Содержание

Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации РФ. Части 1-5

Развернуть ▼
Психологическое обеспечение в гражданской авиации России является системой нормативно-правовых, организационных и методических мер по использованию средств и методов общей и авиационной психологии, направленных на обеспечение безопасности полетов.
Настоящее Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации (далее — Руководство) разработано в соответствии с ФАП «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», приказ ФАС России от 17.02.98 г. № 42. Согласованы с Минюстом России 18.05.98 г. № 3263 (далее — ФАП » Медицинское освидетельствование.»).
При разработке Руководства учтены требования и рекомендации ИКАО, Воздушного кодекса Российской Федерации, Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, ФАП «Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала» (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2000 г. № 2191), «Методических рекомендаций по квалификационным требованиям к врачам-экспертам и психологам врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации». В нем содержатся требования к уровню развития профессионально важных психологических качеств авиаспециалистов, методы и процедуры их оценки, в том числе и в целях профессионального психологического отбора поступающих в учебные заведения гражданской авиации, методы и приемы психопрофилактики и реабилитации, а также основы и методы психологического анализа причин авиационных происшествий и инцидентов.
Руководство предназначено для использования психологами ВЛЭК, учебных заведений, авиапредприятий, а также руководителями территориальных управлений и предприятий Государственной службы гражданской авиации (Росавиации), эксплуатирующих воздушные суда и участвующих в управлении воздушным движением.
С введением в действие настоящего Руководства Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в гражданской авиации (Москва, ВТ. 1986 г.) утрачивает силу.
ЧАСТЬ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Общие положения
2. Психолог гражданской авиации
2.1. Психолог ВЛЭК гражданской авиации
2.2. Психолог авиакомпании
2.3. Психолог учебного заведения
ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Общие положения
2. Организация и порядок проведения психологического обследования
2.1. Организация
2.2. Порядок проведения психологического обследования
2.3. Обработка результатов обследования. Составление заключений и оформление документации
3. Содержание психологического обследования
3.1. Общие положения *
3.2. Методики для группового психологического обследования
3.2.1. Корректурная проба с кольцами. Бланковый вариант
3.2.2. Корректурная проба с кольцами. Автоматизированный вариант
3.2.3. Кольца Ландольта. Бланковый вариант
3.2.4. Кольца Ландольта. Автоматизированный вариант
3.2.5. Перепутанные линии. Бланковый вариант
3.2.6. Шкалы. Бланковый вариант (формы 1 и 2)
3.2.7. Шкалы. Автоматизированный вариант
3.2.8. Отыскивание чисел с переключением (ЧКТ). Бланковый вариант (ЧКТ — форма 1)
3.2.9. Двухцветная таблица. Автоматизированный вариант ЧКТ
3.2.10. Компасы. Бланковый вариант
3.2.11. Компасы. Автоматизированный вариант
3.2.12. Установление закономерности. Бланковый вариант
3.2.13. Установление закономерности. Автоматизированный вариант
3.2.14. Количественные отношения. Бланковый вариант
3.2.15. Количественные отношения. Автоматизированный вариант.
3.2.16. Шифровка. Бланковый вариант
3.2.17. Тест Равена (формы 1 и 2)
3.2.18. Установление направлений. Бланковый вариант
3.2.19. Установление направлений. Автоматизированный вариант
3.2.20. Диктант (формы 1 и 2)
3.2.21. Реакция на движущийся объект. Автоматизированный вариант.
3.2.22. Сортировка слов. Автоматизированный вариант
3.2.23. Лабиринт. Автоматизированный вариант
3.2.24. Штора. Автоматизированный вариант
3.3. Методики исследования личности
3.3.1. СМИЛ (Стандартизированная методика исследования личности). Бланковый вариант
3.3.2. СМИЛ. Автоматизированный вариант
3.3.3. ММИЛ (Методика многостороннего исследования личности). Бланковый вариант
3.3.4. 16-ти факторный тест Кеттела. Бланковый вариант
3.3.5. Направленность личности
3.4. Методики для индивидуального психофизиологического обследования
3.4.1. Запоминание чисел
3.4.2. Рефлекс на время. Неавтоматизированный вариант
3.4.3. Рефлекс на время. Автоматизированный вариант
3.4.4. Отыскивание чисел с переключением (ЧКТ — форма 2)
3.4.5. Абитуриент
3.4.6. План беседы с кандидатами, поступающими на специальность «диспетчер УВД»
3.4.7. План беседы с кандидатами для обучения специальности «пилот», «пилот-инженер», «штурман-инженер»
3.4.8. План беседы с кандидатами для обучения специальности «бортпроводник»
3.5. Методы наблюдения
4. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности «пилот» («пилот-инженер»)
5. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности «штурман» («штурман-инженер»)
6. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности «бортинженер» («бортмеханик»)
7. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности «бортпроводник»
8. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности «диспетчер УВД» («инженер по УВД»)
Приложения
ЧАСТЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРИ МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ
1. Общие положения о медицинской сертификации в гражданской авиации
2. Психологическое обследование при медицинском освидетельствовании
2.1. Задачи психологического обследования
2.2. Показания для психологического обследования
2.3. Обязательное психологическое обследование
2.4. Дополнительное психологическое обследование
2.5. Особенности психологического обследования летного и диспетчерского состава при переучивании на новую технику, выдвижении на должность, направлении в полярные экспедиции и страны с жарким климатом
3. Заключение психолога
Таблицы
ЧАСТЬ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ
1. Обеспечение учебного процесса
2. Психологическая поддержка в период стажировки
3. Психологическая совместимость экипажей воздушных судов и диспетчерских смен
4. Обучение основам авиационной психологии летного и диспетчерского состава, слушателей учебных заведений гражданской авиации.
5. Психопрофилактика, психотерапия, психологическая коррекция.
5.1. Поддержание и развитие основных профессиональных психологических качеств
5.2. Диагностика и коррекция стресса, психотерапия и психопрофилактика
Рекомендуемая литература
ЧАСТЬ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ
1. Исследование человеческого фактора в практике расследования
1.1 Общие положения
1.2. Организация исследования
1.3. Содержание исследования
1.4. Информационное обеспечение исследования
1.5. Оформление результатов исследования
2. Этические нормы в практике расследования
3. Методические рекомендации по психологическому анализу состояния и действий экипажа при расследовании авиационных происшествий и инцидентов
3.1. Рекомендуемая практика работ по исследованию действий экипажа в особых ситуациях полета
3.2. Методические рекомендации по исследованию состояния и действий экипажа в особых ситуациях полета
4. Методические рекомендации по исследованию человеческого фактора в практике расследования авиационных происшествий и инцидентов (управление воздушным движением)
4.1. Исследование человеческого фактора в практике расследования авиационных происшествий и инцидентов
4.2. Основы психологического анализа авиационных происшествий и инцидентов
4.3. Обзор методов и процедур информационного обеспечения психологического анализа

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 ноября 2014 г. N 325 г. Москва «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 декабря 2014 г.

Регистрационный N 35128

В соответствии со статьями 52 и 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318, N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N30(ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615) приказываю:

Внести в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный N 3417) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 28 апреля 2003 г. N 125 (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный N 4879), от 1 ноября 2004 г. N 27 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный N 6129), от 19 сентября 2012 г. N 350 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2013 г., регистрационный N 27043), изменения согласно приложению к настоящему приказу.

Министр М. Соколов

Приложение

Изменения, вносимые в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50

1. В преамбуле приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22.04.2002 N 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (зарегистрирован Минюстом России 07.05.2002, регистрационный N 3417) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 28.04.2003 N 125 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2003, регистрационный N 4879), от 01.11.2004 N 27 (зарегистрирован Минюстом России 22.11.2004, регистрационный N 6129), от 19.09.2012 N 350 (зарегистрирован Минюстом России 13.02.2013, регистрационный N 27043), слова «В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383), подпунктами 75 и 96 пункта 8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 3, ст. 235)» заменить словами «В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30(ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4318,N 53 (ч. 1), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836), N 30 (ч. 1), ст. 4254, N 42, ст. 5615)».

2. В подпункте 6 пункта 1, пункте 13, подпункте 3 пункта 14, подпункте 4 пункта 15, подпункте 10 пункта 15 ФАП МО ГА — 2002 слова «пилот-любитель» в соответствующих падежах заменить словами «частный пилот» в соответствующих падежах, слова «пилот сверхлегких летательных аппаратов» в соответствующих падежах заменить словами «пилот сверхлегкого воздушного судна» в соответствующих падежах.

3. Подпункт 6 пункта 1 после слов «(далее — пилоты АОН)» дополнить словами «, полетные диспетчеры».

4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Сроки действия медицинского заключения:

1) медицинское заключение первого класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.

Когда обладателями свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет) и свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах, управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев.

Когда обладателям свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет), свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочленного экипажа (самолет), занятых выполнением коммерческих воздушных перевозок, исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев;

2) медицинское заключение второго класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев.

Для обладателей свидетельств частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота-планериста, пилота сверхлегких летательных аппаратов, летчика-наблюдателя, парашютиста, бортпроводника, бортоператора и полетного диспетчера старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев;

3) медицинское заключение третьего класса действительно в течение срока, не превышающего 48 месяцев.

Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 12 месяцев;

4) сроки действия, указанные выше, устанавливаются с учетом возраста кандидата на момент прохождения медицинского освидетельствования.».

5. В примечании к пункту 7 слова «по решению председателя ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), согласованному с начальником отдела авиационной медицины и охраны труда Управления персонала и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России,» заменить словами «по представлению руководства эксплуатанта, согласованному с председателем ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), руководителем. Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта».

6. Подпункт 3 пункта 9 изложить в следующей редакции:

«Порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов, а также требования к членам этих комиссий и медицинским экспертам устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации;».

7. В пункте 11:

1) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) члены экипажа воздушного судна, диспетчеры УВД предъявляют во ВЛЭК ГА военный билет (для лиц, наличие военного билета у которых предусмотрено в соответствии с законодательством в области воинской обязанности и военной службы) и документы о состоянии здоровья (медицинская книжка, амбулаторная карта или выписка из нее;»;

2) абзац второй подпункта 10 изложить в следующей редакции:

«Кроме того, коммерческие и линейные пилоты авиакомпаний при достижении возраста 55 и 60 лет проходят обязательное медицинское обследование в условиях стационара ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» (согласно приложению N 5), с последующим освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА.

После достижения пилотами 60-ти лет медицинское обследование в стационарных условиях ФБУ «ЦКБ ГА» проводится ежегодно.».

8. В пункте 12:

1) подпункт 1 исключить;

2) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) кандидаты предоставляют во ВЛЭК ГА медицинскую справку по форме 086/у; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для военнообязанных); медицинские заключения психиатра и врача психиатра-нарколога и дерматовенеролога; результаты анализов на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW».

9. Подпункт 3 пункта 14 после слова «бортпроводники,» дополнить словами «полетные диспетчеры,».

10. Подпункты 3 и 9 пункта 15 после слов «диспетчером УВД» дополнить словами «, полетным диспетчером».

11. Пункт 17 дополнить абзацем вторым в следующей редакции:

«По статьям Требований, предусматривающим негодность к летной работе (УВД, обучению), ЦВЛЭК ГА выносит официальное медицинское заключение1 о годности с отметкой в Медицинском заключении:

1) действительно в течение …. месяцев;

2) годен в качестве второго пилота;

3) годен в составе многочленного экипажа;

4) годен на данном типе воздушного судна;

5) запрещено продление норм полетного времени;

6) годен только без пассажиров.».

12. Пункт 42 изложить в следующей редакции:

«42. По результатам медицинского освидетельствования за текущий год врач авиационного предприятия составляет заключительный акт по результатам медицинского освидетельствования летного состава, диспетчеров УВД, бортпроводников, бортоператоров и пилотов авиации общего назначения (приложение N 13), который утверждается председателем ВЛЭК ГА и направляется руководителю предприятия (начальнику службы) не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным.

Медицинские осмотры, проводимые при медицинском освидетельствовании авиационного персонала при приеме на работу (обучение), при очередных медицинских освидетельствованиях, и медицинские осмотры, проводимые в межкомиссионный период, относятся к категориям предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров.».

13. В подпункте 3 пункта 46 слова «и других специалистов, выполняющих работы на борту воздушного судна,» исключить.

14. В приложении N 1 к ФАП МО ГА — 2002 слова «Государственная служба гражданской авиации Минтранса России» заменить словами «Федеральное агентство воздушного транспорта».

15. В приложении N 3 к ФАП МО ГА — 2002:

1) пункт 12.1 после слова «астенизацией» дополнить словами «и признаками активности патологического процесса»;

2) в графе I пункта 50.3 слова «негодны; на бортинженеров, диспетчеров, бортпроводников — годны» заменить словом «годны»;

3) графу I пункта 52 изложить в следующей редакции:

«Кандидаты на обучение по специальности пилот, штурман, бортинженер (бортмеханик) и курсанты, обучающиеся по указанным специальностям, годны при остроте зрения 0,8 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0; по специальности диспетчер УВД — 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0; бортпроводников — 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0»;

4) графу II пункта 52 изложить в следующей редакции:

«Пилоты годны при остроте зрения 0,5 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0 (при остроте 0,4 на худший глаз, с коррекцией 1,0 — индивидуальная оценка); штурманы, бортинженеры (бортмеханики) — 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 1,0»;

5) графу III пункта 52 изложить в следующей редакции:

«Бортрадисты, парашютисты, частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, пилоты сверхлегких воздушных судов годны при остроте зрения 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 0,8; бортпроводники, бортоператоры, летчики-наблюдатели — 0,1 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией 0,8»;

6) графу I пункта 53 изложить в следующей редакции:

«Годны к обучению на пилотов, штурманов, бортинженеров (бортмехаников) при близорукости не выше 1,0 дптр, дальнозоркости не выше 2,0 дптр, астигматизме 0,75 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; на диспетчеров — при близорукости и дальнозоркости не выше 2,0 дптр, астигматизме 1,5 дптр, анизометропии не выше 1,0 дптр; бортпроводников — при близорукости и дальнозоркости не выше 3,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр»;

7) графу II пункта 53 изложить в следующей редакции:

«Годны при близорукости и дальнозоркости не выше 3,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр»;

8) графу III пункта 53 изложить в следующей редакции:

«Годны бортрадисты, парашютисты, частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, пилоты сверхлегких воздушных судов при близорукости и дальнозоркости не выше 5,0 дптр, астигматизме 2,0 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр; бортпроводники, бортоператоры, летчики-наблюдатели — при близорукости не выше 5,0 дгор, дальнозоркости не выше 4,0 дптр, астигматизме 2,5 дптр, анизометропии не выше 2,0 дптр»;

9) пункт 63.1 изложить в следующей редакции:

«63.1. Повышение порогов слуха на каждое ухо в отдельности более 35 дБ на любой из частот 500, 1000, 2000 Гц; и/или более 50 дБ на 3000 Гц. Разговорная речь менее двух метров на каждое ухо в отдельности»;

10) пункт 63.2 изложить в следующей редакции:

«63.2. Повышение порогов слуха на каждое ухо в отдельности 35 дБ и менее на любой из частот 500, 1000, 2000 Гц; и/или 50 дБ и менее 3000 Гц. Разговорная речь два метра и более на каждое ухо в отдельности».

16. В приложении N 5 к ФАП МО ГА -2002:

1) абзац четвертый пункта 6 после слова «шепотной» дополнить словом «,разговорной»;

2) абзац седьмой пункта 6 после слов «лицам летного состава» дополнить словами «и диспетчерам УВД», слова «5 лет» заменить словами «4 года»;

3) абзац второй пункта 9 дополнить словами «, а также курсантам (студентам) при перерыве в учебе более четырех месяцев»;

4) абзац седьмой пункта 9 исключить;

5) пункт 9 дополнить абзацем в следующей редакции:

«Объем психологического обследования регламентирован руководством по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации.»;

6) подпункт 10.5 после слова «цитологическое» дополнить словами «и бактериологическое (на флору)» далее по тексту;

7) подпункт 10.6 изложить в следующей редакции:

«10.6. Исследования крови на сифилис (экспресс-методом с забором крови из пальца), ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С проводятся: кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации, курсантам, авиационному персоналу — при поступлении на работу, а также по медицинским показаниям; ПСА — с 40-летнего возраста — один раз в три года, а при достижении 50-летнего возраста — ежегодно, а также по медицинским показаниям; онкомаркер специфический (СА-125) женщинам после 40 лет при очередном медицинском освидетельствовании.»;

8) в подпункте 10.7 слова «территориальных органов здравоохранения» заменить словами «в установленном порядке»;

9) подпункт 10.8 изложить в следующей редакции:

«10.8. Экспресс-тестирование на наличие наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их метаболитов в организме проводится кандидатам, поступающим в учебные заведения гражданской авиации на обучение на пилота, диспетчера УВД, бортпроводника, курсантам (студентам) учебных заведений гражданской авиации, авиационному персоналу при очередном медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА.»;

10) пункт 11 дополнить подпунктом 11.3 в следующей редакции:

«11.3. Женщинам в возрасте старше 40 лет с периодичностью один раз в два года проводится маммография или УЗИ молочных желез.»;

11) в абзаце втором пункта 15 слова «общий белок и белковые фракции, С-реактивный белок» исключить, слова «холестерин, альфа-холестерин, триглицериды» заменить словами «липидный спектр»;

12) абзац четвертый пункта 15 дополнить словами «, магистральных сосудов головы (ДС МАГ)»;

13) абзац пятый пункта 15 исключить;

14) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Объем обследования пилотов авиации общего назначения включает: флюорографию органов грудной клетки, ЭКГ, клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сахар, по достижении 50 лет — биохимический анализ крови, ДС МАГ.

При первичном медицинском освидетельствовании дополнительно проводится ЭЭГ и аудиометрия.»;

15) дополнить пунктом 17 в следующей редакции:

«17. Дополнительные медицинские исследования проводятся при наличии медицинских показаний.».

17. В приложении N 6 к ФАП МО ГА — 2002:

1) абзац первый статьи 27 изложить в следующей редакции:

«Антропометрические показатели кандидата к обучению на пилота должны соответствовать эргономическим условиям кабины летательного аппарата»;

2) статью 42 дополнить абзацем в следующей редакции:

«Оценка годности к летной работе пилотов с серопозитивной реакцией на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) проводится ЦВЛЭК ГА после углубленного медицинского обследования в условиях стационара.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) является основанием для негодности. При вирусоносительстве ЦВЛЭК ГА по результатам медицинского и психологического обследования может вынести заключение о годности. Критериями годности к летной работе пилотов с серопозитивной реакцией на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) являются: бессимптомное течение инфекции (вирусоносительство), отсутствие специфического ВИЧ-симптомокомплекса, приемлемые показатели иммунного статуса (количественные показатели CD4+ Т клеток), отсутствие ВИЧ-ассоциированных (оппортунистических) заболеваний, отсутствие показаний для приема антиретровирусных лекарственных препаратов»;

3) абзац восьмой статьи 48 изложить в следующей редакции:

«После фоторефракционных операций по поводу аномалий рефракции по всем графам признаются годными через один месяц после оперативного вмешательства при отсутствии изменений в оптических средах и на сетчатке глаза.»;

4) статью 63 изложить в следующей редакции:

«Кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации, и наземный состав, поступающий на летную работу бортинженером, бортмехаником, бортрадистом, должны воспринимать шепотную речь с расстояния не менее шести метров и иметь пороги слуха, соответствующие порогам возрастной нормы по всему диапазону частот при аудиометрии.

При определении слуховой функции применяются методы исследования: акуметрия (шепотная и разговорная речь), исследование камертонами, тональная пороговая аудиометрия, речевая аудиометрия, отоакустическая эмиссия, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, импедансометрия.

Изолированное повышение порогов для частот 4000-8000 Гц до 30-40 дБ не служит основанием для установления клинического диагноза. Обследуемый с повышением порогов слуха выше указанных в пункте 63.1 приложения N 3 к ФАП МО ГА — 2002 может быть признан годным при условии, что он имеет нормальную остроту слуха при проведении речевой аудиометрии в условиях шумового фона, воспроизводящего или имитирующего обычный шум в кабине воздушного судна, который накладывается на речь и сигналы радиомаяков, либо шум рабочего места диспетчера УВД (тест разборчивости речи). Важно, чтобы шумовой фон был репрезентативным для шума в кабине воздушного судна того типа, в отношении которого действуют свидетельство и квалификационные отметки обследуемого. В качестве альтернативы можно проводить практическую проверку слуха при тренировке на тренажере воздушного судна того типа, в отношении которого действуют свидетельство и квалификационные отметки в свидетельстве обследуемого (акт двустороннего ведения радиообмена).

Лица из числа авиационного персонала с нейросенсорной тугоухостью шумовой этиологии при установлении у них частичной или полной утраты профессиональной трудоспособности признаются негодными.

Летному составу с нейросенсорной тугоухостью не допускается увеличение продолжительности полетного времени свыше установленной нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации.».

18. В приложении N 14 к ФАП МО ГА — 2002:

1) в абзаце втором пункта 1 слово «фельдшер» заменить словами «специалист со средним медицинским образованием»;

2) в подпункте 1.3 слова «авиационному персоналу, включенному в задание на полет,» исключить;

3) подпункт 1.6 изложить в следующей редакции:

«1.6. При задержке отправления на шесть часов и более или если промежуток времени между двумя частями полетной смены, разделенной на части, составляет шесть часов и более, предполетный медицинский осмотр проводится повторно.»;

4) в подпункте 1.11 слова «Руководитель полетов медицинский осмотр проходит последним и обеспечивает своевременную явку на предсменный медицинский осмотр персонала всей смены УВД.» исключить;

5) подпункт 1.14 исключить;

6) в подпункте 1.17 слова «авиаспециалисты, участвующие в полете» исключить;

7) подпункт 2.2 дополнить абзацем в следующей редакции:

«Выборочно проводится экспресс-тестирование на наличие в организме наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и их метаболитов.»;

8) в абзаце третьем подпункта 3.1 слова «авиационный специалист, участвующий в полете,» исключить;

9) в подпункте 3.2 слова «и авиационного персонала» исключить;

10) в подпункте 3.5 слова «отдел авиационной медицины и охраны труда Управления персоналом и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России» заменить словами «Управление летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта».

1 Глава 1 приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу» к Конвенции международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944). Издание десятое, 2006, Международная организация гражданской авиации.

Прохождение ВЛЭК для бортпроводников. Аэрофлот. Этихад. 

Расскажите нам что такое ВЛЭК и «с чем его едят» ?

Елена Лучкина (Арофлот)

ВЛЭК — это самый страшный сон для любого начищающего бортпроводника. Это единственное, что отделяет тебя на шаг от мечты. Чтобы начать его прохождение, необходимо получить направление в тренажерном комплексе Аэрофлота «суша-вода» после успешного прохождения собеседования. ВЛЭК Аэрофлота находится на Соколе, чтобы его пройти, требуется по меньшей мере 3 дня и то, если повезет. В основном все проходят его в течение недели. А все потому, что первыми в огромных очередях с 6 утра проходят пилоты, затем действующие бортпроводники, а затем уже новички.

ВЛЭК — дело серьезное, к нему нужно подойти ответственно: до его прохождения сдать множество анализов, собрать все справки, пройти нарколога, психиатра, потратить полтонны нервов и времени. Но поверьте, оно того стоит. Врачи из комиссии, конечно, строгие, ведь в такой профессии, я считаю, поблажек быть вообще не должно, но и справедливые. «Валить», как опасаются некоторые новички, они не будут. Показатели здоровья должны быть практически безупречными. Но на самом деле не все так грустно и страшно, как кажется. На ВЛЭКе я подружилась со многими девчонками, слушала безумные и интересные истории из жизни стюардесс на борту. Больше всего мне понравился психолог — женщина настолько милая и доброжелательная, что страх улетучился сам собой. Вы ведь понимаете, что получить заветную печать: «годен», мечтает каждый, кто появляется в этом здании. Поэтому страх и бесконечное волнение перед ВЛЭКом испытывают беспрерывно.

Психолог, кстати, является заключительным врачом, который и определяет проф. пригодность будущих бортпроводников!

В последний день мы приходим за заветной печатаю к председателю и выпиской заключения. Вы знаете, это был самый счастливый день за все мои 18 лет! Я шла и плакала от радости, что обратного пути нет, и понимала, что мечта сбылась! В момент, когда заключение на руках, счастливее, чем мы нет людей! Прошедшие через все это меня поймут.

Расскажите нам, как проходят ВЛЭК в Эмиратах ?

Алина Круминя (Этихад)

Мед. комиссию в ОАЭ проходят уже во время учебы. Всех привозят в мед. центр авиакомпании (Etihad medical center). Там вам выдают сменную одежду. Потом заводят в конференц зал, рассказывают: каких врачей вы сегодня будете проходить. Затем вас по очереди вызывают. Сначала анализы. Проверяют слух, зрение. Делают прививки. Взвешивают, измеряют. Высчитывают индекс. Проверяют состояние кожи, зубов. Тест на наркотики и тд.
Сертификат о годности/не годности выдают в тот же день.

Планируют это так, чтобы никто по возможности не сидел в очереди. На прохождение мед комиссии авиакомпания заранее записывает группы в разное время.

В случае, если в дальнейшем у работников возникают проблемы со здоровьем и какие-либо жалобы, они могут обращаться в медицинский центр авиакомпании. Обслуживание и медикаменты — бесплатно.

За прохождение мед. комиссии так же платить не нужно.

Присланное:

1 этап отбора бортпроводника компании Аэрофлот.

Изначально вы заходите в конференц-зал и начинается презентация, после которой вам объяснят некоторые тонкости профессии, как все происходит на самом деле, дают время понять нужно вам это или нет, также вы сможете задать вопросы, постарайтесь воспользоваться этой возможностью, дабы обратить внимание на себя в благих целях.

Далее идёт собеседование(очень волнительно), сказать что могут конкретно спросить как на русском, так и на английском языке просто невозможно, потому что как правило вопросы совершенно у всех каждый раз разные, но на мой взгляд главное чтобы вы понимали что вам говорят и могли вести диалог. Поэтому старайтесь отвечать грамотно и с улыбкой.

Касательно внешнего вида: девушки, берите с собой сменную обувь, потому что если вы пройдете 1 этап вас будут фотографировать в пилотках, а одно из фото в полный рост. Стиль одежды деловой, сдержанный, красивый макияж, который подчеркивает ваши достоинства.

Если у вас есть татуировки на: шеи, руках(до плеча), ногах, то даже не идите пока не сведете, потому что если вам это удастся скрыть на собеседовании, то на ВЛЭК вас просто не пропустят. Самое главное будьте уверены в себе и улыбайтесь.

2 этап отбора бортпроводника компании Аэрофлот.

Фото претендентов в пилотках!

P.S.ПРЕТЕНДЕНТЫ,ВАМ МОГУТ ЗАДАТЬ АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ ВОПРОС НА РУССКОМ И НА АНГЛИЙСКОМ, ПОТОМ С ВАМИ ПРОРАБОТАЮТ КАКУЮ-ЛИБО ТЕМЫ СВЯЗАННУЮ С АВИАЦИЕЙ (СИТУАЦИЯ НА БОРТУ,В АЭРОПОРТУ И ТАК ДАЛЕЕ).Английский нужно знать, уметь строить предложения и понимать речь. Однако Вам могут предложить попробовать позже или в Добролет с верой что вы все выучите.

Информация для тех кто проходит ВЛЭК самостоятельно и будет подтверждать его в Москве,а именно ОАО Аэрофлот.

После прохождения собеседования, рассмотрения Ваших фото в пилотках в течение 2 недель Вам придет приглашение, содержащие примерно такой текст «Уважаемый кандидат в бортпроводники!

Вы успешно прошли первый этап отбора кандидатов на вакансию бортпроводника авиакомпании «Аэрофлот». Приглашаем Вас … или … к 14.00 часам в Тренажерный комплекс «Суша-вода», расположенный в районе Шереметьево-1.» Там Вам выдадут оригинал направления на ВЛЭК. С ним и Вашим готовым ВЛЭК идете по указанному адресу,там проходите тех врачей которые оказались не пройдены или только терапевта,Вам подтверждают результаты и Вы едите в отдел персонала для заключения ученического договора.

P.S. Если Вы проходите ВЛЭК самостоятельно,заблаговременно оповестите об этом и какого числа сможете подъехать в тренажерный комплекс суша-вода по данному e-mail: bortprovodnik@aeroflot.ru
ВЛЭК на Соколе (Аэрофлот).

Прием у секретаря-Раиса Викторовна начинается где-то в 8.10, поэтому хотя бы к 8 утра уже нужно быть на месте, чтобы быть, если что, в начале очереди. Секретарь Вам все расскажет, в какие кабинеты идти сначала и что делать, даст направление на анализы к некоторым врачам.

Главное, запомните : не пройдя гинеколога нельзя идти к дерматологу, без дерматолога не примет хирург, а терапевт последний.

Перед ВЛЭК лучше соблюдать диету. Не ешьте сладкого, соленого, жирного, а то мало ли на анализах отразиться (поешьте лучше гречки, попейте гранатовый сок, потому что с гемоглобином почти у всех проблемы. Перед самим ВЛЭК, то есть как ехать в мед.центр Аэрофлота съешьте 2 сочных, больших граната и результаты анализов будут супер.)

И на ВЛЭКе действующие бортпроводники и командиры идут без очереди, так что смиряемся и улыбаемся. Везде с улыбкой и спокойствием,если какая-то непонятная ситуация,то не скандальте,а идите к секретарю, иначе всё равно будете виноваты.

Отдельно пишу про гинеколога: девочки, девушки, женщины, если у вас есть эрозия или подозрения (то есть чтобы знать как только Вам придет ответ от Аэрофлота, что Вас приглашают к прохождению второго этапа (ВЛЭК) идете к своему гинекологу) делаете кольпоскопию и ещё несколько анализов (гинеколог их назначит, все возьмут на месте), Вам назначат лечение (в нём нет ничего страшного), как правило оно длится 3 месяца, то есть начнете его перед тем как ехать на ВЛЭК. Возможно гинеколог скажет показаться до стажерских полетов.

Профессия стюардессы считается престижной и высокооплачиваемой. Многих девушек и юношей привлекает работа бортпроводниками в первую очередь из-за возможности много путешествовать.

Но для большинства вопрос о том, как стать стюардессой остается открытым. Обучение и трудоустройство не такое сложное, как многим кажется. Специально учиться для этого в вузе не придется, достаточно будет пройти профильные курсы.

Требования

У каждой авиакомпании свои требования к кандидатам на должность стюардесс и стюардов. При этом можно выделить основные критерии, по которым авиаперевозчики отбирают сотрудников:

  • образование;
  • знание иностранных языков;
  • состояние здоровья;
  • возраст;
  • рост;
  • размер одежды;
  • внешность;
  • гражданство;
  • наличие судимостей;
  • воинская обязанность.

На должность бортпроводника могут претендовать лица со средним образованием, то есть достаточно окончить 11 классов. Но у кандидатов с высшим образованием больше шансов.

Иностранный язык

Для работы на внутренних рейсах достаточно знания базового английского. Чтобы обслуживать пассажиров на международных маршрутах потребуется знать язык в совершенстве. Требования предъявляются как к устной так и письменной речи. Но еще лучше, если кандидат знает несколько иностранных языков.

Здоровье

Работа бортпроводником предполагает отсутствие проблем со здоровьем. Регулярные перелеты, частая смена часовых и климатических поясов требуют выносливости, высокой степени адаптации.

Состояние здоровья оценивает специальная комиссия — врачебно-летная экспертная комиссия. С особым вниманием подходят к проверке зрения, а также сердечно-сосудистой и нервной систем.

Проводится и психологическое тестирование. Это нужно для оценки стрессоустойчивости, дисциплинированности, коммуникабельности и организаторских способностей.

Возраст

Стать бортпроводниками могут молодые люди от 18 лет. Большинство авиакомпаний для людей без опыта работы ставит возрастную планку в 26 лет. А тем, у кого есть опыт в этой профессии — возраст должен быть не старше 35 лет.

Рост

В описаниях вакансий стюардесс и стюардов указывают такие пределы роста:

  • для женщин — 160-175 см;
  • для мужчин — 170-185 см.

Это связано с тем, что бортпроводник должен легко дотягиваться до верхних полок с ручной кладью. Обычно они располагаются на высоте 212 см от пола. Рост ниже среднего вызовет ограничения в этом плане. А слишком высокой стюардессе придется все время нагибаться.

Размер одежды

Телосложение и девушек и молодых людей должно быть средним. Размеры одежды:

  • для женщин — от 42 до 46;
  • для мужчин — 46 до 54.

Авиакомпании по ряду причин не заказывают униформу plus-size:

  • Бортпроводник должен проходить между рядов кресел в салоне не задевая пассажиров.
  • Лишний вес может помешать выполнению экстренных действий при эвакуации.
  • Также это связано со свободным входом и выходом пассажиров из лайнера.

Внешность

Авиаперевозчики выдвигают требования не только к размерам одежды будущих бортпроводников, но и к другим параметрам внешнего вида. На лице и видимых участках тела не должно быть шрамов, рубцов, родимых пятен или других эстетических дефектов.

Татуировки и пирсинг у будущих сотрудников отдельные авиаперевозчики вообще не допускают. Некоторые компании более лояльны — требования распространяются, только на открытые части тела, которые видны из-под униформы.

Гражданство

Российские авиакомпании берут на работу только граждан РФ. Иногда исключение делают для жителей Беларуси.

Судимость

Требования к безопасности в авиации высокие, поэтому при приеме на работу кандидата тщательно проверяют на наличие судимостей, которые недопустимы.

Воинская обязанность

Юноши, которые не прошли службу в армии не смогут устроиться на борт. А негодные к военной службе молодые люди вряд ли пройдут медицинскую комиссию

Аэрофлот

Самая крупная авиакомпания в России — Аэрофлот. Ее маршрутная сеть насчитывает несколько десятков международных и внутренних рейсов. Статус надежного перевозчика и социальная программа для сотрудников привлекает многих.

Требования компании к кандидатам на должность бортпроводника следующие:

  • Образование не ниже полного среднего.
  • Знание английского языка. Для части направлений необходимо владеть языком страны, в которую совершаются полеты.
  • Наличие военного билета для мужчин.
  • Возраст от 18 до 35 лет.

Чтобы работать в бизнес-авиации потребуется высшее образование, отличное владение английским и возраст от 23 до 40 лет.

Отбор

Для трудоустройства нужно заполнить анкету и приложить фотографии. Сделать это можно онлайн на сайте выбранной авиакомпании. Если кандидатура будет одобрена — на электронную почту придет оповещение и можно будет участвовать в дальнейшем конкурсе.

Сначала все проходят собеседование, а при его успешном прохождении кандидат направляется на медицинскую комиссию.

Включает в себя беседу с членами приемной комиссии, тестирование по психологии и экзамен по английскому или другому языку. Кандидату нужно будет рассказать о себе. Плюсом будут спортивные достижения, медицинское образование или курсы личностного роста и управления гневом.

Часто приходится отвечать на стандартные вопросы:

  • почему именно эта должность и что в ней больше всего привлекает;
  • почему именно эта компания;
  • что нравится в работе с людьми и сфере обслуживания.

Оцениваться будут не только образование и внешний вид, но и манера подать себя, тембр голоса, общий уровень культуры. Предпочтение отдается вежливым, уверенным в себе кандидатам.

После удачной беседы нужно будет пройти психологические тесты на степень адаптации к критическим ситуациям, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

К экзамену по иностранному допускаются кандидаты, прошедшие первые два этапа. Для подтверждения уровня владения языком нужно пройти грамматические тесты, аудирование, а завершит испытание беседа.

Медосмотр

К медосмотру нужно подготовить справки от нарколога, из туберкулезного, психиатрического и кожно-венерологического диспансеров. Придется также сдать анализы.

Заранее потребуется пройти обследование у хирурга, лора, окулиста, невролога. Также членам медицинской комиссии предоставляются результаты флюорографии, ЭЭГ, ЭКГ.

Только рассмотрев весь пакет документов, ВЛЭК решает пригоден ли человек к работе бортпроводником.

Успешно прошедший собеседование и медкомиссию кандидат оправляется на специальные курсы. В основном авиакомпании проводят их в Москве. Проживание во время обучения и расходы на дорогу авиакомпанией не оплачиваются.

Курсы проходят в течение 90 дней с занятиями 6 раз в неделю по 8 часов. Там преподают правила поведения в экстренных ситуациях, устройство самолетов, нормативную документацию, связанную с авиаперевозками. Студентов тренируют на макетах авиалайнеров.

Практика

Завершающий этап перед работой — практика. Стажировка проходит на рейсах авиакомпании общей продолжительностью в 30 часов.

Курсы бортпроводников

Чтобы стать стюардессой можно пройти обучение в профильной школе. Это могут быть как отдельные частные школы, так и при авиакомпаниях. Обучаясь у конкретного перевозчика необходимо будет отработать в компании в течение 3 лет. В среднем курсы длятся 2-4 месяца.

Школы

Обучение можно пройти в следующих школах:

  • Учебно-тренировочный центр аэропорта Внуково. Там периодически проводятся курсы первичного обучения.
  • Авиашкола Аэрофлота. Цена обучения с учетом практики составляет 65 тыс. рублей. Курс длится 50 дней.
  • Школа бортпроводников в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске и Краснодаре. Обучение длится 2,5 месяца, а стоимость курса вместе с практикой составляет 65 тыс. рублей.
  • Школа стюардесс «Скай-Джет». Курс по основам работы бортпроводника продолжительностью в 2,5 недели стоит 30 тыс. рублей. Обучение стюардесс и стюардов для бизнес-авиации длится 30 дней по цене 70 тыс. рублей.
  • Авиационно-транспортный колледж в Санкт-Петербурге по специальности «Сервис на транспорте».

Программа

Обучение в школе бортпроводников можно разделить на следующие блоки:

  • Правила поведения в экстремальной ситуации — эвакуация пассажиров, экстренная посадка.
  • Медицинская помощь.
  • Экспресс-курс английского языка.

Будущих работников учат пользоваться спасательным оборудованием. Также обязательно изучается устройство авиалайнеров.

В конце все студенты проходят практику. На тренажерах, которые имитируют салон самолета будущие бортпроводники отрабатывают навыки поведения в критических ситуациях.

Обязанности

Главное в работе стюардессы — контроль за безопасностью пассажиров во время полета. Кроме этого:

  • встреча и размещение клиентов;
  • предполетный инструктаж;
  • оказание экстренной медицинской помощи при необходимости;
  • контроль поведения пассажиров;
  • осмотр салона для выявления посторонних или запрещенных предметов;
  • раздача еды и напитков.

Также бортпроводники следят за климатическими показателями в салоне, проверяют комплект средств спасения.

Плюсы и минусы профессии

В работе стюардессой есть и достоинства, и недостатки. К первым относят:

  • Ранний уход на пенсию — в среднем это в возрасте 45 лет. Но при этом летный стаж должен составлять 10 лет, а общий — не меньше 20 лет.
  • Скидки на авиабилеты.
  • Возможность посмотреть мир.
  • Высокая зарплата и привлекательный социальный пакет.
  • Возможность улучшить знание иностранных языков.
  • Бесплатное питание.

Недостатком этой профессии считают ненормированный рабочий день, повышенный уровень стресса. А из-за частых перелетов развиваются профессиональные заболевания — варикоз, проблемы с позвоночником. Также возможны трудности при беременности.

Большинство российских авиаперевозчиков регулярно пополняют штат бортпроводников — отборы проходят несколько раз в год. Если кандидат подходит под все требования, то устроиться работать стюардессой или стюардом вполне возможно.

Где научиться профессии стюардессы и что для этого нужно?

Многие девушки желают узнать, как стать стюардессой, какие требования предъявляют к данной профессии и где можно пройти специальные курсы. На все эти вопросы мы даем ответы в статье.

Прежде чем составлять анкету и посылать ее в представительство авиакомпании, нужно определиться с тем, стоит ли двигаться в данном направлении. Ведь труд стюардессы сложный и есть множество минусов профессии. Также помните и о том, что ежегодно требования к работе сильно повышаются и отвечать им могут далеко не все.

Преимущества

Выучиться на стюардессу – мечта многих девушек. Данная профессия олицетворяет романтику, красоту, престижность. Но есть и другие плюсы:

  1. Возможность побывать в разных странах.
  2. Существуют скидки для сотрудников авиакомпаний при покупке билетов.
  3. Высокая заработная плата.
  4. Практика для улучшения навыков разговора на иностранном языке.
  5. Общение с новыми людьми.
  6. Длительный отпуск.
  7. Выходные можно проводить за границей за счет компании.
  8. Бесплатное питание.

Недостатки

Чтобы не разочароваться с выбором профессии в будущем, следует отдавать отчет в том, что здесь существует и другая сторона медали. Среди основных минусов выделяют:

  • Длительное хождение на каблуках в условиях неустойчивости приводят к проблемам со спиной и варикозному расширению вен.
  • Постоянный стресс, ненормированный рабочий день, эмоциональные перегрузки и частое пересечение часовых поясов приводят к различным последствиям, из которых чаще всего беспокоит бессонница.
  • Трудно наладить личную жизнь, создать семью, так как постоянное отсутствие жены дома не понравится мужчине.
  • Сложности с вынашиванием ребенка, которые вытекают из-за перепадов давления, пребывания на разных высотах, воздействия шума, радиации и пр.
  • Короткий срок работы – преимущественно уже в 30 лет девушки выходят на пенсию.
  • Нужно всегда быть готовой к вылету.
  • Нельзя употреблять спиртное.

Общие требования

Далеко не каждый желающий может попасть на работу в авиакомпанию в качестве бортпроводника. Для этого придется отвечать определенным условиям. Они появились не просто так, и каждое из требований вытекает из каких-либо ситуаций в процессе полета.

Перед тем как подать заявление и заполнить анкету на вакансию, проверьте, обладаете ли вы следующими качествами:

  1. Возраст от 18 до 26, если устраиваетесь в авиакомпанию без опыта работы или до 30 лет при наличии профессиональных навыков.
  2. Есть аттестат о получении среднего образования.
  3. Идеальное здоровье.
  4. Рост хотя бы 160 см, чтобы доставать до полки с чемоданами, но и слишком высокий (выше 185 см) также не подходит, так как стюардессе придется постоянно нагибаться.
  5. Лишняя полнота или худоба исключаются, так как внешность должна быть привлекательной, предпочтительный размер одежды 46-48 для девушек и 54 для парней.
  6. Нательные украшения (татуировки, пирсинг) или видимые шрамы считаются неприемлемыми.
  7. Умение хорошо плавать.
  8. Желательно иметь опыт в профессиях, связанных с обслуживанием клиентов и общением.
  9. Нужно владеть различными иностранными языками, помните, что сегодня знать лишь английский уже недостаточно, идеально, если вы умеете разговаривать на немецком, французском или китайском.
  10. Отсутствие судимостей в прошлом.
  11. Проверяется и дикция, тембр голоса.
  12. Стрессоустойчивость.
  13. Физическая и эмоциональная выносливость.
  14. Пунктуальность.

Если вы желаете попасть на работу в «Аэрофлот», тогда среди требований будет российское гражданство и московская прописка.

Как стать стюардессой?

Чтобы проявить себя на данной стезе, не нужно заканчивать высшие учебные заведения и обладать какими-либо особыми навыками. Всему необходимому вас научат. Но сначала придется пройти сложный путь.

Опишем основные этапы.

Анкета

На официальном сайте выбранной авиакомпании нужно найти специальную анкету для тех, кто желает устроиться на работу. На все поставленные вопросы следует отвечать правдиво. Постарайтесь перечислить как можно больше положительных навыков и качеств.

Важна искренность и профессионализм. Не бойтесь, если у вас нет опыта. Предоставьте свои фотографии и перечислите личностные характеристики, укажите владение иностранными языками. Обратите внимание, что фото подбирать придется тщательно. Не стоит отсылать снимки с другими людьми, на вечеринках или застольях. Предложите варианты, где нанесен скромный дневной макияж, хорошо видно лицо и фигуру.

Собеседование

Если анкета заинтересует руководителей, кандидату предложат прийти на собеседование. Приготовьтесь к нестандартным и сложным вопросам. Так проверяют то, сможете ли вы выпутаться из необычной ситуации, как реагируете на стресс и ведете себя в разных обстоятельствах.

Постарайтесь не растеряться и выглядеть коммуникабельной и стрессоустойчивой личностью. Но и не стоит привирать. Лучше отвечать искренне и не скрывать очевидных фактов. Возможно, вам придется доказать владение указанными языками или отвечать на абсурдные вопросы, которые, казалось бы, совершенно не связаны с профессией.

Медицинское обследование

Если предыдущие этапы вы прошли успешно, самое время проверить здоровье. Любые отклонения станут серьезной преградой на пути к мечте. Поэтому каждого просят пройти специальную врачебно-летную экспертизу.

Когда какой-либо из врачей, осматривающих вас, выявит нарушения, процедура проверки завершается. Проблемой может стать даже плохое зрение или показатели артериального давления. Также проводится тест координации и работы вестибулярного аппарата.

Обучение

Если предварительная проверка прошла успешно, и вы отвечаете всем требованиям авиакомпании, тогда наступает процесс подготовки к работе. Помните, что изначально вам не нужно самостоятельно штудировать учебники. Все необходимые знания предоставят в свое время.

Нередко такие программы предлагают бесплатно или с частичной оплатой в пределах авиакомпании. Курсы могут длиться от двух до шести месяцев. После этого следует экзамен, на котором нужно дать правильные ответы на все вопросы из теории, а также пройти практическое задание в своеобразном симуляторе.

Дальше следует 30-часовая стажировка с инструктором в реальных условиях. И только после этого выдают сертификат о присвоении звания стюардессы. После прохождения бесплатных курсов берут в штат компании и составляют договор, согласно которому вы не имеете права на протяжении трех лет поменять свое место деятельности или уволиться.

Помните, что сначала придется работать на условиях испытательного срока. Любые нарушения правил, конфликты с пассажирами, неумение справиться с какими-либо обстоятельствами, ошибки могут привести к разрыву контракта. При этом все затраты придется возместить.

Куда поступать?

Существует два варианта того, где можно стать бортпроводником. Один из вариантов описан выше, когда заинтересованная в сотрудниках авиакомпания предлагает курсы в пределах собственной фирмы. Тогда обучение может быть полностью или частично бесплатным с обязательным трудоустройством.

В ином случае можно найти отдельные школы, которые предлагают специальную программу подготовки будущих бортпроводников. В России это:

  • технический университет гражданской авиации в Москве или Санкт-Петербурге;
  • авиационное училище им. Новикова в Санкт-Петербурге;
  • учебно-тренировочные центры в разных городах;
  • ЧУ ДПО «Школа бортпроводников»;
  • Jet Service.

Также подобные курсы предлагают такие авиакомпании, как «Аэрофлот», «S7», «Трансаэро». Можно обратиться и в школу, работающую на территории аэропорта Внуково. Их стоимость бывает разной – от 30 до 100 тысяч рублей. Но в каждом случае нужно внимательно читать требования и правила, оплачивается ли обучение студентами или есть шанс устроиться на работу после экзамена и выплатить задолженность в счет будущей зарплаты.

Профессиональные навыки

Казалось бы, что должна уметь стюардесса? Одеваются они всегда одинаково (пилотка и костюм), подают напитки и еду, повторяют одни и те же правила при взлете и посадке. На самом деле в процессе обучения нужно усвоить огромное количество важной информации:

  1. Правила обслуживания в салоне.
  2. Действия при аварийных ситуациях, крушениях и пр.
  3. Основы самолетостроения.
  4. Медицинские навыки, в которые входит не только оказание первой помощи, но и принятие родов.
  5. Обучают основам макияжа.
  6. Навыки общения со сложными пассажирами, детьми и пр.
  7. Повышение уровня владения иностранными языками.
  8. Изучается психология.
  9. Осваивают технику ведения переговоров с террористами и т. д.

Часть подготовки проходит на специальных тренажерах. После чего нужно обязательно пролетать 30 часов в условиях реальной работы с инструктором и только после этого получить сертификат.

Видео: как стать стюардессой Аэрофлота?

Заработная плата

Один из самых привлекательных аспектов данной профессии является финансовая часть. Но стоит понимать, что уровень зарплаты зависит от множества факторов:

  • класса стюардессы;
  • опыта;
  • авиакомпании;
  • наличие жалоб или благодарностей от пассажиров;
  • оценки на экзамене;
  • дополнительных доплат и бонусов;
  • направлений рейсов;
  • количества отработанных часов за месяц и т. д.

Самая низкооплачиваемая должность у неопытных стюардесс третьего класса, которые только начали свой профессиональный путь. Они получают за месяц около 20-25 тысяч рублей. Намного лучше зарплата у тех, кто уже добился повышения, стоимость труда может достигать в таком случае 60-90 тысяч за месяц.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *