Содержание
- Временно согласованные выбросы (ВСВ)
- В чём состоит мониторинг состояния окружающей среды?
- В чём различие между ПДВ и ВСВ?
- Какие источники выбросов необходимо нормировать?
- Последствия отсутствия согласования выбросов
- 41. Нормирование выбросов (сбросов) (пдв, всв, пдс, всс)
- 42. Оценка загрязнения почв (пдКп, Кс, Zс)
- НОРМИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ. ПОНЯТИЯ ПДК, ПДВ, ПДС, ВСВ, ВСС. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ НОРМАТИВОВ.
- Экология СПРАВОЧНИК
- Проект ВСВ
- Проект ВСВ, когда невозможно выполнить проект ПДВ.
- Почему стоит доверить разработку проект ВСВ нам.
23 Апр
Временно согласованные выбросы (ВСВ)
59 Просмотров | От Администратор вСтатьи
К началу 1988 г. в бывшем СССР были установлены допустимые выбросы более чем для 20 тыс. предприятий. В настоящее время в России на нормативах допустимых выбросов работают лишь 15—20% загрязняющих производств, на ВСВ (временно согласованных выбросах вредных веществ) — 40—50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени. Постановление Правительства РФ от 03 августа 1992 г. наряду с нормативами ПДВ и ПДС, закрепленными в Законе РФ об охране окружающей природной среды, вводит в действие второй вид нормативов — временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС).Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.
Заказать оформление ВСВРассчитать стоимость оформления
В чём состоит мониторинг состояния окружающей среды?
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в:
- установлении нормативов качества окружающей среды;
- принятии нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- определении иных нормативов в области охраны окружающей среды;
- утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Одним из видов нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых для природопользователей, являются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Обращаем Ваше внимание на то, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат.
Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить, в том числе, утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.
На основании вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ.
Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.
ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
В чём различие между ПДВ и ВСВ?
Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Временно согласованный выбросы (ВСВ) являются временными лимитами выброса, которые устанавливаются для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории, в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.
Следовательно, для того, чтобы выяснить, обязано ли предприятие исполнять обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, необходимо определить, имеются ли на предприятии источники выбросов, являющиеся стационарными объектами негативного воздействия.
В пунктах 3, 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (приложение к Приказу Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867) даны следующие определения стационарного и передвижных объектов негативного воздействия:
- стационарный объект негативного воздействия — объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв;
- передвижные объекты негативного воздействия — транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
На сегодняшний день государственный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, и количества и состава выбросов (далее — государственный учет) осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Порядком государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.10.2011 № 863 (далее — Порядок учета). Следует отметить, что в Порядке учета нет определений передвижного и стационарного источников выбросов.
В то же время в подпункт «б» п. 7 Порядка учета перечислены сведения (данные) об источниках выбросов, которые необходимо указать при постановке на государственный учет. Так, при представлении сведений о передвижном источнике выбросов необходимо указать:
- тип передвижного источника выбросов (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);
- регистрационный номер передвижного источника;
- экологический класс транспортного средства;
- вид и расход топлива (по видам) передвижным источником (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт).
Таким образом, основным критерием для определения передвижного объекта на сегодняшний день является работа на определенном виде топлива, а расчет платы за выбросы передвижных объектов производится по объему использованного топлива. К передвижным источникам выбросов относятся различные транспортные средства. Мобильные установки, используемые на территории предприятия, в основном относят к стационарным источникам выбросов.
После определения наличия на территории предприятия эксплуатируемых стационарных источников выбросов необходимо выяснить, подлежат ли эти источники государственному учету и нормированию.
Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Перечень).
Какие источники выбросов необходимо нормировать?
К источникам выбросов, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. В свою очередь, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне, а также не включенные в Перечень вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев:
- показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложением 1 к Порядку, больше или равен 0,1;
- приземные концентрации выбросов превышают 5 % от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.
Итак, если в выбросах от стационарных источников предприятия присутствуют вещества, указанные в Перечне или соответствующие одному из вышеуказанных критериев, т.е. подлежащие государственному учету и нормированию, то в этом случае необходимы разработка проекта ПДВ, утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и получение разрешения на выбросы.
После того как проект ПДВ разработан, его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ), получить разрешение на выбросы. Предприятие должно иметь представление о том, в какие сроки могут вылиться согласования и на основании чего предприятию могут отказать.
На сегодняшний день нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установления нормативов ПДВ. Таким образом, срок утверждения и основания для отказа в утверждении проекта ПДВ также не установлены.
В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.
Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 27.12.2012), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.
Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).
Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).
На заметку. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192), ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) и другими нормативно-правовыми и методическими документами.
Поскольку законодательством не установлены основания для отказа в утверждении проекта ПДВ, значит если проект ПДВ выполнен в соответствии с требованиями перечисленных выше документов и получил санитарно-эпидемиологическое заключение, то отказ в установлении ПДВ неправомерен.
После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ, утверждения нормативов ПДВ (ВСВ) предприятие обращается в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения разрешения на выбросы.
В соответствии с Административным регламентом территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации. Иных оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы не установлено.
Последствия отсутствия согласования выбросов
В заключение отвечаем на вопрос, который природопользователи задают чаще всего: «А что нам грозит, если мы не будем разрабатывать проект ПДВ и не получим разрешение на выбросы?» При отсутствии разрешений выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К тому же согласно ст. 31 Федерального закона № 96-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, согласно ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
- на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В группе компаний “Зеленый Щит” Вы можете заказать разработку временно согласованных выбросов. Оформить заявку Вы можете, нажав на кнопку “Заказать звонок” в шапке сайта, позвонив по телефону 8 (8442) 590-090 или отправив заявку на адрес info@green-armor.ru Наши специалисты ответят Вам в течение минуты!
1 Step 1
41. Нормирование выбросов (сбросов) (пдв, всв, пдс, всс)
Масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории:
-
предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);
-
временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;
-
превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).
Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Временно согласованный выброс (ВСВ) — это временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.
Предельно допустимый сброс (ПДС) — экологический норматив: масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте
42. Оценка загрязнения почв (пдКп, Кс, Zс)
Методы оценки загрязнения почв имеют большое практическое значение в хозяйственном, агротехническом и экологическом отношении. Почва, содержащая токсичные элементы, тяжелые или радиоактивные металлы может представлять угрозу для человека, животных и растений. Поэтому в целях экологической безопасности и перед сельскохозяйственным использованием почвы обязательно следует проводить оценку качества почвы.
ПДКп – это концентрация химического вещества в пахотном слое почвы (мг/кг почвы), которая не должна оказывать прямого или косвенного – отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды, здоровье человека и на самоочищающуюся способность почвы. Нормативы ПДКп разработаны для веществ, которые могут мигрировать в атмосферный воздух или грунтовые воды, снижать урожайность или ухудшать качество сельскохозяйственной продукции.
Коэффициент концентрации Кс, – показатель, служащий для характеристики и выявления локальных техногенных аномалий, связанных с газопылевыми выбросами промышленных предприятий, их накоплением на урбанизированных территориях:
Кс = С/Со,
где С – фактическая концентрация определяемого компонента в почве, Со – фоновое содержание.
Суммарный показатель загрязнения Zc – коэффициент, используемый в качестве интегрального показателя, который отражает общий вклад ТМ в загрязнение почв:
где Кс – коэффициент концентрации вещества; n – число анализируемых элементов-загрязнителей.
НОРМИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ. ПОНЯТИЯ ПДК, ПДВ, ПДС, ВСВ, ВСС. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ НОРМАТИВОВ.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет нормирование в области охраны окружающей среды как деятельность по установлению «нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды».
В природоохранной практике России, как и во всем мире, экологическое нормирование используется в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды.
Экологическое нормирование предполагает разработку предельных или градационных значений показателя окружающей природной среды или технологического процесса, установленных по критерию соответствия нормальному экологическому состоянию среды.
Система экологического нормирования направлена на:
-правовое регулирование отношений в области природопользования и охраны природы; *
-создание нормативов состояния отдельных природных сред и окружающей природной среды в целом; *
-создание нормативов организации технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты размещения отходов и т.д.
Преде́льно допусти́мая концентра́ция (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Предельно допустимые выбросы (Проект ПДВ) – это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и других экологических нормативов.
Предельно допустимый сброс (ПДС) — экологический норматив: масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте; ПДС — лимит по расходу сточных вод и концентрации содержащихся в них примесей — устанавливается с учетом ПДК веществ в местах водопользования (в зависимости от вида водопользования), ассимилирующей способности водного объекта, перспектив развития региона и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды (ГОСТ 17.1.1.01-77).
Временно согласованный выброс (ВСВ) — это временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса
Временно согласованный сброс (ВСС)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРЫ – САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ, КЛАССЫ ЧИСТОТЫ ВОЗДУХА.
Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно — исследовательских институтов и т.п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов. Основные термины и определения, касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программ наблюдения, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТом 17.2.1.03384. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения.
Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) – концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека. Понятие ПДКмр используется при установлении научно — технических нормативов — предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. При этом обязательно, чтобы в результате рассеяния примесей в воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях на границе санитарно защитной зоны предприятия концентрация вредного вещества в любой момент времени не превышала ПДКмр.
Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) — это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.
Для сравнительной оценки загрязнения воздушной среды используются различные индексы, которые позволяют учесть присутствие нее скольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).
30.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВОД – МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ.
Для сравнительной оценки загрязнения водной среды используются различные индексы, которые
позволяют учесть присутствие нескольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный гидрохимический индекс загрязнения воды (ИЗВ).
Индексы загрязнения воды сравнивают для водных объектов одной биогеохимической провинции и сходного типа, для одного и того же водотока (по течению, во времени и т.д.) В гидрохимической практике используется и метод интегральной оценки качества воды по совокупности находящихся в ней загрязняющих веществ и частоты их обнаружения.
Таблица 7. Классы качества вод в зависимости от значения индекса загрязнения воды
Более совершенным является индекс, получивший название удельного комбинаторного индекса загрязненности (УКИЗ), учитывающий те случаи, когда вода очень сильно загрязнена одним или несколькими загрязняющими веществами, но имеет удовлетворительные характеристики по всем остальным показателям. УКИЗ представляет собой долю индекса КИЗ, приходящуюся на один учитываемый ингредиент. Достоинствами данного метода является сочетание дифференцированного и комплексного подходов к оценке качества воды.
Гигиенические и технические требования к источникам водоснабжения и правила их выбора в интересах здоровья населения изложены в ГОСТ 2761–84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора». Согласно данному стандарту состав воды пресноводных подземных и поверхностных источников водоснабжения должен соответствовать следующим требованиям: сухой остаток не более 1000 мг/дм3 (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 1500 мг/дм3), концентрация хлоридов не более 350 мг/дм3, а сульфатов не более 500 мг/дм3, общая жёсткость не более 7 моль/дм3 (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 10 моль/дм3), концентрации химических веществ не должны превышать ПДК для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, а также норм радиационной безопасности.
Экология СПРАВОЧНИК
ВСВ — временно согласованные выбросы.
Временно согласованные выбросы (ВСВ)(лнмнты) — определяются в том случае, когда предприятие по объективным причинам не может достичь ПДВ. Поэтапно предприятие должно уменьшать вредные выбросы и в назначенный срок достичь норму ПДВ.
ВСВ — временно согласованные выбросы (см. Лимит выброса загрязняющих веществ).
Временно согласованный выброс (ВСВ) — см. выброс временно согласованный.
Временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) — документ, устанавливающий временно согласованные выбросы вредных веществ на уровне лучших предприятий, аналогичных данному по мощности и технологическим процессам.
Временно согласованные выбросы (ВСВ) н стоки (ВСС) предельные массы загрязняющих веществ, официально разрешенные данному предприятию к сбросу в окружающую среду в течение определенного периода времени.
Выброс временно согласованный (ВСВ) — временный норматив, предусматривающий поэтапное» снижение объемов выбросов в атмосферу загрязняй ющих веществ до уровня предельно допустимого выброса (ПДВ) исходя из реальных технических и экономических возможностей за счет ввода в эксплуатацию очистных сооружений и др. мероприятий.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах временно установленных лимитов (временно согласованного выброса или сброса) определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между ВСВ и ПДВ.
Плата за выбросы и сбросы в пределах временно согласованных лимитов определяется путем умножения базовой ставки на относительную разность между ВСВ и ПДВ (ВСС и ПДС). Плата за сверхлимитный выброс определяется произведением базовой ставки на кратность превышения лимита и на пятикратный повышающий коэффициент. Эти указания содержат и серьезные недостатки. В соответствии с ними от платы за загрязнение в пределах лимитов может освобождаться широкий круг природопользователей, которые финансируются из бюджетов РФ и субъектов Федерации, включая все вооруженные силы страны, а также природопользователи, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения и т.д. Усеченная таким образом система платежей, не подкрепленная законодательными актами, не может способствовать повышению ответственности природопользователей за ухудшение качества окружающей природной среды.
ПДВ — это выброс, при котором в районе расположения источника выброса с учетом влияния соседних источников концентрации примесей в атмосфере не превысят ПДК. Возможно постепенное достижение допустимой экологической нагрузки путем установления временно согласованных величин выбросов (ВСВ).
Предельно допустимый выброс устанавливают для каждого стационарного и передвижного источника выбросов загрязняющих веществ, включая транспортные средства. Для источников неорганизованных выбросов (хранилища, железнодорожные сливноналивные эстакады и т.п.) и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные фонари и т.п.) ПДВ суммируют, тем самым устанавливая его значения для предприятия или объекта. Расчет ПДВ для проектируемых объектов позволяет предусмотреть необходимые мероприятия, обеспечивающие требуемую чистоту воздуха, а для действующих предприятий — определить необходимость проведения мероприятий по снижению загрязнений. Когда в воздухе населенного пункта по объективным причинам невозможно поддерживать требуемые ПДВ, поэтапно снижают выбросы вредных веществ действующими объектами до значений, обеспечивающих соблюдение ПДК. В этом случае для каждого объекта устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ) загрязняющих веществ и намечают мероприятия по их снижению.
В настоящее время расчет ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) осуществляется с помощью ЭВМ.
Для таких предприятий установлены нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ), рассчитываемых на долгосрочную программу снижения выбросов.
По определению ПДВ представляет собой количество выбросов от отдельных источников, при которых в районе их расположения с учетом действия окружающих источников концентрация прпмеси не превышает ПДК- В случаях когда установление ПДВ по объективным причинам нельзя обеспечить в настоящее время, то по указанному ГОСТу (1978) предусматривается поэтапное спнженпе выбросов и определение временно согласованных выбросов (ВСВ) в соответствии с современными техническими возможностями. Одновременно устанавливаются и ПДВ, которые должны быть достигнуты и а конечном этапе.
В настоящее время в России на нормативах допустимых выбросов работают лишь 15—20% загрязняющих производств, на ВСВ (временно согласованных выбросах вредных веществ) — 40—50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.
Применительно к сбросам загрязняющих веществ в водные объекты и выбросам в атмосферный воздух в Инструктивно-методи-ческих указаниях предусмотрена трехзвенная система платежей по дифференцированным (в соотношении 1:5: 25) ставкам за предельно допустимый сброс или выброс (ПДС, ПДВ), за временно согласованный (т.е. в пределах установленного лимита) сброс или выброс (ВСС, ВСВ) и за сверхлимитный сброс (выброс).
В случае, когда расчеты показывают, что при существующей мощности выброса в контрольных точках значение См превышает ПДК, но по объективным причинам положение не может быть исправлено в короткий срок (порядка месяца), при этом предприятие (или его часть) не может быть ни остановлено, ни перепрофилировано, тогда используется метод поэтапного снижения выбросов вредных веществ. До 2002 г. существовало правило, в соответствии с которым на это время (до момента достижения условий, когда выброс может быть квалифицирован как допустимый), но не более чем на 3 года для источника (или для отдельного вещества), устанавливали норматив временно согласованного выброса (ВСВ) с соответствующими экономическими санкциями в виде значительно (в 25 раз) большей платы за выбросы в атмосферу (см. разд. 10.3).
Уровень концентрации вредных веществ в атмосфере зависит от объема выбросов промышленными предприятиями загрязняющих веществ. В соответствии с этим для каждого источника загрязнения атмосферы устанавливают предельно допустимый выброс вредных веществ из условия, что выбросы вредных веществ из данного источника или совокупности источников от других промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительности и животного мира. Размер предельно допустимых выбросов определяется расчетным путем. Если по каким-либо объективным причинам не представляется возможным установить ПДВ для данного населенного пункта, то определяют временно согласованные выбросы (ВСВ). При этом объемы выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ поэтапно должны снижаться.
В случае невозможности соблюдения юридическим лицом предельно допустимых выбросов, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, территориальные органы МПР Российской Федерации по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора устанавливают для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ).
Если не удается обеспечить ПДК, то рассчитывается и устанавливается вместо ПДВ временно согласованный выброс (ВСВ), который периодически, не реже одного раза в пять лет, должен переутверждаться с целью достигнуть ПДВ.
Если для текущего года по какому-либо веществу не достигнут ПДВ, то по нему устанавливается временно согласованный выброс (ВСВ).
На основе ПДК веществ в атмосферном воздухе устанавливаются величины предельно допустимых выбросов (ПДВ), обеспечивающие на практике соблюдение гигиенических нормативов. Там, где соблюдение ПДВ требует существенных капиталовложений, применяют нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) отдельных стационарных источников загрязнения.
В целях обеспечения необходимой чистоты воздушного бассейна должно осуществляться нормирование вредных промышленных выбросов в атмосферу. В СССР этим вопросам придается большое значение (Израэль и др., 1982; Берлянд, 1983; Артемова и др., 1980; Berlyand, Burenin, 1984, и др.). Согласно указанным выше нормативным документам устанавливаются предельно допустимые (ЦДВ) и временно согласованные выбросы (ВСВ).
Для одного или группы предприятий, расположенных в одном районе, при невозможности немедленного достижения ими значения ПДВ, по согласованию с органами Минприроды устанавливается график поэтапного (с указанием продолжительности) снижения выбросов. Для каждого этапа устанавливаются допустимые (временно согласованные) величины выбросов (ВСВ) на уровне, не превышающем величины выбросов лучших отечественных производств, достигнутых в предэтапном году.
С теоретической точки зрения здесь просматривается связь между предельно допустимой концентрацией (ПДК) и предельно допустимыми выбросами (ПДВ). Зная ПДК, можно установить такие ПДВ, что ПДК всегда соблюдается. В бывшем СССР такая попытка была предпринята в начале 1980-х гг. Но очень скоро выяснилось, что ПДВ, как правило, недостижимы. Поэтому как промежуточный вариант были приняты ступенчатые нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ). Они устанавливались д ля предприятий с учетом реальных возможностей поэтапного достижения ПДВ. Механизм их установления был громоздким, но имел свои результаты — понизились средние затраты на 1 т предотвращенных выбросов.
Если же на территории имеется несколько источников, то ПДВ для конкретного вещества устанавливается по фактической величине М (мощности выброса) при условии, что требования формулы (4.8) соблюдаются. Если же требование формулы (4.8) не выполняется, то мощность выброса М принимается в качестве временно согласованного выброса (ВСВ).
Если в воздухе населенных мест концентрация превышает ПДК, а величина ПДВ по объективным причинам не может быть достигнута, то фактический выброс называется временно согласованным выбросом (ВСВ).
При этом учитывается ожидаемое загрязнение атмосферы при неблагоприятных метеорологических условиях и при выполнении предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ).
Экспертизу проектных решений осуществляет экспертный Совет Госкомприроды (группа). По результатам экологической экспертизы разработчику выдается разрешение на выбросы -загрязняющих веществ стационарными источниками с указанием срока действия. При этом, если значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то допускается поэтапное снижение вредных веществ от действующих предприятий от временно согласованных выбросов (ВСВ) до значений ПДВ.
Если в воздухе концентрации ВВ превышают ПДК, а значения ПДВ по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, то проводится поэтапное снижение выбросов ВВ от действующих установок до значений, обеспечивающих соблюдение ПДК ВВ, или до полного предотвращения выбросов. На каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают значения временно согласованных выбросов (ВСВ). ПДВ (ВС®) пересматривают не реже одного раза в 5 лет.
В случае, если данный природопользователь не может (объективно) достичь величины ПДВ (по причине очень больших Сф1 или по существенным технологическим факторам), назначаются временно согласованные выбросы (ВСВ) с обязательным установлением графика их постоянного снижения до ПДВ и разработкой конкретных мер для этого.
Постановление Правительства РФ от 03 августа 1992 г. наряду с нормативами ПДВ и ПДС, закрепленными в Законе РФ об охране окружающей природной среды, вводит в действие второй вид нормативов — временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС).
Однако из данных санитарно-гигиенического контроля невозможно извлечь информацию об источниках загрязнения и их интенсивности. В этом плане более интересен подход, связанный с ограничением выбросов и сбросов в природную среду. Величины ПДВ и ПДС основываются на санитарно-гигиенических нормах и учитывают конкретные климатические условия и экологическую нагрузку в данном районе. Во многих случаях достижение допустимых нагрузок возможно путем установления временно согласованных величин выбросов (ВСВ) и сбросов (ВСС) с постепенным их снижением до нормы.
Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС.
Результаты измерений являются основой для разработки планов мероприятий по охране воздушного бассейна, отражают в государственной статистической отчетности по форме № 2-тп (воздух), используют при установлении нормативов предельно допустимых выбросов (Г1ДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ как неотъемлемой части обеспечения производства и объективности фискальных санкций (платежей за выбросы), а также необходимых (рациональных и достаточных) инвестиционных затрат для соблюдения экологических требований с учетом социально-финансовых целей производства.
Проект ВСВ
Проект ВСВ, когда невозможно выполнить проект ПДВ.
Составление проекта ПДВ показало, что количество выбросов вредных веществ даже близко не приближается к норме, которая установлена законодательством Российской Федерации. Соответственно, предприятие не получает разрешения на работу, запуск производственных процессов – откладывается, а сам проект отправляется на доработку, результатом которой должно быть сведение количества выбросов к установленным нормам.
Исправленный проект ПДВ дал понять, что при всем желании снизить объемы вредных выбросов в течение малого периода времени никак не получится в силу наличия объективных на то причин. К числу таковых относятся:
- длительная доставка оборудования, необходимого для снижения уровня выбросов;
- невозможность быстро провести требуемые работы и так далее.
Соответственно, возникает вопрос: как быть в данной ситуации, когда вредные выбросы еще нельзя свести к норме, но можно значительно снизить? Ответом на данный вопрос является ВСВ норматив, который необходимо согласовать в государственной инстанции.
ВСВ расшифровывается, как временно согласованные выбросы. Иными словами, предприятие получает разрешение на работу, несмотря на то, что вредные выбросы превышают норму, однако его руководство при этом обязуется исправить ситуацию. Срок, в течение которого действует ВСВ норматив, устанавливается индивидуально.
На проект ВСВ влияет ряд параметров, таких как:
- объемы вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу свыше нормы;
- территориальное расположение предприятия;
- профиль его деятельности и прочее.
К сожалению, далеко не всегда руководители производственных цехов понимают всю важность соблюдения условий, на которых предприятию разрешается вести деятельность при выбросах ВСВ. Более того, важно понимать, что работа предприятия по нормативам ВСВ может быть и не разрешена, если проект ПДВ показал, что количество вредных выбросов существенно превышает норму. В такой ситуации, чтобы добиться ВСВ, необходимо будет снизить объемы выбросов. Количество, на которое они должны быть снижены, опять таки определяется в индивидуальном порядке для каждого предприятия, в зависимости от ряда факторов.
Также следует учитывать тот факт, что документ ВСВ формируется по показателям других предприятий, которые имеют аналогичные мощности, производственные процессы и считаются лучшими в данной сфере деятельности.
Проект временно согласованных выбросов, как и предельно допустимых, должен быть обязательно утвержден государственной инстанцией, компетентной в данных вопросах. В противном случае предприятие, с юридической точки зрения, не имеет права на осуществление деятельности. Как и в случае с ПДВ, при обнаружении каких-либо ошибок в документе ВСВ, он будет отправлен на доработку.
Почему стоит доверить разработку проект ВСВ нам.
Чтобы таких проблем и заминок в ходе запуска предприятия в работу не возникало, разработку и согласование нормативов ВСВ необходимо доверять исключительно профессионалам в данной отрасли. Специалисты, которые смогут выполнить данную задачу максимально эффективно, потратив на это минимум времени, работают в нашей компании и будут рады помочь вам в решении данного рода вопросов.
Мы готовы взяться за разработку документа ВСВ с учетом всех индивидуальных параметров вашего предприятия, вне зависимости от того, кем и как выполнялась разработка проекта ПДВ. Доскональное знание законодательной базы, нормы выбросов, а также наличие большого опыта гарантирует быстрое решение задачи.
При желании, мы сможем взять на себя также доработку ПДВ проекта, который бы позволил свести объемы вредных выбросов к установленным нормам в кратчайшие сроки и с минимально-возможными затратами.