>Статья 144 УПК РФ

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

  1. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

  1. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

  1. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  2. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  3. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ)

  1. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

(часть 7 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ)

  1. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

(часть 8 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ)

  1. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

(часть 9 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ)

Комментарий к статье 144 УПК РФ

  1. Несмотря на то что в комментируемой статье речь идет только о сообщении о готовящемся или совершенном преступлении, ее содержание имеет отношение ко всем поводам к возбуждению уголовного дела, в том числе к заявлению о преступлении и явке с повинной. А основной смысл статьи заключается в установлении сжатых сроков проверки сведений, содержащихся в любом поводе к возбуждению уголовного дела. Такая проверка должна быть закончена и решение по официальному поводу к возбуждению уголовного дела должно быть принято в трехсуточный срок с момента поступления источника информации в правоохранительный орган. Этот срок может быть продлен до 30 суток по ходатайству должностного лица, проводящего доследственную проверку, – следователя или дознавателя – прокурором, осуществляющим надзор за расследованием уголовных дел в данном конкретном органе, начальником следственного отдела, которому подчинен следователь, или начальник органа, которому подчинен дознаватель.
  2. Установление максимально сжатых сроков доследственной проверки поводов к возбуждению уголовного дела имеет важное практическое значение. От того, насколько оперативно и гибко будет установлено наличие (или отсутствие) оснований для возбуждения уголовного дела, во многом зависит успех будущего расследования – будет ли преступление раскрыто, а виновный привлечен к уголовной ответственности, или же затянутое с самого начала производство заведет поиск истины в тупик.
  3. Комментируемая статья (часть вторая), отражая важнейшие новые реалии жизни российского общества, в частности стремительный рост значения средств массовой информации в условиях гласности, отводит отдельную объемную норму проверке сообщений о преступлении, распространенных в средствах массовой информации. Такая проверка проводится по поручению прокурора органом дознания или следователем. Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в его распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио- и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.
  4. При проведении доследственной проверки применение мер уголовно-процессуального принуждения не допускается. Ее основные гласные средства – документальные проверки и ревизии. В практике проведения трудоемких проверок заявлений и сообщений о налоговых и экономических преступлениях сформировались два крупных ведомственных нормативных акта, которыми эти проверки регулируются: 1) Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении проверок (ревизий) от 7 декабря 1999 г. (см. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных актов. В 3 т. Т. I. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 823 – 831); 2) Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утв. Приказом МВД РФ от 16 марта 2004 г. N 177 (Российская газета. 2004. 6 апр.).
  5. Решающая роль в установлении оснований для возбуждения уголовного дела принадлежит оперативно-розыскным средствам и методам проверки заявлений и сообщений, которые являются более гибкими по сравнению с процессуальными проверочными действиями. В сложных, запутанных ситуациях, когда ответить на вопрос о событии преступления, не выходя из кабинета следователя, практически невозможно, только сведения, добытые оперативно-розыскным путем – гласным или негласным, способны внести ясность в вопрос, было ли преступление и каков его характер. В подобных ситуациях хорошо организованное, отлаженное и грамотное взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приобретает значение, определяющее подчас всю дальнейшую судьбу уголовного дела.
  6. В отличие от УПК РСФСР 1960 г. (часть вторая статьи 109) действующий УПК не предусматривает получения объяснений в качестве самостоятельного процессуального проверочного действия в стадии возбуждения уголовного дела. Это не означает, что собирание устной информации в этой стадии вообще не допускается. Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” (пункт 1 части первой статьи 6) в качестве оперативно-розыскного мероприятия прямо предусмотрен опрос. Внепроцессуальный разведывательный опрос – гласное, гибкое оперативно-розыскное действие, наилучшим образом приспособленное для собирания устной информации о преступлении и лице, его совершившем, среди неопределенно широкого круга лиц, применяемое в полицейской практике всех стран. Итоги опроса могут быть подведены в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа (традиционный для России аналог полицейского отчета). Внедрение такой практики в доследственную проверку вместо поголовных вязких письменных объяснений, дискредитирующих стадию возбуждения уголовного дела, способствовало бы восстановлению ее смысла, определяемого скромными задачами: быстро (оперативно) определить наличие или отсутствие признаков преступления, и только.
  7. О юридической сущности упомянутых в части шестой комментируемой статьи уголовных дел частного обвинения см. комментарии к статье 20 УПК (пункты 3 и 4). Из этой сущности вытекают и различия в процедуре проверки заявлений о преступлениях, уголовное преследование за которые осуществляется в частном порядке (см. текст статьи 318 УПК и комментарий к ней). Такая проверка находится в юрисдикции мирового судьи. Если же следователь, дознаватель считают, что автор такого заявления сам не может защищать свои права и законные интересы в силу причин, указанных в части четвертой статьи 20 УПК, оно (заявление) подлежит проверке в обычном порядке, установленном комментируемой статьей.

УПК РФ статья 144

Уважаемые коллеги!

Часть 1 статьи 144 УПК РФ гласит:

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Хотелось бы обратить внимание конкретно на службу следователей следственного комитета РФ.

В предыдущей редакции УПК РФ, в рамках проверки сообщения о преступлении следователь мог получить лишь заключение об исследовании трупа.

Теперь же существует возможность проведения судебной экспертизы.В обоих случаях надо установить причину и генез смерти, сопоставить клинический и анатомический диагнозы, выявить дефекты медицинской помощи и медицинской документации.

Различие в том, что перед экспертом при проведении судебной экспертизы в отличии от обыкновенного исследования стоит более широкий и многообразный круг задач, связанных с необходимостью определить давность смерти, прижизненость и давность травмы, реконструировать механизм возникновения повреждений, установить факт и степень алкогольного опьянения у умершего непосредственно перед смертью, решить комплекс вопросов, связанных с идентификацией личности, половыми преступлениями и так далее.

Так как следователь наделен правом назначения судебной экспертизы на стадии рассмотрения сообщения о преступлении (например убийство), соответственно во многих случаях без заключения эксперта не представляется возможным принять процессуальное решение об отказе/возбуждении уголовного дела (Так как необходимо установить точную причину смерти человека).

Вопрос: Как Вы считаете, не является ли ч. 1 ст. 144 УПК РФ заведомо неисполнимой для следователя в части соблюдения сроков вынесения постановления? Так как хоть и кодекс предусматривает продление проверки сначала до 10 суток, а затем и до 30 суток — но экспертиза проводится в течении 30 дней (ст. 14 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» с отсылкой на пункт 1.1 Приказа Минюста РФ от 20.12.2002 N 346 «Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» )и следователь вынужден обращаться к руководителю отдела дважды с ходатайством продлить срок проверки указывая одно и то же основание, а именно отсутствие заключения эксперта. А самое главное ни дай бог он эту «продлежку» не сделает (человеческий фактор) или назначит экспертизу через несколько дней после получения материалов проверки по ряду причин не зависящих от него (есть риск не успеть получить заключение) — это вообще может послужить основанием для отмены постановления и привлечения следователя к ответственности.

Заранее спасибо за высказанные мнения.

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 — 4 ст. 144, ст. 146, ч. ч. 2 — 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ч. 1 ст. 147, ст. ст. 318 — 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» <1>). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц <2>.

———————————
<1> РГ. 2011. 10 февраля.
<2> См.: пункт 1.3 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

На основе межведомственных типовых положений <1> приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

———————————
<1> См.: Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // РГ. 2006. 25 янв. См. также: Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72 «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также ком. к ст. 157.

4. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией в соответствующих книгах (в ОВД и ФСКН — книге учета сообщений о преступлениях, в ФСБ — книге N 1 регистрации сообщений о преступлениях и т.д.). Регистрация обычно фиксируется проставлением специального штампа, указанием даты, порядкового номера регистрационной записи и подписи лица, осуществившего регистрацию, а также выдачей заявителю талона-уведомления.

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.

Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия — собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств — истребования и принятия представленных предметов и документов (см. ком. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. В силу того что исследование трупов, предусмотренное ч. 1 ком. статьи, не может подменять собой судебно-медицинскую экспертизу (производимую после возбуждения уголовного дела), оно может производиться лишь при отсутствии признаков преступления, в т.ч. криминальных причин смерти.

Проведение аналогичных проверочных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о полиции (п. п. 3 — 5 ч. 1 ст. 13) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

При применении положений ч. 1 ком. статьи о праве давать органу дознания поручение о проведении ОРМ следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. О поручении следователя также см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.

7. Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). Поводом к возбуждению дела необходимо считать первоначальный рапорт о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершенного преступления, а если прокурор (руководитель СО) по своей собственной инициативе дал поручение о проведении проверки публикации, то поводом должно считаться это поручение, которое может рассматриваться как постановление прокурора в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК.

8. Срок проверки сообщения о преступлении продлевается, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

9. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допускается только при наличии данных, подтверждающих необходимость производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, и отсутствии признаков преступления — основания для возбуждения уголовного дела. Необоснованное увеличение срока проверки ведет к подмене стадией возбуждения дела стадии предварительного расследования. Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть признаки преступления или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанного на вероятных данных). Непринятие решения в установленные сроки приравнивается к сокрытию преступления от учета (п. 2.9 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29.12.2005).

10. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполномоченного сотрудника правоохранительного органа (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях).

11. Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи и может быть обжалован в апелляционном порядке (гл. 43 УПК). Подробнее об этом см. ком. к ст. 319.

12. Заявление по делу частного обвинения проверяется и разрешается в особом порядке. По общему правилу заявления по делу частного обвинения подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (см. ком. к ст. 318). Однако заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния. Он может предполагать о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления по делам частного обвинения должны быть приняты и зарегистрированы органами уголовного преследования в общем порядке. По заявлению о преступлении частного обвинения может быть проведена проверка по правилам ст. 144 в целях установления признаков преступления публичного обвинения или предусмотренных ч. 4 ст. 20 обстоятельств: зависимого или беспомощного состояния потерпевшего либо иных причин, по которым потерпевший не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему неизвестны (Постановление КС РФ от 27.06.2005 N 7-П). Если в соответствии с ч. 4 ст. 20 уголовное дело частного обвинения возбуждается органом публичного уголовного преследования, то оно переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание дознавателем ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) или по указанию прокурора — предварительное следствие (ч. 4 ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

Другой комментарий к статье 144 УПК РФ

1. Предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи действия и сроки рассмотрения, проверки и принятия решений распространяются не только на сообщения, но и на другие поводы к возбуждению уголовного дела.

2. Проверка информации о преступлении, поступившей в орган дознания, следствия или прокуратуру, и принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела осуществляются в срок до 3 суток, который может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела или начальником органа дознания до 10 суток либо прокурором при наличии необходимости проведения документальной проверки или ревизии до 30 суток. Срок исчисляется с момента принятия сообщения о преступлении (п. 4 комментируемой статьи).

3. Под ревизией понимается система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации.

Порядок осуществления проверок и ревизий по уголовным делам подследственности органов внутренних дел регламентируется Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 N 636 (БНА. 2005. N 33).

4. Порядок назначения и проведения документальных проверок и ревизий осуществляется в соответствии с совместным Приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России от 07.12.1999 N 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)».

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.

При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с УПК, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах РФ.

В постановлении (требовании) о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание — перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (проверки).

Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии (проверки), должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки). В случае неполноты представленных материалов контрольно-ревизионный орган запрашивает у правоохранительных органов дополнительные материалы.

5. Документальные проверки и ревизии осуществляются с учетом специфики отдельных видов систем учреждений и органов в Российской Федерации.

6. Обращения граждан, принятые по телефону, оформляются справками и также подлежат регистрации в порядке, установленном для обращений в письменной форме. Каждому обращению присваивается регистрационный номер.

7. Формы федерального государственного статического наблюдения, сбор и обработка данных по которым не централизованы в органах государственной статистики, утверждены Постановлением Росстата от 31.03.2006 N 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания» (Вопросы статистики. 2006. N 5).

8. Прием сообщений о преступлении, порядок их регистрации и учета, а также порядок осуществления проверки сообщений о преступлениях регламентируются Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденными Приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 «О едином учете преступлений» (БНА. 2006. N 5).

Федеральные органы государственной власти, уполномоченные осуществлять регистрацию преступлений, с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью. В частности, в ФСКН России действует Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, утвержденная Приказом ФСКН России от 09.03.2006 N 75 (БНА. 2006. N 16); в МВД России — Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России от 01.12.2005 N 985 (БНА. 2005. N 52).

О принятом заявлении о преступлении заявителю выдается талон-уведомление.

Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе расследования преступлений. Кроме того, сообщения о преступлениях обязаны принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.

Укрытыми от регистрации сообщениями о преступлении считаются сообщения, сведения о которых не внесены в предусмотренные Приказом «О едином учете преступлений» регистрационные документы, а сообщению не присвоен соответствующий регистрационный номер.

9. Преступления о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ и нарушении таможенных правил принимают, регистрируют и рассматривают соответственно Управления ФСКН по субъекту РФ (Приказ ФСКН России от 28.12.2004 N 398 «Об утверждении Типового положения об управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации» (в ред. от 18.11.2005) (БНА. 2005. N 8, N 51) и ФТС России (Приказ ГТК России от 18.12.2003 N 1467 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом» (в ред. от 10.04.2006) (Таможенные ведомости. 2004. N 4, N 11; 2006. N 6).

10. В процессе проверки выясняются сведения, необходимые для принятия решения о возбуждении или отказе уголовного дела, наличие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24), а также связанных с подследственностью (см. коммент. к ст. 151).

11. Объем проверочных действий зависит от конкретных обстоятельств дела. К их числу относятся помимо ревизий и документальных проверок: истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений, проведение инвентаризации, исследований, установление гражданства и т.п., если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10 суток.

12. Граждане и должностные лица обязаны давать необходимые объяснения, представлять сведения, справки, документы, материалы и копии с них и иные сведения, необходимые для разрешения вопросов, находящихся в компетенции прокуратуры, милиции, ФСБ России в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре; п. «м» ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 30.06.2003) (СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700); п. 4 ст. 11 Закона о милиции.

13. Требования к оформлению запросов правоохранительных органов о предоставлении конфиденциальной информации о деятельности налогоплательщиков (плательщиков сборов) и порядок предоставления данной информации налоговым органам установлены Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» (БНА. 2003. N 23).

14. Истребование материалов как проверочное действие выражается в официальном предписании, адресованном администрации учреждения, предприятия, организации, должностному лицу или гражданину, представить определенные письменные документы (например, акт ревизии или документальной проверки, материалы служебной проверки, лицензию, разрешение на приобретение оружия, приказ или распоряжение, свидетельство о рождении) или же предмет (например, кассету с записью состоявшейся теле- или радиопередачи).

15. Объяснения могут быть написаны собственноручно или даны в устной форме и записаны должностным лицом, производящим проверку. При этом следует учитывать, что опрашиваемый, не будучи еще участником уголовного процесса, не может нести ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний, а также быть подвергнут приводу.

16. Особенности приема и проверки сообщений и заявлений о преступлениях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, определены п. 10.11.5 Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД, утвержденного Приказом МВД России от 20.04.1999 N 297 (БНА. 1999. N 24).

17. До вынесения следователем или дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела проведение следственных действий не допускается, за исключением осмотра места происшествия (см. коммент. к ст. 176).

Применение каких-либо мер уголовно-процессуального принуждения при проверке заявлений и сообщений о преступлении не допускается.

18. Часть 6 комментируемой статьи следует применять с учетом Постановления КС РФ от 27.06.2005 N 7-П по делу о проверке конституционности ч. 2, 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318, ч. 1 и 2 ст. 319 УПК (ВКС РФ. 2005. N 4), которым данная часть признана не соответствующей Конституции в той ее части, в какой она не обязывает прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 или 116 УК, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальным законом порядке.

Определение текста статьи 144-145 УПК РФ

Органы правопорядка придают особое значение рассмотрению сообщений о преступных действиях. На это в свое время обращали внимание даже профильные министерства. Для максимального упрощения процедуры и для внесения новых эффективных механизмов воздействия уполномоченными инстанциями была разработана специальная служебная инструкция.

Решение об инициировании уголовного дела принимается исключительно на основании полноценного и всестороннего анализа поступившей информации. Действующее законодательство принимает во внимание четкость и точность осуществления предварительного комплекса мероприятий.

Для понимания характерных нюансов того, что означает статья 144-145 УПК РФ, следует ознакомиться главными параметрами, с составом преступления по закону, нюансами содержания, примером из судебной практики, деталями по комментариям, а также с общей спецификой действий.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Главная характеристика

В случае поступления сообщения о правонарушении уполномоченное лицо должно в обязательном порядке оценить качество информации.

Должны быть даны ответы на следующие насущные вопросы:

  • выступает ли заявитель по форме и по существу;
  • являются ли полученные факты действительными, а сведения достоверными;
  • имеет ли совершенное действие признаки преступления;
  • можно ли приписать правонарушение к какой-либо статье действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • нужно ли организовывать комплекс мероприятий для предотвращения последствий противоправного действия;
  • необходимо ли оказать пострадавшей стороне квалифицированную помощь или, как минимум, моральную поддержку;
  • нужно ли установить действительного нарушителя;
  • поступили ли в обработку сведения о противоправном действии, которые сами по себе не представляют угрозу общественности из-за незначительности;
  • относится ли рассмотрение к компетенции контролирующих органов;
  • нужно ли передать дело органам территориальной подсудности.

Стоит отметить, что центральным вопросом в рамках рассмотрения поступившего сообщения считается выявление объективных оснований для возбуждения уголовного дела по УК РФ.

Обзор статьи 144

Состав преступления по закону

В 2019 году в статью №144 УК РФ были внесены изменения. В соответствии с принятыми поправками данный раздел нормативного акта обычно применяется при инициировании проверочных мероприятий.

Каждый следственный орган обязуется принять во внимание сообщения о преступлениях. Это же касается и отдельных полицейских, независимо от звания.

Применяемый порядок рассмотрения состава правонарушения предоставляет каждому заявителю право на передачу любого набора сведений доступным способом:

  • путем связи по телефону горячей линии;
  • по почте;
  • в режиме онлайн.

Допускается анонимное действие, ведь в соответствии с действующим федеральным законодательством разрешается скрывать основной информационный источник. Практика показывает, что наиболее благоприятное для заявителей действие оказывает предоставление данных в документальном формате.

Любое сообщение передается в оперативный отдел, где составляется специальный протокол, после чего на основании полученных сведений происходит фиксация состава преступления. На организацию проверочных операций в соответствии с рассматриваемой статьей №144 Уголовного Кодекса отводится не более 3 рабочих дней.

Заявление о рассмотрении

Заинтересованное лицо должно подать заявление для начала рассмотрения характера преступления. После истечения трех рабочих дней с момента подачи дознавателем разрабатывается постановление. В случае если оснований для возбуждения уголовного делопроизводства не существует на конкретный момент времени, то процедура рассмотрения занимает дополнительные 10 дней.

Продление установленных сроков рассмотрения жалобы проводится только при наличии объективных обстоятельств. Для осуществления полной процедуры дознания законом отводится не более 1 месяца, однако разрешение на это может быть выдано исключительно компетентным прокурором.

Сложившаяся судебная практика указывает на факт того, что это возможно только в той ситуации, когда необходимо время на осуществление дополнительных экспертных процедур и прочих операций побочного характера.

Глава №19 УПК РФ указывает, если специалист не сможет рассмотреть материалы дела точно в сроки, то это считается злостным правонарушением, что само собой влечет за собой назначение штрафных санкций. Это также полностью регламентируется федеральным законодательством.

Существующие служебные инструкции указывают на то, что каждый дознаватель в процессе рассмотрения заявления может проводить следующее:

  • проверки;
  • выемку документации;
  • осмотр мест происшествий;
  • назначение экспертиз;
  • сбор объяснений от свидетелей и так далее.

Что ещё можно узнать из текста

В тексте нормативной документации также содержатся нормы о добровольном обращении преступников, а также о сообщениях, полученных из разных информационных источников. Проверка до начала самого следственного процесса проводится уполномоченными инстанциями, занимающимися уголовным преследованием.

Законодательством к таким органам относятся:

  • следственные отделы;
  • департаменты дознания разных ведомств, включая представительства Следственного Комитета Российской Федерации;
  • органы контроля за наркотическим траффиком на территории страны;
  • отделения ФСБ;
  • представительства федеральной службы судебных исполнителей;
  • органы пожарного надзора;
  • таможенники.

Что касается прокуратуры, то она занимается мониторингом операций, совершаемых вышеуказанными инстанциями на предварительной стадии. Также учитываются права и свободы граждан РФ как с потерпевшей, так и с виновной стороны. Это закрепляется в Конституции России.

Особенности статьи 145

Нюансы содержания

Статья №145 УПК РФ содержит в себе информацию о решениях, которые принимаются сазу после рассмотрения состава преступления компетентными органами.

По результатам анализа поступившего сообщения руководитель следственного отдела или любое другое уполномоченное должностное лицо принимает одно из нижеуказанных постановлений:

  • возбуждение уголовного делопроизводства со ссылкой на статью №146 рассматриваемого Кодекса;
  • отказ от открытия дела в официальном порядке;
  • передача сообщения по уголовному делу частного характера в территориальные судебные инстанции – эта норма регулируется второй частью статьи №20 настоящего Кодекса.

Заявитель должен быть в обязательном порядке уведомлен о принятом решении с учетом разъяснения прав на обжалование неблагоприятного решения и основного порядка действий.

В случае принятия положительного для заявителя решения, органы дознания, следователи или руководители уполномоченных органов обязаны совершить фиксацию следов правонарушения.

Судебная практика

УВД и Следственным Комитетом Российской Федерации проводятся проверки материалов отказного характера, сообщений о преступлениях, а также жалоб, если в них указан факт совершенного нарушения. В порядке рассматриваемых статей подаются заявления, в которых содержатся исчерпывающие сведения о преступлении. Доводы заявителя подлежат обязательной проверки в каждом конкретном случае.

Дополнительно могут проводиться дополнительные мероприятия, связанные с проверкой отказных материалов правоохранительных органов по решениям прокуратуры об отказе вначале официального делопроизводства.

Сложившаяся судебная практика показывает, что первоначальные приговоры могут быть изменены после досконального рассмотрения обстоятельств дела. Например, изначальный приговор может быть изменен на другой по статьям Уголовного Кодекса РФ. Особенно это актуально для тех случаев, когда преступник сам приходит с повинной.

Если провинившаяся сторона в самостоятельном порядке сообщит о совершенных деяниях, например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, то в первую очередь контролирующими службами предоставляется право не свидетельствование против себя по статье №51 Конституции РФ. Только по результатам проверки суд может изменить решение и выпустить официальное решение об отказе в возбуждении дела.

Детали по комментариям

В случае если принятие в действие итогового постановления полностью регулируется прочими статьями УПК, например, №146-167,318, то принятие предварительного решения возможно только по рассматриваемым статьям. Именно в них полностью оговариваются действия, которые нужно провести в обязательном порядке. Все сопутствующие операции совершаются должностными лицами, которые передают сообщения о преступлениях в суды.

Порядок принятия решения об инициировании уголовного делопроизводства или об отказе от данного действия рассматривается в комплексе комментариев. Практическая ценность дополнения к статье №145 заключается в более полном описании института передачи заявительной документации.

Что касается результатов рассмотрения поданной заявителем документации, то в этом случае компетентным специалистам следует принимать во внимание полный пакет собранных предметов и материалов.

Статья 318 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела частного обвинения

Дополнительно в комментариях к статье заходит речь о решениях, носящих процессуальный характер. Все предусмотренные Законом постановления должны в обязательном порядке оформляться в письменном виде.

Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования

Обычно применяется формат классического постановления. Заявитель получает уведомление о решении после его вынесения или одновременно с данным процедурным этапом.

Меры, применяемые в целях сохранения следов совершенного преступления, могут быть инициированы уполномоченным лицом до вынесения решения о передаче заявления. По частным уголовным делам сообщение передается напрямую в судебную инстанцию. Разрешается проведение аналогичных мероприятий уже после принятия постановления.

Порядок возбуждения уголовных дел публичного или частного характера регламентируется в других статьях УПК.

Такие дела могут возбуждаться в следующих случаях:

  • если информация, представленная в заявительной документации, была подана в отношении гражданина, о котором не имеется никаких актуальных сведений;
  • в отношении граждан, перечень которых приводится в статье №447 УПК РФ;
  • если преступное деяние было осуществлено по отношению к лицу, которое в силу своего беспомощного состояния не смогло защитить законные конституционные гражданские права и интересы.

Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства

Общая специфика действий

Классический порядок рассмотрения сообщений о противоправных действиях выражается в комплексе действий, которые совершаются следователями, прокурорами или дознавателями.

Перечень процедур регламентируется статьей №144 УПК. Это говорит о том, что дела, имеющие непосредственную связь с частными обвинениями, подлежат исследованию с учетом применения несколько иных методов.

Такие методы находятся в компетенции у судей. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев к материалам мероприятий относятся различные справки, акты и прочие побочные документы.

В рамках осуществления регулируемых законодательством мероприятий происходит полноценная реализация полномочий должностных лиц. Перечень этих действий определяется в отдельных нормативных актах.

В рассматриваемом случае происходит реализация полномочий на получение от граждан нужного комплекса объяснений.

Проводимые мероприятия организуются в круглосуточном формате, что предусматривает моментальное реагирование служащих дежурных частей, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в структуре органов дознания или организаций, занимающихся следственными процедурами на предварительном этапе.

Каждое уполномоченное лицо обязано отследить нарушителя по горячим следам и применить в его отношении комплекс первоочередных карательных мер.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *