Содержание

Компетенция военных прокуратур.

В Ген прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Ген прокурора РФ — Главным военным прокурором.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

они осущ-ют надзор за исполнением законов и соответствием законам правовых актов;

они осущ-ют надзор за исполнением законов органами осущ-щими дознание, следствие и ОРД

проводят предварительное следствие по определенной категории дел с учетом своей специфики;

поддерживают гос-ное обвинение в судах по делам, за рассмотрением которых они осуществляли надзор;

в касс. порядке они обжалуют незакон. судебные решения по делам, в рассмотрении которых принимали участие;

участвуют в судах при рассмотрении гражданских и арбитражных дел, вправе приносить надзорные представления.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Особенности организации деятельности органов военной прокуратуры:

Главная военная прокуратура (ГВП)

Возглавляется главным военным прокурором – заместителем генпрокурора. Назначается и освобождается Советом Федерации по представлению генпрокурора.

Структуру ГВП составляют: -управление; -отделы; -канцелярия; -приемная;

В управлениях и отделах:

-старшие военные прокуроры и военные прокуроры;

-старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты;

-старшие следователи и следователи по особо важным делам.

Компетенция военных прокуратур:

-осущ-ет надзор:

1) за исполнением законов и других НПА органами управления и военного управления военной части и подразделений ВС;

2) за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам о преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы и лицами гражданского персонала в ВС.

3) За исполнением должностными лицами пограничных войск ФСБ РФ законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС, подвергнутых административному задержанию на основании положений закона РФ «О гос-ной границе».

Полномочия военных прокуроров: (ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)

1. Участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных совещаниях, органов военного управления;

2. Назначают вневедомственные ревизии и проверки;

3. По предъявлении служебного удостоверения имеют право беспрепятственного входить на территорию и в помещения военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов, независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их док-тами материалам.

Военные прокуроры осуществляют надзор при котором осуществляют следующие полномочия:

1) проверяют законность содержания под стражей осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях;

2) вправе требовать обеспечение охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Ген прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деят-тью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. (+ общие полномочия военных прокуроров: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на тер-рии и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их док-там и материалам; назначать вневедомственные ревизии и проверки)

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

Как попасть в военную прокуратуру — условия приема и обязанности прокурора

Военный прокурор выступает в качестве государственного обвинителя при обнаружении преступлений, касающихся военного ведомства. Но не все люди могут занять такую должность, поэтому следует разобраться, как попасть в военную прокуратуру, какие условия предъявляют к соискателям, а также какими качествами он должен обладать.

Структура ведомства

Она представлена подведомственным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Руководителем выступает главный прокурор, но одновременно с этим все сотрудники подчиняются генеральному прокурору страны.

Основная задача ведомства заключается в расследовании разных преступлений, которые были совершены военнослужащими, а не гражданами. Во время проверки учитываются положения не только КоАП или УК, но и воинского устава.

Если военнослужащий не исполняет законы, то он привлекается к уголовной ответственности. Прокуратура обязана обеспечивать безопасность, дисциплину и правопорядок. При этом учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого человека.

Внимание! Деятельность ведомства предназначена для воспитания сотрудников ВС РФ и обеспечения исполнения законов.

Кто такой военный прокурор

Он представлен государственным обвинителем. Отвечает за поиск и изложение доказательств, с помощью которых подтверждается вина конкретного военнослужащего. Следователем после окончания ведения дела составляется обвинительное заключение. В этом документе описываются результаты работы, а также перечисляются выявленные доказательства. Документ передается прокурору, который изучает все выявленные сведения.

Если прокурор не соглашается с результатами, то он может настаивать на дополнительной проверке. Но если отсутствуют проблемы, то дело передается в суд. На судебных заседаниях присутствует именно прокурор. Он аргументирует свое мнение, настаивает на конкретном наказании, а также пресекает попытки адвоката оправдать виновника.

Внимание! Если решение суда не устраивает прокурора, то он может опротестовать его.

Дополнительно прокурор обеспечивает надзор над соблюдением требований законодательства и воинского устава.

Обязанности профессии

Лица, становящиеся прокурорами, наделяются многочисленными полномочиями, но при этом у них появляются значимые обязанности:

  • контроль над соблюдением законодательства
  • надзор за соблюдением прав в ВС
  • назначение прокуроров в качестве обвинителей со стороны государства на судебных процессах

К полномочиям относится возможность участвовать в заседаниях суда или на военных советах. Прокуроры рассматривают разные жалобы или обращения, проводят проверки, занимаются вневедомственными ревизиями, обеспечивают безопасность страны и сохранность прав в военных ведомствах.

При выявлении разных нарушений, прокуратура устраняет их последствия, специализируется на оперативной и розыскной деятельности, а также занимается исполнением назначенных наказаний.

Внимание! К полномочиям военнослужащего относится даже координация работы правоохранителей, но это касается только ситуаций, в которых замешаны военные.

Личные качества

Сотрудник выбирается с учетом не только имеющихся навыков и образования, но и личных характеристик. Поэтому он обязан обладать следующими качествами:

  • аналитический склад ума, позволяющий с легкостью анализировать разные ситуации и находить решения для сложных проблем
  • стрессоустойчивость
  • хорошо развитая самодисциплина
  • прямота
  • высокие моральные характеристики
  • исполнительность и ответственность
  • объективная оценка имеющихся навыков и способностей

Нужные характеристики выявляются в результате собеседования, тестирования и других многочисленных проверок. Поэтому военпрокурорами становятся только сильные личности, готовые отстаивать нормы морали и требования законодательства.

Кто может претендовать на звание

Основные полномочия и правила назначения военнослужащего приводятся в ФЗ №2202-1.

Внимание! Актуально первоначально устроиться помощником прокурора, проработав несколько лет на этой должности, так как в будущем можно рассчитывать на повышение.

Перейти на этот пост разрешается из силовых структур. Например, следователи обладают нужными навыками и умениями. Они расследуют преступления и имеют многочисленные полномочия. Поэтому такая работа связана с прокурорской деятельностью. Статистка показывает, что специалистам для достижения желаемого поста требуется от 12 до 35 лет.

Какое нужно образование

В России отсутствуют институты, в которых можно было бы получить образование для становления военпрокурором. Поэтому если человек нацелен на этот пост, то выбираются вузы, которые связаны с данной деятельностью. Ориентироваться необходимо только на престижные учебные заведения, например, на МГУ или МГЮА.

Подается заявление на факультеты юриспруденции, а также выбираются программы, прошедшие аккредитацию. Для упрощения процесса рекомендуется первоначально закончить юридический колледж, чтобы без экзаменов поступить на желаемый факультет в вузе. Со средним образованием стать данным военнослужащим невозможно.

Сколько лет придется учиться

Срок обучения в подходящих вузах по юридическому направлению в бакалавриате составляет минимально 4 года. После этого придется поступать в магистратуру, отучившись еще два года. В аспирантуре приходится обучаться 3 года.

Какие сдаются предметы

Чтобы поступить на юридический факультет, будущие студенты в 11 классе должны сдать ЕГЭ. Выбираются для этого предметы:

  • русский язык
  • иностранный язык
  • история
  • обществознание

Количество баллов, нужных для поступления, зависит от выбранного вуза.

Правила устройства на службу

Попасть в военную прокуратуру довольно сложно, так как к соискателям предъявляются жесткие требования. Учитывается образование, гражданство, знание иностранных языков, а также профессиональные и моральные характеристики. Соискатель обязан иметь хорошее здоровье и звание офицера.

Перед поступлением на службу собирается пакет документов, передающийся в ведомство. Все бумаги тщательно проверяются, а также придется пройти медицинский осмотр, чтобы убедиться в оптимальном состоянии здоровья. Соискатель проходит собеседование с главным прокурором выбранного гарнизона. При отсутствии нареканий назначается стажировка. Во время работы применяется испытательный срок в течение 1 месяца.

В конце стажировки сдается квалификационный экзамен. При положительном результате назначается психологический отбор. Только Главный военпрокурор решает о возможности приема на службу.

Срочная служба

На основании ФЗ № 53 все мужчины, находящиеся в призывном возрасте, обязаны проходить срочную службу в военизированных органах. Призывника могут отправить служить в прокуратуру, если он уже отучился в вузе по направлению следственной деятельности.

Военнослужащие могут самостоятельно подать заявление в правозащитную организацию своего региона, чтобы их приняли на вакантное место. Но предварительно придется пройти сложное и длительное собеседование.

Служба по контракту

Руководители органов имеют право направлять военнослужащих в прокуратуру для прохождения службы. Для этого используется особое назначение. С выбранным кандидатом заключается контракт на конкретный период времени.

Военнослужащий может сохранить эту должность, а также продвигаться по карьерной лестнице, получая новые звания.

Особенности найма

Стать военпрокурором сложно, так как требуется прекрасное образование и прохождение службы. Обычный юрист не сможет претендовать на эту должность.

Внимание! Специалисты занимаются нарушениями и преступлениями, совершаемыми в военных ведомствах, поэтому они должны иметь соответствующий опыт.

Критерии отбора

К кандидатам предъявляются разные требования, но стандартно существуют следующие критерии, на которые обращают внимание руководители военных ведомств:

  • образование, причем, чем лучше репутация вуза, тем выше шансы получить желаемую должность
  • опыт в военном деле
  • отсутствие судимости или иных проблем с правоохранительными органами

Внимание! Проверке подвергаются даже родственники, у которых не должно быть проблем с законом, а иначе человек не сможет построить военную карьеру.

О тайнах отбора смотрите видео:

Требования к кандидатам

Основные условия поступления на службу в качестве военпрокурора содержатся в ФЗ «О прокуратуре РФ». К ним относится:

  • подходящий моральный облик
  • высшее юридическое образование
  • идеальное состояние здоровья
  • годность к военной службе
  • владение русским и иностранным языком
  • звание офицера
  • готовность пройти специальную процедуру, на основании которой человек получает доступ к государственной тайне

Внимание! Не смогут получить эту должность недееспособные граждане, инвалиды, иностранцы, люди с судимостью или с заболеваниями, препятствующими нормальному продвижению по службе.

Лица, получающие возможность трудиться в военной прокуратуре, учитывают ограничения:

  • запрещено совмещать службу с другими видами деятельности, приносящими доход, но исключением выступает творческая работа, преподавание или научные исследования
  • нельзя получить пост депутата
  • невозможно заниматься предпринимательской деятельностью даже при наличии доверенного лица
  • военные прокуроры обязаны отказаться от каких-либо вознаграждений даже после выхода на пенсию
  • они не могут участвовать в забастовках

Стать прокурором могут офицеры не младше 30 лет. У них должен иметься опыт работы в военном ведомстве от 5 лет.

Когда возможен отказ

Люди не могут стать военным прокурором по причинам:

  • плохое состояние здоровья
  • невыполнение требований
  • судимость у родственников или самого претендента
  • отсутствие нужных личностных характеристик
  • отказ от службы в армии
  • иные препятствия

Дополнительно отказ получают граждане, у которых имеются родственники, трудящиеся в военном ведомстве, так как их работа будет взаимосвязанной.

Можно ли попасть в ведомство без службы в армии

Если человек желает работать в военной прокуратуре, то для него значимым плюсом считается служба в армии, но это не является обязательным фактором.

Трудоустроиться могут даже люди, обучавшиеся на военной кафедре. Учитываются разные заслуги и награды. Если человек закончил престижный вуз, получив красный диплом, то он может рассчитывать на военную карьеру даже без службы в армии.

Необходимые документы

В отдел кадров прокуратуры передается документация:

  • заявление о рассмотрении своей кандидатуры, причем документ составляется исключительно от руки
  • анкета конкретной формы, выдающаяся работниками ведомства или скачивающаяся на сайте
  • автобиография, содержащая сведения не только о соискателе, но и его родственниках
  • документы об образовании
  • подтверждение прохождения воинской службы

Желательно подготовить как можно больше бумаг, подтверждающих соответствие человека имеющимся требованиям.

Зарплата специалиста

Оплаты труда военного прокурора значительно отличается в разных городах. Например, в Москве средняя зарплата варьируется от 60 до 150 тыс. руб.

В регионах заработок находится в пределах от 50 до 80 тыс. руб.

Перспектива роста

Прокуроры даже без продвижения по карьерной лестнице могут расти, приобретая новые профессиональные навыки и характеристики. Но специалисты не могут рассчитывать на стремительное увеличение звания или зарплаты.

Внимание! Высшим званием представлен Генеральный прокурор России.

Плюсы и минусы

Работа в качестве упомянутой должности имеет положительные и отрицательные параметры.

Таблица 1. Плюсы и минусы.

Преимущества

Недостатки

Высокий заработок

Возникновение рисков потери жизни или здоровья

Поддержка со стороны государства

Угрозы со стороны преступников, поступающие не только прокурорам, но и их родственникам

Стабильность работы

Работа в стрессовых условиях

Получение морального удовлетворения от деятельности

Высокая ответственность за принимаемые решения

Высокая польза для общества

Медленное продвижение по карьерной лестнице

Приобретение уникальных навыков и способностей

Высокая конкуренция на должность

Налаживание связей с полезными людьми

Огромное количество бумажной работы

Перед началом обучения и поиском работы желательно оценить все плюсы, минусы и подводные камни выбранной деятельности.

Как попасть на службу, смотрите на видео:

Поиск вакансии

Найти работу можно исключительно через отдел кадров военной прокуратуры. Для этого можно лично посетить учреждение или получить консультацию по телефону. Специалисты кадровой службы расскажут о предъявляемых требованиях и свободных вакансиях.

Внимание! Преимущество имеется у людей с красным дипломом.

Можно ли устроиться девушке

Девушки не могут стать подобным военнослужащим. Это обусловлено завышенными требованиями к соискателю. Дополнительно девушки не проходят военную службу, поэтому не подходят под все условия.

Отзывы о профессии

Отклики о работе данной профессии являются противоречивыми. Существует много плюсов подобной деятельности, а также специалисты получают высокую зарплату. Но они постоянно находятся в условиях повышенного стресса и сталкиваются с серьезными преступлениями. Поэтому на службу поступают только ответственные и стойкие личности, желающие отстаивать закон и мораль:

  • Михаил: «Я работаю в военной прокуратуре больше 8 лет. Ежедневно приходится возбуждать несколько уголовных дел, постоянно ездить в военные ведомства и допрашивать виновников. Работа сложная, нудная и ответственная. Регулярно задерживаюсь на работе, но получаю хорошие премии за сверхурочные часы».
  • Сергей: «Всего два года работаю в военной прокуратуре, но уже наслаждаюсь ответственностью, возможностью отстаивать моральные устои и великолепным коллективом. Для поступления на службу мне пришлось трудиться около 25 лет, получая образование, проходя службу в армии и работая помощником прокурора».

Военными прокурорами становятся люди, обладающие нужными моральными и профессиональными качествами. Для этого придется много учиться и служить в армии. Деятельность имеет не только преимущества, но и минусы.

Компетенция военной прокуратуры Рф

-осущ-ет надзор:

1) за исполнением законов и других НПА органами управления и военного управления военной части и подразделений ВС;

2) за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам о преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы и лицами гражданского персонала в ВС.

3) За исполнением должностными лицами пограничных войск ФСБ РФ законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС, подвергнутых административному задержанию на основании положений закона РФ «О гос-ной границе».

Военные прокуроры также обладают полномочиями:

-участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

-назначать вневедомственные ревизии и проверки

-проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

-требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу

Вопрос № 43. Понятие, система и функции органов дознания в Российской Федерации…253

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. (рассматривают дела меньшей тяжести)

Статья 40 УПК РФ.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;


2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Функции органов дознания:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым произвосдство предварительного следствия обязательно (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Задачи органов дознания:

· – быстрое и полное раскрытие преступлений;

· чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию

Вопрос № 44. Понятие и виды органов предварительного следствия. Система органов Следственного комитета Российской Федерации и их полномочия…244

Орган предварительного следствия – это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей:

следственного комитета РФ,


Следственнеы органы ФСБ и МВД

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;(Общее руководство деятельностью нижестоящих органов и учреждений, расследование более важных уголовных дел)

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

10. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:

1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);

2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

12. В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, санаторно-курортные, итд

7. Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета;

2) обобщает практику применения законодательства

5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

14) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и организаций Следственного комитета, организует дополнительное профессиональное образование кадров;

19) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности

Вопрос № 45. Министерство юстиции Российской Федерации и его органы: основные функции и организация…377

Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ).

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности

Статья 47. Полномочия военных прокуроров

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 2 статьи 47 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Военные прокуроры также обладают полномочиями:

участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора

Прокуроры при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов обладают широкими полномочиями, которые определяются направлениями прокурорского надзора.

Так, прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов вправе:

  • — по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в и. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • — требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • — вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель и случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

  • — освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • — опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • — вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека прокурор;

  • — рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • — разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • — принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
  • — использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются УПК РФ и другими федеральными законами.

Статья 37 УПК РФ определяет, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • — проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • — выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решени я вопроса об уголовном преследовании но фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • — требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • — давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • — давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • — истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;
  • — отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • — рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • — участвовать в судебных заседаниях;
  • — разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • — отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • — изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • — передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • — утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • — утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  • — возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
  • — осуществлять иные полномочия.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе:

  • — посещать в любое время эти органы и учреждения;
  • — опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • — знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  • — требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • — отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного тина, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

При осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами прокурор вправе:

— иметь доступ к их документам и материалам;

проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

  • — требовать от должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • — вызывать судебных приставов для объяснений по поводу нарушений законов;
  • — по основаниям, установленным законом: возбуждать дело об административном правонарушении в отношении указанных лиц; предостерегать их о недопустимости нарушения закона; для решения вопроса об уголовном преследовании выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган и др.

83. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.

  • •2.Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах.
  • •3.Соотношение курса «Судоустройство и правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами.
  • •4.Роль Конституционного Суда рф в развитии и совершенствовании законодательства об организации и деятельности судов и других правоохранительных органов.
  • •5. Понятие, основные признаки судебной власти и её полномочия. Конституция рф о судебной власти.
  • •6. Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.
  • •7. Формы реализации судебной власти.
  • •8.Суд как орган судебной власти.
  • •11. Понятие и система принципов правосудия.
  • •12. Принцип законности.
  • •13. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
  • •14. Осуществление правосудия только судом.
  • •15. Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда.
  • •16. Участие граждан в отправлении правосудия
  • •17. Самостоятельность судов и независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • •18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • •19.Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • •20. Принцип состязательности процесса и равноправия сторон.
  • •21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
  • •22. Презумпция невиновности.
  • •23. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии реализации.
  • •24. Гласность судебного разбирательства.
  • •25. Судебная система рф, её структура и признаки.
  • •26. Единство судебной системы.
  • •27. Федеральные суды и суды субъектов рф, их соотношение.
  • •28 Система судов общей юрисдикции (общ. Характеристика).
  • •29. Понятие судебных инстанций.
  • •30. Понятие суда первой инстанции. Суды первой инстанции.
  • •31. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной инстанции.
  • •32. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.
  • •33. Понятие надзорной инстанции. Суды надзорной инстанции.
  • •34. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».
  • •35. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • •36. Районный суд. Состав, полномочия.
  • •37. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • •38. Областной и равный ему суд. Полномочия, состав, структура.
  • •39. Президиум верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.
  • •40. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: его полномочия.
  • •41. Судебные коллегии Верховного суда республики краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.
  • •42. Военные суды. Понятие, система, полномочия.
  • •43. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
  • •44. Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полномочия.
  • •45. Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • •46. Верховный Суд рф. Структура и полномочия.
  • •47. Пленум Верховного Суда рф. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума вс рф по вопросам судебной практики, их значение.
  • •48. Президиум Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия
  • •49. Кассационная коллегия вс рф.
  • •50. Судебный коллегии вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • •51. Председатель вс рф, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • •52. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания) и полномочия.
  • •53. Конституционный Суд рф. Полномочия и место в судебной системе рф. Состав суда.
  • •54. Решения Конституционного Суда рф, их юридическое значение.
  • •55. Арбитражные суды рф. Их система, задачи и полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • •56.Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • •57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • •58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • •59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
  • •60. Порядок назначения судей.
  • •61. Приостановление полномочий судей.
  • •62. Прекращение полномочий судей.
  • •63. Отставка судей.
  • •63. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.
  • •64. Органы судейского сообщества.
  • •66. Квалификационные коллегии судей, порядок их формирования и полномочия.
  • •67. Судебный департамент при вс рф. Система и полномочия. Роль Судебного Департамента в кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судов.
  • •68. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
  • •69. Судебные приставы, их виды и полномочия.
  • •70. Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава.
  • •71. Органы предварительного расследования, их задачи.
  • •72. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.
  • •73. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.
  • •74. Оперативно-розыскная деятельность (орд). Понятие, задачи, органы ее осуществляющие.
  • •75. Прокуратура рф. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.
  • •76. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.
  • •77. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • •78. Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры.
  • •79. Единство и централизация органов прокуратуры.
  • •80. Принцип независимости прокуратуры.
  • •81. Гласность в деятельности прокуратуры.
  • •82. Понятие отраслей прокурорского надзора, их система.
  • •83. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • •84. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.
  • •85. Надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • •86. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.
  • •87. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • •88. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
  • •89. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
  • •90. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • •91. Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • •92. Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.
  • •93. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • •94. Коллегия в органах прокуратуры.
  • •95. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
  • •96. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.
  • •97. Генеральный прокурор рф, порядок его назначения, полномочия.
  • •98. Прокурор субъекта рф. Порядок его назначения и полномочия.
  • •Статья 18. Федеральный закон «о прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 n 2202-1
  • •99. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • •100. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре рф.
  • •101. Права и обязанности адвоката.
  • •102. Статус адвоката (приобретение, приостановление, прекращение).
  • •103. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания и порядок.
  • •104. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
  • •105. Оказание адвокатами юридической помощи бесплатно.
  • •106. Формы адвокатских образований.
  • •107. Органы адвокатского самоуправления. Адвокатская палата субъекта рф, ее органы.
  • •108. Всероссийский съезд адвокатов. Собрания (конференции) адвокатов.
  • •109. Федеральная палата адвокатов рф, ее органы.
  • •110. Министерство Юстиции рф и его органы на местах. Функции и полномочия Минюста России.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *