Установление консульских отношений и открытие консульских учреждений

Установление консульских отношений между государствами производится по взаимному согласию. Это сообразуется со ст. 1 Устава ООН, которая возлагает на членов ООН обязанности осуществлять международное сотрудничество и развивать дружественные отношения между нациями.

Согласие на установление консульских отношений может проявляться разными способами. В международной практике установление дипломатических отношений, как правило, означает и установление консульских отношений. Например, обмен нотами между посольствами СССР и Бирмы в Великобритании 18 февраля 1948 г., в которых речь шла о согласии обоих государств установить между собой «нормальные дипломатические и консульские отношения».

Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских отношений. В 1956 г., когда ФРГ разорвала дипломатические отношения с Югославией, консульские отношения между ними сохранялись и консульства продолжали функционировать. Практике известны случаи, когда государства устанавливали и поддерживали между собой только консульские отношения, как это было в течение длительного времени между СССР и ЮАР до их разрыва в связи с введением против ЮАР санкций ООН. В 1992 г. консульские отношения России с ЮАР были восстановлены одновременно с восстановлением дипломатических отношений.

С установлением консульских отношений возникает возможность открытия консульских учреждений. Для этого требуется согласие государства, где консульское учреждение будет функционировать. Договоренность об открытии таких учреждений нередко достигается на основе взаимности.

По этому соглашению устанавливается и консульский округ, т.е. район государства пребывания, в пределах которого консульское учреждение будет осуществлять свои функции, а также численность консульского персонала.

Предметом договоренности является и класс консульского учреждения. В международной практике сложилось деление глав консульских учреждений на четыре класса: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты. Соответственно именуются и возглавляемые ими консульские учреждения.

Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только по договоренности с государством пребывания. Согласие последнего необходимо и в том случае, если какое-либо генеральное консульство или консульство намерено открыть вице-консульство или консульское агентство не в том месте, где оно само находится, что отражено в ст. 4 Венской конвенции 1963 г.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством, а допускаются к выполнению своих функций государством пребывания.

Документом, удостоверяющим назначение главы консульского учреждения и его полномочия, является консульский патент (или подобный ему документ), в котором указываются его имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

В одних государствах этот документ подписывается главой государства (США, Франция, Великобритания и др.) и скрепляется подписью министра иностранных дел; в других государствах, включая Россию, консульский патент подписывается министром иностранных дел. Обычно по дипломатическим каналам консульский патент направляется правительству (практически в министерство иностранных дел) государства пребывания.

Глава консульского учреждения может приступить к выполнению своих обязанностей только после получения экзекватуры от государства пребывания. Она может иметь форму отдельного документа, но может выражаться и в соответствующей надписи на патенте.

Экзекватура – это акт государства пребывания, которым оно окончательно допускает главу консульского учреждения к выполнению официальных консульских функций.

В выдаче экзекватуры может быть отказано, причем отказывающее государство не обязано сообщать мотивы отказа.

Впредь до выдачи экзекватуры, что нередко занимает определенное время, в соответствии с нормами международного права глава консульского учреждения может временно выполнять свои функции. О том, что глава консульского учреждения допущен к выполнению своих функций, государство пребывания обязано немедленно уведомить власти консульского округа. Руководитель консульского отдела посольства не нуждается в патенте и экзекватуре.

Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве главы консульского учреждения в этом государстве.

Консульские должностные лица, куда относится и руководитель консульского учреждения, являются основной категорией работников консульского учреждения. Им поручено в этом качестве выполнение консульских функций (ст. 1 Венской конвенции 1963 г.). Законы большинства государств предусматривают, что консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Из числа граждан государства пребывания они могут назначаться не иначе как с определенно выраженного согласия этого государства.

Лица, выполняющие в консульском учреждении административные или технические обязанности, называются консульскими служащими. Существует также категория работников обслуживающего персонала. В качестве собирательного понятия для всех охарактеризованных выше категорий консульского персонала в Венской конвенции 1963 г. применяется понятие «работники консульского учреждения». О назначениях, прибытии и окончательном отбытии работников консульского учреждения и о других изменениях, влияющих на их статус, должно уведомляться государство пребывания.

Совокупность глав консульских учреждений, действующих в данном консульском округе, составляет (в узком смысле) консульский корпус, который, однако, не выполняет каких-либо функций, кроме церемониальных. Датами выдачи экзекватуры определяется в каждом классе старшинство между главами консульских учреждений разных государств.

Практически же консульский корпус охватывает всех консульских должностных лиц, включая почетных консулов иностранных государств. Консульский корпус возглавляет старший по классу и первый по дате получения экзекватуры, которому присваивается звание «дуайен консульского корпуса».

Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство, что то или иное консульское должностное лицо является persona non grata, т.е. нежелательным лицом. При этом оно не обязано сообщать мотивы своего решения.

Представляемое государство должно соответственно отозвать такое лицо или прекратить его функции в консульском учреждении.

В решении практических вопросов открытия консульских учреждений важную роль играет содействие государства пребывания, которое, как сказано в Венской конвенции 1963 г., должно предоставлять «все возможности для выполнения функций консульского учреждения». В частности, оно должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении согласно своим законам и правилам помещений для консульского учреждения, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем. В случае необходимости оно должно также оказать помощь консульскому учреждению в получении подходящих жилых помещений для его работников.

Взаимное оказание содействия в деле обеспечения функционирования посольств и консульских учреждений нередко является предметом специальной договоренности сторон. Например, согласно Договору о дружбе и сотрудничестве между Россией и Грецией 1992 г. обе стороны обязались обеспечивать условия для нормальной работы и оказывать на основе взаимности всемерное содействие деятельности аккредитованных на их территории дипломатических, консульских и иных представительств.

Консульские представительства: виды, функции, порядок открытия, статус почетного консула.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 14

Установление дипломатических отношений, как правило, означает и установление консульских. Однако разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыв консульских.

Консульские учреждения имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего гос-ва пребывания, а в пределах консульского округа, который охватывает несколько административно-территориальных единиц.

Территория консульского округа, класс консульства определяются по взаимному соглашению. Выделяют несколько видов консульских учреждений:

— генеральное консульство,

— консульство,

— вице- консульство,

— консульское агентство.

Консул — это лицо, которое должным образом назначено компетентными властями представляемого гос-ва и признано в этом качестве гос-вом пребывания. Консульское должностное лицо должно быть гражданином представляемого гос-ва. Назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент.

Гос-во, принимающее консула, выдаетконсульскую экзекватуру,разрешение на отправление консульских функций на территории консульского округа. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к своим обязанностям.

Штат консульства состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала. В консульстве могут быть созданы различные отделы: экономический, торговый, паспортно-визовый, отдел регистрации актов и другие.

По соглашению между гос-вами функции консула может выполнять почетный консул,не состоящий на гос-венной консульской службе. Он выполняет консульские функции по поручению представляемого гос-ва, вправе заниматься иной деятельностью. Почетным консулом могут быть как граждане представляемого гос-ва, так и иностранные граждане.

Консульские функции предусмотрены в Венской Конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенциях. Консульские функции можно разделить на две группы:

1) функции аналогичные дипломатическим: защита интересов представляемого гос-ва, его граждан и юридических лиц в пределах консульского округа; выяснение всеми законными средствами событий в гос-ве пребывания и сообщение о них правительству представляемого гос-ва; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей (ст.5 Венской Конвенции о консульских сношениях).

2) консульские вопросы: выдача паспортов, виз и проездных документов лицам, желающим выехать в представляемое гос-во; оказание помощи и содействие гражданам и юридическим лицам представляемого гос-ва; исполнение обязанностей регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, консульских браков); выполнение обязанностей нотариуса (удостоверение завещаний, уведомление об открытии наследства); выполнений функций административного характера (учет своих граждан, в том числе воинский); оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого гос-ва, и их экипажам.

Согласно ст. 12 УИК РФ осужденные к аресту, ограничению или лишению свободы иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими или консульскими учреждениями своих гос-в.

Положение о консульском учреждении РФ дополняет перечень функций. Оказание содействия в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, обеспечение безопасности консульского учреждения , его сотрудников, граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством гос-ва пребывания; выполнение иных функций в соответствии с законодательством РФ, международными дог-рами РФ, другими применимыми нормами МП и с соблюдением законодательства гос-ва пребывания.

В соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях гос-во пребывания должно содействовать беспрепятственному выполнению консульских функций.

Согласно ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

Консульские привилегии и иммунитеты.

В соответствии с положениями Венской конвенции (гл. II, ст. 27-58) консульские учреждения и их персонал пользуются определенными привилегиями в целях обеспечения беспрепятственного осуществления своих обязанностей.

Привилегии консульского учреждения включают:

— право устанавливать консульский щит и поднимать флаг представляемого государства на здании консульства;

— право беспрепятственно сноситься со своим правительством, с дипломатическим представительством и консульскими учреждениями своей страны, находящимися на территории государства пребывания, а также на территории третьих стран, посредством обычных средств связи, а также шифрованных депеш, дипломатической почты и дипкурьеров (однако только с согласия государства пребывания консульское учреждение может установить радиопередатчик и пользоваться им);

— освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений, владельцем, нанимателем или пользователем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени;

— освобождение консульских сборов от всех налогов и пошлин.

Иммунитеты консульского учреждения предусматривают прежде всего неприкосновенность консульских помещений. Неприкосновенность консульских помещений, обеспечиваемая на основе взаимности, не дает, однако, права использовать их в целях, несовместимых с функциями консульского учреждения. В ряде случаев законодательство предусматривает также неприкосновенность (на началах взаимности) резиденции главы консульского учреждения.

Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Иммунитеты консульских должностных лиц включают их личную неприкосновенность; они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановления компетентных судебных властей в случае совершения этими лицами тяжких преступлений. Консульские должностные лица и сотрудники консульств не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности; это положение не применяется в отношении только некоторых гражданских исков. В случае отказа консульского должностного лица, вызываемого в суд в качестве свидетеля при производстве судебных или административных дел, давать показания к нему не могут применяться никакие меры принуждения со стороны государства пребывания.

Государство пребывания предоставляет консульским должностным лицам или сотрудникам консульства, а также членам их семей различного рода льготы в виде освобождения от налогов, сборов и пошлин, выполнения личных повинностей, досмотра личного багажа, уплаты таможенных пошлин.

Международная практика показывает, что на основе специальных соглашений с иностранным государством на консульских должностных лиц могут быть распространены, исходя из принципа взаимности, и другие привилегии и иммунитеты, предоставляемые членам дипломатического персонала (в частности, их полное изъятие из-под уголовной юрисдикции).

Специальные миссии.

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым условием для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегии и иммунитеты в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

МИД или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:

— о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях;

— о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии;

— о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;

— о назначении главы специальной миссии;

— о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством. Привилегии и иммунитеты миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.

>Diplom Consult.ru

37. Установление консульских отношений

Сперва нужно согласие гос-ств. Потом определяется консульский округ, в пределах которого консульство будет осуществлять свои функции, также предметом договора между странами является класс консульского учреждения: 1) генеральные консулы; 2) консулы; 3) вице-консулы; 4) консульские агенты. Существует категория работников обслуживающего персонала. В качестве собирательного понятия для всех работников указанных выше, согласно Венской Конвенции 1963 г., называеются «работники консульского учреждения». Два или несколько государств могут создать одно консульство в представленной стране и соответственно назначить одноу главу консульства. Консульские должностные лица: глава консульства; консул-советник; консульские секретари; консульские атташе; стажеры. Консульские служащие – лица выполняющие в консульстве административные и технические обязанности. Совокупность глав консульских учреждений, действующие в данном консульском округе, составляет – консульский корпус. Сущьность функций – защита прав и интересов граждан страны и гос-ва. Венская конвенция 1961 (дипломатия) и 1963 (консульство) анологичны в своих эконом., торговых, научных финкциях и в функции информирования своего гос-ва. Консульство в отличие от посольства не обладает функцией общеполитического представительства, не ведет переговоры с правительством, не подписывает соглашения. Цели консульских и дип. представительств- развитие дружеских отношений и партнерства. А также содействию торговым, экономическим, культурным связям между гос-ми. Консул регистрирует граждан своей страны и ведет их учет. Он вправе выдавать и продлевать паспорта и визы, регистрировать рождение ребенка и брак – если оба супруга граждане страны. Принимает заявления о предоставлении гражданства, выполняет нотариальные функции.

38. Международный трибунал по морскому праву

Международное морское право= это одна из древнейших отраслей межд права

в 1973-1082 гг проходила 3-я конф-ия ООН, завершившаяся принятием конвенцией ООН по морскому праву 82 г кот сейчас подписана более 150 гос-ми.

Начало деятельности трибунала считается 18 окт 1996.

Состоит из 21 судьи, все обязаны иметь высшееюр образование и быть признанными авторитетами в области морского права.

От каждой геогргруппы избир-ся 3 человека, все граждане разых стран.

Избираются на 9 лет и каждые 3 года 1\3 состава меняется. Допускается переизбрание на повторный срок. Члены трибунала польз-ся дипломными привилегиями и иммунитетом.

На сегодня Трибунал рассмотрел 12 дел, больш-во из них это дела об освобождении задержанных судов и экипажей.

В случае задержания судна или экипажа, представитель гос-ва обязан подать заявление подписанное от имени Правительства Министром или руководителем ведомства.

Если трибунал в это время не заседает судьи д собраться и провести заседание не позже чем через 10 суток после подачи заявления.

Стр-ра трибунала:

1 вар-т) заседание в полном составе

2 вар-т) заседание по палатам:

— палата испол-ияглубоководного морского права

-палата разведки и разработки естеств ресурсов

-рыболовство

-борьбы с загрязнением морской среды

-палата по ускоренному разрешению дел из 5 судей.

2.1 Установление и прекращение консульских отношений

Основные тенденции в развитии консульского права

реферат

Согласие на установление консульских отношений может проявляться в различных формах. Установление дипломатических отношений означает одновременное установление и консульских отношений, что производится путем обмена нотами.

Бывают случаи, когда установление консульских отношений предшествует установлению дипломатических отношений. Поэтому при разрыве дипломатических отношений консульские отношения, как правило, сохраняются.

Консульские отношения означают признание если не де-юре, то де-факто. Они базируются на двух документах: консульском патенте и консульской экзекватуре.

Необходимо предварительное согласие принимающей стороны на открытие консульского учреждения. Консульские учреждения Казахстана на территории иностранных государств открываются в соответствии с решением Правительства Республики Казахстан с согласия страны пребывания.

Прекращение консульских отношений может происходить при следующих обстоятельствах:

1) при разрыве консульских отношений;

2) в результате принятия одностороннего акта и соответствующего соглашения между сторонами;

3) при ликвидации государства;

4) при переходе консульского округа в состав третьего государства.

Консульское представительство — это зарубежный орган внешних отношений государства. Консульские представительства располагаются на территории другого государства по согласованию с последним. Их цель — защита экономических и иных интересов как представляемого государства, так и его юридических и физических лиц. Руководство консульскими учреждениями, представительствами осуществляют консулы. Консул — это должностное лицо государства, назначаемое в другое государство с целью защиты экономических, правовых и иных интересов своего государства, юридических лиц и граждан.

Правовой статус консульских представительств определяется международными конвенциями, в первую очередь, Венской конвенцией о консульских отношениях 1963 года, двусторонними консульскими конвенциями, а также внутригосударственным законодательством.

Отличие консульского представительства от дипломатического заключается в следующем. Если дипломатическое представительство представляет страну в полном объеме, то консульское занято в узкой сфере государственных интересов. Если дипломатическое представительство определенной страны может функционировать в другом государстве только в единственном числе, то консульских представительств в одной стране может быть несколько, функционирующих в ряде консульских округов.

Венская Конвенция 1963 года функции консульского представительства формулирует следующим образам: защита и охрана интересов государства, юридических и физических лиц, принадлежащих своему государству; содействие становлению и развитию экономических, культурных, научных и иных отношений между представляемой страной и государством пребывания; сбор законными методами разнообразной информации о жизни консульского округа и ознакомление с этой информацией соответствующих ведомств представляемого им государства; учет граждан своей страны, проживающих в пределах консульского округа, и выполнение по отношению к ним нотариальных и административных функций; выполнение ряда обязанностей в отношении морских и воздушных судов и других видов транспорта, пребывающих на территории консульского округа; выдача виз и свидетельств.

Конвенция также определяет, что функции консульского представительства прекращаются в случаях закрытия консульского учреждения в округе по договоренности сторон; военного конфликта между представляемым консулом государством и страной пребывания; перехода части территории государства, где находится консульский округ, другому государству. Функции самого консула прекращаются при отзыве или отставке консула и замене его другим или объявлении консула нежелательным лицом (персоной нон грата).

10 августа 1992 года Казахстан заключил с Китаем консульский договор, 30 января 1994 года — с Украиной.

Установление и прекращение консульских отношений

международный договор консул право

Консульские отношения устанавливаются между двумя смиренными государствами как субъектами международных отношений на основе их совместного соглашения, определенно выраженного1′. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. в ст. 2 гласит, что «установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию». Согласие может быть выражено прямо как юридический документ в форме двустороннего соглашения или в форме консульской конвенции. Такие правовые документы, как правило, заключаются от имени государств, а не правительств. Согласие может быть выражено и косвенным образом: путем установления дипломатических отношений, если не существует иной оговорки, либо путем получения согласия государства-резидента на учреждение на его территории консульских учреждений направляющего государства.

Известны случаи, когда соглашение об установлении консульских отношений может быть заключено в форме обмена нотами, в которых стороны соглашаются направить и принять консулов.

Установление и прекращение консульских отношений может осуществляться независимо от установления и прекращения дипломатических отношений. В принципе возможны случаи, когда между двумя государствами при наличии дипломатических отношений в какой-то период времени еще отсутствуют консульские отношения. Вместе с тем могут существовать консульские отношения между государствами при отсутствии дипломатических отношений между ними. В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. в ст. 2. п.З уточняется, что «разрыв дипломатических отношений не влечет ipso facto разрыва консульских отношений». В качестве примера можно привести факт разрыва дипломатических отношений между Советским Союзом и Государством Израиль в 1953, 1956, 1967 гг. при наличии консульских отношений между этими государствами (в определенные периоды) до восстановления дипломатических отношений в 1991 г. Временное прекращение дипломатических отношений в случае непризнания правительств, пришедших к власти в одном из государств неконституционным путем, не оказывает никакого влияния на консульские отношения».

Прекращение консульских отношений происходит посредством той же процедуры, с помощью которой они были установлены, т.е. посредством выражения согласия каждым из государств. В случае разрыва дипломатических отношений между двумя государствами консульские отношения продолжают существовать, если прямо не содержалось указание об их разрыве.

Консульские отношения могут прекратиться в случае исчезновения конституционным путем государств как субъектов международных отношений. Это исчезновение может быть произведено путем разъединения (примером могут служить СССР, Югославия, Чехословакия) или объединения (объединение Сирии с Египтом между 1958-1961 гг.; Сенегала с Гамбией в 1982-1989 гг.; Танганьики с Занзибаром в 1964 г.). Все эти случаи привели к прекращению консульских отношений с исчезнувшими субъектами и установлению консульских отношений с новыми субъектами.

Если субъекты международного права исчезают вследствие их незаконной оккупации, консульские отношения могут быть сохранены. В качестве примера может служить Эстония, которая в 1940 г. сохранила свои консульства в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, несмотря на потерю статуса субъекта международного права, по причине «присоединения» к бывшему Советскому Союзу. Подобный случай имел место в XIX веке, когда Папское государство сохранило свое консульство в США и после своего упразднения в результате оккупации Королевством Италия в 1870 г.

Закрытие консульских учреждений не приводит к автоматическому прекращению консульских отношений. Стороны могут договориться о других способах представления консульских отношений, в том числе путем делегирования полномочий третьей стране.

Установление консульских отношений. Консульские функции

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипломатических отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения заинтересованных государств. Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице консульства, консульские агентства. В консульских отношениях РФ наиболее распространены генеральные консульства.

Консулы назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В РФ выдача консульского патента производится МИД РФ.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала. Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Консульские функции можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств. Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания — и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы:

выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз лицам, выезжающим в представляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.

Вопросы установления консульских отношений

Право открытия консульского учреждения на территории иностранного государства относится к компетенции представляемого государства с согласия государства пребывания. Это принцип закреплен ст. 2 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.): «Установление консульских отношений между государствами… осуществляется по взаимному согласию». Форма проявления такого согласия может быть различной. Преобладает практика заключения консульских конвенций, в которых четко фиксируются условия установления консульских отношений и открытия консульских учреждений. Международно-правовой нормы, обязывающей государства устанавливать консульские отношения не существует, однако отказ от установления консульских отношений противоречил бы основным принципам современного международного права. В частности, данное вытекает из ст. 1 Устава ООН, которая налагает на членов ООН обязанность осуществлять международное сотрудничество и развивать дружественные отношения между нациями . В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. сказано: «государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН», «они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости» . Отказ от установления консульских отношений рассматривается поэтому, как политический акт. Данное характеризует состояние отношений между соответствующими государствами.

Согласие на установление консульских отношений между государствами может проявляться различным путем. В советской практике установление дипломатических отношений означало, как правило, и установление консульских отношений . В документах об установлении официальных отношений говорится как о дипломатических, так и консульских отношениях. Например, в нотах, которыми обменялись послы СССР и Бирмы в Англии 18 февраля 1948 г., говорилось о согласии обеих стран установить между собой «нормальные дипломатические и консульские отношения». При установлении отношений с Данией в 1924 г. также было специально оговорено, что устанавливаются дипломатические и консульские отношения. В других случаях данное положение прямо не фиксировалось в соответствующих документах, но вытекало из них. Например, в договоре между РСФСР и Афганистаном от 28 февраля 1921 г. отмечалось, что стороны «вступают между собой в правильные дипломатические сношения» (ст. 1). В последующих же статьях, без какого-либо специального указания на установление консульских отношений, говорилось о привилегиях консульств, о порядке и сроках их открытия. В советско-иранском договоре от 26 февраля 1921 г. предусматривались установление между сторонами «добрососедских отношений» и обмен дипломатическими представительствами (ст. 22). В ст 23 указывалось, что «стороны, в целях развития сношений между их странами, взаимно учреждаются консульства в пунктах, которые будут указаны по взаимному соглашению» .

Иногда в международной практике консульские учреждения открываются ранее дипломатических. Например, с Индонезией обмен письмами об установлении консульских отношений и об учреждении консульств был произведен 22 мая 1948 г. Дипломатические отношения между СССР и Индонезией были установлены в 1950 г.

Таким образом, в практике СССР установление дипломатических отношений означало одновременное установление консульских отношений и вместе с тем, установление консульских отношений имело самостоятельность по отношению к установлению дипломатических отношений. Например, консульские отношения с Сан- Марино (1956 г.) существуют с Российской Федерацией по настоящее время . Консульские отношения могут существовать независимо от дипломатических отношений. Обычно консульские отношения устанавливаются на неопределенный срок и их сохранение связано с состоянием взаимоотношений между заинтересованными странами. Установление консульских отношений характеризуется заключением консульской конвенции или договора, в которых указывается время вступления в силу данного соглашения и порядок прекращения его действия; в советский период иногда заключались соглашения, в которых предусматривался срок их действия. С установлением консульских отношений между государствами возникает вопрос о признании государств и правительств, с которыми происходит их установление .

Советская практика допускала выполнение консульских функций дипломатическими сотрудниками – сотрудниками консульских отделов посольств.

Установление консульских отношений

Признание государств или правительств выражается в различных формах, в том числе и в так называемой молчаливой форме. Одной из таких форм может быть установление консульских отношений с государством путем выдачи экзекватуры консулу, направлением консульского патента властям данного государства.

В международной практике существует мнение по поводу того, что установление дипломатических отношений является свидетельством признания государства де-юре, в то время как установление консульских отношений и по сей день вызывает споры. Польский юрист-международник К. Либера считает, что трудности в формировании единого взгляда вытекают как из различной оценки характера консульских органов, так и из того факта, что эти органы в определенных условиях могут действовать полуофициальным образом, не выполняя некоторых формальных актов, необходимых для нормальной их деятельности .

Польский юрист Ю. Сутор утверждает, что в настоящее время установление консульских отношений с вновь возникшим государством равнозначно молчаливому признанию де-факто этого государства, а в каждом отдельном случае – акту, подразумевающему такое признание .

И.П. Блищенко и В.Н. Дурденевский отмечают, что «возможны и на практике встречаются случаи заключения специальных соглашений об обмене консульскими представителями без признания одного государства другим де-юре, поскольку подчас возникает острая необходимость экономических связей, защиты интересов многочисленных граждан, проживающих на территории другого государства, и др. В этом случае учреждение консульских представительств, функции консула, его назначение и действие привилегий и иммунитета следует рассматривать аналогично случаям при нормальных дипломатических отношениях и при признании одного государства другим. Установление консульских отношений при таких обстоятельствах говорит о признании де-факто государства» .

При установлении консульских отношений большое значение придается акту получения консульского патента и выдаче экзекватуры главе консульского учреждения в случае отсутствия до того официальных отношений. Это означает, что до тех пор, пока новые власти не признают экзекватур, выданных предыдущими властями, не требуют предоставления новых консульских патентов, нельзя говорить о признании государством назначения новых властей. После того, как они решат вопрос о предоставлении новых консульских патентов и выдаче экзекватур, ставится вопрос о признании. В этом случае власти, назначившие консула, или идут навстречу этому требованию, или прекращают консульские отношения с государством пребывания, если они не хотят признавать новые власти.

В практике международных отношений были случаи, когда в ответ на запрос посылающей страны государство пребывания отказывалось выдать консульскую экзекватуру, но допускало консула заинтересованной стороны на основе неофициального или даже молчаливого согласия .

В то же время вряд ли можно полагать, что поддержание или установление консульских отношений означает молчаливое признание новых властей государства пребывания, если одновременно публикуется специальная декларация правительства посылающего государства, подтверждающая непризнание и указывающая, что установление консульских отношений ни в коей мере не может истолковываться как признание де-факто или де-юре властей государства пребывания или властей, назначенных на занятой ими части территории государства пребывания. Например, Советский Союз закрыл в 1923 г. американское консульство во Владивостоке ввиду того, что Соединенные Штаты не признавая Советское государство, отказались представить новый консульский патнет и получить новую экзекватуру . Такие случаи являются исключением и противоречат общепризнаным нормам международного права и суверенному праву каждого государства допускать или не допускать деятельность иностранных консульств на своей территории.

Открытие консульских учреждений

Установление консульских отношений между государствами предполагает и обмен консульскими учреждениями. Необходимость согласия государства на открытие иностранного консульского учреждения на его территории вытекает из принципа верховенства, который оно осуществляет в пределах своей территории, что соответствует статье 4 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.). Предварительное согласие на открытие консульского учреждения требуется независимо от того, происходит ли его открытие во время установления консульских отношений или в более позднее время. В консульских конвенциях отмечается, что местонахождение консульства, класс и границы консульского округа определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания.

Консульские учреждения открываются в соответствии с решением правительства и в случаях наличия на это согласия государства пребывания.

Последующие изменения границ консульского округа возможны только с согласия государства пребывания. Оно необходимо и в том случае, если консульское учреждение представляемого государства пожелает открыть вице-консульство или агентство в другой местности, а не там, где оно находится. Согласие может быть выражено путем выдачи государством пребывания экзекватуры, в которой указывается местонахождение консульского учреждения и его консульский округ. Предварительное согласие необходимо также и для открытия канцелярии (бюро), составляющей часть действующего консульского учреждения, однако находящейся за пределами консульского округа. Наконец консульское учреждение не вправе открывать отдельную канцелярию в каком-либо населенном пункте, хотя бы и находящемся на территории того же консульского округа, если государство пребывания не дало на то своего согласия.

Представляемое государство, как и государство пребывания, не может производить односторонние изменения ни в одном из указанных случаев. В исключительных случаях страна пребывания вправе просить представляемое государство изменить местопребывание консульского учреждения или границы консульского округа, однако такое изменение может иметь место только с согласия представляемого государства.

Обычно консульства учреждаются в местах, где существует необходимость защиты интресов представляемого государства и его граждан. И государство пребывания по мере возможности должно принимать это во внимание. Однако проедставляемое государство не имеет в данной области каких-либо прав, закрепленных в нормах международного права, в то время как принимающее государство обладает правом не только исключать определнные местности, но также определять границы консульского округа, руководствуясь главным образом сообрежениями охраны своих государственных интресов и интересов безопасности. Такие ограничения должны приниматься по отношению ко всем без исключения государствам. Это принцип находит свое подтверждение в международной консульской практике государств. В международном праве общепризнано, что представляемое государство не может требовать открытия своих консульских учреждений в зонах, которые до этого времни были закрыты для функционирования консульского учреждения какого бы то ни было государства.

Прекращение консульских отношений

Прекращение консульских отношений наступает в силу различных обстоятельств. При этом необходимо отличать прекращение консульских отношений от окончания консульского статуса, присвоенного отдельному лицу.

Разрыв консульских отношений ведет к окончанию консульского статуса и закрытию консульского учреждения, тогда как обратное не всегда влечет прекращения консульских отношений в целом. Консульский устав СССР (1976 г.) не дает разъяснений, в результате чего наступает прекращение консульских отношений, в то время как Консульский устав СССР (1926 г.) предусматривал в статье 137 закрытие консульства в случае возникновения войны между СССР и страной пребывания. Разрыв консульских отношений может наступить и в силу враждебных действий. Так, Например, 4 июня 1946 г. Правительство СССР приняло решение закрыть генеральное консульство СССР в Сеуле в связи с тем, что командование американских войск в Южной Корее соврешило ряд враждебных действий в отношении генерального консульства СССР .

Закрытие консульского учреждения может наступить и в результате соглашения сторон или одностороннего акта. Консульские отношения прекращаются также с ликвидацией государства или переходом консульского округа в состав третьего государства и т.д. Прекращение существования государства, пославшего консула, авто- матически влечет за собой лишение его официального консульского статуса .

Рассмотренные выше вопросы установления консульских отношений, открытия консульских учреждений и прекращения консульских отношений способствуют исследованию проблем консульской службы. Международная практика, деятельность центрального исполнительного органа, координирующего деятельность системы консульской службы в Казахстане позволяет говорить о необходимости дальнейшего следования конституционным принципам нашего государства, направленным на поддержание мира, добрососедских отношений, охрану и защиту прав человека, гражданина, юридических лиц Республики Казахстан.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *