ГЭСН 81-02-27-2001 Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные работы. Часть 27. Автомобильные дороги (с Изменениями от 27.02.2010, от 23.11.2010, от 13.07.2011, от 08.11.2011, от 29.11.2011, от 05.05.2012, от 29.06.2012) (не действуют на территории РФ)

  • Раздел 1. ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЯЕМЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • Подраздел 1.1 ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЯЕМЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
    • Таблица ГЭСН 27-01-001 Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см
    • Таблица ГЭСН 27-01-002 Устройство оснований и покрытий из готовой битумно-грунтовой смеси
  • Подраздел 1.2 ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЯЕМЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
    • Таблица ГЭСН 27-01-003 Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с цементом навесными фрезами
    • Таблица ГЭСН 27-01-004 Устройство оснований и покрытий из готовой цементно-грунтовой смеси толщиной 15 см
  • Раздел 2. ДРЕНАЖНЫЕ И ВОДОСБРОСНЫЕ УСТРОЙСТВА
    • Таблица ГЭСН 27-02-001 Устройство дренажей
    • Таблица ГЭСН 27-02-002 Устройство сбросов воды из продольных дренажей
    • Таблица ГЭСН 27-02-003 Устройство дренажных воронок под обочинами
    • Таблица ГЭСН 27-02-004 Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из лотков в откосах насыпи
    • Таблица ГЭСН 27-02-005 Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из продольных лотков из сборного бетона
    • Таблица ГЭСН 27-02-006 Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из водоприемных колодцев
    • Таблица ГЭСН 27-02-007 Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из открытых лотков на обочинах
    • Таблица ГЭСН 27-02-008 Устройство водосбросных сооружений с проезжей части из гасителей
    • Таблица ГЭСН 27-02-009 Укрепление площадки за шпорами гасителя сборными бетонными плитами при размываемых грунтах
    • Таблица ГЭСН 27-02-010 Установка бортовых камней
    • Таблица ГЭСН 27-02-011 Установка природных бортовых гранитных камней типа 3ГП
    • Таблица ГЭСН 27-02-015 Устройство бортового камня из монолитного бетона бетоноукладчиком-планировщиком со скользящими формами
  • Раздел 3. ПОДГОТОВКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ПОД ЧЕРНЫЕ ЩЕБЕНОЧНЫЕ (ГРАВИЙНЫЕ) И АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ПОКРЫТИЯ (ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ)
  • Подраздел 3.1 ИСПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЯ ОСНОВАНИЙ
    • Таблица ГЭСН 27-03-001 Исправление профиля щебеночных и гравийных оснований
    • Таблица ГЭСН 27-03-002 Исправление профиля песчано-гравийных оснований и покрытий
    • Таблица ГЭСН 27-03-003 Нормы для корректировки таблицы 27-03-002 при изменении толщины слоя основания или покрытия
    • Таблица ГЭСН 27-03-004 Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси
    • Таблица ГЭСН 27-03-005 Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия литой асфальтобетонной смесью
  • Подраздел 3.2 РАЗБОРКА СУЩЕСТВУЮЩИХ СООРУЖЕНИЙ
    • Таблица ГЭСН 27-03-008 Разборка покрытий и оснований
    • Таблица ГЭСН 27-03-009 Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования
    • Таблица ГЭСН 27-03-010 Разборка бортовых камней
    • Таблица ГЭСН 27-03-011 Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий на щебне из осадочных горных пород методом холодного фрезерования с применением импортных фрез при ширине барабана фрезы 600-1300 мм
    • Таблица ГЭСН 27-03-012 Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий на щебне из осадочных горных пород методом холодного фрезерования с применением импортных фрез при ширине барабана фрезы 1500-2200 мм
  • Раздел 4. ПОДСТИЛАЮЩИЕ, ВЫРАВНИВАЮЩИЕ СЛОИ ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ
  • Подраздел 4.1 ПОДСТИЛАЮЩИЕ И ВЫРАВНИВАЮЩИЕ СЛОИ ОСНОВАНИЯ
    • Таблица ГЭСН 27-04-001 Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований
  • Подраздел 4.2 ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРАВИЙНЫХ, ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫХ И ЩЕБЕНОЧНО-ПЕСЧАНЫХ СМЕСЕЙ
    • Таблица ГЭСН 27-04-003 Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей
  • Подраздел 4.3 ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ЩЕБЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
    • Таблица ГЭСН 27-04-005 Устройство оснований из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/кв. см)
    • Таблица ГЭСН 27-04-006 Устройство оснований из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше 700 до 1000 кгс/кв. см)
    • Таблица ГЭСН 27-04-007 Устройство основания из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие до 68,6 МПа (700 кгс/кв. см)
    • Таблица ГЭСН 27-04-008 Нормы для корректировки таблиц 27-04-005, 27-04-006 и 27-04-007 при использовании однослойных и верхнего слоя двухслойных оснований под движение транспорта до полного окончания работ
    • Таблица ГЭСН 27-04-009 Устройство оснований толщиной 12 см из щебня фракции 70-120 мм
    • Таблица ГЭСН 27-04-010 Нормы для корректировки таблицы 27-04-009 при использовании однослойных и верхнего слоя двухслойных оснований под движение транспорта
    • Таблица ГЭСН 27-04-011 Устройство оснований из отвальных доменных шлаков
    • Таблица ГЭСН 27-04-012 Устройство покрытий толщиной 15 см при укатке щебня с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/кв. см)
    • Таблица ГЭСН 27-04-013 Устройство покрытий толщиной 15 см при укатке щебня с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше 700 до 1000 кгс/кв. см)
    • Таблица ГЭСН 27-04-014 Устройство покрытий толщиной 15 см при укатке щебня с пределом прочности на сжатие до 68,6 МПа (700 кгс/кв. см)
    • Таблица ГЭСН 27-04-015 Устройство щебеночных оснований, обработанных в верхней части пескоцементной смесью
    • Таблица ГЭСН 27-04-016 Устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ)
    • Таблица ГЭСН 27-04-017 Устройство теплоизоляционного слоя из пенопласта
  • Подраздел 4.4 ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ, УСТРАИВАЕМЫЕ НА КРУТЫХ СКЛОНАХ
    • Таблица ГЭСН 27-04-021 Устройство основания из пескоцементной смеси на крутых склонах
    • Таблица ГЭСН 27-04-022 Устройство покрытия из цементобетона на крутых склонах
  • Раздел 5. УСТРОЙСТВО МОСТОВЫХ И ПОДЗОРОВ
  • Подраздел 5.1 УСТРОЙСТВО МОСТОВЫХ
    • Таблица ГЭСН 27-05-001 Устройство мостовых из колотого и булыжного камня по готовому основанию
    • Таблица ГЭСН 27-05-002 Устройство брусчатых и мозаиковых мостовых
  • Подраздел 5.2 МОЩЕНЫЕ ПОДЗОРЫ И ОТМОСТКИ
    • Таблица ГЭСН 27-05-005 Устройство мощеных подзоров и отмосток толщиной 10 см
  • Раздел 6. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ
  • Подраздел 6.1 ЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ
    • Таблица ГЭСН 27-06-001 Устройство дорожных покрытий из сборных железобетонных плит
    • Таблица ГЭСН 27-06-002 Устройство цементобетонных покрытий, устраиваемых машинами бетоноукладочного комплекта на рельс-формах
    • Таблица ГЭСН 27-06-003 Нормы для корректировки таблицы 27-06-002 при устройстве покрытий на высоких насыпях и при невозможности прохода автомашин по обочинам
    • Таблица ГЭСН 27-06-004 Нормы для корректировки таблиц 27-06-002 и 27-06-016 при устройстве покрытий и оснований двумя полосами по 3,5-4 м
    • Таблица ГЭСН 27-06-005 Нормы для корректировки таблицы 27-06-002 (нормы с 27-06-002-01 по 27-06-002-16) при уходе за цементобетонным основанием или покрытием засыпкой песком и поливкой водой
    • Таблица ГЭСН 27-06-006 Нормы для корректировки таблицы 27-06-002 при уходе за бетоном пленкообразующими материалами в условиях континентального сухого и жаркого климата
    • Таблица ГЭСН 27-06-007 Устройство швов в бетоне
    • Таблица ГЭСН 27-06-008 Устройство шва-стыка в асфальтобетонном покрытии
    • Таблица ГЭСН 27-06-009 Укладка сетки в дорожное покрытие
    • Таблица ГЭСН 27-06-010 Устройство однослойных покрытий, устраиваемых машинами высокопроизводительного бетоноукладочного комплекта со скользящими формами
    • Таблица ГЭСН 27-06-011 Устройство швов расширения
    • Таблица ГЭСН 27-06-013 Устройство покрытий средствами малой механизации при примыкании к искусственным сооружениям
    • Таблица ГЭСН 27-06-014 Устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки из битумной эмульсии и щебня фракции 5-10 мм с использованием распределителя щебня ЩРД-3,5 и автогудронатора СКД-100
    • Таблица ГЭСН 27-06-015 Устройство защитного слоя износа из литых эмульсионно-минеральных смесей
  • Подраздел 6.2 НЕЖЕСТКИЕ ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ
    • Таблица ГЭСН 27-06-016 Устройство оснований внегородских автомобильных дорог механизированным способом с применением дорожного бетона
    • Таблица ГЭСН 27-06-017 Устройство оснований городских проездов
    • Таблица ГЭСН 27-06-018 Устройство оснований и покрытий из черного щебня
    • Таблица ГЭСН 27-06-019 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
    • Таблица ГЭСН 27-06-020 Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей
    • Таблица ГЭСН 27-06-021 Нормы для корректировки таблицы 27-06-020 при изменении толщины покрытия на 0,5 см
    • Таблица ГЭСН 27-06-022 Поверхностная обработка покрытий органическими вяжущими
    • Таблица ГЭСН 27-06-023 Поверхностная обработка с применением мытого щебня
    • Таблица ГЭСН 27-06-024 Укладка, полупропитка и пропитка щебеночных оснований и покрытий
    • Таблица ГЭСН 27-06-025 Устройство оснований из готовой цементогрунтовой смеси толщиной 16 см с применением профилировщиков со скользящими формами
    • Таблица ГЭСН 27-06-026 Розлив вяжущих материалов
    • Таблица ГЭСН 27-06-027 Добавка гравия, песка или песчано-гравийной смеси
    • Таблица ГЭСН 27-06-028 Распределение порошкообразных добавок
    • Таблица ГЭСН 27-06-029 Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей с применением асфальтоукладчика «Титан-325» и перегружателя «Шаттл-Багги SB-2500C»
    • Таблица ГЭСН 27-06-030 Нормы для корректировки таблицы 27-06-029 при изменении толщины слоя на 0,5 см
    • Таблица ГЭСН 27-06-031 Устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками типа «VOGELE»
    • Таблица ГЭСН 27-06-032 Нормы для корректировки таблицы 27-06-031
    • Таблица ГЭСН 27-06-033 Устройство дорожного покрытия средней толщиной 8 см методом горячей регенерации с применением ремиксера Wirtgen RX 4500
    • Таблица ГЭСН 27-06-034 Устройство покрытия толщиной 4 см из литой асфальтобетонной смеси на проезжей части мостовых сооружений
    • Таблица ГЭСН 27-06-035 Подгрунтовочные работы путем розлива битумной эмульсии с применением автогудронатора на базе Volvo FEE 42R
    • Таблица ГЭСН 27-06-036 Санация трещин в асфальтобетонном покрытии битумно-герметизирующей мастикой с применением комплекта машин для разделки трещин «PCR-25» и плавильно-заливочной машины «MAGMA 110 DH»
    • Таблица ГЭСН 27-06-037 Санация трещин в асфальтобетонном покрытии битумно-герметизирующей мастикой с применением импортного комплекта машин для разделки трещин «PCR-25» и плавильно-заливочной машины «MAGMA 110 DHC»
    • Таблица ГЭСН 27-06-038 Установка защитных ограждений тротуаров
    • Таблица ГЭСН 27-06-039 Одновременное устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия по технологии «Компакт-асфальт» асфальтоукладочным комплексом DYNAPAC
    • Таблица ГЭСН 27-06-040 Устройство основания методом холодной регенерации с применением дорожной фрезы RX-700 ROADTEC
    • Таблица ГЭСН 27-06-041 Устройство верхнего слоя основания или нижнего слоя покрытия из асфальтогранулобетонной смеси типа Э с применением асфальтоукладчика «TITAN-325»
    • Таблица ГЭСН 27-06-043 Устройство тонкослойного покрытия из горячей битумоминеральной смеси толщиной слоя 2,5 см асфальтоукладчиком, оборудованным системой распределения битумной эмульсии
    • Таблица ГЭСН 27-06-044 Восстановление асфальтобетонного покрытия толщиной 7 см методом терморисайклинга старого покрытия толщиной 5 см с добавлением горячего асфальтобетона комплексом машин Roadmix и нагревателей ECOHEATER.
    • Таблица ГЭСН 27-06-045 Устройство основания из асфальтогранулята и песка из отсевов дробления щебня, укрепленного битумной эмульсией и цементом, с использованием рециклера Bomag MPH 122 и распределителя минеральных вяжущих Streumaster RW 8000
    • Таблица ГЭСН 27-06-046 Устройство основания из асфальтогранулята и песка из отсевов дробления щебня, укрепленного битумом и цементом, с использованием рециклера Bomag MPH 122 и распределителя минеральных вяжущих Streumaster RW 8000
    • Таблица ГЭСН 27-06-047 Устройство основания дорожного полотна методом холодного ресайклинга толщиной от 15 до 25 см с применением регенератора-смесителя Caterpillar RM-500
    • Таблица ГЭСН 27-06-048 Стабилизация и укрепление грунтов неорганическими вяжущими материалами с применением распределителя минеральных вяжущих и регенератора-смесителя
    • Таблица ГЭСН 27-06-049 Стабилизация грунта решеткой геотехнический двуосной
    • Таблица ГЭСН 27-06-050 Создание площадок под высокие нагрузки с использованием решетки геотехнической двуосной
    • Таблица ГЭСН 27-06-051 Армирование бетона решеткой двуосной геотехнической
    • Таблица ГЭСН 27-06-052 Устройство основания ресайклером с укреплением цементом и полимерными добавками после предварительного фрезерования и выравнивания профиля
  • Раздел 7. ДОРОЖКИ И ТРОТУАРЫ
    • Таблица ГЭСН 27-07-001 Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров
    • Таблица ГЭСН 27-07-002 Устройство оснований под тротуары из кирпичного или известнякового щебня
    • Таблица ГЭСН 27-07-003 Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов
    • Таблица ГЭСН 27-07-004 Устройство деревянных тротуаров
    • Таблица ГЭСН 27-07-005 Устройство покрытий из тротуарной плитки
    • Таблица ГЭСН 27-07-006 Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками типа «VOGELE» малых типоразмеров
    • Таблица ГЭСН 27-07-007 Устройство внутриквартальных щебеночных дорожек и площадок из щебня
    • Таблица ГЭСН 27-07-008 Устройство покрытий из гранитных плит тротуаров
  • Раздел 8. УКРЕПИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ У КРАЕВ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН
    • Таблица ГЭСН 27-08-001 Устройство укрепительных полос и укрепление обочин
    • Таблица ГЭСН 27-08-002 Устройство укрепительных полос из сборных железобетонных плит
    • Таблица ГЭСН 27-08-003 Укрепление земляных откосов после механизированной планировки с применением <ГЕОВЕБ>
  • Раздел 9. ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГ
  • Подраздел 9.1 ЗАЩИТНЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОГ
    • Таблица ГЭСН 27-09-001 Устройство защитных ограждений
    • Таблица ГЭСН 27-09-002 Установка барьерного дорожного металлического ограждения
    • Таблица ГЭСН 27-09-003 Установка барьерных ограждений на подходах к мостам и путепроводам
    • Таблица ГЭСН 27-09-004 Установка столбиков сигнальных и тумб деревянных простых
    • Таблица ГЭСН 27-09-005 Изготовление и установка перил и тумб с дощатым ограждением
    • Таблица ГЭСН 27-09-006 Устройство средств технического регулирования
    • Таблица ГЭСН 27-09-007 Устройство удерживающих металлических барьерных ограждений
  • Подраздел 9.2 ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
    • Таблица ГЭСН 27-09-008 Установка дорожных знаков бесфундаментных
    • Таблица ГЭСН 27-09-009 Установка дорожных знаков на сборных железобетонных фундаментах и металлических стойках
    • Таблица ГЭСН 27-09-010 Установка дорожных знаков на сборных железобетонных фундаментах и сборных железобетонных и асбестоцементных стойках
    • Таблица ГЭСН 27-09-011 Установка дорожных знаков на металлических рамных конструкциях
    • Таблица ГЭСН 27-09-012 Установка дополнительных щитков
    • Таблица ГЭСН 27-09-013 Установка делиниаторов
  • Подраздел 9.3 РАЗМЕТКА
    • Таблица ГЭСН 27-09-016 Разметка проезжей части краской
    • Таблица ГЭСН 27-09-017 Разметка проезжей части термопластиком
    • Таблица ГЭСН 27-09-018 Нанесение линии горизонтальной дорожной разметки краской со световозвращающими элементами
    • Таблица ГЭСН 27-09-019 Нанесение обозначений движения по полосам со световозвращающими элементами
    • Таблица ГЭСН 27-09-020 Монтаж искусственной дорожной неровности (ИДН)
    • Таблица ГЭСН 27-09-021 Установка световозвращающих элементов типа КД-3 ЗМ серия 290 (катафоты белые двусторонние RPM-290-2W) на автодорогах
    • Таблица ГЭСН 27-09-022 Устройство цветного противоскользящего дорожного покрытия
    • Таблица ГЭСН 27-09-023 Монтаж блока торможения магистрального (БТМ)
    • Таблица ГЭСН 27-09-030 Устройство вертикальной дорожной разметки на металлических барьерных ограждениях из защитных пластиковых панелей
    • Таблица ГЭСН 27-09-031 Нанесение линии поперечной дорожной разметки холодным пластиком со световозвращающими элементами
  • Раздел 10. ПРИГОТОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
    • Таблица ГЭСН 27-10-001 Приготовление битумных вяжущих материалов и эмульсий
    • Таблица ГЭСН 27-10-002 Приготовление асфальтобетонных смесей из фракционного щебня (гравия) для горячей укладки
    • Таблица ГЭСН 27-10-003 Приготовление полимерно-битумного вяжущего
    • Таблица ГЭСН 27-10-004 Приготовление полимерасфальтобетонных смесей
    • Таблица ГЭСН 27-10-005 Приготовление черного фракционного щебня
    • Таблица ГЭСН 27-10-006 Приготовление на инвентарном автоматизированном бетонном заводе в построечных условиях бетонных жестких смесей
    • Таблица ГЭСН 27-10-007 Приготовление грунтовых смесей, обработанных вяжущими материалами, в установке, установленной в карьере
    • Таблица ГЭСН 27-10-008 Приготовление камня
    • Таблица ГЭСН 27-10-009 Приготовление органоминеральных и асфальтогранулобетонных смесей в передвижной асфальтосмесительной установке Wirtgen KMA-200
    • Таблица ГЭСН 27-10-010 Приготовление битума и битумной эмульсии в установке «ENH ENGINEERING AS»
  • Раздел 11. ДОРОГИ, КОЛЕСОПРОВОДЫ, ЭСТАКАДЫ, СЛАНИ И РАЗЪЕЗДЫ НА БОЛОТАХ
    • Таблица ГЭСН 27-11-001 Устройство дорог с однорядным настилом из бревен
    • Таблица ГЭСН 27-11-002 Устройство колесопроводов для автомобилей грузоподъемностью до 5 т
    • Таблица ГЭСН 27-11-003 Укладка сланей на болотах с плотным торфом под насыпи дорог
    • Таблица ГЭСН 27-11-004 Устройство разъездов на колесопроводах
    • Таблица ГЭСН 27-11-005 Устройство эстакад и проезжей части из бревен
    • Таблица ГЭСН 27-11-006 Устройство пешеходных площадок
    • Таблица ГЭСН 27-11-007 Устройство колесопроводов из сборных железобетонных плит
    • Таблица ГЭСН 27-11-008 Устройство разъездов из сборных железобетонных плит
    • Таблица ГЭСН 27-11-012 Укладка грунтовых модулей для сооружения проездов, дорог, насыпных площадок и укрепления откосов
  • Раздел 12. УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ
  • Подраздел 12.1 УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ ГРУНТОВЫХ И ЛЕЖНЕВЫХ ДОРОГ
    • Таблица ГЭСН 27-12-001 Устройство временных грунтовых дорог профилированных при работе в нулевых отметках
    • Таблица ГЭСН 27-12-002 Устройство временных грунтовых дорог профилированных при работе выше нулевых отметок
    • Таблица ГЭСН 27-12-003 Россыпь добавок песка для улучшения временных профилированных грунтовых дорог
    • Таблица ГЭСН 27-12-004 Устройство покрытий временных дорог серповидного профиля толщиной слоя 15 см
    • Таблица ГЭСН 27-12-005 Устройство и разборка временных лежневых дорог
  • Подраздел 12.2 ДОРОГИ КОЛЕЙНЫЕ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ
    • Таблица ГЭСН 27-12-008 Устройство и разборка временных колейных дорог из сборных железобетонных плит
    • Таблица ГЭСН 27-12-009 Устройство и разборка временных разъездов
    • Таблица ГЭСН 27-12-010 Устройство и разборка дорог из сборных железобетонных плит со сплошным покрытием

ОДН 218.3.039-2003 Укрепление обочин автомобильных дорог (взамен ВСН 39-79)

ОДН 218.3.039-2003

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

(взамен ВСН 39-79)

ВВЕДЕНИЕ

ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН 39-79 «Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог».
Настоящие нормы предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.
Документ разработан в ГП «Росдорнии» канд. техн. наук Ю.Р.Перковым, инж. А.П.Фоминым.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 г. N ОС-461-р

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормы развивают положения СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».

1.2. Нормы распространяются на автомобильные дороги общего пользования I-V категорий. Они предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.

1.3. Укрепление обочин выполняют для повышения скорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасности движения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.

1.4. По своему назначению обочины по ширине разделяются на:
— краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;
— остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;
— прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.

1.5. При назначении конструкций укрепления обочин, технологии производства работ, наряду с положениями настоящих ОДН, следует учитывать региональные особенности в части климатических условий и обеспеченности местными материалами.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН

2.1. Конструкция укрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые действующими «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования».

2.2. Параметры, конструкции укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на состояние поверхности дороги и безопасность движения.
При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория России разделяется на следующие зоны (рис.1):
— Зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двух подзон:
подзона IA — продолжительность зимнего периода составляет 180-260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона IБ -продолжительность зимнего периода составляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней.
— Зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году.
— Зона Г — горные районы.

Рис.1. Карта районирования территории России по условиям движения

Рис.1. Карта районирования территории России по условиям движения

2.3. В случае значительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.

2.4. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения транспортных средств. Их отделяют от проезжей части дороги сплошной линией разметки за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.

2.5. Укрепление обочин в первую очередь выполняют на наиболее сложных участках.
К ним относятся:
— участки с интенсивностью движения выше указанной в СНиП 2.05.02-85;
— участки в сложных грунтово-гидрологических условиях;
— населенные пункты;

— подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;
— участки дорог с необеспеченной видимостью;
— кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны согласно СНиП 2.05.02-85;
— съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;
— снегозаносимые участки;
— ветроопасные и туманоопасные участки.

2.6. Отметка поверхности укрепленной обочины, не отделенной от проезжей части бордюром (бордюр устраивается, как правило, в пределах населенных пунктов городского типа и участков размещения пунктов сервиса), не должна быть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

2.7. Покрытие краевой укрепительной полосы должно иметь коэффициент сцепления не менее коэффициента сцепления для проезжей части дороги.

2.8. Ровность покрытия краевой укрепительной полосы должна соответствовать требованиям табл.2.1.

Таблица 2.1

Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам

Состояние покрытия по ровности

Допустимые предельные повреждения на 1000 мпокрытия не более, м

Показатель ровности по прибору ПКРС-2, см/км, не более

Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более

Автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./cyт

660

7

0,3 (1,5)

То же, 1000-3000 авт./cyт

860

9

1,5 (3,5)

То же, менее 1000 авт./cyт

1200

11

2,5 (7)

Примечания: 1. Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03-85.

2. В скобках даны значения для весеннего периода.
Предельные размеры отдельных повреждений покрытия краевой укрепительной полосы не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине 5 см при их суммарной площади на дорогах с интенсивностью движения по табл.2.1, соответственно 5 м, 7 м и 10 м на площадь 1000 м.

2.9. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I-II категорий принимают равной, как правило, 0,75 м, Ill-IV категорий — 0,5 м.
Краевая укрепительная полоса для дорог V категории назначается только в случае соответствующего технико-экономического обоснования с учетом п.1.5 и шириной не более 0,5 м.
Ширину укрепляемой остановочной полосы определяют как разницу между общей шириной обочины и суммой ширин краевой укрепительной и прибровочной полос с учетом п.1.4.

2.10. При технико-экономическом обосновании допускается увеличение ширины укрепления обочины по типу краевой укрепительной полосы к значениям СНиП 2.05.02-85 в условиях значительного влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дороги и условий движения с учетом опыта эксплуатации. Для зоны I (см. п.2.2) могут быть использованы данные табл.2.2 с учетом указанных в таблице типов укрепления остановочной полосы для дорог III-IV категорий.

Таблица 2.2

Материал укрепления остановочных полос

Дополнительное увеличение ширины укрепления по типу краевых укрепительных полос на участках

прямых

с радиусом кривых* в плане <600 м

с ограждениями

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Щебень или гравий

0,1

1,0

1,0

1,3

0,25

0,5

Засев трав

0,1

0,5

1,1

1,1

1,4

0,7

1,0

1,3

Нет укрепления

0,2

0,5

1,1

1,1

1,5

0,7

1,0

1,3

Примечание. Графы 1, 2, 3 — при % оснащенности машинами и оборудованием для зимнего содержания автомобильной дороги соответственно выше 70%, 50-70%, менее 50%;
_________________
* при отсутствии требуемого СНиП уширения проезжей части.

2.11. Общая ширина обочины может быть уменьшена по отношению к положениям СНиП 2.05.02-85 при соответствующем обосновании и разработке мероприятий по организации и безопасности движения для дорог I, II категорий не менее чем до 1,5 м, для дорог других категорий не менее чем до 1,0 м в случаях:
— увеличения ширины проезжей части за счет обочин (участки расположения дополнительных полос движения, переходно-скоростных полос, с радиусом кривых в плане не более 1000 м);
— прохождения трассы в особых условиях (особо трудные участки горной местности, особо ценные сельскохозяйственные земли).

2.12. На дорогах I-III категорий, а также IV категории с облегченным типом покрытия, если обочина по каким-либо причинам уменьшена (см. п.2.11) и уширение земляного полотна не предусматривается, укрепление на остановочной полосе принимается аналогично укреплению краевой укрепительной полосы.

2.13. Укрепление обочины на уширяемом земляном полотне по прочности должно соответствовать требованиям настоящего документа. В зоне расположения стыка старой и отсыпаемой части уширения насыпи должна обеспечиваться равнопрочность конструкции укрепления.

2.14. Поперечные уклоны при укреплении обочин должны приниматься согласно требованиям действующих нормативно-технических документов.
При односкатном поперечном профиле (виражи) поперечный уклон должен соответствовать уклону проезжей части. При двухскатном поперечном профиле поперечный уклон назначают в зависимости от полосы обочины (п.1.5) и типа укрепления полосы.
Краевая укрепительная полоса, имеющая покрытие укрепления аналогичное покрытию проезжей части, должна иметь поперечный уклон проезжей части. При ином типе покрытия поперечный уклон согласно СНиП 2.05.02-85 должен превышать уклон проезжей части на 10-30% в зависимости от вида укрепления и составлять:
— 30-40‰ при укреплении материалами с применением вяжущего;

— 40-60‰ при укреплении гравием, щебнем, мелкоразмерной бетонной плиткой;
— 50-60‰ при биологическом укреплении (засев трав, дернование).

2.15. Покрытия конструкций укрепления обочин автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты и сельскохозяйственные угодья, не должны содержать материалов, способствующих пылеобразованию, а в населенных пунктах дополнительно и обладающих канцерогенными свойствами.

2.16. Покрытия укрепленных обочин должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части дороги или отделяться разметкой согласно п.2.4.

2.17. При реконструкции дороги или ее ремонте укрепление обочин выполняется с учетом возможной необходимости изменения водно-теплового режима земляного полотна в части его защиты от поверхностных вод и предотвращения образования на дороге пучин. Выбор решения осуществляется на основе данных обследования дороги, в т.ч. и на период выполнения строительно-ремонтных работ.

2.18. При стадийном устройстве дорожной одежды на проезжей части дороги или длительных перерывах между устройством отдельных ее слоев порядок укрепления обочин назначают в зависимости от предусмотренных стадий, их продолжительности. Как правило, следует предусматривать укрепление обочин также стадийно, по мере устройства дорожной одежды.

2.19. При необходимости устройства продольных лотков для перехвата и отвода поверхностных вод с покрытия проезжей части их размещают за пределами укрепленной с применением органических вяжущих материалов части обочины — желательно на границе остановочной и прибровочной полос и в любом случае за пределами краевой укрепительной полосы.

2.20. Конструкции укрепления обочин эксплуатируемых дорог при их самостоятельном сооружении назначают раздельно для укрепительной и остановочной полос на основе расчетного обоснования их прочности (разд.4). При этом для укрепительных полос учитывают повторность нагружения (вероятное число заездов транспортных средств в рассматриваемых условиях), а сам расчет выполняют с учетом всех критериев прочности, предусмотренных для дорожной одежды проезжей части.
В пределах остановочных полос конструкцию укрепления, как правило, рассчитывают на продолжительное единичное нагружение по критерию сдвига (дороги III-IV). При обосновании возможен расчет по всем критериям оценки прочности, предусмотренным для расчета дорожной одежды проезжей части. Такое решение возможно прежде всего для отдельных участков дорог высоких технических категорий (см. п.3.3-3.6), в т.ч. где вследствие высокой интенсивности движения имеется необходимость, по опыту эксплуатации, систематического пропуска потока по укрепительной и остановочной полосам в периоды ограничения проезда или в отдельные кратковременные «пиковые» периоды роста интенсивности движения, когда уширение дорожной одежды проезжей части нецелесообразно или невозможно по технико-экономическим условиям.

3. ВЫБОР КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН

3.1. Выбор конструкции укрепления обочин, соответствующей условиям движения и изложенным выше требованиям, осуществляется на стадии разработки проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги. При этом в расчетах и выборе конструкции дорожной одежды проезжей части дороги при ее строительстве или ремонте, усилении, разработке мероприятий по ликвидации пучин или пучиноопасных мест следует учитывать, что устройство на обочине слоев укрепления улучшает водно-тепловой режим земляного полотна. Степень этого влияния зависит от применяемых при укреплении материалов.

3.2. В состав работ при выборе конструкции укрепления входит определение:
— необходимости устройства только краевой укрепительной или дополнительно и укрепление остановочной полосы;
— материалов для устройства слоев;
— толщин слоев укрепления.

3.3. Краевая укрепительная и остановочные полосы на федеральных дорогах с индексами «Е» и «М», на прочих федеральных дорогах, где проектно-сметной документацией предусматривается устройство разделительной полосы с установкой барьерного ограждения, укрепляются по типу дорожной одежды проезжей части дороги.

3.4. Краевая укрепительная полоса на эксплуатируемых дорогах I-IV категорий при самостоятельном выполнении работ укрепляется согласно положениям настоящего документа, СНиП 2.05.02-85 и «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования», на строящихся дорогах — по типу дорожной одежды проезжей части путем ее уширения.

3.5. Остановочная полоса на строящихся и эксплуатируемых дорогах I-IV категорий укрепляется в соответствии с положениями настоящего документа в первую очередь в местах:
— населенных пунктов и подходов к ним;
— подходов к местам пересечений и примыканий в одном уровне;
— подходов к искусственным сооружениям, особенно, если необходимо устройство велосипедной дорожки;
— концентрации ДТП по дорожным условиям;
— расположения пунктов дорожного сервиса, смотровых площадок и площадок отдыха, у памятников и др., связанных с возможностью частой остановки транспортных средств;
— необеспеченной видимости, ветро- и туманоопасных;
— кривых меньше минимального радиуса, при продольных уклонах больше максимальных согласно СНиП 2.05.02-85.

3.6. Покрытия из связных материалов на остановочных полосах обочин (помимо указанных в п.3.3) при обосновании выполняют (рис.2, в, г, д):
— на дорогах I-III категорий в зоне населенных пунктов городского типа и на подходах к ним на расстоянии не менее 100 м;
— на участках между населенными пунктами дорог I-II категорий при интенсивности движения выше 25000 авт./cyт;
— на подходах к местам пересечения, примыкания и съездов дорог в одном уровне, на расстоянии не менее 100 м (200 м в неблагоприятных грунтовых условиях) для дорог I-II категорий и не менее 50 м и 25 м для дорог соответственно III и IV категорий с капитальными и облегченными типами покрытий;
— на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;
— в местах размещения пунктов общественного питания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т.д., оговариваемых в СНиП и других нормативных документах;
— на участках обочин дорог I и II категорий в качестве отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивности движения более значений, указанных в СНиП;
— на участках дорог I и II категорий, где интенсивность движения за первые 5 лет эксплуатации превышает 50% от расчетной перспективной;
— на обочинах левосторонних съездов, пересечений и примыканий в разных уровнях;
— непосредственно на въездах и съездах пересечений и примыканий дорог в разных уровнях. Как исключение, в этих условиях обочины можно укреплять полосой шириной не менее 0,5-0,75 м.
В остальных случаях при укреплении обочин используют конструкции, приведенные на рис.2, а, б, е.

Рис.2. Конструктивные решения по укреплению обочин

Рис.2. Конструктивные решения по укреплению обочин

3.7. Для улучшения работы укрепления, особенно в тяжелых грунтово-гидрологических условиях и напряженного режима движения транспортных средств, в конструкции целесообразно использовать прослойки из различных геосинтетических материалов.

3.8. Для снижения толщин основания (других слоев укрепления) или повышения срока службы укрепленной обочины используются прослойки с защитно-армирующей функцией с условным модулем более 350 Н/см.

3.9. Защитно-дренирующие прослойки из геосинтетических материалов устраиваются, как правило, на контакте между слоями основания и земляным полотном. Такое решение целесообразно применять:
— при переустройстве дренирующего слоя в зоне обочин с отсыпкой слоя из мелких песков с =1-2 м/сут;
— при заиленном дренирующем слое и укреплении обочины без его переустройства;
— в качестве мероприятия, снижающего влажность грунтов земляного полотна при 2 и 3 типе местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах (дороги I и III категорий) и как мероприятие при регулировании водно-теплового режима земляного полотна на участках, подверженных образованию пучин, для ускорения отвода воды;
— при укладке щебеночного слоя непосредственно на грунт на их контакте.

3.10. Гидроизолирующие прослойки применяют для предотвращения поступления влаги атмосферных осадков в тело земляного полотна через неукрепленные или укрепленные водопроницаемым материалом обочины при 2-3 типе местности по условиям увлажнения во II и III дорожно-климатических зонах при высокой фактической (расчетной) влажности, средних и тяжелых пылеватых суглинках, при наличии или опасности образования пучин. При этом величина снижения влажности в расчетах может быть принята (0,05-0,03) , и (0,03-0,01) ( — влажность на границе текучести), соответственно для II и III дорожно-климатических зон 2 и 3 типа местности по условиям увлажнения.

3.11. Наиболее экономичным по единовременным капитальным затратам является укрепление обочин устройством краевой укрепительной полосы, в т.ч. выполняемое и путем уширения проезжей части (рис.2, а, б) и укрепления остановочной полосы крупно фракционным несвязным материалом. Использование такого решения улучшает транспортно-эксплуатационные показатели, способствует усилению кромки проезжей части. Однако рассматриваемая конструкция эффективна при малом количестве наездов на обочину, малом количестве выпадающих осадков и земляном полотне из легких грунтов. Такое решение возможно и как укрепление на первой стадии при двухстадийном строительстве дороги.

3.12. Если земляное полотно выполнено из связных грунтов и подвержено повышенному увлажнению, в конструкции по типу рис.2, а, б целесообразно использовать гидроизолирующую прослойку. В условиях, если остро стоит задача не гидроизоляции земляного полотна, а усиления конструкции, вместо гидроизоляционного материала можно использовать геосетку или другой геоматериал с высоким модулем деформации.

3.13. Укрепление по рис.2, в, г, д является наиболее капитальным. Такая конструкция оказывает положительное воздействие на водно-тепловой режим земляного полотна. Степень снижения влажности грунтов зависит от применяемых в конструкции материалов и колеблется в пределах до 0,05 . Использование в таких конструкциях прослоек из геосинтетических материалов или георешеток направлено на экономию дорожно-строительных материалов, повышение прочности конструкции укрепления, дренаж поступившей в земляное полотно воды или его защиту от влагонакопления.

3.14. Аналогичная конструкция, но с краевой укрепительной полосой, выполненной путем уширения проезжей части, целесообразна при строительстве, реконструкции или ремонте дороги, связанными с уширением дорожной одежды проезжей части, на первой стадии при двухстадийном строительстве дороги при значительном числе останавливающихся транспортных средств.

3.15. Конструкция по рис.2, б, е применяется, когда материалы укрепления краевой и остановочных полос (в основном — покрытие) отличаются друг от друга. Так, краевая укрепительная полоса имеет покрытие из асфальтобетона или выполнена из цементобетона, а остановочная полоса укреплена щебнем, гравием, шлаком или другим несвязным материалом. Снижение в такой конструкции влажности земляного полотна возможно не более чем на 0,02 . Наиболее целесообразно ее применять в легких грунтово-климатических условиях, при невысокой интенсивности движения или в местах редкой остановки транспортных средств, на первой стадии при двухстадийном строительстве дороги.

3.16. Защитно-армирующие прослойки из нетканых геосинтетических материалов, выполняющие в отдельных случаях также функции водоотвода (гидроизоляции), применяют при укреплении обочин с целью снижения расхода других строительных материалов, усиления конструкции укрепления, защиты его от водной эрозии, а рабочего слоя земляного полотна — от дополнительного увлажнения поверхностными водами, усиления прикромочной зоны дорожной одежды.
Основные варианты конструктивных решений представлены на рис.3:
— если ГМ имеют небольшую водопроницаемость (соизмеримую с водопроницаемостью песчаных грунтов) или нет необходимости в выполнении ими функций дренирующего (гидроизолирующего) и защитного от водной эрозии слоя, целесообразно укладывать ГМ лишь в пределах краевой укрепительной полосы с небольшим запасом (ширина укладки ГМ м) — рис.3, а;
— если ГМ выполняют функцию дренирующего слоя, а земляное полотно представлено связными грунтами, которые подвергаются повышенному увлажнению и имеют высокую деформативность в отдельные периоды года, ГМ укладывают непосредственно на поверхность земляного полотна по всей ширине обочины с выводом его на откос (рис.3, б). Также укладывают ГМ в качестве водонепроницаемых экранов при необходимости дополнительной гидроизоляции грунтов земляного полотна, если покрытие укрепления обочины водопроницаемо;
— если возможна водная эрозия укрепления обочины или ее части (остановочная полоса), с которой, как правило, начинается размыв откоса, ГМ укладывают на всю ширину обочины с выводом на откос, в том числе и на всю его плоскость (рис.3, в) с отсыпкой на его поверхность растительного грунта или соответствующего материала. В этом случае возможна укладка ГМ с уклоном в сторону проезжей части и выводом на поверхность обочины у бровки откоса (рис.3, г), если это не будет способствовать дополнительному увлажнению земляного полотна (под ГМ расположен дренирующий грунт).

Рис.3. Основные варианты применения ГМ при укреплении обочин

Рис.3. Основные варианты применения ГМ при укреплении обочин:

I — краевая укрепительная полоса шириной ; II — остановочная полоса; III — прибровочная полоса;
1 — ГМ; 2 — конструкция укрепления; 3 — проезжая часть; 4 — дренирующий грунт (песок)

При необходимости применяют различные комбинации размещения ГМ в пределах обочины (рис.3, д).

3.17. При укреплении обочин на уширяемой насыпи, когда линии контакта старой и присыпной части находятся в пределах конструкции укрепления, для обеспечения ее равнопрочности в основание слоев укрепления укладывается прослойка из геосинтетического материала (рис.4). Если прослойка должна выполнять функции дренажа и отвода воды (рис.4, а), используются нетканые синтетические материалы с коэффициентом фильтрации не менее 100 м/сут. Если решается задача экономии материалов, усиления конструкции или ее усиления с гидроизоляцией (рис.4, б), используются более прочные и жесткие материалы. В таких случаях краевую укрепительную полосу целесообразно выполнять путем уширения проезжей части. Заделка прослоек в проезжей части в этой конструкции должна быть не менее 0,5 м.

Рис.4. Усиление конструкций укрепления обочин при уширении земляного полотна и дорожной одежды

Рис.4. Усиление конструкций укрепления обочин при уширении земляного полотна и дорожной одежды:

I — краевая укрепительная полоса; II — остановочная полоса; III — прибровочная полоса; IV — полоса уширения
проезжей части; 1 — защитно-дренирующая полоса из ГМ; 2 — армирующая прослойка из ГМ;
3 — граница уширяемой части насыпи

3.18. При ремонте (усилении) дорожной конструкции проезжей части дороги, имеющей укрепление обочины, в зоне контакта проезжей части и краевой укрепительной полосы целесообразно укладывать прослойку из геосинтетического материала (рис.4, в). В качестве прослойки следует использовать сетку или материал нетканого типа с высоким условным модулем упругости. При недостаточной прочности старой конструкции укрепления остановочной полосы прослойка укладывается на всю ширину укрепления (рис.4, г).

3.19. В отдельных случаях при специальном технико-экономическом обосновании для укрепления обочин возможно применение геокомпозитов и пространственных георешеток. Применение геокомпозитов (из двух слоев фильтров с пористым заполнителем между ними) целесообразно в качестве защитно-дренирующего слоя на контакте с грунтом земляного полотна, когда существующий дренирующий слой под проезжей частью имеет ухудшенные в процессе эксплуатации дренирующие свойства. Применение пространственных георешеток может быть целесообразным на отдельных особо сложных участках, где наблюдаются повышенные разрушения в пределах обочины, связанные с наездом автомобилей и размывами, переходящими на откос.

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ

4.1. Выбор параметров конструкций укрепления, как правило, производится на основе расчетов. В качестве расчетной согласно ОДН 218-046-01 принимается автомобиль с нагрузкой 10 т на ось давлением в шинах 0,6 МПа и диаметром отпечатка, эквивалентным следу колеса, 33 см для расчета укрепления остановочной полосы (если расчет выполняется только по критерию сдвига) и 37 см — краевой укрепительной полосы.

4.2. Толщину каждого слоя конструкции укрепления следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП 2.05.02-85. Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшей толщины, если при расчете конструкции его толщина оказалась меньше указанных в СНиП 2.05.02-85 величин.

4.3. Расчетные значения влажности грунта земляного полотна в зависимости от условий увлажнения и типа покрытия укрепления для использования в расчетах конструкций укрепления приведены в табл.4.1.

Таблица 4.1

Дорожно-
климатическая
зона

Тип местности по условиям увлаж- нения

Рекомендуемая для расчетов относительная влажность грунта под обочинами, укрепленными различными материалами

Асфаль- тобетон

Цементо- бетон

Битумо- грунт

Щебень при плотности, г/см

Песчано- гравийная
смесь

1,8

2,0

2,2

1

0,60

0,60-0,65

0,60-0,65

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

II

2

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,75-0,85

0,70-0,75

0,70-0,75

0,70-0,75

3

0,70

0,70-0,75

0,70-0,75

0,80-0,90

0,75-0,80

0,75-0,80

0,75-0,80

1

0,60

0,60-0,65

0,60-0,65

0,65-0,75

0,65-0,70

0,60-0,65

0,60-0,70

III

2

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,70-0,75

0,65-0,70

0,65-0,75

3

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,70-0,75

0,65-0,70

0,65-0,75

1

0,60

0,60

0,60

0,65-0,75

0,60

0,60

0,60-0,70

IV

2

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

0,65-0,70

3

0,65

0,65-0,70

0,65-0,70

0,70-0,80

0,65-0,70

0,65-0,70

I. Общие положения

В ФЕР части 27 «Автомобильные дороги» содержатся расценки на выполнение работ по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках.

Расценками табл. 27-03-010 «Разборка бортовых камней», 27-03-004 «Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси», 27-03-008 «Разборка покрытий и оснований» следует пользоваться во всех случаях, кроме ремонтных работ на городских проездах. В этом случае необходимо пользоваться ФЕРр части 68 «Благоустройство». Перемощение мостовой и разборку тротуаров определять по ФЕРр части 68 «Благоустройство».

Посадку снегозащитных полос, декоративных деревьев и кустарников следует определять по ФЕР части 47 «Озеленение. Защитные лесонасаждения».

Затраты на расчистку полосы отвода от леса, кустарника и завалов, переустройство подземных и надземных коммуникаций, укрепление откосов земляного полотна, строительство мостов и труб при возведении временных дорог следует определять дополнительно по соответствующим ФЕР.

Затраты на доставку грунта для отсыпки земляного полотна временных дорог следует определять по тарифам на перевозки грузов для строительства.

Затраты по устройству уширения земляного полотна для прохода автомашин определяются дополнительно по соответствующим ФЕР части 1 «Земляные работы» в объеме, предусмотренном проектом.

В случае, когда проектными решениями предусматривается толщина конструктивных слоев, отличная от учтенных в расценках, расход следует корректировать пропорционально толщине слоя.

Расценками сборника учтены затраты по уходу за дорожным покрытием в процессе его формирования.

Доставка к месту работ битума, битумной эмульсии расценками не учтена, в связи, с чем при доставке 1 т битума и битумной эмульсии следует добавлять стоимость эксплуатации автогудронатора вместимостью 3500 л (код 120101) — 2,76руб. на каждый километр доставки.

Доставка воды учтена расценками на среднее расстояние до 5 км, кроме расценки 1 табл. 27-06-017 «Устройство оснований городских проездов» и табл. 27-07-002 «Устройство оснований под тротуары из кирпичного или известнякового щебня». При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 1 м3 воды следует добавлять к стоимости эксплуатации поливомоечных машин (код 121601) — 1,76 руб.

В случаях, когда проектом организации строительства предусмотрено применение автобетоносмесителей, стоимость их эксплуатации следует учитывать дополнительно в расчете по объему равному времени работы ведущей машины, выполняющей бетонные работы.

ФЕР части 27 (за исключением особо оговоренных случаев) предусмотрено перемещение материалов (подноска, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.

Расценками сборника учтены затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов на среднее расстояние до 1 км, кроме инертных материалов, которые транспортируются на расстояние до 50 м.

ФЕР части 27 предусмотрено производство работ при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 дороги. При большем числе люков применять коэффициенты по приложению 27.3.

При применении дегтей вместо битума расход увеличивать на 20%.

Затраты при устройстве двухслойных оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при применении автогрейдеров, следует определять по расценке 2 табл. 27-01-001 «Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с битумом (битумной эмульсией): автогрейдерами» для каждого слоя отдельно.

При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых золами уноса, известью, гранулированными шлаками и золошлаковыми смесями, следует пользоваться расценками табл. 27-01-003 «Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с цементом навесными фрезами» с заменой цемента на вышеперечисленные материалы в объеме, предусмотренном проектом.

В расценках табл. 27-03-002 «Исправление профиля песчано-гравийных оснований и покрытий»; 27-03-003 «Расценки для корректировки таблицы 27-03-002 при изменении толщины слоя основания или покрытия» при использовании материалов существующей дорожной одежды в объеме:

а) до 30% принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см — 70 м3; толщиной двух слоев 16 см — 140 м3; при изменении толщины слоя ± 1 см — 9 м3;

б) до 50% принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см — 50 м3, толщиной двух слоев 16 см — 100 м3, при изменении толщины слоя ± 1 см — 6 м3;

в) до 75%, принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см — 25 м3, толщиной двух слоев 16 см — 50 м3, при изменении толщины слоя ± 1 см — 3 м3

Затраты на устройство противозаиливающих прослоек из дренирующих грунтов при устройстве щебеночных и гравийных оснований следует определять по расценкам табл. 27-04-001 «Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований».

Затраты на устройство оснований и покрытий из гравийной смеси с добавлением щебня, а также щебеночно-песчаных следует определять по расценкам табл. 27-04-003 «Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей», расход материалов принимать по проекту.

Затраты на устройство щебеночных оснований или покрытий из кислого шлака следует определять по расценкам табл. 27-04-005 «Устройство оснований из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/см2)» и 27-04-013 «Устройство покрытий толщиной 15 см при укатке щебня с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше 700 до 1000 кгc/см2)» с заменой стоимости каменного щебня по нормативному расходу, учтенному расценками, шлаковым щебнем соответствующих фракций, принимаемых по проекту.

Затраты на устройство оснований и покрытий по расценкам табл. 27-03-001 «Исправление профиля щебеночных и гравийных оснований»; 27-03-002 «Исправление профиля песчано-гравийных оснований и покрытий»; 27-03-004 «Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси»; 27-04-001 «Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований»; 27-04-005 «Устройство оснований из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/см2)»; 27-06-013 «Устройство покрытий средствами малой механизации при примыкании к искусственным сооружениям»; 27-06-019 «Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей»; 27-06-022 — 27-06-024 («Поверхностная обработка покрытий органическими вяжущими», «Поверхностная обработка с применением мытого щебня», «Укладка, полупропитка и пропитка щебеночных оснований и покрытий») с предусмотренными проектом дополнительными работами следует определять по расценкам табл. 27-06-026 — 27-06-028 («Розлив вяжущих материалов», «Добавка гравия, песка или песчано-гравийной смеси», «Распределение порошкообразных добавок». Затраты по введению добавок в виде водных растворов в расценках табл. 27-01-001 «Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см»; 27-01-003 «Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с цементом навесными фрезами» учтены.

При устройстве мостовых из булыжного и колотого камня по готовому основанию при изменении толщины слоя на каждый проход катка сверх трех в расценке 2 табл. 27-05-001 «Устройство мостовых из колотого и булыжного камня по готовому основанию» на 1000 м2 покрытия добавлять стоимость эксплуатации катков дорожных самоходных 13 т (код 120907) — 54,45 руб. (в том числе оплата труда рабочего, управляющего машиной — 6,48 руб.).

При устройстве брусчатых мостовых с заполнением швов битумной мастикой, приготовленной с минеральным порошком, к расценке 1 табл. 27-05-002 «Устройство брусчатых и мозаиковых мостовых» добавлять: битум 0,4 т, порошок минеральный 3,15 т, исключать песок 3,5 т.

При устройстве покрытий (табл. 27-06-018; 27-06-024; 27-03-002; 27-06-019; 27-06-020) затраты на поверхностную обработку определяются, в случае необходимости, дополнительно по табл. 27-06-022 «Поверхностная обработка покрытий органическими вяжущими».

Затраты на разогревание битума следует определять дополнительно по расценке 27-10-001-6 «Разогревание битума в котлах емкостью 400 л» (кроме таблиц, в которых предусмотрены котлы битумные).

При устройстве оснований и покрытий из щебеночных материалов:

а) при использовании основания для движения транспорта до завершения работ к расценкам табл. 27-04-005 — 27-04-007 «Устройство оснований из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие …» следует добавлять затраты по табл. 27-04-008;

б) при толщине нижнего слоя основания более 18 см его устройство определяется по расценке 3 табл. 27-04-005 — 27-04-007 в два слоя с изменением толщины ±1 см для каждого слоя отдельно;

в) при необходимости розлива битума в процессе укатки щебеночного основания и покрытия расход

битума принимать по проекту;

г) в расценках табл. 27-04-009 «Устройство оснований толщиной 12 см из щебня фракции 70-120 мм» предусмотрен щебень из низкопрочных каменных материалов;

д) при толщине нижнего слоя покрытия более 18 см затраты на его устройство определяются по расценке 3 табл. 27-04-012; 27-04-013; 27-04-014 «Устройство покрытий толщиной 15 см при укатке щебня с пределом прочности на сжатие …» в два слоя с изменением толщины ±1 см для каждого слоя отдельно.

Расценками табл. 27-03-009 «Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования» на фрезерование асфальтобетонного покрытия предусмотрена разная ширина барабана фрезы. Применение фрез с определенной шириной барабана определяется проектной организацией в зависимости от количества смотровых колодцев различного назначения, находящихся на ремонтируемой части дорожного покрытия.

Транспортировку асфальтобетонного лома определять дополнительно, имея ввиду, что погрузка лома в автосамосвалы учтена расценками. Возврат асфальтобетонного лома определяется на месте и оформляется соответствующим актом.

При определении затрат на устройство оснований из укатываемого цементобетона низких марок следует пользоваться расценками 9, 10 табл. 27-06-016 «Устройство оснований внегородских автомобильных дорог механизированным способом с применением дорожного бетона».

При устройстве оснований из дорожного бетона низких марок (тощего) толщиной слоя более 20 см последний устраивается в два слоя, при этом затраты определяются по расценкам 9, 10 табл. 27-06-016 в два слоя (для каждого слоя отдельно). При толщине слоя, отличающегося от приведенного в расценках, расход дорожного бетона низких марок (тощего) следует принимать пропорционально толщине слоя.

В расценках 1-8 табл. 27-06-016 и в расценках 1-16 табл. 27-06-002 «Устройство цементобетонных покрытий, устраиваемых машинами бетоноукладочного комплекта на рельс-формах» предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м. При устройстве их двумя полосами по 3,5 — 4 м следует учитывать дополнительно ресурсы по табл. 27-06-004 «Расценки для корректировки таблиц 27-06-003 и 27-06-017 при устройстве покрытий и оснований двумя полосами по 3,5-4 м».

В расценках 1-10 табл. 27-06-016 и расценках 1-16 табл. 27-06-002 предусмотрен уход за цементобетонным основанием или покрытием с применением пленкообразующих материалов, при уходе за цементобетонным основанием или покрытием засыпкой песком с поливкой водой из указанных расценок следует исключать пленкообразующие материалы и машины по нанесению пленкообразующих материалов и добавлять затраты по табл. 27-06-005 «Расценки для корректировки таблицы 27-06-002 (расценки с 27-06-002-01 по 27-06-002-16) при уходе за цементобетонным основанием или покрытием засыпкой песком и поливкой водой».

В расценке 1 табл. 27-06-017 «Устройство оснований городских проездов» и расценке 17 табл. 27-06-002 «Устройство цементобетонных покрытий однослойных средствами малой механизации, толщина слоя 20 см» предусмотрен уход за основанием или покрытием способом засыпки песком с поливкой водой.

Затраты на нарезку швов в цементобетонном основании или покрытии следует определять по табл. 27-06-007 «Устройство швов в бетоне» в объеме, предусмотренном проектом. Устройство однослойных покрытий, армированных металлической сеткой, определяется по расценкам 9-16 табл. 27-06-002 «Устройство цементобетонных покрытий, устраиваемых машинами бетоноукладочного комплекта на рельс-формах» , а установка металлической сетки в покрытие — по расценкам табл. 27-06-009 «Укладка сетки в дорожное покрытие».

В расценках табл. 27-06-017 «Устройство оснований городских проездов» учтены затраты по устройству выравнивающего слоя по основанию из песка, в случаях применения другого материала изоляционного слоя расход корректировать следующим образом:

а) при устройстве изоляционного слоя из бумаги двухслойной, пропитанной битумом, — 100 м2, битум жидкий — 0,02 т;

б) при устройстве изоляционного слоя из черного песка: песок черный — 33 м3.

Затраты на устройство однослойных покрытий средствами малой механизации, определяются по расценкам 17, 18 табл. 27-06-002 «Устройство цементобетонных покрытий однослойных средствами малой механизации, толщина слоя 20 см», что должно быть обосновано проектом.

При поверхностной обработке органическими вяжущими материалами с применением битумной эмульсии в расценках табл. 27-06-023 «Поверхностная обработка с применением мытого щебня» фракции щебня мытого следует принимать по проекту.

Затраты на устройство оснований из черного щебня с использованием двух расклинивающихся фракций щебня, определяются по расценке 1 табл. 27-06-018 «Устройство покрытия из черного щебня толщиной 6 см с плотностью каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3».

При применении высокоплотной асфальтобетонной смеси затраты на ее укладку следует определять по расценкам 1 и 2 табл. 27-06-020 «Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей» и табл. 27-06-021 «Расценки для корректировки таблицы 27-06-020 при изменении толщины покрытия на 0,5 см», состав смеси подбирать индивидуально. Норму расхода асфальтобетонной смеси принимать по приложению 27.1.

Норма расхода асфальтобетонной смеси

Наименование смеси

Ед. измер.

Толщина, см

4

±0,5

Высокоплотная, марки I для плотности каменных материалов:

2,5 — 2,9 т/м3

т

99,2

12,4

3 и более т/м3

т

104,7

13,1

При укладке асфальтобетонных смесей во влажный и холодный периоды года, при необходимости просушки оснований, на 1000 м2 покрытия следует добавлять нормы эксплуатации разогревателей асфальтобетона:

при щебеночных или гравийных основаниях — 12,5 маш.-ч.;

при бетонных основаниях — 9,4 маш.-ч.;

при булыжных мостовых — 6,3 маш.-ч.

Необходимость прогревания должна быть обоснована проектом.

При устройстве покрытия из асфальтобетонных смесей не учтены работы по розливу вяжущих материалов. При необходимости эти затраты следует определять по табл. 27-06-026 «Розлив вяжущих материалов», а расход принимать по проекту.

Расценками табл. 27-06-020 «Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей» и 27-06-021 «Расценки для корректировки таблицы 27-06-020 при изменении толщины покрытия на 0,5 см» следует пользоваться при толщине слоя до 7 см. При толщине слоя более 7 см его устройство необходимо определять для двух слоев (для каждого слоя отдельно) по табл. 27-06-020 с корректировкой по табл. 27-06-021.

Расценками 2, 3 табл. 27-06-010 «Устройство однослойных покрытий, устраиваемых машинами высокопроизводительного бетоноукладочного комплекта со скользящими формами» не предусмотрены швы расширения при устройстве покрытия на основаниях из цементобетона низких марок (тощего) или каменных материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими 1 класса прочности. При устройстве покрытия, предусмотренного расценками 2, 3 табл. 27-06-010, на других основаниях и температуре воздуха во время бетонирования менее +10°С, необходимо устраивать швы расширения и добавлять ресурсы по табл. 27-06-011 «Устройство швов расширения». Нарезку швов в затвердевшем бетоне принимать по табл. 27-06-007 «Устройство швов в бетоне» в объеме, предусмотренном проектом.

Расценками табл. 27-07-004 «Устройство деревянных тротуаров» не предусмотрено антисептирование древесины, при необходимости затраты на ее выполнение учитывать дополнительно согласно проекта.

В расценках табл. 27-08-001 «Устройство укрепительных полос и укрепление обочин» предусмотрено устройство укрепительных полос по готовому основанию, устраиваемому одновременно с основанием дорожной одежды.

Расценкой табл. 27-09-006 «Устройство средств технического регулирования» предусмотрено устройство средств технического регулирования движения автотранспорта при переключении движения с одной полосы на другую. Эти затраты следует относить в главу 1 «Подготовка территории строительства». Затраты по амортизации блоков и импульсных стрелок учитывать дополнительно исходя из времени аренды блоков. Затраты по заполнению блоков водой следует учитывать дополнительно по факту. Затраты на мытье блоков относятся на счет накладных расходов подрядной организации.

Расценками табл. 27-09-009 — 27-09-012 «Установка дорожных знаков на сборных железобетонных фундаментах и металлических стойках, на сборных железобетонных и асбестоцементных стойках, на металлических рамных конструкциях» работа автовышки не учтена. При необходимости затраты на ее эксплуатацию учитывать дополнительно согласно проекта.

При установке дорожных знаков на присыпных бермах дороги необходимо дополнительно учитывать устройство присыпных берм по проектным данным.

В расценках табл. 27-10-001 — 27-10-004 (Приготовление битумных вяжущих материалов и эмульсий, Приготовление асфальтобетонных смесей из фракционного щебня (гравия) для горячей укладки, Приготовление полимерно-битумного вяжущего, Приготовление полимерасфальтобетонных смесей) приведены ориентировочные составы приготовления смесей, при привязке к местным условиям строительства состав смесей корректировать согласно данным проекта.

Затраты на разработку, прогрохотку и измельчение грунтов в расценках табл. 27-10-007 «Приготовление грунтовых смесей, обработанных вяжущими материалами, в установке, установленной в карьере» не учтены.

Указанный в ФЕР части 27 размер «до» включает в себя этот размер.

Затраты на транспортировку асфальтогранулобетонной смеси к месту производства работ расценками табл. 27-06-041 «Устройство верхнего слоя основания или нижнего слоя покрытия из асфальтогранулобетонной смеси типа Э с применением асфальтоукладчика «TITAN-325″» не учтены.

В расценках таблицы 27-06-033 «Устройство дорожного покрытия средней толщиной 8 см комплексом «REMIXER» методом регенерации» стоимость сжиженного газа, используемого для разогрева асфальтобетона при работе комплекса машин «REMIXER 4500 и нагреватель НМ 4500 фирмы WIRTGEN» (код 122006), следует учитывать дополнительно.

II. Исчисление объемов работ

Исчисление объемов работ при использовании ФЕР части 27 «Автомобильные дороги».

Объем работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев из песка, гравия или других материалов определяется по проектным профилям в уплотненном состоянии.

Объем работ по устройству дорожных покрытий и оснований определяется по площади каждого конструктивного слоя. Площадь покрытия из лесоматериалов следует определять между гранями колесоотбойных брусьев.

Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует принимать по проектным данным.

Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в Проекте организации строительства, а расход плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком

Объем дренирующего грунта, способ и расстояние его транспортировки принимается по проектным данным.

Необходимость применения профилировщиков для устройства оснований под цементобетонные

покрытия обосновывается проектом организации строительства объекта.

Процент выхода годного камня для определения его возвратной стоимости по норме 27-03-008-1 ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60%. Фактический выход годного камня для дальнейшего использования определяется на месте и оформляется соответствующим актом.

Возврат ресурсов от разборки конструкций, изделий и материалов определяется по фактическому выходу годных для дальнейшего использования материалов, и оформляются двусторонним актом между подрядчиком и заказчиком. При этом следует дополнительно определять затраты на доставку асфальтобетонного лома на регенерационный завод.

Длину дренажных воронок под обочинами следует определять по ширине обочины (табл. 27-02-003).

При определении площади мощения (табл. 27-05-002) следует учитывать всю площадь, включая площадь, занимаемую элементами для сбора воды.

В случае отсутствия проектных данных для определения расходов материалов для строительства автомобильных дорог, нормируемых по табл. 27-01-002; 27-01-004; 27-03-002; 27-04-001; 27-04-003; 27-05-001; 27-06-025; 12-003; 12-008, расход этих материалов можно принимать по приложению 27.2.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *