Содержание

Как увольняются граждане, имеющие контрактные обязательства?

Увольнение со службы по контракту невозможно без согласия лица в том случае, если военнослужащий не заслужил права на пенсию, установленную за выслугу лет, за исключением обстоятельств досрочного увольнения.

В отношении военнослужащих, которые являются контрактниками, список условий увольнения со службы, указанный в положении Закона о воинской обязанности, в наибольшей степени подходит под перечень ее прекращения, исключая отчисление из образовательного заведения профессионального образования.

В отношении тех лиц, которые не закончили учиться, применимо положение статьи 35 одноименного закона, указанного выше. Норма разрешает продолжить военную службу на иных условиях, например, путем направления, служить по призыву.

Итак, порядок увольнения с военной службы по контракту предполагает собой следующие основания:

  • изъятие гражданина из состава воинской части вследствие признания его умершим или погибшем в установленном законом порядке;
  • истечение срока контракта.

Основания для увольнения

Очень подробно об основаниях увольнения можно узнать из этой статьи.

Законодательство ограничивает количество причин для прекращения службы.

Среди них числятся обстоятельства, при которых увольнение из армии:

  • должно быть неминуемо;
  • возможно по инициативе армейца;
  • возможно по решению командования.

В отличие от гражданской работы, самовольно бросить службу, когда возникнет такое желание, военные не могут.

Так, военного обязаны уволить, если он:

  • признан медкомиссией негодным к службе;
  • медиками предписана невозможность продолжения службы в текущей должности, а командование не может предложить армейцу подходящих условий, удовлетворяющих показаниям врачей;
  • достиг возрастного лимита, установленного для его звания;
  • отслужил до последнего дня, указанного в контракте;
  • осужден, наказанием избрано лишение свободы, звания, права занимать должность;
  • осужден по уголовной статье условно, но деяние признано умышленным;
  • утратил доверие командования;
  • сменил гражданство (касается призывников и контрактников офицерского состава, прапорщиков и мичманов);
  • избран депутатом.

Часть оснований представляет собой юридическую формальность, при этом текущий контракт бойца должен быть расторгнут.

Если обстоятельства, которые позволили военному оставить службу в ВС, не сопряжены с нарушениями воинских порядков и армейской чести, при их устранении гражданин может вернуться на службу или продолжить ее.

Например, заключить новый контракт будучи военным пенсионером, или вступить в ряды ВС после погашения судимости.

Увольнение с военной службы допускается по желанию армейца, если имеются нижеперечисленные обстоятельства:

  • ВВК признала его ограниченно годным;
  • боец решил сменить службу на работу в выборных органах (его избрание подтверждено);
  • после увольнения военнослужащего по контракту он не изъявил желания продолжить службу;
  • военный достиг предельного возраста, и не хочет служить дальше;
  • возникли личные обстоятельства, что требует постоянного присутствия военного в семье;
  • командование грубо или постоянно нарушает условия контракта, попирая права военнообязанного.

Решение об удовлетворении желания армейца на основании его рапорта и результатов аттестационной комиссии принимается командиром.

Последний может по личной инициативе уволить военного контрактной службы досрочно согласно основаниям, предусмотренным в п.2 ст.51:

  • ОШМ, когда должность военного прекратила существовать;
  • боец переходит на службу в ведомственные органы или на гражданскую государственную должность;
  • выявлены и подтверждены неоднократные нарушения бойцом условий контракта;
  • армейцу закрыт доступ к секретной информации, и он не может дальше исполнять обязанности;
  • боец осужден условно за действия «по неосторожности», что имело тяжкие последствия;
  • по результатам аттестации контрактник признан не прошедшим испытательный срок, не соответствующий требованиям ВС;
  • военный отказался пройти обязательное наркологическое обследование, или уличен в административном проступке, совершенном под воздействием запрещенных препаратов;
  • боец рядового состава получил гражданство другого государства.

Большинство статей, по которым командование принудительно исключает армейцев из рядов ВС, имеют неприятные последствия, влияющие на выплаты при увольнении и после него, а также дальнейшее трудоустройство.

Причина увольнения сказывается на процессе прекращения службы. Военнослужащим следует знать ее тонкости. Иногда совершенная в процедуре ошибка является единственной возможностью оспорить увольнение и вернуться на службу, либо изменить статью.

Пошаговые рекомендации к увольнению

Порядку увольнения с военной службы посвящено несколько глав и статей в Указе Президента №1237. Их можно условно разделить на регламентирующие порядок окончания контракта и общие положения прекращения службы.

Согласно документу, по окончанию службы военного может ждать:

  • увольнение в запас;
  • уход в отставку;
  • отправка на срочную службу (если призывной срок не истек).

В целом процедура увольнения стандартизирована, и различается в зависимости от того, кто является ее инициатором.

Схема ухода со службы по желанию военнослужащего выглядит следующим образом:

  1. Возникновение причины увольнения.
  2. Сбор документов, подтверждающих наличие основания.
  3. Подача рапорта командиру.
  4. Беседа с начальником.
  5. Ожидание решения аттестационной комиссии.
  6. Получение уведомления об отказе или приказа об увольнении.
  7. Окончательный расчет и исключение из личного состава.

Военнообязанный, желающий прекратить службу, должен обосновать свое решение. Для этого необходимо собрать документы, которые подтвердят его право на увольнение, а основание указать в рапорте.

При подаче рапорта главным будет не его наличие, как в гражданской процедуре, а именно указанная причина.

Документ подается командиру или в кадровую службу.

Бывают случаи, когда начальство отказывается принимать рапорт, он пропадает или не берется в работу.

В этом случае военные юристы рекомендуют отправлять документ заказным письмом с описью и уведомлением на имя командира. Процедура получения корреспонденции станет юридическим подтверждением того, что рапорт был направлен, и может стать доказательством в суде, если дело дойдет до разбирательства.

Основание отстранения от службы влияет на ее детали, и вносит в схему свои коррективы. Так, уволиться по состоянию здоровья невозможно без наличия заключения ВВК, и при обращении с рапортом командование обязано направить военнослужащего на обследование. Возникшие семейные обстоятельства, например, необходимость ухаживать за больной супругой, придется доказать документально.

Сбор комиссии, призванной проверить, насколько обоснована причина увольнения, инициируется командиром. Стандартный срок принятия решения равен неделе. Если для работы комиссии необходима дополнительная информация, разбирательство может затянуться.

Ежели военный считает отказ комиссии в увольнении неправомерным, закон дает ему месяц на то, чтобы оспорить решение (ст.26 п.10. УП 1237).

Уволенным военный считается только тогда, когда он исключен из списков личного состава.

К этому моменту с ним должны рассчитаться по всем обязательствам МО. Исключение составляет предоставление жилья нуждающимся, которое может быть отложено, и реализовано уже после увольнения.

Схема увольнения, инициированного командиром:

  1. Удостовериться, что отсутствуют правовые условия, когда увольнение бойца запрещено.
  2. Поставить армейца в известность о предстоящем увольнении (в процессе оформляется лист беседы с военнослужащим, страница впоследствии прилагается к приказу).
  3. Собрать аттестационную комиссию, и представить список документов, доказывающих наличие основания увольнения.
  4. Вынести приказ об увольнении.
  5. Передать документы в военную кадровую службу.
  6. Уведомить подчиненных, ответственных за расчет военных (по выплатам и обязательствам МО).
  7. Исключить армейца из списка личного состава.

Если решение принято руководством, рапорт на увольнение от военнослужащего не является обязательным.

Часть оснований требуют предварительных документальных подтверждений:

  • инициировать увольнение бойца при запрете продолжения службы врачами можно только при наличии заключения ВВК;
  • когда причиной является переход на ведомственную или государственную должность, необходимы документы, подтверждающие назначение;
  • нарушения контракта должны быть отражены в личном деле.

Увольнение военного по НУК, если у него в период службы нет нареканий — незаконно, и в случае судебных разбирательств будет отменено.

При передаче документов в кадровую службу воинской части к приказу прикладываются:

  • лист беседы с военнослужащим;
  • заключение аттестационной комиссии;
  • иные документальные подтверждения причины увольнения, например, заключение ВВК;
  • рапорт военного, если имеется.

При некоторых основаниях командир обязан за полгода до предстоящего увольнения узнать о намерениях военнослужащего в отношении дальнейшей службы, и рассказать ему о возможных вариантах ее несения: к ним относятся достижение возрастного лимита и окончание действия контракта.

После увольнения все документы, касающиеся военнослужащего, переправляются в военный комиссариат по месту жительства, где они регистрируются, и убираются в архив.

Существует ряд правовых условий, при наличии которых нельзя уволить военного без его согласия.

Социальные гарантии уволенным военнослужащим

Армейцам, прекратившим службу по причинам, не связанным с нарушениями ее условий, государство предоставляет набор социальных льгот и дополнительных выплат.

Гарантиям положенным лицам, уволенным с военной службы, посвящена 2 глава 76 ФЗ и ряд отдельных законодательных актов.

Всем, кто уволился с контрактной службы по ОШМ, состоянию здоровья или по достижению возрастного лимита МО гарантирует выплату единовременного пособия (Приказ МО №2700), если их выслуга составила:

  • более 20-ти лет — 7 окладов;
  • менее 20-ти лет — 2 оклада.

Размер выплаты увеличивается на 1 оклад, если армейцу присвоена правительственная награда.

Вышеперечисленным военнослужащим может назначаться военная пенсия, если на момент увольнения они имеют:

  • выслугу более 20-ти лет;
  • общий стаж 25 лет, половина из него пришлась на воинскую службу.

Если срок службы на момент ухода составил менее 20-ти лет, и не предусматривает получение военной пенсии, уволенному в течение года продолжают ежемесячно начислять сумму, равную окладу, соответствующему его званию.

Всем, кто провел в армии более 10-ти лет и нуждается в улучшении жилищных условий, МО гарантирует обеспечение жильем либо жилищным сертификатом на его покупку.

Социальными гарантиями призывникам является возможность:

  • восстановиться в государственной должности в течение 3-х месяцев после окончания службы;
  • вернуться на работу/учебу в ту организацию, где боец трудился до призыва.

В сфере трудоустройства государство гарантирует военным преимущества при:

  • подборе должности в государственных структурах;
  • сокращении штата;
  • получении образования за счет работодателя;
  • предоставлении отпусков.

Бывшим военным время службы засчитывается в непрерывный стаж.

Если военный после увольнения причисляется к одной из льготных категорий, ему положены отдельные преимущества от МО и федеральной власти, включающие льготы по оплате ЖКХ, транспортных сборов и проезда, налоговых послаблений и медицинского обслуживания.

Набор льгот и гарантий военнослужащий может получить только после достойной службы, поэтому при увольнении важно уделить внимание зафиксированному сроку выслуги и причине отчисления из рядов ВС. Если приказ командования неправомерен, и портит «анкету», не следует бояться оспаривания решения в суде. Опытный военный юрист поможет справиться с подбором доказательной базы, и восстановить нарушенные права военнослужащего.

Если у вас остались вопросы, связанные с процедурой увольнения военнослужащих, или выявлены ее нарушения, направленные против вас или ваших знакомых, оставьте свой отзыв в поле «Комментарии».

Когда контракт считается оконченным?

Контрактники принимаются в ряды российской армии на периоды:

  • Один год;
  • Три года;
  • Пять лет;
  • Десять лет;
  • срок, ограниченный предельным возрастом (от 45 лет);
  • неопределенное время (до 45 лет);
  • менее 12 месяцев в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

По истечении срока, на который оформлено соглашение, происходит исключение из списков воинского подразделения. Процесс исключения происходит одновременно с наступлением последнего дня несения службы за исключением случаев:

  • нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • пребывания на стационарном лечении;
  • участия в длительном плавании;
  • исчезновения до признания безвестно пропавшим, умершим;
  • пленения вражескими войсками, захвата заложником, участия в вооруженном конфликте на территории другого государства;
  • нахождения под стражей с содержанием на гауптвахте или под наблюдением командования части.

Важно: увольнение по истечении срока договора применяется, когда нет иных оснований для ухода (совершение дисциплинарных проступков, признания не годным к службе в вооруженных силах).

Процедура увольнения

Как для увольняемого, так и для работодателя важно соблюсти всю процедуру направления в запас или отставку. Допущенные кадровой службой ошибки влияют на следующее: дают возможность восстановиться на работе и получить компенсацию уволенным с нарушением порядка.

Действия командования части

Уволить военнослужащего необходимо, издав соответствующий приказ командиру подразделения. До издания локального документа законодательство обязывает работодателя произвести следующие действия:

  1. Собрать все данные о прохождении службы, запросить документальное подтверждение всех периодов нахождения в рядах вооруженных сил, просчитать выслугу лет. Полученный результат сообщить увольняемому, выяснить будут ли возражения относительно посчитанных периодов для выслуги, и принять решение при поступлении обоснованных возражений.
  2. Командир проводит беседу, основные моменты которой отражаются на листе беседы. Участвующие в данном мероприятии стороны подписывают лист. Он приобщается к личному делу.

Следует заметить: при желании командира продлить сотрудничество с подчиненным на новый срок, он должен принять решение о заключении нового соглашения за три месяца до окончания контракта.

Увольнение по рассматриваемому основанию не предусматривает привлечение аттестационной комиссии, командир единолично решает данный вопрос.

Когда решается вопрос об увольнении сотрудника женского пола, нужно иметь в виду запрет на увольнение беременной женщины и необходимость продления контракта.

Действия военнослужащего

Военнослужащий продолжает нести службу до момента исключения его из списков. Оставлять своё место военному работнику нельзя, даже если наступила дата окончания правоотношений с работодателем. Самовольный невыход будет расцениваться как оставление места службы с последующим привлечением к дисциплинарной ответственности.

Во избежание подобной ситуации необходимо удостовериться в наличии приказа командира подразделения. Перед исключением из списков увольняемого из части обязаны снабдить продовольствием, произвести денежные выплаты.

Если гражданин впоследствии рассматривает вариант возвращения в ряды вооруженных сил до достижения им предельного возраста, он направляется на военно-врачебную комиссию. Признанных негодными к дальнейшей службе военных направляют в отставку, успешно прошедших обследование увольняют в запас.

Составление рапорта

Не менее чем за 4 месяца до даты окончания соглашения военнослужащий вправе подать рапорт о заключении нового контракта с ним. Кадровая служба (орган, отвечающий за комплектование части) должны отследить наступление нужного срока и предложить написать рапорт.

Пункт 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента № 1237, говорит об отсутствии необходимости в составлении рапорта на увольнение. Считается, что согласие не спрашивается при увольнении по окончании действия контрактных отношений. Однако прямого запрета на написание рапорта закон не содержит.

На этом основании командир не лишен права запросить данный документ у подчиненного, планирующего уход, особенно при отказе продолжить сотрудничество. В таком случае можно использовать образец рапорта на увольнение.

Срок окончания контрактных отношений не соблюдается при досрочном увольнении, в том числе по собственному желанию. В этом случае подача рапорта обязательно должна состояться за 30 дней до предполагаемой даты ухода.

Последствия окончания контракта

Окончание контрактных отношений неизбежно влечет последствия для военнослужащего. Стаж, необходимый для получения жилищных льгот, денежных пособий прерывается. Что положено служившему в российской армии контрактнику после выхода на «гражданку»?

«Выходное пособие» для военных

Командование части осуществляет выплаты при увольнении сослуживца в виде:

  • 2 окладов, когда срок службы составляет менее 20 лет;
  • 7 окладов при превышении 20-летней выслуги.

К указанному единовременному пособию прибавляется еще сумма одного оклада тем, кто был удостоен почетного звания или государственных наград.

Эффективное выполнение своих обязанностей и добросовестное отношение гарантируют военным контрактникам получение дополнительной премии в размере трех окладов.

Военная ипотека

Служащие в вооруженных силах обеспечиваются жилыми помещениями:

  • Путём выделения им субсидии;
  • С помощью ипотечного кредитования.

Программа военной ипотеки НИС рассчитана на 20 лет служения отечеству, выдача кредита осуществляется контрактниками, договоры с которыми заключаются на 3 года и более.

Если расторжение контракта происходит раньше срока окончания ипотечного кредита, то уволившийся самостоятельно продолжает гасить оставшуюся задолженность перед банком. Это важно понимать при принятии решения не продолжать службу.

Тем, кто непрерывно числился в списках больше двадцатилетнего срока и нуждается в улучшении жилищных условий, получает субсидию на приобретение жилья (сертификат) без использования ипотечного займа.

Основания ухода со службы

Федеральным законом № 53 регулируется порядок прекращения службы в воинской части и особенности увольнения офицеров в запас. На основании норм, изложенных в статье 51, военнослужащий имеет право досрочно уволиться с контрактной службы при наступлении определенных событий:

  • определенные ограничения, наложенные медиками, не позволяющие продолжать службу на занимаемой должности;
  • признание солдата негодным для службы на основании заключений врачебной комиссии;
  • привлечение к уголовной ответственности или обвинительный приговор суда с дальнейшим лишением либо ограничением свободы;
  • условное осуждение за противоправные действия;
  • потеря доверия со стороны вышестоящего командования из-за нарушения дисциплины или других действий.

Возможно и досрочное увольнение с военной службы по контракту по желанию самого военнослужащего. Для этого должны быть допустимые законодательством основания. Необходимость ухода со службы может быть вызвана личными обстоятельствами, которые рассматриваются индивидуально в каждом случае. Основаниями для увольнения военнослужащего по контракту по собственной инициативе являются:

  • наступление пенсионного возраста, который определен законодательством для конкретного звания;
  • ущемление прав служащего, неисполнение условий контракта, вследствие чего невозможно продолжать несение службы;
  • семейные трудности, при которых нет возможности уволиться по окончании срока действия контракта;
  • избрание контрактника депутатом, получением им высокого поста или должности в Совете Федерации.

Если военному нужно быстро уволиться с военной службы по контракту в связи с необходимостью ухода за родителем, детьми или другими членами семьи, потребуется документальное подтверждение их состояния здоровья. Военнослужащему нужно предоставить справку о состоянии здоровья родственника, а также документы, подтверждающие, что уход осуществлять некому.

В связи с иными возникшими семейными обстоятельствами контрактника не могут уволить, а в соответствии с установленным порядком лишь предоставят внеплановый отпуск по уважительной причине. Весомым основанием увольнения со службы по контракту является нарушение его условий и пунктов.

Порядок увольнения военных

Процесс увольнения из Вооруженных Сил — это определенный порядок действий. Процедура начинается с составления военным рапорта командиру его части или подразделения. В рапорте указывается, по какой причине солдат не может продолжать службу в армии.

Второй шаг — назначение и сбор комиссии, в состав которой входит не менее 3 человек. Если расторжение контракта связано с медицинскими показаниями, то назначается также военно-врачебная комиссия. Процедура проходит в несколько этапов:

  • командир части или подразделения рассматривает указанные в рапорте причины увольнения, беседует с солдатом;
  • руководство принимает решение о возможном прекращении контрактной службы;
  • результат и выводы заседаний комиссии доносятся военнослужащему;
  • командир подписывает приказ.

Законодательством предусмотрены обстоятельства, когда командование может расторгать трудовые отношения с неугодными по каким-либо причинам подчиненными. Но в целом порядок увольнений составлен и организован достаточно четко и точно, чтобы в этих вопросах не возникало самоуправства и необоснованных решений.

У армейцев есть возможность оспорить решение, принятое командованием. Для этого они могут обратиться к военному юристу, который докажет необоснованность увольнения и неправомерные действия руководства.

Последствия увольнения из армии

Негативных последствий после расторжения контракта обычно не возникает. Досрочное увольнение вполне законно и допустимо, а для солдата не обернется дальнейшими неприятностями, если причиной его ухода не стало серьезное нарушение армейского распорядка.

Если офицер уволен в запас в связи с ухудшением состояния здоровья или с наступлением пенсионного возраста, то он имеет право на все социальные выплаты и гарантии, предусмотренные для военнослужащих. Получение недвижимости закреплено на законодательном уровне, если продолжительность службы составляет более 10 лет.

Командование не имеет права увольнять служащих, если не решен жилищный вопрос, а сам солдат включен в списки нуждающихся. Если причиной ухода стали противоправные действия офицера, то ему полагается исключительно выплата в виде денежного довольствия в предусмотренном размере без льгот и надбавок.

Решение командование, которое не устраивает военнослужащего, может быть обжаловано и пересмотрено, если последний обратился в военную прокуратуру не позднее 1 месяца с момента ознакомления с документом. В противном случае придется думать, куда себя деть после ухода из армии.

Отставка

Последний прощальный жест Президента США Никсона после объявления о его отставке

Отставка — это прекращение государственной или приравненной к ней службы служащим, занимающим должность (увольнение), а также освобождение лица от занимаемой государственной должности, по его письменному заявлению.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 апреля 2018 года.

В Российской империи (с 18 века) отставка в широком смысле — всякое освобождение от государственной службы (военной и гражданской), как по просьбе служащего, так и принудительное. Принудительная отставка могла производиться по решению суда или административным распоряжением.

Отставка — вид окончательного завершения военной службы офицерами, генералами и адмиралами в Советских Вооруженных Силах. Согласно закону «О всеобщей воинской обязанности» (1967) офицеры и генералы, адмиралы, маршалы родов войск адмиралы флота, достигших предельных возрастов состояния в запасе или уволенные с военной службы по состоянию здоровья, снимаются с воинского учёта и переводятся в отставку. Различия и право ношения военной формы одежды со знаками различия устанавливаются приказом об увольнении в отставку.

Отставка правительства — прекращение полномочий правительства. В Российской Федерации решение об отставке правительства принимается Указом Президента РФ. Отставка может быть вызвана вынесением правительству вотума недоверия, внутренними разногласиями в правительстве, отставкой председателя правительства и другими причинами. Президент просит правительство после отставки исполнять свои обязанности до назначения нового правительства.

Отставка или освобождение от должности главы исполнительной власти в странах с парламентской или смешанной формой государственного правления равносильна отставке правительства. Отставка президента США — главы государства и правительства приводит к замещению должности президента вице-президентом до очередных выборов.

Существуют ли сроки увольнения военнослужащего по контракту?

Уважаемый Аноним!

Увольнение военнослужащего по контракту регламентировано порядком прохождения военной службы.

Сроки рассмотрения документов на увольнение с военной службы законодательно не установлены.

Подразумевается, что документы должны рассматриваться оперативно в разумный срок
Но…

Согласно п.24 Положения о порядке прохождения военной службы «Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

Если в отношении Вас еще не было приказа о Вашем увольнении, то Вам придется набраться терпения..и ждать его…

Либо обратиться в суд с иском с требованием обязать уволить Вас с военной службы…

За опоздание на несколько часов на военную службу ВАС НЕВОЗМОЖНО ПРИВЛЕЧЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЯМ 337, 338, 339 УК РФ.

Вы можете даже отсутсвовать несколько суток, но не свыше 10(десяти) суток подряд…

Но не советую проподать на такие сроки..только озлобите всех против себя…и Вас подставят..

Появляйтесь раз в сутки, раз в двое суток… чтобы знать о новостях…и главное, чтобы Ваше присутствие было зафиксировано…

А ниже приведу то, что Вам может пригодиься..

Статья 337 УК РФ. Самовольное оставление части или места службы

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Статья 338 УК РФ. Дезертирство

1. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

2. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное частью первой настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Статья 339 УК РФ. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 3 г. Москва «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»

10. Под оставлением части или места службы применительно к статье 337 УК РФ следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части (например, место нахождения военнослужащего в командировке или место его лечения). В случае если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по статье 337 УК РФ необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше десяти суток, но не более одного месяца (часть 3), либо на срок свыше одного месяца (часть 4).

11.Как неявку в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (части 3 и 4 статьи 337 УК РФ), следует понимать не только неявку при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения, но и неприбытие указанных лиц на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени или приказом (распоряжением) командира (начальника).

12. Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу, указанной в статье 337 УК РФ, понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.

Судам следует иметь в виду, что в случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток (части 1 и 2 статьи 337 УК РФ), свыше десяти суток, но менее одного календарного месяца (часть 3 статьи 337 УК РФ), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу — с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.

Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное следует квалифицировать по части 3 статьи 337 УК РФ. При этом в расчет следует принимать календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней (например, с 31 января по 28 (29) февраля или с 15 февраля по 15 марта). Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.

В части 4 статьи 337 УК РФ установлена ответственность за самовольное отсутствие продолжительностью свыше одного календарного месяца (например, с 15 мая по 16 июня).

VIII. Порядок увольнения с военной службы

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем — шестом подпункта «б» настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, — в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта — при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт «д» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт «д.1» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт «д.2» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт «е» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт «е.1» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона) — при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт «з» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт «и» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт «к» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт «л» пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт «м» пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) — при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт «е» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (подпункт «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт «е.2 » пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт «ж» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) — по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт «з» пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт «и» пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 3, подпунктами «в», «д» и «е» пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 3 настоящей статьи) (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт «г» пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт «д» пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1» — «д» пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

7. Утратил силу с 1 января 2010 года. — Указ Президента РФ от 20.08.2007 N 1084.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров — указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона), — руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих — должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «д.1», «д.2», «е», «е.1» и «з» пункта 1 и подпунктами «в», «д», «е.1» и «е.2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 и подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами «в» — «ж» пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией — независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» пункта 1 и подпунктами «в» — «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в» — «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении — со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Увольнение с контрактной службы

Важно понимать права и обязанности обеих сторон – как самого военного лица, так и той, что заключила с ним соглашение на службу в армии. В сравнении с гражданской, служба в рядах ВС предполагает, что увольнение по его инициативе с предоставлением сведений работодателю заранее (стандартная процедура на гражданских должностях) является редкой и достаточно сложной процедурой.

В ФЗ, описывающем воинские обязанности, не говорится о том, что по контракту можно подать заявление на расчет без уважительных причин. Нет об этом сведений и в ТК. Таким образом, финальную точку в вопросе увольнения контрактника ставит командование.

Порядок действий при этом таков:

  1. Сначала готовят рапорт на имя командира и передают ему лично в руки, либо отправляют на его имя через кадровиков. Причина, по которой военный должен покинуть службу, обычно является объективной и не соответствует дальнейшему нахождению в составе части (примером из практики является необходимость покинуть текущее место жительства, в связи с чем посещать место службы становится невозможным). Рапорт готовят за 30 дней до того дня, когда вступит в силу приказ об исключении военного из армейских рядов.
  2. На втором этапе собирают аттестационную комиссию и выносят решение о положительном/отрицательном ответе на заявление с обязательным уведомлением о результатах. В нее войдут как представители командования, так и юристы. Длительность изучения материалов дела зависит от комплектации воинского подразделения. Например, увольнение из воинской части рассматривают неделю. Максимально долгий срок для этого – 15 дней.
  3. На последнем шаге непосредственный начальник военного принимает и оглашает свое решение, после чего сотрудник работает до момента официальной даты рапорта и в указанный день получает на руки все документы.

Проявить инициативу с увольнением могут военные с тяжелыми формами заболеваний

Сроки увольнения по контракту

Если лицо заключило контракт, его необходимо заранее известить о том, что срок действия соглашения близится к концу.

Перед этим от командования требуется сделать следующее:

  1. Проанализировать, можно ли продлить данное соглашение. Если это возможно, то к сведению должны быть приняты все возможные факты – состояние психики, здоровья, наличие собственного жилья, и др.
  2. После того, как будет проведен анализ положения дел военного, его личное дело направляется в специальный орган, который будет определять его выслугу.
  3. Иногда возникает необходимость в проведении медицинской комиссии.
  4. Военнослужащему предоставляют в случае увольнения внеочередной отпуск или назначают дополнительные отпускные дни.

Отпуск военнослужащего по контракту характеризуется целым набором мероприятий, которые рассматриваются в специальной статье.

Причины отстранения от службы

Таблица 1. Наиболее частые причины увольнения из рядов вооруженных сил

Стандартные Основания для увольнения контрактника
Наступление предельного возраста в соответствии со званием Регулярные нарушения условий соглашения
Решение комиссии о непригодности к продолжению службы Ухудшение состояния здоровья — выявление ВИЧ-инфекции, проблем с глазами, сердцем и сосудами.
Приостановление деятельности армии на конкретный период Возникшие обстоятельства семейного характера – смерть близких, уход за пожилым членом семьи, смерть матери/лишение ее родительских прав при наличии несовершеннолетнего, и т.д.
Направление военного в учреждения ГУФСИН Выбрана мера наказания за совершение преступления по неосторожности
Офицер уходит в подданство к другой стране и не имеет отношения больше к российскому гражданству Увольняемый замечен за употреблением запрещенных веществ и препаратов
Исключение из числа студентов образовательной ведомственной организации Два и более административных нарушения и взысканий в области дисциплины
Служащий вошел в состав органов управления регионом (Дума, Парламент субъекта, и т.п.) Военнослужащий стал иметь отношение к органам МВД, деятельности национальной гвардии, пожарной части и другим представителям силового сектора, либо к гражданской сфере
Нарушение конфиденциальности Невыплата причитающегося довольствия и премий

Возраст увольняемого

Согласно рангам, действующим в армии, предельные возможности для службы ограничиваются следующими возрастными категориями:

  1. Для маршалов, генеральских, адмиральских и вице-адмиральских чинов – 65-60 лет.
  2. Для полковников и капитанского состава 1 ранга – уходят на заслуженных отдых в 55 лет.
  3. Для прочих лиц – 50 лет.
  4. Женщинам положен более ранний выход на отдых – в 45 лет.

При этом военнослужащий может заключать новый договор вплоть до 70-65-летнего возраста и оставаться в части, находясь в положении пенсионера.

Что положено при расформировании из части

Законодательные нормы содержат сведения о преференциях, которые при увольнении получают военные различных рангов.

Военнослужащий, увольняясь, получает компенсацию

Первая категория относится к единовременной выплате. В сравнении с «гражданкой», военные получают большие материальные поощрения в случае увольнения.

На размер денежной компенсации влияет статус военнослужащего и причина, по которой он покинул воинские ряды. Также бухгалтерия начисляет платежи в контексте звания и среднемесячного оклада, положенного военному.

Когда человек перестает числиться в штатном расписании, он имеет право получить пособие в связи с увольнением в размере нескольких окладов.

Оклад состоит из части, выплачиваемой за звание, и второй части, которая соответствует занимаемой должности.

При стаже более 20 лет увольнение гарантирует получение 7 ежемесячных денежных довольствий. На 5 штук рассчитывают офицеры, отдавшие армии 10 лет. Если срок нахождения в звании составляет от 10 до 15 лет, то при увольнении им перечислят денежные средства в размере десяти окладов. 15 положено за 15-летний стаж и вплоть до 20-летнего значения.

Денежные компенсации зависят от срока службы

Не выдадут пособие в следующих случаях:

  1. Военный подвергся разжалованию или мере пресечения с лишением свободы, либо осужден условно
  2. В связи с нежеланием следовать учебному процессу военнослужащий был отчислен из ведомственного учреждения.
  3. Военный перешел в подчинение силовой структуре.

Если военнослужащего отстранили от службы по состоянию здоровья, ему полагается дополнительная страховая выплата. Перед этим он предстает перед комиссией, которая изучает материалы дела и принимает решение о дальнейшей возможности вернуться в воинские ряды.

Если военнослужащий относится к категории детей-сирот, имел особые поощрения от государства в виде наград, ему положена увеличенная выплата при увольнении.

Отменить пособие или значительно сократить его размер может история с дисциплинарными взысканиями, которыми была отмечена воинская служба.

Видео — Что положено при увольнении военнослужащего

Какие привилегии положены лицам в запасе

Если военный был уволен по объективной и уважительной причине, перейдя в запасные, государство обеспечивает его следующими видами льгот:

  1. Повышенным уровнем пенсионного обеспечения.
  2. Помощью в решении жилищных вопросов, проблем трудоустройства, образования.
  3. Медицинскими льготами.
  4. Компенсацией в налоговой сфере – военные платят меньший, в сравнении с рядовыми гражданами, земельный налог и налоговый взнос за официально принадлежащее им имущество.
  5. Транспортными льготами – в частности, проезд в общественном транспорте обходится «запасникам» дешевле.

Запасные офицеры могут оформлять различные льготы от государства

При участии в боях государство предоставляет данной категории служащих такие привилегии, как:

  1. Половинное участие в оплате жилья. Государственная программа, по которой осуществляется обеспечение льготами офицерского состава Москвы, включает пункт о 50%-й оплате услуг ЖКХ. Представители других регионов могут узнать о том, положены ли им послабления в этой области, в местном жилищном департаменте.
  2. Помощь медиков в режиме внеочередности.
  3. Оформление отпускного периода в любое время, которое выберет для себя офицер-запасник.
  4. Обучение за счет работодателя на гражданских курсах по переподготовке с получением дополнительных навыков и специальности.
  5. Внеконкурсное поступление в ВУЗы и училища, а также наличие специальных правительственных стипендий.

Боевым офицерам – особые условия

Военная ипотека и увольнение со службы

Для решения вопроса с проживанием военных были предусмотрены различные банковские ипотечные программы для приобретения удобного и комфортабельного жилья. При осуществлении выплат в них принимает непосредственное участие государство.

Стать участником программы военнослужащий сможет уже через 3 года стажа.

Военная ипотека имеет свои нюансы, когда речь идет о прекращении службы в формате увольнения. Ею часто пользуются в данных обстоятельствах, т.к. в процессе исполнения служебных обязанностей на индивидуальных счетах военных оказываются целевые денежные средства для покупки жилья. Однако пользоваться накопительным капиталом можно лишь при определенных обстоятельствах увольнения.

Военным положен накопительный ипотечный капитал

Если военный имеет полную выслугу или отслужил 10 лет по контракту и уволился на льготных основаниях, после выхода на отдых он может воспользоваться причитающейся ему суммой.

В отдельных случаях могут предоставить военную ипотеку и при меньшем стаже – к ним могут относиться сложные семейные обстоятельства, внезапные штатные перестановки, и т.д. В трагических случаях смерти или пропажи военного без вести капиталом воспользуются родственники.

Командование самостоятельно направляет информацию для перечисления денег со счета накоплений. Поступить они должны в течение месяца.

Тем, кто не имеет своего жилья и не участвует в договоре социального найма, положена дополнительная сумма для участия в банковской целевой программе.

Если военный не входит в льготные категории и уволился раньше положенного срока, при этом став в процессе службы обладателем отдельного жилья, государство требует компенсации использованного целевого капитала. Пересматриваются графики платежей по ипотеке, возвращаются все выделенные для покупки жилья субсидии.

При невозвращении средств может последовать судебное разбирательство с выселением, поэтому во избежание подобных трудностей с законом и банками специалисты рекомендуют брать ипотеку по достижении полной выслуги лет.

Военная ипотека может вызвать сложности


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *