3 Учет работы строительных машин и механизмов

ТЕМА 3. Учет работы строительных машин и механизмов

1. Классификация строительных машин и механизмов. Задачи учета строительных машин и механизмов.

2. Оперативный учет строительных машин и механизмов.

3. Синтетический и аналитический учет затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов.

4. Калькулирование себестоимости расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов.

3.1. Классификация строительных машин и механизмов.
Задачи учета строительных машин и механизмов.

Повышение технического уровня капитального строительства неразрывно связано с расширением применения строительной техники и сокращением ручного труда. Механизация – один из важнейших путей решения задачи повышения производительности труда и эффективности строительного производства.

В настоящее время применяются различные формы эксплуатации строительных машин и механизмов. В большинстве строительных объединений, концернов, трестов и т. д. строительная техника централизована в специализированных структурных единицах – управлениях механизации. При централизации строительных машин и механизмов управления механизации осуществляют следующее:

– выполняют строительно-монтажные работы по заказам подрядных организаций на условиях субподряда, расчеты за которые производятся по договорной (сметной) стоимости законченных комплексов работ;

– предоставляют механизмы подрядной организации с обслуживающим персоналом, в этом случае расчеты производятся исходя из стоимости машино-часа и времени, отработанного строительной техникой;

– передают подрядным организациям строительную технику без обслуживающего персонала на условиях аренды с оплатой согласно договору аренды.

В планировании, учете и финансировании строительные машины и механизмы классифицируются по следующим признакам:

– месту изготовления;

– назначению;

– эксплуатационным возможностям;

– принадлежности.

По месту изготовления строительные машины и механизмы могут быть отечественными и импортными.

По назначению строительные машины делятся на машины для земляных работ; подъемно-транспортные; буровые, сваебойные; для бетонных и железобетонных работ; отделочные; дорожные; ручные (механизированный инструмент).

В зависимости от эксплуатационных возможностей они подразделяются на крупные и мелкие строительные машины. К крупным машинам относятся краны башенные, на гусеничном ходу, экскаваторы, бульдозеры и другие – по этим машинам устанавливаются нормы выработки или нормы использования их во времени; к мелким – растворонасосы, растворомешалки, компрессоры, краскопульты и другие. На эти машины нормы выработки не устанавливаются, а только ведется учет календарного времени нахождения на объектах.

По принадлежности машины и механизмы подразделяются на собственные и арендованные.

Бухгалтерский учет использования строительных машин и механизмов должен обеспечить:

– контроль за рациональным использованием парка строительных машин и механизмов и выполнением ими норм выработки;

– своевременное получение информации о времени работы и простое машин с указанием причин и виновников простоя;

– полное и своевременное отражение фактических затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов;

– соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных ресурсов;

– обеспечение данными, необходимыми для составления отчетности.

Для правильной организации бухгалтерского учета и контроля за эксплуатацией строительных машин и механизмов необходимо:

– разработать и в установленном порядке утвердить технически обоснованные нормы расхода топлива и смазочных материалов, электроэнергии, эксплуатационных и вспомогательных материалов; планово-расчетные цены на материалы, топливо и другие нормативы;

– разработать и утвердить номенклатуру и коды строящихся объектов и комплексов работ, управлений, участков, бригад, марок машин и т. д.;

– обеспечить своевременное оформление соответствующими первичными документами затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов и производство строительно-монтажных работ;

– разработать и утвердить в установленном порядке планово-расчетные цены на единицу работы строительных машин и механизмов (машино-смена, машино-час, кубические метры разработки грунта, забивки свай и т. д.).

3.2. Оперативный учет строительных машин и механизмов

Для организации оперативного и бухгалтерского учета использования строительных машин применяется следующая первичная документация.

Рапорт о работе башенного крана (форма № ЭСМ-1) применяется в трестах (управлениях) механизации для учета работы мостовых, самоходных, козловых и других башенных кранов при часовой оплате и является основанием для начисления заработной платы машинистам.

Он выписывается на декаду в одном экземпляре управлением механизации (техником-нормировщиком или прорабом) и заполняется ежесуточно машинистами башенного крана. Результаты работы и простоя крана, а также претензии к работе машинистов подтверждает заказчик подписью и штампом. В конце декады рапорт подписывается машинистом, техником-нормировщиком, прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию для обработки данных.

Путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2) применяется в трестах (управлениях) механизации и в строительных организациях для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при часовой оплате и служит основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Он выписывается в одном экземпляре и выдается на смену, на день или на декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляет диспетчер, механик, машинист. Результаты работы и простои строительной машины ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-3) используется в управлениях механизации для учета работы строительной машины при часовой оплате и служит основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Выписывается в одном экземпляре. Результаты работы и простои строительной машины ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.

Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма
№ ЭСМ-4) применяется в трестах (управлениях) механизации и в строительных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении. Он заполняется в одном экземпляре на одного заказчика. Выполненные работы подтверждаются подписью и штампом заказчика, а в подрядных организациях – лицом, ответственным за их выполнение.

Карта учета работы строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-5) заполняется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машины, а также выполненного объема работ. Она заполняется в одном экземпляре в планово-производственном отделе треста (управления) механизации на основании форм №№ ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3, ЭСМ-4.

Журнал учета работы строительных машин и механизмов (форма
№ ЭСМ-6) применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин. Журнал ведется заказчиком строительных машин и в строительных организациях, имеющих строительные машины на своем балансе. Он заполняется прорабом строительного участка.

Справка о выполненных работах (услугах) (форма № ЭСМ-7) используется для подтверждения работ (услуг), выполненных строительными машинами, и для производства расчетов управлений механизации с заказчиками. Она составляется в одном экземпляре на основании данных формы № ЭСМ-2 или рапортов форм №№ ЭСМ-1, ЭСМ-3. Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию управления механизации, которая прикладывает ее как приложение к платежному документу, выставляемому заказчику для оплаты. На каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины выписывается отдельная справка. Если работы производятся мелкими машинами, то первичные документы не ведутся, а учитывается только календарное время нахождения машин на строительных объектах. В конце месяца по ним составляется отчет, в котором отражается количество отработанных каждой машиной смен в разрезе объектов строительства.

3.3. Синтетический и аналитический учет затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов

Затраты по эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов на строительных предприятиях учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по видам или группам машин и механизмов и ежемесячно списываются на соответствующие счета учета в зависимости от места использования.

По мелким машинам и механизмам, на которые не установлены нормы выработки, (передвижным штукатурным и малярным станциям, трубоукладчикам, погрузчикам одноковшовым и другим) аналитический учет затрат ведется в целом как затраты «По прочим машинам» и их распределение на счета потребителей (объекты строительства) производится по принятой методике, приемлемой для строительной организации и указанной в приказе на учетную политику.

Расходы на перевозку материалов и строительных конструкций в пределах строительной площадки, включая расходы на оплату труда рабочих по погрузке и разгрузке, а также затраты по вывозу и ввозу грунта включаются ежемесячно в состав статьи «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» со счета «Вспомогательные производства» или «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (при использовании транспорта сторонних организаций).

По управлению механизации ежемесячно определяется фактическая себестоимость машино-часа (машино-смены) работы каждой группы машин.

Расходы на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин, затраты на топливо, горючее, электроэнергию, пар, смазочные и вспомогательные (эксплуатационные) материалы, содержание рельсовых и безрельсовых путей, амортизационные отчисления, расходы на ремонт (отчисления в ремонтный фонд) и арендная плата по машинам относятся на себестоимость содержания групп машин по прямому признаку.

Затраты на все виды ремонта строительных машин и механизмов отражают предварительно на счете «Вспомогательные производства» по группам машин.

Затраты на перебазирование машин, к которым относят расходы на содержание средств специального транспорта (тягачей, трейлеров и других), на оплату труда рабочих, занятых погрузкой, доставкой и разгрузкой машин, и других затрат по перебазированию, учитываются на счете «Вспомогательные производства» и ежемесячно перечисляются на счет «Общепроизводственные расходы» по группам машин пропорционально начисленной основной заработной плате или другими методами, принятыми управлением механизации и указанными в учетной политике, или относятся предварительно на счет 97 «Расходы будущих периодов».

Учтенные на счете «Общепроизводственные расходы» фактические затраты управлений механизации ежемесячно распределяются по видам производств и на реализацию пропорционально отработанным каждой группой машин машино-часам (машино-сменам).

Фактические затраты на производство строительных работ управлений механизации учитываются на счете «Основное производство» по соответствующим объектам и на других счетах бухгалтерского учета результатов (как и в строительных организациях).

В соответствии с методикой составления калькуляций себестоимости машино-смен расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов подразделяются на два вида:

1. К текущим затратам относятся:

– основная заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин (механики, машинисты, мотористы и т. д.);

– стоимость электроэнергии, топлива, смазочных и других вспомогательных эксплуатационных материалов;

– амортизация машин и механизмов;

– затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт машин и механизмов;

– затраты на содержание и ремонт рельсовых и безрельсовых путей;

– затраты по перевозке материалов и строительных конструкций в пределах стройки, включая заработную плату по погрузке и разгрузке,

– затраты по вывозу и ввозу грунта и другие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

2. Единовременные расходы в отличие от текущих расходов непосредственно не связаны с производством работ и их величина не зависит от степени выполнения производственной программы. К ним относятся следующие расходы:

— на перебазирование строительных машин и механизмов (погрузка, разгрузка и транспортировка машин);

— на монтаж, пробный пуск и демонтаж, а также на перестановку несамоходных механизмов в пределах строительной площадки;

— на возведение и разборку вспомогательных временных (нетитульных) приспособлений, необходимых для установки строительных машин и механизмов (кроме затрат по устройству и разборке подкрановых путей под башенные краны, стоимость которых включается в объем подрядных строительно-монтажных работ по объектам).

Расходы на монтаж и демонтаж машин, на устройство и разборку временных сооружений предварительно учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Учет единовременных затрат ведется в ведомости № 15-с, в которой затраты группируются по видам строительных машин и механизмов. Ежемесячно доля этих затрат определяется по расчету, списывается на дебет счета 25 с учетом предстоящих расходов по демонтажу, разборке временных сооружений, исходя из сроков работы машин на данном объекте строительства, предусмотренных проектом производства работ, но в пределах до двух лет.

Пример 1

В отчетном месяце затраты на ограждение башенного крана составили 3800 руб., срок его эксплуатации – 10 месяцев; ожидаемый возврат материалов – 200 руб.; расходы на демонтаж башенного крана (согласно расчету) – 400руб., сумма ежемесячного отчисления = 400 ((3800 + 400 — 200)/10). На эту сумму в бухгалтерском учете будет сделана следующая запись: дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» – кредит счета 97 «Расходы будущих периодов».

Аналитический учет затрат по счету 25 и калькулирование себестоимости машино-смены ведутся в журнале ордере № 10-с по каждой крупной машине или группе однородных машин и их мощностей (краны башенные и на гусеничном ходу, экскаваторы, тракторы, скреперы и т. д.), на которые устанавливаются задания по выработке в натуральном выражении или по времени их использования. Для мелких строительных машин и механизмов учет затрат ведется в целом по всем машинам. При закреплении строительных машин и механизмов за отдельными участками (в том числе и механизмов, на которые не составляют сменные рапорты или наряды задания) учет затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов нужно вести по участку в целом.

Корреспонденция счетов по учету расходов по эксплуатации
строительных машин и механизмов

Дебет

Кредит

Израсходованы на эксплуатацию строительных машин и механизмов топливосмазочные материалы

Начислена основная заработная плата мотористам, механикам, обслуживающим строительные машины

Начислен износ по строительным машинам и механизмам

Оплачена стоимость потребленной электроэнергии энергосбыту

Списаны затраты ремонтно-механической мастерской по техническому обслуживанию, текущему ремонту строительных машин, ремонту рельсовых и безрельсовых путей, затраты по перевозке строительных материалов, затраты по вывозу и ввозу грунта

Списана на основании расчета часть единовременных расходов по погрузке, разгрузке, доставке и монтажу строительных машин

Списаны затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов:

– при выполнении строительными машинами и механизмами строительно-монтажных работ;

– при выполнении погрузочных работ на складах и приобъектных кладовых;

– при работе во вспомогательных и подсобных производствах;

– при выполнении работ, стоимость которых учтена в нормах накладных расходов;

– при работе на ликвидации основных средств;

– при работе на ликвидации последствий стихийных бедствий

3.4. Калькулирование себестоимости расходов по эксплуатации

строительных машин и механизмов

Объектом калькулирования себестоимости работы строительных машин и механизмов является единица времени их работы (машино-смена или машино-час). Калькуляции затрат на одну машино-смену или машино-час составляются по видам строительных машин, группам однородных механизмов или крупным агрегатам и ежегодно утверждаются при составлении стройфинплана. Сумма фактических затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, учтенная на счете 25, распределяется по объектам строительства исходя из количества машино-смен (машино-часов) работы машин и механизмов на каждом объекте и фактической себестоимости машино-смены (машино-часа). Списание затрат на объекты строительства и счета потребителей производится в журнале-ордере № 10-с.

Пример 2

Крупные строительные машины и механизмы

Краны башенные отработали за месяц 300 машино-смен, в том числе: на объекте 1 (200300) – 100 машино-смен; на объекте 2 (200310) –
200 машино-смен. Фактические затраты на их содержание и эксплуатацию за отчетный месяц составили 57 000 руб.

Расчет списания затрат на объекты строительства можно делать по двум вариантам:

1 вариант

1. Определяем фактическую себестоимость одной машино-смены работы башенных кранов. Для этого сумму фактических затрат (57 000 руб.) делим на количество машино-смен (300) работы кранов (57 000 / 300 = 190 (руб.).

2. Определяем затраты на объектах. Для этого умножаем фактическую себестоимость одной машино-смены на количество отработанных на объекте кранами машино-смен.

В нашем примере затраты на 1-м объекте (200300): 100 × 190 = 19 000 (руб.); затраты на 2-м объекте (200310): 200 × 190 = 38 000 (руб.).

2 вариант

1. Определяем удельный вес машино-смен, отработанных на 1-м объекте, в общем количестве отработанных машино-смен: 100 / 300 × 100 = 33,33 %; на 2-м объекте: 200 / 300 × 100 = 66,67 % .

2. Определяем затраты на 1-м объекте: 57 000 × 33,33 / 100 = 19 000 (руб.); затраты на 2-м объекте: 57 000 × 66,67 / 100 = 38 000 (руб.).

Итого затрат: 57 000 руб.

Мелкие машины и механизмы.

Фактические расходы по эксплуатации мелких машин и механизмов, не охваченных сменными рапортами об их работе, распределяются на основании отчета механика и данных о плановой себестоимости машино-смены. Их распределение производится в разделах III и IV разработочной таблицы № 10.

III раздел разработочной таблицы № 10.
Фактическая себестоимость машино-смены

Наименование

машин

Кол-во машино-смен, ч

Себестоимость, руб.

плановая

фактическая

общая

гр. 4×гр. 2

машино-смены

общая

гр. 3×95,45 %

машино-смены

гр. 5/гр. 2

Растворонасосы

7 500

7 159

47,73

Компрессоры

10 200

9 736

57,27

Электрокраскопульты

6 500

6 205

47,73

Итого

24 200

23 100

Для определения фактической себестоимости одной машино-смены надо рассчитать:

1. Плановую себестоимость работы каждой машины путем умножения плановой себестоимости машино-смены на количество отработанных машино-смен (гр. 4 × гр. 2 = гр. З).

2. Общую плановую себестоимость работы всех машин (гр. 3) (в нашем примере она составляет 24 200 руб.).

3. Процент отклонения фактической себестоимости эксплуатации машин от плановой себестоимости. Для этого сумму 23 100 руб. проставляют в итог графы 5, умножают на 100 и делят на сумму плановой себестоимости 24 200 руб. (23 100 / 24 200 × 100 = 95,45 %).

4. Фактическую себестоимость эксплуатации каждой машины путем умножения общей плановой себестоимости по каждой в отдельности машине на процент выполнения (гр. 3 × 95,45 %), полученную сумму записывают в гр. 5.

5. Фактическую себестоимость одной машино-смены (гр. 5 / гр. 2 = гр. 6).

IV раздел разработочной таблицы № 10.

Группировка по объектам строительства затрат по эксплуатации
строительных машин, не охваченных сменными рапортами.

Коды объектов
и названия
машин

Кол-во машино-смен

Факт.
себест-ть,
руб.

Коды объектов
и названия
машин

Кол-во машино-смен

Факт.

себест-ть, руб.

Объект 200300

Объект 200310

Растворонасосы

4 773

Растворонасосы

2 387

Компрессоры

4 582

Компрессоры

5 154

Электрокраскопульт

3 341

Электрокраскопульт

2 863

Итого

12 696

10 404

На следующем этапе фактические расходы по эксплуатации этих машин распределяют по объектам строительства. Распределение производится в IV разделе разработочной таблицы № 10. Количество машино-смен, отработанных каждой машиной на объекте, умножается на фактическую себестоимость одной машино-смены, исчисленную в III разделе.

По строительным агрегатам, выработку которых учитывают в натуральных измерителях (дробильные установки, экскаваторы) сумму фактических затрат делят на количество полученного щебня, грунта (в кубических метрах) и т. д. Затем по исчисленной себестоимости одной натуральной единицы списывают затраты по эксплуатации этих машин на соответствующие счета.

Справка ЭСМ-7 применяется в организациях, которые специализируются на оказании услуг по предоставлению специальных строительных машин. Унифицированная форма ЭСМ-7 утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Документ используется для подтверждения выполненных работ строительными машинами или механизмами и для расчетов организации с заказчиками.

Как заполнить бланк ЭСМ-7? Какую информацию необходимо указать в справке, на основании чего заполнять документ, кто должен участвовать в его заполнении мы подробно рассмотрим ниже.

ЭСМ-7 (образец заполнения)

В шапке документа необходимо заполнить дату заполнения справки, данные об организации (наименование, адрес компании, контактный номер телефона, код ОКПО). О заказчике в процессе заполнения ЭСМ-7 также указываются подробные данные: наименование компании, которая является заказчиком, адрес, контактный номер телефона, код по ОКПО.

Справка ЭСМ-7 содержит данные об объекте (наименование объекта и адрес его нахождения), наименование и марку машины, государственный номерной знак. Кроме того, необходимо указать данные машинистов (фамилию, имя, отчество).

Заполнение справки ЭСМ-7 не должно вызвать затруднений. Бланк формы состоит из одного листа. Основная часть справки содержит таблицу из пяти колонок, в которой необходимо отразить следующую информацию:

  • Наименование и код вида работы;

  • Количество отработанных строительной техникой машино-часов;

  • Стоимость одного машино-часа и выполненной работы (всех отработанных машино-часов).

Под таблицей необходимо подвести итоговые данные. Кроме того, ЭСМ-7 (справка о выполненных работах, услугах) содержит данные о простоях по вине заказчика – их необходимо отобразить под таблицей с данными. Далее необходимо отразить итоговые данные, сумму налога (НДС) и итоговую сумму с учетом НДС. В заполненной ЭСМ-7 (образец, представленный ниже) вы сможете увидеть, как это необходимо сделать. Под таблицей необходимо прописать количество машино-часов прописью, от руки. Стоимость работ (либо услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем.

Справка ЭСМ-7 (образец заполнения приведем в конце статьи) должна быть подписана заказчиком и исполнителем, с указанием должности и расшифровкой подписи. Справка ЭСМ-7 составляется в одном экземпляре представителями заказчика и организации-исполнителя работ или услуг. Для заполнения справки ЭСМ-7 необходимо использовать данные путевого листа (путевой лист заполняется по форме ЭСМ-2) или данные рапортов.

По форме ЭСМ-1 заполняется рапорт о работе башенного крана. Данный документ применяется для учета работы различных видов кранов (башенных, стационарных, самоходных и пр.). Рапорт является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы машинистам.

По форме ЭСМ-3 заполняется рапорт для учета работы строительной техники при почасовой оплате, является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу.

Таким образом, заполняя справку, необходимо использовать сведения, указанные в перечисленных документах. Необходимо помнить, что на каждый путевой лист работы машины или иного механизма должна быть выписана отдельная справка ЭСМ-7 (скачать бланк справки вы сможете в конце статьи).

Например, техника работала несколько дней у одного заказчика. На каждый день составлен отдельный путевой лист машины (форма ЭСМ-2). В таком случае количество оформленных справок будет равняться количеству путевых листов машины. Например, оформлено пять путевых листов. Значит и справок тоже должно быть пять.

Справка ЭСМ-7 (образец и бланк справки вы найдете в конце статьи) должна быть заверена печатью заказчика. Заполненная справка передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к документу, который будет выставлен заказчику для оплаты. Таким образом, единственный экземпляр справки передается в отдел бухгалтерии и у второй стороны экземпляра на руках не остается.

Заполненный образец справки ЭСМ-7

Скачать бланк ЭСМ-7 можно ниже.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *