Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

Действующим УИК РФ предусмотрено правило о том, что осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). При этом такое удержание возможно не только из заработной платы и пенсий (ч. 5 ст. 98 УИК РФ), но и иных доходов осужденных (ч. 4 ст. 99 УИК РФ).

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 17.06.2008 № 552-О-П, возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы но своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречат целям Российской Федерации как социального государства, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода.

Под иными доходами следует понимать прибыль, получаемую в результате операций с ценными бумагами, посреднической и индивидуальной трудовой деятельности и других операций, которая поступает на счета осужденных. Осужденными возмещаются лишь реальные расходы. Удержание осуществляется ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах (ч. 4 ст. 99 УИК РФ).

Не возмещают стоимость питания только те осужденные, которые согласно закону обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (ч. 3 ст. 99 УИК РФ) или бесплатно (ч. 5 ст. 99 УИК РФ). К ним относятся: осужденные, не работающие по независящим от них причинам; осужденные, не получающие пенсии; осужденные, освобожденные от работы по болезни; осужденные беременные женщины; осужденные кормящие матери на период освобождения от работы; осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях; осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы.

При производстве удержаний учитываются денежная и натуральная части заработной платы. В связи с этим напомним, что согласно действующей на территории РФ Конвенции № 95 МОТ «Относительно защиты заработной платы» от 1 июля 1949 г. законодательство страны и коллективные договоры могут разрешать частичную выплату заработной платы натурой в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной и желательной (п. 1 ст. 4). В части 2 ст. 131 ТК РФ установлено, что по письменному заявлению работника оплата может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству России и ее международным договорам. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы (п. 54 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Итак, из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы ежемесячно производятся следующие удержания:

  • 1) для возмещения расходов по содержанию осужденного (в них включаются стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены);
  • 2) по уплате обязательных платежей и иных платежей (налог на доходы, отчисления в ПФР, иные обязательные отчисления);
  • 3) по уплате алиментов;
  • 4) по исполнительным листам и другим исполнительным документам, в частности по требованиям о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям, организациям, их объединениям, а также общественным организациям;
  • 5) возмещение материального ущерба но приказу начальника исправительного учреждения.

Положения ст. 107 УИК РФ устанавливают очередность удержаний, производимых из заработной платы осужденных, пенсий или иных доходов. В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР, в настоящее время в первую очередь производятся удержания алиментов, налога на доходы, отчисления в ПФР и иные обязательные отчисления. Затем удерживаются стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, индивидуальных средств гигиены. И лишь после этого из оставшейся суммы производятся удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам в порядке, предусмотренном ГПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Учитывая, что сумма, подлежащая удержанию, может превышать доходы осужденного, в исправительных учреждениях законодатель увеличил и установил гарантируемый минимум получения им заработной платы, пенсии или иных доходов, независимо от любых удержаний. При этом для осужденных, имеющих право трудиться по их желанию, и наиболее социально незащищенных категорий осужденных этот гарантируемый минимум увеличен вдвое. Так, на лицевой счет осужденных должен быть зачислен гарантированный законом (ч. 3 ст. 107 УИК РФ) минимум заработной платы, пенсии или иных доходов, независимо от всех видов удержаний. Размер этих средств зависит от категории осужденного:

1) не менее 50% начисленных заработной платы, пенсий или иных доходов — для мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов

I, II групп, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка;

2) не менее 25% начисленных заработной платы, пенсий или иных доходов — для остальных осужденных.

Определение гарантированного минимума получения заработной платы, пенсии и иных доходов особенно важно для осужденных, выплачивающих задолженности по исполнительным документам, поскольку этот минимум обеспечивает их заинтересованное участие в общественно полезном труде.

  • Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 № 552-О-П «По жалобе гражданина Розенкова Александра Витальевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 99 и 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статей 208 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации».

Статья 107. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

1. Из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

2. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». (В редакции Федерального закона от 17.12.2009 г. N 325-ФЗ)

3. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Комментарий к статье 107

1. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность в полной мере распространяется и на осужденных. Но помимо уплаты налогов согласно ч. 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 107 УИК РФ они также обязаны возмещать расходы на свое содержание. В эти расходы включается стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, предоставляемых осужденным, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. При этом возмещение стоимости указанных расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ и ст. 15 Закона РФ «Об учреждениях и органах…» осужденные, не работающие по независящим от них причинам (не имеющие заработка), а также осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (за счет федерального бюджета).

При уклонении осужденных от работы расходы на их содержание по приказу начальника исправительного учреждения удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

2. Производство удержания осуществляется дифференцированно в зависимости от ряда обстоятельств. Так, на основании ч. 5 ст. 99 УИК РФ с осужденных, освобожденных от работы по болезни, осужденных беременных женщин и осужденных кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. По другим же основаниям — о взыскании алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, — удержания с этих лиц производятся, но только по решению суда или судебному приказу (ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным инвалидам I и II группы питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. Лица, не работающие по независящим от них причинам, а также не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет федерального бюджета.

3. Принципиальное значение имеет очередность удержаний из заработной платы или иных доходов осужденных, поскольку требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Согласно ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ст. ст. 137, 138 ТК РФ, ст. 87 СК РФ, п. 8.9 Инструкции «Об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС…» удержания производятся в следующей очередности: 1) подоходный налог; 2) алименты (на основании ч. 2 ст. 67, ч. 2 ст. 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 4 Постановления Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в редакции от 6 февраля 2004 г.) с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях); 3) расходы по содержанию (стоимость питания, одежды и обуви, коммунально-бытовых услуг); 4) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; 5) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением; 6) требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям и их объединениям, а также общественным объединениям; 7) возмещение материального ущерба по приказу начальника исправительного учреждения. Сумма удержаний по первым шести основаниям не должна превышать 50% начисленной заработной платы осужденного.

4. Важным гарантом реализации принципа материальной заинтересованности в конечных результатах труда осужденных является закрепление в законе нормы о сохранении за ними части заработной платы, независимо от всех удержаний (ст. 138 ТК РФ, ч. 3 ст. 107 УИК РФ). Минимальный размер зачислений на лицевой счет осужденных — 25% от заработной платы, пенсии или иного дохода. Для отдельных категорий осужденных — пенсионеров по старости, инвалидов I и II группы, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, а также отбывающих наказания в колониях-поселениях, процент удержаний не должен превышать 50% от их дохода.

5. В случае недостаточности дохода или его отсутствия в данном месяце для полного удержания стоимости вещевого имущества и специальных медикаментов с осужденных образовавшаяся задолженность удерживается в последующие месяцы до полного ее погашения. В то же время не удержанная полностью в данном месяце стоимость питания и коммунально-бытовых услуг в последующие месяцы не взыскивается.

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Комментарий к статье 44 1.

Комментируемая статья устанавливает порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.

В соответствии со ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания.

Сотрудники УИИ ежемесячно проверяют по учетным карточкам осужденных данные организаций об удержаниях, правильность и своевременность их исчисления и перечисления в доход государства. При обнаружении нарушений УИИ направляют соответствующую информацию администрации организаций или в орган службы занятости для принятия мер к устранению недостатков. Кроме того, такие проверки осуществляются сотрудниками УИИ не реже одного раза в год непосредственно по месту работы осужденных и ежеквартально по месту регистрации в качестве безработных. О результатах проверок составляются акты, в которых отражаются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй, с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом, хранится в УИИ и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков. 2.

В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособии по безработице) и произведенных удержаниях УИИ сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Удержания производятся по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении — за проработанную часть месяца. С лиц, призванных на военно-учебные сборы в период отбывания наказания, удержания также производятся из заработной платы, выплачиваемой им по основному месту работы.

Удержания производятся из общей суммы заработной платы осужденного с учетом всех видов дополнительных выплат без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия к осужденному претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством общий размер удержаний по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 50%. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия по безработице.

Учитывая, что осужденные могут работать в организациях любых форм собственности, предусмотрены особенности производства удержаний из различного вида доходов осужденных. 3.

В целях правильного определения размера заработка осужденного окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о его доходе за истекший период.

Удержания из заработка, выражающегося как в денежной, так и натуральной форме, производятся в пропорциональном отчислении из обеих его частей. При этом натуральный объем дохода остается в организации, а его стоимость по государственным закупочным или рыночным ценам перечисляется в доход государства.

Удержания из натуральной части заработка производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

С лиц, работающих в организациях, где предусмотрена оплата труда по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания какого-либо вида работ), удержания производятся по мере начисления заработка.

Сумма ежемесячных удержаний с осужденных, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров рассчитывается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в декларациях этих лиц. Окончательный расчет осуществляется по итогам года в соответствии с размерами полученной прибыли. Сведения о предполагаемых доходах и полученной прибыли запрашиваются УИИ в налоговых органах по месту жительства осужденного и приобщаются к личному делу.

При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организаций, при окончательном расчете и выплате заработной платы за сезонные работы, получении доходов в результате индивидуальной трудовой деятельности удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально времени, в течение которого осужденный отбывал исправительные работы. 4.

Удержания не производятся из: пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и страхования; выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск); заработка, начисляемого за дни, проработанные сверх графика работы; выходного пособия, сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу и направлением в другие местности, а также за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду, спецобувь; иных компенсационных выплат и заработка, начисленного за работу не по основному месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденному исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Удержанные суммы ежемесячно, а в ряде случаев с иной периодичностью, в день выдачи заработной платы осужденным перечисляются организациями через банковские учреждения в доход государства по платежным поручениям.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора. 5.

УИИ, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, в случае ухудшения материального положения осужденного вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом в суд направляются документы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. 6.

К работе по контролю за правильным производством удержаний УИИ вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Это может осуществляться путем проведения совместных проверок организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам, и обмена информацией о реальных доходах осужденных.

В настоящее время в условиях нестабильной деятельности организаций снизилась их платежеспособность, что приводит к образованию задолженности по удержаниям из заработной платы осужденных. На практике УИИ используют разные формы взысканий. В ряде мест дебиторская задолженность взыскивается продукцией и товарами народного потребления, как выпускаемыми организациями-должниками, так и полученными ими по бартеру (зерно, мука, уголь, мясо, строительные материалы, холодильники), которые используются для нужд ИУ. Практикуется взыскание задолженности путем взаимозачетов, когда организации представляют УИИ прайс- листы с перечнем производимой продукции, а сотрудники УИИ совместно с отделом маркетинга или хозяйственным отделом управления исполнения наказаний по области (краю) составляют трехстороннее соглашение (ФСИН, организация, УИИ) на проведение взаимозачета. Полученная от организации продукция сдается на базу (склад) и используется ИУ.

Во многих регионах вопросы ликвидации задолженности решаются через органы прокуратуры и арбитражные суды. На основании сведений о суммах задолженности организаций территориальные органы УИС направляют в адрес администрации организации письма с предупреждением о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ и необходимости погашения задолженности, копии которых высылаются в прокуратуру.

В случае неперечисления долгов по удержаниям от исправительных работ в арбитражный суд направляется исковое заявление от имени юридического лица (территориального органа УИС) в трех экземплярах (для арбитражного суда, ответчика и истца). К нему прилагаются копии акта проверки организации, претензионного письма о погашении задолженности, справка об удержанных суммах и сроке задолженности, сведения об отработанном осужденными времени, копии приговоров (определений, постановлений), расчет банковской ставки за период неперечисления удержанных сумм, включая день направления материала в арбитражный суд. После получения исполнительного листа территориальный орган УИС направляет в банковское учреждение, осуществляющее банковское обслуживание должника, инкассовое поручение о снятии денежных средств со счета должника и зачислении их на расчетный счет службы исполнения наказаний субъекта РФ с приложением подлинного экземпляра исполнительного листа арбитражного суда. При отсутствии денег на счете дебитора банк делает соответствующую отметку на исполнительном листе, заверяет гербовой печатью и возвращает юридическому лицу, которое, в свою очередь, направляет в службу судебных приставов письмо об обращении взыскания на имущество должника (с приложением исполнительного листа с отметками банка о его частичном исполнении или неисполнении) для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Статья 45. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

Комментарий к статье 46 1.

В комментируемой статье содержатся перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания, меры ответственности осужденного, понятие злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ и скрывшегося с места жительства.

Нарушениями порядка и условий отбывания исправительных работ являются: 1) неявка без уважительных причин на работу в течение пяти дней со дня получения предписания УИИ о необходимости приступить к работе в указанной организации; 2) неявка в установленный срок в УИИ без уважительной причины; 3) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Конкретизация понятия нарушений порядка и условий отбывания наказания позволяет правильно оценить поведение осужденного и определить меры взыскания. Вместе с тем законодателем не дано толкование понятия уважительных или неуважительных причин неявки на работу или в УИИ.

К уважительным причинам относятся: болезнь; временная нетрудоспособность; нахождение на стационарном лечении в связи с психическим расстройством, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; нахождение под арестом в связи с совершением административного правонарушения, под стражей или домашним арестом в порядке меры пресечения и др. 2.

После выявления любого из нарушений порядка и условий отбывания наказания УИИ в течение 15 дней вызывает осужденного или посещает его по месту жительства, выявляет причины совершения нарушения (при необходимости истребует документы, подтверждающие наличие уважительных причин несоблюдения установленного режима наказания). В случае неявки осужденного по вызову или на регистрацию без уважительной причины УИи выносит постановление о его приводе.

При проведении воспитательной беседы осужденному разъясняются последствия несоблюдения порядка и условий отбывания наказания и допущения повторных нарушений. При отсутствии уважительных причин осужденному выносится письменное предупреждение о замене исправительных работ другим видом наказания, которое объявляется осужденному. 3.

Часть 4 ст. 50 УК РФ предусматривает возможность замены неотбытого срока исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Поскольку первые два вида наказания не введены в действие, то реально исправительные работы пока могут быть заменены лишь наказанием в виде лишения свободы.

В случае допущения повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после вынесенного осужденному предупреждения, а также если осужденный скрылся с места жительства и местонахождение его неизвестно, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ. В этих случаях УИИ направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы.

Скрывшимся считается осужденный, местонахождение которого в ходе первоначальных мероприятий по розыску (в течение 30 дней) не установлено. После проведения первоначальных розыскных мероприятий УИИ направляет имеющиеся материалы в орган внутренних дел для объявления осужденного в розыск. Одновременно с этим инспекция готовит и направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы. Осужденный, объявленный в розыск, при обнаружении может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. 4.

В представлении о замене исправительных работ лишением свободы указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: невыполнение условий отбывания наказания; количество прогулов и другие нарушения трудовой дисциплины; время, в течение которого он не работал, не являлся по вызову в УИИ без уважительных причин; наличие приводов; факты принятия к осужденному мер по месту работы, жительства УИИ, органом внутренних дел и др. К представлению прилагаются объяснения осужденного, информация с места работы, жительства и из органа внутренних дел, характеризующая отношение осужденного к труду, его поведение и образ жизни.

В отношении осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются данные о том, что он скрылся с целью уклонения от отбывания наказания, и прикладываются материалы о результатах первоначальных розыскных мероприятий.

В случае отказа суда в замене исправительных работ лишением свободы повторное представление вносится после совершения осужденным нового нарушения порядка и условий отбывания наказания.

>Статья 44 УИК РФ

1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.
2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.
3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.
4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ)
5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 273-ФЗ)
6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.
7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

6. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

размер шрифта

ПРИКАЗ МВД РФ от 01-07-97 403 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ЛИШЕНИЯ… Актуально в 2018 году

6.1. Из заработной платы осужденных или пособия по безработице производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

6.2. Началом производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам считается день начала срока отбывания наказания.

6.3. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц, включая все виды дополнительных выплат, в т.ч. денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения.

6.4. Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В соответствии с положением ч. 3 ст. 125 КЗоТ Российской Федерации общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) может превышать 50 процентов.

6.5. Удержания производятся за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении — за проработанную часть месяца.

6.6. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости и получающих пособие по безработице, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия.

6.7. С осужденных, призванных на военно — учебные сборы, удержания производятся из заработной платы, выплачиваемой им по месту работы.

6.8. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. При этом натуральная часть дохода остается в распоряжении организации, а ее стоимость по государственным закупочным (рыночным) ценам перечисляется в доход государства. Удержания из доходов в их натуральной части производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

6.9. С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется и заработок которых определяется по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания проводятся по мере начисления заработной платы. Окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году.

6.10. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуально — трудовой деятельностью, и фермеров определяется исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях. Окончательный расчет производится по итогам года, исходя из размера полученной ими прибыли. Данные о предполагаемых доходах и полученной прибыли инспекции запрашивают в налоговых органах по месту жительства осужденных и приобщают к их личным делам.

Лица, занимающиеся индивидуально — трудовой деятельностью, перечисляют удержания из прибыли на текущие счета инспекций по извещениям через сбербанк, а фермеры — со своих счетов.

6.11. При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организации, при окончательном расчете и при выплате заработной платы лицам, указанным в подпунктах 6.9 и 6.10 данного пункта, удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально тому времени, в течение которого эти лица отбывали исправительные работы.

6.12. Удержания не производятся из:

— пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и социального страхования;

— выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск);

— заработка, начисленного за дни, проработанные сверх графика работы;

— выходного пособия;

— сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу вновь и направлением в другие местности;

— сумм, выплачиваемых за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду и спецобувь;

— иных компенсационных выплат;

— заработка, полученного не по основному месту работы.

6.13. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний, в размере, установленном приговором суда.

6.14. В случае ухудшения материального положения осужденного инспекция вправе обратиться в суд с ходатайством (форма N 16) о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом прилагаются необходимые документы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

6.15. Удержанные суммы ежемесячно в день выдачи заработной платы перечисляются администрацией организации, в которой работает осужденный, на текущий счет инспекции в учреждение Центрального банка Российской Федерации по платежному поручению.

Одновременно с платежными поручениями в учреждения Центрального банка Российской Федерации направляются расчетные сведения (Приложение к форме N 10) по произведенным удержаниям. Расчетные сведения, как правило, указываются на оборотной стороне платежных поручений.

С текущего счета инспекции суммы, удержанные из заработка осужденных, переводятся на текущий счет отдела (отделения) исполнения наказаний без лишения свободы УИН (ОИН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

6.16. Работники инспекции ежемесячно проверяют по учетным карточкам правильность и своевременность поступления удержанных сумм и при обнаружении нарушений принимают меры к их устранению.

6.17. В случае несвоевременного перечисления удержаний инспекция может обратиться:

— в суд для выдачи судебного приказа (глава 11.1 ГПК РСФСР) о бесспорном (безакцептном) списании неперечисленной суммы удержаний;

— в нотариальные органы для совершения исполнительной надписи для бесспорного взыскания задолженности (Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная Приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 г. N 22).

6.18. Работники инспекций не реже одного раза в год проверяют правильность удержаний из заработной платы осужденных непосредственно по месту их работы. О результатах проверки составляется акт (форма N 17) в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом хранится в инспекции и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков.

Проверка правильности производства удержаний из пособий по безработице осуществляется не реже 1 раза в квартал.

6.19. В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособия по безработице) и произведенных удержаниях инспекция сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК Российской Федерации.

6.20. Сведения о перечислении сумм, удержанных из заработка осужденных, и количестве отработанных дней заносятся в их учетные карточки на основании выписок из текущих счетов и расчетных сведений в день их поступления в инспекцию из учреждения Центрального банка Российской Федерации.

Выписки из текущих счетов, копии платежных поручений и расчетные сведения подшиваются в специальные дела, а в учетных карточках осужденных делается ссылка на порядковый номер, под которым эти документы подшиты к делу. Копии платежных поручений подшиваются вслед за соответствующими выписками из текущих счетов в порядке, в котором расположены суммы, указанные в данных выписках.

6.21. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора.

Возвращение удержанных сумм производится путем их перечисления через учреждения Центрального банка Российской Федерации с текущего счета отдела (отделения) исполнения наказаний без лишения свободы УИН (ОИН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на счет организации, перечислившей эти суммы на текущий счет инспекции. В случае, если лицо, освобожденное от наказания, в данное время не работает или работает в другом месте, возвращение указанной суммы этому лицу производится почтовым переводом.

6.22. В день окончания срока наказания инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение (форма N 18) об отбытии им исправительных работ и предлагает администрации организации прекратить удержания из его заработной платы. При освобождении осужденного по другим основаниям администрация организации уведомляется не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов. Осужденному выдается справка (форма N 19) об отбытии наказания или освобождении от него.

Удержания при отбывании исправительных работ

Из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда (в пределах от 5 до 20%).

«Заработок» — понятие более широкое, чем «заработная плата». Наряду с основной заработной платой по должностным окладам, тарифным ставкам, сдельным расценкам в заработок включаются также все виды доплат и надбавок к заработной плате (в том числе единовременные вознаграждения за выслугу лет), денежные и натуральные премии, оплата за сверхурочную работу, а также за работу в праздничные и выходные дни, вознаграждение за общие годовые итоги работы предприятия, оплата труда по совместительству и др. Анализ нормативной регламентации удержаний у лиц, отбывающих исправительные работы, показывает, что законодатель имеет в виду заработную плату, а не заработок осужденного1.

Удержания производятся из заработной платы только по основному месту работы осужденного. Удержания производятся за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия претензий по исполнительным документам . Это позволяет осужденным работать дополнительно, обеспечивать себя и семью необходимыми материальными средствами. При увольнении денежные средства удерживаются за проработанную часть месяца.

Удержания начисляются на заработную плату осужденного, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не имеют характер единовременного вознаграждения. В соответствии с п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовноправового характера без изоляции от общества, из суммы заработной платы не исключаются налоги и другие платежи.

Относительно указаний закона об удержаниях из заработной платы осужденного следует отметить, что обнаруживается расхождение положений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Так, в уголовном законе используется термин «заработок осужденного», а в уголовно-исполнительном — «заработная плата». Понятие «заработок» шире понятия «заработная плата». Наряду с основной заработной платой по должностным окладам, тарифным ставкам, сдельным расценкам в заработок включаются также все виды доплат и надбавок к заработной плате (в том числе и единовременные вознаграждения за выслугу лет), денежные и натуральные премии, оплата за сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни, вознаграждение за общие годовые итоги работы предприятия, оплата труда по совместительству и т.д. На практике положения уголовного закона о «заработной плате» толкуются в широком, уголовно-исполнительном смысле.

Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно. Удержания из заработка за сезонные (периодические) работы производятся по мере начисления зарплаты. Удержания производятся со всей начисленной суммы, без учета налоговых и иных платежей. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Фактически общий размер всех удержаний может быть больше 20%, но не может превышать 50% причитающейся к выплате зарплаты, а при наличии нескольких исполнительных документов вычеты не могут превышать 70% зарплаты (максимально возможный размер удержаний).

Удержания не производятся из следующих выплат:

  • — пенсий;
  • — социальных пособий, носящих единовременный характер и получаемых по социальному страхованию;
  • — выплат и вознаграждений, не предусмотренных системой заработной платы, которые носят единовременный характер (например, компенсация за неиспользованный отпуск), за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • — заработка за сверхурочное время, которое дополнительно в срок наказания не входит;
  • — заработка не по основному месту работы;
  • — сумм, полученных осужденным в виде компенсации за расходы во время командировки, в связи с переводом, приемом на работу вновь и другие компенсации;
  • — выходного пособия;
  • — сумм, выплачиваемых за использование принадлежащего осужденным инструмента, транспорта, денег на приобретение не выданных организацией спецодежды, спецобуви, иных компенсационных выплат.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 23.02.2013) «О занятости населения в Российской Федерации», граждане, осужденные к исправительным работам, безработными не признаются. Согласно ч. 2 ст. 55 указанного Закона, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного только в случае осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы.

В случае ухудшения материального положения осужденного к исправительным работам размер удержаний в доход государства может быть уменьшен. Снижение удержаний производится судом с учетом всех доходов осужденного по ходатайству осужденного, уголовно-исполнительной инспекции или администрации организации, в которой работает осужденный. Во внимание принимаются уважительные причины ухудшения материального положения осужденного. К ним, в частности, относятся такие факты, как рождение ребенка, болезнь члена семьи осужденного или его самого и др.

Часть 5 ст. 44 УИК РФ определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности лиц, отбывающих исправительные работы. Пособие по временной нетрудоспособности осужденного исчисляется исходя из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работнику согласно ст. 183 Трудового кодекса РФ («Гарантии работнику при временной нетрудоспособности»). Размер и условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности устанавливаются федеральным законодательством. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 г.»1 пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату таких пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности с учетом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем в соответствии с п. 100 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию по основному месту работы . В случае внутреннего совместительства, которое лицам, отбывающим исправительные работы, не запрещено, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства.

Исчисление средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые соответствующим работодателем, независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). Лицам, отбывающим исправительные работы, пособия по временной нетрудоспособности исчисляются из их заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Поэтому размер пособия у лиц, отбывающих исправительные работы, ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у тех работников, которые не отбывают исправительные работы.

Излишне удержанные суммы (в случае отмены или изменения приговора) возвращаются осужденному. При изменении материального положения осужденный, уголовно-исполнительная инспекция или администрация по месту его работы могут обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы (ч. 7 ст. 44 УИК РФ).

Осужденному в период отбывания исправительных работ предусматривается возможность предоставления отпуска. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ осужденному по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Другие виды отпусков осужденным предоставляются на общих основаниях. Следует отметить, что нормами трудового законодательства предусматривается исчисление ежегодного оплачиваемого отпуска не в рабочих, а в календарных днях. При исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся также и выходные дни. При исчислении отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней. Так, 18 рабочих дней ежегодного оплачиваемого отпуска для осужденного, отбывающего исправительные работы, составят три рабочих недели. При пересчете на календарные дни продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных, отбывающих исправительные работы, составила бы не 18, а 21 календарный день. УИК РФ определяет отпуск в рабочих днях, а ТК РФ — в календарных.

Во время отбывания наказания осужденный может быть переведен на другую работу или уволен по инициативе администрации организации на общих основаниях по трудовому законодательству. В то же время согласно ч. 3 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовноисполнительной инспекции. Кроме того, осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Действующее законодательство не предусматривает ограничений на отбывание исправительных работ в зависимости от места трудоустройства осужденных. Они могут быть любой формы собственности. Местом работы осужденного могут быть не только организации, на которых труд регламентируется законодательством о труде, но и иными нормативными актами (например, трудовые отношения членов производственного кооператива).

Возникновение после вступления приговора суда в законную силу обстоятельств, препятствующих назначению исправительных работ (инвалидность первой группы, беременность осужденной), служит основанием для обращения в суд с ходатайством об освобождении от наказания в связи с болезнью (согласно ст. 81 УК РФ) или об отсрочке отбывания наказания (согласно ст. 82 УК РФ) со дня предоставления женщине отпуска по беременности и родам.

После получения распоряжения суда и копии приговора уголовно-исполнительная инспекция направляет осужденному письменное уведомление, извещающее его о необходимости явиться в инспекцию. В день явки осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, уточняются и проверяются его анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и других лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного. Затем осужденный ставится на учет уголовно-исполнительной инспекции, у него отбирается подписка, что он предупрежден об ответственности за уклонение от отбывания наказания, и выдается предписание для отбывания исправительных работ. На каждого осужденного заводится учетная карточка, в которой ведется учет отработанного времени, заработной платы и произведенных удержаний. Предусматривается два вида учета осужденных к исправительным работам: персональный (оперативный) и контрольный. Списки осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительными инспекциями, направляются в орган внутренних дел по территориальности.

На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания.

На контрольном учете состоят отдельные категории осужденных: не приступившие к работе в течение 30 дней со времени поступления в инспекцию распоряжения суда; осужденные, не работающие по уважительным причинам; осужденные, уволенные с прежнего места работы, но не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения; не работающие в связи с отбыванием административного наказания или находящиеся под стражей в порядке меры пресечения; находящиеся на медицинском освидетельствовании или в отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от отбывании наказания; в отношении которых в суд было направлено представление о замене исправительных работ другим видом наказания; в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия (учет разыскиваемых).

Не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) уголовно-исполнительная инспекция направляет осужденного к исправительным работам для отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. В то же время он не лишен права уволиться по собственному желанию, однако сделать это он может лишь с разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Такое разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Решение об отказе обжалуется в установленном законом порядке у начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России (ФСИН), в прокуратуре или суде.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову и сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

Установление дополнительных специальных обязанностей, запретов и других ограничений для осужденных, отбывающих исправительные работы, нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства не предусматривается (ст. 41 УИК РФ, которыми такие ограничения предусматривались, в 2003 г. утратила силу).

Ежеквартально с участием сотрудников органов внутренних дел уголовно-исполнительной инспекцией осуществляется контроль поведения осужденных. Проверяется поведение осужденных на работе, в общественных местах, по месту жительства.

После того как осужденный к исправительным работам будет поставлен на учет, уголовно-исполнительная инспекция направляет в адрес администрации организации копию приговора суда и извещение о ее обязанностях.

Обязанности, вытекающие из уголовно-исполнительных правоотношений для администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, определяются ст. 43 УИК РФ. В частности, администрация таких организаций обязана: соблюдать условия отбывании наказания осужденными, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством; правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять удержанные суммы в установленном порядке; осуществлять контроль за поведением осужденного на производстве и оказывать содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденным; уведомлять уголовно-исполнительные инспекции о поощрениях и взысканиях, примененных к осужденному, а также о переводе осужденного на другую должность или увольнении с работы. Администрация не ограничена в своих полномочиях. Нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка осужденным одновременно являются и нарушением также порядка и условий отбывания наказания. Поощрения помогают оценить степень исправления.

Окончание срока наказания и снятие с учета уголовно-исполнительной инспекции

Отбывание исправительных работ завершается в последний день срока наказания. Лица, отбывшие наказание, снимаются с учета. Об освобождении выдается справка установленной формы.

Снятие с учета осужденных в связи с заменой исправительных работ другим видом наказания, заменой оставшейся неотбытой части наказания более мягким наказанием, а также осуждением за новое преступление производится на основании приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу, в день его получения уголовно-исполнительной инспекцией.

Снятие осужденных к исправительным работам с учета по отбытии наказания производится по рапорту сотрудника инспекции, утвержденному начальником.

После снятия с учета осужденного (гражданина Российской Федерации), подлежащего призыву на действительную военную службу, в соответствующий военный комиссариат направляется сообщение.

  • См.: Лядов Э.В. Исправительные работы и применение трудового законодательства // Законодательство. 2007. № 2. — С. 78.
  • Следует отметить, что в ИТК РСФСР 1971 г. (ст. 95) предусматривалисьудержания по каждому месту работы осужденного к исправительным работам.
  • См.: Приказ Минюста России от 12.04.2005 № 38 «Об утверждении Инструкции опорядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляцииот общества» (в ред. приказов Минюста России от 17.08.2005 № 134; от 13.01.2006№ 1) // Российская газета. 2005, 11 мая.
  • Российская газета. 1996,6 мая.
  • Российская газета. 2005,27 декабря.
  • Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984№ 13-6 (с изменениями, внесенными письмом ФСС РФ от 18.02.1999 02-10/05-807от 02.03.2006) // Библиотека «Российской газеты». 1995, № 4.
  • На розыскном учете состоят осужденные, объявленные в розыск органом внутренних дел.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *