О чем говорят нормы налогового законодательства?

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются следующие операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

При этом не признается объектом налогообложения по НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп.2 п.2 ст.146 НК РФ).

На основании пп.22 п.3 ст.149 НК РФ реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

Согласно п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Право на применение вычета по НДС возникает при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

1. Товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС,

2. Товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету),

3. Имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика (подрядчика) и соответствующие первичные документы.

Пунктом 4 ст.170 НК РФ определено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

  • учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных п.4.1 ст.170 НК РФ.

Суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии с пп.22 п.3 ст.149 НК РФ, вычетам не подлежат (Письма ФНС России от 22.04.2015 N ГД-4-3/6913@, Минфина России от 23.06.2014 N 03-07-15/29969, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010г. № 3309/10).

Что показывает практика?

В рассматриваемой ситуации организация занимается строительством жилого коттеджного поселка, а также строит административные здания, то есть у нее есть необлагаемые и облагаемые НДС операции. Кроме того, она строит объекты инфраструктуры. С органами местного самоуправления заключено соглашение о передаче в будущем объектов инфраструктуры на безвозмездной основе в адрес этих органов.

Как показывает практика, в подобных ситуациях налоговые органы отказывают налогоплательщикам в принятии вычета по НДС по товарам (работам, услугам), связанным со строительством инженерных сетей.

Основанием для отказа служат нормы пп.2 п.2 ст.146 и пп.22 п.3 ст.149 НК РФ:

— инженерные сети (либо их часть) являются составной частью жилых домов, поэтому используются в деятельности, освобожденной от налогообложения НДС (пп.22 п.3 ст.149 НК РФ),

— наличие заключенного между организацией и органами местного самоуправления соглашения, содержащего положения о возможности (обязанности) налогоплательщика безвозмездно передать в адрес указанных органов объекты инфраструктуры после завершения их строительства.

Официальной позиции по данному вопросу нет.

Суды в подобных ситуациях встают на сторону налогоплательщиков.

По мнению судов, объекты инфраструктуры не являются частью жилых домов и вместе не реализуются. Они являются самостоятельным объектом основных средств. В связи с этим применение вычета по НДС правомерно (Постановления ФАС Московского округа от 16.07.2010 N КА-А40/7326-10 по делу N А40-96735/09-112-708, от 30.11.2009 N КА-А40/12294-09 по делу N А40-32243/09-109-98, от 25.11.2009 N КА-А40/12462-09 по делу N А40-29736/09-151-123, от 23.11.2009 N КА-А40/12336-09 по делу N А40-33566/09-127-164 и др.).

В одном из споров налоговый орган отказал налогоплательщику в вычете по работам, связанным со строительством инженерных сетей и котельной, стоимость которых не участвовала в распределении затрат. Как указал в своем решении ФАС Северо-Кавказского округа (Постановление от 16.07.2014 по делу N А32-9021/2013), расходы на строительство инженерных сетей выделены в отдельную смету. Указанные объекты учитываются на балансе общества как самостоятельные объекты основных средств. Соответствующие объекты инженерной инфраструктуры могут использоваться в деятельности, облагаемой НДС. Суд сделал вывод о правомерном предъявлении обществом к вычету НДС по работам (товарам, услугам), связанным со строительством инженерных сетей и котельной.

Также АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 30.04.2015 N Ф08-2027/2015 по делу N А32-43553/2013 не согласился с выводами инспекции о неправомерном вычете НДС по расходам на строительство наружных инженерных сетей многофункционального комплекса и котельной, на основании того, что внешние инженерные сети и отдельно стоящая котельная не являются самостоятельными объектами основных средств, расходы на строительство указанных объектов являются капитальными затратами на строительство жилых домов, подлежащими распределению.

Руководствуясь нормами НК РФ и исходя из учетной политики общества, суды установили, что учет затрат на создание инвестиционного объекта общество вело по дебету счета 08 «Капитальные вложения». Все произведенные обществом расходы делились на затраты, включаемые в стоимость строительства каждого конкретного объекта по прямому признаку (прямые затраты), и расходы, подлежащие распределению между всеми строительными объектами. К распределяемым расходам относились: прочие капитальные затраты, текущие затраты (общехозяйственные). Прочие капитальные расходы распределялись в момент ввода первого объекта строительства. Расчет производился пропорционально площади каждого объекта в общей площади стройки или пропорционально потребляемым мощностям. Текущие затраты распределялись по окончании каждого отчетного периода пропорционально прямым затратам на строительство каждого объекта в общей сумме прямых затрат.

При определении удельного веса расходов на строительство жилых домов в общих прямых затратах на строительство многофункционального комплекса общество исходило из того, что затраты на строительство внешних и внутренних инженерных сетей являлись прямыми расходами на строительство многофункционального комплекса, а не распределяемыми капитальными затратами, относящимися непосредственно к жилым домам. Обществом выполнялись работы, связанные со строительством внешних сетей и сооружений, составляющих самостоятельные объекты недвижимости и находятся вне жилых объектов, входящих в многофункциональный комплекс. Объекты инженерной инфраструктуры не являлись частью жилых домов и не реализовывались вместе с жилыми домами, а учитывались на балансе общества как самостоятельные объекты основных средств.

Поэтому суд признал правомерным применение вычета по НДС, сделав вывод о том, что расходы общества, связанные с прокладкой наружных сетей, не относятся на увеличение первоначальной стоимости жилых домов и приводят к созданию отдельных инвентарных объектов основных средств. Пятнадцатый ААС в Постановлении от 23.04.2014г. № 15-АП-20502/2013 отметил, что наличие или отсутствие инфраструктуры влияет на рыночную цену жилого комплекса, однако сами работы по строительству инженерных сетей и инфраструктуры не участвуют в создании и реализации самих жилых домов.

ФАС Московского округа рассматривал спор, в котором по условию договора организация передала в собственность г. Москвы жилые помещения и инженерные коммуникации. Такая передача была обязательным условием для строительства и получения прав на административный деловой комплекс. Административный деловой центр налогоплательщик использовал для осуществления облагаемых НДС операций — сдачи в аренду офисных помещений, оказания услуг по содержанию помещений, сдачи в аренду автостоянок, что подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами и бухгалтерской справкой. Следовательно, как указал суд, организация правомерно заявила вычет НДС по работам, связанным со строительством переданных городу жилых помещений и инженерных коммуникаций (Постановление от 22.06.2011 N А40-36961/10-90-262).

АС Уральского округа в Постановлении от 11.11.2016 N Ф09-9885/16 по делу N А60-61701/2015 рассмотрел дело, по которому налоговый орган отказал налогоплательщику в применении вычета по НДС, поскольку объекты инфраструктуры строились обществом в целях обязательной передачи органам исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления (или по их указаниям иным лицам), при этом нормативно установлено, что такая передача может быть исключительно безвозмездной.

По мнению инспекции, никаких доказательств реальности намерений общества заключить договоры с коммерческими организациями либо принятия мер для передачи (реализации) объектов инфраструктуры в ходе проверки не было представлено, в отчетности по НДС налогоплательщик не отразил ни выручку от реализации объектов инфраструктуры, ни восстановление ранее примененных вычетов. Налогоплательщиком не были соблюдены условия, необходимые для применения налоговых вычетов, при этом обществом заявлены к возмещению суммы НДС в доле затрат по имуществу, которое не достроено, не оприходовано и не реализовано; доказательств надлежащего учета объекта строительства «Инфраструктура» как основного средства на счете 01, затрат по строительству объекта строительства «Инфраструктура» на счете 08, иного надлежащего бухгалтерского (налогового) учета объекта строительства «Инфраструктура» (его стоимости) обществом в ходе налоговой проверки и в судебных заседаниях не было представлено.

Налоговый орган отметил, что большая часть работ и товаров, приобретенная в соответствии с договорами, представленными обществом, может быть отнесена как к операциям, подлежащим обложению НДС, так и к операциям, не облагаемым НДС, однако раздельный учет таких затрат налогоплательщиком не велся; из представленных документов не следует, что работы осуществлены до точки разграничения балансовой принадлежности объектов инженерной инфраструктуры, то есть они могли быть осуществлены как на придомовом земельном участке, так и на земле общего пользования, следовательно, устройство инженерных сетей и внутренней инфраструктуры поселка неотделимы от построенных на этой территории жилых домов, создаются для использования только на территории данного поселка и для жилых домов поселка. Из имеющихся документов не представляется возможным установить, что затраты на строительство инфраструктуры поселка выделены в отдельную смету, а не распределяются на капитальные затраты, относящиеся непосредственно к жилым домам; денежные средства от реализации домов физическим лицам не поступают отдельно на строительство объектов инфраструктуры и строительство жилых домов, то есть оплата объектов жилой недвижимости осуществляется в целом; разграничение по поступившим денежным средствам не предусмотрено в учетной политике налогоплательщика.

Как указала инспекция, поскольку при совершении операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, так и операций, освобожденных от налогообложения, указанный налог в бюджет не поступает, получение его из бюджета в форме налогового вычета противоречит положениям ст. 170, 171, 172 НК РФ.

Однако, суд встал на сторону организации указав следующее:

Согласно правовой позиции ФНС России, изложенной в письме от 28.11.2008 N ШС-6-3/862@, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, а также приобретенные по договору купли-продажи недвижимого имущества (основного средства), принимаются к вычету в полном объеме, вне зависимости от того, что строящиеся (приобретенные) объекты предназначены для использования одновременно как в облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операциях.

Положения гл. 21 НК РФ не связывают право на получение вычетов с моментом дальнейшей реализации (использования) товаров и результатов работ (услуг). По смыслу положений ст. 171, 172 НК РФ право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) не ставится в зависимость от использования данных товаров либо результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, равно как и от начала использования товаров либо результатов работ (услуг) в такой деятельности. Соответственно определяющим моментом в данном случае служит назначение приобретенных товаров (работ, услуг) и потенциальная возможность их использования в облагаемой НДС деятельности.

Работы по подрядным договорам были приняты обществом по актам приема выполненных работ к учету с отражением на счете бухгалтерского учета 08.03 «Строительство объектов основных средств». Вся первичная документация по сделкам, на основании которых был предъявлен к возмещению НДС, в том числе акты приемки выполненных работ, счета-фактуры и справки о стоимости выполненных работ и затрат налогоплательщиком были представлены. Учетная политика общества предусматривает раздельный учет доходов, расходов в разрезе следующих объектов: строительство и продажа объектов «Жилье», строительство и продажа объектов «Коммерческие», строительство и последующая передача (продажа или использование) объектов «Инфраструктура», осуществление деятельности на основании договоров простого товарищества (совместной деятельности), предоставление займов и совершение операций с ценными бумагами. В учетной политике разрешены вопросы расчета лимита для распределения НДС, определения пропорции распределения НДС, определены операции, по которым НДС подлежит распределению, отсутствует входящий НДС, НДС включается в стоимость товаров (работ, услуг) — в отношении объектов «Жилье».

Согласно чертежам, приложенным к каждому подрядному договору, работы производились на внутрипоселковом участке общего пользования с кадастровым номером 66:41:0000000:81236, тогда как придомовые участки имеют иные кадастровые номера. Стоимость домов формируют водопроводные, газопроводные и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, начиная с вводного вентиля или тройника у зданий в зависимости от мест присоединения подводящего трубопровода. Работы по созданию инфраструктуры, по которым заявлены вычеты по НДС, выполнены с целью обеспечения возможности технологического присоединения домов к сетям инженерно-технического обеспечения: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и не могут быть признаны работами по строительству жилых домов, реализация которых не является налогооблагаемой операцией.

Инженерная инфраструктура возводимого налогоплательщиком жилого комплекса представляет собой самостоятельный объект основных средств, который в силу своего назначения может использоваться в предпринимательской деятельности и являться источником получения прибыли при оказании возмездных услуг по передаче теплового ресурса, то есть участвовать в операциях, облагаемых НДС.

Также суд указал, что решение вопроса о возможности принятия налогоплательщиком к вычетам сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), не может быть обусловлено намерениями и планами налогоплательщика об использовании товаров или результатов работ (услуг) в облагаемой либо необлагаемой НДС деятельности; право на применение налоговых вычетов должно определяться объективными, а не субъективными критериями. Каких-либо доказательств, подтверждающих передачу объектов инженерной инфраструктуры органам исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления (или по их указаниям иным лицам), налоговым органом не представлено.

При указанных обстоятельствах суд, установив, что обществом были представлены все документы, подтверждающие его право на вычет по НДС, пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно включил НДС, уплаченный подрядчикам при строительстве инженерной инфраструктуры, в состав налоговых вычетов, а в случае передачи объектов в муниципальную собственность организация будет обязана восстановить указанные суммы налога на основании пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Другой спор возник по вопросу применения налоговых вычетов по НДС со стоимости подрядных работ, выполненных при строительстве объектов инженерной и транспортной инфраструктуры возводимого организацией коттеджного поселка. По мнению ИФНС внешние (внутрипоселковые) инженерные сети являются частью жилых домов и затраты включаются в стоимость одного квадратного метра жилья. Поскольку реализация жилых домов освобождена от обложения НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ), суммы НДС к вычету не принимаются. АС Поволжского округа в Постановлении от 21.09.2016 N Ф06-12556/2016 по делу N А55-26706/2015 встав на сторону организации, исходил из следующего.

Решение вопроса о возможности принятия налогоплательщиком к вычетам сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), не может быть обусловлено намерениями и планами налогоплательщика об использовании товаров или результатов работ (услуг) в облагаемой либо необлагаемой налогом на добавленную стоимость деятельности, поскольку право на применение налоговых вычетов по налогу должно определяться объективными, а не субъективными критериями.

Вывод о необлагаемом НДС характере операции по безвозмездной передаче можно будет сделать только в момент завершения строительства и передачи налогоплательщиком соответствующих объектов органам местного самоуправления (специализированным организациям) на основании специального решения.

Инженерно-транспортная инфраструктура является самостоятельным объектом гражданского оборота и не следует судьбе жилого дома. При приобретении жилого дома покупатели не приобретают права собственности на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, расположенные на территории общего пользования. Поскольку работы, НДС по которым предъявлен обществом к возмещению, не являются непосредственно работами по строительству жилого дома, а относятся к объектам инфраструктуры, налог принимается к вычету на общих основаниях в соответствии с положениями ст.171 и 172 НК РФ.

Суд отклонил довод инспекции о том, что поскольку построенные объекты инфраструктуры учтены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», то есть оно не принято на 01 счет, соответственно, отсутствует право на возмещение сумм налога. По мнению суда, учет недвижимого имущества на счете «08 «Вложения во внеоборотные активы» не имеет правового значения для определения периода возникновения права на применение налоговых вычетов по НДС, поскольку положения гл. 21 НК РФ не ставят в зависимость право налогоплательщика на налоговые вычеты от того, на каком счете учитывается приобретенное недвижимое имущество.

В Постановлении Десятого ААС от 16.04.2015 г. N 10АП-19427/2014 по делу N А41-64184/14 также рассматривался отказ в применении вычета по НДС налоговым органом, который ссылался на пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ. Однако суд пришел к выводу, что объекта обложения НДС при передаче инженерных сетей и внешних коммуникаций эксплуатационным организациям не возникает только в том случае, если есть решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о передаче таких объектов специализированным организациям, использующим или эксплуатирующим их по назначению. Под таким решением может пониматься наличие в инвестиционном контракте с городскими властями условия о передаче по окончании строительства инженерных коммуникаций эксплуатирующим организациям. Таким образом, только в момент завершения строительства и передачи соответствующих объектов органам власти или специальным организациям на основании специального решения можно сделать вывод о необлагаемом характере операций по созданию имущества, подлежащего передаче.

При этом в данном споре указанные условия отсутствовали (объекты не созданы, решения о передаче конкретного имущества не приняты). Поэтому доводы налогового органа являются необоснованными и не соответствующими действующему законодательству.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении АС Московского округа от 19.03.2015 г. по делу № А41-33643/14.

В Постановлении 18 ААС от 21.03.2013 г. № 18АП-1205/2013 по делу № А07-22548/2011 суд пришел к выводу, что до момента передачи обществом построенных им за свой счет, как инвестора, инженерных сетей органам государственной власти или местного самоуправления налогоплательщик вправе заявить вычет по затратам на строительство этих коммуникаций.

Вывод

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики налогоплательщик вправе применить вычет по НДС, относящийся к объектам инфраструктуры.

Суммы НДС на объекте капитального строительства принимаются к вычету по мере приемки самих работ или этапа работ вне зависимости от даты окончания строительства и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Воспользоваться своим правом на вычет налогоплательщик может в течение трех лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

По мнению судов, право на применение вычетов по НДС не связано с дальнейшей судьбой строящихся объектов. Если спорные объекты инфраструктуры приняты к учету, числятся на балансе налогоплательщика, имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры и первичные документы, и нет доказательств, подтверждающих передачу инженерных коммуникаций в государственную или муниципальную собственность, принятие сумм НДС к вычету правомерно. В случае если объекты в дальнейшем будут безвозмездно переданы в государственную или муниципальную собственность, необходимо учитывать следующее. Даже наличие в соглашениях с органами местного самоуправления условий о передаче объектов инфраструктуры не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, поскольку в соответствие с пп.2 п.3 ст.170 НК РФ суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению если товары, работы, услуги, объекты основных средств начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС (освобожденной от налогообложения). То есть даже если налогоплательщик и осуществит в будущем безвозмездную передачу объектов инфраструктуры органам местного самоуправления, заявленный ранее к вычету НДС будет подлежать восстановлению и уплате в бюджет.

При этом также следует отметить, что в некоторых случаях передача объектов органам местного самоуправления по своей сути не является безвозмездной. Возмездный характер такой передачи признает и Минфин России (Письмо от 01.12.2015 N 03-03-06/4/69955). Ведомство указывает, что передача объектов инженерной и социальной сферы в государственную или муниципальную собственность не является безвозмездной передачей, так как строительство указанных объектов обусловлено наличием требований законодательства и производится в целях реализации договоров по строительству и продаже жилого фонда.

Учет строительства объектов подрядным способом

Как известно, строительство объектов основных средств может осуществляться хозяйственным способом, т.е. собственными силами, или подрядным способом — с привлечением специализированных подрядных строительных организаций.

Подрядчики — это физические либо юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

Подрядные работы — это работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входит выполнение строительных и монтажных работ, работ по ремонту зданий и сооружений, а также ряд других работ, оговоренных договором на строительство. Правовое положение договора строительного подряда регламентируется ст. 740—757 ГК РФ.

Выполнение разнообразных видов работ при строительстве зданий и сооружений различного назначения влечет к необходимости привлечения специализированных строительных организаций, гарантирующих качество работ, которые трудятся в соответствии с договором подряда. Договор подряда между заказчиком и генподрядчиком может предусматривать личное выполнение последним всех условий договора, но может и не содержать такого условия.

В себестоимость строительных работ включаются затраты, связанные с производством СМР. Затраты субподрядной организации но производству строительных работ, принятые генеральным подрядчиком, включаются в общую себестоимость работ по договору. Затраты на производство СМР включаются в себестоимость работ того отчетного периода, к которому они относятся, вне зависимости от времени оплаты.

Выполненные субподрядчиками и принятые генеральным подрядчиком объекты специальных строительных работ следует учитывать до их сдачи заказчику по договорной цене на счете 20 «Основное производство» в составе незавершенного производства на отдельном субсчете как выполненные субподрядными организациями и не включать в себестоимость строительных работ генподрядчика.

Учет строительства организацией объектов основных средств подрядным способом регулируется ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которое устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству РФ и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

В соответствии со ст. 753 ГК РФ сдача результатов выполненных подрядчиком работ и приемка их заказчиком оформляются актами, которые подписываются обеими сторонами. Заказчик осуществляет приемку всего

объема выполненного но договору строительного подряда работ или, если это предусмотрено договором, — этапа выполненных работ. При этом заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения имущества, которые произошли не по вине подрядчика, в соответствии с п. 3 ст. 753 ГК РФ.

Генподрядчик выполненные работы (как собственными силами, так и силами субподрядных организаций) передаст заказчику. Для приемки выполненных подрядных СМР составляет акт формы № КС-2, который составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма № КС-ба). Акт подписывается уполномоченными на то представителями сторон. На основании данных акта формы № КС-2 заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3.

Согласно ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить условленную цену.

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору.

В случае когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно двух условий: на строительство каждого объекта имеется техническая документация и по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы. Доходы и расходы но договору признаются организацией доходами и расходами от обычных видов деятельности.

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства — в разрезе отчетных периодов — до ввода объектов в эксплуатацию.

По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента, становящегося в процессе эксплуатации отдельной единицей основных средств.

К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке. В учете застройщика затраты по данным объектам в размере их инвентарной стоимости, а также другие расходы списываются с субсчета 08.3 «Строительство объектов основных средств» на счета учета приходуемого имущества.

Согласно п. 17, 23, 26 ПБУ 2/2008 организации, выполняющие работы по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и сдачи которых приходятся на разные отчетные годы, на отчетные даты признают выручку

от выполнения работ в отчетном периоде независимо от их принятия и оплаты заказчиком или генподрядчиком (не предъявленная к оплате начисленная выручка). Указанная выручка может определяться либо способом «по мерс готовности», либо исходя из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению, и может отражаться организацией на счете 46 «Выполненные этапы но незавершенным работам» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи», субсчет 90.1 «Выручка» (п. 7 ПБУ 2/2008, п. 5, 13, 14 ПБУ 9/99, Инструкция по применению плана счетов). Начисленная выручка при предъявлении к оплате выполненных работ списывается со счета 46 на дебиторскую задолженность, т.е. относится в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (абз. 4 п. 26 ПБУ 2/2008).

Одновременно с признанием выручки от выполнения работ организация списывает расходы, относящиеся к выполненным работам, в дебет счета 90, субсчет 90.2 «Себестоимость продаж», для определения финансового результата отчетного периода (п. 16 ПБУ 2/2008, Инструкция по применению плана счетов). С этой же целью организация отражает НДС, исчисленный с суммы признанной выручки, по дебету счета 90, субсчет 90.3 «Налог на добавленную стоимость» (Инструкция по применению плана счетов).

Если организация применяет кассовый метод в целях налогообложения прибыли и оплата производится заказчиком (генподрядчиком) после выполнения работ (в последующие отчетные периоды), то в месяце признания в бухгалтерском учете дохода по договору строительного подряда возникает налогооблагаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового обязательства. Это связано с тем, что доход в налоговом учете будет признан только после получения оплаты от заказчика (генподрядчика). Тогда же указанные налогооблагаемая временная разница и отложенное налоговое обязательство будут погашены (п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02). Отражение проводок в бухгалтерском учете при выполнении работ подрядным способом дано в табл. 13.7.

Таблица 13.7

Корреспонденция счетов при выполнении строительно-монтажных работ

Дебет

Кредит

Отражена стоимость работ и затрат по генподряду

Начислен НДС

Отражена стоимость принятых субподрядных работ

Учтен НДС, предъявленный субподрядной организацией

Отражено списание субподрядных работ

Принят к вычету НДС по субподрядным работам

Отражение в учете подрядчика поэтапной сдачи заказчику объекта

Отражена предоплата в размере 100%

Начислен НДС с полученной предоплаты

Продолжение табл. 13.7

Дебет

Кредит

Приняты от субподрядной организации работы

Учтен НДС

Принят к вычету НДС по субподрядным работам

02. 70. 69

Сформированы затраты СМР, относящихся к первому этапу работ, выполненных собственными силами

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы (первый этап)

Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (первый этап)

Восстановлен НДС. начисленный с полученной предварительной оплаты

Оплачены работы субподрядной организации

Списаны затраты на выполненные собственными силами и принятые заказчиком строительные работы (первый этап)

Списаны затраты на выполненные силами субподрядных организаций и принятые заказчиком строительные работы (первый этап)

Отражен финансовый результат от сдачи первого этапа

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы (второй этап)

Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (второй этап)

Списаны производственные затраты на выполненные собственными силами и принятые заказчиком строительные работы (второй этап)

Списаны затраты на выполненные силами субподрядных организаций и принятые заказчиком строительные работы (второй этап)

Отражен финансовый результат от сдачи второго этапа

Объект принят заказчиком в целом

Зачтена предоплата

Отражение в учете подрядчика поэтапной сдачи заказчику объекта при кассовом

методе оплаты

На последнее число каждого месяца

Начислена выручка от выполнения работ

Списана себестоимость выполненных работ

76.НДС

Отражен НДС с начисленной выручки от выполнения работ

68.1 Іриб

Отражено отложенное налоговое обязательство

Окончание табл. 13.7

Дебет

Кредит


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *