«Об утверждении Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации»

Военное законодательство > Вооружение и военная техника > Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа
Приказ, Министр обороны Российской Федерации, «Об утверждении Инструкции по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации», от 18.6.2000 г., № 320
Основанием для принятия военным представительством решения о приемке военной продукции (продукции) являются положительные результаты ее приемо-сдаточных испытаний, проведенных в соответствии с действующей технической документацией и положительные результаты предыдущих периодических испытаний при условии, что срок подтверждения этими испытаниями возможности изготовления и приемки этой продукции не истек. При приемке военной продукции (продукции) военное представительство производит оформление предъявительской и сопроводительной документации, а также пломбирование и клеймение продукции в случаях, предусмотренных технической документацией.
На принятую военную продукцию, изготовленную по контракту (договору) с заказывающим управлением, начальник военного представительства выдает организации удостоверение8 с двумя заверенными копиями о соответствии военной продукции (продукции) требованиям технической документации и условиям контракта (договора).
_________________________
Указанный документ военное представительство выдает на военную продукцию (продукцию), изготовленную по контракту (договору) и с другими государственными заказчиками (заказчиками), если это предусмотрено контрактом (договором) на поставку этой продукции.
За выдачу удостоверения или другого документа о приемке военной продукции (продукции), незаконченной производством, неукомплектованной, без проведения предусмотренных контрольных испытаний и с другими несоответствиями технической документации и условиям контракта (договора) персональную ответственность несет начальник военного представительства.
Военное представительство контролирует отгрузку принятой военной продукции (продукции), ведет учет принятой и отгруженной военной продукции (продукции), осуществляет контроль за правильностью хранения организацией принятой военной продукции (продукции).
23. Военное представительство должно осуществлять контроль за проведением периодических испытаний и выдавать заключения по их результатам в соответствии с требованиями технической документации и контрактов (договоров) на поставку военной продукции (продукции).
Общий порядок проведения периодических испытаний комплексов, систем, образцов вооружения и военной техники, их составных частей, а также комплектующих изделий межотраслевого применения, порядок оценки их результатов военным представительством должны удовлетворять требованиям государственных стандартов СРПП ВТ и КСКК в соответствии с областью их распространения. При этом военное представительство:
контролирует соблюдение требований технических условий по периодичности испытаний изделий, номенклатуре и количеству испытуемых образцов;
участвует в составлении и утверждает графики проведения испытаний;
производит отбор изделий и сборочных единиц для периодических испытаний с оформлением акта отбора;
контролирует соответствие объемов и режимов испытаний, требованиям технических условий (программ испытаний);

>О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2017 года)

О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 1995 года N 804
О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации

(с изменениями на 26 сентября 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 33, 18.08.2003, ст.3269);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766 (Российская газета, N 174, 01.08.2012).
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2017 года N 1162 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2017, N 0001201709280010).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.

2. Утвердить нормы отчисления денежных средств на содержание военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и органов их контроля в размере одного процента стоимости вооружения, военной техники, военно-технического и иного имущества, изделий мобилизационного назначения, производимых промышленными предприятиями, учреждениями и организациями для Министерства обороны Российской Федерации и других государственных заказчиков (далее именуются — военная продукция).

3. Установить, что контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа для государственных заказчиков, кроме Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются этим Министерством на договорной основе.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

Разрешить Министерству обороны Российской Федерации осуществлять контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях и в организациях иностранных государств силами военных представительств Министерства обороны Российской Федерации на основании межправительственных соглашений.

4. Распространить действие Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации на военные представительства Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации.
(Пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612; в редакции, введенной в действие с 6 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2017 года N 1162. — См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

ПОЛОЖЕНИЕ о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 1995 года N 804

(с изменениями на 3 июля 2014 года)

1. Военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются — военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются — организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
В настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.
Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
Комплектование штатных должностей военных представительств военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

2. Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, воинскими уставами, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
Руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

3. В случаях, когда в организациях не создаются военные представительства, Министерство обороны Российской Федерации направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные настоящим Положением, в части выполнения порученных им работ.

4. Военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами).
Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.
Военные представительства на основании заключенных государственных контрактов (контрактов) определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться военными представительствами в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

5. Военные представительства принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве, поставке, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции. Руководители военных представительств включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите государственной тайны.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

6. При проведении организациями поисковых, экспериментальных, исследовательских и других работ, имеющих военное значение, военные представительства осуществляют контроль за выполнением этих работ в объеме, согласованном между государственными заказчиками и организациями, утвердившими задания на проведение указанных работ.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

7. На военнослужащих и гражданский персонал военных представительств, осуществляющих контроль качества и приемку военной продукции в организациях с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для работников этих организаций.

8. На военные представительства возлагаются:
участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции, комплектующих изделий, сервисное обслуживание, ремонт, модернизацию и утилизацию военной продукции, на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также контроль за выполнением государственных контрактов (контрактов);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам (контрактам);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 августа 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766;
контроль за отработкой технической документации на военную продукцию, проверка ее соответствия требованиям нормативно-технических документов и условиям государственных контрактов (контрактов), а также согласование изменений, вносимых в эту документацию, и проверка состояния ее подлинников;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
абзац утратил силу с 9 августа 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766 — см. предыдущую редакцию;
ведение учета материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке, производстве, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции за счет средств Министерства обороны Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

контроль за внедрением и соблюдением организациями требований документов по стандартизации оборонной продукции (далее именуются — стандарты) при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
участие в оценке мероприятий по защите государственной тайны, осуществляемых при разработке, изготовлении, испытаниях, поставке, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
контроль за мобилизационной подготовкой организаций;
контроль качества и приемка работ по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов);
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)
контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)
выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

9. При контроле качества серийной военной продукции и ее приемке военные представительства обязаны:
осуществлять контроль за качеством изготовления и проведением испытаний военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей, а также за соответствием комплектующих изделий и материалов требованиям технической документации;
проводить приемо-сдаточные испытания военной продукции;
участвовать в проведении периодических, квалификационных, типовых и других испытаний военной продукции и давать заключения по их результатам;
участвовать в проведении анализа надежности военной продукции по результатам ее производства, испытаний и эксплуатации;
согласовывать планы мероприятий, направленные на доведение показателей надежности до значений, установленных технической документацией, и контролировать их выполнение;
контролировать выполнение решений по вопросам повышения качества и надежности военной продукции, соблюдение правил хранения принятой военной продукции и ее техническое обслуживание;
абзац утратил силу с 15 июля 2014 года — постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу с 15 июля 2014 года — постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 — см. предыдущую редакцию.

9_1. Военные представительства обязаны приостанавливать приемку и отгрузку военной продукции в следующих случаях:

а) невыполнение условий государственных контрактов (контрактов), а также принятых решений по обеспечению качества и надежности военной продукции;

б) отрицательные результаты испытаний военной продукции, предусмотренных конструкторской документацией на данную продукцию;

в) нарушение особо ответственных технологических процессов производства военной продукции, установленных технической документацией;

г) выявление дефектов в процессе эксплуатации военной продукции, вызывающих выход ее из строя, если эти дефекты имеются в военной продукции, находящейся в производстве;

д) использование в производстве военной продукции контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также признание изготавливаемой военной продукции контрафактной;

е) нарушение требований по противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите, способствующее созданию каналов утечки (разглашения, утраты) сведений, составляющих государственную тайну.
(Пункт 9_1 дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

9_2. Начальник военного представительства письменно уведомляет руководителя организации и государственного заказчика, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере государственного оборонного заказа, о приостановке приемки и отгрузки военной продукции.
Приемка и отгрузка военной продукции возобновляются после проведения организацией согласованных с государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков и их причин.
(Пункт дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

10. При осуществлении контроля выполнения аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработки проектной документации на строительство военных объектов военные представительства обязаны:

принимать участие в согласовании тактико-технических (технических) заданий на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также согласовывать технические задания на составные части этих работ;
контролировать выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на этапах разработки, установленных тактико-техническими (техническими) заданиями и государственными контрактами (контрактами);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
согласовывать методики и программы испытаний, проводимых организациями на всех этапах разработки и изготовления опытных образцов (партий) военной продукции, а также участвовать в проведении этих испытаний и подготовке заключений по их результатам;
проводить проверку опытных образцов (партий) военной продукции, предназначенных для проведения предварительных или государственных (межведомственных) испытаний, на их соответствие нормативно-технической документации и тактико-техническим (техническим) заданиям.
Военные представительства несут ответственность за необоснованную задержку выдачи заключений по выполненным этапам аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Абзац утратил силу с 15 июля 2014 года — постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию.

10_1. Аванпроекты, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы (их этапы), предъявляемые для приемки, не принимаются в случае невыполнения условий государственных контрактов (контрактов), требований тактико-технических (технических) заданий и стандартов. Указанные работы (их этапы) могут быть повторно предъявлены для приемки после выполнения утвержденных государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков.
(Пункт дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

11. Военные представительства выборочно контролируют качество военной продукции, поставляемой организациями без приемки ее военными представительствами. Порядок указанного контроля должен быть оговорен в государственном контракте (контракте).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

12. Военные представительства в случае необходимости проводят выборочную проверку, разборку и испытания военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей. Порядок такой проверки и методика их испытаний устанавливаются по согласованию между руководителями военного представительства и организации.

13. Руководители организаций обеспечивают:

выполнение договорных обязательств;
проверку качества комплектующих изделий, материалов, сырья, полуфабрикатов и защитных покрытий, применяемых для изготовления военной продукции;
своевременное предъявление военной продукции для испытаний и приемки, а также устранение выявленных при испытаниях и эксплуатации производственных и конструктивных дефектов военной продукции;
осуществление работ по стандартизации и унификации военной продукции, комплектующих изделий и материалов, применяемых для ее изготовления, а также своевременное внедрение стандартов;
разработку и соблюдение технологических процессов производства военной продукции;
сохранность принятой военными представительствами и переданной на хранение военной продукции, а также ее техническое обслуживание;
своевременное планирование и выполнение организацией работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия;
обоснование цен на военную продукцию, согласование их с военными представительствами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 августа 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
организацию и осуществление работ по метрологическому обеспечению разработки, изготовления и испытаний военной продукции;
организацию и осуществление анализа надежности поставляемой военной продукции на основании результатов ее испытаний и эксплуатации;
защиту государственной тайны в процессе разработки, испытаний, производства и поставки военной продукции.

14. Руководители организаций представляют военному представительству на согласование и (или) заключение:
проекты тактико-технических (технических) заданий на разработку военной продукции и комплектующих изделий, программы их испытаний, отчеты по результатам этих испытаний, планы мероприятий по устранению недостатков и дефектов, выявленных при испытаниях, конструкторскую (а при необходимости и технологическую) документацию, необходимую для производства военной продукции, а также все изменения, вносимые в эту документацию;
планы выполнения аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
планы работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (их этапы), а также составные части указанных работ, выполняемые в порядке кооперации.

15. Руководители организаций обязаны:
предоставлять военным представительствам для ознакомления все документы по качеству военной продукции и работам по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
своевременно принимать меры по устранению недостатков и дефектов военной продукции, выявленных при ее разработке, производстве, монтаже, испытаниях, приемке и передаче в эксплуатацию;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
проводить работы по повышению качества и надежности военной продукции на протяжении всего ее жизненного цикла;
предоставлять руководителям военных представительств информацию о номенклатуре и содержании работ, выполняемых организациями, независимо от источника их финансирования в целях определения работ, имеющих военное значение;
абзац утратил силу с 9 августа 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 года N 766 — см. предыдущую редакцию;
в случае отсутствия в организациях военных представительств уведомлять государственных заказчиков о ходе выполнения государственных контрактов (контрактов);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.
(Абзац дополнительно включен с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612)

16. Руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их:
документацией, справочными материалами и научно-технической информацией, необходимыми для контроля качества и приемки военной продукции;
контрольно-измерительными приборами, инструментами и оснасткой, а также производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки военной продукции;
оборудованными служебными помещениями по действующим санитарным нормам, услугами по секретному и несекретному делопроизводству, имеющимися в организациях средствами связи, а также помещениями для личного состава, прибывающего для получения и сопровождения военной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)
абзац утратил силу с 15 июля 2014 года — постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612 — см. предыдущую редакцию.
Гражданский персонал военных представительств обеспечивается всеми видами социально-бытового и медицинского обслуживания наравне с соответствующими категориями работников организаций.

17. Военные представительства организуют свою работу с учетом правил внутреннего распорядка, установленного в организациях. Допуск военнослужащих и гражданского персонала военного представительства в служебные, производственные и складские помещения осуществляется в порядке, установленном в организации.

18. Руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями, приемкой, поставкой, сервисным обслуживанием, ремонтом, модернизацией и утилизацией военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 612. — См. предыдущую редакцию)

19. Запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.

20. Военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций, а администрация организаций — в служебную деятельность военных представительств.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Постановление от 31 января 2017 г. по делу № А40-251450/2015

ц
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-63423/2016
Дело № А40-251450/15
г. Москва
31 января 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей П.А. Порывкина, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.Ю. Гариным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО «СКАТ-28 В3» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2016 по делу № А40-251450/15 по иску (заявлению) Министерство обороны РФ (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) к ОАО «СКАТ-28 В3» (ИНН 7819311474, ОГРН 1097847312155)о взыскании неустойки в размере 11 116 058,60 руб.
при участии в судебном заседании:
от ОАО «СКАТ-28 В3» – Дзюбенко Ю.А. дов. от 30.12.2016,
от Министерства обороны РФ – Бабкина Е.Н. дов. от 17.10.2016,
У С Т А Н О В И Л:

Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО «СКАТ-28 В3» о взыскании неустойки за период с 22.11.2013 по 18.02.2015 в размере 11 116 058,60 руб. по контракту № 370/ЭА/2013/ДРГЗ от 28.05.2013.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2016 указанное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ОАО «СКАТ-28 В3» (далее – ответчик, заявитель) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей правовой позиции ответчиком указывается, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что товар поставлялся для нужд обороны страны, а также что товарные накладные подписаны неуполномоченным лицом. Кроме того, ответчик также ссылается на недействительность пунктов договора, содержащих обязательство поставки товаров российского производства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 12.09.2016 не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ОАО «Спасательные комплексы и акватехника» (Поставщик) заключен государственный контракт № 370/ЭА/2013/ДРГЗ от 28.05.2013 на поставку якорных цепей (сборочных единиц) для нужд Минобороны России.
В соответствии с п.п. 2.1., 3.2.2. контракта ответчик принял на себя обязательство в срок не позднее 30.06.2013 поставить заказчику товар в количестве, комплектности, ассортименте, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом. Требования к товару, поставляемому по контракту, установлены разделом 5 контракта «Технические характеристики товара».
В соответствии с п. 10.2. контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательствам. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Из материалов дела усматривается, что установленный контрактом срок товар, соответствующий требованиям контракта, ответчиком поставлен не был.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.05.2015 по делу № А40-121073/14, с ответчика в пользу Минобороны России взыскана неустойка за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту в размере 3 525 798,32 руб. за период с 01.07.2013 по 21.11.2013.
В ответ на претензии Минобороны России ответчик письмом № 14-1-58 от 17.01.2014 сообщил, что признает факт просрочки, а письмом № 9/958 от 27.05.2015 просил предоставить отсрочку уплаты 50% неустойки до окончания 2015 финансового года.
Неисполнение ответчиком обязательств по контракту послужило основанием для обращения Минобороны РФ в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту в размере 11 116 058, 60 руб. за период с 22.11.2013 по 18.02.2015.
В соответствии со ст.ст. 65, 68 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из условий контракта следует, что приемка товара по контракту подразделяется на техническую приемку поставляемого товара, которую осуществляет военным представительством Минобороны РФ с оформлением удостоверения о соответствии товара условиям контракта (п.п. д) п. 1.1., п.п. 7.1 — 7.5. контракта), и приемку товара, осуществляемую заказчиком (грузополучателем) с оформлением акта приема-передачи товара (п.п. е) п. 1.1., п. 6.6., п.п. 7.8. — 7.18 контракта).
Согласно с п. 7.6. контракта приемка товара заказчиком (грузополучателем) осуществляется только после его технической приемки Военным представительством (далее – ВП).
Вместе с тем, в суды обеих инстанций ответчиком в материалы дела не были представлены ни удостоверение ВП о соответствии товара условиям контракта, ни акт приема-передачи товара, то есть надлежащие доказательства поставки товара по контракту.
В п. 7.18. контракта установлено, что право собственности на товар, все риски случайной гибели или повреждения товара переходят к заказчику с момента подписания сторонами акта приема-передачи товара.
В соответствии с п. 6.6. контракта датой поставки товара является дата подписания акта приема-передачи товара по форме, установленной приложением № 1 к контракту.
Согласно п. 7.8. контракта приемка поставляемого товара по количеству, комплектности, ассортименту, качеству и на соответствие товара иным условиям контракта осуществляется заказчиком (грузополучателем) с оформлением акта приема- передачи товара по форме, установленной приложением № 1 к контракту.
В силу п. 7.16 контракта товар, не соответствующий условиям контракта, считается не поставленным, не принимается заказчиком (грузополучателем), в том числе на ответственное хранение, и оплате не подлежит.
Согласно п. 6.2. контракта к товару, доставленному в место поставки, в обязательном порядке прилагается удостоверение ВП о соответствии товара условиям контракта. Удостоверение ВП о соответствии товара условиям контракта не получено ответчиком до настоящего времени.
Суд первой инстанции проанализировав представленные товарные накладные установил, что из их содержания следует, что со стороны грузополучателя они подписаны не командиром войсковой части, а «зав. хр.» без указания реквизитов доверенности указанного лица, при этом копия доверенности, подтверждающей полномочия указанного лица на приемку товара от имени заказчика (Минобороны РФ), в материалах дела отсутствует.
В этой связи суд первой инстанции признал представленные ответчиком в материалы дела копии товарных накладных № 187 от 25.07.2013, № 218 от 02.09.2013, № 225 от 16.09.2013, № 239 от 18.10.2013 не относимыми и недопустимыми доказательствами исполнения поставщиком своих обязательств.
Обязательства ответчика по поставке согласованного сторонами товара (якорных цепей российского производства) не исполнены, товар, представленный ответчиком на техническую приемку, не прошел приемосдаточные испытания.
В соответствии с п. 7.1. контракта товар, поставляемый по контракту, подвергается технической приемке ВП (военным представительством Минобороны России). Техническая приемка товара производится ВП по получении от поставщика извещения о готовности товара и его соответствии условиям контракта.
Согласно п. 7.5. контракта принятым ВП считается товар, выдержавший приемосдаточные испытания, полностью укомплектованный, в том числе необходимой документацией, и опломбированный поставщиком и ВП.
В соответствии с п. 5.2. контракта весь товар должен быть новым, изготовленным не ранее февраля 2013 года и укомплектован необходимым комплектом нормативно-технической документации, в том числе паспортом на товар, сертификатом федерального государственного учреждения «Российский Морской Регистр судоходства».
Согласно п. 6.11. ГОСТ 228-79 «Цепи якорные с распорками» каждая изготовленная партия сборочных единиц якорных цепей должна иметь сертификат по форме, согласованной с Регистром.

Согласно п. 4.8. ГОСТ 228-79 «Цепи якорные с распорками» результаты приемо- сдаточных испытаний сборочных единиц цепей должны быть указаны в сертификате.
Между тем, из представленного в материалы дела извещения № 140 от 26.11.2013 о предъявлении изделий на техническую приемку, направленного ответчиком в адрес ВП, усматривается, что в составе документации, прилагаемой к товару, сертификат федерального государственного учреждения «Российский Морской Регистр судоходства» отсутствовал.
В соответствии с п. 7.3. контракта при несоответствии товара условиям контракта ВП в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения несоответствия направляет поставщику письменное извещение об отказе в технической приемке товара с указанием причин. При этом поставщик обязан устранить указанные недостатки.
Согласно извещению № 140 от 26.11.2013 товар отклонен от приемки письмом исх. от 28.11.2013 г. № 177/1/360.
В соответствии с письмом от 28.11.2013 № 177/1/360 начальник 1 отдела 177 ВП Минобороны РФ возвратил извещение № 140 от 26.11.2013 по причине отсутствия в направленных в адрес ВП документов — сертификата федерального государственного учреждения «Российский Морской Регистр судоходства», а так же несоответствия ФОРМЫ извещения требованиям ГОСТ РВ 15.307-2002 (форма 1 приложение Д).
При этом приложенный к извещению № 140 от 26.11.2013 Акт освидетельствования Российского Морского Регистра судоходства №13.01529.150 от 25.11.2013 доказательством соответствия товара требованиям контракта не являлся, поскольку выводы, содержащиеся в акте, были основаны на визуальном осмотре и оценке документов, сертификационные испытания продукции ФГУ «Российский Морской Регистр судоходства» при этом не проводились.
Из письма 177-1 ВП МО РФ от 02.12.2013 г. № 177/1/365 также следует, что техническая приемка продукции отклонена по следующим причинам:
— форма извещения не соответствует требованиям ГОСТ РВ 15.307-2002 (форма 1 приложение Д);
— вся продукция предъявлена к приемке одним извещением, что противоречит требованиям ГОСТ 228-79 «Цепи якорные с распорками» п.4.1.3 «Сборочные единицы должны предъявляться к приемке партиями»;
— по условиям п. 5.2 контракта весь товар должен быть укомплектован необходимым комплектом НТД, в т.ч. сертификатом федерального государственного учреждения «Российский Морской Регистр судоходства».
Вместо вышеуказанного сертификата к извещению приложен Акт освидетельствования от 25.11.2013.
По условиям п. 5.2 контракта не допускается к поставке товар иностранного производства и он должен быть новым, изготовленным не ранее февраля 2013 года.
В прилагаемых к извещению паспортах, выданных ОАО «СКАТ-28 ВЗ», определить страну происхождения товара, завод-изготовитель и год выпуска не представлялось возможным. Поскольку ОАО «СКАТ-28 ВЗ» не является изготовителем цепей и (сборочных единиц), но выдает на вышеуказанную продукцию паспорта, без представления протоколов квалификационных, периодических, предъявительских испытаний завода изготовителя, а так же протоколов отбора изделий на испытания, протоколов предъявительских испытаний ОАО «СКАТ-28 ВЗ», сертификата Российского морского регистра судоходства, сертификатов на материалы, 1 отдел 177 ВП Минобороны РФ правомерно расценил это, как поставку контрафактной продукции и отказал в технической приемке товара.
Выявленные при технической приемке ВП недостатки ответчиком не устранены. Таким образом, товар, представленный ответчиком на техническую приемку, не прошел приемо-сдаточные испытания в связи с непредставлением в ВП необходимого комплекта документов, который в соответствии с условиями контракта и требованиями ГОСТ является основанием для проведения технической приемки поставляемой продукции.
Грузополучателем товара в силу п. 3.2.2. контракта является войсковая часть 77360-К, место нахождения Мурманская область, п. Молочный, входящая в состав Северного флота.
Согласно п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082 Минобороны РФ осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники.
В соответствии с п. 9.1 контракта оплата по контракту осуществляется в российских рублях за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Министерству обороны РФ (глава 187, раздел 02, подраздел 01. целевая статья расходов 202 67 00 вид расходов 244, КОСГУ 340).
В соответствии с приказом Минфина от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 годов» по целевой статье 202 00 00 отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности воинских формирований (органов, подразделений), а также расходы, связанные с поддержанием постоянной боевой готовности органов, войск и воинских формирований, вооружения и специальной техники.
При этом по программе расходов 202 67 00 отражаются расходы на функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что товар, поставляемый по контракту, является товаром для нужд обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 56 «Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, приобретение товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства не допускается.
Данный запрет является императивной нормой и применяется вне зависимости от наличия соответствующего условия в договоре или государственном контракте. Аналогичный запрет установлен постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В этой связи в п. 5.2. контракта стороны согласовали, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 56 поставка товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, по контракту не допускается. Якорные цепи, являющиеся предметом поставки, используются на кораблях, стоящих на боевом дежурстве, и поставка некачественных якорных цепей, в том числе из более дешевых сплавов, изготавливаемых иностранными государствами, может повлиять на безопасность мореплавания.
Поскольку поставка товара по контракту осуществляется для нужд обороны страны и безопасности государства, поставка и приемка в рамках государственного контракта № 370/ЭА/2013/ДРГЗ от 28.05.2013 товара иностранного производства незаконна.
Между тем, ответчиком в материалы настоящего дела представлена копия Сертификата Российского морского регистра судоходства от 06.12.2013 № 13.00532.314. Указанный Сертификат ни военному представительству, ни государственному заказчику ответчиком не представлялся.
Из содержания указанного сертификата следует, что изготовителем якорных цепей и комплектующих якорных цепей, которые Ответчик планировал поставить по контракту, является Qingdao tai star machinery Co., LTD, China.
Следовательно, предложенный Ответчиком товар не соответствует установленному законом и государственным контрактом требованию о российском происхождении товара, поставляемого для нужд обороны и безопасности.
В соответствии с п. 7.16 контракта товар, не соответствующий условиям контракта, считается не поставленным, не принимается заказчиком (грузополучателем), в том числе на ответственное хранение, и оплате не подлежит. Таким образом, обязательства ответчика по поставке согласованного сторонами товара (якорных цепей российского производства) не исполнены, что является основанием для применения к нему мер договорной ответственности.
Государственный контракт был подписан ответчиком без замечаний, протоколов разногласий, возможность направления которых поставщиком прямо предусмотрено ч.ч. 4.1. — 4.4. ст. 41.12 Закона о размещении заказов ответчиком не направлялись, следовательно, ответчик добровольно принял на себя обязательство по поставке товара российского происхождения.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В нарушение указанных норм условия договора об оплате ответчиком не исполнены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (штрафом, пеней), которой, согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч.1 ст.330 ГК РФ).
Учитывая, что в судом установлен факт нарушения ответчиком обязательств по поставке товара, соответствующего заключенному контракту, в адрес истца, требование последнего о взыскании неустойки является правомерным.
Более того, судом апелляционной инстанции установлено, что 22.11.2016 между сторонами подписано соглашение о расторжении контракта, согласно условиям которого обязательства по контракту не выполнены. Ответчик обязался выплатить Министерству обороны России неустойку в размере 3 525 798,32 руб., взысканную постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу № А40-121073/2014 и неустойку в размере 11 116 058,60 руб., взысканную решением Арбитражного суда города Москвы по делу А40-251450/2015.
При этом согласно пункту 5 соглашения о расторжении контракта от 22.11.2016 предусмотрена обязанность Ответчика своими силами и за свой счет вывезти товар, несоответствующий условиям контракта, переданный, но не принятый грузополучателем, в течение 60 дней с момента заключения соглашения.
Таким образом, условия соглашения, подписанного ответчиком, свидетельствуют о признании ответчиком факта неисполнения обязательств по контракту, который послужил основанием для взыскания с него неустойки.
Расчет нейстойки, представленный истцом и не оспоренный ответчиком, был проверен судом первой инстанцией и признан верным.
Суд первой инстанции также правомерно отклонил ходатайство ответчика о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ. Заявляя указанное ходатайство, ответчик ссылался на подачу в суд заявления о признании его банкротом. Вместе с тем, доказательств принятия данного заявления к производству и возбуждении производства по делу ответчиком представлено не было.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Стороны согласно статьям 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действия, в том числе представление доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доказательств надлежащего исполнения обязательств по договору ответчик в материалы дела не представил, чем принял на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.
Учитывая, что требования истца основаны на условиях заключенного между сторонами договора, документально подтверждены, учитывая отсутствие доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств, суд первой инстанции признал требования Минобороны РФ обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе повторяют собой доводы, заявленные ответчиком в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции. Все доводы были проверены и оценены судом первой инстанции в установленном порядке, оснований для переоценки выводов суда апелляционная инстанция суд не усматривает.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы — установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 12.09.2016, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266–269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2016 по делу № А40-251450/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «СКАТ-28 В3» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Т.Б. Краснова
Судьи: П.А. Порывкин
М.С. Сафронова

Суд:

9 ААС (Девятый арбитражный апелляционный суд)

Истцы:

Министерство Обороны РФ

Ответчики:

ОАО «СКАТ-28 В3»
ОАО спасательные комплексы и аватехника

Судебная практика по:

Уменьшение неустойки
Судебная практика по применению нормы ст. 333 ГК РФ

Пятая приемка

Нередко в интернете можно встретить дискуссию, относительно некоторых видов приемки, которые маркируются цифрами 5 или 9. На сайтах производителей некоторых видов продукции, в частности радиоэлектронной, указывается, что их изделия проходят проверку по требованиям, которые выставляет Министерство обороны. Попробуем разобраться и понять, приемка 5 что это и когда она применяется.

Что такое «военная» приемка и ее отличия от стандартной

Военная приемка – это налаженная система поддержания необходимого качества изделий, выпускаемых для военной сферы и частично для гражданской, если речь идет о продукции двойного назначения. Их основным потребителем и Генеральным Заказчиком является Министерство обороны РФ.

Для того чтобы обеспечить такую работу, на предприятиях, выпускающих определенную номенклатуру продукции, за счет финансирования МО создаются независимые от изготовителя представительства заказчика или направляются военные представители. Их деятельность регулируется специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства № 804 от 11 августа 1995 года. При этом форма собственности или ведомственная подчиненность завода не имеет значения, важно лишь то, что данные заводы производят разработку, производство, поставку, а также утилизацию военной продукции.

Перечни контролируемых изделий составляются ежегодно на основании контрактов Государственного оборонного заказа, заключенных с предприятиями. Военной продукцией считается:

  • военная техника;
  • вооружение различных видов;
  • военно-техническое, а также другое имущество;
  • документация и продукция научно-технического характера;
  • работы, которые выполняются в интересах повышения обороноспособности государства.

Представитель заказчика (военпред) сопровождает весь процесс создания прибора или детали от составления технического задания до использования по назначению. Важен не только конечный результат, но и все промежуточные этапы по цепочке кооперации разных организаций: материалы, детали, узлы. Со стороны Минобороны контролируется соблюдение стандартов и технических условий, полнота проведения тестов и испытаний надежности, обоснованность цен и фактических затрат.

Все параметры продукта, порядок проведения приемки, упаковки, маркировки, отгрузки указан в технических условиях. Испытания, прописанные в технических условиях, проводятся заводом на собственном оборудовании и силами своих сотрудников. Если предприятие не способно обеспечить нужное качество товара, то военпред имеет право приостановить процесс проверки на неопределенный срок до выявления причин и устранения недостатков. Кроме того, представитель Минобороны контролирует заказы других ведомств (ФСБ, МВД, Роскосмос, МЧС, ФСО, Росатом) и принимает участие в мероприятиях, направленных на защиту государственной тайны.

Еще с советских времен отношение к продукции, выпускаемой по заказу МО, отличалось от обычной «гражданской». В первую очередь это касалось вопросов качества, долговечности и возможности переносить повышенные нагрузки разного рода. Поскольку многие вопросы, касающиеся «оборонки», были засекречены, то мнений о конкретной расшифровке тех или иных аббревиатур и цифровых индексов, великое множество. Откуда же взялась знаменитая приемка 5?

Многие комментаторы на специализированных форумах, в частности, утверждают, что в СССР сначала на особую приемку указывала цифра в звездочке, а позже – в ромбике:

  • 1 – стандартная проверка ОТК;
  • 2 – контроль ОТК с проведением дополнительных климатических испытаний;
  • 5 в квадрате – проверка ОТК для продукции, не прошедшей военную приемку;
  • 5 в ромбике – военная приемка (ВП);
  • 7 – то же, что и предыдущее, но с климатическими испытаниями;
  • 9 – ОС, что можно расшифровать, как «особая серия», или ОСМ («особая серия малая»). Некоторые знатоки доказывают, что ОС свидетельствует об особой стабильности в функционировании. Этот вид проверки чаще всего привязывают к атомной промышленности.

По результатам климатических испытаний еще добавлялась соответствующая маркировка: В – всесезонное исполнение, У – умеренное, Т – тропическое, УХЛ – исполнение умеренно-холодное.

Все эти значки можно увидеть на некоторых старых полупроводниках, микросхемах или лампах для электроприборов. Для изделий, применяемых в изготовлении продукции МО, нередко применяется больший срок гарантии на бесперебойную работу, например, не менее пяти лет вместо стандартных трех. При этом, в ракетно-космической технике, наоборот, длительность работы может быть ниже, поскольку прибор вынужден действовать в условиях жесткого ионизационного излучения.

Обычно к традиционной приемке отделом технического контроля могут добавляться дополнительные испытания или технологические операции, направленные на стабилизацию определенных параметров выпускаемой продукции. Заказчик может в технической документации прописать особые требования к стандартным изделиям, выпускаемым заводом. Например, использовать не пластиковый корпус, а металлический или керамический, применять сапфировую подложку и золотые выводы, закачивать в полости азот, а не простой воздух. Границы допуска устанавливаются более узкие, отбор по качеству проводится очень жесткий. Чаще применяется сплошной контроль изделий, выборочный допустим только при некоторых испытаниях.

На веб-сайте предприятия «Завод ПРОТОН» указано, что приемку 5 или же военную приемку можно заказать с целью дополнительной гарантии высокого качества. Эти мероприятия предполагают, кроме межоперационного и финального контроля, еще и участие военного представителя, как независимого эксперта, при проведении особенно важных операций или ключевых этапов технологического процесса изготовления заказа, а также в оформлении документации.

Какие дополнительные требования предъявляются к военной продукции

Информации о конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, немного, поэтому можно сделать вывод, что этот перечень формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Например, приборостроительная фирма «Дюпан», основной продукцией которой являются панели управления для специальной техники, в разделе «Приемка 5. Военная приемка» указывают такие качества своего продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы:

  • акустическому шуму;
  • синусоидальной вибрации;
  • многократным механическим ударам с ускорением;
  • низкому атмосферному давлению, в частности при авиаперелетах;
  • осадкам (снег, дождь, град), в том числе конденсированным (роса, иней);
  • перепадам температуры в пределах от -70 градусов до +100 градусов;
  • кратковременному нагреву до 600 градусов;
  • воздействию пыли, песка, морского (солевого) тумана;
  • агрессивным средам (аммиак, сероводород, сернистый газ);
  • охлаждающим жидкостям (антифриз), горюче-смазочным материалам.

При этом на самом сайте компании указывается, что по приемке 5 комплектуется специальная техника, а военная приемка выделена отдельно. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.

Хотя некоторые специалисты указывают, что зачастую военная приемка не предполагает каких-либо специальных испытаний, а заключается в том, что на всех этапах изготовления продукции ее производство контролируется специально прикомандированным к предприятию военным представителем. Так, в частности, в официальном издании федерального агентства по метрологии и техническому регулированию относительно приемки и контроля качества интерактивных электронных ремонтных и эксплуатационных документов есть нормы, регулирующие отношения производителя и Министерства обороны.

В частности, в нескольких примечаниях указано, что при разработке технологического продукта по заказу МО во всех процессах, связанных с контролем качества, должны участвовать военные представители, если это входит в их служебные полномочия. В других случаях их обязанности и права определяются специальным протоколом, включаемым в общую контрактную документацию и подписанным заказчиком и поставщиком. Кроме того, сотрудник военного представительства МО обязательно согласовывает протокол первой проверки, а вторая проверка вообще проводится военпредами или организациями, которые уполномочены оборонным ведомством.

В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производства, стоимость изделий для ВПК часто намного превышает цену на гражданские товары того же типа.

Чтобы не допустить необоснованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество человеко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использованных ресурсов.

В целях организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по осуществлению контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С. Шойгу

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2016 г.
Регистрационный № 41985

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 29 февраля 2016 г. № 95

Порядок
осуществления контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта

1. Настоящий Порядок регламентирует вопросы организации деятельности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта.

2. Полномочия Министерства обороны по осуществлению контроля качества и приемки ПВН реализуются военными представительствами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3610; 2006, № 44, ст. 4532; 2007, № 49, ст. 6032; 2009, № 19, ст. 2279; 2012, № 29, ст. 3988; 2014, № 30 (ч. I), ст. 4260);

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 34, ст. 3538; 2005, № 37, ст. 3740; № 38, ст. 3799; 2006, № 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, № 20, ст. 2391; № 27, ст. 3255; № 46, ст. 5565; 2008, № 31, ст. 3705; № 43, ст. 4921; № 47, ст. 5430, 5431; 2009, № 21, ст. 2550; № 36, ст. 4311; 2010, № 20, ст. 2435; № 28, ст. 3656; № 35, ст. 4530; 2011, № 1, ст. 191; № 2, ст. 267; № 15, ст. 2082; № 17, ст. 2356; № 24, ст. 3405; № 28, ст. 4170; № 31, ст. 4708; № 33, ст. 4924; № 48, ст. 6877; 2012, № 10, ст. 1194; № 29, ст. 4074; № 53 (ч. II), ст. 7857; 2013, № 26, ст. 3314; № 30 (ч. II), ст. 4085; № 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, № 5, ст. 481; № 7, ст. 671; № 24, ст. 3077; № 44, ст. 6041; 2015, № 1 (ч. I), ст. 200; № 4, ст. 641; № 25, ст. 3644);

Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 38, ст. 3800; 2007, № 52, ст. 6425; 2008, № 49, ст. 5764; № 50, ст. 5901; 2009, № 42, ст. 4917; № 50, ст. 6074; 2011, № 21, ст. 2925; № 31, ст. 4708; № 44, ст. 6241; № 48, ст. 6881; № 49, ст. 7264; 2012, № 3, ст. 405; № 13, ст. 1487; № 32, ст. 4483; № 41, ст. 5583; 2013, № 6, ст. 498; № 26, ст. 3314; № 30, ст. 4086; № 31, ст. 4199; № 44, ст. 5723; № 46, ст. 5927; 2014, № 10, ст. 1017; № 30, ст. 4286; № 46, ст. 6332; 2015, № 13, ст. 1904; № 28, ст. 4218);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2766; 2003, № 33, ст. 3269; 2012, № 32, ст. 4553; 2014, № 28, ст. 4055) (далее — Положение о военных представительствах);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. № 1109 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 41, ст. 4927; 2011, № 37, ст. 5242; 2015, № 11, ст. 1613).

3. В соответствии с настоящим Порядком военные представительства осуществляют контроль качества и приемку следующих видов ПВН (работ и услуг):

вооружения и военной техники (комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средства доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);

систем связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;

взрывчатых веществ, предметов и устройств взрывания, Горохов (за исключением охотничьих), ракетного топлива для боевых ракет, материалов специального назначения и специального оборудования для их производства;

инженерно-технических сооружений, оборудования для боевого применения вооружения и военной техники;

систем обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специального оборудования и материалов для их производства;

коллективных и индивидуальных средств защиты от оружия массового поражения, средств профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;

специального тылового оборудования;

технической документации (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующей создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) ПВН;

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) ПВН, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;

научно-технической информации на материальных носителях, а также изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других результатов интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;

специального программно-математического обеспечения систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;

исследований и испытаний, освидетельствования, продления срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирования контрольно-измерительной аппаратуры;

ремонта вооружения и военной техники.

4. Контроль качества и приемка ПВН осуществляются военными представительствами в порядке, установленном Положением о военных представительствах, государственными военными стандартами Российской Федерации, технической документацией и контрактами (договорами) на поставку ПВН с учетом требований настоящего Порядка.

Военные представительства вправе контролировать качество ПВН и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

При положительных результатах контроля качества ПВН (не были выявлены несоответствия ПВН) военное представительство производит ее приемку, оформление предъявительской и сопроводительной документации, а также пломбирование и клеймение продукции в случаях, предусмотренных технической документацией.

5. При осуществлении контроля качества и приемки образцов ПВН, укомплектованных по требованию иностранного заказчика составными частями иностранного производства, а также российского производства, не являющимися ПВН, военные представительства руководствуются требованиями конструкторской документации на эти образцы.

Осуществление контроля качества и приемки ПВН, на которую не разрабатывается конструкторская документация (ракетное топливо, взрывчатые вещества, пороха), регламентируется техническими документами, устанавливающими требования к этой продукции.

6. Приемка ПВН, поставляемой по документации генерального (главного) конструктора, осуществляется военными представительствами при положительных результатах испытаний опытных образцов указанной продукции, подтверждения указанными испытаниями заданных тактико-технических характеристик и осуществления корректировки конструкторской документации по результатам изготовления и предварительных испытаний опытных образцов ПВН.

7. В ходе контроля за отработкой технической документации на ПВН военные представительства проверяют ее на соответствие требованиям государственных военных стандартов Российской Федерации, других документов по стандартизации оборонной продукции и соответствующим паспортам экспортного облика и тактико-техническим (техническим) заданиям.

8. Контроль качества и приемка ПВН, подвергаемой ремонту (ремонту с модернизацией), в том числе и ПВН, поставляемой из наличия Министерства обороны, осуществляется военными представительствами в соответствии с ремонтной документацией.

9. Военные представительства приостанавливают (возобновляют) приемку ПВН в случаях, установленных Положением о военных представительствах и государственными военными стандартами Российской Федерации.

О приостановке (возобновлении) приемки ПВН начальник военного представительства письменно уведомляет руководителя организации — производителя этой продукции, федеральный орган исполнительной власти — государственного заказчика, Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, государственного посредника (если он является поставщиком продукции), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере государственного оборонного заказа (если продукция поставляется в рамках государственного оборонного заказа), и Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

10. В целях корректировки необходимого объема контроля качества ПВН военные представительства принимают участие в рассмотрении рекламаций, предъявляемых иностранными заказчиками, и ведут их учет аналогично установленному для продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.

При этом военные представительства организовывают взаимодействие с организациями — производителями ПВН по вопросам:

получения копий рекламационных актов и сообщений с претензиями к качеству и комплектности ПВН, поступающих от иностранных заказчиков и государственного посредника;

исследования и анализа дефектов ПВН;

анализа выявленных несоответствий по качеству и комплектности ПВН.

* Далее в тексте настоящего Порядка для краткости, если не оговорено особо, будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; продукция военного назначения, предназначенная для экспорта — ПВН; российские организации — разработчики и производители ПВН, участвующие в осуществлении военно-технического сотрудничества, — организациями — разработчиками и производителями ПВН; военные представительства Министерства обороны Российской Федерации — военными представительствами.

** Пункт 4 Положения о военных представительствах.

*** Пункты 9(1) и 9(2) Положения о военных представительствах.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *