Содержание
- 5.2. Содержание и форма служебного контракта
- СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА
- Условия служебного контракта
- Условия служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: проблема правоприменения
- Изменение условий прохождения государственной службы и служебного контракта. Прекращение служебного контракта
5.2. Содержание и форма служебного контракта
Статья 24 Закона о государственной гражданской службе:
«1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.
2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
3. Существенными условиями служебного контракта являются:
1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5) права и обязанности представителя нанимателя;
6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:
1) испытание при поступлении на гражданскую службу;
2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации».
Статья 10 Закона о службе в таможенных органах:
«1. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
2. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
3. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.
4. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.
5. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
6. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.
7. Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой».
Анализ положений Закона о государственной гражданской службе и Закона о службе в таможенных органах позволяет сделать вывод об установлении обязательной письменной формы служебного контракта, независимо от категории государственных служащих таможенных органов, с которыми заключается служебный контракт.
Переходя к характеристике содержания служебного контракта, можно отметить следующее. Относительно гражданских служащих законодатель детально определил существенные (ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе) и иные условия служебного контракта (ч. ч. 4, 6, 7 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Тогда как предписания о необходимости включения условий в служебный контракт «разбросаны» в положениях отдельных глав Закона о службе в таможенных органах.
По служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Кроме того, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенном органе на должности гражданской службы, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий таможенного органа в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, и соблюдать служебный распорядок государственного органа, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и служебным контрактом.
При заполнении служебного контракта необходимо указывать наименование должности государственной гражданской службы согласно соответствующему штатному расписанию таможенного органа с указанием наименования таможенного органа и конкретного подразделения.
Дата начала исполнения должностных обязанностей является существенным условием служебного контракта. Вместе с тем Закон о государственной гражданской службе не устанавливает последствий несоблюдения требования об определении даты начала исполнения должностных полномочий. Учитывая специфику профессиональной деятельности (реализация публично-правовой компетенции) государственного служащего, нельзя согласиться с применением к данной ситуации принципа субсидиарного регулирования нормами трудового законодательства.
Интерес представляет вопрос об определении даты начала исполнения обязанностей в случае, когда гражданский служащий достигает 60-летнего возраста. Изменения, внесенные в Закон о государственной гражданской службе, предусматривают возможность продления срока гражданской службы с его согласия по решению представителя нанимателя. Полагаем, что переход законодателя от термина «перезаключение» к термину «продление» означает не заключение нового контракта на срочных условиях, а продолжение исполнения гражданским служащим полномочий в соответствии с ранее заключенным контрактом.
К существенным условиям служебного контракта, заключенного с гражданским служащим, относятся права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). При этом права и обязанности государственного гражданского служащего таможенного органа являются составными элементами его статуса и регламентированы ст. ст. 14, 15 Закона о государственной гражданской службе.
Если права и обязанности, бесспорно, следует рассматривать в качестве существенных условий контракта, то включение должностного регламента в контракт представляется излишним.
Должностной регламент является разновидностью административного регламента, поэтому придание ему правовой формы должно осуществляться нормативным правовым актом, и «квалификация должностных регламентов как индивидуальных административных актов не отражает их реальную правовую природу».
В круг существенных условий контракта включаются также права и обязанности представителя нанимателя. Представляется, что эта категория условий тесно связана с правами и обязанностями гражданского служащего, а именно с правом одной стороны контракта должна корреспондировать обязанность другой стороны контракта. Не обязательно в контракте воспроизводятся типовые права и обязанности представителя нанимателя, содержание может быть обусловлено специфичными условиями конкретного служебного контракта, например предоставление транспорта.
Учитывая, что условия прохождения службы в таможенных органах могут отличаться сложностью, опасностью, вредностью, в контракте оговариваются дополнительные отпуска, компенсации, льготы, доплаты, надбавки за осуществление профессиональной деятельности в особых условиях.
Режим служебного времени и времени отдыха гражданского служащего регулируется гл. 8 Закона о государственной гражданской службе, а служебный распорядок таможенного органа определяется ведомственным нормативным актом. Наряду с этими правилами, в контракте отражается сокращенное, неполное служебное время, ненормированный рабочий день и др.
К числу существенных условий служебного контракта государственного гражданского служащего таможенного органа относятся и условия оплаты труда, в том числе размеры должностного оклада, надбавок и других выплат. Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих, в том числе государственных служащих федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы определены положениями указа Президента РФ.
В служебном контракте в соответствии с разд. IV примерной формы служебного контракта должен быть указан один из трех вариантов оплаты труда гражданского служащего, предусмотренный подп. «а», «б» или «в» п. 9 примерной формы.
В первом варианте полностью расписываются составные части денежного содержания: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячная надбавка за выслугу лет и т.п.
Во втором варианте все эти и другие выплаты учтены в едином денежном вознаграждении, к которому дополнительно устанавливаются: премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячное денежное поощрение в размере X должностных окладов; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Третий вариант предполагает установление гражданскому служащему особого порядка оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Излишним в содержании контракта представляется условие об ответственности сторон служебного контракта, которое включается в контракт в соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе и разделом IV примерной формы служебного контракта. Ответственность сторон контракта с государственным гражданским служащим устанавливается законодательно и не может быть изменена по соглашению сторон.
Существенным условием контракта является нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих. Ротация государственных гражданских служащих выступает одним из направлений формирования кадрового состава гражданской службы и может рассматриваться как средство борьбы с коррупцией. Ротация определена в качестве одного из направлений реформы системы государственной службы Российской Федерации.
Закон о государственной гражданской службе (ч. 1 ст. 60.1) предусматривает два вида ротации государственных гражданских служащих: внутри органа государственного управления и между органами государственного управления. Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей посредством смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы. Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания.
Перечни должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Министерством труда и социальной защиты РФ разъяснено, что в перечень должностей, по которым предусматривается ротация, включаются все должности гражданской службы категории «руководители», предусмотренные штатными расписаниями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные и надзорные функции. В соответствии с разделом 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, в таможенных органах предусмотрены следующие должности гражданской службы категории «руководители»:
начальник службы регионального таможенного управления 11-1-3-029;
заместитель начальника службы регионального таможенного управления 11-1-3-029.1;
заместитель начальника таможни 11-1-3-030;
начальник таможенного поста 11-1-3-031;
заместитель начальника таможенного поста 11-1-3-031.1;
начальник службы таможни 11-1-3-031.2;
заместитель начальника службы таможни 11-1-3-031.3;
начальник отдела в службе регионального таможенного управления 11-1-3-032;
начальник отдела таможни (таможенного поста) 11-1-3-033;
заместитель начальника отдела в службе регионального таможенного управления 11-1-3-034;
заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста) 11-1-3-035;
начальник отделения регионального таможенного управления 11-1-3-036;
начальник отделения таможни (таможенного поста) 11-1-3-037.
Другие условия, предусмотренные ч. 4 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе, законодатель не относит к существенным, используя формулировку «могут предусматриваться». Стоит заметить, что в определенных ситуациях перечисленные в норме условия перейдут в категорию обязательных. Например, неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, если должностным регламентом предусмотрено, что государственный служащий в своей служебной деятельности использует такие сведения.
Формально в качестве дополнительных условий в контракт могут быть включены «иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами» (п. 5 ч. 4 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако из самой формулировки нормы следует, что возможности сторон служебного контракта серьезно ограничены законодателем.
Подводя итог, отметим: форма служебного контракта, независимо от категории государственного служащего таможенного органа, с которым заключается контракт, письменная.
Относительно гражданских служащих установлена детальная регламентация существенных и дополнительных условий контракта, тогда как нормы, регулирующие условия служебного контракта с сотрудниками таможенного органа, не сконцентрированы в отдельной норме Закона о службе в таможенных органах, а включены в отдельные главы нормативного правового акта.
Содержание служебного контракта, независимо от категории государственного служащего таможенного органа, типизировано: в отношении гражданских служащих типовая форма контракта установлена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159; для сотрудников типовая форма контракта установлена ведомственным актом (Приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации»).
Анализ названных подзаконных актов позволяет согласиться с тем что «контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении».
5.1. Понятие и стороны служебного контракта
5.2. Содержание и форма служебного контракта
5.3. Срок действия служебного контракта
5.4. Заключение служебного контракта
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА
Примерная форма служебного контракта гражданского служащего утверждена Указом Президента РФ от 16 февраля 2005г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации». Его содержанием выступает совокупность условий контракта — существенных и дополнительных (факультативных), с одной стороны; производных и непосредственных — с другой.
Существенные, или необходимые, условия служебного контракта — это те условия, при отсутствии которых он не может быть заключен. Непосредственные условия представляют собой результат согласования воли сторон трудового соглашения, т.е. включаются в служебный контракт непосредственно его сторонами и, как правило, закрепляют особенности регулирования труда в данном конкретном случае. Производные условия воспроизводят правила регулирования труда, закрепленные действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами, т.е. они «производим» от статьи нормативно-правового акта. Поэтому, очевидно, производные условия нет необходимости включать в содержание служебного контракта, поскольку их применение обусловлено общеобязательным характером юридической нормы, т.е. эти условия будут действовать и без специальной оговорки об их применении в служебном контракте.
В служебном контракте в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
Закон № 79-ФЗ (ч. 3 ст. 24) закрепляет основные условия служебного контракта, которые в обязательном порядке включаются в контракт гражданского служащего, в том числе:
- ? наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- ? дата начала исполнения должностных обязанностей;
- ? права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- ? виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- ? права и обязанности представителя нанимателя;
- ? условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- ? режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- ? условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- ? виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа указывают место служебной деятельности гражданина (гражданского служащего) и ее характер. Важным условием является указание в контракте даты начала исполнения должностных обязанностей.
Существенными условиями служебного контракта также являются права, обязанности гражданского служащего и должностной регламент (права и обязанности гражданского служащего в целом предусмотрены ст. 14, 15 Закона № 79-ФЗ и др.). При этом ряд авторов высказывает мнение, что в отношении гражданского служащего служебный контракт должен содержать те права и обязанности, которые обусловлены выполнением должностных обязанностей по конкретной должности гражданской службы и связаны со спецификой данной должности. Они, в свою очередь, должны быть также предусмотрены должностным регламентом, который является приложением к служебному контракту.
Характер взаимных обязанностей сторон (гражданина и представителя нанимателя) в общем виде определен нормами ч. 2 и 3 ст. 23 Закона 79-ФЗ, которыми установлено следующее:
«Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом № 79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа»1.
Гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Закона № 79-ФЗ, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные законодательством о государственной службе. Наряду с этим гражданский служащий имеет права, предусмотренные ст. 14 и другими положениями Закона № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы Российской Федерации по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.
Представитель нанимателя имеет право:
а) требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего
Российской Федерации, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа;
- б) поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
- в) привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка;
- г) реализовывать иные права, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Примерная форма служебного контракта (Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159) содержит также положения об ответственности сторон служебного контракта: «Представитель нанимателя и гражданский служащий несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации».
К существенным условиям служебного контракта причисляются виды и условия медицинского страхования гражданского служащего, а также иные виды его страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 1 декабря 2014 г.) «Об основах обязательного социального страхования». К ним относится также ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам социального страхования, в том числе: Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 14 декабря 2015 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»‘; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Между тем, согласно нормам трудового законодательства, обязательному включению в содержание трудового договора подлежат те виды и условия социального страхования, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Законом № 79-ФЗ предусмотрено медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; указанные виды и условия медицинского страхования должны быть отражены в служебном контракте. Однако на сегодняшний день такой закон пока не принят’.
К числу существенных условий служебного контракта относятся условия профессиональной служебной деятельности, а также компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях.
Условие о режиме служебного времени и времени отдыха необходимо включать в служебный контракт только в том случае, если он для конкретного гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Такой нормативный акт утверждается представителем нанимателя с учетом мнения представительного органа гражданских служащих. Вместе с тем в отношении конкретного гражданского служащего могут быть закреплены специальные правила режима труда и отдыха. Например, для отдельных категорий гражданских служащих может быть установлен ненормированный рабочий день. Кроме того, в соответствии с правилами трудового законодательства по соглашению между работником и работодателем может быть установлен неполный рабочий день.
Безусловно относятся к существенным и условия оплаты труда гражданского служащего. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Помимо рассмотренных существенных, или необходимых, условий в служебный контракт по соглашению сторон могут включаться и иные условия (дополнительные, или факультативные). Так, в служебном контракте может быть предусмотрено испытание при поступлении на гражданскую службу. В содержание служебного контракта может включаться условие о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также
служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.
Перечень дополнительных условий, которые могут вписываться в служебный контракт по соглашению сторон, не является исчерпывающим. В принципе не исключаются любые другие условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами, например, условие о предоставлении жилого помещения, служебного транспорта и т.п.
Закон № 79-ФЗ предусматривает возможность заключения как срочного служебного контракта, так и контракта без указания срока его действия. Максимальный срок действия срочного служебного контракта не должен превышать пяти лет. В то же время в отличие от трудового законодательства данный Закон устанавливает не только максимальный, но и минимальный срок служебного контракта — один год.
Закон № 79-ФЗ о гражданской службе закрепляет общее правило, согласно которому замещение должностей государственной гражданской службы осуществляется на условиях служебного контракта, заключаемого на неопределенный срок. Срочный служебный контракт может заключаться в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы.
Действующая редакция Закона № 79-ФЗ (ч. 4 ст. 25) содержит перечень случаев, когда может заключаться срочный служебный контракт. В первую очередь — для замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». Срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций, а по соглашению сторон служебного контракта — для замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым она закреплена и в соответствии с действующим законодательством сохраняется (например, за женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет).
Срочный служебный контракт может заключаться с гражданином, оформляющим договор на обучение с обязательством прохождения гражданской службы в течение определенного срока после окончания этого обучения. Служебный контракт с таким гражданином заключается на срок не меньше, чем указанный в договоре на обучение, но не превышающий пяти лет, поскольку Законом установлен максимальный срок срочного служебного контракта — пять лет.
Кроме того, срочный служебный контракт заключается с гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, которому в соответствии сч. 1 ст. 25.1 Закона №79-ФЗ срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе, а также с гражданским служащим в случае замещения им должности гражданской службы в порядке ротации.
Наконец, по прямому указанию Закона № 79-ФЗ должности гражданской службы, по которым вводится порядок оплаты труда в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности, замещаются только на условиях срочного служебного контракта. Перечень должностей гражданской службы и порядок установления особых условий оплаты труда, деятельности для федеральных служащих должен быть утвержден Указом Президента РФ, а для гражданских служащих субъекта РФ — нормативным правовым актом соответствующего субъекта РФ.
Служебный контракт включает в себя три части:
- 1) собственно текст служебного контракта;
- 2) приложение, содержащее должностной регламент гражданского служащего;
- 3) приложение, содержащее показатели деятельности гражданского служащего, определяющие особую систему расчета денежного содержания. Данное приложение составляет часть срочного результативного контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона № 79-ФЗ служебный контракт заключается только в письменной форме. Служебный контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписями гражданина и представителя нанимателя (руководителя государственного органа гаи лица, замещающего государственную должность). Письменная форма служебного контракта обязательна как при поступлении на гражданскую службу впервые, так и при переходе гражданского служащего на другую должность гражданской службы в случаях, когда в соответствии с Законом № 79-ФЗ после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются.
Условия служебного контракта
Условия служебного контракта и составляют его содержание. Федеральный закон № 79-ФЗ разделяет условия служебного контракта на существенные условия и просто условия, которые могут присутствовать в служебном контракте, а могут отсутствовать.
Выделение в служебном контракте существенных условий в отдельную группу вызвано необходимостью придания им особого статуса. Для существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя, в то время как по общему правилу (пункт 5 статьи 24 Закона) условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон, и только в письменной форме.
Представитель нанимателя может выступить с инициативой одностороннего порядка изменения существенных условий служебного контракта при одновременном наличии двух условий.
Изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности является первым условием, а вторым — неизменность должностных обязанностей гражданского служащего.
Итак, существенными условиями служебного контракта являются (пункт 3 статьи 24 Закона):
— наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
— дата начала исполнения должностных обязанностей;
— права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
— виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
— права и обязанности представителя нанимателя;
— условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
— режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
— условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
— виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Важное значение при заключении служебного контракта имеет его продолжительность, иными словами — срок служебного контракта. Служебные контракты заключаются на определенный срок (срочные служебные контракты) и на неопределенный срок.
Интересен тот факт, что Федеральный закон № 58-ФЗ предусмотрел кроме вышеупомянутых двух видов служебных контрактов, классифицирующихся в зависимости от срока, на который они заключаются, еще один, третий вид. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 указанного Закона контракт может заключаться с гражданином также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. В Федеральном законе № 79-ФЗ такой вид служебного контракта не фигурирует, так как, по всей видимости, законодатель совершенно правильно учел, что этот третий вид служебного контракта на самом деле не образует самостоятельного вида, а является всего-навсего разновидностью срочного служебного контракта. Обучение же в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием, условием для заключения срочного служебного контракта.
Традиционно срок срочного служебного контракта колеблется в пределах от одного года до пяти лет, с оговоркой в Законе про возможность заключения срочного служебного контракта на иной срок, если это будет прямо предписано Федеральным законом № 79-ФЗ.
Есть некоторые отличия, установленные Федеральным законом№ 79-ФЗ, от норм, существовавших ранее, которые касаются возраста гражданского служащего.
Достижение возраста 60 лет — этот тот рубеж, после которого возможно заключение только срочного служебного контракта. Заметим, что с гражданским служащим, достигшим этого возраста, в обязательном порядке (подчеркнем — в обязательном) служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, причем минимальный срок такого контракта равен одному году, а максимальный — пяти годам. Это условие отсутствовало в Федеральном законе № 119-ФЗ.
Федеральный закон № 79-ФЗ установил предельный возраст пребывания на гражданской службе, повысив его до 65 лет (пункт 6 статьи 25). Ранее предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы был определен в 60 лет (пункт 3 статьи 25 Федерального закона № 119-ФЗ). Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 60 лет в настоящее время не допускается. После 60 лет возможно заключение с гражданином (бывшим гражданским служащим) только срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.
Условия служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: проблема правоприменения
Начало XXI века характеризуется для России началом проведения полномасштабной административной реформы, которая привела не только к реорганизации органов исполнительной власти, но и к преобразованию государственной службы, так как деятельность государственных служащих в конечном счете определяет и эффективность деятельности властных структур. В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79), который способствовал появлению новых форм регулирования государственно-служебных отношений, в частности, новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими . Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов, одним из самых дискуссионных вопросов в этом плана остается проблема выявления особенностей содержания служебных контрактов.
Содержание служебного контракта раскрывается в статье 24 ФЗ № 79, в которой содержатся основные реквизиты (элементы) соглашения. Под понятием «реквизиты» в науке понимают совокупность содержавшихся в договоре информационных элементов, включающих как сведения, так и условия. То есть к реквизитам служебного контракта можно отнести, например, данные о месте его заключения, права и обязанности сторон. Поэтому понятие «условия» представляется нам уже чем реквизиты, как их часть. Условия представляют собой соглашение между представителем нанимателя и гражданским служащим по конкретным вопросам взаимодействия сторон в рамках трудового (служебного) правоотношения, именно они носят договорной характер, так как являются результатом согласования воли сторон договора. Как уточняет в этой связи Е.Б. Хохлов, рассматривая содержание трудового договора, условия трудового договора включаются в договор как письменный документ в качестве его реквизитов .
К сведениям, обязательным для включения в служебный контракт, следует отнести фамилию, имя, отчество гражданина или гражданского служащего, представителя нанимателя и наименование государственного органа (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 79). Кроме того, в Указе Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» предполагаются и иные сведения о сторонах контракта .
Надо отметить, что в законодательстве о государственной службе не определены последствия невключения в служебный контракт обязательных сведений и условий, как это сделано, например, в ТК РФ. Согласно статье 57 ТК РФ недостающие сведения должны быть внесены непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. Учитывая, что в соответствии со статьей 73 ФЗ № 79 трудовое законодательство субсидиарно распространяется на государственно-служебные отношения, его нормы в этой части вполне подлежат применению, поэтому в служебном контракте на государственной гражданской службе также необходимо различать сведения и условия.
Условия служебного контракта подразделяются на существенные и дополнительные (могут как включаться, так и нет). Формулировка «существенные условия служебного контракта» вызывает в литературе вполне оправданную критику. Дело в том, что ранее в трудовом законодательстве также использовался этот термин, однако в новом ТК РФ законодатель изменил понятие «существенные условия на «обязательные». Данное нововедение было воспринято представителями науки трудового права достаточно позитивно, так как, как и прежде термин «существенные условия» широко применяется в гражданско-правовых отношениях . Так, в статье 432 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) содержатся следующие положения:
- существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
- договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Ранее некоторые ученые считали, что если в трудовой договор не были включены какие-либо существенные условия, то он считался незаключенным по аналогии с гражданским правом . Вряд ли данное утверждение оправдано. Думается, что следует согласиться с М.В. Пресняковым. Он считает, что в трудовых отношениях, как до введения нового ТК РФ, так и после, даже фактический допуск к работе с ведома или по поручению работодателя являлся основанием возникновения трудовых отношений .
Несмотря на изменения в трудовом законодательстве ФЗ № 79 по-прежнему использует понятие «существенные условия служебного контракта». Такой «гражданско-правовой подход также вряд ли оправдан в государственно-служебных отношениях, так как сам механизм приема на государственную гражданскую службу обладает своей спецификой и полностью исключает возможность признания служебного контракта незаключенным по причине неуказания в нем существенных условий. Речь идет о том, что заключению служебного контракта предшествует акт о назначении на должность, а иногда и конкурсная процедура. Поэтому следует согласится, например, с мнением Е.А. Ершовой об изменении статьи 24 ФЗ № 79, в которой вместо понятия «существенные» ввести понятие «обязательные условия служебного контракта» .
Подход законодателя к определению перечня существенных условия во многом отличается от такового в трудовом законодательстве. Так, в отличие от таких обязательных условий в трудовом договоре как место работы и трудовая функция, в п. 1 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79 прописывается условие о наименовании замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.
Надо отметить, что в науке условия служебного контракта также подразделяют на непосредственные и производные. Непосредственные условия определяются соглашением сторон. К производным относятся те условия, о которых стороны не договариваются, так как они в силу закона и так обязательны для выполнения, то есть они «производны» от статьи нормативно-правового акта. Зачем тогда они нужны вообще в служебном контракте, договорном по своему характеру? Этот закономерный вопрос задают себе многие ученые. Так, М.В. Пресняков и С.Е Чаннов, справедливо замечают об отсутствии необходимости включать производные условия в трудовой договор, поскольку они будут действовать в силу общеобязательного характера правовых норм и без специального упоминания об этом в трудовом договоре . Тем нее менее по мысли законодателя некоторые производные условия являются обязательными для включения в служебный контракт. Например, согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ № 79 необходимо включать в содержание служебного контракта права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 данного Федерального закона. Но это еще не все. Права и обязанности гражданского служащего и представителя нанимателя, виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования, условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях и т.п. – все это, несомненно, производные условия, так как четко определены законодательством. В качестве существенного условия по смыслу п. 3 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79 прописан должностной регламент, однако очевидно, что он представляет собой самостоятельный документ, который устанавливает права и обязанности гражданского служащего наряду со служебным контрактом, поэтому является скорее приложением к служебному контракту. Кроме того, права представителя нанимателя также следует признать производными, но некоторые авторы считают, что «права и обязанности представителя нанимателя, специфичные для данного служебного контракта, могут быть связаны с дополнительными правами и обязанностями гражданского служащего» . Допустим, реализация дополнительный гарантий гражданских служащих (транспортное обслуживание, субсидия на приобретение жилой площади т.д.) может являться дополнительными обязанностями представителя нанимателя (ст. 53 ФЗ № 79).
Исходя из сказанного, следует признать, что служебный контракт необоснованно переполнен производными условиями.
Таким образом, содержание служебного контракта на государственной гражданской службе имеет свои особенности. Некоторые из них, на наш взгляд, не вполне оправданны. Как и в трудовом законодательстве в служебном контракте необходимо заменить понятие «существенные условия служебного контракта» на «обязательные условия», для того чтобы отграничить служебный контракт от договоров в гражданско-правовой сфере. Кроме того, в служебном контракте на государственной гражданской службе необходимо выделить сведения и условия. Некоторые существенные условия, которые содержатся в служебном контракте являются производными, а, значит, их включение не является обязательным. Дополнительные условия, которые могут содержатся в служебном контракте носят диспозитивный характер, однако это достаточно условно, учитывая четкое закрепление за каждой должностью на государственной гражданской службой конкретных реквизитов.
Изменение условий прохождения государственной службы и служебного контракта. Прекращение служебного контракта
Представитель нанимателя вправе в связи с изменением профессиональной служебной деятельности в государственном органе в одностороннем порядке изменить существенные условия служебного контракта гражданскому служащему при продолжении им профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей (ст. 29 Закона №79-ФЗ). О таком изменении условий контракта представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего не позднее чем за два месяца до их введения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме.
Если от замещения иной должности государственной службы служащий отказывается, то представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности государственной службы и уволить с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ («отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта»).
В силу ст. 30 Закона №79-ФЗ представитель нанимателя вправе: временно, на срок до одного месяца, перевести гражданских служащих на иную должность гражданской службы в случае служебной необходимости (поскольку Закон №79-ФЗ ограничивает продолжительность временного перевода, но не их количество, такие переводы в связи со служебной необходимостью возможны неоднократно, однако их общая продолжительность не должна превышать месяца в течение календарного года); перевести гражданского служащего на иную должность по соглашению сторон (при таком переводе гражданскому служащему выплачивается должностной оклад по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности).
В ряде случаев у представителя нанимателя возникает обязанность перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность. Так, по правилам ч. 2 ст. 28 Закона №79-ФЗ гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. Если гражданский служащий отказывается от перевода или в том же государственном органе отсутствует подходящая должность, служебный контракт с ним прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ («отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе»).
Закон №79-ФЗ не предусматривает гарантий гражданским служащим, переведенным по состоянию здоровья на нижеоплачиваемую гражданскую должность. В связи с этим к таким служащим в силу ст. 73 Закона №79-ФЗ должны применяться правила ст. 182 ТК РФ.
Ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет на объективное исполнение им своих служебных обязанностей и вступает в противоречие с законными интересами граждан, общества, государственных структур, в ст. 19 Закона №79-ФЗ обозначена как конфликт интересов. Личной заинтересованностью считается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи или лиц близкого родства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. К лицам близкого родства относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов (пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона №79-ФЗ).
Конфликт интересов может возникнуть и при выполнении служащим иной оплачиваемой работы, то есть при получении им дополнительного дохода. Так, гражданский служащий вправе, предварительно уведомив представителя нанимателя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов (п. 2 ст. 14 Закона №79-ФЗ).
То есть государственный служащий направляет представителю нанимателя сообщение о своей дополнительной оплачиваемой деятельности. Далее вопрос о возможном конфликте интересов решается в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона №79-ФЗ комиссией по урегулированию конфликта интересов, которая создается правовым актом государственного органа. Решение комиссии должно быть получено руководителем учреждения, а затем и гражданским служащим в письменной форме и приобщено к личному делу служащего, поскольку это напрямую связано с представлением впоследствии декларации о доходах за отчетный период.
Введение института конфликта интересов, установление правовых форм его предупреждения, предотвращения и прекращения призвано: содействовать использованию гражданским служащим своих прав, исполнению обязанностей, соблюдению ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также требований, предъявляемых к служебному поведению гражданского служащего; обеспечить открытость государственной гражданской службы и укрепить доверие граждан.
Прекращение служебного контракта с государственными служащими основано на тех же принципах, которые заложены в ТК РФ: исчерпывающий перечень возможных оснований для расторжения служебного контракта; неравенство сторон служебного контракта в решении вопроса о его прекращении (возможности представителя нанимателя ограничены по сравнению с гражданским служащим); обязанность представителя нанимателя информировать выборный профсоюзный орган о расторжении служебного контракта по отдельным основаниям.
Глава 6 Закона №79-ФЗ регламентирует основания и последствия расторжения служебного контракта. С помощью норм Закона №79-ФЗ, регулирующих прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы, представитель нанимателя может решать такие вопросы, как оптимизация численности служащих государственного органа, обеспечение служебной дисциплины, формирование кадрового состава гражданских служащих, отвечающих установленным квалификационным требованиям, и др.
Однако прекращение служебного контракта и освобождение от замещаемой должности не всегда влечет за собой увольнение с гражданской службы. Например, при переводе на другую должность в другой государственный орган прежний контракт прекращается, но служебные отношения продолжаются, и гражданский служащий не увольняется с гражданской службы. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы — это не равнозначные понятия.
В ст. 33 Закона №79-ФЗ установлены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы, то есть такие основания, которые могут быть применены ко всем гражданским служащим независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.
Общие основания прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы можно разделить на две части.
К первой относятся основания, которые влекут за собой увольнение гражданских служащих с гражданской службы: соглашение сторон служебного контракта (ст. 34 Закона №79-ФЗ); истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 Закона №79-ФЗ); расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона №79-ФЗ); расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ст. 31, пп. 6 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29, пп. 7 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, в соответствии с медицинским заключением либо в связи с отсутствием такой должности в том же государственном органе (ст. 28, пп. 8 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (ст. 28, пп. 9 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); некоторые обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (пп. 10 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона №79-ФЗ); выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 Закона №79-ФЗ); несоблюдение ограничений и нарушение обязательств, установленных федеральными законами (ст. 16, п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона №79-ФЗ (п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27, п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ).
Ко второй группе оснований прекращения служебного контракта, не влекущих за собой увольнение гражданского служащего, относят: перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); случаи приостановления или прекращения контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 ст. 39 Закона №79-ФЗ).
При переводе государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности, прежний служебный контракт с ним прекращается, но с гражданской службы он не увольняется, потому что с ним заключается новый служебный контракт на основании акта о переводе в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.