Содержание
государственное устройство:
конституционная монархия и Королевство Содружества
Столица: Лондон
географические координаты: 51 30 N, 0 05 Вт
Административно-территориальное деление
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из 2 административно-политических частей:
Великобритания:
Англия (9 регионов, 6 метрополитенских графств, 28 неметрополитенских графств, 55 унитарных единиц, Большой Лондон и острова Силли),
Уэльс (9 графств, 3 города, 10 городов-графств),
Шотландия (32 области),
Северной Ирландии:
Северная Ирландия (6 графств , 26 районов).
Зависимые территории:
Ангилья, Бермудские острова, Британские территория в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские острова, Гибралтар, Монтсеррат, остров Питкэрн, остров Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, острова Теркс и Кайкос
Независимость:
с 12 апреля 1927;
известные ранее даты: 927 н.э. (образование небольшого английского королевства Юнайтед);
3 марта 1284 (принятие Устава Хритлане о сотрудничестве Англит и Уэльса);
1536 (Закон Союза официально объединяет Англию и Уэльс);
1 мая 1707 (Акт Союза официально объединяет Англию и Шотландию, в единое государство — Великобританию);
1 января 1801 (Союз Деян официально объединяет Великобританию и Ирландию в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); 6 декабря 1921 (англо-ирландский договор формализует раздел Ирландии, — шесть округов остаются частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии)
Национальный праздник:
Великобритания не празднует, какой либо один национальный праздник
Конституция:
не написана, отсутствует;
в качестве конституции применяются частично уставы, частично общее право и практика;
обратите внимание — последние дополнения включают Закон о правах человека от 1998 года, законом о местном самоуправлении 2010 года, а так же другие законы (2011)
Правовая система:
Система общего права;
имеет рекомендательный характер судебного пересмотра парламентских актов в соответствии с Законом о правах человека 1998 года
Избирательное право:
с 18 лет;
Исполнительная власть.
глава государства:
королева Елизавета II (с 6 февраля 1952 г.); Престолонаследник принц Чарльз (сын королевы, рожден 14 ноября 1948 года)
глава правительства:
премьер-министр Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 года)
Кабинет Министров назначен премьер-министром
выборы:
наследственная монархия;
после законодательных выборов лидер партии большинства или лидер коалиции большинства обычно становится премьер-министром
Законодательная власть:
двухпалатный парламент состоит из Палаты лордов; обратите внимание — членство не фиксируется (780 мест; включая примерно 667 пожизненных пэров, 88 наследственных пэров, и 25 представителей духовенства, информация актуальна на 13 января 2014 г.)
и
Палаты общин (650 мест с 2010 года; члены избираются всенародным голосованием на пять лет)
выборы:
в Палату лордов — нет выборов (примечание — в 1999 году, как это предусмотрено в Законе о Палате лордов, были проведены выборы в Палату лордов, чтобы определить 92 наследственных пэра, которые будут служить там бессрочно);
в Палату общин — последние проведенные 6 мая 2010 года (следующие в июне 2015 года)
Судебная власть:
Высшая судебная инстанция:
Верховный суд (состоит из 12 судей, включая Председателя суда и заместителя председателя)
Верховный суд был учрежден в соответствии с Законом о конституционной реформе 2005 года и работает с октября 2009 года, он заменил Апелляционный комитет Палаты лордов в качестве высшей судебной инстанции в Соединенном Королевстве
Государственный флаг Великобритании:
Государственный строй Великобритании
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 ноября 2011. |
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. |
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. |
Великобритания
Эта статья является частью серии статей по теме:
Политическая структура
Великобритании
- Парламент
- Церемония открытия парламента
- Корона: Королева Елизавета II
- Палата лордов
- Лорд-спикер: Френсис Д’Суца
- Палата общин
- Спикер: Джон Беркоу
- Вопросы Премьер-министра
- Тайный совет
- Правительство
- Премьер-министр : Дэвид Кэмерон
- Лорд-хранитель Малой печати: Джордж Янг
- Лорд-председатель Тайного совета: Ник Клегг
- Канцлер казначейства: Джордж Осборн
- Министр иностранных дел: Уильям Хейг
- Лорд-канцлер и министр юстиции: Кеннет Кларк
- Министр внутренних дел: Тереза Мэй
- Департаменты правительства
- Государственная гражданская служба
- Официальная оппозиция
- Лидер оппозиции: Эд Милибэнд
- Теневой кабинет
- Верховный суд Великобритании
- Суды Великобритании
- Суды Англии и Уэльса
- Суды Северной Ирландии
- Суды Шотландии
- Составляющие страны
- Парламент Шотландии
- Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
- Исполнительная власть Шотландии
- Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
- Национальная ассамблея Уэльса
- Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
- Правительство ассамблеи Уэльса
- Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
- Ассамблея Северной Ирландии
- Выборы 1998, 2003, 2007, 2011
- Исполнительная власть Северной Ирландии
- Выборы 1998, 2003, 2007, 2011
- Английские региональные ассамблеи
- Резервные вопросы
- Местное правительство
- Власти Большого Лондона
- Выборы: 2001 — 2005 — 2010
- Политические партии
- Конституция
- Права человека
- Международные отношения
- Политика Евросоюза
Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.
Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).
Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — британский монарх, ныне — Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.
Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время — глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является «Королева в Парламенте».
В настоящее время Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского союза, Большой восьмёрки (G8), Организации экономического сотрудничества и развития.
Исполнительная власть
Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.
Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.
Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.
В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом — а также коалиционные — более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.
Законодательная власть
Основная статья: Парламент Великобритании
Палата общин
Основная статья: Палата общин
Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.
В наши дни все премьер-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Александр Дуглас-Хьюм отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).
Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий — два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством1, что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.
Палата лордов
Основная статья: Палата лордов
Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой «смесь» наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето — отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).
Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.
Избирательные системы и реформа
В Великобритании используются разные системы
- First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).
- Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.
- Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.
- Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.
- Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.
Судебная власть
В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.
Высокий суд
Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т. п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.
Апелляционный суд
В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд — джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это — уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств — членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.
Суд короны
Суд короны — это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:
1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);
2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);
3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);
4. исполняющий обязанности судьи.
Барристеры
Барристеры — юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры — более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.
Суды графств
Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам — это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов — простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.
Административные суды (трибуналы)
В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих и неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов.
Гражданская служба
Основная статья: Гражданская служба
Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.
Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.
«Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл.
Государственное устройство Великобритании
Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.
Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.
Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области. Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.
Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.
По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.
Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.
Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.
Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.
Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.
По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.
Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета. На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.
Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.
Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.
Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.
В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).
На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.