Содержание

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии

Новая редакция Ст. 113 ГК РФ

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к Ст. 113 ГК РФ

Унитарное предприятие является особой организационно-правовой формой коммерческой организации, которая призвана обеспечить участие государства и иных публично-правовых образований в коммерческом обороте.

В силу указанной специфики унитарные предприятия обладают рядом особенных черт по сравнению с остальными коммерческими организациями.

1. Унитарные предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником такого имущества остается соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Тем не менее унитарным предприятиям, как и иным юридическим лицам, присущ признак имущественной обособленности — он реализуется через конструкции ограниченных вещных прав (хозяйственного ведения и оперативного управления).

2. Термин «унитарный» подчеркивает невозможность разделения имущества предприятия по вкладам (паям, долям). У имущества предприятия только один собственник — публично-правовое образование.

3. Унитарные предприятия обладают не общей, как остальные коммерческие организации, а специальной правоспособностью. Это означает, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие не вправе осуществлять деятельность, выходящую за пределы его правоспособности.

4. Управление в унитарном предприятии осуществляется единоличным исполнительным органом — руководителем предприятия, назначаемым собственником имущества. Иных органов в унитарном предприятии не образуется.

Специальный закон.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий помимо ГК определяется Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Другой комментарий к Ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В отличие от других коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов), унитарное предприятие как юридическое лицо действует на базе имущества, не принадлежащего ему на праве собственности. Правовой формой обособления имущества унитарного предприятия, используемого в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, является производное от права собственности вещное право — хозяйственного ведения или оперативного управления (о вещных правах лиц, не являющихся собственниками, см. комментарий к ст. 216). В организационно-правовой форме «предприятие» создаются только государственные и муниципальные предприятия следующих видов:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие, предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие) (п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). До принятия указанного Закона ГК предусматривал создание только федеральных казенных предприятий.

Действовавший до вступления в силу главы 4 ГК РФ (она вступила в силу со дня опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г., а часть первая ГК в целом — с 1 января 1995 г.) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418) признавал предприятием любое юридическое лицо (предприятием признавалось также полное товарищество, которое юридическим лицом не являлось), создаваемое для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Соответственно, хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные частные предприятия, государственные и муниципальные предприятия рассматривались в качестве организационно-правовой формы предприятий. В настоящее время в организационно-правовой форме предприятия создаются и действуют только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Другие же коммерческие организации возникают в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов.

Предприятие как субъект (в качестве такового выступает в настоящее время только унитарное предприятие) нельзя отождествлять с предприятием — объектом, имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). По смыслу ст. 132 предприятием как имущественным комплексом обладают все коммерческие организации, включая унитарные предприятия. Предприятие — имущественный комплекс принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию и одновременно унитарному предприятию как субъекту на основе производного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления).

Термин «унитарное» подчеркивает единство субъекта и объекта: объект принадлежит только одному собственнику, имущество предприятия не делится на доли (вклады, паи), а потому здесь нет субъектов (учредителей, участников организации), включая работников предприятия, наделенных обязательственными правами по отношению к предприятию, что характерно для хозяйственных обществ и товариществ. Соответственно, имущество предприятия неделимо в том смысле, что не распределяется по долям, вкладам (из-за отсутствия таковых). В случае ликвидации предприятия оставшееся после расчетов с кредиторами имущество передается собственнику.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В нем содержится информация, предусмотренная в п. 2 ст. 52 ГК, в комментируемой статье, а также в Законе об унитарных предприятиях. Унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью, поэтому в уставе должны быть сведения о предмете и цели его деятельности. Информация о размере уставного фонда содержится только в уставах предприятий с правом хозяйственного ведения, так как у казенных предприятий уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

2. В уставе должны также содержаться сведения о собственнике предприятия (Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование) и органах, осуществляющих полномочия собственника закрепленного за предприятием имущества, о вещном праве на это имущество (хозяйственного ведения или оперативного управления) самого предприятия как субъекта. Необходимо обратить внимание на то, что в состав имущественного комплекса входят не только вещи, но и имущественные права требования, исключительные права, имущественные обязанности (долги). Отсюда следует, что на составные части имущественного комплекса унитарному предприятию принадлежат не только вещные права, но также исключительные права и права требования. На весь имущественный комплекс (предприятие) ему принадлежит право хозяйственного ведения или оперативного управления, а государству, муниципальному образованию — право собственности.

3. Устав содержит полное и сокращенное фирменное наименование предприятия на русском языке, оно может быть также указано на языках народов РФ и (или) на иностранном языке. Полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие». В фирменном наименовании предприятия, основанного на праве оперативного управления, должны быть слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное предприятие».

4. Руководитель унитарного предприятия (устав может называть его директором, генеральным директором, руководителем) является единоличным органом управления этого юридического лица. В уставе указывается порядок назначения его на должность руководителя, а также заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель федерального унитарного предприятия назначается на должность на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986) утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Руководитель любого унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником его имущества (п. 2 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Названным Постановлением Правительства РФ утверждено также Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.

Руководитель предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, установленные собственником (п. 3 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях).

Отчетность федеральных предприятий, имущественные комплексы которых не подлежат приватизации (сохраняются в составе федеральной собственности), представляется в федеральные агентства (отраслевые, а также те, руководство которыми осуществляет Президент РФ или Правительство РФ). Отчетность иных федеральных предприятий представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Помимо бухгалтерской отчетности, которая представляется органам, уполномоченным управлять государственным и муниципальным имуществом, в составе и сроки, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете, руководитель отчитывается также по установленной форме о выполнении показателей экономической эффективности деятельности предприятия.

Показатели экономической эффективности деятельности федеральных унитарных предприятий утверждаются федеральными агентствами (отраслевыми и агентствами, руководство которыми осуществляют Президент РФ или Правительство РФ). Они же рассматривают и утверждают отчет руководителя предприятия о выполнении этих показателей. Утвержденный отчет далее в трехдневный срок направляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Унитарное предприятие, хотя и не является собственником закрепленного за ним и приобретенного в процессе осуществления предпринимательской деятельности имущества, отвечает перед кредиторами, как и другие коммерческие организации, всем своим имуществом. При этом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть в общем порядке признано банкротом, а казенное предприятие банкротству не подлежит (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Унитарное предприятие по обязательствам собственника его имущества ответственности не несет. Это, в частности, исключает возможность ареста имущества унитарного предприятия в целях обеспечения исполнения обязательств собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) перед кредиторами, обращения взыскания на имущество предприятия во исполнение судебного решения о взыскании задолженности этих публично-правовых образований перед кредиторами.

6. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК и Законом об унитарных предприятиях.

Раздел 4: Унитарные организации

2.4. Религиозные организации.

С принятием Закона религиозные организации выделены в отдельную организационно-правовую форму (ранее они являлись одной из разновидностей общественных и религиозных организаций (объединений), в ГК РФ включены статьи 123.26 и 123.27, посвященные религиозным организациям.

В соответствии с п. 2 ст. 123.26 ГК РФ, кодекс определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций определяется также Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»*(56).

Ряд положений ст. ст. 123.26, 123.27 практически повторяют соответствующие нормы Закона о религиозных организациях, в частности, его статьи 6, 8, 10, 15, 21. Положения п. п. 3, 4 ст. 123.28 ГК РФ аналогичны п. 2 ст. 6 Закона о НО.

Часть включенных в ГК РФ норм отсутствует в Законе о религиозных объединениях и Законе о НО:

— в п. 3 ст. 123.26 ГК РФ установлен запрет на преобразование религиозной организации;

— порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами) (п. 2 ст. 123.26 ГК РФ);

— учредитель религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с Законом о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

______________________________

*(1) См., например, Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.).

*(2) Здесь и далее нумерация статей приведена в соответствии с ГК РФ в редакции Закона, если иное не указано в тексте.

*(3) Не совсем понятно, что законодатель подразумевает под «иными юридическими лицами…».

*(4) Далее — ЕГРЮЛ.

*(5) См. п. 7.1. Концепции.

*(6) Статьей 1473 ГК РФ установлены ограничения использования в фирменном наименовании юридического лица слов «Российская Федерация», «Россия», а также слов, производных от них, полных или сокращенных официальных наименований федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

*(7) Далее — Закон об ООО.

*(8) Далее — Закон об АО.

*(9) Далее — Закон о ГУПах.

*(10) Далее — Закон о НО.

*(11) Далее — Закон о регистрации.

*(12) В настоящее время такого порядка законом не установлено.

*(13) В настоящее время установлен порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 21.1 Закона о регистрации). Для реализации п. 6 ст. 62 ГК РФ потребуется внести изменения в Закон о регистрации.

*(14) Вероятно, это сделано с целью унификации части норм о коммерческих организациях и устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании правового положения некоммерческих организаций.

*(15) Очевидно, это связано с тем, что ст. 65.2. ГК РФ, в отличие от ст. 67 ГК РФ в прежней редакции, распространяется и на некоммерческие организации.

*(16) Подробнее об этом, например: Гражданско-правовые способы защиты прав акционеров в свете реформирования гражданского законодательства (Н.В. Козлова, «Законодательство», N 2, февраль 2013 г.), Восстановление корпоративного контроля как способ защиты нарушенных прав участников хозяйственных обществ (В.А. Русанова, «Законодательство», N 5, май 2011 г.).

*(17) В этот перечень входят вопросы, отнесенные к компетенции высших органов управления обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов в соответствии с ГК РФ в прежней редакции, Законом об ООО, Законом об АО, Федеральным законом от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

*(18) Е.А. Сухановым критикуется данное положение в связи с тем, что такое по сути тайное соглашение позволяет управлять корпорацией не тем, кто ее создал или является ее участником, а третьим лицом (подробнее об этом: Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.)).

*(19) С принятием Закона вкладом в имущество могут быть только документарные ценные бумаги (например, векселя), акции, государственные и муниципальные облигации.

*(20) Перечень имущества, которое может быть вкладом в имущество хозяйственных обществ и товариществ, существенно сузился: в него не вошли, например, имущественные права, бездокументарные ценные бумаги. Исключение составляют акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации и интеллектуальные права, которые отдельно поименованы в п. 1 ст. 66.1 ГК РФ),

*(21) К вещам относятся также наличные деньги и документарные ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ).

*(22) Требования об оплате определенной части уставного капитала к моменту государственной регистрации общества Закон об ООО в настоящее время не содержит.

*(23) То есть открытое акционерное общество (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

*(24) В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об АО число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Иными словами, обязательного создания совета директоров в закрытом акционерном обществе законодательство не предусматривало, а обязанность создания совета директоров в открытом акционерном обществе зависело от количества его акционеров (больше или меньше 50).

*(25) Акционерные общества, которые на 01.10.2013 были держателями реестров акционеров этих обществ, сохраняют право вести реестры до 01.10.2014. Далее они обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

*(26) Законом или уставом общества, не являющегося публичным, могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).

*(27) Они были предусмотрены ст. 35 Закона об АО.

*(28) Обращает на себя внимание то, что теперь в данной норме речь идет о любых акциях общества, а не только об обыкновенных и иных голосующих акциях, как раньше.

*(29) Как отмечает А.Е.Шерстобитов, нормы ст. 86.1 ГК РФ о правовом положении крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, обнаруживают весьма значительное его сходство с правовым положением производственного кооператива (Проблемы модернизации правил о правовом положении граждан в Гражданском кодексе Российской Федерации (А.Е. Шерстобитов, «Законодательство», N 4, апрель 2013 г.)).

Сухановым Е.А. делается вывод о том, что крестьянские (фермерские) хозяйства теперь являются разновидностью товариществ, наряду с полным товариществом и товариществом на вере (Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.)).

*(30) Далее — Закон об общественных объединениях.

*(31) В соответствии со ст. 7 Закона об общественных объединениях, общественные объединения могут создаваться в том числе в организационно-правовой форме общественной организации

*(32) Эти положения в значительной степени повторяют п. 3 ст. 14 Закона о НО, однако существенно отличаются от ст. 20 Закона об общественных объединениях, что потребует внесения изменений в специальное законодательство.

*(33) В отличие, например, от автономной некоммерческой организации, учредители которой могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 123.24 ГК РФ, п. 4 ст. 10 Закона о НО).

*(34) Данное изменение связано с тем, что ГК РФ теперь не предусматривает такой организационно-правовой формы, как некоммерческое партнерство (п/п 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ), а к некоммерческим партнерствам применяются нормы об ассоциациях (союзах) (п/п 5 п. 8 ст. 3 Закона).

*(35) О субсидиарной ответственности (п/п 6 п. 1 ст. 123 ГК РФ в прежней редакции).

*(36) Данное изменение связано с тем, что ГК РФ теперь не предусматривает таких организационно-правовых форм, как жилищный и жилищно-строительный кооператив, а к таким кооперативам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости (п/п 6 п. 8 ст. 3 Закона).

*(37) Далее — Закон о садоводческих объединениях.

*(38) Далее — казачьи общества.

*(39) Выделение казачьих обществ в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица критикуется Е.А. Сухановым (см. Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.)).

*(40) Далее — Закон о казачестве.

*(41) Аналогичная норма предусмотрена и в отношении общин коренных малочисленных народов РФ.

*(42) Далее — Закон о гарантиях прав коренных народов.

*(43) Далее — Закон об общинах коренных народов.

*(44) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о ГУПах).

*(45) Формулировка этой нормы с принятием Закона не изменилась.

*(46) Этот абзац был включен в ГК РФ Законом.

*(47) Вероятно, исключение этих слов из нормы связано с тем, что после принятия Закона п. 3 ст. 56 ГК РФ не допускает установление случаев ответственности собственника имущества юридического лица по его обязательствам уставом юридического лица, а не законом.

*(48) Это изменение можно объяснить запретом унитарному предприятию создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), установленному п. 1 ст. 2 Закона о ГУПах.

*(49) В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона учреждение, созданное до дня вступления в силу Закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

*(50) Эти положения распространяются также на правоотношения, возникшие после 01.01.2011 (п. 15 ст. 3 Закона).

*(51) Общих для всех учреждений норм об управлении установлено не было. Вопрос регулировался, в частности, п. 1 ст. 28 Закона о НО, ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

*(52) Могла быть применена общая норма п. 3 ст. 56 ГК РФ.

*(53) Это изменение скорее можно назвать редакторской правкой, поскольку преобразование иных юридических лиц в автономную некоммерческую организацию предусматривается ГК РФ в редакции Закона. В частности, потребительских кооперативов (п. 3 ст. 123.2 ГК РФ), общественных организаций (п. 4 ст. 123.4 ГК РФ), ассоциаций (союзов) (п. 4 ст. 123.8 ГК РФ), казачьих обществ (п. 2 ст. 123.15 ГК РФ), общин коренных малочисленных народов РФ (п. 3 ст. 123.16 ГК РФ), частных учреждений (п. 3 ст. 123.23 ГК РФ).

*(54) Не совсем понятно, почему понятие «предпринимательской деятельности» упоминается в связи с деятельностью некоммерческой организации, тогда как п. 4 ст. 50 ГК РФ оперирует теперь понятием «приносящая доход деятельность».

*(55) Эта норма сформулирована как императивная, то есть не может быть изменена уставом автономной некоммерческой организации.

*(56) Далее — Закон о религиозных объединениях.

§ 6. Государственные и муниципальные предприятия ( ст. 113-115 гк рф)

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ»О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия (ст.113-115) выделяются тем, что они не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками своего имущества.

Создавший такое предприятие единоличный учредитель (как правило, публичный собственник) сохраняет за собой право на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, а само предприятие как самостоятельное ЮЛ в силу закона наделяется ограниченным вещным правом, фактически использует чужое имущество.

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества ЮЛ по вкладам (долям, паям).

Такая ОПФ, как ЮЛ- несобственник не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики для государственных и муниципальных собственников. Такая юридическая конструкция — порождение огосударственной экономики.

Таким образом, унитарным предприятием признается такая коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя.

Действующее ГЗ сохраняет конструкцию УП лишь для публичных собственников (ГУП и МУП).

УП является единственной разновидностью коммерческой организации, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью.

В его Уставе помимо общих сведений, указываемых в Учредительных Документах ЮЛ, должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности.

Сделки совершенные УП с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст.173 ГК РФ).

Единственным учредительным документом УП является устав.

Устав, утверждается уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (министерства и ведомства). Последние одновременно с решением о создании УП утверждают руководителя (директора), который является единоличным органом управления, подотчетным собственнику- учредителю.

Учредитель наделяет УП уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного специальным законом о ГУП и МУП, при этом УФ должен быть полностью оплачен учредителем к моменту ГР УП. УФ УП представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов, при понижении Чистых Активов предприятия до размера меньшего, чем УФ, последний должен быть уменьшен учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его кредиторов.

УП существуют в 2 разновидностях:

-основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 и ст.295);

-основанные на праве оперативного управления или казенные (ст.115 и ст.296,297).

Различия в их правовом статусе заключаются, прежде всего, в объеме правомочий, получаемых УП в отношении имущества учредителя.

Принципы права хозяйственного ведения — право распоряжения имуществом, ряд сделок (продажа, аренда, залог) с согласия собственника, в пределах полномочий которыми собственник наделяет хозяйствующий субъект.

Принципы права оперативного управления — право распоряжаться товарами (услугами) которые производит (оказывает) хозяйствующий субъект, используя имущество собственника, для любых сделок по распоряжению которым требуется обязательное согласие собственника.

Существенным моментом является то, что по долгам казенного предприятия, при недостатке у него имущества, имущественную ответственность несет учредитель — РФ, поэтому КП в отличии от обычного УП не может быть банкротом.

УП на Праве Хозяйственного Ведения могут создаваться как федеральным собственником, так и субъектами РФ и МО (в том числе совместно, на началах общей долевой собственности).

УП на ПХВ могут создавать дочерние предприятия, последние являются также УП и создаются с согласия собственника. То есть речь идет об УП- несобственнике, созданном УП-несобственником. При этом предприятие -учредитель принимает на себя функции собственника в отношении своего Дочернего Предприятия, т.е. утверждает Устав, определяет объем правоспособности, назначает директора, дает согласие на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом, не отвечает по долгам своего Дочернего Предприятия.

Все виды УП отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом. УП не отвечают по обязательствам своего учредителя.

ГУП и МУП реорганизуются и ликвидируются по общим правилам для ЮЛ.

Преобразование ГУП и МУП в другие ОПФ — связанное с отчуждением имущества — является формой приватизации и должно осуществляться по специальным правилам, предусмотренным ГЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14.11.2002 г

В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, является федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства РФ. Устав казенного предприятия утверждает Правительство РФ.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, утверждает устав предприятия, осуществляет контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (с согласия собственника этого имущества).

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который должен содержать следующие сведения:

· наименование унитарного предприятия с указанием собственника его имущества;

· место его нахождения;

· порядок управления деятельностью унитарного предприятия;

сведения о предмете и целях деятельности предприятия;

· о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования;

· другие сведения, связанные с деятельностью предприятия. Для казенных предприятий решением Правительства РФ утвержден типовой устав.

Уполномоченный на создание унитарного предприятия государственный орган или орган местного самоуправления формирует уставный фонд, который должен быть полностью оплачен собственником до момента государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда, а предприятие в случае принятия такого решения обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может быть организовано или ликвидировано по решению создавшего его уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а также ликвидировано по решению суда и по решению арбитражного суда в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства РФ и не может быть признано несостоятельным (банкротом).

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

  • создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

  • сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

  • закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

  • неделимость передаваемого имущества;

  • отсутствие членства;

  • наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

  • осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

  • осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

  • хозяйственного ведения;

  • оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

  • другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

  • прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

  • полученные кредитные и заемные средства;

  • начисленные суммы амортизационных отчислений;

  • осуществленные предприятием капитальные вложения;

  • полученные дотации из бюджета;

  • дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

  • добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *