ, регулирующих отношения по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования в части категорий граждан, которым могут быть предоставлены такие жилые помещения, а также обязания собственников указанных домов заключать договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Такие изменения не потребуются, поскольку конкретизируя концепцию действующей редакции ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, законопроект распространяет на отношения по пользованию соответствующими жилыми помещениями нормы о договоре социального найма (глава 8 ЖК РФ), а не найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (глава 8.1. ЖК РФ).

К тому же, в данном случае урегулируется правовой статус уже вселенных лиц, в связи с чем не потребуется определение или дополнение установленных ЖК РФ категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Занимаемые ранее вселенными гражданами помещения не предполагается «предоставлять» никому другому.

Относительно затруднений в приватизации жилых помещений, в которых граждане проживают на условиях договора социального найма без заключенного с ними договора социального найма (возможности применения ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ и ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» только при наличии заключенного договора социального найма)

Изложенные опасения необоснованны.

Во-первых, исходя из ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», для приватизации жилого помещения достаточно проживания в нем граждан на условиях договора социального найма и не обязательно наличия заключенного письменно договора социального найма.

Во-вторых, в соответствии с многочисленной судебной практикой (напр., п. 20 по гражданским делам Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 г.), из содержания ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления (либо подлежали передаче в муниципальную собственность – см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2009 г. № 46-В09-21 и др.), утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения в бывших общежитиях по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Относительно необходимости перепланировки и переустройства бывших общежитий коридорного типа покомнатного заселения под отдельные квартиры для последующего заключения договора социального найма, а также проблем с определением жилого помещения при вселении путем предоставления койко-места

Статья 7 Вводного закона к ЖК РФ действует более 10 лет, в течение которых заключено множество договоров социального найма, в т.ч. на комнаты в домах коридорной планировки при отсутствии в них коммунальных удобств. Вышеназванная норма не препятствует заключению договора социального найма на изолированную комнату, в которой нет помещений вспомогательного использования (кухни, ванной, туалета) при том, что такие помещения расположены на этаже, а также не освобождает наймодателя от обязанности при наличии возможности оборудовать соответствующие помещения вспомогательного использования вблизи жилых комнат (реконструировать бывшее общежитие).

Во всяком случае, права граждан не могут зависеть от многолетнего бездействия органов местного самоуправления по непереоборудованию бывших общежитий (п. 20 по гражданским делам Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 г.).

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 5-В09-142 и др., недостаточность в доме изолированных жилых помещений количеству зарегистрированных семей не может служить препятствием для реализации проживающими в них гражданами жилищных прав, в том числе права на приватизацию занимаемых жилых помещений. Осуществление жилищных прав граждан не может быть поставлено в зависимость от необходимости отселения других семей, не имеющих отдельных изолированных жилых помещений.

Кроме того, возложение на наймодателя – собственника здания жилого дома обязанности его переоборудования в целях обеспечения соответствия жилых помещений стандартам проживания, а также расселения проживающих в них лиц может рассматриваться в качестве существенного ограничения прав собственника и стать существенным препятствием в принятии всего законопроекта.

В отношении заключения договора социального найма на комнаты, в которые граждане вселялись и продолжают проживать на «койко-месте», ни ЖК РФ, ни другие федеральные законы не содержат ограничений как в заключении одного договора социального найма со всеми как с сонанимателями, так и в последующей приватизации комнаты в их общую долевую собственность.

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев будучи первоначально вселенным на койко-место, гражданин впоследствии становился единственным проживающим в комнате, в т.ч. с начислением оплаты жилищно-коммунальных услуг за всю площадь комнаты, что подтверждает наличие правоотношений найма на всю комнату (п. 6 ст. 10 ЖК РФ, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2014 г. № 78-КГ14-18 и др.).

Поэтому в настоящее время практически во всех случаях первоначальное вселение на койко-место не имеет правового значения. В тех же случаях, где вселенные на койко-место граждане продолжают проживать в одной комнате разными семьями, подлежит применению общий порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма (при условии принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) либо по соглашению с наймодателем возможно предоставление им жилых помещений меньшей площади.

По мнению разработчиков законопроекта и исходя из действующей редакции ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, законодательная регламентация обязанности переоборудования ранее использовавшихся в качестве общежитий зданий коридорной планировки покомнатного заселения возможна путем самостоятельного правового регулирования.

Относительно неуказания в пояснительной записке к законопроекту количества граждан, проживающих в жилых домах, ранее являвшихся общежитиями, в отношении которых планируется принятие законопроекта

Данная официальная статистика в Российской Федерации не ведется, ориентировочно законопроект урегулирует права около пяти тысяч семей.

Таким образом, Совет полагает возможным конкретизировать вид жилищного фонда, к которому будет относиться соответствующее жилое помещение, дополнив законопроект новой частью 3 следующего содержания»

«3. При этом помещение относится:

— к жилищному фонду социального использования (если оно не было приватизировано проживающими в нем гражданами) в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящей статьи,

— к частному жилищному фонду в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи».

Соответственно, в новой редакции законопроекта прежняя часть 3 становится частью 4, в которой слова «пользование жилым помещением» заменяются на «жилое помещение».

Законопроект в уточненной редакции также не потребует дополнительных бюджетных расходов.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 25.02.2013 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.02.2013 с изменениями, вступившими в силу 25.02.2013) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 189-ФЗ
Дата принятия 23.01.2005
Дата редакции 25.02.2013
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 29.12.2004 — «Российская газета», N 1, 12.01.2005;
  • «Парламентская газета», N 7-8, 15.01.2005;
  • «Собрание законодательства РФ», N 1, 03.01.2005, часть 1, ст.15)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.02.2013 с изменениями, вступившими в силу 25.02.2013) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 7

Статья 7

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитии, и переданы в ведение органов местного самоуправления вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

(в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 159-ФЗ)

Zakonbase: Статья 7 признана не соответствующей Конституции РФ, ее ст.ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, — не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 01.03.2005 г. (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П).

>Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ

29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 02.10.2012 N 159-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 25.02.2013 N 16-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 28.02.2015 N 19-ФЗ, от 29.02.2016 N 33-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 22.02.2017 N 14-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ, от 03.07.2018 N 191-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

Статья 1

Ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года.

Статья 2

1. Признать утратившими силу с 1 марта 2005 года:

1) Жилищный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 883);

2) Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 года «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 884);

3) пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1986 года N 3990-XI «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 36, ст. 1023);

5) абзац пятый Закона РСФСР от 3 декабря 1986 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 50, ст. 1467);

6) статью 3 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

7) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1988 года N 10482-XI «О внесении дополнения в статью 37 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 47, ст. 1493);

8) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 года N 10791-XI «О дополнении статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 51, ст. 1619);

9) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 года N 11943-XI «О внесении дополнений и изменений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 26, ст. 642);

10) статьи 3, 9, 10 и раздел III Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959);

11) Закон РСФСР от 6 июля 1991 года N 1552-I «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963);

12) пункты 3, 9, 10 и пункт 11 (в части замены слов в статье 9) Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67);

13) Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 99);

14) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4219-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 100);

15) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864);

16) пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

17) пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503);

18) Федеральный закон от 12 января 1996 года N 9-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 147);

19) Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2963);

20) Федеральный закон от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 1913);

21) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1467);

22) Федеральный закон от 10 февраля 1999 года N 29-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 876);

23) Федеральный закон от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 25, ст. 3042);

24) Федеральный закон от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ «О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3485);

25) Федеральный закон от 17 апреля 2001 года N 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 60 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1647);

26) абзац девяносто восьмой статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2);

27) пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);

28) пункты 4, 10, 17-22 статьи 1 Федерального закона от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918);

29) статью 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

30) статьи 1 и 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135);

31) статью 4 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2);

32) статью 1 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1750);

33) статьи 2 и 3 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3089);

34) статью 22 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 14-ФЗ)

Статья 3

С 1 марта 2005 года признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 834; 1984, N 24, ст. 422; 1985, N 48, ст. 919; 1986, N 17, ст. 278; 1988, N 51, ст. 750; 1989, N 19, ст. 151; 1990, N 23, ст. 422);

2) Постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года N 5151-Х «О введении в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 835);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1981 года N 6151-Х «О порядке введения в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 49, ст. 1286).

Статья 4

1. Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

2. Изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Статья 5

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 5.1 (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

Товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

Статья 6

1. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статья 7

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитии, и переданы в ведение органов местного самоуправления вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. (в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 159-ФЗ)

Статья 8

1. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

2. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

Статья 9

Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Статья 10 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 672 цифры «681,» исключить;

2) в части второй статьи 679, в части первой статьи 680, в пункте 2 статьи 685 слова «о норме жилой площади на одного человека» заменить словами «о норме общей площади жилого помещения на одного человека».

Статья 12

Часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918) после слов «Не подлежат приватизации жилые помещения,» дополнить словами «предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения,».

Статья 13

Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 14 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

Статья 16

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 191-ФЗ, от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4.1. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4.2. О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 17 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1. Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года. (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

2. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

Статья 19

Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Статью 19 признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи его прежнего собственника (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П).

Статья 20

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

Статья 21

Обеспечение жилищных прав собственника (нанимателя) жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не определено Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Статья 22

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, а также особенности предоставления жилого помещения по договору социального найма при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ)

Статья 23

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма при изъятии указанных жилых помещений и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

Статья 24. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 100-ФЗ)

До установления законом субъекта Российской Федерации порядка определения органами местного самоуправления дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, максимального размера этого дохода и стоимости такого имущества в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации указанный порядок может быть установлен актом представительного органа местного самоуправления.

Статья 26 (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 141-ФЗ)

Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при формировании и реализации программы реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реновации жилищного фонда, особенности использования взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда, и особенности применения статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реновации жилищного фонда устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым осуществляется реновация жилищного фонда, и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *