Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.

Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков”

Текст письма официально опубликован не был

Изменение границ земельного участка заключается в изменении его конфигурации и/или размера за счет смежных территорий. Регулирование данного процесса предоставляет собственнику ряд возможностей в сфере управления недвижимым имуществом, а также предотвращает возникновение конфликтов с владельцами смежных земельных участков.

Куда обратиться

Подобного рода услуги предоставляют геодезические компании и уполномоченные органы (Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль).

Главное помнить, что деятельность организации, к которой вы обращаетесь должна соответствовать Федеральному закону “О кадастровой деятельности”, а потому не лишним будет запросить документы подтверждающие легитимность её деятельности.

При подаче заявления от Вас потребуется следующие данные:

  • ФИО и паспортные данные.;
  • для юридических лиц: наименование и место нахождения, а также регистрационный номер;
  • Кадастровый номер ЗУ;
  • реквизиты утвержденного проекта межевания территории;
  • информация необходимая для обратной связи с заявителем;

А также прилагающаяся документация:

  • свидетельство о собственности;
  • кадастровый паспорт;
  • гражданский паспорт.

К процедуре уточнения межевых линий также привлекаются владельцы смежных участков. В течение тридцати суток после подачи заявления они могут обжаловать его, если считают, что изменение межевых линий производится в несоответствии с их интересами. В таком случае в целях решения конфликта может понадобится судебное разбирательство.

Также, доводы и заявления владельцев смежных участков будет приложено к обновленному межевому плану. В случае, если инициатива не встречает никаких возражений, обновленный план распределения наделов вступает в силу в момент его регистрации.

Для регистрации обновленных данных следует обратиться в Федеральную Кадастровую Палату.

Особенности

Без изменения площади

Заключается в изменении расположения межевых линий участка без изменения его площади, при этом допускается изменение конфигурации.

Может производиться для его частичного перемещения, например, вследствие расширения смежного участка.

Даже несмотря на то, что площадь и конфигурация могут оставаться неизменными, наделу впоследствии должен быть присвоен новой кадастровый номер.

С изменением площади

Подразумевает уменьшение или увеличение площади ЗУ в результате перераспределения его границ. Частными случаями являются:

  • разделение одного надела на несколько. В таком случае каждый из образовавшихся участков считается отдельным объектом недвижимости и имеет свою площадь и уникальным номер в реестре;
  • объединение нескольких участков в один. В результате получается один ЗУ с новыми границами и площадью;
  • выдел доли из земельного участка. Надел из которого выделяют долю считается основным, а выделенная часть – второстепенным участком. Его необходимо поставить на учет, в последствии ему будет присвоен новый кадастровый номер
  • приобретение площади участка за счет наделов находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Процедура межевания границ земельных участков является повсеместным явлением в кадастровом праве и потому осуществить такую инициативу не составляет труда. Главное помнить, что ваши интересы могут противоречить интересам владельцев соседних участков и в таком случае может возникнуть конфликт, влекущий за собой судебное разбирательство.

Правила и пределы уточнения площади земельного участка

Для устранения несоответствия фактической и нормативной площади участка необходимо провести процедуру ее уточнения. Для этого законодательство содержит ряд правил, требующих соблюдения:

1) Уточнение площади участка допускается только в случае несоответствия сведений кадастрового учета нормативным требованиям к описанию положения границ;

2) Уточненная площадь участка не должна превышать площадь, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), на величину, превышающую предельный минимальный размер участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в ГКН;

3) При уточнении площади участка следует соблюдать требования, установленные для согласования местоположения границ;

4) В процессе уточнения площади участка местоположение границ устанавливается исходя из данных правоустанавливающего документа, а при его отсутствии из первичных сведений, сформированных при образовании участка. В случае полного отсутствия указанных документов, уточнение проводится в соответствии с границами участка, существующими на местности не менее 15 лет, закрепленные с использованием природных или искусственных объектов.

Так как законодательством определен максимальный предел уточнения площади участка, в случае его превышения уполномоченным органом будет принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений. Предельный минимальный размер для земель конкретного целевого назначения устанавливает федеральным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, уточненная площадь участка не должна превышать площадь, сведения о которой относительно этого объекта содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный:

  • Градостроительным регламентом для участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты;
  • Иными федеральными законами для участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Уменьшение площади земельного участка при межевании

При регистрации урезали 4 сотки.

Уточнение границ имеет один большой плюс — он проявляется в том, что сразу же после данной процедуры вы можете объединять и разъединять участки. Это значит, что вам будет просто совершать разного рода сделки. Теперь перейдем непосредственно к пошаговой инструкции. На каком основании или законе это сделали? Чуть предистории. У деда был участок 30 соток. При обмерении прошло все хорошо, как и должно быть все 30. Геодезист из ихнего земельного. При подаче документов и дальнейших операций при регистрации выясняется, что 4 сотки отходят влево. Объяснений нет. Прошу помощи.

Заранее спасибо. Можно ли аннулировать регистрацию и сделать заново, с возвратом мне моих 30 соток, которые дали еще деду под хозяйство? Если вновь образованный земельный участок граничит с Вашим участком, то согласно ст. Что делать после межевания земли?

Произвольно изменить границы по завершении процедуры нельзя – для этого нужно веское юридическое основание: договор, решение суда или признание кадастровой ошибки.

Купил, на котором не проводилось ранее межевание, в кадастре «точные границы не установлены границ». Площадь по кадастру и всем старинным документам 910 кв.м.

Расхождение при межевании уточнённой площади земельного участка с площадью по правоустанавливающим документам не соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах на этот участок.

Способы увеличения площади земельного участка

По закону допускается возможность признания прав собственности через судебный орган. Основными нормативными документами, которые регулируют увеличение площади земельного участка, принято считать: Указанный перечень документов не является исчерпывающим, но именно в нем указана вся необходимая информация по рассматриваемому вопросу. Увеличение площади земельных наделов может осуществляться различными способами.

Рассмотрим каждый из них подробней. Увеличение земельного участка за счет прилегающей территории можно путем “прирезания” исключительно в случае полученного разрешения от владельца – местного органа самоуправления.

Основанием считается инициатива обеих сторон – заявителя и местного органа самоуправления. Из обязательных критериев принято считать отсутствие межевания. Изначально необходимо обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим заявлением, в котором выражают прошение о передаче собственности прилегающей территории к участку, не обрабатываемого и признанного бесхозным.

Уточнение границ и площади земельного участка

Кадастровые работы по у точнению границ земельного участка и его площади включают в себя:

  • изучение правоустанавливающих документов на земельный участок. Необходимо выяснить, требуется ли уточнять адресный ориентир, присваивать или изменять категорию или вид разрешенного использования;
  • заказ сведений из ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости) — кадастровая выписка на исходный земельный участок и объекты капитального строительства, расположенные на нем, а так же КПТ (кадастровый план территории);
  • геодезические измерения на местности границ земельного участка. При выполнении измерений учитывается фактическое местоположение ограждения, забора или других искусственных объектов позволяющих определить границы земельного участка.
  • формирование акта согласования границ земельного участка, который подписывают собственники или арендаторы смежных земельных участков.
  • формирование межевого плана и согласование его с Заказчиком работ;
  • сдача межевого плана на проверку в орган кадастрового учета;
  • получение кадастровых паспортов на образованные земельные участки;

Порядок согласования границ земельного участка устанавливается Статьей 39 и 40 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г.:

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г

. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков” Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее. Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если: Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.

. № ОГ-Д23-212 “По вопросу изменения границ земельных участков” Текст письма официально опубликован не был При уточнении границ участка в ходе дачной амнистии можно увеличить его площадь не более чем на 10 %, если границы не были определены в установленном законом порядке. Самовольное занятие участка или его использование без необходимых документов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 500-1 000 руб, должностных лиц — 1 000-2 000 руб., организаций — 10 000-20 000 руб.

Уточнение границ ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет: с увеличением или уменьшением площади

стоящего на учете, но без указания местоположения.

В таком случае вы сможете избежать будущем проблем при совершении любого типа сделок. Прежде чем работники кадастра приступят к работе, потребуется подписать акт согласования проведения работ. Это означает, что владелец согласен не только со всеми промежуточными действиями, но и с итогом проведенных работ.

На последнем этапе происходит составление межевого плана, который впоследствии презентуют комиссии в кадастровой палате Конкретного списка документов, которые нужно предоставить для процедуры уточнения, не существует.

Поэтому собирайте все имеющиеся у вас бумаги, как минимум от вас потребуется:

  1. паспорт.
  2. кадастровый паспорт;
  3. выписка из кадастра;
  4. документ, подтверждающий право собственности на участок;

На процедуру уходит от пятнадцати дней до трех месяцев.

Расхождение при межевании уточнённой площади земельного участка с площадью по правоустанавливающим документам

Наиболее существенными характеристиками любого земельного участка, которые определяются как уникальные и позволяют однозначно определить этот участок как объект недвижимости, являются местоположение границ и площадь.

Об этом гласят требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (п.1 статьи 7 ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 г.).

Возникающая необходимость уточнения местоположения границ и площади земельных участков обусловлена рядом причин. Рассмотрим их.

  1. Имеющиеся кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков ( п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре).
  2. При уточнении местоположения границ земельных участков зачастую фактическая площадь земельного участка, установленная при межевании, не соответствует площади земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах на этот участок.

Такие расхождения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения площади земельного участка по сравнению со сведениями в документах на него.

Уточнённая площадь земельного участка не должна быть больше площади участка, отражённой в документах и государственном кадастре или акте органа местного самоуправления на величину, большую предельного минимального размера земельного участка.

Минимальный размер земельного участка определяют исходя из п. 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ:

предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства-нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предельные минимальные размеры земельных участков, установленные для земель соответствующего целевого назначения в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2007 года N 397-74):

  • S min = 300 м2 = 3 сот = 0.03 га — для участков ИЖС;
  • S min = 600 м2 = 6 сот.= 0.06 га – для участков для ведения дачного хозяйства;
  • S min = 200 м2 = 2 сот. = 0.02 га — для садоводческих участков;
  • S min = 18 м2 — для индивидуальных гаражей;
  • S min = 5 м2 — для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения на данных земельных участках объектов недвижимого имущества.

В каких пределах возможно расхождение площадей земельного участка, указанных в правоустанавливающем документе и на кадастровом плане

  • Если уточнённая площадь земельного участка оказалась больше, чем по документам, то земельный участок можно зарегистрировать, если:

S уточн. < (S по док-там + Smin),

  • Если уточнённая площадь земельного участка оказалась меньше, чем по документам, то то земельный участок можно зарегистрировать , если:

S уточн. > (S по док-там — Smin) ,

где S min — предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения.

Пример 1

По наследству на садоводческий земельный участок в Ленинградской области значатся 6 соток, а на новом плане площадь участка составляет 12 соток:

  • Sфакт. = 12 сот.
  • S по док-там = 6 сот.
  • S факт.. > S по док-там
  • S min = 500 м2 — для садоводческих участков в Ленинградской области
  • S уточн. < (S по док-там + Smin) = 6 сот. + 5 сот. = 11 сот.
  • Sфакт. > S уточн.

Поскольку кадастровый план является обязательным приложением к правоустанавливающему документу, представляемому для государственной регистрации прав, то при наличии расхождения площадей на плане и в документе регистрирующий орган вправе полагать, что представлен план не того объекта, на который заявляются права, и отказать в регистрации.

Пример 2

Согласно акту органа местного самоуправления, гражданину в Санкт-Петербурге предоставлялось в собственность для строительства индивидуального дома 12 соток., а на новом плане площадь участка составляет 9 соток.

  • Sфакт. = 9 сот.
  • S по док-там = 12 сот.
  • S по док-там.> Sфакт
  • S min = 300 м2 (0.03га) – для участков ИЖС в Санкт-Петербурге
  • S уточн. (S по док-там — Smin) = 12 сот. — 3 сот. = 9 сот.
  • Sфакт. = S уточн.,то есть не превышает уточнённой площади земельного участка. Такой земельный участок подлежит регистрации.

Если предельный минимальный размер земельных участков соотвествующего назначения (ИЖС, садовый, для ведения дачного хозяйства и т.д.) не установлен, уточнённая площадь земельного участка не дольша быть больше чем на 10% площади земельного участка по документам (сведениям в государственном кадастре недвижимости) . Требования ч.1 п.5 ст. 27 Закона о кадастре:

S уточн. < ( S по док-там + 0.1 х S по док-там )

Для случаев, когда сведения о местоположении границ земельного участка отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и в правоустанавливащем документе на земельный участок, и земельный участок используется 15 и более лет, а также нет претензий со стороны соседствующих собственников и/или пользователей земельных участков, границы земельного участка определяются и закрепляются по результатам межевания и согласования границ по фактическому использованию.

Нередкими становится и судебный способ разрешения проблемы расхождения фактической площади земельного участка с площадью, указанной в правоустанавливающем документе. Пример можно посмотреть .

Причины отказа в регистрации уточненных границ земельного участка

При кадастровом учёте в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учеёа в следующих случаях (Статья 27 Федерального закона №221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г.):

  1. имущество, о кадастровом учёте не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с ФЗ № 221-ФЗ;
  2. объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
  3. объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
  4. с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
  5. истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
  6. межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
  7. ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
  8. на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

  • размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
  • земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
  • в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
  • площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов;
  • граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

  1. в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
  2. при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета.

Полезно ознакомиться и с этим

  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться .
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться .
  • Новое в земельном законодательстве — выпуск ФЗ» О ведении гражданами садоводства и огородничества…». с особенностями которого можно ознакомиться .
  • Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок, представленном на странице портала «Земельный Вопрос».
  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться .
  • С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • Уточнить статус своей земли и границы можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные .
  • С 1 марта 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно .
  • В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *