Содержание
- 39.) Учреждения социального обеспечения
- 1. Форма собственности учреждений
- 2.Типы учреждений
- Социальное обеспечение: что это?
- Организация социального обеспечения в современной России
- ВОПРОС 51: Какие отдельные группы населения государство выделяет, проявляя заботу об охране их здоровья ?
- Основные группировки населения
- Виды социального обслуживания
- Сущность социального обслуживания
- Формы социального обслуживания
- Виды социального обслуживания
- Классификация стационарных социальных учреждений
- Стационарные социальные учреждения для несовершеннолетних
- Стационарные социальные учреждения для совершеннолетних
- Понятие социального обслуживания населения, его принципы и формы
39.) Учреждения социального обеспечения
К учреждениям и предприятиям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие:
• комплексные центры социального обслуживания населения;
• территориальные центры социальной помощи семье и детям;
• центры социального обслуживания;
• социально-реабилитационные центры для несовершенно летних;
• центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
• социальные приюты для детей и подростков;
• центры психолого-педагогической помощи населению;
• центры экстренной психологической помощи по телефону;
• центры (отделения) социальной помощи на дому;
• дома ночного пребывания;
• специальные дома для одиноких престарелых;
• стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться в следующих формах:
• социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
• полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
• стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
• срочное социальное обслуживание;
• социально-консультативная помощь.
Учреждения социального обслуживания населения классифицируют по следующим основным признакам (критериям):
1.форма собственности учреждений;
2. типы учреждений;
3.виды учреждений;
4.категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях
1. Форма собственности учреждений
По форме собственности учреждения подразделяют на государственные и иных форм собственности (негосударственные).
1.1 Государственные учреждения — это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов.
1.2 Учреждения иных форм собственности (негосударственные) — это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
2.Типы учреждений
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
— стационарные;
— полустационарные;
— нестационарные;
— комплексные;
— учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
— учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
— учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
2.1 Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.
2.2 Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).
2.3 Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).
2.4 Комплексное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
2.5 Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.
2.6 Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
2.7 Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи — это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
>Организация социального обеспечения
Социальное обеспечение: что это?
Определение 1
Социальное обеспечение выступает в качестве предусмотренной законодательными органами власти системы, которая необходима для организации материального обеспечения и последующего обслуживания граждан, достигших определенного возраста (старости), а также в случае их болезни, частичной или полной утраты реализовывать трудовую деятельности, в случае потери кормильца. Также в рамки социального обеспечения вписываются семьи, в которых есть дети, но нет возможности обеспечить их полноценное существование (многодетные семьи, дети-сироты).
Право социального обеспечения – это отдельная отрасль российского права. Она представляет из себя целую совокупность норм, а также правовых статусов и институтов, которые регулируют отношения по материальному обеспечению за счет средств, хранящихся в государственных целевых внебюджетных фондах социального назначения. Иными словами, социальное обеспечение – это одна из распространенных адресных форм распределения материальных благ. Основная цель – удовлетворить наиболее жизненно важные личностные потребности:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Физические – поддержка физического здоровья, помощь в обеспечении услугами здравоохранения;
- Социальные – бесплатное образование, услуги в различных бюджетных организациях;
- Интеллектуальные – обеспечение доступности образования на каждом этапе развития и обучения человека.
Данные потребности присущи практически всем – старикам, людям с ограниченными возможностями, детям, иждивенцам и вынужденным переселенцам, безработным. Но стоит отметить, что каждый человек имеет право получить помощь и быть обеспеченным в целях восстановления здоровья и для последующего корректного воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов. Социальное обеспечение является выражением работы в рамках социальной политики государства на данном этапе его развития и деятельности.
Таким образом, социальное обеспечение – это форма выражения свойств и действий социальной политики государства. Оно направлено на материальное обеспечение конкретных категорий граждан (стариков, инвалидов, сирот, иждивенцев, многодетных семей) из средств государственного бюджета, а также специально отведенных внебюджетных государственных фондов. Происходит это в случае наступления таких событий в жизни человека, которые могут подкосить его социальное положение и нанести вред его жизнедеятельности в целом. Главная характеристика социального обеспечения – это его адресность, поскольку перед тем, как давать согласие по заявлениям, поданным в органы социального обеспечения, необходимо произвести проверки по данному вопросу и выявить действительность положения человека, который обратился за помощью.
Организация социального обеспечения в современной России
Социальное обеспечение граждан производится в соответствии с мероприятиями, которые предусматриваются в рамках законодательства, а также в рамках социальной политики нашей страны. Сегодня в России к системе социального обеспечения необходимо отнести все виды пенсионных выплат и льгот, пособий, компенсационных выплат. Сюда же относятся следующие элементы социального обеспечения:
- Социальное обслуживание граждан, наиболее нуждающихся в этом;
- Медицинская помощь категориям граждан, финансирование дорогостоящих лекарств или операций из государственного бюджета, или фондов внебюджетных организаций;
- Санаторно-курортное лечение для граждан, которые в большой степени нуждаются в этом по медицинским показаниям (вялотекущие хронические заболевания, послеоперационная реабилитация);
- Льготы для отдельных категорий граждан (выплаты субсидий и пособий гражданам, наиболее нуждающимся в этом).
Социальное обеспечение может различаться по своим формам. При этом под формами в целом подразумеваются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения в условиях современности. К довольно специфическим признакам форм социального обеспечения следует отнести такие, как система органов, которые осуществляют непосредственное социальное обеспечения; способ аккумуляции денежных средств, которые используются для того, чтобы предоставить социальное обеспечение нуждающимся особым категориям граждан. В-третьих, нельзя не отметить круг субъектов, которые получают помощь и обеспечиваются за счет средств, выделяемых определенным финансовым источником. К тому же, здесь исследователями учитываются виды обеспечения, производящиеся за счет конкретного источника для конкретного круга объектов социального обеспечения.
Формы постоянно меняются, поскольку изменениям подвергается и система социального обеспечения, и курс политики в этом плане. Поэтому сегодня, когда речь идет о централизованных формах социального обеспечения, то их следует подразделять на такие, как:
- Обязательное социальное страхование граждан и особых категорий населения;
- Социальное обеспечение за счет бюджетных средств – в данном случае оно предоставляется только особым категориям граждан, которые официально подтверждают свое сложное материальное и социальное положение;
- Смешанную форму социального обеспечения, которая принимается для определенных социальных субъектов. Здесь подразумевается финансирование и соответствующих фондов, социальная помощь в организации медицинского обслуживания, помощь в получении дополнительных услуг или финансового обеспечения (льгот, субсидий, пенсионных выплат и доплат к ним).
В настоящее время в России действует несколько фондов в качестве самостоятельных кредитно-финансовых систем. К ним относится Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также некоторые фонды обязательного медицинского страхования.
Замечание 1
В качестве основных поступлений для этих фондов выступают страховые взносы. Человек может обратиться в них и, в соответствии с законодательной системой, получить необходимую помощь, подтвердив перед этим документально свой социальный статус.
ВОПРОС 51: Какие отдельные группы населения государство выделяет, проявляя заботу об охране их здоровья ?
ОТВЕТ: Основы законодательства в разделе V выделяют права следующих групп населения:
семьи, беременных женщин и матерей;
несовершеннолетних;
граждан пожилого возраста, инвалидов;
военнослужащих, граждан, поступающих на военную службу по контракту и подлежащих призыву;
граждан при чрезвычайных обстоятельствах и в экологически неблагополучных районах;
задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест.
ВОПРОС 52: Какие права в области охраны здоровья имеет семья?
ОТВЕТ: Законодательство РФ о семье, материнстве и детстве основано на развитии ст. 38 Конституции РФ, в которой указано, что эти категории находятся под защитой государства.
Прежде всего при наличии медицинских показаний и социально значимых заболеваний каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, медико-психологическим аспектам семейно- брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации.
Семья имеет право на выбор семейного врача для обслуживания по месту жительства. Семья, имеющая детей (в первую очередь инвалидов, находящихся на попечении родителей), имеет право на льготы. Одному из родителей либо одному из членов семьи предоставляется право находиться с ребенком, независимо от возраста, в лечебном учреждении в течение всего времени лечения и выдается листок нетрудоспособности. Одному из членов семьи выдается пособие при карантине на весь период по уходу за ребенком до 7 лет, а от 7 до 15 лет не более 15 дней, если по медицинским показаниям не требуется большего срока. Следует отметить, что семья в РФ вообще находится под защитой государства. Отношения в семье, права и обязанности ее членов, формы и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и другие вопросы изложены в Семейном кодексе РФ № 223-Ф3 от 29.12.95 г. (с изм. от 27.06.98 г.). Кроме него, семейное законодательство состоит из федеральных законов и законов субъектов Федерации, Указов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, ведомственных нормативных документов.
ВОПРОС 53: Каковы права беременных женщин и матерей в области охраны здоровья?
ОТВЕТ: Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина до и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в государственных лечебно- профилактических учреждениях или в медицинских учреждениях муниципальной системы здравоохранения.
Во время беременности, в связи с рождением ребенка и во время ухода за больными детьми до 15 лет каждая женщина имеет право на получение пособия и оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется законодательством РФ.
Беременным женщинам, кормящим матерям и детям до 3 лет гарантируется полноценное питание. Помимо Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 23), различные льготы предусматриваются и в других федеральных законах: в КЗоТе, Семейном кодексе и нормативных актах. Например, Указы Президента РФ «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» № 1110 от 30.05.94 г., «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» № 337 от 4.03.93 г.
ВОПРОС 54: Какие права несовершеннолетних отмечены в законодательстве о здравоохранении?
ОТВЕТ: В основном они изложены в ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья граждан и включают: 1.
Диспансерное наблюдение в установленном МЗ РФ порядке. 2.
Медико-социальную помощь и питание на льготных условиях. 3.
Санитарно-гигиеническое образование, обучение, труд с учетом их физиологических особенностей. 4.
Бесплатную медицинскую консультацию. 5.
Получение необходимой доступной информации о состоянии здоровья.
Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития могут содержаться в учреждениях социальной защиты за счет средств бюджета всех уровней, различных фондов и средств родителей или опекунов. В других статьях Основ законодательства отмечается, что несовершеннолетние старше 15 лет имеют право на добровольное и информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.
ВОПРОС 55: Какие права по законодательству об охране здоровья имеют пожилые граждане и инвалиды?
ОТВЕТ: Граждане пожилого возраста имеют право на медицинскую помощь на дому и в лечебно-профилактических учреждениях; на лекарственное обеспечение, в том числе льготное, на основании медицинского заключения;
на санаторно-курортное лечение и бесплатную или льготную реабилитацию; на медико-социальную помощь в соответствующих учреждениях.
Инвалиды, в том числе дети, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение протезами, лекарствами, средствами передвижения на льготных условиях, профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные — на бесплатную медико-социальную помощь, на уход на дому, содержание в учреждениях социальной защиты населения. Порядок оказания помощи инвалидам определяется законодательством РФ и субъектов Федерации, в частности Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.95 г. (с изм. от 4.01.99 Г.).
Основные группировки населения
Такую сложную совокупность, как население, отдельные элементы которой обладают многими варьирующими признаками (показателями), невозможно изучить без распределения его на отдельные группы и подгруппы. Различного рода группировки населения дают представление о его составе по разным показателям.
Среди группировок в статистике населения в первую очередь выделяются сугубо демографические, к которым относятся группировки населения по полу, возрасту, семейному положению, национальности.
1. Группировка населения по полупозволяет определить численность (и долю) мужчин и женщин в общей численности населения.
В 1995г. мужчины – 47% и женщины — 53%. Между прочим, это соотношение в целом по стране довольно устойчиво, оно сохраняется для России на протяжении 80-х и 90-х гг. (и было таковым до войны 1941 — 1945 гг.).
Поэтому данная группировка более интересна по отдельным регионам, районам. Данные о половом составе, приведенные по территориям, дают представление о равномерном или неравномерном соотношении мужчин и женщин в отдельных регионах страны. В свою очередь, это соотношение часто зависит от производственного направления экономики района. Так, например, в районах, где преобладают такие отрасли, как угольная, нефтяная, металлургическая, доля мужчин обычно выше, чем в районах, где более развита легкая или текстильная промышленность.
Группировка по полу обязательно дается в комбинации с другими группировочными признаками (возраст, социальный статус, образование и др.).
-
Группировка населения по возрасту
Для решения многих практических задач необходимо определить различные возрастные контингенты: ясельный, дошкольный, школьный; численность населения в трудоспособном возрасте, моложе и старше трудоспособного возраста; численность лиц избирательного возраста и др.
Все возрастные группировки населения распределяются по одногодичным возрастным группам, на основе которых могут быть построены любые интервальные группы.
Распределение постоянного населения по возрастным группам
(тыс человек) |
|||
1979 г |
1989 г |
1998 г |
|
Все население |
|||
В том числе |
|||
в возрасте, лет |
|||
0 — 4 |
|||
5 — 9 |
|||
10 — 14 |
|||
15 — 19 |
|||
10 — 24 |
|||
25 — 29 |
|||
30 — 34 |
|||
35 — 39 |
|||
40 — 44 |
|||
45 — 49 |
|||
50 — 54 |
|||
55 — 59 |
|||
60 — 64 |
|||
65 — 69 |
|||
70 и старше |
|||
Из общей численности |
|||
население в возрасте |
|||
моложе трудоспособного |
|||
трудоспособном |
|||
старше трудоспособного |
В табл. возрастные группы даны в виде пятилетних интервалов Дополнительно выделены три группы населения: моложе трудоспособного возраста, т. е. лица до 16 лет; в трудоспособном возрасте (мужчины 16—59 лет и женщины 16—54 лет); старше трудоспособного возраста.
Сопоставляя численность населения за пределами трудоспособного возраста с численностью населения в трудоспособном возрасте, можно определить коэффициент нагрузки трудоспособного населения.
Так, в 1979 г. коэффициент нагрузки трудоспособного населения был равен:
В 1989 г. этот коэффициент составил:
в 1998 г.:
т. е. нагрузка на население в трудоспособном возрасте возросла.
Группировка по возрасту строится как для всего населения, так и для мужчин и женщин, для городского населения, сельского и др.
Особый интерес представляет группировка по полу и возрасту. Для наглядности данные о половозрастном составе населения изображают графически в виде так называемой «половозрастной пирамиды». В этой пирамиде (графике) по вертикали строится шкала возрастных групп (по возрастанию снизу вверх), по обе стороны которой откладываются полоски, длина которых соответствует численности лиц каждого интервального возраста (влево — мужчин, вправо — женщин), при условии равных интервалов. В случае неравных возрастных интервалов длина полосок принимается в расчете на интервал возраста в 1 год, т. е. как плотность распределения.
На рис. приведена возрастно-половая пирамида населения России на начало 1999 г.
3. В любом государстве проживают лица разных национальностей, поэтому при разработке материалов переписей, как правило, дается распределение населения по национальному составу.
При изучении национального состава населения обычно учитывается и язык, которым пользуются отдельные национальности. Так, например, при разработке материалов микропереписи населения России в 1994 г. определяли, сколько лиц из 1000 человек каждой национальности пользуются языком своей национальности и сколько — русским: дома, в учебном (дошкольном) заведении, на работе.
4 Важное значение в статистике населения имеет группировка населения по семейному состоянию.
Материалы переписей поэтому вопросу могут разрабатываться по-разному. Иногда просто определяют число лиц, состоящих и не состоящих в браке, например, при переписи населения 1939, 1959, 1970 гг. в бывшем СССР. При таком делении последняя группа объединяет и овдовевших, и разведенных, и тех, кто еще не вступал в брак, т. е. эта группа весьма неоднородна по своему составу.
Более полное и правильное представление о семейном состоянии дает группировка, при которой выделяются лица:
никогда не состоявшие в браке,
состоящие в браке (из них в зарегистрированном и в незарегистрированном),
овдовевшие,
разведенные,
разошедшиеся.
Эти подгруппы выделяются отдельно для мужчин и женщин разных возрастных групп начиная с 16 лет.
Помимо перечисленных выше сугубо демографических группировок, в статистике разрабатывается целый ряд группировок по другим показателям как для всего населения в целом, так и для отдельных его контингентов.
Так, среди лиц трудоспособного возраста определяют прежде всего численность занятых в экономике и безработных. В свою очередь, для занятого населения применяется группировка по отраслям и секторам экономики, по отдельным отраслям промышленности или производствам, по занятиям и пр. Причем группировка по отраслям экономики и производствам объединяет лиц разных профессий, работающих в одной отрасли (производстве), а группировка по занятиям — лиц, выполняющих одинаковую работу, независимо от места их работы. В случае если человек имеет несколько занятий одновременно, то при переписи (или ином учете) учитывается одно главное занятие, приносящее наибольший доход.
Важное значение имеет группировка населения по источникам средств существования.На протяжении многих лет в бывшем СССР в статистике выделялись: работающие в народном хозяйстве (кроме занятых только в личном подсобном хозяйстве); стипендиаты; пенсионеры и другие лица, находящиеся на обеспечении государства; иждивенцы отдельных лиц, а также члены семей колхозников, рабочих и служащих, занятых в личном подсобном хозяйстве; лица, имеющие другие источники средств существования.
На основе данной группировки в советской статистике строилась и группировка населения по социальному статусу,в которой с 1939 г. выделялись следующие социальные группы: рабочие и служащие (из них рабочие); колхозное крестьянство и кооперированные кустари; крестьяне-единоличники и некооперированные кустари. Эта группировка охватывала все население. При этом иждивенцы отдельных лиц относились к социальной группе кормильца, пенсионеры и учащиеся — к группе, к которой они относились до ухода на пенсию или до учебы.
В условиях перехода к рыночным отношениям такая группировка населения по социальному статусу, естественно, не может считаться достаточной. Она дорабатывается, и, к сожалению, в настоящее время в официальном статистическом ежегоднике эти данные не публикуются.
При разработке материалов переписей населения большое внимание уделяется характеристике уровня образованиявсего населения (//занятого): высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее.
Население по уровню образования распределяется отдельно для городского и сельского населения, для мужчин и женщин, для отдельных национальностей, для занятого населения, для отдельных отраслей экономики, занятий и др.
Иногда группы по уровню образования даются несколько укрупнено. В табл. приведено распределение занятого населения России по уровню образования на конец октября 1994 г.
Распределение численности занятого населения Российской Федерации по образованию в 1994 году (по данным выборочного обследования населения, в процентах)
В том числе |
|||
мужчины |
женщины |
||
Занятое население — всего |
|||
В том числе с образованием |
|||
высшим |
18,1 |
16,8 |
19,6 |
средним специальным и общим |
66,2 |
64,3 |
66,2 |
не имеют полного среднего |
15,7 |
18,9 |
12,2 |
Как видно из табл., среди занятого населения доля лиц с высшим и средним образованием у женщин выше, чем у мужчин.
Перечисленные выше распределения численности населения являются основными, недалеко не исчерпывающимися. Те или иные группы населения при разработке материалов переписей выделяются в зависимости от программы переписного листа, т. е. перечня вопросов, включенных в него, а также задач, поставленных при разработке материалов переписи.
Виды социального обслуживания
Законодательство о социальном облуживании четко не выделяет его виды и формы. Статья 16 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 устанавливает следующие формы социального обслуживания: 1) социальное обслуживание на дому; 2) полустационарное социальное обслуживание; 3) стационарное социальное обслуживание; 4) срочное социальное обслуживание; 5) социально-консультативная помощь.
ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 (глава 2) закрепляет виды социального обслуживания: 1) материальная помощь; 2) социальная помощь на дому; 3)социальное обслуживание в стационарных помещениях; 4) предоставление временного приюта; 5) дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; 6) консультативная помощь; 7) реабилитационные услуги. Таким образом, законодатель в одном случае называет одни и те же категории обслуживания видами обслуживания, а в другом — формами. В литературе также нет четкого разграничения этих понятий.
А.Л.Благодир подразделяет виды социального обслуживания на «классические» и «неклассические». К классическим относят стационарное, полустационарное, социальное обслуживание на дому, срочную и консультативную помощь, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь, содержание детей в детских учреждениях. К неклассическим видам относит социальное обслуживание беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, пострадавших от межнациональных и межэтнических конфликтов, медицинскую помощь и лечение. Однако в этой же работе («Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения») она называет виды социального обеспечения его формами.
Э.Г.Тучкова и М.Л.Захаров подразделяют виды социального обслуживания на наиболее значимые (реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов; протезно-ортопедическую помощь обеспечение инвалидов транспортными средствами; социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; социальное обслуживание детей), сквозные (материальная помощь) и незначимые. Предлагаемая авторами классификация видов социального обслуживания не совсем удачна. Существующее в современной России социальное обслуживание нуждается в более четкой организационно-правовой классификации, которую можно проводить по различным основаниям: по видам социального обслуживания, по субъектам, предоставляющим обслуживание, по источникам приобретения прав на обслуживание, по условиям предоставления социальных услуг, по форме предоставления социальных услуг, по объему предоставляемых услуг.
Стационарное обслуживание: направлен на оказание разносторонней помощи социально-бытового характера в специализированных учреждениях (вне дома) и включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечения ухода и медицинами помощи, организацию их отдыха и досуга.
Полустационарное обслуживание: предполагает комбинирование обслуживания на дому и в специализированных учреждениях; нацелено на предоставление услуг социально-бытового, медицинского, культурного характера, организацию питания, отдыха, обеспечения участия граждан в посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
Надомное обслуживание: включает в себя предоставление комплекса социальных услуг по месту жительства гражданина: ‘организацию питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; помощь в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные социальные услуги.
Социально-консультативная помощь: этот вид обслуживания оказывается клиентам социальных служб в форме консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Реабилитационное обслуживание: включает в себя обслуживание для специальных субъектов, нуждающихся в восстановлении утраченных прав и функций организма.
1) реабилитация инвалидов: этот вид социального обслуживания получил широкую правовую регламентацию законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995, основой для которых стала Конвенция МОТ №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», ратифицированная в РФ 03.06.1988.
включает в себя комплекс мероприятий: социально-медицинских, профессиональных, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма; восстановление и компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности; предоставление протезно-ортопедической помощи, обеспечение транспортными средствами.
2) реабилитация детей: социальное обслуживание детей дошкольного и школьного возраста в детских учреждениях предусмотрено в Семейном кодексе РФ (гл.21), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07. 1998. Эти акты предусматривают оказание детям, потерявшим одного или обоих родителей, подвергшимся насилию в семье, различного рода помощи: социально-бытовой, психолого-педагогической, услуг по социальной адаптации и социальной реабилитации. Детям-инвалидам дополнительно предоставляются протезно-ортопедическая помощь, выдача средств передвижения и пр.
3)реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию: услуги предоставляются беженцам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим от межэтнических и межнациональных конфликтов, от военных конфликтов, от радиационных и техногенных катастроф.
Социальное обслуживание беженцев и вынужденных переселенцев регулируется ФЗ «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», постановлением Правительства РФ «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами» и иными нормативными актами. На период нахождения их в центрах временного пребывания им предоставляется временное жилье, коммунальные услуги, обеспечение питанием. Соответствующие комплексы услуг предоставляются и лицам, пострадавшим от военных конфликтов, национальных и межэтнических отношений, от радиационных и техногенных катастроф.
Внутри основных указанных видов социального обслуживания существуют подвиды, которые делятся по субъектам обслуживания (инвалиды, дети, беженцы и пр.). Каждый вид и подвид содержат определенный комплекс услуг.
При соотнесении видов социального обслуживания с их субъектами происходит разделения на обеспечительные и реабилитационные виды социального обслуживания: 1) к обеспечительным можно отнести те, которые предназначены для обеспечения лиц, попавших под воздействие наступившего социального риска (стационарное, полустационарное, на дому, социально-консультативное обслуживания); 2) к реабилитационному виду можно отнести реабилитационное обслуживание инвалидов, детей, вынужденных переселенцев, беженцев, попавших в чрезвычайную ситуацию.
Современное социальное обслуживание можно классифицировать и по видам субъектов, предоставляющих социальное обеспечение, однако это достаточно затруднительно, т.к. к оказанию социальной помощи в различной степени причастны многие субъекты государственных, муниципальных и частных организаций.
>Социальное обслуживание, его формы и виды
Сущность социального обслуживания
Социальное обслуживание – это функционирование социальных служб по оказанию социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогической помощи и поддержки; по проведению реабилитации и социальной адаптации граждан; предоставлению материальной помощи определенным категориям населения, пребывающих в трудной жизненной ситуации.
Замечание 1
Социальное обеспечение, согласно ст. 39 Конституции РФ, гарантируется и предоставляется: по достижении пенсионного возраста; при болезни, инвалидности; при потере кормильца и т.д.
Понятие «социальное обслуживание» тесно связано со следующими пересекающимися понятиями:
- Социальная защита. Представлена системой мероприятий, направленных на обеспечение минимально достаточных и гарантированных условий жизнедеятельности, деятельного существования человека, для поддержания его жизнеобеспечения и реализуемых различными структурами общества.
- Социальная поддержка – это специальные меры по поддержанию условий, необходимых и достаточных для существования так называемых «слабых» социальных групп, семей, отдельных граждан, испытывающих трудности в своей жизнедеятельности.
- Социальная помощь. Характеризуется предоставлением социальной службой системы социальных мер в виде поддержки, содействия, услуг отдельным гражданам или социальным группам для смягчения и преодоления сложных жизненных ситуаций, для поддержания полноценной жизнедеятельности, социального статуса и адаптационных процессов в обществе.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Цель социальной работы – оптимизировать реализацию субъективной роли людей во всех сферах общественной жизни в процессе обеспечения граждан, социальных групп и различных слоев в обществе.
Социальное обслуживание направлено как на осуществление мер социальной поддержки отдельных социальных групп, так и реализацию мер по социальной защите всего населения.
Формы социального обслуживания
Для осуществления социального обслуживания в настоящее время существуют специализированные учреждения, составляющие основу социальных служб.
Все социальные учреждения от специализации и категории граждан носят типовые наименования и включают:
- специализированные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты и пансионаты для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда; реабилитационные центры; психоневрологические интернаты; дома-интернаты милосердия; дома-интернаты малой вместимости; геронтологические и геронтопсихиатрические центры; социально-оздоровительные центры;
- учреждения социального обслуживания, предоставляющих жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования (социальные квартиры, дома для одиноких престарелых граждан);
- учреждения полустационарного социального обслуживания на дому;
- учреждения социального обслуживания, оказывающие консультативную помощь.
Виды социального обслуживания
Учреждения социального обслуживания предоставляют разны виды социальных услуг с учетом возраста граждан, состояния их здоровья, окружающей обстановки и т.д.
Существуют различные виды социального обслуживания:
- Социально-бытовые услуги. Основная функция – поддержание жизнедеятельности граждан в быту: содействие в получении преимуществ и льгот в социально-бытовом обеспечении; предоставление помещений для организации лечебных и реабилитационных мероприятий, бытового и культурного обслуживания, учебной и лечебно-трудовой деятельности; предоставление одежды и обуви, постельных принадлежностей; оказание социальных услуг в стационарных учреждениях индивидуального гигиенического характера лицам, не способным выполнять обычные процедуры по состоянию здоровья; предоставление транспорта и помощь при транспортировке; организация ритуальных услуг и т.д.
- Социально-медицинские услуги. Ориентированы на поддержание и по возможности — улучшение здоровья граждан: предоставление санитарно-гигиенических услуг (обмывание, обтирание, причесывание, гигиенические ванны и др.); содействие в проведении медико-санитарной экспертизы; госпитализация в лечебно-профилактические учреждения; организация медицинского консультирования; содействие в прохождении диспансеризации; содействие в получении протезно-ортопедической, зубопротезной, слухопротезной помощи; организация медико-санитарного обследования; организация лечебно-трудовой деятельности; организация экстренной медицинской помощи и многое другое.
- Социально-психологические услуги. Направлены на организацию мероприятий по коррекции психологического состояния граждан: психологическая диагностика и коррекция; социально-психологическое консультирование; социально-психологический патронаж; психотерапевтическая помощь; психологические тренинги; экстренная медицинско-психологическая помощь; предоставление психологической помощи (общение, беседы, подбадривания, мотивация к активности и т.д.).
- Социально-педагогические услуги. Включают мероприятия, направленные на профилактику девиаций в поведении и нарушений личного развития граждан: социально-педагогические консультирование, диагностика и обследование; педагогическая коррекция; социально-педагогический патронаж; анимационные услуги (посещение театров, выставок, экскурсии, организация праздников и др.); обучение инвалидов применять технические средства реабилитации; профессиональное консультирование и профессиональная реабилитация инвалидов; содействие в организации для детей-инвалидов обучения на дому и т.д.
- Социально-экономические услуги. Их цель – поддержание и улучшение жизненного уровня населения. К социально-экономическим услугам относятся: содействие в получении пособий, льгот, консультаций, алиментов и др.; оказание материальной помощи; содействие в обеспечении слуховыми аппаратами, протезно-ортопедическими изделиями, очками; улучшение жилищных условий; консультирование по вопросам самообеспечения, развития семейного предпринимательства; содействие в трудоустройстве и т.д.
- Социально-правовые услуги. Направлены на изменение или поддержание правового статуса, защиту законных прав граждан, оказание юридической помощи. К социально-правовым услугам относятся: консультирование по вопросам, относящихся к правам на социальное обслуживание; оказание помощи в подготовке жалоб на бездействие или определенные действия работников социальных служб; помощь в оформлении документов; консультирование по поводу пенсионного обеспечения; содействие в получении льгот и преимуществ, установленных законодательством; содействие в получении медицинского полиса и т.д.
Замечание 2
Все перечисленные социальные услуги предоставляются в стационарных, полустационарных, нестационарных учреждениях, в комплексных учреждениях, на дому, а также гражданами, занимающимися предпринимательством в сфере социального обслуживания.
Определение 1
Стационарное социальное обслуживание – это разновидность социальных услуг, направленная на оказание помощи пожилым и инвалидам (наблюдение и уход), которые не в состоянии обслуживать себя (частично либо полностью), в условиях стационарных учреждений.
В стационарных учреждениях предусмотрены условия жизни, соответствующие возрасту и физическому состоянию проживающих; оказывается помощь медицинского и психологического характера; осуществляется питание и уход; организовываются мероприятия отдыха и досуга, а также посильная трудовая деятельность.
Порядок осуществления стационарного социального обслуживания устанавливается федеральными законами: №442-ФЗ «Об основах социального облуживания граждан в Российской Федерации» (от 28.12.2013 г.) и №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 02.08.1995 г.) с изменениями. Также разработаны Инструкции, содержащие исчерпывающий перечень медицинских показаний и противопоказаний к размещению в дома-интернаты. Данные инструкции являются основанием для приема в стационарные социальные учреждения.
Размещению в стационарных социальных учреждениях подлежат лица пожилого возраста (для женщин – достигшие 55 лет; для мужчин – достигшие 60 лет), инвалиды совершеннолетнего и несовершеннолетнего возраста.
Классификация стационарных социальных учреждений
Различают следующие виды стационарных учреждений социального обслуживания:
- в зависимости от того, на обслуживание какой категории населения направлена деятельность учреждения, различают стационарные учреждения:
- общего типа;
- психоневрологические;
- специальные;
- в зависимости от того, каков возраст лиц, обслуживаемых в учреждении, различают стационарные учреждения:
- для детей-инвалидов;
- для инвалидов;
- для лиц пожилого возраста;
- для лиц пожилого возраста и инвалидов;
- по продолжительности получения социальных услуг различают стационарные учреждения:
- оказывающие услуги на постоянной основе круглосуточно (сюда относятся интернаты для престарелых и инвалидов, интернаты психоневрологической направленности;
- интернаты для детей с умственной отсталостью; интернаты для детей, имеющих физические недостатки);
- оказывающие услуги круглосуточно в течение определенного срока (например, социальный приют для лиц, не достигших совершеннолетия).
Стационарные социальные учреждения для несовершеннолетних
Дети-инвалиды, нуждающиеся в круглосуточном специализированном уходе и наблюдении, направляются на проживание в стационарные социальные учреждения (детские дома-интернаты) при наличии письменного заявления законных представителей (родителей или иных лиц).
Дети-инвалиды, имеющие физические недостатки, и дети-инвалиды с умственной отсталостью размещаются в разных домах-интернатах: совместное проживание детей из разных групп на одной территории недопустимо.
Малолетние дети-инвалиды, не достигшие возраста 4 лет, размещаются в специализированных домах ребенка, подведомственных органам здравоохранения.
Дома-интернаты для умственно отсталых детей
В данные стационарные учреждения размещаются дети, находящиеся в возрасте от 4 до 18 лет, имеющие патологии в умственном развитии и психические хронические заболевания, в связи с чем нуждающиеся в постоянном наблюдении, помощи в самообслуживании, быту и специализированной медицинской помощи.
Согласно вышеупомянутой медицинской Инструкции показаниями к размещению в дома-интернаты для детей с умственной отсталостью являются:
- олигофрения (степень имбецильности);
- слабоумие вследствие перенесенных поражений головного мозга;
- умственная отсталость всех степеней (в том числе с наличием нарушений двигательной функции) и пр.
Противопоказаниями, согласно Инструкции, к размещению в указанных учреждениях являются:
- заболевания психики, которые сопровождаются серьезными нарушениями влечения;
- заболевания психики, сопровождающиеся поведенческими реакциями, имеющими опасность для ребенка и окружающих;
- заболевания психики, совместимые с получением образования ребенком в общеобразовательных школах и пр.
Дома-интернаты для детей с физическими недостатками
В данные учреждения дети размещаются также на основании заявления родителей или законных представителей. Показанием к размещению в дом-интернат для детей с физическими недостатками является наличие серьезных функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, приведших к невозможности передвижения и обслуживания себя без посторонней помощи, при полной сохранности интеллекта. Перечень заболеваний, являющихся показанием для размещения детей в подобных учреждениях, также определен Инструкцией:
- церебральные параличи различного происхождения;
- последствия после перенесенного полиомиелита и пр.
Права детей, проживающих в стационарных социальных учреждениях
Дети, помещенные в стационарные социальные учреждения, имеют право на:
- проживание в условиях надлежащего уровня (с соблюдением санитарно-гигиенических норм);
- получение надлежащего ухода и необходимой медицинской помощи;
- прохождение социальной адаптации;
- свободу от наказаний. Недопустимо использование представителями стационарных учреждений принудительных форм воздействия (физическое сдерживание, лекарственные препараты, изоляция) для создания удобства для персонала или для наказания проживающих за нежелательное поведение;
- получение образования, в том числе приобретение профессиональных навыков, согласно индивидуальному уровню физических возможностей и интеллекта. С этой целью на базе стационарного учреждения создаются различные виды образовательных отделений: классы, группы и мастерские;
- по достижении совершеннолетия дети из домов-интернатов (сироты и оставшиеся без попечительства родителей) имеют право на получение жилья вне очереди, если состояние их здоровья и интеллекта позволяет реализовать самостоятельный образ жизни.
Стационарные социальные учреждения для совершеннолетних
В данные учреждения помещаются лица пожилого возраста и инвалиды в возрасте от 18 лет, не владеющие возможностью полностью или частично обслуживать себя в быту и имеющие потребность в постоянном постороннем уходе.
Замечание 1
Выдачей путевок на размещение в учреждения социального обслуживания занимается служба социального обеспечения на основании заявления и данных медицинской карты.
В стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов осуществляются меры по организации адекватных уровню здоровья и возрасту условий, проведению мероприятий по социально-медицинской реабилитации, уходу, медицинских процедур, а также организации досуга.
Размещению в специальные дома-интернаты (специальные отделения) подлежат пожилые и инвалиды, за которыми установлен административный надзор (например, закончившие отбывать срок в местах лишения свободы), судимые, привлекаемые за бродяжничество и попрошайничество и пр. Указанные категории лиц принимаются на проживание в стационарные учреждения по их личному желанию (по направлению органами внутренних дел) и при отсутствии медицинских противопоказаний согласно порядку, установленному органами исполнительной власти.
Одинокие престарелые могут быть помещены в специальные дома для престарелых – учреждения, где на постоянной основе проживают одинокие граждане или супружеские пары пенсионного возраста, имеющие полностью или частично возможность самообслуживания, но испытывающие потребность в подходящих жизненных условиях.
Замечание 2
Если лицам, находящимся в стационарных социальных учреждениях, требуются специализированные медицинские услуги, они направляются в соответствующие государственные медицинские организации, при этом оплата за оказанную медицинскую помощь происходит за счет бюджета и средств медицинского страхования.
Граждане, помещенные в стационарные социальные учреждения, имеют право заключать трудовые договора на выполнение посильной работы. Проживающие в стационарных учреждениях также могут по собственному желанию принимать участие в лечебно-трудовой деятельности: принудительные меры в данном вопросе недопустимы.
Права пожилых и инвалидов, проживающих в стационарных социальных учреждениях
Лица пожилого возраста и инвалиды, размещенные на постоянное пребывание в стационарные социальные учреждения, имеют право:
- проживать в условиях надлежащего уровня (с соблюдением санитарно-гигиенических норм);
- получать надлежащий уход и необходимую медицинскую помощь;
- проходить социальную адаптацию;
- на добровольной основе принимать участие в лечебно-трудовой деятельности, соответствующей уровню здоровья и личным интересам;
- проходить медико-социальную экспертизу, чтобы установить или изменить группу инвалидности;
- на свободное общение и свободное посещение третьими лицами (в том числе общение по телефону, интернету и пр.);
- на получение юридической помощи бесплатно;
- на свободу от наказаний.
Понятие социального обслуживания населения, его принципы и формы
Социальное обслуживание в праве социального обеспечения является самостоятельным правовым институтом, имеет свой обособленный комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в предоставлении таких услуг.
В научной литературе при определении понятия социального обслуживания его рассматривают в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, как экономическую, а с другой — как правовую категории.
Экономическая наука исходит, прежде всего, из того, что оказываемые в процессе социального обслуживания услуги являются разновидностью потребительской стоимости и потому не могут не иметь определенного влияния на благосостояние людей.
Услуга — такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (их оказывает просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т.п.).
В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также раскрывается понятие «социальные услуги», которые представляют собой действия но оказанию помощи клиенту социальной службы, т.е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание характеризуется предоставлением социальных услуг в натуральной (неденежной) форме. Так, гражданин пожилого возраста, полностью или частично утративший способность к самообслуживанию, нуждается в первую очередь в предоставлении услуг по обеспечению его жизнедеятельности (питание, уход, уборка жилого помещения, стирка белья и т.д.), предоставление которых он не сможет организовать без посторонней помощи. Кроме того, отличительной особенностью социальной услуги является то, что действия по ее оказанию направлены не только на преодоление трудной жизненной ситуации, но и на ее прогнозирование и профилактику.
Таким образом, социальная услуга — это действия, направленные на удовлетворение потребностей граждан и (или) семей, совершаемые в их интересах в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией, а также по ее прогнозированию и профилактике.
Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, предоставляющие социальные услуги, с другой стороны, клиент социальной службы — гражданин (семья), находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги. При этом иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют право пользоваться теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации.
Основанием для предоставления социальных услуг является наступление конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов), которые в законодательных актах о социальном обслуживании определены как трудная жизненная ситуация.
Трудная жизненная ситуация — обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), которое (или последствия которого) он (она) не может преодолеть самостоятельно.
В литературе понятие «жизненные ситуации» включает в себя совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизни. Разделяют следующие жизненные ситуации: нормальные (устоявшиеся) и проблемные (трудные). Трудными называют ситуации, когда возникает нарушение порядка течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему без чьей-либо помощи. Наступление такой ситуации характеризуется следующими признаками: нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность в развитии событий; возникновение новой системы требований к субъекту; возникновение стрессовых состояний человека.
В качестве оснований, когда гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, выступают: частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью; сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей), наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью; наличие в семье инвалидов и/или детей-инвалидов; признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке; отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы; ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц; последствия производственной травмы и профессионального заболевания; потеря кормильца; вынужденная смена страны постоянного проживания; период беременности и кормления ребенка; устойчивая психическая зависимость; последствия насилия или ситуаций, связанных с риском для жизни, и другие обстоятельства.
Действительно, не всегда в указанных случаях по объективным причинам гражданин может самостоятельно, без посторонней помощи преодолеть трудные жизненные ситуации, что приводит к необходимости государственного вмешательства с целью оказания помощи в их преодолении. Например, потеря кормильца не может быть компенсирована назначением гражданину пенсии по случаю потери кормильца. Как правило, потеря близкого человека сопряжена с нравственными страданиями, которые гражданин не может преодолеть без оказания ему психологических услуг. Ущерб, нанесенный гражданину в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, приводит к необходимости оказания срочных социальных услуг по организации питания пострадавших, обеспечения одеждой, предметами первой необходимости.
Исходя из определения трудной жизненной ситуации следует, что клиентами социальной службы могут быть как отдельные граждане, так и семьи.
Следует выделить следующие категории граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг:
1) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);
2) граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
3) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и беспризорные дети, несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье (психическому или физическому насилию);
4) малообеспеченные;
5) граждане без определенного места жительства и занятий;
6) женщины, подвергшиеся психическому или физическому насилию;
7) граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);
8) другие категории граждан, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в предоставлении социальных услуг.
К семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, относятся:
1) находящиеся в социально опасном положении (семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними);
2) имеющие в своем составе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) малообеспеченные;
4) состоящие из одних пенсионеров (семьи, в состав которых входят пожилые и инвалиды, одинокие супружеские пары, и др.);
5) оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);
6) имеющие в своем составе детей-инвалидов;
7) имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;
8) другие категории семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в предоставлении социальных услуг.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями в сфере социального обслуживания по созданию специальных служб и управлению государственной системой социальных служб, а также непосредственно осуществляют мероприятия в сфере социального обслуживания. Так, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда; органами образования, социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивается воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Социальное обслуживание осуществляется предприятиями, оказывающими населению социальные услуги, и учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности, к которым относятся:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Таким образом, социальное обслуживание населения -деятельность, осуществляемая уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, иными уполномоченными организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, но предоставлению социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, и (или) семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг для преодоления трудной жизненной ситуации.
Вопрос 62
1.Профессиональнаяподготовкаинвалидов осуществляется в учебных заведениях общего и специального, типа, а также непосредственно на предприятиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (в том числе по индивидуальному графику, занятия на дому, экстернат, заочная форма обучения и т. д.).
Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов осуществляются в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда2.
2.Трудоустройствоинвалидов гарантируется системой гарантий (например установление квоты для приема на работу инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; создание иных условий труда для инвалидов и др.), а также системой мер экономического стимулирования (например осуществление льготной финансово-кредитной
1 См. Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» от 6.03.92 № 2464-1.
2
См. Указ Президента РФ «О,мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.93 №
политики в отношении спецпредприятий, применяющих труд инвалидов; стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; создание условий для предпринимательской деятельности):
организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливаетсяквотадляприеманаработуинвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%]);
общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов;
в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ;
в случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливаютсясокращенныйрабочийдень(не более 35 часов в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней);
рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организацияхдолжнысоответствоватьспециальнымтребованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от группы инвалидности.
Вопрос 63