Учреждение дополнительного образования детей

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Типология учреждений

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

  • центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
  • дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  • детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
  • детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
  • специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
  • детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:

  • Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т. д.)
  • Детский парк
  • Музей (детского творчества, литературы и искусства).
  • Детский оздоровительно-образовательный лагерь.
  • Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Кроме того, с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:

  • Детская картинная галерея переименована в Детскую студию (по различным видам искусств).
  • Комната школьника, позже ставшая Детским (подростковым) клубом.
  • База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) — переименованный в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
  • Детский стадион — переименованный в Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).
  • Детская железная дорога.

Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины, по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.

История развития учреждений дополнительного образования в России

Основная статья: Дополнительное образование детей

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений.

> Литература

Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.

См. также

  • Дворец пионеров и школьников имени Аркадия Петровича Гайдара
  • Московский городской дворец детского (юношеского) творчества
  • Минский государственный дворец детей и молодежи
  • Дворец пионеров
  • Геологическая школа МГУ
  • Малый мехмат. Заочное отделение
  • Дополнительное образование детей

Примечания

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» // Российская газета — Федеральный выпуск № 5859 (186), 15 августа 2012 г.
  2. Федеральное агентство по образованию РФ

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

  • Среднее профессиональное образование
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  • Высшее образование
    • программы бакалавриата
    • программы специалитета
    • программы магистратуры
    • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • программы асситентуры-стажировки
    • программы ординатуры

  • Дополнительное образование детей и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы
  • Дополнительное профессиональное образование
    • программы повышения квалификации
    • программы профессиональной переподготовки

  • Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Направления образования в России

  • Дошкольная образовательная организация
    • ясли, детский сад
  • Общеобразовательная организация
    • школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус
  • Профессиональная образовательная организация
    • колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище
  • Образовательные организации высшего образования
    • вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет
  • Организация дополнительного образования
    • учреждения дополнительного образования детей
  • Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации

  • Органы управления образованием в России
    • федеральный уровень
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  • ФГОС
  • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям
  • Лицензирование образовательной деятельности
  • Аккредитация
  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Аттестация выпускников
    • ЕГЭ, ОГЭ, итоговая государственная аттестация студентов вузов

Организация образования в России
Типы образовательных организаций Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России

История образования в России
Этапы

Учреждения дополнительного образования

Смотреть что такое «Учреждения дополнительного образования» в других словарях:

  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним… … Педагогический словарь

  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — – образовательные учреждения – дворцы, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры традиционной культуры, народных ремесел и другие, обеспечивающие условия для личностного развития, укрепления здоровья … Терминологический ювенологический словарь

  • Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ … Официальная терминология

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения образовательных… … Профессиональное образование. Словарь

  • Учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение,реализующее дополнительные учебные программы различной направленности,выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Учреждение дополнительного образования детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

  • Центр дополнительного образования одарённых школьников — Центр дополнительного образования одарённых школьников … Википедия

  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права

  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Большой юридический словарь

  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей — 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется учреждение) тип образовательного учреждения, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных… … Официальная терминология

Складывается впечатление, что российское образование (да и мировое тоже) состоит сплошь из аббревиатур. Сложней всего в них разобраться молодым педагогам и родителям. И если многим известно, что такое ОГЭ и ЕГЭ, то о НИКО или о ВПР имеется смутное представление. Представляем вашему вниманию удобный гид по образовательным сокращениям:

ГИА – Государственная итоговая аттестация, проходит в конце учебного года среди 9 (ОГЭ) и 11 (ЕГЭ) классов средних и общих общеобразовательных школ для установления уровня образования учащихся и для дальнейшей выдачи аттестата.

ОГЭ – Основной государственный экзамен, сдаётся всеми учащимися без исключения в 9-м классе. Количество обязательных к сдаче предметов – четыре. Русский язык, математика и два предмета на выбор. Если не получилось сдать один или два предмета, можно прийти на пересдачу в резервные дни, а если больше, то только в следующем году. И так до тех пор, пока все предметы не будут сданы хотя бы на удовлетворительную оценку.

ЕГЭ – Единый государственный экзамен предназначен для учеников 11-х классов, перед поступлением в вуз. Два обязательных предмета – русский и математика. Остальные предметы на выбор и по желанию ученика.

ГВЭ – Государственный выпускной экзамен. Это схожее мероприятие с ОГЭ, отличается только тем, что проводится для определенных категорий учащихся – детей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто находится в местах заключения. Обязательными предметами являются русский и математика, остальные предметы сдаются по желанию ученика.

ППЭ – пункт проведения экзамена. Относится к ОГЭ и ЕГЭ.

ГЭК – государственная экзаменационная комиссия.

НИКО – Национальное исследование качества образования начато по инициативе Рособрнадзора в 2014 году и осуществляется среди 5-х и 8-х классов, проверяя уровень образования учащихся по разным предметам.

ВПР – Всероссийские проверочные работы. Проводятся для проверки успеваемости учащихся старших классов (10-11). Основная цель ВПР – самоанализ эффективности образовательного процесса в школе, а также позволяет настроить школьников на изучение всех предметов, а не только тех, которые они выбрали для сдачи на ЕГЭ.

ЕФОМ – единый федеральный оценочный материал. С июня этого года педагоги проходят новую проверку на знание собственного предмета, которая ещё проходит апробацию. Основной частью этой проверки является ЕФОМ, благодаря которой проверяется методическая, теоретическая, психолого-педагогическая и коммуникативная компетенция педагога.

ФИПИ – федеральный институт педагогических измерений. Проводит различные исследования в области оценки качества образования.

PISA – Международная программа по организации и проведению оценочных мероприятий школьников по всему миру. Проводится раз в три года. Среди учащихся в возрасте пятнадцати лет.

ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Структура общеустановленных законом требований к образованию определённого уровня, на основании которых планируется и реализуется образовательный процесс каждого предмета.

УУД – универсальные учебные деятельность. Такая аббревиатура часто встречается в методической литературе. Простыми словами УУД представляет собой способность ученика осознанно понимать, усваивать и принимать на практике полученные знания на уроках.

ПНПО – Приоритетный национальный проект «Образования». Программа по развитию и усилению качества образовательного процесса.

ПДОУ – платные дополнительные образовательные услуги. Проводятся для школьников в образовательных учреждениях. Например, шахматы, кружок рисования, танцы и пр.

РДШ – Российское движение школьников.

ШМО — школьное методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по всем учебным предметам.

УДОД

Раскройте тайну фамилии УДОД (в латинском транслите UDOD) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква У фамилии УДОД расскажет о характере

Приверженцы семейной любви и одного спутника жизни. Ваш выбор падает на друзей детства и школы. Вы неконфликтный человек, способный терпеть до самого последнего момента опасные для семьи крены, создаваемые по вине Вашего партнера, и его материальные притязания. Вы спасаете положение, идя на компромиссы, но должны бороться с подозрительностью в отношении своей половины.

Характерные черты фамилии УДОД

  • капризность
  • общительность
  • приветливость
  • способность к экстрасенсорике
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения
  • великодушное сопереживание
  • интуиция
  • пугливость
  • ранимость

УДОД: число взаимодействия с миром «2»

Люди, числом взаимодействия с миром которых является двойка, редко переживают по мелочам. Они уверены, что любой конфликт можно уладить, а добрые отношения с оппонентом, даже несимпатичным и агрессивно настроенным – залог успеха в общем деле. В компании, где появляется «двоечник», любое дело становится общим — таково уж свойство этого человека; при этом, что немаловажно, он никому не навязывает свою волю, не вступает в ссоры, да и голос повышает лишь изредка. Друзей у «двоечника» немного, но все они, как правило, испытывают друг к другу искреннюю привязанность; кроме того, у человека двойки наверняка есть не один десяток приятелей и знакомых, которые обращаются к нему в случае малейших трудностей, но никогда не позволяют себе лишнего и не «садятся на шею».

«Двоечники» способны работать в любом коллективе и, чаще всего, влияют на него благотворно, сплачивая коллег и способствуя установлению неформальных отношений. Правда, руководству все же придется приглядывать за трудовым процессом, иначе в один прекрасный момент может выясниться, что человек двойки в одиночку выполняет всю работу, а остальные лишь дают ему советы – и не всегда, надо признать, толковые.

«Двоечники» — люди добрые и неравнодушные к чужим проблемам, из-за чего, порой, и страдают, становясь жертвой хитрых манипуляторов или вполне заурядных мошенников. При этом они неплохо разбираются в людях, всегда анализируют ситуацию, учитывают массу факторов, но совершенно забывают о логике, как только видят человека, которому нужна помощь.

Доброжелательность «двоечников» никогда не бывает навязчивой, их чувство такта и дипломатичность достойны подражания. Вряд ли кто-то сможет упрекнуть человека двойки в том, что он лезет не в свое дело, дает непрошенные советы и оказывает медвежьи услуги. «Двоечник» почти никогда не напомнит об оказанной помощи, но обычно все же ждет за нее благодарности. Просить такие люди не умеют, но своим близким доставляют немало беспокойства: они часто нуждаются в моральной поддержке, но не всегда могут объяснить, чего именно ждут от окружающих.

Настроение «двоечников» не отличается стабильностью: они стремятся к гармонии во всем, но понимают, что всеобщее счастье – явление редкое и недолгое, поэтому редко расстаются с ощущением внутренней тревоги и ожиданием неприятностей.

УДОД: число душевных стремлений «1»

Воздействие единицы связано с умением самостоятельного принятия решений, которое, как правило, проявляется в двух вариантах: либо человек ярко демонстрирует лидерские качества и стремится руководить, либо подчеркивает свою независимость, противопоставляет себя окружающим и предпочитает находиться в одиночестве. Единичники всегда сами выбирают свою дорогу. Если же в силу каких-либо причин у них не получается это сделать, вынужденное подчинение весьма негативно сказывается на их характере.

Они любой ценой хотят получить свободу. Большинство из этих людей периодически ощущает необходимость побыть в одиночестве, поэтому ждать от них глубокого погружения в семейные или любовные отношения не стоит. Рожденные под влиянием единицы не всегда раскрываются даже перед самыми близкими – их душа полна неразгаданных тайн.

Нельзя сказать, что единичники выбирают свой жизненный путь раз и навсегда. Безусловно, они ценят стабильность, но жажда перемен всегда живет в их сердце, из-за чего они порой кажутся капризными и даже ветреными. Впрочем, если посмотреть на этих людей внимательно, можно увидеть, что они всегда остаются верны своим принципам. Из них получаются превосходные критики, однако в своем стремлении указывать другим на их ошибки они часто не знают границ.

Порой кажется, будто рожденный под влиянием единицы выбирает себе супруга специально для того, чтобы бесконечно порицать его, переделывать на свой лад, полностью перевоспитывать. Несмотря на то что единичник яро требует к себе уважения, чужие права и желания его абсолютно не интересуют.

Если такой человек получает возможность проявить свой талант руководителя во всей красе, он становится харизматичным лидером, волевым, отважным и решительным вожаком стаи. Рожденный под воздействием единицы просто не умеет подчиняться, тихого и незаметного вливания в коллектив от него также не стоит ожидать, зато он точно встанет на защиту униженных и оскорбленных.

Если единичник не чувствует в себе достаточно мощного потенциала, чтобы выдержать напряженную конкуренцию, ему следует обратить внимание на сферы, не обещающие власти и богатства: там он точно выдвинется вперед, продемонстрировав лучшие черты своего характера.

УДОД: число истинных особенностей «1»

Чтобы единица положительно влияла на человека, ему нужно одиночество и свобода деятельности. Проблема этих людей в том, что они не только не учитывают, но даже не прислушиваются к мнению других людей. Выполнять чужие приказы это не для них. Если «единичник» оказался на руководящем посту, то его распоряжения будут четкими и обсуждению подлежать не будут.

От своих подчинённых они ждут только исполнения приказов, но никак не советов и высказывания своего мнения. Такой человек очень редко видит в людях помощников. Окружающие для него это последователи его идей и никто другие. По этой причине «единичник» никогда не будет хвастаться своими высокими покровителями. У него их просто никогда не будет.

Очень важно, чтобы люди, на которых единица оказывает свое воздействие, всегда помнили, ради чего они работают. Как правило, это нетрудно. Ведь цели они себе ставят незаурядные. Для них весомо только значительное, великое, масштабное. Лишь памятуя о цели, «единичник» может заставить себя прислушиваться к другим людям, пытаться найди выгодное обеим сторонам решение и заглушить свои яростные порывы.

Если единица оказывает влияние на женщину, то дама обязательно будет лидером в паре. Причем в трудовой деятельности, она зачастую не проявляет себя столь активно, как в личной жизни. А вот мужчины «единичники» стараются доминировать во всех сферах жизни.

Чтобы удержать планку им приходится порой быть на пределе своих возможностей. Они не могут расслабиться ни в окружении семьи, ни на отдыхе. А это чревато нервными срывами, проблемами со здоровьем и трудностями в общении с близким людьми.

Чтобы жизнь не стала гонкой с препятствиями таким людям обязательно нужно научится слышать других. Обращать внимание на их нужды, желания, учиться верить не только себе, но и другим. Лишь так они смогут обрести покой и радоваться, когда поставленная цель будет достигнута.

Характеристика образовательного процесса УДОД

Ядром системы деятельности УДОД является педагогическая подсистема — образовательный процесс, в котором реализуются содержательный и организационный компоненты системы деятельности учреждения.

Содержание образовательного процесса мы рассмотрели через особенности функций, направленностей, предметов деятельности.

Анализ опыта деятельности современных УДОД позволил нам увидеть следующие особенности содержания его деятельности:

  • • дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов;
  • • оно предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Кроме того, можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и других;
  • • содержание образовательного процесса практически значимо для ребенка в следующих аспектах: приобретение практических навыков, допрофессиональная подготовка, достижение успехов в общеобразовательной школе и др.;
  • • содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). Можно говорить о развитии межпредметных связей внутри структурных подразделений и за пределами учреждения;
  • • в основе образовательного процесса УДОД лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения. Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

Современные нормативные документы по вопросам дополнительного образования детей предлагают следующий перечень направленностей дополнительного образования: научно-техническая, спортивно-техническая, художественно-эстетическая, культурологическая, эколого-биологическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, социально-педагогическая и другие. В каждой из направленностей могут быть представлены разные варианты учебных предметов, которые определяет само учреждение.

Разные исследователи проблем дополнительного образования детей по-разному подходят к рассмотрению функций, определяющих содержание его. В соответствии с поставленными перед УДОД целями и задачами мы рассматриваем систему функций как совокупность двух групп функций — образовательных и социально-педагогических.

Образовательные функции УДОД включают в себя функции обучения, воспитания и развития детей.

Обучение — это процесс удовлетворения детьми их различных образовательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразовательной школе, услуг, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, или тех, которые не находят применения в школе или в других образовательных учреждениях. В современных УДОД обучение ведется по самым разным предметам, в соответствии с реализуемым направленностями. К обучающим функциям мы относим и функцию допро- фессионалъной и начальной профессиональной подготовки.

Воспитание мы рассматриваем как процесс формирования и развития нравственной позиции ребенка и ее закрепления в поведении, формирования личностного смысла того, что усваивается в процессе образования. Группа ярославских ученых под руководством М. И. Рожкова рассматривает воспитание как целенаправленные действия по созданию условий для социального развития человека, т.е. его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. При этом в политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, осознать свою роль избирателя, сформировать у себя готовность к неуклонному исполнению государственных законов. В духовной области предполагается формирование нравственной позиции человека во взаимоотношении с людьми, в отношении к религии, определении своих возможностей в эстетической деятельности и др. В экономической области дети апробируют свои профессиональные возможности, усваивают различные роли в системе рыночных отношений. Мы выделяем несколько вариантов воспитательной деятельности, которая осуществляется в УДОД. Это патриотическое, нравственное, эстетическое, социальное и другие виды воспитания.

Под развитием мы понимаем процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции (О. С. Гребенюк). В практике деятельности УДОД можно увидеть направления развития детей, варианты которых представлены в табл. 3.

В практике чаще всего встречаются комплексные варианты дополнительного образования детей в УДОД. Например, развитие организаторских качеств учащихся и ориентации их на профессию педагога-орга- низатора (школа организаторов досуга); ориентация старшеклассников на педагогические профессии через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально значимых качеств личности (школа педагогической ориентации); привитие подросткам музыкальной культуры (вокально-инструментальный ансамбль); духовное развитие детей в процессе освоения народных ремесел (школа народных ремесел) и др.

Варианты направлений развития детей в образовательном процессе УДОД

Таблица 3

№ п/п

Направления

развития

Интеллектуальное развитие

Развитие мышления, ума, познавательных процессов, в том числе сообразительности, гибкости, самостоятельности, критичности ума, а также предметных и специальных знаний, умений и навыков

Эмоциональное развитие

Формирование эмоционального отношения ребенка к предмету творчества, умения понимать эмоциональные состояния и управлять своими эмоциями и чувствами

Мотивационное развитие

Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности

Волевое развитие

Развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности, владеть собой, действовать самостоятельно и других качеств личности

Развитие предметнопрактических сфер

Развитие специальных способностей детей — музыкальных, художественных, лидерских, исследовательских и других и умения применять их в жизни

Развитие экзистенциальной сферы детей

Развитие способностей ребенка управлять своими физическими и психическими состояниями, умений держать их на должном уровне; гармонии чувств и поступков, слова и дела и умений, позволяющих формировать собственную «Я-концепцию»

Сфера саморегуляции

Развитие активного внимания, моторно-слуховой памяти, наблюдательности, умения концентрироваться, а также формирование навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознанного поведения, самокритичности, рефлексии и др.

Социально-педагогические функции способствуют реализации образовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей деятельности УДОД, в том числе целей социального становления детей. К социально-педагогическим функциям мы относим функции социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др.

Идея социально-педагогического сопровождения человека в образовательном учреждении позволяет рассматривать его как процесс, содержащий комплекс целенаправленных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего (М. И. РожковЗ. Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано, даже если педагог работает с группой детей, и направлено на стимулирование самостоятельности ребенка в решении возникающих у него проблем. Особое значение имеет социально-педагогическое сопровождение в ситуациях социального выбора. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что содержание социально-педагогического сопровождения детей в УДОД определяется потребностями и интересами детей и их родителей, а технологии сопровождения — возможностями педагогов и учреждения.

Под функцией социальной поддержки детей мы понимаем создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и других социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Анализ практики деятельности УДОД позволил выявить варианты реализации функции социальной поддержки детей (табл. 4).

Таблица 4

Варианты социальной поддержки детей в УДОД

№ п/п

Направления

поддержки

Содержание социальной поддержки

Правовая поддержка

Защита прав ребенка, его человеческого достоинства

Экономическая поддержка

Экономическая поддержка ребенка через его участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности УДОД, предоставление льгот детям из малообеспеченных семей

Психолого-педагогическая поддержка

Поддержка детей, оказавшихся в особо трудном положении: инвалидов, сирот, детей из неполных семей и семей повышенного риска

Социальная поддержка

Помощь в освоении среды, нахождении вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в УДОД

Практическая поддержка

Помощь в приобретении практических умений и навыков, которые помогут ребенку в будущей жизни — личной, профессиональной, семейной

На практике чаще всего встречаются разные варианты интеграции направлений социальной поддержки детей. Например, в ГОУ

Ярославской области «Центр детей и юношества» долгие годы действует система детских стипендий, которые присуждаются учащимся, успешно усвоившим программный материал по одному или нескольким направлениям деятельности, творчески относящимся к делу, активно участвующим в массовых делах своего коллектива и Центра. Можно привести еще пример варианта комплексной социально-психологической поддержки и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, который предлагает ДЮЦ «ЛАД» г. Ярославля. В его содержание входят следующие виды деятельности: психологическое консультирование детей и родителей по проблемам снижения мотивации к обучению, трудностей в учебной деятельности, взаимоотношений с родителями, негативного поведения подростков; проведение тренингов для детей подросткового возраста, направленных на формирование ответственного, уверенного поведения, эффективных навыков межличностного общения; обучение педагогического персонала вопросам социальной поддержки подростков.

Оздоровление детей в условиях УДОД предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья. Анализ опыта показывает, что оздоровление детей может быть организовано в разных вариантах (табл. 5).

Таблица 5

Варианты организации оздоровления детей в УДОД

№ п/п

Формы

организации

Содержание деятельности

Сквозная программа «Здоровье»

Это интегрированная программа, которая объединяет всех участников образовательного процесса ДО и направлена на создание условий для оздоровления детей и педагогов через осуществление профилактики заболеваний (досуговые программы), восстановление здоровья и поддержание физической формы особо в этом нуждающихся (специальные программы оздоровления) и разработку здоровьесберегающих технологий

Врачебно-психологическая служба

Введение в штат УДОД врача, медицинской сестры, приобретение современных программ диагностики состояния здоровья детей и педагогов

Спортивно-оздоровительные

лагеря

Специальные программы, организуемые в каникулярное время для детей с ослабленным здоровьем.

Оздоровительные

образовательные

объединения

Например, школы коррекции осанки, организация групп ОФП, ЛФК и здоровья

Реализация функции социальной адаптации детей в УДОД предполагает создание условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. Изучение опыта работы УДОД показывает, что здесь дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач.

Одной из ведущих в деятельности УДОД считается культурно-досуговая функция. Ее реализация предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей. В культурно-досуговой деятельности УДОД имеет место широкая интегративность и вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения, развлечений, отдыха, творчества.

Функции дополнительного образования реализуются чаще всего не отдельно друг от друга: наблюдается интеграция содержания, а следовательно, и функций. Вариантов интеграции функций деятельности УДОД может быть много, например, интеграция обучения и воспитания (патриотическое воспитание детей в процессе обучения народным ремеслам), интеграция обучения и развития (развитие волевых качеств личности в процессе обучения восточным единоборствам), интеграция развития и социальной поддержки (социальная поддержка и развитие одаренных детей) и др.

Организацию образовательного процесса в УДОД можно рассмотреть через особенности форм образовательных объединений, учебных занятий, педагогических технологий дополнительного образования детей.

Мы отмечаем следующие современные особенности организации дополнительного образования детей:

  • • необходимым условием существования УДОД является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. Несмотря на предметную ориентацию многих образовательных объединений, ребенок может выбрать для себя не обязательно приоритет данного предмета. Ему могут быть интересны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха и которые, возможно, повлияют на его дальнейший жизненный выбор;
  • • главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и другие формы;
  • • в УДОД идет активный процесс обновления педагогических технологий: создания новых информационных технологий, здоровьесберегающих и социально-защитных технологий, технологий отслеживания и оценивания результатов деятельности;
  • • разнообразны формы организации детских образовательных объединений. Это не класс, а разновозрастные образовательные объединения разного численного состава;
  • • численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм;
  • • есть возможность индивидуальной работы с детьми. Реализация личностно-ориентированного подхода позволяет разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, предусматривает создание системы отслеживания личностного роста детей, их достижений;
  • • годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребенка, с другой.

Деятельность детей в УДОД происходит в разных формах детских образовательных объединений. Поскольку реформирование системы дополнительного образования детей осуществляется сравнительно недолго, однозначного понимания форм детских образовательных объединений пока нет. Мы в своих рассуждениях опираемся на подход, разработанный методическим советом по проблемам дополнительного образования детей Ярославской области. В предлагаемом ярославскими исследователями подходе форма детского образовательного объединения в учреждении дополнительного образования определяется как структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и т.д.), направленная на решение определенных образовательных задач. Существуют следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, лаборатория, студия, школа, лаборатория, мастерская, секция, ансамбль, театр и т.д.

В условиях УДОД дополнительное образование осуществляется, прежде всего, на учебном занятии, и поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В отличие от школы, где основной формой учебного занятия является урок, в УДОД применяется большое разнообразие форм. Например, анализ, проведенный в МОУ детско-юношеский центр «ЛАД» г. Ярославля, позволил выявить следующий спектр форм учебных занятий (табл. 6).

Педагогические технологии дополнительного образования детей имеют особенности, которые отличают их от педагогических технологий других типов образования. Опираясь на современные исследования проблемы педагогических технологий вообще и педагогических технологий дополнительного образования, мы установили, что главной особенностью педагогических технологий дополнительного образования детей является то, что выбор способа решения педагогической задачи предоставляется самому ребенку. В деятельности УДОД применяются педагогические технологии коллективной и индивидуальной работы с детьми.

Педагогические технологии организации коллективной работы в УДОД могут осуществляться на уровне учреждения, образовательных объединений (кружков, клубов, мастерских, секций и т.д.), а также временно действующих объединений (советов дела, творческих объединений и т.д.) Анализ деятельности УДОД Ярославской области позволил выявить следующие варианты технологий организации коллективной деятельности: досуговые технологии — праздники кружковцев, фестивали, сквозные досуговые и игровые программы (КВН, викторины, конкурсы и др.), технологии организации коллективной творческой деятельности (Я. П. Иванов), технологии коллективного взаимообучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов) и др. Использование технологий коллективной работы способствует формированию чувства принадлежности детей к единому коллективу УДОД.

Таблица 6

Варианты форм учебных занятий, применяемых в ДЮЦ «ЛАД»

Акция

«Круглый стол»

Семинар

Аукцион

Круиз

Соревнование

Бенефис

Лабораторное занятие

Спектакль

Беседа

Лекция

Студия

Вернисаж

Мастер-класс

Творческая мастерская

Встреча с интересными

ЛЮДЬМИ

«Мозговой штурм»

Тренинг

Наблюдение

Турнир

Акция

«Круглый стол»

Семинар

Выставка

Олимпиада

Фабрика

Галерея

Открытое занятие

Фестиваль

Гостиная

Посиделки

Чемпионат

Диспут

Поход

Шоу

Защита проектов

Праздник

Экзамен

Игра

Практическое занятие

Экскурсия

Концерт

Представление

Экспедиция

КВН

Презентация

Эксперимент

Конкурс

Рейд

Эстафета

Конференция

Ринг

Ярмарка

Салон

Технологии индивидуальной работы с детьми. В личностно-ориентированном дополнительном образовании индивидуальная работа с детьми занимает особое место. Можно назвать следующие новые варианты технологий индивидуальной работы с детьми в УДОД: технологии адаптивного обучения (А. С. Границкая), технологии полного усвоения (Б. Блум, М. В. Кларин, Дж. Кэрролл), технологии разноуровневого обучения (3. И. Калмыкова), технологии исследовательского обучения (Дж. Брунер, Дж. Дьюи) и другие. К индивидуальным технологиям дополнительного образования можно отнести технологию индивидуального образовательного маршрута, предполагающую совместную деятельность ребенка и педагога по разработке в рамках образовательного пространства индивидуального содержания, способов и методов его освоения.

Большое место в деятельности УДОД занимают педагогические технологии интеграции дополнительного и других сфер образования. Сущностным, отличающим технологии интеграции от других педагогических технологий является то, что их применение приводит систему к новому состоянию, придает ей новые характеристики. Под технологией интеграции мы понимаем совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов.

Выделяют технологии внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция в УДОД осуществляется между объединениями, реализующими задачи разных сфер образования (например, дополнительное и допрофессиональное образование), либо объединениями, решающими разные задачи дополнительного образования. Наиболее часто используемыми технологиями внешней интеграции являются организации и проведения совместно с другими учреждениями интегрированных мероприятий (праздников, фестивалей и др.), интегрированных дел (коллективных творческих, общественно полезных и др.), интегрированных игр (краеведческого, интеллектуального и других направлений), деятельность детских общественных организаций.

Таким образом, объективные факты практики деятельности УДОД свидетельствуют о том, что технологии коллективной и индивидуальной работы имеют интеграционный характер, который проявляется или во внутренней интеграции — взаимодействии в детском коллективе УДОД, или во внешней — взаимодействии с социумом. Варианты интеграции могут быть разнообразными.

Обобщенный анализ характеристик образовательного процесса, реализуемого в УДОД, позволил нам определить его интегративновариативные составляющие, приведенные ниже.

Содержание дополнительного образования детей может отражать интеграцию в различных вариантах следующих составляющих образовательного процесса:

  • • функций деятельности (образовательных и социально-педагогических);
  • • направленностей деятельности (например, художественно-эстетической, социально-педагогической и эколого-биологической и др.);
  • • дополнительных образовательных программ учреждения;
  • • учебных предметов (например, между однопредметными или многопредметными программами, внутри многопредметной программы и др.);
  • • образовательных областей (искусство, технология, словесность, физическая культура, социальная практика и др.).

Организация образовательного процесса УДОД может отражать интеграцию в следующих вариантах:

  • • уровней реализации образовательного процесса (например, ознакомительного, репродуктивного, творческого и др.);
  • • продолжительности освоения программы (от нескольких месяцев до 3 и более лет, в зависимости от желания ребенка);
  • • разных субъектов образовательного процесса (детей разного возраста, детей и родителей и др.);
  • • форм организации образовательного процесса (кружок, школа, студия, мастерская, лаборатория, клуб и др.);
  • • педагогических технологий (теоретическое и практическое учебное занятие, индивидуальная и коллективная творческая деятельность, игра и мероприятие и др.).

Все вышеперечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для ребенка. Оно позволяет ему по собственной инициативе найти свое устойчивое место в жизни, обрести свою индивидуальность.

  • Концепция региональных подходов к организации воспитательной работыв Ярославской области / под рук-вом М. И. Рожкова. Ярославль, 1995.
  • Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности : курс лекций. Калининград :Изд-во Калининградского ун-та, 1995.
  • Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи :в 2 т. Т. 1 : материалы международной научной конференции. Ярославль : Изд-во ЯГПУ,2005.
  • Формы детских образовательных объединений в УВДО // Внешкольник. Ярославль, 1997. № 2 (5). С. 24—28.
  • Интеграция дополнительного и других сфер образования: монография / под ред.Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С Л. Паладьева. Ярославль : Изд-во ЯГГТУ, 2005.

Учреждения дополнительного образования детей

Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских организациях, тогда особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения.

Суть деятельности учреждений дополнительного образования детей сменилась. Сегодня идеологические мотивы, которые так четко просматривались в схемах воспитания двадцатого века, не особо актуальны, на первый план вышли процесс поиска талантливых детей и активное развитие их способностей.

Какие учреждения существуют

Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.

По форме подчинения учреждения ДОД бывают:

  • Государственные. Формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции или клубы, лаборатории, творческие коллективы в государственных бюджетных учреждениях дополнительного образования — городских (муниципальных, региональных, областных) центрах.
  • Федеральные. Учреждаются федеральными властями и часто предстваляют собой крупные многопрофильные центры дополнительного образования.
  • Негосударственные. Организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами. это могут быть частные школы дополнительного образования.
  • Муниципальные. Создаются и работают за счет городских властей.

Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. На данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:

  • Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, искусства и т. д.
  • Дома. Заведения не столь масштабные, как дворцы, в них занимаются меньшие группы. Сегодня программы дополнительного образования предлагают дома туризма, культуры, творчества, юных техников.
  • Школы. Специализированные заведения, где дети обучаются по определенным направлениям (яркий пример – ДЮШС, музыкальные школы и т. д.).
  • Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах проводится дополнительное образование ребят по разным отраслям и оказывается методологическая поддержка педагогам.
  • Станции. Это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.

Кроме того, кружки и курсы для детей и школьников могут быть организованы на факультетах дополнительного образования вузов.

До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:

  • оздоровительно-образовательные лагеря;
  • клубы по интересам (парашютистов, автомобилистов, пожарных, гребцов и т. д.);
  • технические и научные школы, занимающиеся детальным изучением какой-то области науки (например, школа юного космонавта);
  • детские музеи и парки (детского творчества или литературы);
  • базы юношеского и детского туризма и экскурсий.

В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД более четко структурирована и координируема. Тем не менее старых, добрых названий никто не отменял после вступления в силу ФЗ № 273, но официально кружки, секции, ансамбли, творческие мастерские, студии называются объединениями дополнительного образования по интересам.

Направления

На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:

  • Художественное. В основе лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства.
  • Техническое. Подходит для детей с инженерным складом ума, с детства готовых работать со сложными задачами.
  • Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
  • Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии).
  • Спортивное. Развивает физические способности, силу духа и выносливость.
  • Социальное. Ориентировано на работу с детьми, которым нужен особый подход – одаренными или же требующими дополнительного внимания.

У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.

Основные задания и цели

Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:

  • Выработка навыков общения и работы в коллективе.
  • Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств.
  • Формирование уважения к обществу и окружающему миру.
  • Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения.
  • Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни.

Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования, — доступность. Право заниматься в них имеет каждый ребенок: достаточно подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Последнее происходит крайне редко, и обычно проблем с зачислением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает.

Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.

Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования — это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги — это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки.

Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

«БУРЕВЕСТНИК»

Реферат

Виды учреждений дополнительного

Образования детей.

Подготовила слушатель курсов повышения квалификации

Махинова А.Г.

Введение

1. Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации

2. Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.

Основные цели и задачи

Литература

Введение

Отличительными изменениями характера образования является его ориентация на развитие инициативы, самостоятельности обучающихся, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое создает условия для развития склонностей, интересов, способностей, формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.

Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.

Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели.

Актуальность изучения дополнительного образования детей вызвана тем, что в условиях ускорения темпов общественных изменений появляются принципиально новые требования к обучению и воспитанию нового поколения. Еще сравнительно недавно главной задачей социализации детей и подростков было обеспечение успешного овладения ими культурой, которая была создана за многие тысячелетия существования человечества. Требовалось воспроизвести актуальную для данного времени культуру материальной и духовной деятельности человека. Так как темпы социальных преобразований были незначительны, то из поколения в поколение воспроизводись устойчивые знания о природе, общественных отношениях, методах использования орудий труда. Родители, учителя требовали от детей полного усвоения тех ценностей, которыми руководствовались деды и прадеды. Воспитание строилось на воспроизводстве давно выработанных человечеством, конкретным этносом норм и правил взаимодействия с природным и искусственно созданным людьми миром. Такая система воспитания не требовала учета индивидуальных особенностей детей, не ориентировала их на приобретение навыков самостоятельного развития на основе имеющихся базовых знаний и навыков . Господствовало представление о необходимости, как отмечал поэт, «жить законами, данными Адамом и Евой». Всякие нововведения вызывали опасение, страх перед неизвестным и внедрялись медленно.

Только с середины XIX века началась модернизация технических устройств на основе использования электрической энергии, новых двигателей. К взрослым людям, занятым на производстве, стали предъявляться новые требования. Тогда впервые возникла необходимость дополнительного образования. Оно было направлено на формирование у взрослых людей тех знаний и умений, которые позволяли им освоить методы работы на новых машинах, механизмах, применяемых не только на заводах, но и в быту. Дополнительное образование компенсировало то, что человек позапрошлого века не получил во время первичной социализации. Шло обучение грамотному письму, чтению чертежей, пониманию основных законов механики, действия электрических устройств и т. п.

В начале ХХ века общество осознало необходимость обучения всех детей в школе. В противном случае они не могли, став взрослыми, приобрести сложные по содержанию профессиональные знания. Было сформировано представление об определенном минимуме знаний по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, получение которых школьниками создает основу для приобретения в дальнейшем профессиональной подготовки. На содержание школьного ­образования огромное виляние оказал опыт становления школы в XVIII–XIX веках. Тогда сложилось представление о том, что все дети должны получить совокупность определенных знаний по математике, истории, литературе, родному и иностранному языкам, географии. Содержание школьного материала базировалось на тех достижениях науки, которые существовали в то время и позволяли выпускнику школы в дальнейшем учиться в любом учреждении, дающем профессиональную подготовку.

Практика массового обучения в школе выявила существенные противоречия в содержании и методах работы с детьми, разрешение которых привело к созданию особой системы дополнительного образования подрастающего поколения.

Во-первых, у большого количества детей, особенно живших в городах, появилось свободное время после уроков, которое очень часто не было заполнено какой-либо содержательной деятельностью. Раньше дети с раннего возраста участвовали в различных формах домашнего труда, помогали родителям вести хозяйство, сводного времени у них практически не было. Формирование городского образа жизни привело к появлению как у взрослых, так и у детей определенного объема времени, который нужно было чем-то заполнить. Дети, подростки, не занятые содержательным досугом, нередко включались в различные формы асоциальных действий. Возникло противоречие между потребностью общества в приобщении подрастающего поколения к нравственной, эстетической культуре и возможностями решения этой задачи. Семья уже не могла в полной мере осуществить целостное воспитание. Возникла необходимость в создании общественных форм включения детей в те виды занятий, которые обеспечивали освоение ими основных требований общества.

Во-вторых, обнаружилось противоречие между содержанием школьного образования и требованиями профессиональных образовательных учреждений, а также различных предприятий к молодым людям, которые осознанно выбирают соответствующую им специальность. Школьное образование не решало задач выявления и развития склонностей ребенка к конкретному виду трудовой деятельности. Выпускник школы имел основные представления о свойствах неживой и живой природы, знал основные законы физических и химических процессов, был информирован об истории своей страны, мира, но практически не знал самого себя.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

В начале ХХ века в крупных городах России стали появляться образовательные учреждения, которые предлагали детям заниматься изобразительным искусством, пением, художественной самодеятельностью, различными видами спорта. Особенно активно стали развиваться эти учреждения после революции, когда была поставлена задача охватить всех детей различными формами обучения.

Следует отметить, что при этом решалась задача не только раскрытия индивидуальных задатков подростков, но и обязательного усвоения ими требований коммунистического воспитания. Идеологическая направленность образования проявлялась не только в школе, но и в системе внешкольных учреждений. Это выражалось в тех целях и задачах, которые ставились перед детьми, занимающимися в кружках эстетического, технического или спортивного профиля. Своим творчеством они должны были доказывать преимущество новой социальной системы над буржуазной.

Возникновение комсомольской и пионерской организаций позволило внедрить элементы самоуправления в систему как школьного, так и дополнительного образования. Были открыты специальные учреждения – дома пионеров, в которых школьники до 14–15 лет могли заниматься в различных кружках и секциях. Их количество было незначительно. Однако велась работа по раскрытию задатков определенной части учащейся молодежи к основным видам художественного творчества, спорту.

Возникла особая система взаимодействия социума с подрастающим поколением. Общество в условиях усложнения различных видов производств перешло к системе всеобщего обучения детей. В то же время ограниченность целей, задач, содержания массового школьного образования не позволяла учесть индивидуальные особенности того или иного ребенка. Человек, занятый делом, к которому у него отсутствовала склонность, не мог достигнуть высот профессионализма.

Шел стихийный поиск способов преодоления ограниченности системы общего образования. Жизнь показывала, что школа не может заниматься выявлением и развитием индивидуальных задатков и полностью обеспечить формирование установок подростков на рациональное использование свободного времени . Урочная форма организации учебы, когда в классе присутствует 30 и более человек, вообще лишает учителя возможности учитывать природные особенности конкретного ребенка, выявлять его склонности к определенным видам профессий. Действует усредненный подход к личности. Он выражается как в содержании образования, так и в способах оценки его результативности. Все учащиеся должны освоить образовательную программу на определенном уровне.

Исторический опыт показывает, что нередко талантливые люди, обладая уникальными способностями в одной сфере, в других демонстрируют весьма ограниченные способности. Общество, понимая недостатки школьного образования, пошло на создание дополнительного образования. Оно предполагает, во-первых, работу с небольшой группой детей. Это позволяет полнее учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Во-вторых, отсутствует обязательность посещения учреждений дополнительного образования. Ребенок или его родители имеют право выбрать тот кружок, секцию, которые им нравятся. В-третьих, главной задачей педагога учреждения дополнительного образования является максимальное развитие природных задатков его учеников. На различных выставках, конкурсах, соревнованиях обучающиеся должны показать результаты как собственного труда, так и усилий педагогов.

Возникло новое социальное взаимодействие, обеспечивающее общественный прогресс. Современное общество развивается на основе массового включения в различные виды производства людей на основе раскрытия их задатков и способностей. Социум вышел на взаимодействие с индивидуальными особенностями личности. До последнего времени это взаимодействие осуществлялось на основе выделения и формирования общего содержания деятельности всех индивидов. Каждый человек должен был в первую очередь освоить единые для всех нормы и правила. Особенным являлось то, что объединяло людей в определенную социальную группу в зависимости от социального положения, места жительства и т. п.

На сегодняшний день настоящим профессионалом можно стать только при условии совпадения содержания труда с природными склонностями человека. Тогда возможна высокая активность в самообразовании, самореализации, самоутверждении. Поэтому роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.

В настоящее время социум заинтересован не только в том, чтобы каждый ребенок освоил в процессе социализации общие для всех нормы и правила. Развитие трудовых ассоциаций, населения регионов, стран зависит от того, насколько успешно выявляются и реализуются индивидуальные способности конкретной личности. Впервые в истории общество прямо заинтересовано в целостном развитии подрастающего поколения. Каждый его представитель должен получить возможность найти в себе то ценное, что обеспечит решение актуальных социальных проблем.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.

УДОД — элемент системы образования, тип образовательного учреждения РФ цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация ДО программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Содержание деятельности УДОД — реализация программ ДОД, профессиональной подготовки; содействие воспитанникам в профессиональной ориентации, организация длительного процесса профессиональных проб; организация досуга детей, в т.ч. в каникулярное время; обеспечение уровня и содержания подготовки обучающихся в соответствии с уровнем, направленностью ДО программ, с учетом спроса на ДО услуги; методическая работа по совершенствованию образовательного процесса, оказание помощи педагогическим коллективам в части реализации ДО программ.

ТИПЫ образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, средне-специальные, средне-профессиональные, высшие, дополнительного образования детей, дополнительного образования, повышения квалификаций;коррекционные.

ТИПЫ УДОД по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

· центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

· дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

· дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

· станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

· детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

· специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

· детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

(виды учреждений указаны в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 г. «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»)

До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:

· Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т. д.)

· Детский парк

· Музей (детского творчества, литературы и искусства).

· Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

· Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Кроме того, с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:

· Детская картинная галерея переименована в Детскую студию (по различным видам искусств).

· Комната школьника, позже ставшая Детским (подростковым) клубом.

· База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) — переименованный в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

· Детский стадион — переименованный в Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).

· Детская железная дорога.

На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:

  • Художественное. В основе этого направления лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства;
  • Техническое. Подходит для детей с техническим составом ума, с детства готовых работать со сложными задачами;
  • Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
  • Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии);
  • Спортивное. Развивает спортивные качества детей, их силу духа и выносливость.
  • Социальное. Связано с работой с детьми, которым нужно особое обращение (одаренные дети либо же требующие дополнительного внимания).

Основные цели и задачи

Вне зависимости от того, какое направление было выбрано для учреждения дополнительного образования, основные цели и задачи, которые ставят перед собою его работники, остаются следующие:

  • Формирование навыков общения и работы в коллективе;
  • Развитие имеющегося творческого потенциала;
  • Формирование уважения к обществу и окружающему миру;
  • Взращивание сильных и физически здоровых представителей нового поколения;
  • Помощь с поиском своего места в будущей взрослой жизни и развития личностных качеств.

Кроме того, нельзя не отметить один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования — доступность. Право вступить в действующие организации имеет каждый ребенок. Для этого достаточно всего лишь подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Впрочем, последнее происходит крайне редко, и обычно проблем со вступлением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает.

Дополнительное образование минимально подвергается устанавливаемым правительством стандартам. Однако, существует единственный устав учреждения дополнительного образования 2014 года, на основе которого каждое из заведений строит собственную образовательную программу. Образец устава сформирован представителями государственных властей, дополнения и коррективы в него вносятся уже учредителями отдельных организаций или различными ведомствами. Данный документ регулирует основные положения работы любого УДОД. В нем также прописаны особенности организации процесса работы с детьми, расписание и продолжительность занятий, правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.

Как правило, родители в любой момент имеют возможность сменить как само учреждение, так и педагога, обучающую программу или любые другие детали, составляющие процесс обучения. В основе развития современных УДОД лежит именно свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Обучение современного ребенка в УДОД — это не программирование его на успешное будущее и не облачение его в какие-либо общепринятые рамки. Результат, которого добиваются современные педагоги — воспитание мыслящего человека, готового справиться с нынешним ритмом жизни и проявить на полную силу все свои творческие, физические и личностные задатки.

Заключение

Исследования показали, что дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общееположительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность.

Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Литература

Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.

Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. — СПб, 1998.

Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи // Внешкольник, 2000. — №3.

Коломина И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. -М., 1983.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *