Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2019

Добро пожаловать на сайт «Закон «Об образовании в РФ»». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2019 год, комментарии к статьям и другие тематические материалы и документы.

Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, через навигационную цепочку или систему поиска информации.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Текст Закона «Об образовании в РФ»

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
    • Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
    • Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
    • Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
    • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
  • Глава 2. Система образования
    • Статья 10. Структура системы образования
    • Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
    • Статья 12. Образовательные программы
    • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
    • Статья 14. Язык образования
    • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
    • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
    • Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
    • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
    • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
    • Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
    • Статья 21. Образовательная деятельность
    • Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
    • Статья 23. Типы образовательных организаций
    • Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
    • Статья 25. Устав образовательной организации
    • Статья 26. Управление образовательной организацией
    • Статья 27. Структура образовательной организации
    • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
    • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
    • Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
    • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
    • Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
    • Статья 33. Обучающиеся
    • Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
    • Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
    • Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
    • Статья 37. Организация питания обучающихся
    • Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
    • Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
    • Статья 40. Транспортное обеспечение
    • Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
    • Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
    • Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
    • Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
    • Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
    • Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
    • Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
    • Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
    • Статья 49. Аттестация педагогических работников
    • Статья 50. Научно-педагогические работники
    • Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
    • Статья 52. Иные работники образовательных организаций
  • Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
    • Статья 53. Возникновение образовательных отношений
    • Статья 54. Договор об образовании
    • Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
    • Статья 56. Целевое обучение
    • Статья 57. Изменение образовательных отношений
    • Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
    • Статья 59. Итоговая аттестация
    • Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
    • Статья 61. Прекращение образовательных отношений
    • Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Глава 7. Общее образование
    • Статья 63. Общее образование
    • Статья 64. Дошкольное образование
    • Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    • Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
    • Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
  • Глава 8. Профессиональное образование
    • Статья 68. Среднее профессиональное образование
    • Статья 69. Высшее образование
    • Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования
    • Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
  • Глава 9. Профессиональное обучение
    • Статья 73. Организация профессионального обучения
    • Статья 74. Квалификационный экзамен
  • Глава 10. Дополнительное образование
    • Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
    • Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
  • Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
    • Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
    • Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
    • Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
    • Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
    • Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
    • Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
    • Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
    • Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
    • Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
    • Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
    • Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
    • Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
    • Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
    • Статья 89. Управление системой образования
    • Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
    • Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
    • Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
    • Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
    • Статья 94. Педагогическая экспертиза
    • Статья 95. Независимая оценка качества образования
    • Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся
    • Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
    • Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
    • Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
    • Статья 98. Информационные системы в системе образования
    • Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций
  • Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
    • Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
    • Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
    • Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
    • Статья 102. Имущество образовательных организаций
    • Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 104. Образовательное кредитование
  • Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
    • Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
    • Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
    • Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
  • Глава 15. Заключительные положения
    • Статья 108. Заключительные положения
    • Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
    • Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
    • Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2019

Глава 10. Объекты образовательных отношений. Документы

об образовании

Статья 93. Понятие и виды объектов

образовательных отношений

1. Объектами образовательных отношений являются признаваемые законодательством идеальные блага, по поводу которых возникли и на достижение которых направлены образовательные отношения.

Основными видами объектов образовательных отношений выступают знания, умения, навыки и общая культура обучающихся.

Знания представляют собой сумму понятий, закономерностей, теорий, усвоенных обучающимися в процессе обучения и воспитания.

Умения представляют собой способности проделать определенную работу в соответствии с полученными в ходе образования знаниями.

Навыки представляют собой утвердившиеся в ходе неоднократного использования умений способности проделать определенную работу безошибочно и быстро.

Общая культура предполагает способность личности к адаптации в обществе и осознанному выбору пути применения полученных в ходе образования знаний, умений и навыков в соответствии с принципами социальной справедливости, долга, законности и уважения прав других лиц.

2. Достижение обучающимися необходимого уровня знаний, умений и навыков удостоверяется документами об образовании.

Статья 94. Виды документов об образовании

1. Основными документами, удостоверяющими получение образования соответствующего уровня, являются документы, оформленные и выданные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и законодательства об образовании.

2. В Российской Федерации документы об образовании выдаются в соответствии с установленными образовательными уровнями (образовательными цензами):

1) основное общее среднее образование удостоверяется свидетельством установленного образца;

2) среднее (полное) образование удостоверяется аттестатом установленного образца;

3) начальное профессиональное образование удостоверяется свидетельством установленного образца;

4) среднее профессиональное образование удостоверяется дипломом установленного образца;

5) высшее профессиональное образование удостоверяется соответственно дипломами следующих ступеней: бакалавра, специалиста с высшим профессиональным образованием, магистра;

6) справка установленного образца о незаконченном общем или профессиональном образовании.

Законодательством Российской Федерации могут предусматриваться условия, при которых лицу, не завершившему профессиональное образование, выдается свидетельство или диплом о неполном высшем образовании;

7) послевузовское профессиональное образование, которое завершилось защитой квалификационной работы (диссертации, совокупности научных публикаций), удостоверяется дипломом соответственно кандидата или доктора наук по определенной специальности;

8) ученое звание профессора по кафедре или профессора по специальности, доцента по кафедре или доцента по специальности удостоверяется соответствующим аттестатом единого государственного образца;

9) дополнительное профессиональное образование удостоверяется следующими документами государственного образца: удостоверением о повышении квалификации, свидетельством о повышении квалификации и дипломом о профессиональной переподготовке.

3. В качестве документов об образовании признаются также иные документы, выдаваемые образовательными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на проведение образовательной деятельности.

Статья 95. Форма документов

об образовании

1. Учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца, а также порядок их заполнения (в том числе возможность дополнительных записей об углубленном освоении специальности) и выдачи утверждаются федеральным (центральным) органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области образования.

2. Документы об образовании оформляются на русском языке. В случае нахождения образовательного учреждения (организации) на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, в которой установлен свой государственный язык, за счет средств бюджета республики или за счет средств образовательного учреждения (организации) может быть изготовлена и включена в документ об образовании дополнительная страница, на которой сведения об образовании лица дублируются на государственном языке республики.

3. Федеральный орган управления образованием разрабатывает образцы заполнения соответствующих документов и по мере необходимости дает указания по оформлению их бланков.

Формы документов государственного образца действительны на всей территории Российской Федерации.

4. Образовательное учреждение (организация), не имеющее государственной аккредитации, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением (организацией). Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения (организации).

Статья 96. Общеюридическое значение

документов об образовании

Документы об образовании приобретают юридическое значение в зависимости от уровня образования, выполнения соответствующих образовательных программ, соответствия их государственному образовательному стандарту и характеру того образовательного учреждения (организации), в котором сданы квалификационные экзамены.

Государственный документ об образовании — документ государственного образца, подтверждает право его обладателя продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения.

Статья 97. Признание документов

об образовании, выданных органами

образования СССР и РСФСР, а также

документов об образовании, выданных

зарубежными организациями

1. Документы об образовании, выданные государственными органами или образовательными учреждениями бывшего Союза ССР и РСФСР, ранее наделенными соответствующими функциями в области образования и государственной аттестации кадров, признаются имеющими юридическую силу на всей территории Российской Федерации.

2. На территории Российской Федерации признаются документы об образовании, выданные в государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) об их признании и эквивалентности. В порядке исключения признание документов иностранных государств об образовании допускается односторонним согласием соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.

Установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании означает предоставление соответствующими органами государственной власти обладателям указанных документов тех же прав, что и обладателям документов Российской Федерации государственного образца.

3. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании, порядок выдачи свидетельств об установлении эквивалентности документов определяется настоящим Кодексом, европейскими конвенциями об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, и об академическом признании университетских квалификаций, федеральным законодательством и международными соглашениями.

Статья 98. Основания для получения

документа государственного образца

о соответствующем уровне общего

образования

1. Основанием для получения документа государственного образца о соответствующем уровне общего образования является завершение лицом обучения по образовательным программам общего образования и прохождение им итоговой аттестации в образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию.

2. Основанием для получения документа государственного образца о соответствующем уровне послевузовского образования и (или) квалификации (ученой степени, ученом звании) является завершение лицом обучения по образовательным программам послевузовского образования и (или) прохождение им соответствующей государственной аттестации в образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию, подготовка им и защита квалификационной работы (диссертации, совокупности научных публикаций), достижение установленных законодательством результатов в научной и (или) педагогической деятельности.

3. Документы государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке выдаются только специалистам с высшим или средним профессиональным образованием и не предусмотрены для выдачи лицам, прошедшим повышение квалификации или профессиональную подготовку по рабочим специальностям. Данные документы не могут быть выданы также студентам высших и средних специальных учебных заведений.

Статья 99. Основания для получения

документа государственного образца

о соответствующем уровне

профессионального образования

1. Основанием для получения документа государственного образца о соответствующем уровне профессионального образования и (или) квалификации является завершение лицом обучения по образовательным программам профессионального образования и прохождение им итоговой государственной аттестации в образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию.

2. Лицу, отчисленному из образовательного учреждения (организации) начального, среднего или высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию, выдается академическая справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

3. Основанием для получения документа государственного образца о соответствующем уровне дополнительного профессионального образования и (или) квалификации является завершение лицом обучения по образовательным программам повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки и прохождение им итоговой государственной аттестации в образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию.

Статья 100. Основания для получения

документа об ученой степени

или ученом звании

1. Диплом доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников выдается в установленном порядке по результатам защиты докторской диссертации.

2. Диплом кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников выдается в установленном порядке по результатам защиты кандидатской диссертации.

3. Законодательством предусматриваются условия допуска к защите диссертаций, а также критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени. Одним из обязательных условий является сдача лицом кандидатских экзаменов по избранной специальности.

4. Аттестат профессора по кафедре выдается лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, обладающему высоким педагогическим мастерством, имеющему глубокие профессиональные знания и ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в образовательном учреждении (организации) высшего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования.

5. Аттестат доцента по кафедре выдается лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, обладающему необходимым педагогическим мастерством, имеющему надлежащие профессиональные знания и ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в образовательном учреждении (организации) высшего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования.

6. Аттестат профессора по специальности выдается лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, имеющему глубокие профессиональные знания и ведущему научную работу в соответствующей отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников.

7. Аттестат доцента по специальности выдается лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, имеющему глубокие профессиональные знания и ведущему научную работу в соответствующей отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников.

8. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Статья 101. Основания для получения

документа негосударственного образца

о соответствующем уровне образования

Лицам, завершившим обучение по образовательным программам общего или профессионального, или послевузовского, или дополнительного профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию в образовательном учреждении (организации), не имеющем государственной аккредитации, выдаются документы негосударственного образца о соответствующем уровне того или другого вида образования согласно лицензии образовательного учреждения.

Статья 102. Документы о неполном

(незаконченном) образовании

соответствующего уровня

Лицам, не завершившим образование, по их просьбе образовательным учреждением (организацией) выдается академическая справка установленного образца или при выполнении установленных в законодательстве условий документ о неполном (незаконченном) образовании соответствующей ступени, в котором отражаются объем и содержание полученного образования.

Статья 103. Правовой статус лица,

имеющего документ государственного

образца о соответствующем уровне

образования

1. Правовой статус лица, имеющего документ государственного образца о соответствующем уровне образования, определяется содержательными требованиями к выпускникам образовательных учреждений (организаций), установленными государственными образовательными стандартами.

2. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в образовательном учреждении (организации) последующего уровня образования в очной форме, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Выпускники образовательных учреждений (организаций) независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение (организацию) следующего уровня. Лица, закончившие образовательное учреждение с отличием, с награждением золотой или серебряной медалью и имеющие соответственно подтверждающие документы государственного образца, могут иметь льготы, закрепляемые законодательством при поступлении в образовательное учреждение (организацию) следующего уровня (ступени).

3. Лица, получившие документы государственного образца о профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе профессионального образования следующей ступени.

4. Документы государственного образца о профессиональном образовании являются основанием для получения работы по профессии или специальности соответствующей ступени квалификации на всех предприятиях (организациях) России независимо от их формы собственности или для продолжения учебы при последующем повышении профессиональной квалификации.

Диплом о высшем профессиональном образовании обеспечивает его обладателю возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности, определенных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части государственных требований к уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования.

5. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной или муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

6. Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

Лица, имеющие диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, имеют право поступать в аспирантуру (адъюнктуру, ординатуру) на конкурсной основе по профилю полученной специальности.

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, могут быть приняты в докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций.

Лица, имеющие диплом о высшем профессиональном образовании, могут быть прикреплены к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, в качестве соискателя для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, а лица, имеющие ученую степень кандидата наук, — для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

7. Лица, обладающие дипломами доктора и кандидата наук, аттестатами профессора, доцента государственного образца приобретают возможность участвовать в работе органов государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров (оппонирование, членство в диссертационных советах и т. д.), а также право участвовать в конкурсных отборах на замещение должностей, для занятия которых тарифно-квалификационными требованиями предусмотрено наличие ученых степеней (ученых званий). На обладателей дипломов и аттестатов государственного образца распространяются установленные государством льготы и доплаты за ученые степени и ученые звания.

Статья 104. Правовой статус лица,

имеющего документ негосударственного

образца о соответствующем уровне

образования

1. Лица, имеющие документы об образовании негосударственного образца, пользуются всеми вытекающими из них правами в негосударственной (частной) сфере общественных отношений.

Лица, имеющие документы образовательных учреждений (организаций), не имеющих государственной аккредитации, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

2. Граждане, получившие образование в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

3. Общественная аттестация граждан и присуждение им ученых степеней (присвоение ученых званий) общественными объединениями не влечет обязательств со стороны государства.

Присуждение общественными объединениями ученых степеней, присвоение ученых званий, выдача соответствующих дипломов и аттестатов без указания принадлежности их к общественным объединениям являются неправомерными.

Статья 105. Правовой статус лица,

имеющего документ о неполном

(незаконченном) образовании

соответствующего уровня

Лицам, имеющим академическую справку о прохождении обучения в образовательном учреждении (организации), предоставляется возможность продолжить учебу на условиях, установленных в законодательстве и уставе данного учреждения (организации).

Лицам, имеющим документ о неполном (незаконченном) образовании соответствующего уровня или ступени высшего профессионального образования, предоставляется возможность завершить обучение в том же образовательном учреждении (организации) или учреждении (организации) того же профиля, равно как и в ином учреждении, если законодательство или уставы названных учреждений (организаций) тому не препятствуют.

Статья 106. Порядок и основания отмены

решений о выдаче лицу документов

о соответствующем уровне образования

1. Решение государственной аттестационной комиссии о выдаче лицу документа государственного образца об образовании и (или) присвоении выпускнику квалификации (степени) может быть отменено государственным органом управления образованием, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов.

2. Лишение действия документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, Положением о порядке присуждения ученых степеней и Положением о порядке присвоения ученых званий. Основанием для вынесения соответствующих решений является факт нарушения действующего законодательства при принятии первичного решения.

Решения о выдаче дипломов и аттестатов, отказе в выдаче дипломов и аттестатов, присуждении, лишении ученых степеней и званий могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 107. Дубликаты документов

об образовании

1. Лицам, утратившим документы об образовании государственного образца, могут быть выданы их дубликаты.

В случае изменения фамилии, имени, отчества документ об образовании государственного образца может быть заменен по требованию владельца документа и за его счет.

2. В случае порчи документа государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации восстановление документа осуществляется органом управления образованием, в ведении которого находилось данное образовательное учреждение.

3. Порядок оформления и выдачи дубликатов, порядок замены документов об образовании государственного образца устанавливается федеральным органом управления образованием.

Порядок оформления и выдачи дубликатов, порядок замены документов об образовании, выданных образовательными учреждениями (организациями), не имеющими государственной аккредитации, устанавливается уставами данных учреждений (организаций).

Дубликат диплома, свидетельства выдается только один раз при наличии в образовательном учреждении (организации) документов, подтверждающих, что заявитель действительно окончил данное образовательное учреждение (организацию) и получил соответствующий документ согласно протоколу государственной аттестационной комиссии.

В тех случаях, когда архивные материалы не сохранились, дубликат диплома, свидетельства может быть выдан:

на основании подробных письменных подтверждений трех педагогических работников, лично знавших заявителя на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении (организации);

на основании заключения аттестационной комиссии, созданной по решению органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

4. Порядок хранения и учета документов об образовании государственного образца и их дубликатов регулируется актами федерального органа управления образованием.

Глава 11. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статья 108. Основания возникновения

образовательных правоотношений

Образовательные отношения возникают при наличии определенных жизненных обстоятельств (действия, состояния, условия и др.), с которыми закон или договор связывает данный процесс.

Основанием для возникновения образовательных отношений выступают:

возраст;

документы об образовании;

личное заявление гражданина (его родителей, иных законных представителей);

успешное прохождение конкурса;

договор;

правонарушение;

иные обстоятельства, указанные в настоящем Кодексе, нормативных правовых актах.

Статья 109. Основания изменения

образовательных отношений

Образовательные отношения изменятся вследствие:

успешного прохождения обучающимся текущей и промежуточных аттестаций;

изменения формы обучения;

изменения содержания обучения;

иных обстоятельств.

Статья 110. Основания прекращения

образовательных отношений

Образовательные отношения прекращаются при наличии одного из нижеперечисленных оснований:

успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации;

совершение обучающимся преступления, иного правонарушения;

личное заявление обучающегося (его родителей, иных законных представителей);

состояние здоровья;

академическая задолженность;

завершение образовательного процесса;

ликвидация образовательного учреждения (организации);

лишение образовательного учреждения (организации) лицензии;

иные обстоятельства, указанные в настоящем Кодексе, в нормативных правовых актах.

Статья 111. Индивидуальные

правоприменительные акты

в образовательных отношениях

1. Правоприменительные акты в образовательных отношениях — правовые акты, принимаемые должностными лицами и (или) коллегиальными органами управления образовательных учреждений (организаций) и органов управления образованием на основе настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, имеющие персонифицированный характер в виде индивидуальных прав и обязанностей субъектов образовательных отношений.

2. Правоприменительные акты в образовательных отношениях принимаются для:

допуска к участию во вступительных испытаниях (в конкурсе) для поступления на обучение в образовательное учреждение;

зачисления лиц на обучение, в том числе на обучение по образовательным программам послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования;

перевода обучаемого на очередную ступень (класс, курс) обучения;

перевода с обучения по одной образовательной программе (направлению, специальности) на обучение по другой образовательной программе (направлению, специальности);

оставления обучаемого на повторное обучение;

отчисления из числа обучаемых.

Статья 112. Формы и реквизиты

индивидуальных правоприменительных

актов в образовательных отношениях

1. Индивидуальные правоприменительные акты в образовательных отношениях принимаются в письменной форме.

2. Акты-документы принимаются в виде:

приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения (организации) или руководителя органа управления образованием;

решений коллективного органа управления образовательным учреждением (организацией), коллегии или иного государственно-общественного органа, создаваемого государственным органом управления образованием.

3. Акты-документы должны содержать следующие основные реквизиты:

наименование образовательного учреждения (организации) или органа управления образованием, в которых или от имени которых принимается решение, а также их подведомственность;

дату, регистрационный номер и место (населенный пункт) принятия решения;

наименование вида решения-документа;

наименование должности лица, принимающего правоприменительный акт;

фамилию, инициалы и личную подпись подписавшего этот акт;

фамилию, имя, отчество, должность, место работы лица (группы лиц) либо точное наименование образовательного(ых) учреждения(ий) или организации(ий) органа(ов), управления образованием, выступающих адресатами принимаемого решения;

содержание решения, включающее, как правило, констатирующую и распорядительную части.

Иные реквизиты устанавливаются в соответствии с действующими правилами и стандартами документообеспечения в сфере образования.

Статья 113. Недействительность

правоприменительных актов

1. Индивидуальные правоприменительные акты в образовательных отношениях признаются недействительными в случаях:

1) нарушения лицом или органом, принявшим акт, требований законности и обоснованности;

2) отсутствия либо неточного указания основных реквизитов документа;

3) принятия акта под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны образовательного отношения с другой стороной;

4) принятия акта лицом или органом, не уполномоченным действующим законодательством на его принятие.

Признание акта недействительным и его отмена осуществляются органом (должностным лицом), его принявшим, учредителями, органами управления образованием либо судом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *