Содержание

Приложение 2

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199) (см. текст в предыдущей редакции) См. данную форму в MS-Word. В ______________________________________ (наименование органа прокуратуры) от _____________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля с указанием юридического адреса) (Типовая форма) ЗАЯВЛЕНИЕ о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя 1. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249) просим согласия на проведение внеплановой выездной проверки в отношении ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица/фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика) осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу: _______________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Основание проведения проверки: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ссылка на положение Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») 3. Дата начала проведения проверки: «__» ______________ 20__ года. 4. Время начала проведения проверки: «__» ______________ 20__ года. (указывается в случае, если основанием проведения проверки является часть 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») Приложения: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ (копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки. Документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проведения внеплановой проверки) __________________________________ _________ ____________________________ (наименование должностного лица) (подпись) (фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) М.П. Дата и время составления документа: ___________________________________

Решение № 12-97/2017 от 23 марта 2017 г. по делу № 12-97/2017

Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) — Административное Дело № ******

РЕШЕНИЕ

«23» марта 2017 года
Судья Октябрьского районного суда ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «УК ЖКХ » ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района Решетниковой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства «,
установил:

Указанным постановлением мирового судьи ООО «УК ЖКХ » назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ.
Мировым судьей установлено, что ООО «УК ЖКХ » в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнило предписание № ****** государственного жилищного инспектора Департамента государственного жилищного и строительного надзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее юридическое лицо устранить нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В жалобе защитник ООО «УК ЖКХ » ФИО3 просит об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы защитник пояснил, что предписание ООО «УК ЖКХ » исполнено в установленный срок, поскольку в платежных документах за сентябрь 2016 года отражен корректирующий перерасчет по услуге «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по среднемесячному объему потребления указанной услуги в 2014 и 2015 годах соответственно. По мнению защитника, совершенное юридическим лицом правонарушение подлежит квалификации по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Кроме того, защитник считает, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку в предписании установлен срок его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а факт продления срока исполнения предписания правового значения не имеет в связи с тем, что срок исполнения предписания продлен после его истечения, что противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).
В судебном заседании защитники ООО «УК ЖКХ » ФИО3, ФИО4 поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям, пояснив, что в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения. Возможность продления срока исполнения предписания после его истечения действующим законодательством не предусмотрена. Просили отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора ФИО5 в судебном заседании пояснил, что событие административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Продление срока исполнения предписания после его истечения требованиям действующего законодательства не противоречит, поскольку порядок продления срока исполнения предписания не урегулирован. Просил отказать в удовлетворении жалобы.
Заслушав пояснения, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 24 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, мировым судьей на основании совокупности представленных должностным лицом в материалы дела доказательств установлен факт неисполнения в установленный срок законного предписания должностного лица.
Вместе с тем, при рассмотрении дела требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, мировым судьей не выполнены.
Так, при рассмотрении дела мировым судьей установлено, что ООО «УК ЖКХ » в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнило предписание № ****** государственного жилищного инспектора Департамента государственного жилищного и строительного надзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, срок исполнения предписания распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в совокупности продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения срока исполнения предписания, Департаментом в адрес ООО «УК ЖКХ » направлен запрос с просьбой представить сведения об исполнении предписания (л.д. 70), в ответ на который юридическое лицо сообщило о ранее направленном письме с просьбой о продлении срока исполнения предписания в связи с его оспариванием в судебном порядке (л.д. 69).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес ООО «УК ЖКХ » направлено уведомление, в котором сообщалось о продлении срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66). Впоследствии письмами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) Департаментом срок исполнения предписания продлен в совокупности до ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ послужило поводом для проведения внеплановой документарной проверки и составления протокола об административном правонарушении по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и мировым судьей при рассмотрении дела не учтены положения закона № 294-ФЗ, а также Административного регламента Департамента.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Таким образом, истечение срока исполнения предписания является основанием к проведению внеплановой проверки.
Вместе с тем, положениями закона № 294-ФЗ прямо не предусмотрен запрет на продление срока исполнения предписания, однако, исходя из анализа законоположений в их совокупности, следует, что срок исполнения предписания может быть продлен только до его истечения, в противном случае возможно лишь проведение внеплановой проверки.
В силу п.п. 59, 60 Административного регламента Департамента государственного жилищного и строительного надзора по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-А, действовавшего ДД.ММ.ГГГГ на момент окончания срока исполнения предписания, проверяемое лицо обязано исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в Департамент уведомление об исполнении предписания. В случае непредставления проверяемым лицом в установленные сроки уведомления об исполнении предписания уполномоченное лицо Департамента: организует проведение внеплановой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 24 Регламента; 2) рассматривает вопрос о привлечении проверяемого лица к административной ответственности в установленном порядке. Срок исполнения предписания на основании мотивированного ходатайства проверяемого лица может быть продлен должностным лицом, проводившим проверку. Аналогичное положение содержится в п.п. 58, 59 действующего в настоящее время Административного регламента Департамента государственного жилищного и строительного надзора по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Приказом Департамента ГЖиСН СО от ДД.ММ.ГГГГ N 272-А.
Таким образом, истечение срока исполнения предписания в силу положений указанных Административных регламентов Департамента является основанием для организации проведения внеплановой проверки, а также рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности. Продление срока исполнения предписания после его истечения положениями Административного регламента не предусмотрено.

Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, принимая во внимание положения Закона № 294-ФЗ и Административных регламентов, прихожу к выводу о том, что Департамент после истечения ДД.ММ.ГГГГ срока исполнения предписания № ****** от ДД.ММ.ГГГГ не обладал полномочиями по его продлению ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок исполнения предписания уже истек, следовательно, должностное лицо обязано было организовать проведение внеплановой проверки в отношении ООО «УК ЖКХ » и рассмотреть вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Кроме того, в нарушение вышеуказанных положений Административного регламента уведомление о продлении срока исполнения предписания принято не должностным лицом ФИО2, проводившей проверку, а заместителем директора Департамента ФИО6, которому такое полномочие не предоставлено.
При таких обстоятельствах считаю постановление мирового судьи подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, поскольку на дату совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ какое-либо предписание в отношении ООО «УК ЖКХ «, которое не исполнено юридическим лицом, отсутствовало.
Руководствуясь ст. 30.6 п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района Решетниковой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «УК ЖКХ » – отменить, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в силу с момента его вынесения.
Судья ФИО7

Суд:

Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Ответчики:

ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района»

Судьи дела:

Стоянов Роман Владимирович (судья)

Блог

Работая в сфере ЖКХ, управляющие организации и ТСЖ регулярно сталкиваются с проверками из ГЖИ, Роспотребнадзора, МЧС, АТИ и т.д. Пенсионеры, студенты, юристы и родственники юристов, неудовлетворенные жизнью, и работой управляющей компании — все кому не лень пишут жалобы. Результатом жалоб практически всегда становятся проверки, по результатам которых зачастую выдаются предписания об устранении выявленных нарушений, исполнить которое необходимо в указанный в предписании срок. Вот о предписаниях-то мы и поговорим…

На практике управляющие организации часто сталкиваются с тем, что представители надзорных органов:

  • в принципе не понимают, как и в какие сроки может быть исполнено предписание. Результатом такого подхода становятся нереальные сроки устранения нарушений, что в результате приводит к штрафам.

  • формально относятся к проверке и составлению самого текста предписания. Итог такого формализма – невозможность исполнить предписания.

Выходом из указанной выше ситуации является либо перенос сроков выполнения предписания, либо его оспаривание.

Как правило, перенос, продление срока исполнения предписания, допускается на основании мотивированного ходатайства лица, обязанного выполнить предписание, поступившего в ГЖИ до истечения указанного в нем срока (с более подробной информацией о порядке переноса срока исполнения предписания можно ознакомиться в положении о региональном ГЖИ).

Следует помнить, что к отношениям, связанным с проведением проверок управляющих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ), (ч. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ)).

Организация, в случае несогласия с выданным по ее результатам предписанием, вправе направить в Жилищную инспекцию возражения относительно предписания или его отдельных пунктов. При этом заявитель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений или их заверенные копии (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).

Ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ предусматривает безусловные основания для отмены результатов проверки:

  • проведение плановой проверки чаще, чем это предусмотрено законом;

  • проведение внеплановой выездной проверки по основаниям, не предусмотренным законом, либо нарушение порядка согласования проверки с органами прокуратуры;

  • нарушение установленных сроков и времени проведения плановых выездных;

  • привлечение к проведению проверки не аккредитованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных граждан в качестве экспертных организаций, экспертов;

  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя

  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки, нарушение сроков проведения проверки;

  • непредставление акта проверки;

  • проведение плановой проверки, не включенной в план проведения проверок.

Если Вы установили что-то из вышеперечисленного, то результат проверки отменяется со сто процентной гарантией.

Дополнительные основания обжалования предписаний:

По смыслу п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.

Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Если формулировка выявленного и отраженного в Предписании (пункте Предписания) ГЖИ нарушения не отвечает принципам конкретности и исполнимости — не содержит информации о тех мероприятиях, которые должны быть проведены управляющей организацией в целях устранения выявленного нарушения, т.е. не указано, каким именно образом общество может исполнить выданное ему предписание — такое предписание подлежит отмене.

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2017 № Ф05-3180/2017 по делу № А40-163285/2016, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 04.05.2017 № Ф10-1719/2017 по делу № А68-5360/2016, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2017 № Ф06-19260/2017 по делу № А49-7700/2016.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.04.2015 № Ф01-910/2015 по делу № А82-12757/2014 на основании тех же доводов признано недействительным предписание по факту установки спутниковых антенн.

Куда можно обжаловать?
1)В арбитражный суд Вашего региона (ч.3 ст.198 АПК РФ).

Управляющая организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий органов жилищного надзора, если полагает, что:

  • акты и предписания (действия сотрудников ГЖИ) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы;

  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;

  • создают иные препятствия для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что обжаловать предписание необходимо до истечения срока его исполнения. В противном случае Вы рискуете быть привлеченными к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.

2) Господину Чибису (ну а что…).

Пункт 2.3. ч.2 ст.20 ЖК РФ гласит: главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации.

Главный государственный жилищный инспектор РФ направляет обязательные для исполнения органами Жилинспекции предписания об устранении выявленных нарушений в ходе государственного жилищного надзора; запрашивает у органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля и лицензионных комиссий информацию, необходимую для реализации своих полномочий, в том числе сведения о принятых решениях. (пп. «л, г» п. 5. , Положения о Главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2014 г. № 927).

В связи с тем, что законодательством не установлены порядок и сроки обжалования действий, решений органов государственного жилищного надзора Главному государственному жилищному инспектору РФ, можно писать ему когда угодно и сколько угодно, пусть восстанавливает справедливость.

Надежда Тарасова.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора

О чем вы узнаете:

  • о том, в каких случаях проводится внеплановая проверка Роспотребнадзором
  • о порядке проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором
  • о внеплановой выездной проверке Роспотребнадзором
  • о внеплановой проверке Роспотребнадзором по жалобе
  • о внеплановой проверке Роспотребнадзором ИП
  • о внеплановой новогодней проверке Роспотребнадзором
  • о том, как часто Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки

Внеплановая проверка Роспотребнадзора – в каких случаях проводится

Роспотребнадзор (РПН) – лидер по числу подшефных компаний и проверить он может едва ли не любое предприятие. Но, конечно же, чаще всего РПН проверяет сферу услуг, торговли и образования.

Скачать форму заявления на отмену ошибочно назначенной проверки

Скачать журнал учета проверок организации

Скачать полномочия Роспотребнадзора при проведении проверки

Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзора:

  • нарушение прав потребителей;
  • жалобы от граждан;
  • нанесение вреда здоровью людей;
  • не выполнение предыдущих предписания Роспотребнадзора в установленный срок.

Инспекторы проверяют соблюдение условий труда, в каком состоянии находятся помещения компании, процесс стройки и т.д.

Соблюдать все требования Роспотребнадзора поможет сервис для автоматизации от Бизнес.Ру. Во встроенном личном календаре можно запланировать даты важных проверок, давать поручения сотрудникам и отслеживать их исполнение с возможностью комментирования каждой задачи. Оценить функционал программы для автоматизации бизнеса Бизнес.Ру бесплатно >>

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором в 2019 году

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзора в 2019 году не поменялся. Это значит, что для проверки инспектору нужно только постановление (294-ФЗ) без чека-листа.

Правила проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором:

  • продолжительность не более 20 рабочих дней;
  • инспекторы обязаны учитывать график работы проверяемой компании;
  • проверку документации магазина РПН проводит на своей территории;
  • инспекторы не вправе требовать от проверяемого лица документы, не относящиеся к предмету проверки.

В предъявляемом постановлении указывается перечень документов, необходимых для проверки. Компания обязана привезти их инспектору. Документы заверяются обычным путем, без нотариуса. Также можно их отправить и электронной почтой, если есть договоренность с проверяющим.

Просматривать документацию инспекторы будут на своей территории.

Подготовка сотрудников к проверке

Пройти проверку без потерь – можно. Для этого подготовиться должны не только вы, но и ваши сотрудники.

Они должны ориентироваться в основной юридической документации магазина (на изготавливаемую и продаваемую продукцию), соблюдать чистоту в помещении, иметь действующие санитарные книжки.

Важно! Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке.

Лучше всего присутствовать собственнику компании. У него есть право вызвать личного адвоката или юриста. Заменить собственника также могут руководитель компании или его заместитель.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

При проверке инспекторы должны предъявить служебные удостоверения и постановление о проведении проверки. Они должны включать в себя:

  • ФИО и должность инспектора;
  • цели и задачи проверки;
  • основания для проведения проверки;
  • срок проверки;
  • адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться;
  • условия проверки;
  • состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Если все документы проверяющих в порядке, и они не разнятся с данными в постановлении, не препятствуйте проверке – содействуйте.

Какие документы проверяет Роспотребнадзор

Сотрудники РПН проверяют следующие документы у владельца магазина:

  • ценники на продукцию (они должны быть правильно оформлены и заполнены);
  • сведения о поставщиках и производителях;
  • договор аренда или свидетельство о праве собственности;
  • учредительные документы;
  • санитарные книжки сотрудников и т.д.

Привести в порядок всю документацию поможет товароучетная программа Бизнес.Ру. Благодаря ей можно автоматизировать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также контролировать денежные потоки в компании. Попробовать возможности программы для автоматизации магазина от Бизнес.Ру можно прямо сейчас >>

Помните, что сотрудники РПН могут превышать полномочия. К примеру, инициировать полную «ревизию» всех документов компании и т.д.

Чтобы не быть голословными, фиксируйте все нарушения на диктофон и снимайте на видеокамеру. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. Во многих случаях, если дело дойдет до суда, он встает на сторону предпринимателя. Судья к примеру, может отменить штраф или уменьшить срок приостановки работы.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор имеет широкий спектр полномочий:

  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга;
  • контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей:
  • аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и т.д.;

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке >>

При внеплановой проверке Роспотребнадзор проверяет:

  • школы, детские сады, интернаты;
  • общепиты (столовые, рестораны, кафе, киоски с едой, напитками, мороженым, бочки с квасом);
  • медицинские учреждения (больницы, поликлиники, санатории);
  • заводы по производству продукции (молочные, мясные).

Инспекторы не имеют права:

  1. проводить проверку в отсутствие представителей проверяемой компании (исключение, если есть угроза здоровью граждан);
  2. проводить проверку без предупреждения собственника (если речь идет о плановой проверке);
  3. нарушать сроки проверки, забирать оригиналы документов, разглашать результаты проверки третьим лицам.

Сроки проверки

Возможные итоги проверки

Каждая проверка заканчивается составлением актов в двух экземплярах. В них обязательно ставится отметка, о том, что вы либо согласны с ее итогами, либо нет.

Итоги проверки могут быть следующими:

  • предупреждение;
  • административная ответственность;
  • штраф;
  • приостановка деятельность до устранения нарушений.

Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней. А суммы штрафов выглядят так:

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

Провести выездную проверку инспектор может, если при сверке документов (учредительные документы, договор аренды, свидетельство о праве собственности, санитарные книжки сотрудников) выявлены нарушения и возникли сомнения в достоверности данных.

Во время выездной проверки присутствует либо руководитель предприятия, либо его уполномоченный. Он, в свою очередь, должен иметь доверенность на представление интересов своего работодателя.

Проверяемый должен получить постановление о выездной проверке, где указывается предмет проверки и данные инспектирующих. Лица, не перечисленные в распоряжении, не вправе присутствовать во время процедуры.

Если же вы считаете претензии РПН необоснованными, вы можете обжаловать их. Суд может наполовину снизить штраф. Но только в том случае, если владелец магазина докажет малозначительность правонарушения.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения – законно ли это?

На основании поправок, внесенных в ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральная служба вправе без предварительного уведомления проводить внеплановые проверки организаций и предпринимателей, чья деятельность связана с производством, реализацией, доставкой, хранением пищевых продуктов.

Должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке?

Должен, за трое суток. Но есть случаи, когда проверка может прийти совершенно неожиданно, но законно: если в действиях проверяемой компании содержится угроза жизни людей, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Все виды проверок >>

Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

Как правило такого рода проверки проводятся в отношении точек общественного питания, парикмахерских, салонов красоты и т.д. Для этого гражданину нужно обратиться в РПН лично, отправить заявление по электронной почте или позвонить по горячей линии. Анонимные обращения не принимаются.

После обработки обращения РПН вызывает гражданина для дачи показаний. Свою правоту вы можете доказать фото или видео, чеком или испорченной продукцией, товаром.

Роспотребнадзор – внеплановая проверка ИП

Проверки ИП и ЮЛ отличаются разве что количество часов. Для малых предприятий она должна занимать не больше 50 часов в год и 15 часов – для микропредприятий.

Микропредприятием считается в том числе и ИП с количеством работающих до 15 человек. При этом инспектор обязательно учитывает эти часы, совмещая их с режимом работы компании.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора новогодняя

К сожалению, несчастные случаи в новогодние дни сегодня не редкость. Не секрет, что большая часть привозимых бенгальских огней – бракована, и как она поведет себя в руках покупателя никто не знает.

Именно поэтому органы местного самоуправления проводят праздничные проверки. В сферу их интересов входят: елочные базары, магазины бенгальских огней и т.д. О новогодней проверке оповещают за 24 часа. Уведомить могут через электронную почту или по телефону.

Как часто Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки?

Каждое обращение гражданина в РПН – повод для очередной проверки. Предпринимателям важно помнить, что повторное правонарушение наказывается строго. К примеру, ваше предприятие могут закрыть на 90 суток. При этом вы не освобождаетесь от уплаты административного штрафа и обязанности выполнить предписание.

Проверки Роспотребнадзора: причины, порядок, последствия

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Не меньший интерес для предпринимателей представляют проверки, осуществляемые Роспотребнадзором. Роспотребнадзор – это государственный орган, которому на сегодняшний день переданы полномочия СанЭпидемСтанции. Он контролирует, чтобы продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ на территории Российской Федерации осуществлялись максимально качественно и безопасно для потребителей.

Роспотребнадзор стал лидером по количеству проверок в 2015 году, не считая МЧС – им было проверено 266 тыс. организаций.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор интересуют следующие аспекты деятельности фирмы.

  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и норм (проверяются наличие контрольно-кассовых аппаратов, прейскурантов на товар, правильность оформления ценников, наличие медкнижек у работников, соответствие закону торговой точки (метраж, размеры дверных и оконных проемов, освещение, вентиляция, наличие предусмотренных выходов), качество товаров, соблюдение правил товарного соседства, маркировка и температура хранения товаров, выполнение требований по фасовке товара, наличие договоров на вывоз мусора и дезинфекцию и многое другое).
  • Соблюдение законодательства о защите прав потребителей.
  • Соблюдение правил продажи определенных видов товаров, оказания услуг, выполнения работ (проверяется наличие санитарно-эпидемиологических заключений в отношении товаров, реализация которых требует получения таких заключений (пищевые продукты, детские товары, косметика и парфюм, текстильные изделия, издательская продукция и пр.), наличие сертификатов и деклараций о соответствии в отношении отдельных категорий товаров (топливо, некоторые приборы, оборудование, инструменты).
  • Соблюдение иных нормативных требований (правильность размещения рекламных вывесок, наличие знаков информационной продукции, обеспечивающих информационную безопасности детей и др.).

Что делать, если внеплановая проверка в отношении компании инициирована по анонимной жалобе? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право».

Оставить заявку

Закон предписывает Роспотребнадзору осуществлять проверку всех субъектов предпринимательской деятельности каждые три года. Также отдельным поводом для проверки может стать начало ведения организацией новых видов деятельности (к примеру, фирма начинает торговать алкогольной продукцией).

Исключение составляют организации социальной, образовательной сфер и сферы здравоохранения, которые проверяются гораздо чаще.

Роспотребнадзор может проверить общество и во внеплановом порядке (например, по жалобе гражданина, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, истечения срока на устранение организацией нарушений, выявленных ранее).

О проведении плановой проверки надзорный орган обязан уведомить проверяемого за три дня до начала проверки, о внеплановой – за 24 часа. С 23 января 2015 года организации, занимающиеся продажей продуктов питания или оказывающие услуги общественного питания, о проведении внеплановой проверки не уведомляются (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»).

Это значит, что по жалобе потребителя на нарушение его прав проверяющий из Роспотребнадзора может выехать в течение 24 часов.

Сама проверка не может длиться более 20 рабочих дней (в исключительных случаях этот срок может быть продлен).

В ходе проверки проверяющий производит внешний осмотр объекта, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, анализирует документы организации, проводит различные исследования испытания, экспертизы (например, исследование продукции).

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из Роспотребнадзора в вашем офисе:

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки.
  • Внимательно изучите приказ (распоряжение), а именно каковы цели, задачи, предмет проверки, срок проведения проверки, перечень мероприятий по контролю, список документов, которые требуются от проверяемого.
  • Воспользуйтесь журналом проверок (журнал учета контрольных мероприятий должен быть в каждой организации) и внесите в него данные о проводимой проверке, обязательно предоставьте его проводящему для простановки подписи.
  • По окончании контрольных мероприятий ознакомьтесь с актом проверки, особенно с ее результатами и выявленными нарушениями.

Проверяющий не имеет права:

  • проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
  • проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
  • отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать сроки проведения мероприятий по контролю.

Руководитель организации, в отношении которой проводится проверка, имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с ним;
  • обжаловать действия проверяющих.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки).

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений.

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (статьи 6.3, 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 КоАП РФ).

Обжаловать привлечение к административной ответственности можно в течение 10 календарных дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке главы 22 КАС РФ в течение трех месяцев с момента получения копии предписаний государственного органа.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой ФНС России, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры, читайте в моей предыдущей авторской колонке.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *