Ведомость объемов строительных и монтажных работ

Ведомость объемов строительных и монтажных работ (или ведомость объемов работ, ведомость работ, ВР) является текстовым проектным документом, определяющим наименование видов строительных и монтажных работ, единицы измерения и объемы работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Вопросы практики

С введением в 1995 г. ГОСТ 21.110—95 «Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов» взамен ГОСТ 21.111—84 «Ведомости объемов строительных и монтажных работ» требование по разработке ВР в составе проектной и рабочей документации отменяется. В ГОСТ Р 21.1101—2013 «Основные требования к проектной и рабочей документации» также отсутствует требование о разработке в составе проектной и рабочей документации ВР. Вместе с тем проектные организации продолжают разрабатывать ВР на основании МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» и (или) задания на проектирование, поскольку она служит основой для составления смет и сметных расчетов на строительство объекта.

В случае разработки в составе рабочей документации ведомость работ записывают в ведомость ссылочных и прилагаемых документов (в раздел «Прилагаемые документы») общих данных по рабочим чертежам основного комплекта соответствующей марки. При этом один из передаваемых заказчику экземпляров ВР проектная организация оформляет, как правило, в составе сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

ВР выполняют по видам работ к каждому основному комплекту рабочих чертежей по форме, приведенной на рис. 8.14.

Рис. 8.14. Ведомость объемов работ

В ведомости объемов работ указывают:

  • • в графе «Наименование вида работ» — наименование работ по применяемому сметному нормативу (государственному, отраслевому, территориальному, фирменному, индивидуальному) или Общесоюзному классификатору работ и услуг в строительстве (ОКРУС);
  • • в графе «Ед. изм.» — сокращенное наименование единицы измерения работ в соответствии с Перечнем единиц физических величин, подлежащих применению в строительстве (СН 528—80);
  • • в графе «Количество» — объем работ;
  • • в графе «Примечания» — дополнительные сведения, например количество слоев гидроизоляции или коэффициент уплотнения и объем работ по обратной засыпке траншей песком с учетом коэффициента уплотнения.

При выделении этапов строительства ВР составляют по каждому этапу строительства (реконструкции, капитального ремонта).

Ведомость объемов работ оформляют в качестве самостоятельного документа, которому присваивают обозначение, состоящее из обозначения соответствующего основного комплекта рабочих чертежей и через точку — шифр ВР.

Вопросы практики

2345-12-ОВ.ВР, где 2345-12-ОВ — обозначение основного комплекта рабочих чертежей; ВР — шифр ведомости объемов работ.

Основную надпись и дополнительные графы к ней на первом листе ведомости объемов работ выполняют по форме 5 (см. рис. 8.4), на втором и последующих листах (страницах) ведомости объемов работ — по форме б, приведенной на рис. 8.5.

Виды и объемы работ устанавливают и включают в ВР на основании:

  • • разработанных рабочих чертежей и общих данных по проекту, содержащих параметры зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;
  • • спецификации (спецификаций) оборудования, изделий и материалов в составе основного комплекта рабочей документации;
  • • проекта организации строительства и (или) проекта производства работ в случае его разработки строительной подрядной организацией на момент составления ВР;
  • • типовой проектной документации или модификации ТПД, альбомов типовых узлов и конструктивных решений, типовых схем, на которые есть ссылки в рабочей документации;
  • • результатов инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических и иных инженерных изысканий, предусмотренных заданием и программой изысканий;
  • • государственных стандартов на изделия, материалы и конструкции, технических регламентов, указанных в ведомости ссылочных и прилагаемых документов;
  • • технических условий, инструкций и других документов предирия- тий-производителей на изделия, материалы и конструкции, используемые при производстве работ;
  • • опросных листов, выполненных в соответствии с данными заводов — изготовителей или поставщиков оборудования;
  • • МД С 81—35.2004 и правил определения объемов работ, указанных в технической части применяемых сметных нормативов (ГЭСН, ФЕР, ТЕР) по видам работ;
  • • других нормативных и справочных документов, содержащих необходимые сведения и характеристики.

Объемы строительных и монтажных работ определяются в единицах сметных норм (м3, м2, т, кг, м, шт. и др.) на основании текстовых и графических документов в составе рабочей документации (чертежей, схем, спецификаций и др.) с учетом требований, указанных в технической части элементных сметных норм и единичных расценок.

Рекомендуется подсчет объемов строительных и монтажных работ производить по отдельным конструктивным элементам и видам работ с соблюдением следующих приемов и правил:

  • 1) в определенной последовательности — чтобы при определении объема работ на каждом последующем шаге использовать результаты подсчета объемов работ на предыдущем шаге (предыдущих шагах);
  • 2) слева направо и (или) по часовой стрелке;
  • 3) формулы для подсчета объемов работ должны быть простыми, обеспечивающими возможность контроля и самоконтроля;
  • 4) исходные данные для определения объемов работ должны соответствовать данным, указанным на рабочих чертежах.

Акт дополнительных работ

Акт дополнительных работ будет нужен строительным организациям, когда объемы строительства выходят за перечисленные в смете. Акт помогает объяснить и официально оформить причины подобного рода изменений.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта дополнительных работ .docСкачать образец акта дополнительных работ .doc

В ходе строительства нередко случаются ситуации превышения заранее оговоренной суммы оказания услуг. Опытные строители всегда включают в бюджет дополнительные расходы в сумме не меньше 10% от общей стоимости работ. В идеале – треть. Акт дополнительных работ составляется в случае, когда появляется необходимость в расходах, не предусмотренных в смете. Но они должны быть четко и аргументированно сформулированы исполнителем.

Необходимая для составления информация

Для того чтобы точно знать, каким образом сформулировать основную часть документа, необходимо быть знакомым с деталями договора между заказчиком и строительным подрядчиком. Принципиально важное значение имеют следующие моменты:

  • Вид договора.
  • Цена проведения работ на конкретном участке.
  • В каком порядке и на каких условиях в соглашение должны вноситься изменения и дополнения. Срок, стоимость и объем дополнительных работ не должны превышать заранее оговоренные границы.

Общие правила при подобных ситуациях гласят, что обязательным условием будет предварительное подписание сторонами дополнительного соглашения. В отдельных случаях также подлежит утверждению новая смета. Но это уже после того, как заказчик будет согласен с необходимостью проведения каких-либо изменений.

Законодательные основания

Для того чтобы изменения были возможны и акт дополнительных работ имел юридическую силу, обеим сторонам соглашения необходимо ознакомиться с 743 статьей Гражданского кодекса. Она касается утверждения сметы и технической документации по проводимым работам.

А согласно 744 статье того же документа заказчик вправе вносить изменения, не выходящие за пределы 10% от общей суммы. Причем изменения могут касаться только того характера строительных работ, которые были указаны в основном договоре.

Если же планируемая стоимость дополнительных работ превышает 10% от общей суммы, то Подрядчик имеет право потребовать составления новой сметы расходов на строительные услуги.

Подготовка

Перед подписанием акта дополнительных работ должна быть сформирована комиссия. В ее составе должны присутствовать как представители исполнителя, так и представители заказчика.

При этом строительство на период согласования необходимости расширения сметы приостанавливается. Об этом четко прописано в 5-м пункте 663 статьи Гражданского кодекса. Во избежание недоразумений проинформировать о необходимости приостановке нужно заказчика в письменном виде.

Стороны не могут производить какие-либо работы в период, когда между ними нет четкого представления о цели подписываемого договора. Поэтому чем меньше времени займет согласование дополнительных работ, тем на меньший срок задержится фактическое выполнение.

Составные части акта

Существующее законодательство не предусматривает унифицированных форм для этого документа. Каждая из организаций может менять его по своему усмотрению, дополнять графами и таблицами. Неизменным требованием остается только отражение вновь сформированного документа в учетной политике организации. Также, согласно общепринятым требованиям в отношении официальных документов, в акте указываются:

  • Реквизиты организации-составителя. Оптимальным решением будет печать акта дополнительных работ на фирменном бланке компании.
  • Город подписания.
  • Дата составления.
  • Подписи представителей обеих сторон.

Все остальное содержание остается на усмотрение договаривающихся сторон. В прилагаемом примере заполнения акта дополнительных работ для удобства в основной части содержатся следующие данные:

  • ФИО представителей заказчика и подрядчика. Также понадобится указание должностей.
  • ФИО главного инженера проекта (при наличии), наименование ответственной за выполнение работ проектной компании.
  • Наименование объекта строительно-монтажных работ. Описание может включать адрес местонахождения.
  • Причины, по которым появились новые объемы для выполнения работ. На эту графу в документе отпущено несколько строчек, так как эти обстоятельства должны быть признаны как исполнителем, так и заказчиком.
  • Таблица с перечнем дополнительных работ и их описанием.

Последний пункт раскрывается наиболее полно, так как именно из-за наличия непредвиденных дополнительных работ и составляется этот акт.

Дополнительные работы

Таблица содержит в себе несколько столбцов. Каждая строка выделена под отдельный вид работ, которые необходимо провести для продолжения строительства. В таблице необходимо будет прописать при заполнении:

  • Порядковый номер строки.
  • Название вида работы и требующихся для их проведения ресурсов.
  • Единицы измерения.
  • Необходимое количество.
  • Сметную стоимость единицы выполнения работ в рублях.

Последний столбец подразделяется еще на четыре: отдельно прописываются общая цена единицы, стоимость предполагаемого потраченного времени сотрудниками на выполнение, стоимость аренды машин и стоимость ресурсов. Последние будут использоваться при выполнении дополнительных работ. Обычно на них приходится большая часть всей оговариваемой суммы.

Завершается таблица итоговыми подсчетами. При этом сумма прописывается отдельно, цифрами и прописью. В акте дополнительных работ расписываются представители исполнителя и заказчика. Причем последняя подпись имеет особое значение. Без наличия «автографов» всех заинтересованных в выполнении дополнительных работ лиц акт не будет иметь юридической силы.

Акт дополнительных работ составляется в двух-трех экземплярах. Каждая из сторон должна получить оригинал документа: заказчик, исполнитель, при наличии – представитель проектной организации.

Комментарии

Разрабатывать ведомости объемов работ необходимо, т.к. они требуются:

  • согласно п .4.1 МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ» исходными материалами (данными) для составления проекта организации строительства служат объемы строительно-монтажных работ по отдельным зданиям и сооружениям.

Кроме того, необходимо разрабатывать ведомости объемов работ в обязательном порядке в по требованиям Главгосэкспертизы:

  • согласно п. 1.3. Перечня документов ФАУ «Главгосэкспертиза России», представляемых заявителем для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов,
  • согласно п. 18 положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427

Ведомость объёмов работ

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/31 июля 2019.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Последнее изменение сделано участником 109.202.28.188 (вклад, журналы) в 06:55, 18 ноября 2019 (UTC; около 22 дней назад).
, история, журналы. Администраторам: удалить.

Ведомость объёмов работ (BOP) в интернациональном варианте Bill of quantities (BOQ) или Work breakdown structure (WBS) это документ используемый в строительстве для проведения тендера.

Обычно Ведомость объёмов работ включает в себя перечень материалов, оборудования, работ и отдельных дополнительных затрат необходимых для реализации проекта. В отличие от Сметы или других расчётов цены, Ведомость объёмов работ не содержит данных о фактической стоимости, а определяет только наполнение перечня затрат для дальнейшей оценки.

Позиции в Ведомости объёмов работ приоритетно имеют типовые единицы измерения (п.м., кв.м., куб.м., кг, т, день, месяц и пр.), при этом нередки случаи использования обобщённых вариантов (комплект, процент, резервная сумма, паушальная сумма и подобное).

Разработка Ведомости объёмов работ предполагает, что проектирование завершено и спецификации разработаны в полном объёме для отдельно выбранной стадии проектирования.

На практике Ведомость предоставляется подрядчикам для заполнения стоимостей, тем самым стандартизирует формат выдачи коммерческих предложений от участников. Ведомость объёмов работ упрощает работу участников тендера по оценке стоимости строительных работ, позволяя им опираться на единые для всех участников объёмы (вместо того, чтобы собирать объёмы с отдельных частей проектной документации), также Ведомость может включать дополнительные позиции по затратам, которые необходимо выделить отдельно в рамках коммерческого предложения от участника.

Разработка

Обычно Ведомости объёмов работ разрабатывается специалистами по ценообразованию или сметчиками на основе проектной документации.

Ведомость может иметь разный уровень детализации, зависящий от уровня проработки проектной документации, имеющихся данных, а также цели дальнейшего использования. Существуют различные подходы к формированию Ведомости, при этом большая часть различий касается уровня детализации и практики учёта «не строительных» затрат.

Ведомости объёмов работ в дополнение к материалам, оборудования и строительным работам, обычно учитывает «не строительные затраты», которые выделяются отдельные блоками, но не определяются проектной документацией. К таким затратам могут быть отнесены затраты на страхование, хеджирование рисков, проектные работы, изыскания и прочее.

Непредвиденные расходы

Затраты на непредвиденные расходы нередко включаются отдельной позицией в Ведомости объёмов работ .

Данные затраты должны прогнозно учитывать возможные неучтённые на данном этапе затраты, которые с высокой долей вероятности появятся на стадии строительства.

Практикуется использование двух типов Непредвиденных расходов.

Первый — именованный перечень возможных затрат (на пример: «Строительство дополнительной КНС»), то есть вносится известный и описанный риск.

Второй — резервирование фиксированной суммы или % от стоимости, то есть учёт общего риска по неопределённости в проекте.

Важно отметить, что Непредвиденные расходы никоем образом не являются компенсацией погрешности (точности) Бюджета проекта, который будет разрабатываться на основе Ведомости объёмов работ, т.к. Непредвиденные расходы определяют бюджет на риски по неопределённостям проекта, в то время как погрешность (точность) определяет риск отклонения по уже известным элементам проекта.

Ведомость объёмов работ в терминологии РФ

Ведомость объёмов работ раннее определялась на законодательном уровне, но при эволюции строительной индустрии данное определение было исключено как термин из законодательства, при этом нередко на неё встречаются оставшиеся в других подзаконных актах отсылки. На данный момент происходит конфликт заимствованного и устоявшегося термина, поэтому при упоминании Ведомости объёма работ необходимо уточнять в какой трактовке он используется.

В настоящий момент даже необходимость разработки Ведомость объёмов работ вызывает вопросы. Это вызвано высокими трудозатратами на разработку Ведомость объёмов работ в соответствии ранее отменёнными нормами, поскольку для её создания необходимо существенно доработать проектную документацию относительно требований Постановления Правительства РФ N 87.

Основные документы определявшие Ведомость объёмов работ:

1. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в состав проектной документации, разработанной в соответствии с указанным постановлением, включение ведомости объемов строительных и монтажных работ не предусмотрено.

2. Ранее эти ВОР были частью РД. Ведомость объёмов строительных и монтажных работ ГОСТ 21.111-84.

3. Сейчас МР 21.01-95 указывает:

Спецификация оборудования, изделий и материалов является текстовым документом, определяющим состав оборудования, установок (блоков), изделий, устройств и материалов, предусмотренных рабочими чертежами соответствующего основного комплекта. Документ по существу является сводной спецификацией к соответствующему основному комплекту рабочих чертежей и предназначен для комплектования, подготовки и осуществления строительства, а также для составления сметной документации ресурсным (ресурсно-индексным) методом.

Это фактически Спецификация, но не Ведомость объёмов работ.

4. Фактически сейчас нет чётких требований состава и вида ВОР, это на уровне законодательных документов.

Но есть Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, и п. 4.1 МДС 81‑35.2004

Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться:

исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная

документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ,

спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности

строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к

проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского надзора и акты на

дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;

Таким образом косвенно опять Ведомость объёмов работ считается частью проектной документации. При прохождении ГГЭ это трактуется именно так, в ГГЭ происходит сравнение Сметы с ВОР для подтверждения объёмов в сметах.

Фактически по старому пути работают старые проектные институты, где инженеры для сметного отдела формируют ВОР на основании ППР и Технологических карт.

Большинство участников строительной индустрии в коммерческом сегменте пользуются термином Ведомость объёмов работ как эквивалентным Bill of quantities, при этом сложные проекты с государственным финансированием чаше всего вынуждены вести разработку ВОР согласно устаревшей терминологии из-за требований ФАУ «Главгосэкспертиза России».

> См. также

  • Bill of quantities
  • Строительная смета
  • Спецификация
  • Проектно-сметная документация

Примечания

  1. D. Atkinson. Bills of Quantity. Fidic (December 2000).
  2. Bill of quantities BOQ. Designing Building (31 Jul 2019).
  3. Необходимо ли сейчас разрабатывать Ведомости объемов строительных и монтажных работ?. NormaCS (9 августа 2018).
  4. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. КонсультантПлюс.
  5. ГОСТ 21.111-84. Библиотека нормативной документации.
  6. МР 21.01-95. Библиотека нормативной документации.
  7. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 427. КонсультантПлюс.

Литература

  • А. К. Порожняков, Ю. Б. Томашевский Алгоритм формирования ведомости объёмов строительных и монтажных работ в задачах автоматизации составления проектной документации. — Вестник СГТУ, 2013, №3 (72)
  • Экономика строительства: Учебник для вузов. 3-е изд./под ред. В. В. Бузырева — СПб.: Питер, 2009. — 416 с.: ил. — (серия «Учебник для ВУЗов») ISBN 978-5-49807-127-5
  • Total Cost Management Framework First Edition By AACE International Copyright © 2006 — By AACE International — 313 с. — United States of America ISBN: 1-885517-55-6

Составление ведомости объемов работ

При подсчете объемов работ необходимо вести так называемую ведомость подсчета объемов работ, которая должна состоять из краткого описания работ или конструкций и формул их подсчета. Единицы измерения конструкций или работ должны точно соответствовать единицам измерения, принятым в нормах (м3, м2,100 м3,100 м2, т, шт.). Запись подсчетов в ведомости объемов работ ведется по табличным формам, представленным в приложении 1. Ведомость подсчета объемов состоит из ряда последовательно расположенных табличных форм, охватывающих все конструктивные элементы и виды работ. Таблицы и формы должны способствовать максимальному сокращению текста и арифметических подсчетов. Формулы подсчета должны быть четкими и краткими.

Для облегчения и упрощения работы по составлению объемов необходимо:

ü производить подсчет по конструктивным элементам и видам работ в таком порядке, чтобы результаты ранее выполненных подсчетов могли быть использованы для последующих. Например: выполнение сначала подсчета объемов работ по заполнению проемов обеспечивает в последующем данные для вычетов проемов из площади стен, перегородок и отделываемых поверхностей;

ü для типовых и повторяющихся конструктивных элементов и частей зданий, а также для типовых и каталожных изделий целесообразно иметь заранее составленные вспомогательные таблицы с необходимыми данными.

При подсчете объемов работ надлежит воспользоваться и другими готовыми проектными показателями, исчисленными архитекторами. К ним относятся жилая, рабочая и общая площади, строительный объем, количество квартир, комнат и т. п. С помощью этих данных просто определяются, например, площадь полов и отделываемых потолков, количество и тип дверей и др.

В ведомости подсчетов каждая отдельно учитываемая работа или конструктивный элемент оформляются самостоятельным параграфом. Нельзя допускать совмещения в одном параграфе нескольких видов работ или конструктивных элементов. Параграф ведомости подсчетов объемов работ должен содержать ссылку на чертеж и формулы подсчета. Все записи объемов работ ведут от левого верхнего края чертежа вправо по часовой стрелке, что облегчает проверку этих записей и дальнейшее их использование.

При определении сметной стоимости строительства мы будем использовать такие виды работ как:

1) земляные;

2) устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;

3) устройство бетонных и железобетонных сборных конструкций;

4) устройство конструкций из кирпича и блоков;

5) устройство деревянных конструкций;

6) кровли;

7) отделочные работы;

8) теплоизоляционные работы.

Следовательно, подсчет объёмов работ мы будем производить согласно технической части тех сборников государственных элементных сметных норм, которые учитывают эти виды работ .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *