Что такое специализированная организация по 44-ФЗ

Специализированная организация по 44-ФЗ — это юрлицо, которое заказчик привлекает при подготовке к закупке и ее проведении. Этот процесс регулирует статья 40 Закона о контрактной системе.

Как такового реестра специализированных организаций по 44-ФЗ не существует. Однако на рынке их работает множество. При выборе компании рекомендуем ориентироваться на время существования, опыт оказания услуг, квалификацию специалистов (наличие профильного образования), отзывы заказчиков.

Редакция журнала «Госзакупки.ру» опросила 50 консультантов и сотрудников агентств, специализирующихся на закупках и торгах. И узнали, как ваши бывшие коллеги становятся частными консультантами, сколько зарабатывают и хотят ли вернуться к работе по найму. О расценках на рынке, историях успеха и советах готовым рискнуть — читайте в исследовании

Привлечение специализированной организации по 44-ФЗ

Привлечение заказчиком такой организации возможно по нескольким направлениям. Прибегнуть к их помощи можно при формировании закупочной документации, ее размещении в ЕИС, проведении закрытых процедур и т.д.

Но существуют полномочия, которые вправе осуществлять только должностные лица заказчика. Привлечение специализированной организации по 44-ФЗ к следующим действиям невозможно:

  • создание комиссии по осуществлению закупок;
  • расчет и обоснование начальной цены;
  • выбор предмета закупки;
  • определение существенных условий контракта;
  • утверждение проекта контракта;
  • утверждение закупочной документации;
  • подписание контракта со стороны заказчика.

Все эти функции ложатся на контрактного управляющего или контрактную службу. За незаконные действия специализированной организации, нанесение ею ущерба участника, превышение полномочий ответственность несет в том числе заказчик, поскольку действует такая компания от его имени.

Функции специализированной организации по 44-ФЗ

Компания может выполнять следующие обязанности:

  • помощь в подготовке плана-графика;
  • формирование закупочной документации, внесение предложений об исправлении существующей;
  • разработка технического задания;
  • размещение необходимых документов в ЕИС;
  • направление потенциальным поставщикам приглашения на участие в процедуре;
  • создание допсоглашений к контрактам.

Услуги специализированной организации по 44-ФЗ могут включать юридическую помощь: обжалование действий ФАС в суде, создание исков, представление интересов заказчика в госорганах.

Специализированная организация по 44-ФЗ не вправе собирать коммерческие предложения с участников, утверждать документы, подписывать документы от имени заказчика.

Требования

Требования к специализированной организации по 44-ФЗ указаны в статье 40 Закона о контрактной системе. Они сводятся к тому, что спецорганизация не может быть участником закупки, к проведению которой привлечена в качестве помощника.
Какие функции заказчик может передать специализированной организации?

Контракт со специализированной организацией по 44-ФЗ

Все условия, в том числе цена работы специализированной организации по 44-ФЗ, стороны прописывают в договоре. В нем должны быть следующие данные:

  • полномочия компании;
  • информация о закупке;
  • стоимость работ и порядок оплаты;
  • права и обязанности сторон;
  • материальная ответственность спецорганизации в случае выявления нарушений;
  • порядок претензионной работы;
  • разрешение споров через суд.

К услугам таких компаний обычно прибегают начинающие заказчики, а также опытные организаторы торгов, проводящие одновременно большое количество закупочных процедур и не имеющие достаточного числа работников.

Специализированная организация по 223-ФЗ

Специализированная организация по 223-ФЗ — это фирма, которая берет на себя часть функций заказчика. Требования к таким компаниям не прописаны в Законе № 223-ФЗ. Однако заказчики вправе устанавливать условия привлечения спецорганизаций в своих положениях о закупках.

Например, в положении «Ростеха» сказано, что такая фирма может быть привлечена к закупке на основании договора в том числе для разработки извещения, документации о закупке, размещения в установленном порядке документов, выполнения иных функций. Она не может:

  • утверждать состав закупочной комиссии;
  • участвовать в работе закупочной комиссии;
  • утверждать НМЦ;
  • утверждать извещение, документацию о закупке, в том числе проект договора;
  • подписывать договор.

Конкретный перечень функций, распределение прав и обязанностей, расходов и ответственности, в том числе при возникновении внутренних и внешних разногласий, определяются в договоре между заказчиком и компанией.

Спецорганизация обязана при проведении закупок соблюдать нормы законодательства и положения о закупках заказчика. Одним из условий является то, что «Ростех» и его дочерние предприятия обязаны привлекать сторонних специалистов при повторном проведении закупки, по которой ранее рассматривалась жалоба.

>Специализированная организация по 44-ФЗ

Спецорганизация выполняет отдельные функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Разработка конкурсной документации
  2. Разработка документации об аукционе
  3. Размещение в единой информационной системе извещений о проведении закупок
    • Электронный аукцион
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  4. Направление приглашений принять участие в закупках
    • Закрытый аукцион
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двуэтапный конкурс
  5. Иные функции, связанные с определением поставщика, подрядчика, исполнителя

Другие виды закупок по 44-ФЗ, в частности — запрос котировок и запрос предложений, не могут быть переданы спецорганизации.

Услуги специализированной организации по 44-ФЗ не включают:

  • Создание закупочной комиссии
  • Определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК)
  • Определение предмета и существенных условий контракта
  • Утверждение проекта контракта
  • Уверждение документации об аукционе
  • Утверждение конкурсной документации
  • Подписание контракта

Государственный заказчик по 44-ФЗ выполняет эти функции самостоятельно.

Привлечение специализированной организации в сфере закупок по 44-ФЗ возможно как единовременно, так и на постоянной основе, когда передается максимально возможный объем функций по всей закупочной деятельности.

Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ

Функции специализированной организации в сфере закупок по определению поставщика, подрядчика, исполнителя осуществляются от имени заказчика. Однако права и обязанности в закупках, которые обеспечивает специализированная организация по 44-ФЗ возникают у заказчика.

Специализированная организация по проведению торгов, конкурсов и аукционов выбирается заказчиком на конкурентных условиях в рамках проведения закупки по 44-ФЗ. В контракте на привлечение специализированной организации по 44-ФЗ указываются услуги и функции, которые будет выполнять спец организация в госзакупках.

Если действиями специализированной организации причинен вред юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу, то заказчик несет солидарную ответственность.

Квалифицирующими признаками солидарной ответственности являются:

  1. Незаконные действия (бездействие) специализированной организации
  2. Совершение деяния в пределах полномочий спецорганизации
  3. Переданные заказчиком полномочия должны быть указаны в контракте
  4. Действия связаны с определением поставщика при осуществлении функций от имени заказчика

Как избежать конфликта интересов. Статья 40 федерального закона 44-ФЗ устанавливает запрет на участие специализированной организации в закупках заказчика, в отношении которых она выполняет свои функции.

Если вы государственный заказчик по 44-ФЗ и вам нужны услуги специализированной организации — оставьте заявку и получите консультацию специалиста.

Глава 2. Компетенция государственных органов в сфере государственной молодежной политики

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной молодежной политики и организует ее осуществление;

2) вносит Президенту Республики Казахстан национальный доклад «Молодежь Казахстана»;

3) утверждает порядок присуждения, размер денежного вознаграждения и номинации Государственной молодежной премии «Дарын»;

4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) формирует и реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет координацию и методическое руководство местных исполнительных органов по вопросам государственной молодежной политики;

3) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам государственной молодежной политики;

4) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по вопросам государственной молодежной политики;

5) осуществляет разъяснительную работу по вопросам государственной молодежной политики;

6) осуществляет научное и методическое обеспечение государственной молодежной политики;

7) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере государственной молодежной политики;

8) организует и координирует работу по подготовке и внесению национального доклада «Молодежь Казахстана» в Правительство Республики Казахстан;

9) разрабатывает и утверждает типовое положение о советах по делам молодежи при акиматах;

10) разрабатывает и утверждает порядок проведения республиканского форума молодежи и типовые правила о региональном форуме молодежи;

11) разрабатывает и утверждает типовое положение о молодежных ресурсных центрах;

12) разрабатывает порядок присуждения Государственной молодежной премии «Дарын»;

13) содействует развитию волонтерской деятельности молодежи;

14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области образования

Уполномоченный орган в области образования в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам образования;

3) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по вопросам образования;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области науки

Уполномоченный орган в области науки в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам науки;

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения

Уполномоченный орган в области здравоохранения в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам здравоохранения;

3) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по вопросам охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 10. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду

Уполномоченный государственный орган по труду в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) разрабатывает меры по содействию в трудоустройстве и занятости молодежи;

3) обеспечивает функционирование единого информационного портала «Молодежная биржа труда»;

4) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам содействия в трудоустройстве и занятости молодежи;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 11. Компетенция уполномоченного органа по предпринимательству

Уполномоченный орган по предпринимательству в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) разрабатывает меры по развитию предпринимательской деятельности, осуществляемой молодежью;

3) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам развития предпринимательской деятельности среди молодежи;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 12. Компетенция уполномоченного органа в области культуры

Уполномоченный орган в области культуры в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет комплекс мероприятий, направленных на поиск и поддержку талантливой молодежи и перспективных молодежных творческих коллективов;

3) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам культуры;

4) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа, направленного на поддержку молодежных инициатив по вопросам культуры, укрепления общественного согласия и национального единства;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 13. Компетенция уполномоченного органа в области физической культуры и спорта

Уполномоченный орган в области физической культуры и спорта в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) проводит соревнования с участием молодежи по видам спорта, в том числе национальным, техническим и прикладным видам, массовому спорту;

3) осуществляет пропаганду знаний и достижений в области физической культуры и спорта, принципов здорового образа жизни, в том числе с участием спортсменов высокого класса из числа молодежи;

4) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам физической культуры и спорта;

5) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по вопросам физической культуры и спорта среди молодежи;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 14. Компетенция уполномоченного органа в сфере религиозной деятельности

Уполномоченный орган в сфере религиозной деятельности в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет разъяснительную работу среди молодежи по укреплению межконфессионального согласия и религиозной толерантности;

3) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по укреплению межконфессионального согласия и религиозной толерантности;

4) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по вопросам укрепления межконфессионального согласия и религиозной толерантности среди молодежи;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 15. Компетенция органов внутренних дел

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:

1) реализуют государственную молодежную политику;

2) принимают меры по профилактике правонарушений среди молодежи;

3) принимают меры по военно-патриотическому воспитанию молодежи;

4) осуществляют взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по профилактике правонарушений среди молодежи;

5) осуществляют формирование и реализацию государственного социального заказа по вопросам профилактики правонарушений среди молодежи;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 16. Компетенция Министерства обороны

Министерство обороны в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) принимает меры по военно-патриотическому воспитанию молодежи;

3) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам обороны и воинской службы;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 17. Компетенция уполномоченного органа в области охраны окружающей среды

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) принимает меры по формированию экологической культуры среди молодежи;

3) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам охраны окружающей среды;

4) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по вопросам охраны окружающей среды среди молодежи;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 18. Компетенция уполномоченного органа в области средств массовой информации

Уполномоченный орган в области средств массовой информации в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными организациями по вопросам средств массовой информации;

3) размещает государственный заказ по проведению государственной информационной политики по вопросам государственной молодежной политики;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 19. Компетенция местных представительных и исполнительных органов

1. Местный представительный орган области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения) в пределах своей компетенции:

1) не реже одного раза в год заслушивает отчеты руководителей местных исполнительных органов о ходе реализации государственной молодежной политики;

2) принимает участие в деятельности советов по делам молодежи при акиматах;

3) не реже одного раза в год проводит публичные слушания по вопросам реализации государственной молодежной политики;

4) осуществляет в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.

2. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения) в пределах своей компетенции:

1) реализует государственную молодежную политику;

2) обеспечивает проведение мониторинга и оценки потребностей молодежи для выявления и решения актуальных проблем, повышения эффективности реализации государственной молодежной политики;

3) обеспечивает реализацию политики занятости и трудоустройства молодежи, организует мониторинг рынка труда и практики трудоустройства молодых специалистов;

4) содействует развитию волонтерской деятельности молодежи и молодежного самоуправления;

5) создает молодежные ресурсные центры, обеспечивает и координирует их деятельность;

6) обеспечивает проведение регионального форума молодежи;

7) принимает меры по укреплению казахстанского патриотизма, межконфессионального согласия и межэтнической толерантности;

8) осуществляет в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

О наукеСтатья 4. Компетенция уполномоченного органа

В компетенцию уполномоченного органа входят:

1) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

2) координация научных, научно-технических проектов и программ фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемых из государственного бюджета, за исключением научных, научно-технических проектов и программ, формируемых в рамках государственного оборонного заказа;

3) разработка приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Казахстан;

4) обеспечение деятельности Высшей научно-технической комиссии;

5) организация разработки научных, научно-технических проектов и программ фундаментальных и прикладных научных исследований, реализуемых за счет государственного бюджета, и осуществления их реализации на стадиях формирования, исполнения и завершения, за исключением научных, научно-технических проектов и программ, формируемых в рамках государственного оборонного заказа;

5-1) утверждение правил государственного учета научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета, и отчетов по их выполнению;

5-2) утверждение порядка организации и проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ на основе государственно-частного партнерства;

6) разработка правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы;

7) разработка правил аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, а также проведение их аккредитации;

8) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

9) координация деятельности национальных научных советов;

10) координация работы отраслевых уполномоченных органов, осуществляемой в рамках научных, научно-технических проектов и программ;

11) утверждение типового положения о консультативно-совещательном органе научной организации, включая порядок избрания его членов;

12) утверждение типового положения о научных лабораториях коллективного пользования;

13) утверждение типового положения о диссертационном совете;

14) утверждение порядка присуждения степеней;

15) утверждение порядка присвоения ученых званий (ассоциированный профессор (доцент), профессор);

16) утверждение порядка государственной регистрации диссертаций, защищенных на соискание степени доктора философии (PhD), доктора по профилю;

17) разработка положения о национальных научных советах;

18) разработка порядка базового, грантового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности;

19) разработка порядка организации и проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ на основе государственно-частного партнерства;

20) определение головной организации по научной, научно-технической программе;

21) назначение на должность и освобождение от должности руководителей государственных научных организаций в пределах своей компетенции;

22) организация государственного учета научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета, и отчетов по их выполнению;

23) утверждение отчетов по выполненным научным, научно-техническим проектам и программам, финансируемым из государственного бюджета, за исключением научных, научно-технических проектов и программ, формируемых в рамках государственного оборонного заказа;

24) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2018 № 171-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

Уполномоченный орган и специализированная организация

Главная / Специализированная организация по 44 ФЗ / Уполномоченный орган и специализированная организация

Что такое «Уполномоченный орган по 44 ФЗ»?

Разберемся с понятием «Уполномоченный орган по 44 ФЗ», определим его функции и полномочия в соответствии с законом и изучим возможные отношения уполномоченного органа и специализированной организации по торгам. Подобные организации создаются с целью оптимизации и централизации процесса закупок группы заказчиков на основании определенных механизмов и правил, описанных в Законе.

Функции и задачи «Уполномоченного органа по 44 ФЗ»

Подобные органы могут проводить процедуры определения поставщиков (публиковать и готовить аукционную документацию, проводить торги) для тех заказчиков, которые им подведомтсвены.

Уполномоченный орган по 44 ФЗ не может подписывать контракты с победителями, и определять первоначальную стоимость контракта – эти функции в любом случае возлагаются на заказчика.

В отдельных случаях по инициативе органов исполнительной власти, Уполномоченные органы могут не только выполнять функцию определяющей поставщиков организации, но и осуществлять приемку работ или товаров, а также подписывать государственные контракты.

Право на привлечение к процессу подготовки документации и определения поставщика специализированной организации по торгам при соблюдении требований 44 ФЗ.

Каким образом осуществляется взаимодействие между уполномоченным органом и специализированной организацией?

Необходимо понимать , что привлечение уполномоченного органа к процессу определения поставщика для заказчика как правило связано с нецелесообразностью возложения этих функций на само учреждение по следующим причинам:

  1. Количество закупочных процедур в течении года невелико, соответственно необходимо оптимизировать издержки на расходы, связанные с выплатами заработанных плат, обучение членов аукционных комиссий и иными сопряженными с закупочной деятельностью процессы.
  2. Отсутствие или нехватка в должном количестве квалифицированных кадров для надлежащего исполнения обязанностей по определению поставщиков. Нельзя не учитывать географический фактор, размер страны и заселенность ее в определенных областях Российской Федерации.
  3. Повышение эффективности по контролю и надзору в области осуществления закупочной деятельности по 44 ФЗ. Очевидно, что органам судебной и исполнительной власти легче контролировать соблюдение уполномоченными органами требований 44 ФЗ в области возможного ограничения конкуренции, чем контролировать множество независимых заказчиков.
  4. Формирование единообразного массива данных в Интернете и упрощение функций общественного контроля за ведением процесса выбора поставщиков для бюджетных учреждений.
  5. Повышение качества проведения процедур в виду высокой квалификации специалистов Уполномоченного органа либо привлеченной специализированной организации по торгам.

Взаимодействие уполномоченного органа и специализированной организации.

При проведении тех или иных процедур по 44 ФЗ Уполномоченный орган вправе привлечь специализированной организацию для оказания услуг по тендерному сопровождению закупок аналогично той процедуре, которая действует для государственных или муниципальных заказчиков. Существует два самых распространенных способа отбора специализированной организации по торгам:

  1. Заключению договора на тендерное сопровождение через специальный государственный портал, на котором подобная организация должна иметь предварительную регистрацию
  2. Отбор специализированной организации по торгам в виде проведения запроса котировок, электронного аукциона с последующим заключением государственного контракта с наиболее подходящей организацией.

В ФЗ-44 содержится такое понятие, как «уполномоченный орган». В законодательстве о государственных закупках содержится указание на особенности создания уполномоченного органа, перечень его функций и полномочий.

Понятие и цели создания уполномоченного органа по 44-ФЗ

Уполномоченный орган создается в целях оптимизации и централизации процесса государственных закупок. Он действует на основании правил, прописанных в ст. 26 ФЗ-44.

Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ-44 уполномоченный орган – это организации, которая создана в целях централизации проводимых закупок для государственных и муниципальных нужд для определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для одного или нескольких заказчиков.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Уполномоченные органы создаются на уровне региональных властей и привлекаются к процессу определения поставщика при заключении контракта по следующим причинам:

  1. Если заказчик осуществляет в течение года небольшое количество закупок. Создание уполномоченных органов позволяет ему оптимизировать издержки. Таким способом он сокращает расходы на выплату заработной платы лицу, ответственному за проведение закупок, обучение и переаттестацию персонала по работе с госзаказами, а также иные затраты на проведение закупочных мероприятий.
  2. Если заказчику не хватает квалифицированных кадров для того, чтобы заниматься отбором поставщиков, или же он располагается в отдаленных слабозаселенных местностях.
  3. В целях увеличения эффективности надзорной и контролирующей деятельности в области государственных закупок по 44-ФЗ. Контролирующим инстанциям в виде исполнительной и судебной власти легче контролировать одну инстанцию по закупкам, чем множество независимых заказчиков.
  4. В целях упрощения общественного контроля за процедурой выбора поставщиков для бюджетных организаций.
  5. В целях повышения качества проведения процедуры закупки из-за должной квалификации персонала уполномоченной организации.

Функции и полномочия

К полномочиям и функционалу уполномоченного органа, в первую очередь, относится организация всей процедуры определения поставщиков или исполнителей для подведомственных учреждений. В частности, он готовит и публикует конкурсную документацию, проводит сами торги с учетом требований законодательства о госзакупках.

Исключительное право на подписание контракта с победителями и определение НМЦК (начальной максимальной цены контракта) принадлежит заказчику, оно не передается уполномоченному органу.

Также уполномоченному органу могут быть переданы полномочия по приемке результатов работ или товаров по инициативе органов исполнительной власти.

Региональные или федеральные власти должны сами определить, какие полномочия им целесообразно передать уполномоченному органу, а какие продолжать осуществлять самостоятельно.

Создание уполномоченного органа – это право, а не обязанность исполнительных органов власти. Они могут решить, что оптимальным решением будет самостоятельное осуществление закупок (согласно ч. 5 ст. 26 ФЗ-44).

Уполномоченный орган наделен правом привлечения к процессу подготовки документов и определения поставщика специализированной организации, но при соблюдении требований 44-ФЗ. Такая организация может быть привлечена к работе по результатам заключения договора на тендерное сопровождение или через запрос котировок, электронный аукцион.

Ответственность

Должностные лица уполномоченных органов несут ту же ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках, что и ответственные лица заказчика (согласно ч. 1 ст. 107 ФЗ-44 и ч. 11 ст. 26). Они могут быть привлечены к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности в зависимости от тяжести правонарушения.

Согласно ст. 2.4 КоАП лица, которые берут на себя полномочия заказчика по обеспечению государственных и муниципальных нужд, приравниваются к должностным лицам.

По ч. 11 ст. 26 ФЗ-44 к деятельности уполномоченных органов применяются положения данного закона, которые регулируют права и обязанности заказчика, а также контрольную и мониторинговую деятельность в сфере госзакупок.

За нарушение требований к конкурсной документации, документации об аукционе и проведении конкурса и документам по прочим видам закупок по ч. 4 и 4.1 ст. 7.30 должностному лицу грозит штраф в размере до 3 тыс. р.

Если участник госзакупки посчитает деятельность уполномоченного органа нарушающей его законные интересы и ФЗ о закупках, то он вправе обратиться в ФАС с жалобой. Территориальное подразделение ФАС выбирается по месту нахождения данного уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы, в связи с чем заявитель может обратиться в ФАС России по вопросу деятельности соответствующего территориального органа ФАС России.

Таким образом, уполномоченные органы в сфере закупок создаются в целях централизации, упрощения контроля за процессом закупочной деятельности и снижения издержек. Перечень полномочий уполномоченного органа определяется через принятие федерального или регионального нормативно-правового акта. При этом спектр возможного функционала такого учреждения регламентирован ст. 26 ФЗ-44 о госзакупках, которая посвящена централизации закупочной деятельности. Уполномоченный орган может иметь различную форму: государственного или муниципального органа, либо казенного учреждения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *