Психологическое воздействие (насилие) как фактор противоправного поведения (на основе анализа УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Юридическая психология»

Психологические аспекты напряженности и конфликтологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (НАСИЛИЕ) КАК ФАКТОР ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УК РФ)

С. Г. Еремеев

Статья посвящена проблеме правомерности и допустимости применения психологического воздействия. На примере Уголовного кодекса РФ представлены и систематизированы способы психологического воздействия, носящие неправомерный характер.

Ключевые слова: юридическая психология, психологическое воздействие, психологическое насилие, правомерность воздействия, Уголовный кодекс РФ, правосознание.

Современные исследователи проблемы психологического воздействия работают над определением критериев психологического воздействия, законности и обоснованности его применения в уголовном процессе и в иной деятельности, связанной с поддержанием законности в современном обществе. Небезынтересным остается вопрос выделения собственных критериев оценки такой составляющей понятия психологического воздействия, как психологическое насилие, которое в большинстве случаев представляет собой крайнее, противозаконное проявление психологического воздействия. В настоящей статье будет рассмотрен взгляд законодателя на проблему психологического воздействия (насилия).

При анализе норм Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительного кодекса, Гражданского кодекса, Трудового кодекса РФ можно вычленить те или иные признаки психологического воздействия, на которые указывает законодатель. Однако проанализировать такой объем нормативных актов в рамках одной статьи невозможно, в связи с чем остановимся на нормах Уголовного кодекса РФ, где в ряде статей закреплены формы проявления противоправного психологического воздействия — психологическое насилие.

При анализе содержания статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) можно выделить систему или иерархию приемов и способов психологического воздействия (насилия), а именно: ряд норм запрещает психологическое воздействие (насилие) под угрозой уголовного наказания, что образует отдельный

состав преступления; нормы, которые напрямую не указывают на психологическое воздействие (насилие), однако данное воздействие (насилие) является неотъемлемой частью (сопровождает) совершения данного преступления; и последнее — это положения норм УК РФ, включающие психологическое воздействие (насилие) в свой состав, рассматривающие данное воздействие как способ совершения того или иного преступления. Отметим, что перечисленные группы имеют и собственную внутреннюю структуру, в основе которой заложены виды воздействия (насилия). Попробуем более подробно проиллюстрировать содержание каждой из указанных групп.

1. Нормы, запрещающие психологическое воздействие (насилие) под угрозой уголовного наказания и образующие отдельный состав преступления. Указанные нормы делятся на две большие группы.

А. Факт психологического воздействия (насилия) содержится в названии статьи УК РФ. К данной группе относятся такие приемы психологического воздействия (насилия), как принуждение, клевета, оскорбление, вымогательство, склонение, унижение человеческого достоинства, сопротивление, вовлечение. Рассмотрим последовательно каждую группу норм:

— принуждение:

а) к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120);

б) к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);

в) к даче показаний (ст. 302).

Правоприменитель (в нашей статье под правоприменителем мы понимаем позицию авторского коллектива, которому принадлежит работа «Научно-практическое пособие по применению УК РФ») принуждением называет применение или угрозу применения как физического, так и психического, психологического насилия (1, 301). В комментарии к ст. 302 УК РФ дается перечень приемов принуждения, а именно угрозы, шантаж, иные незаконные действия, насилие (1, 727). Перечень приемов принуждения, как видим, остается открытым;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— клевета (ст. ст. 129, 298) — данное понятие раскрывается непосредственно законодателем следующим образом: распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Однако то, какой психологический эффект могут иметь данные действия, законодателем и правоприменителем не конкретизировано;

— оскорбление (ст. ст. 130, 319) — близким к предыдущему является рассматриваемое понятие, но здесь правоприменитель дает более полную картину: оскорбление выражается в отрицательной оценке личности, которая подрывает его престиж в глазах окружающих и наносит ущерб уважению к самому себе. Несмотря на столь оценочные понятия, имеются и конкретные примеры: оскорбление должно быть выражено в неприличной, т. е. циничной, форме, глубоко противоречащей правилам поведения, принятым в обществе (1, 330);

— вымогательство (ст. ст. 163, 221, 226, 229) — правоприменитель не определяет сам факт вымогательства как психологическое воздействие (насилие), однако указывает, что при вымогательстве используется угроза как средство психического насилия (1, 415), хотя, на наш взгляд, и сам факт вымогательства оказывает на человека определенное психологическое воздействие;

— склонение (ст. 230) — данное понятие Пленум Верховного Суда РФ определил в 1998 г. относительно наркотических средств и психотропных веществ: как любые активные умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их употреблению (уговоры, предложения, дача советов и т. п.), а также обман, физическое или психическое насилие, ограничение свободы и др. (2, п. 14);

— унижение человеческого достоинства (ст. 282) -авторы пособия не рассматривают подробно данный вид психологического воздействия (насилия), а лишь обозначают две формы поведения: оскорбления и клевета, которые были рассмотрены нами ранее;

— сопротивление (ст. 333) — из общего смысла, изложенного правоприменителем, можно решить, что сопротивление может проявляться лишь в физическом противостоянии, однако нам кажется, что на одном уровне с физическим необходимо рассматривать и психологические приемы сопротивления;

— вовлечение (ст. 240) — у правоприменителя представлен довольно развернутый перечень способов, описывающих данный способ психологического воздействия (насилия): уговоры, обещания, угрозы, обман, использование зависимого положения потерпевшего и т. п. (1, 571), однако мы опять сталкиваемся с тем, что перечень способов не исключительный, а критериев для оценки способов ни законодатель, ни правоприменитель нам не предоставляют.

Б. Факт психологического воздействия (насилия) указан в диспозиции статьи. В этих нормах законодатель выделяет следующие приемы психологического воздействия (насилия):

— доведение до самоубийства (ст. 110) — способ совершения данного преступления содержится в самом законе — это угрозы, жестокое обращение и систематическое унижение человеческого достоинства потерпевших. Угроза может касаться физической расправы, лишения жилья, материальной или медицинской помощи, разглашения сведений, которые потерпевший хочет сохранить в тайне. Жестокое обращение выражается в нанесении побоев, истязании, лишении воды, пищи, одежды, жилища. Систематическое унижение человеческого достоинства заключается в глумлении, оскорблении,

особенно в присутствии третьих лиц, распространении ложных слухов, систематических, необоснованных придирках в быту, учебе, работе (1, 291);

— истязание (ст. 117) — причинение физических или психических страданий, под последними понимаются такие страдания, которые характеризуются возникновением стрессового состояния потерпевшего, и причинение ему других психических травм, не носящих характер психических расстройств (1, 298);

— принуждение (ст. ст. 144, 240, 309) — под принуждением в данных статьях правоприменитель понимает противоправное воздействие, психическое (угроза уничтожением имущества и применением насилия, шантаж и т. д.) или физическое (1, 365);

— шантаж (ст. ст. 133, 302) — требование совершить угодные виновному действия (бездействие) под угрозой предать огласке истинные или ложные сведения, порочащие честь, достоинство, репутацию как потерпевшего, так и его близких (1, 727);

— обман (ст. ст. 150, 159, 165) заключается в просьбе к совершению тех или иных действий, которые не кажутся преступными, при этом обманутый не осознает, что он совершает преступление, поскольку он добросовестно заблуждается в предназначении вещи, или, будучи убежденным, полагает, что оказывает помощь. Обман может также выражаться в убеждении в безнаказанности за содеянное (1, 378);

— обещания (ст. 150) могут выражаться в передаче в будущем денег, подарков, имущества, как похищенного у потерпевшего, так и в виде платы за совершенные действия (1, 378);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— злоупотребление (ст. ст. 159, 165) — виновный путем заверений или умолчания создает у потерпевшего уверенность в правомерности или выгодности для него передачи имущества или права на него;

— требование (ст. 163);

— акт терроризма (ст. 205):

а) воздействие;

б) устрашение;

в) угроза.

К сожалению, законодатель и правоприменитель не дают трактовки вышеуказанных составляющих акта терроризма, следовательно, мы вынуждены пользоваться в данном случае общепринятым видением этих понятий;

— склонение (ст. 2051) — кроме описанного выше, законодатель применительно к данной статье определяет склонение как идеологическую обработку, подкуп, шантаж, обман;

— понуждение (ст. ст. 133, 206, 239) — призывы, уговоры, запугивание, обман, лесть и иные способы, направленные на отказ от исполнения обязанностей, возложенных на граждан РФ (1, 570);

— оскорбление (ст. 297);

— унижение чести и достоинства, издевательство (ст. 335) — в рамках данной статьи УК РФ правоприменитель относит к ним следующие действия: оказание услуг старослужащим, выполнение за них тех или иных обязанностей военной службы, сексуальные извращения, изъятие обмундирования, продуктов питания, иных материальных ценностей (1, 852);

— распространение сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близким (ст. 179). В эту группу можно включить различные виды угроз и насилия, но ввиду того, что данные приемы психологического воздействия (насилия) достаточно широко представлены именно как способ совершения преступления и имеют свою собственную структуру, мы их рассмотрим ниже, в отдельном блоке.

2. Нормы, нарушение которых напрямую не указывает на психологическое воздействие (насилие) и не образует отдельного состава преступления, предусмотренного УК РФ, однако данное воздействие (насилие) является неотъемлемой частью (как бы сопровождает) совершение данного преступления. Примерами этому могут служить содержания следующих статей:

— изнасилование (ст. 131);

— жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье… совершенное в присутствии малолетних (ст. 245);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— незаконное помещение лица в психиатрический стационар (ст. 128);

— незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301).

Все указанные в данном разделе преступления (способы психологического насилия) не включают в свой объект и предмет воздействие на психику человека, однако не подлежит сомнению удар, наносимый психологическому равновесию и психическому здоровью лиц, подвергшихся этим преступным деяниям. Сами условия совершения данных преступлений или условия, в которых оказался человек вследствие их, губительно сказываются на психологическом состоянии человека.

3. Положения УК РФ, включающие психологическое воздействие (насилие) в свой состав, рассматривающие данное воздействие как способ совершения того или иного преступления, составляют следующую группу:

— издевательства или мучения (п. «в» ч. 2 ст. 112) -данные понятия не находят своего определения у законодателя и правоприменителя;

— совершение преступления в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного (материальной или иной) — п. «г» ч. 2 ст. 117, ст. 133. Состояние лица, находящегося в той или иной зависимости от преступника, можно сравнить с положением Прометея, прикованного к скале, — положение бессилия что-либо изменить в происходящих событиях;

— пытка (п. «д», ч. 2 ст. 117) — причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к действиям, противоречащим воле человека (например, к даче показаний), а также в целях наказания либо иных целях (примечание к ст. 117);

— шантаж (п. «г» ч. 2 ст. 1272; ч. 2 ст. 309) — угроза со стороны виновного лица предать огласке порочащие другое лицо или его близких сведения или такие данные, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего, его близким (например раскрыть тайну усыновления) (1, 322);

— обман (п. «а» ч. 2 ст. 141) — сообщение заведомо ложных сведений, имеющих существенное значе-

ние для принятия решения по рассматриваемому вопросу (1, 358);

— принуждение (п. «а» ч. 2 ст. 141) — может осуществляться путем нарушения законных прав и интересов того или иного гражданина, например путем увольнения его с работы, угрозы уничтожением его имущества (1, 358);

— вымогательство (п. «в» ч. 4 ст. 290);

— угрозы:

а) применения шантажа (п. «г» ч. 2 ст. 1272);

б) применения насилия (п. «г» ч. 2 ст. 1272, ч. 2 ст. 139, п. «а» ч. 2 ст. 141, ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151, чч. 2 ст. ст. 161, 162, 163, п. «в» ч. 2 ст. 166, п. «б» ст. 179, п. «в» ч. 2 ст. 211, п. «б» ч. 3 ст. 221, п. «г» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 4 ст. 226, ч. 2 ст. 227, п. «г» ч. 2 ст. 230, п. «б» ч. 2 ст. 241, п. «в» ч. 2 ст. 244, п. «а» ч. 2 ст. 282, п. «а» ч. 3 ст. 286, ст. 333). Мы умышленно не разделяем в данном разделе виды насилия, определенные законодателем, так как данный вопрос будет рассмотрен ниже;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) убийством (ст. 119, п. «в» ч. 2 ст. 132, ч. 2 ст. 309);

г) причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 131, п. «в» ч. 2 ст. 132);

д) уничтожением, повреждением или изъятием имущества (ст. ст. 133, 163, 179);

е) со строго не определенным кругом действий (ст. ст. 110, 150, 183, 296);

— насилие:

а) не опасное для жизни и здоровья (п. «г» ч. 2 ст. 161, п. «в» ч. 2 ст. 166, п. «г» ч. 3 ст. 226, чч. 3 ст. ст. 296, 309);

б) опасное для жизни или здоровья (ст. 162, пп. «в» чч. 2 ст. ст. 206, 211, п. «б» чч. 3 ст. ст. 221, п. «б» ч. 4 ст. 226, чч. 4 ст. ст. 296, 309);

в) степень которого строго не определена (ст. ст. 1272, 132, ч. 2 ст. 139, п. «а» ч. 2 ст. 141, ч. 3 ст. 150, чч. 3 ст. ст. 151, 188, ст. 227, п. «г» ч. 2 ст. 230, ч. 1 ст. 239, п. «а» ч. 2 ст. 240, п. «б» ч. 2 ст. 241, п. «в» ч. 2 ст. 244, п. «а»

ч. 2 ст. 282, п. «а» ч. 3 ст. 286, ст. ст. 296, 318, 333, 334, 335).

Под насилием здесь необходимо понимать не только физическое, но и психологическое воздействие. Последнее также может причинить вред здоровью, а в некоторых случаях привести к смерти человека. Что касается насилия, не опасного для жизни и здоровья, то здесь наибольшее внимание заслуживает именно психологическое насилие, не вызывающее психических расстройств.

Таким образом, мы попытались выделить указанные законодателем способы психологического воздействия (насилия), классифицировали их, что облегчает восприятие этих способов, рассмотрели позицию законодателя и правоприменителя относительно содержания указанных выше способов психологического воздействия (насилия). Это позволит практическим работникам использовать также знания при квалификации преступлений и, что более важно, при выборе позиции своего поведения в работе с гражданами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / под ред. В. М. Лебедева. — М., 2005.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 1998. -№ 7.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. — Новосибирск, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБ ЭТНО-АДАПТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОВД

Т. А. Бондаренко

Рассматриваются проблемы управления в системе ОВД в аспекте особенностей адаптации к условиям функционирования в иной этнической общности.

Ключевые слова: система управления, адаптационные технологии в ОВД, функционирование в иноязычной среде.

Сложность, противоречивость и динамизм внутриполитической обстановки на современном этапе общественного развития в России, трудности становления новой политической системы, системы экономических отношений, угрозы единой государственности и территориальной целостности, кризис духовности обусловили необходимость исследования кризисной ситуации криминальной направленности, в условиях которой приходится действовать органам внутренних дел. Под кризисной ситуацией криминальной направленности понимают «…ситуацию, возникающую в результате развития социальных деформаций и девиаций разного рода, отличающуюся противоправной направленностью действий тех или иных физических лиц и организаций и представляющую угрозу безопасности личности, общества, государства, разрешение которой требует чрезвычайных организационных и правовых мер со стороны государства и общества» (20, 12).

На Северном Кавказе сохраняется угроза как жизни и здоровью людей, так и безопасности государства в целом. Не решена и продолжает усиливать социальную напряженность ситуация в Чеченской Республике. Данный регион является одним из наиболее сложных с точки зрения этнополитической ситуации, осуществления государственного контроля и обеспечения внутренней безопасности. Этно-адаптационные технологии в системе управления ОВД мы рассмотрим на основе исследования, проведенного в Чеченской Республике.

Деятельность органов внутренних дел в ситуации криминальной направленности рассматривают как «.сложный, многоплановый комплекс правоприменительных, организационно-управленческих и тактических мер, направленных на стабилизацию оперативной обстановки. Для достижения указанной цели и решения конкретных задач в условиях социальной напряженности органам внутренних дел приходится реализовывать как традиционные задачи (противодействие общеуголовной преступности, обеспечение общественной без-

опасности и правопорядка), так и не свойственные им (миротворчество, осуществление и стимулирование переговорного процесса, направленного на сотрудничество противоборствующих сторон, поиск компромиссов в решении межнациональных проблем)» (17, 4).

Под этно-адаптационными технологиями в системе управления ОВД мы понимаем совокупность приемов и методов, обеспечивающих процесс активного приспособления сотрудников ОВД к условиям среды, принадлежащей иной этнической общности, т. е. группы со стабильным составом, каждый член которой обладает устойчивым этническим статусом, закрепленным в процессе социализации. Понятие этноса предполагает «… существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают группу от других, обладающих иным набором подобных характеристик» (15, 653).

Особый интерес к изучению особенностей адаптации сотрудников ОВД к условиям среды, принадлежащей иной этнической общности, состоит в возникшем противоречии между потребностями практики кадровой работы в Северо-Кавказском регионе, где «… в процессе проведения контртеррористической операции осуществляется восстановление конституционного порядка путем пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований» (2, 58), и отсутствием теоретически обоснованных знаний по этим вопросам, в частности о влиянии межнациональных отношений на кадровую политику, об особенностях, путях и средствах ее реализации в этих условиях. Как отмечает В. П. Белянин, «.в процессе межкультурной коммуникации “образы” культур, несущих в себе инвариантные и вариантные составляющие, сопоставляются и либо принимаются, либо отторгаются» (3, 156).

Таким образом, основным способом успешной социальной адаптации к условиям среды, принадлежащей иной этнической общности, является принятие сотрудниками органов внутренних дел, дислоцирующихся в районах с иными вероисповеданием и культурой, норм и ценностей коренного народа (истории, основных традиций, обрядов, обычаев и т. п.). Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее, и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Если показателем успешной социальной адаптации личности выступает ее психологическая удовлетворенность этой средой в целом и наиболее важными для него элементами, то показателем низкой социальной адаптации являются аномия и отклоняющееся поведение. Чем сложнее новая среда и чем больше в ней происходит изменений, тем труднее для индивида социальная адаптация.

Проблема социальной адаптации личности к условиям среды, принадлежащей иной этнической общности, начиная с 90-х гг. прошлого столетия рассматривалась в значительном количестве работ. Ряд исследований посвящен социальной адаптации военнослужащих в экстремальных и постэкстремальных условиях (5; 8; 9; 12; 16). К той же проблеме (объектом исследования выступают сотрудники милиции) обращены труды В. В. Авдеева, А. В. Пищелко, Л. Н. Чевер-

>8 801 100 8 801

Психологическое насилие: как привлечь агрессора?

3 Январь 2015

Сегодня при решении проблемы насилия в семье важно исходить из осознания того, что внутрисемейная жестокость может носить не только физическое проявление. Если раньше многие были склонны считать, что результатом насилия в семье могут быть только видимые физические увечья, синяки, ссадины, то сегодня под внимание подпадает и психологический аспект проблемы. Однако, как наказать преступника и доказать, что человек подвергается психологическому насилию, если нет видимых следов? Что об этом говорит национальное законодательство? На что следует обратить внимание, чтобы защитить себя от психологических нападок со стороны близких?

И так…

Благодаря усилиям государственных, общественных и международных организаций проблема насилия в семье всплыла на поверхность. Из проблемы асоциальных групп она превратилась в проблему актуальную для всех слоёв населения вне зависимости от возраста, пола, образования. Начали предприниматься мероприятия не только профилактического характера, но и меры по реформированию национального законодательства. Так в 2008 году впервые было дано правовое определение понятию «насилие в семье», которое подпадало под действие закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». В 2014 году закон увидел свет в новой редакции и определил насилие в семье как «умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания» . Несмотря на включение в определение психологического насилия, важно отметить, что при рассмотрении дел относительно правонарушений в быту чаще всего они возбуждались в случаях физической жестокости. Так по статистике Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 9 месяцев 2014 года было возбуждено 1625 дел, 1046 из которых за умышленные причинения тяжких, менее тяжких телесных повреждений, убийства. Для сравнения только 7 дел были возбуждены по факту оскорблений . Почему же так происходит? Неужели оскорбления в семье являются привычным делом? Или же мы не всегда знаем о том, что может подпадать под определение психологического насилия?

Психологическое насилие — это …

Психологическое насилие во многих справочниках, пособиях определяется как «нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.д.» . Исходя из определения в рамках белорусской правовой практики, практически все аспекты психологического насилия влекут за собой те либо иные виды ответственности (таблица 1).

Вид психологического насилия

Меры ответственности

Оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме — влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин (статья 9.3 КоАП);- повторно в течение года: общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до одного года, или ограничение свободы на срок до двух лет (статья 189 УК);- в случаях, когда оскорбление нанесено в публичном месте или посредством средств массовой информации: штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срокдо трех месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет(статья 189 УК).
Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества штраф, или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до шести месяцев (статья 186 УК).
Клевета — распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин (статья 9.2 КоАП)

Однако камнем преткновения в возбуждении дел при таких ситуациях является поиск доказательств. Как же быть? Что может быть свидетельством психологического насилия, если нет видимых повреждений?

Как доказать?

— Доказать психологическое насилие безусловно сложно, но возможно – отмечает Ольга Кашевская, заместитель начальника отдела организации участковых инспекторов милиции УП ГУОПП МОБ МВД. – Это могут быть заключения психолога. Подтверждением могут быть аудио- или видеозапись. Кроме того, в некоторых случаях лица, совершающие насилие, могут сами подтверждать, что они оказывают психологическое воздействие.

Кроме вышеупомянутых доказательств важно помнить, что наличие свидетельских показаний также может быть действенным способом подтверждения вины агрессора. Это могут быть показания соседей, родственников, всех тех, кто мог стать свидетелем психологического насилия в ваш адрес.

Однако наличие доказательств – это только полдела!

Если вы решили прекратить психологическое насилие в ваш адрес, вы должны понимать, что для этого вам следует обратиться в милицию. Только данный правовой орган сможет провести проверку по факту насилия и привлечь агрессора к ответственности. Для этого вам необходимо написать заявление с описанием всех противоправных действий в ваш адрес. Если у вас есть доказательства (аудио-, видеозапись) укажите об этом в заявлении. Кроме того, если имеются свидетели, готовые подтвердить ваши слова, обязательно укажите их контактные данные. После регистрации вашего заявления правоохранительные органы обязаны провести проверку. По итогам проверки при наличии основания лицо, совершившее противоправное действие, привлекают к административной или уголовной ответственности

Это важно знать!

— Вне зависимости от того, написали ли вы заявление в милицию, вне зависимости от того, был ли начат административный или уголовный процесс, в случае причинения вам нравственных страданий, вы можете подать в суд иск о возмещении морального вреда – отмечает Анна Козлова, юрист общественного объединения «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин». — Примерные образцы исковых заявлений и порядок их подачи можно посмотреть на информационных объявлениях в районном (городском) суде. Судебная практика по делам о возмещении морального вреда не очень обширная, но эта практика показывает, что большие суммы компенсации заявлять в иске не имеет смысла. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства .

Помните!

Защита ваших прав – это ваше личное дело!

Только от вас зависит, прекратится ли насилие в ваш адрес или нет.

Юлия Иванюшкина

Материал подготовлен на основе следующих источников информации:

  1. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» № 122-З от 4 января 2014 года.
  2. Сведения МВД РБ о правонарушениях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений за 9 месяцев 2014 года. – Сайт МВД РБ. Доступ через Интернет: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=105203
  3. Что такое домашнее насилие? – old.ostanovinasilie.org. Доступ через Интернет: http://old.ostanovinasilie.org/
  4. Анна Козлова. Как защититься от оскорблений? old.ostanovinasilie.org. Доступ через Интернет: http://old.ostanovinasilie.org/

О насилии над детьми в семье Текст научной статьи по специальности «Социология»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.018.12

Е.А. Азарова

О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

В статье в русле методологии христианского гуманизма представлен теоретико-прикладной анализ феномена — насилие над детьми в семье, его причины, формы, последствия. Автор приводит результаты проведенного исследования, которое подтверждает актуальность проблемы. Показана связь деструкции семейного воспитания, жестокого обращения с детьми, формирования у них различных зависимостей, роста детско-подростковой преступности и суицидов.

Христианский гуманизм, насилие, инцест, эбьюз, симбиоз, депривация, гипоопека, гиперопека, суицид, зависимость.

Доминантой Национального проекта «Образование» и объявленного Годом учителя 2010 года является внимание к воспитанию духовно-нравственной личности, патриота, гражданина, социально активного и образованного человека, знающего и любящего свою историю, готового жить и трудиться на Родине, создавать семью, детей. Это демонстрирует акцент государственной политики на сфере семейных отношений, в которых все более актуальным становится воспитательное пространство личности с его многоаспектными проблемами, изучение которых носит междисциплинарный характер. Одной из таких проблем, ранее стоявшей на периферии научных гуманитарных и социальных исследований, является насилие над детьми в семье. Несмотря на декларативные усилия государства, современная российская семья продолжает переживать духовный кризис. В любом обществе с утратой духовности или снижением ее уровня возрастает число неблагополучных, неполных семей и детей, оставшихся без попечения родителей прямо или косвенно.

Причиной такого положения многие отечественные ученые педагоги считают ухудшение социально-политических и экономических условий в стране. На наш взгляд, к этому следует добавить утрату традиций религиозного воспитания, впитавшего тысячелетний опыт русской православной культуры, нарушение семейной иерархии, примат либеральных ценностей, отсутствие любви в семьях, негативное влияние СМИ, утрату культурно-смысловых акцентов речи .

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к уничтожению личности как образа Божия, к деструкции нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых и зависимых детей, к росту детско-подросткового суицидального поведения . По

данным неофициальной статистики, так как официальная статистика насилия над детьми в семье отсутствует, начиная с 1994 г. ежегодно от 50 до 60 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения и произвола родителей. В настоящий момент в России по различным данным насчитывается от 3 до 5 млн беспризорных, 95 % которых являются социальными сиротами. Ежегодно 2 млн детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, каждый десятый умирает от побоев, 2 тыс. детей оканчивают жизнь самоубийством. Это происходит в семьях разного социально-демографического уровня. Проведенные исследования не подтверждают взаимосвязи между уровнем обеспеченности, образования, составом семьи и насилием в семье (С.Н. Абельцев, Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов).

К сожалению, проблема насилия над детьми в семье, не будучи предметом пристального научного изучения, находится на стадии очень слабой разработки. Этой проблемой в большей степени занимаются те, кто непосредственно с ней сталкивается: правоведы, криминологи, криминалисты изучают насилие над детьми в рамках системного (Л.Л. Ана-ниан, Д.С. Шестаков), виктимологического (Д. Рив-ман, С. Франк), криминально-психологического (Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, С.И. Ениколопов, В. Е. Эминов) подходов. В психологической литературе, несмотря на разработку и определение понятия насилия в рамках этико-гуманистического и эволю-ционно-генетического подходов, проблема насилия над детьми в семье практически не изучается. Кроме того что существуют трудности в изучении самого феномена насилия над детьми, его причин, форм и последствий, исследователи практически не обращают внимание на внутренний мир ребенка, переживающего подобное отношение к себе. Противоречивость и отсутствие теоретико-прикладных разработок делают данный феномен весьма актуальным и требуют его научного осмысления.

Отсутствие стимуляции подобных исследований связано с тем, что в государстве все еще не разработана системная национальная политика в отношении семьи, имевшая место в дореволюционной России. С 1918 г. приоритетным стало общественное воспитание. Советская педагогика фактически не занималась разработкой проблем семьи (за исключением книги А. С. Макаренко «Лекции для родителей», а в 60-е гг. ХХ в. — произведения В.Л. Сухомлинского «Родительская педагогика»). В учебниках по педагогике отсутствуют разделы по семейному воспитанию. В Конституции СССР было закреплено положение, гласившее, что семья — помощник школе в деле воспитания подрастающего поколения, т. е. приоритет семейного воспитания был утрачен.

Акцент современной психолого-педагогической науки на развитие личности ребенка создает методологические основы для исследования системы воспитания как в целом, так и отдельных его аспектов, в том числе и негативных, таких как насилие. Мы попытались рассмотреть сущность этой проблемы на методологической основе христианского гуманизма, характерной для православной семейной культуры. Для нее свойственно восприятие ребенка как ценности (дара Божьего), как духовного существа, как носителя традиций и ценностей семьи, рода, нации, религии. В связи с этим одной из актуальных является задача исследования профилактики семейного насилия над детьми на основе православных традиций. Данные нашего исследования по выявлению причин, форм и последствий насилия в семье свидетельствуют о том, что в каждой второй семье имеют место факты насилия над детьми, несмотря на то, что 85 % респондентов (родители подростков-участников опроса, всего 500 человек) считают себя православными христианами. Причинами такого положения могут быть: невосприятие домашнего насилия над ребенком как такового, использование карательных мер в воспитании как традиционных и естественных, отсутствие просветительских и образовательных мероприятий при подготовке будущих педагогических кадров, утрата в обществе смысла жизни, ценности человеческой личности как образа и подобия Божия. Результатом духовной неграмотности родителей, педагогов и детей являются различные формы насилия в семье.

Тема насилия над детьми в семье возникла на Западе в Х1Х в. в ходе индустриализации, когда семья утратила функцию защиты ребенка и стала эксплуатировать его, принуждая к работе, лишая образования, нормальных условий развития. Начался процесс дегуманизации детства, продолжающийся по настоящее время. Реакцией общественности на подобное отношение к детям стало создание различных обществ и союзов по защите детей. В начале ХХ в. доминировали социологические исследования проблемы насилия над детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная со второй половины ХХ в. появились новые подходы к изучению данного явления. В 1961 г. Х. Кемпе предложил концепцию «синдрома битых детей», в которой описал педиатрические, психиатрические и правовые аспекты насилия над детьми в

семье. Эта концепция получила дальнейшее развитие в трудах Ж. Герберино (концепция «синдрома битых детей в психологическом смысле») и исследованиях Е. Трубе-Бекер. Важным в этих исследованиях стало обращение к теме психологического насилия над детьми в семье и его последствий в дальнейшей жизни ребенка .

Определение понятия «жестокое обращение с ребенком» зависит от правовой и моральной точек зрения, от исторически меняющихся социокультурных и профессиональных подходов. Обобщив существующие в настоящее время на Западе мнения, можно констатировать, что жестокое обращение с детьми -это фактическое причинение вреда детям через оскорбления, несправедливое наказание, побои, чрезмерные требования или запреты на что-либо из «любви к ребенку».

Домашнее насилие над детьми включает различные насильственные действия, которые могут проявляться в самых разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, психического, социального и сексуального насилия.

При изучении жестокого обращения с детьми наиболее часто употребляются следующие понятия: плохое обращение, пренебрежение; жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство, истязание; сексуальное злоупотребление (эбьюз) и инцест; психическое насилие.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, обеспечивающие нормальное развитие ребенка. Это уход, содержание (питание, обеспечение одеждой др.), защита, контроль и требовательность родителей, забота о здоровье. Понятие «здоровье ребенка» следует рассматривать в широком контексте: это физическое возрастное развитие, душевное и духовное здоровье, социальная зрелость. В результате отсутствия контроля и требовательности ребенок не усваивает социальную программу поведения, наполненную содержанием нравственных норм, моральных практик, принятых в социуме. В этом случае развивается механизм девиантного или делинквентного поведения. Среди родительских ошибок, которые могут стоить ребенку здоровья, не позволяют ему адаптироваться в обществе, исследователи называют следующие: недостаточное проявление любви к ребенку; применение угроз и физических наказаний; несоответствие поведения родителей собственным моральным требованиям; гиперопека; эмоциональное неприятие каких-то черт характера ребенка, его чувств и желаний; неприятие пола ребенка и его внешности; непонимание своеобразия личностного развития ребенка; чрезмерные требования к детям; эмоциональный симбиоз; попустительство всем прихотям и капризам ребенка; несогласованность действий между родителями; ссоры между родителями в присутствии детей; предпочтение одного ребенка другому; диктат; эмоциональная глухота; гипоопека; отсутствие последовательности и разумности требований.

В УК РФ отсутствует содержательное наполне-

ние понятия «жестокое обращение с несовершеннолетними», а также нет четких границ физического и психического насилия. На наш взгляд, под насилием следует понимать любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда его физическому и психическому здоровью.

Наше исследование, проведенное с подростками школ г. Ростова из полных и неполных семей (выборка 500 человек), позволило сформулировать понятие насилия словами детей. Дети из неполных семей представляют насилие как унижение достоинства другого человека, физические и моральные травмы, жестокость по отношению к беззащитному, ущемление, издевательство, физическое и психическое давление, нанесение урона, ущерба, вреда.

Дети из полных семей считают, что насилие -это рукоприкладство, применение силы и жестких мер, унижение, действие против воли другого, ограничение, издевательство, преднамеренное оскорбление, физическое и психическое давление, насаждение чужой воли, ущемление, негативное воздействие, жестокость. (Респонденты из неполных семей не склонны расценивать ситуацию применения карательных методов воспитания как насилие либо в силу привычности подобного поведения родителя, либо в силу наличия терпения и смирения. Респонденты из полных семей ситуацию применения карательных методов воспитания — наказание или запрет -склонны приравнивать к насилию). В каждой второй семье отмечаются факты насилия над ребенком: в 2/3 случаях — это психическое насилие, в 1/3 — физическое. Последствием в большинстве случаев является психотравма с накоплением злобы, гнева, страха. Среди респондентов каждый третий отмечал наличие физических повреждений: синяки, гематомы, переломы. Среди причин были названы раздражительность, гневливость взрослых, несходство характеров, конфликт поколений, материальные трудности, алкоголизм насильника. Многие ответили, что не могут понять и определить причину агрессивного поведения взрослых. В результате исследования были обнаружены гендерные различия в оценке степени опасности физического насилия. Мы пришли к выводу, что на этот факт влияют отличия гендерного восприятия невербального компонента поведения; различный смысл, вкладываемый мужчинами и женщинами в понятие насилия. Эту тенденцию необходимо учитывать при воспитании разнополых детей.

В результате жестокого обращения с детьми у них формируются эмоциональная или интеллектуальная неспособность к сопереживанию, эгоцентризм, эмоциональная холодность, внушаемость, тревожность, что является основными компонентами «синдрома безразличия», лежащего в основе криминогенного поведения. Понимая под жестокостью стремление к причинению страданий, мучений выражающееся в действии, бездействии, словах, а так-

же фантазировании соответствующего содержания, жестокое обращение с детьми принято относить к одной из форм несексуального садизма (причинение беспомощному, беззащитному существу физических страданий вплоть до лишения жизни). Психический садизм (выделяют в отдельную форму) как унижение другого человека с помощью слов нередко приводит к суицидальному поведению жертвы. Родители, доведшие ребенка до такого состояния, никакой ответственности не несут.

По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60-70 % таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами .

В каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Результаты опроса, проведенного НИИ семьи по заказу Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, показали, что из всех форм насилия применение физической силы практикуется наиболее часто. Детей бьют за провинности (26 %), срывая раздражение (29 %), когда в доме беда (20 %), когда не могут справиться с ними другим способом (19 %), потому что их не любят (5 %), это делают психически неуравновешенные (14 %), пьяницы, алкоголики (29 %) .

Наиболее травмогенным для детской психики является сексуальное насилие. По некоторым оценкам, ОВД ежегодно в различных регионах возбуждается 7-8 тыс. дел по поводу сексуального насилия над детьми. Согласно анализу обращений по телефону доверия для лиц, перенесших сексуальное насилие, только одна жертва из 100 обращается в милицию .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальная отечественная статистика сексуального насилия над детьми отсутствует, однако по данным выборочных исследований, семейные сексуальные преступления совершаются: в полных семьях — 9 %; где есть мачеха/отчим — 68 %; в неполных семьях — 23 % (из них 20 % — где нет матери; 3 % -где нет отца) . Данный вид насилия характеризуется вовлечением зависимых, психически и физически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественное табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия .

Сексуальные связи между близкими, кровными родственниками (инцест — кровосмешение и эбьюз -использование ребенка в качестве сексуального объекта отцом или матерью) квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных нарушений в функционировании семьи. Замалчивание проблем внутрисемейного сексуального злоупотребления порождает неверные представления о том, каковы реальные масштабы этого явления. Положение осложняется тем, что российским законодательством дети, подвергшиеся насилию незнакомца, и дети, вовлеченные в сексуальные отно-

шения родителями (близкими), определяются как жертвы одного и того же деяния.

Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье, так же как и физическое или сексуальное, создает ситуацию, «непригодную для жизни ребенка». Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание «переломить», «усовершенствовать» ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, психологическое манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей. Если же ситуация давления становится хронической и ребенок терпит такие формы насилия, как эбьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие.

Российскими учеными (С.В. Ильина, А.Д. Коше-лева, О.С. Лобза, Е.Т. Соколова и др.) выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития ребенка (дошкольный и подростковый), когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым .

Таким образом, логика рассуждений приводит нас к следующим выводам. Причинами насилия над детьми в семье являются утрата традиций религиоз-

ного воспитания, впитавшего тысячелетний опыт русской православной культуры, нарушение семейной иерархии, примат либеральных ценностей, отсутствие любви в семьях, негативное влияние СМИ, утрата культурно-смысловых акцентов речи. К видам насилия над детьми относятся жестокое обращение, физическое, психическое, социальное, сексуальное насилие, втягивание детей в преступную деятельность, торговля детьми. Последствими насилия над детьми являются нарушенная психика, беспризорность, высокая детская смертность, суицидальное поведение, детская преступность, зависимости (алкоголизм, наркомания).

Литература

1. Абельцев, С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия / С.Н. Абельцев. — М., 2000.

2. Азарова, Е.А. Православное семейное воспитание против насилия над детьми в семье / Е.А. Азарова. — Ростов н/Д, 2004.

3. Азарова, Е.А. Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности, преступления последних времен: духовно-нравственный и кри-минофамилистический аспекты / Е.А. Азарова. — Ростов н/Д, 2005.

4. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье / Л.С. Алексеева // Соц’ Ис. — 2003. — № 4 (228).

5. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. — СПб., 2004.

УДК 378

Н.М. Александрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОФЕССИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ

В статье представлена профессиология профессионального образования как частная наука профессиональной педагогики. Выделены методологические основания исследования и ведущие идеи данной науки. Даны результаты теоретического исследования, формирующие закономерности профессиологии профессионального образования.

Профессиология профессионального образования, идеи, методология исследования, закономерности.

Professiology of vocational education, ideas, methodology of the research, regularities.

Профессиология профессионального образования, согласно утверждению одного из ее создателей — академика РАО А. П. Беляевой, является междисциплинарным интегрированным научным разделом или частной наукой. Еще в 70-х годах ХХ века К.К. Платонов в журнале «Социалистический труд» заявил о необходимости разработки новой науки -профессиологии. Профессиология рассматривалась как научный раздел социологии, изучающий профессии и профессиональную деятельность. В конце ХХ века А.П. Беляева впервые рассмотрела профессио-логию в рамках профессиональной педагогики и

профессионального образования. При этом профессиология не называлась сугубо педагогической наукой, профессиональная педагогика являлась ее интеграционной частью. Под профессиологией профессионального образования А. П. Беляева понимала тот раздел профессиологии, который своим результатом имеет образование, выходит на подготовку по профессии, к профессиональной деятельности. В этом случае научным стержнем профессиологии является профессиональная педагогика с ее категориальным и понятийным аппаратом, закономерностями, принципами и системами.

Госдума отменила уголовное наказание за побои в семье

При этом второй и последующий случаи домашнего насилия предлагается оставить уголовными преступлениями.

Напомним, что летом были декриминализованы побои, совершенные впервые в отношении чужих людей. Однако за аналогичные деяния в отношении родственников сохранилась уголовная ответственность. Это и привело к написанию поправок. Как поясняла один из их авторов Ольга Баталина (ЕР), закон исходит из того, что «родная мать для собственного ребенка опаснее, чем чужие дяди». В результате родитель за побои ребенка мог получить до двух лет тюрьмы, а сосед отделывался административным наказанием.

Документ вносит изменения в статью 116 УК РФ путем исключения «побоев в отношении близких лиц» из числа преступлений. Административная ответственность, предусмотренная за первичное совершение побоев, достаточно строгая: штраф от 5 тыс. до 30 тыс. рублей, арест на срок от 10 до 15 суток либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

Как рецидивисты, так и те, кто нанес повреждения родственнику (более серьезные, чем синяки и ссадины), пойдут уже по уголовной статье.

Поправками недовольны в Совете Европы: ранее его генсек Турбьерн Ягланд направил руководству Госдумы и Совета Федерации письмо, в котором выразил обеспокоенность. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин в ответ назвал недопустимым такое давление на Госдуму, подчеркнув, что для депутатов имеет значение только мнение общества. Спикер напомнил, что, по данным ВЦИОМ, около 60% респондентов поддержали идею о декриминализации первого случая побоев близких людей.

От первого лица

Первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев убежден, что думское большинство приняло правильное решение, поддержав закон о декриминализации семейных побоев, не причинивших никакого вреда здоровью — так называемый «закон о шлепках».

«Очень много в печати появляется сообщений о том, что вот, мол, Государственная дума разрешает насилие в семье. Этот закон совершенно не о том.

Любое насилие, которое причиняет даже легкий вред здоровью, любое насилие, которое носит систематический характер, то есть совершается неоднократно, как было, так и остается в Уголовном кодексе уголовно наказуемым деянием и преступлением. Как было, так и остается в Уголовном кодексе положение о том, что насилие, совершенное в отношении малолетних, в отношении беременных женщин, либо лиц, находящихся в заведомо беспомощном состоянии, является отягчающим вину обстоятельством. Речь не идет именно о шлепках и затрещинах, то есть однократных побоях, которые не нанесли никакого вреда здоровью. Подобного рода правонарушение признается тяжелым административным правонарушением, за которое устанавливается серьезная ответственность — 15 суток ареста, исправительные работы, достаточно крупные штрафы».

Принимая такое решение, «Дума исправляет ту несправедливость, которая существует на сегодняшний день. Уже, как вы знаете, декриминализованы первичные побои для основной массы людей. И это, кстати, не вызвало массовых драк. Но при этом остаются криминальными побои в том случае, если их нанес кто-то из членов семьи. Если, предположим, мать-одиночка после второй работы придя домой и, обнаружив в тумбочке у своего ребенка наркотики в запале даст ему затрещину — вот сегодня она по Уголовному кодексу уголовница. А если ее сыну поставит фингал на улице чужой дядя, то он никакой не уголовник, это максимум административная ответственность. За одно и то же деяние предусматривается разная мера наказания. Это не соответствует Конституции», — заявил Исаев.

Статья 40 УК РФ. Физическое или психическое принуждение

Все темы данного раздела:

Уголовный закон
1. Понятие уголовного закона и его признаки 2. Структура уголовного закона 3. Толкование уголовного закона 4. Действие уголовного закона во времени

Структура уголовного закона
Действующее уголовное зак-во состоит из Уголовного Кодекса РФ. Он делится на две части: общую и особенную. Общая часть содержит те положения, которые имеют значение для любого состава преступления.

Толкование уголовного закона
Под толкованием уголовного закона понимается определение его содержания, выявление его смысла, уяснение и объяснение терминов, употребленных законодателем. Виды толкования: 1. По

Действие закона в пространстве
Основные правила действия закона в пространстве принято называть принципами: 1. Территориальный (ст.11 УК РФ) 2. Гражданства (ст.12 УК РФ) Территориальный принцип заключа

Преступление и его признаки
1. Малозначительность деяния 2. Классификация преступлений Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Состав преступления
1. Понятие, элементы и признаки состава 2. Виды составов преступлений Ст. 8 УК РФ устанавливает, что единственным основанием уголовной ответственности является сов

Виды составов
1. В зависимости от степени общественной опасности одного и того же вида преступления принято различать: 1. Основной состав – состав без смягчающих или отягчающих обстоятельств, т.е. совок

Объект преступления
1. Понятие и значение объекта 2. Классификация объектов 3. Предмет преступления и его соотношение с объектом, орудиями и средствами преступления.

Предмет преступления
Предмет преступления – это материальная вещь, в связи или по поводу которой совершается преступление. Воздействием на предмет преступления преступник причиняет вред общественным отношениях. В этом

Понятие объективной стороны
Любую деятельность человека условно можно разделить на две составные части: 1. Интеллектуально–волевая. Она заключается в принятии определенного решения, в осознании путей и средств достиж

Преступное деяние
Преступное деяние – это общественно-опасное и противоправное действие или бездействие. Преступное деяние рассматривается в двух аспектах: 1. Психо-физиологический, т.е. преступная деятельн

Последствия преступления и их виды
Результатом преступного деяния могут быть только общественно-опасные противоправные последствия. В формальном плане последствия можно разделить на три группы: 1. Последствия, указ

Причинная связь и её условия
Причинная связь – объективно существующая связь, в результате которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление (следствие). В уголовном пра

Факультативные признаки объективной стороны и их юридическое значение
1. Место совершения преступления (определяется в самой уголовно-правовой норме) – территория (ст.253), таможенная граница (ст.188), жилище, хранилище (ст.158), места захоронений (ст.244).

Субъект преступления
1. Субъект преступления и его признаки 2. Виды субъектов (специальный субъект) Субъект преступления – лицо, совершившее общественно-опасное деяние и способное в со

Субъективная сторона преступления
1. Понятие и значения субъективной стороны преступления (ССП) 2. Формы и виды вины 3. Невиновное причинения вреда 4. Двойная форма вины 5. Факуль

Неосторожность
1. Легкомыслие Содержание: Интеллектуальный момент: А) лицо осознает опасный характер своих действий или опасность своего поведения Б) лицо предвидит абстрактную

Факультативные признаки субъективной стороны и их юридическое значение
Мотив преступления – внутреннее побуждение, которым руководствуется лицо, совершая преступление. Мотив имеет место только в умышленных преступлениях. Классификация мотивов:

Ошибка в уголовном праве: понятие, виды, значение
Неверное представление лицом, совершившим преступление, своего поведения, его последствий или фактических обстоятельств дела. Классификация ошибок: По причинам возникновения:

Понятие стадий преступления
Преступная деятельность в своем развитии проходит следующие этапы: 1. Возникновение намерения и его формирование – мыслительный процесс, т.е. представление о преступлении 2. Обнар

Покушение. Понятие и виды
Признаки покушения (ч.3 ст.30): 1. Эти действия полностью или частично входят в объективную сторону преступления. 2. Преступление остается незавершенным. 3. Преступление

Добровольный отказ от преступления и его отличие от деятельного раскаяния
Добровольный отказ – это прекращение приготовления к преступлению и действий, непосредственно направленных на исполнение преступления. Признаки добровольного отказа: 1. Отказ долж

Понятие соучастия, его объективные и субъективные признаки
Соучастием признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления. Соучастия не бывает в неосторожных преступлениях. Признаки соучастия: 1

Формы и виды соучастия
В зависимости от внешнего проявления соучастия оно делится на формы: 1. Простое соучастие (соисполнительство) – данная форма характеризуется тем, что каждый из участников является соисполн

Ответственность соучастников
Соучастники, как правило, совершают одно и то же преступление и тем не менее существуют положения, характеризующие самостоятельность их ответственности. Положения, характеризующие самостоя

Прикосновенность к преступлению и её виды
Прикосновенностью признается умышленное деяние, связанное с преступным действием другого лица, но не способствующее его совершению. Два вида прикосновенности: 1. Заранее не обещан

Общая характеристика обстоятельств главы 8 УК РФ
Обстоятельствами, исключающими преступность деяния: 1. Необходимая оборона (ст.37) 2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (задержание преступника) (ст.

Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона
Постановление Пленума ВС СССР от 16 августа 1984 г. «О практике применения законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно-опасных посягательств». Необходимая

Статья 39 УК РФ. Крайняя необходимость
Крайняя необходимость – состояние, при котором происходит столкновение двух охраняемых законом интересов. Опасность устраняется путем причинения вреда меньшему благу. Основания крайней нео

Статья 41 УК РФ. Обоснованный риск
Риск – это действия, связанные с возможностью наступления негативных последствий. Такие действия возможны в любой сфере деятельности человека. Для того чтобы причинение вреда считалось обстоятельст

Статья 42 УК РФ. Исполнение приказа
Приказ – это основанное на законе или ином НА требование лица, наделенного властными полномочиями, о совершении или несовершении каких-либо действий, обращенное к лицу, обязанному это требование ис

Понятие единого (единичного) преступления, его виды
Структурным элементом любой формы множественности являются единые (единичные) преступления. Единое преступление характеризуется общностью объективных и субъективных признаков и соответству

Понятие множественности, её признаки
Множественность преступлений – совершение одним и тем же лицом нескольких правонарушений, каждое из которые представляет собой самостоятельное преступление. Общие признаки множественности:

Формы и виды множественности
Вопрос о формах и видах множественности является дискуссионным, поскольку в Законе не содержится ни определения множественности, ни её форм и видов. Наиболее приемлемым критерием выделения форм мно

Конкуренция уголовно-правовых норм
Конкуренция – это случай, когда одно деяние предусмотрено различными статьями УК. Конкуренцию норм нужно отличать от идеальной совокупности. При идеальной совокупности совершается два преступления,

Признаки наказания
1. Наказание – совокупность правоограничений, обеспечиваемых принудительной силой государства. Этот признак охраняет содержания наказания. Выделяют два основных подхода в определение содержания при

Система и виды наказаний
Система наказаний – установленный законодателем исчерпывающий перечень обязательных для суда наказаний. Виды наказаний расположены в ст.44 УК РФ от менее тяжких к более тяжким. Все виды на

Лишение специального, воинского или почетного звания и государственных наград (ст. 48) – самостоятельно
Обязательные работы (ст.49) Сроки: для совершеннолетних от 60 до 480 часов; для несовершеннолетних от 40 до 160 часов. Обязательные работы заключаются в выполнени

Ограничение по военной службе (ст. 51) — самостоятельно
Ограничение свободы (ст.53) Сроки: 1. В качестве основного наказания за преступления небольшой и средней тяжести назначается от двух месяцев до четырех лет;

Назначение наказания
1. Общие начала назначения наказания (ст.60) 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.61,63) 3. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом

Первое начало: назначается справедливое наказание
Принцип законности (ст.3) и принцип вины (ст.5): наказание применяется только к лицам, признанным виновным в совершении преступления; может быть применено только такое наказание, к

Второе начало: наказание может быть назначено в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК
Правильная юридическая оценка содеянного – одно из условий назначения справедливого наказания. Квалификация – установление и юридическое закрепление точного и полного соответствия фактичес

Смягчение наказания
Ст.62 назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств Ч.1 при наличии смягчающих обстоятельств п. «и» и (или) «к» ч.1 ст.61 и отсутствии отягчающих обстоятельств

Назначение наказания по совокупности приговоров (ст.70 УК РФ)
По смыслу ст.70 правила назначения наказания применяются в случаях, когда осужденный после вынесение приговора, но до полного отбытия наказания совершил новое преступление. Правила назначе

Освобождение от уголовной ответственности
Лицо при наличии оснований и условий, предусмотренных уголовным законом, может быть: 1. Освобождено от уголовной ответственности; 2. Освобождено от уголовного нака

Понятие и виды освобождения от наказания
Под освобождением от наказания понимается освобождение лица, признанного судом виновным в совершении преступления от наказания, назначенного судом. Виды освобождения главы 12: 1.

>Психологическое Воздействие На Человека Статья Ук Рф

Психологическое давление на человека статья ук рф

Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.1. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.2.

  • Внушение отлично срабатывает, если давящая сторона – человек, который является для визави авторитетом, а сама «жертва» – человек, который легко поддается влиянию.
  • «Взять на слабо» – прием, знакомый всем нам с детских лет.
  • Манипуляции – тоже очень распространенный вид давления, сложность которого – в том, что они осуществляются скрытно, и человек подолгу может не понимать, что его используют.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — наказывается штрафом в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.3.

Н.И. Лобачевского Психическое насилие есть воздействие на другого человека, характеризующееся следующими специфическими признаками: осуществляемое субъектом на потерпевшего с помощью различных форм, например, таких, как психологическое и другое воздействие; воздействие на психику (волю, сознательно-волевую регуляцию поведения) человека (данный признак определяет наименование рассматриваемого вида насилия – «психическое насилие», то есть принудительное воздействие на психику человека); ограничение свободы воли потерпевшего, что является как целью, так и результатом воздействия.

Моральное давление на человека статья ук рф

Вот только если он одержим ею, то придётся набраться терпения и силы духа. Потому что изневольщик просто так не отстанет. Перед этим он перепробует всевозможные методы. Если ситуация доставляет слишком сильный дискомфорт, лучше от неё уйти. В прямом смысле слова – разорвать все контакты. А вот из-за преследования, которое вполне может начаться, если изневольщик фанатичен, можно обратиться в полицию.

Сегодня при решении проблемы насилия в семье важно исходить из осознания того, что внутрисемейная жестокость может носить не только физическое проявление. Если раньше многие были склонны считать, что результатом насилия в семье могут быть только видимые физические увечья, синяки, ссадины, то сегодня под внимание подпадает и психологический аспект проблемы. Однако, как наказать преступника и доказать, что человек подвергается психологическому насилию, если нет видимых следов? Что об этом говорит национальное законодательство? На что следует обратить внимание, чтобы защитить себя от психологических нападок со стороны близких?

Чем грозит осуществление морального давления на человека

Если гражданин во время понуждения, не мог управлять своими поступками, то это деяние считается ненаказуемым. Если же человек, несмотря на физическое или моральное давление, мог влиять на совершаемое деяние, то в отношении данного лица применяются меры уголовного воздействия.

Статья 40 УК РФ регламентирует ответственность за принуждение человека на совершение каких-либо незаконных действий или бездействий. Выделение этой проблемы в отдельную статью очень важно, так как она даёт понять, как правильно определить степень вины подозреваемого.

2. Физическое насилие, не опасное для жизни или здоровья. Потерпевшему причиняются побои (ст.116), действия, причинившие физическую боль без расстройства здоровья (выкручивание рук, сдавливание частей тела, кусание, щипание и т.п.). К такому насилию относится ограничение свободы (связывание, запирание) в условиях, не опасных для жизни.

Физическое насилие признается самостоятельным преступлением (преступление против жизни, здоровья), а так же может выступать способом совершения другого преступления. К насилию относится ограничение свободы, но лишь такое, которое связано с непосредственным воздействием на тело потерпевшего (связывание, запирание в помещении если потерпевшего туда втолкнули(!)).

Статья 40

6. С помощью непреодолимого физического принуждения чаще всего принуждающий добивается от другого человека бездействия, которое причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам. Например, связанный сторож не в состоянии выполнить свою обязанность по охране чужого имущества, и принуждающий совершает хищение.

2. В ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи предусмотрены два самостоятельных положения о принуждении, имеющие различную правовую природу и влекущие разные последствия. Но в обоих случаях принуждение направлено на то, чтобы навязать другому человеку свою волю, заставить его сделать то, что он не желает делать.

1. Под физическим принуждением понимается такое воздействие на человека, которое лишает его возможности действовать по своему усмотрению, т.е. руководить своими действиями. Физическое принуждение может заключаться в истязаниях, физических пытках, связывании, запирании, введении инъекций, снотворного и т.д.

3.1. Под непреодолимой силой понимают случаи, когда лицо под воздействием стихийных сил природы, животных, механизмов, людей и т.д. не имеет возможности выполнять свои обязанности или другие действия или оказывается вынужденным выполнить действия, не обусловленные его волей.

С конфликтами в семье сталкивается каждый взрослый человек, но нередко бытовые ссоры перерастают в насилие. Достаточно часто люди склонны его недооценивать, находить оправдания или просто отрицать. Никто не должен жить в страхе перед любимым человеком, законодатель учитывает это, но за домашнее насилие статья УК РФ отсутствует. Преступление квалифицируется по 111, 112, 115, 119 и 132 статьям УК РФ.

Виды насилия в семье

Домашние насилие являет собой ситуацию, при которой один из супругов пытается руководить вторым, контролировать его действия и принуждать к чему-либо. Попытки навести тотальный контроль в семье могут осуществляться путем физического или морального воздействия. Домашнее насилие отмечается в парах любого возраста, экономического, а также социального уровня жизни. Жертвой подобных отношений в большинстве случаев становятся женщины, обусловлено это физическим превосходством мужчин. Нередко словесные оскорбления и угрозы могут быть направлены на ребенка – самого слабого члена семьи, который не может за себя постоять и ответить.

Уголовный закон определяет такие виды семейного насилия, которые влекут за собой ответственность:

  • физическое;
  • сексуальное;
  • экономическое;
  • эмоциональное.

Рукоприкладство или физическое насилие являет собой прямое воздействие на потерпевшего, сопровождающееся регулярным нанесением побоев, синяков, пинков и травм другой тяжести. Регламентируют физическое насилие в семье статьи 111, 112 и 115 УК РФ – в зависимости от уровня тяжести нанесенных увечий.

К физическому насилию относят также неоказание первой медицинской помощи и лечение, так называемыми народными способами и религиозными предписаниями. Примером подобной ситуации является отказ в госпитализации ребенка в связи с тем, что родители лечат его травами или отказ от переливания крови в связи с религиозными убеждениями.

131 и 132 статьи о насилии в семье сексуального характера определяют достаточно серьезное наказание. Конечно, доказать, что один из супругов перестарался в «любви» достаточно сложно, но вот если объектом насилия оказался ребенок, то доказать это можно путем медицинской экспертизы. Изнасилование ребенка и посягательство на его половую неприкосновенность относится к разряду особо тяжких преступлений, и влечет за собой серьезное наказание.

Существует также экономическое семейное насилие. Статья, регулирующая это преступление в Уголовном кодексе, обозначена под номером 40. Заключается этот тип воздействия в тотальном контроле расходов, ужесточенном распределении средств между членами семьи. Даже маленький ребенок должен иметь деньги на карманные расходы. Для этого он не обязан вымаливать их или выполнять определенные действия, наносящие ущерб его чести и достоинству и чего хуже, общественным отношениям.

Чаще остальных способов воздействия на женщин и детей, семейные тираны выбирают эмоциональное и психологическое насилие. Доказать этот тип преступления тяжелей всего, ведь психическое воздействие не оставляет по себе физических следов. Нанесенные эмоциональные травмы могут проявить себя только в будущем. К примеру, если воздействие оказывалось на ребенка, то повзрослев, он не сможет адаптироваться в обществе и построить нормальные отношения с другими людьми. Если насилие было направлено на женщину, разорвав отношения с обидчиком, ей будет достаточно сложно построить новую семью и поверить гражданам противоположного пола.

Регулируют домашнее насилие статьи Уголовного кодекса 129, 40, 130 и ряд других норм закона, ведь проявляться эмоциональное воздействие может по-разному. Человеку могут угрожать физической расправой, оскорблять, унижать честь и достоинство и даже оказывать на него разного рода давление.

Признаки домашнего насилия

Находясь в постоянном страхе и агрессивном воздействии обидчика, жертвы часто воспринимают ситуацию, как должное, ошибочно полагая, что каждая семья живет по-своему и сталкивается с подобными проблемами. В действительности это не так. Существует огромное количество признаков того, что в вашей семье присутствует насилие, которое должно быть пресечено и наказано.

Среди «симптомов» домашнего насилия отмечают:

  • попытки одного из членов семьи сделать второго финансово зависимым;
  • внушение постоянного чувства вины;
  • внушение страха путем постоянных угроз и запугивания;
  • унижение достоинства;
  • обвинение в неудачах;
  • игнорирование мнения;
  • агрессивная ревность;
  • вымещение плохого настроения;
  • невнимательное отношение к чувствам партнера в сексуальной области.

Перечислить все признаки насилия невозможно, ведь отношения в каждой семье уникальные. Практически всегда агрессор – это стратег, который продумывает свои действия наперед. Он пытается пресечь любое сопротивление жертвы, делает все для того чтобы ограничить ее контакт с другими людьми. В своей жертве агрессор видит собственность, а не полноценную личность.

Нередко насильник использует угрозы не только физической расправы, но и угрожает покончить жизнь самоубийством, если жертва попытается уйти от него. Боясь стать виновной в гибели любимого человека, жертва так и остается заложником ситуации, не желая вообще как-либо пресечь насилие.

В постоянных разборках матери и отца страдают несовершеннолетние дети. И их интересы законодатель отстаивает в первую очередь. Дети не должны жить в страхе перед родителями и терпеть постоянные унижения и побои. Чаще всего в РФ отмечаются ситуации, когда насилие отца или отчима над ребенком происходит на глазах у матери. Женщине, конечно, жалко своего ребенка, но будучи запуганной, она так и не обращается в полицию. Иногда жертвы бояться обратиться в полицию, так как не знают, какой реакции ожидать, они думают, что своим заявлением только еще больше озлобят обидчика.

Как говорит статистика, если вы подадите заявление, сотрудники правоохранительных органов накажут тирана, и в следующий раз он дважды подумает, оказывать ли давление на своих близких и заниматься ли рукоприкладством.

В современном обществе существуют даже специальные учреждения для женщин и детей, которые подвергались домашнему насилию. Там они могут пребывать во время судебного разбирательства. Это ограждает их от возмездия обидчика и позволяет забыть о пережитом надругательстве.

Ответственность за преступление

Ответственность за домашнее насилие будет отличаться в зависимости от того, каким из способов оно осуществлялось, а также от последствий, что оно имело. Если использовалось физическое насилие легкой тяжести, то обидчика привлекут к ответственности в виде штрафа, принудительных работ или работ исправительного характера. Вероятно также ограничение свободы до двух лет, а также тюремное осуждение на тот же срок. Самым строгим наказанием за увечья средней тяжести является лишение или ограничение свободы на срок до трех лет, а также арест до 6 месяцев. В случае если домашнее насилие имеет тяжкие последствия, злоумышленнику грозит тюремное заключение на срок до 8 лет.

При избрании меры ответственности судьей будут учитываться обстоятельства совершения преступления – смягчающие и отягощающие. Насилие над несовершеннолетним уже само по себе является отягощающим обстоятельством, потому за него предусматривается наказание в более суровой форме. Это же касается насилия после злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами.

Нельзя игнорировать и угрозы в свой адрес, за них Уголовный кодекс тоже определяет наказание в виде штрафа, ареста на срок до полугода, а также ограничениея свободы до 2 лет. За оскорбление обидчик заплатит большой штраф и будет привлечен к обязательным работам. Особо строго наказывается сексуальное насилие, оно влечет санкцию в виде лишения свободы до 8 лет, если речь идет о супруге, и от 8 до 15 лет, если объектом нарушения стал несовершеннолетний.

Насилие в семье обязательно необходимо наказывать, ведь оно может иметь плачевные последствия в виде инвалидности жертвы и даже смерти. Не стоит жалеть домашнего тирана, его агрессивное поведение это осознанный выбор, насильники – прекрасные манипуляторы, они будут вести себя безупречно, поняв, что их загнали угол. Люди, осуществляющие домашнее насилие, прекрасно контролируют свое поведение.

Человек, единожды поднявший руку на свою жену и ребенка, обязательно это повторит, ощутив свою безнаказанность. Не терпите подобное отношение, и не становитесь заложником непрерывного цикла издевательств. Разорвать замкнутый круг насилия можете только вы, своевременно обратившись с заявлением в полицию.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *