Содержание
- Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних
- Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»
- Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.
- Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа
- Общие понятия
- Сущность специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа
- Процесс обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа
- Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа
- Виды образовательных учреждений
Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних
Смотреть что такое «Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних» в других словарях:
-
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания — в Рос. Федерации предназначены для лиц, совершивших аморальные проступки, общественно опасные деяния или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности. Спец. школы и спец. ПТУ созданы в 1964 после реорганизации дет.… … Российская педагогическая энциклопедия
-
Специальные школы — в СССР с 1964 учебно воспитательные учреждения закрытого типа для воспитания и исправления несовершеннолетних в возрасте от 11 до 14 лет, злостно и систематически нарушающих правила общественного поведения либо совершивших общественно… … Большая советская энциклопедия
-
Специальные профессионально-технические училища — в СССР с 1964 учебно воспитательные учреждения, созданные для воспитания и исправления несовершеннолетних (старше 14 лет), злостно и систематически нарушающих правила общественного поведения. В С. п. т. у. направляются также подростки,… … Большая советская энциклопедия
-
Преступность несовершеннолетних — составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… … Педагогический терминологический словарь
-
Уголовная ответственность несовершеннолетних — меры принудительного характера, которые предусмотрены уголовным законом в качестве реакции государства на совершение лицом преступления. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Лица,… … Педагогический терминологический словарь
-
КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ — координирует и контролирует деятельность органов и учреждений социального обслуживания, образования, внутренних дел (ИДН), органов опеки и попечительства детей, чьи родители лишены родительских прав, направленную на воспитание, наблюдение за… … Терминологический ювенологический словарь
-
Уголовно-правовой режим несовершеннолетних — Специфичные для российского права характеристики уголовно правового режима несовершеннолетних рассматриваются в статье «Уголовно правовой режим несовершеннолетних в России». Уголовно правовой режим несовершеннолетних (особенности уголовной… … Википедия
-
Исправительные заведения для малолетних — занимают в современной пенитенциарной системе одно из самых важных мест. Цель наказания исправление с давнего времени побуждала к выделению мест заключения, предназначенных для малолетних, из общего тюремного строя. Еще Говард обратил внимание на … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Центр временной изоляции — (англ. centre of temporary isolation) в РФ по законодательству о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированное учреждение органов внутренних дел для несовершеннолетних правонарушителей (ст. 22 ФЗ «Об основах… … Большой юридический словарь
-
Центр временной изоляции — (англ. centre of temporary isolation) в РФ по законодательству о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированное учреждение органов внутренних дел для … Энциклопедия права
Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа как мера уголовно-правового воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА КАК МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА НИКОНОРОВА,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: nikonorovy82@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор Н.Д. Эриашвили
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о роли и месте специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в системе профилактики преступности несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика правонарушений, воспитание, учебно-воспитательные учреждения.
Keywords: minors, prevention of crime, education, educational institutions.
Преступность несовершеннолетних — один из самых острых вопросов, стоящих на повестке различных государств. Какие меры предпринимать в отношении несовершеннолетних преступников, ужесточать ли наказание или разрабатывать новые методики работы, направленные на профилактику совершения ими преступлений?
На внеочередном заседании комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты России выступили эксперты и представители правоохранительных ведомств. Поводом обратить внимание на малолетних правонарушителей стала стрельба 3 февраля 2014 г. в Московской общеобразовательной школе № 263. Ученик десятого класса школы вошел в учебное заведение с оружием, убил полицейского и учителя, после чего удерживал школьников в заложниках. Также на заседании эксперты обсудили и более широкую проблему роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Преступления, совершенные несовершеннолетними по некоторым регионам России
Регион/возраст 2010 г. (в %) 2011 г (в %) 2012 г. (в %) 2013 г. (в %) 2014 г. (в %)
Архангельская область 14-15л. 16-17л. 4.82 9.98 4.92 8.56 5.09 10.57 5.67 9.49 5.9 21.14
Вологодская область 14-15л. 16-17л. 5.83 10.14 5.6 10.2 5.61 8.41 5.87 7.86 6.35 22.11
г. Санкт-Петербург 14-15л. 16-17л. 1.62 3.64 1.96 5.26 1.77 4.48 1.76 5.57 4.46 21.08
Ленинградская область 14-15л. 16-17л. 2.72 6.96 4.09 7.68 3.66 6.67 3.53 5.13 4.22 17.38
Калининградская область 14-15л. 16-17л. 2.89 8.53 3.17 6.75 4.23 8.16 4.03 7.14 4.42 17.44
Мурманская область 14-15л. 16-17л. 3.06 6.68 2.77 6.49 3.99 6.18 3.08 6.05 3.74 20.35
Новгородская область 14-15л. 16-17л. 2.45 7.1 3.23 7.27 2.55 7.31 3.97 6.5 3.98 20.55
Камчатский край 14-15л. 16-17л. 6.06 7.69 4.62 6.76 5.89 6.45 4.04 9.69 4.92 18.48
Пермский край 14-15л. 16-17л. 3.77 9.08 4.59 9.21 4.56 7.64 5.37 7.84 5.77 21.48
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Владимирская область 14-15л. 16-17л. 4.16 10.08 3.84 9 4 8.25 3.72 9.03 5.59 19.4
г. Москва 14-15л 16-17л. 1.58 3.5 1.45 4.3 1.57 4.54 1.69 4.33 2.41 19.77
Московская область 14-15л. 16-17л. 2.53 4.42 2.15 4.24 2.48 3.5 2.04 3.72 2.55 16.08
Костромская область 14-15л. 16-17л. 2.85 7.37 2.63 5.32 4.28 8.26 3.5 6.12 5.15 18.39
Калужская область 14-15л. 16-17л. 3.44 6.67 3.21 6.22 2.68 8.94 4.52 7.46 5.9 18.26
Проанализировав данные в таблице можно сделать вывод о том, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними, в целом растет. Необходимо отметить, что процент преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте 16-17 лет повысился в 2-4 раза, что говорит о действительно серьезной проблеме в этой области.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации указано, что несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа . Остановимся на содержании данной статьи и попытаемся выявить целесообразность такой замены, а также роли специальных учебно-воспитательных учреждений в системе предупреждений преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Как отмечалось ранее одной из мер, направленной на предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетними, выступает направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. При этом в указанном Законе, а также в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24
июня 1999 г. № 120-ФЗ не разъясняется, что следует понимать под «особыми условиями воспитания, обучения». В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет. Важно отметить, что несовершеннолетний помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им 18-летнего возраста, но не более чем на три года.
По некоторым данным в 2011 г. насчитывалось 59 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, находящихся в различных субъектах Российской Федерации. В том числе, 22 специальных профессиональных училища и 37 специальных общеобразовательных школ, из них: 20 специальных профессиональных училищ находятся в ведении Министерства образования науки России; 2 специальных профессиональных училища и 37 специальных общеобразовательных школ — в ведении субъектов Российской Федерации.
На протяжении длительного периода при сохранении устойчивых негативных тенденций в состоянии и динамике преступности количество решений о помещении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, снижается. Об этом свидетельствует проведенный анализ судебной практики и статистики, который свидетельствует о малом количестве уголовных дел завершенных с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия. Например, за первое полугодие 2013 г. в России условное осуждение было назначено 57% несовершеннолетних, реальное лишение свободы — 24,1% от общего числа осужденных подростков, и только 1,2% несовершеннолетних, освобожденных от наказания, помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, еще 1,5% — назначены иные принудительные меры воспитательного воздействия .
Данное обстоятельство объясняется недостаточным вниманием органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений на местах к возможности применения к несовершеннолетним, нуждающимся в особых условиях воспитания и требующим специального педагогического подхода, такой меры воспитательного воздействия, отсутствием во многих субъектах Российской Федерации собственных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также тем фактом, что оплата содержания воспитанников в федеральных специальных профессиональных училищах закрытого типа производится за счет средств федерального бюджета. Необходимо отметить положительные стороны функционирования данных учреждений. Одним из основных положительных моментов, на наш взгляд, является то, что несовершеннолетний освобождается от наказания, а также при помещении в
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
данный вид учреждения «не получает» судимости. Во-вторых, несовершеннолетний, находясь в специальном учебно-воспитательном учреждении, получает образование и приобретает профессию, что также является положительным аспектом, учитывая то, что некоторые подростки с девиантным поведением зачастую пропускают занятия, либо вообще не посещают образовательные учреждения. В-третьих, снижается вероятность совершения подростком повторных правонарушений. И в-четвертых, помещение несовершеннолетних в закрытое учебно-воспитательное учреждение — это возможность оторвать их от негативной среды обитания, а также возможность исправления. Необходимо и учитывать существующее мнение о том, что несовершеннолетний, совершивший преступление, попадая в колонию, не встает на путь исправления, а лишь закрепляет негативные навыки и приобретает новые криминальные связи.
Известно, что в формировании личности несовершеннолетнего важна и сфера взаимоотношений с ближайшим окружением. Семейное неблагополучие, плохие отношения с одноклассниками, учителями, игнорирование требований учебного заведения не редко приводят к переходу подростка к тесному общению с асоциальной уличной компанией. Активная потребность в самоутверждении, свойственная подростковому возрасту и основанный на ней уровень притязаний вступает в противоречие несовершеннолетнего с его положением в семье, в коллективе сверстников. При данных обстоятельствах необходима изоляция подростка, отрыв его от неблагополучной семьи и плохой компании, а также создание специального трудового и учебного режима, работа педагогического коллектива, психологов, направленная на организацию положительного отношения воспитанников к труду и учебе и на установление между воспитанниками правильных взаимоотношений. Все эти меры приводят к изменению направленности личности несовершеннолетних в позитивное общественное русло.
Не смотря на то, что данные учреждения — закрытого типа, необходимо отметить, что помещение в подобное учреждение — более мягкая мера, нежели помещение несовершеннолетнего в воспитательную колонию, на наш взгляд своего рода шанс к исправлению без вытекающих последствий в виде судимости. В данном случае условия содержания, методы воспитания, профилактики и исправления несовершеннолетних в подобного вида учреждениях должны заметно отличаться от условий содержания в исправительных учреждениях.
Учитывая изложенное, приходим к выводу, что институт помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо поддерживать и развивать. Необходимость создания данных учреждений в каждом субъекте Российской Федерации позволит чаще видеться несовершеннолетним с родными и близкими, что обеспечит, в свою очередь, возможность наладить более продуктивную работу с неблагополучными семьями и создать наиболее благоприятные условия в семье еще до выхода несовершеннолетнего из данного вида учреждения.
Литература
1.Портал правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL страницы: http:// crimestat.ru/social_portrait.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г., № 63-Ф3 в ред. от 30 марта 2015 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
3.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.). URL страницы: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=182943.
4.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.). URL страницы: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=181930.
5. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 6. С. 59.
3.The RF Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ «On education in Russian Federation» (as amended on July 13, 2015). Page URL:
Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.
Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:
§ с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;
§ подвергшихся любым формам психологического насилия;
§ отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.
Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.
Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
Основной задачей указанных учрежд является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной дея-ти несовершеннол путем применения к воспитанникам пед методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел соответствующего уровня (района, города и т.д.). Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН- оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних — выносит постановление о направлений несовершеннолетнего правонарушителям специальное учреждение (11-14 лет – в специальные школы, 14-18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.
Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки.
После получения путевки сотрудники ОППН доставляют ребенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учреждении осуществляют непосредственное взаимодействие с педагогическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в специальное учебное заведение, контроль за оформлением личного дела на подростка, оказание практической помощи в его розыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное заведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника^ в том числе в реабилитационный отпуск.
Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения Важной особенностью является то, во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа
Определение 1
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа – это заведения, предназначенные для преодолении социальной и школьной дезадаптации детей и подростков.
Общие понятия
Компенсация – это постепенная и целенаправленная перестройка нарушенных функций организма за счет неосознаваемых, биологических механизмов.
Коррекция – это система психолого-педагогических мер, целью которых является постепенное исправление и сглаживание имеющихся у ребенка психических и физических недостатков в развитии.
Реабилитация – это высшая форма коррекции, представляющая собой восстановление личности в ее правах.
Замечание 1
Коррекция осуществляется индивидуально, в то время как реабилитация осуществляется в рамках коллектива, референтной группы или воспитывающей среды.
Сущность специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа
Особое место в системе реабилитационной службы страны занимают специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, выполняющие широкий спектр функций.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Роль данных учреждений состоит в преодолении социальной и школьной дезадаптации учащихся. Довольно часто именно своевременное помещение подростка в подобное учреждение является одним из наиболее действенных способов оказания комплексной помощи несовершеннолетним нарушителям, с целью предупреждения совершения ими дальнейших правонарушений.
Замечание 2
Правовой основной деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа является Типовое положение от 1995 года, предусматривающее воспитание и обучение детей и подростков с девиантным поведение в специализированных учреждениях.
По своей природе специальные учреждения открытого типа являются профилактическими учреждениями, предназначенными для детей и подростков:
- имеющих устойчивое противоправное поведение;
- подвергшихся каким-либо формам психологического насилия;
- отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения;
- испытывающих сложности в общении с родителями и педагогами.
Процесс обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа
В специализированные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимают детей и подростков в возрасте от 8-ти до 14-ти лет. Для их помещения туда необходимо наличие заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, рекомендации от комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка, заявление от родителей или законных представителей, а также письменное согласие самого подростка.
Специальное учреждение открытого типа может быть муниципальным, государственным или негосударственным. Количество учащихся учреждения открытого типа не более 120 человек.
Учебно-воспитательное учреждение открытого типа создает специальную систему, направленную на полноценное развитие личности каждого воспитанника, нуждающегося в особой защите и заботе.
Внешние контакты воспитанникам учреждения не запрещены. В выходные дни и каникулярное время воспитанники могут проводить в семье.
В том случае, если, по мнению родителей, в учреждении не созданы необходимые условия для реабилитации подростка, то они могут свободно отказаться от его услуг.
Замечание 3
Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, представляют собой относительно новый тип образовательных учреждений. Передача детей и подростков под надзор данных учреждений является исключительно добровольной.
Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа могут быть следующих видов:
- Специальные общеобразовательные учреждения (школы) открытого типа.
- Специальные профессиональные училища (колледжи) открытого типа.
- Иные виды образовательных учреждений открытого типа, предназначенные для воспитания и обучения несовершеннолетних детей и подростков, имеющих различные виды ограничений по здоровью и нуждающихся в специальных условиях.
В соответствии с Уставом и Положением специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа имеют право организовывать следующие виды мероприятий:
- Принимать для воспитания, обучения и содержания детей и подростков в возрасте от 8-ти до 18-ти лет, которые нуждаются в специально организованном педагогическом подходе к воспитанию и обучению, разрабатываемом на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних, законодательства о защите их прав и свобод, заключении медико-психолого-педагогической комиссии. Помещение лиц, достигших 14-ти лет, в данные учреждения осуществляются только с их письменного согласия, а также согласия их родителей или законных представителей.
- Организация необходимой медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетним, в рамках собственной компетенции, проведение при необходимости индивидуальной профилактической работы с воспитанниками.
- Осуществление защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, обеспечение необходимого медицинского обслуживания и получение ими гарантированного Конституцией образования, в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами.
- Оказание необходимой педагогической и социально-психологической помощи несовершеннолетним, имеющих различные виды отклонений в поведении, проблем со здоровьем и обучением.
- Обеспечение организации разнообразных доступных спортивных секций, кружков, клубов, объединений и т.д. Привлечение воспитанников к активному участию в них.
- Осуществление меры по реализации специализированных образовательных программ и методик, направленных на формирование у несовершеннолетних воспитанников основ законопослушного поведения.
Замечание 4
Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа направлены на формирование полноценной, всестороннее развитой и законопослушной личности, посредством реализации специализированных воспитательно-образовательных программ.
Виды образовательных учреждений
Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа).
Виды дошкольной образовательной организации:
-детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
-детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
-детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
-детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
-центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое). И др.
Виды общеобразовательной организации:
а) начальная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательную программу начального общего образования;
б) основная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования;
в) средняя общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов -реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;
д) гимназия — реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования;
е) лицей — реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
ё) специальные (коррекционные) образовательные организации (учреждения) создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии;
ж) учебно-воспитательные учреждения (организации) для детей с девиантным поведением, бывают открытого типа и закрытого типа:
— учреждение (организация) открытого типа выполняет функции профилактического учреждения, обеспечивающего развитие личности воспитанника и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями:
— учреждение (организация) закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода;
з) санаторно-лесная школа — учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении, имеющие хронические болезни (с заболеваниями сердечно сосудистой системы, закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом и др.);
и) школы-интернаты — образовательная организация с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. По контингенту бывают: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д); для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше); для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами). По образовательной программе различают: общеобразовательные, специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин, коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.
Виды профессиональной образовательной организации:
а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. И др.
Виды образовательной организации высшего образования
а) университет — высшее учебное заведение, которое:
-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);
-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
б) академия — высшее учебное заведение, которое:
-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;
-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;
в) институт — высшее учебное заведение, которое:
-реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
-ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Виды организации дополнительного образования:
— центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
— дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
— дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
— станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
— детская школа искусств, в том числе по видам искусств; по различным областям науки и техники;
— детско-юношеские спортивные школы;
— станции (юных натуралистов, технического творчества, детская экологиче-ская, детского и юношеского туризма и экскурсий;
— детский парк;
— клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десонтников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский экологический, юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий,детско-юношеской физической подготовки;
— детский оздоровительно – образовательный лагерь;
— дворцы культуры, спорта.
Виды организации дополнительного профессионального образования
Академии повышения квалификации — ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.
Институты повышения квалификации — образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.
К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:
учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалифика-ции и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;
межотраслевые региональные центры повышения квалификации и про-фессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.
курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости — образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государствен-ное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими кон-сультативные, совещательные и иные органы
Государственное управление в сфере образования осуществляют на следующих уровнях:
Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования, например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзор).
К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера.
Второй уровень органов управления образованием — это органы государственной власти субъектов Российской Федерации власти в сфере образования (Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т. д.).
Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах и решаются вопросы регионального значения.
К третьему, местному, уровню относятся органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (управления образованием при местных администрациях, окружные управления образования, территориальные отделы).
На этом уровне решаются вопросы местного значения в сфере образования.
Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
Несовершеннолетний подросток может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
-
до достижения им возраста 18 лет,
-
но не более чем на 3 года.
Пребывание несовершеннолетнего подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается:
- в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении.
В случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему подростку:
-
продление срока пребывания несовершеннолетнего подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа
-
осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учебно-воспитательного учреждения
-
на основании мотивированного представления администрации этого учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения,
-
внесенного не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего подростка в указанном учебно-воспитательном учреждении.
При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать 3 лет.
В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним подростком соответствующих образовательных программ общего образования или завершения профессионального обучения
продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним подростком возраста 18 лет:
-
осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения
-
только на основании ходатайства несовершеннолетнего подростка.
Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа
Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа возможно в случае, если:
-
по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний подросток не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия, или
-
у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в таком учреждении;
-
другой причиной может быть его перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации.
Решение о досрочном прекращении пребывания в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании:
-
мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения;
-
либо на основании ходатайства несовершеннолетнего подростка, его родителей или иных законных представителей подростка при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.
Представление или ходатайство о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа:
-
может быть направлено в суд по месту нахождения учреждения
-
по истечении не менее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего подростка в указанное учреждение;
-
в случае отказа суда повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения решения суда.
Восстановление срока пребывания подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа
Суд вправе на основании представления администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних восстановить срок пребывания несовершеннолетнего подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случаях:
-
самовольного ухода несовершеннолетнего подростка из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;
-
невозвращения подростка в указанное учреждение из отпуска;
-
в других случаях уклонения несовершеннолетнего подростка от пребывания в указанном учреждении.