Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

Нефинансовые активы в бюджетном учете — это совокупность имущества, используемого в осуществляемой бюджетной организацией деятельности. Корректное отражение нефинансовых активов в бюджетном учете — это важнейшая задача бухгалтера учреждения. Рассмотрим специфику отражения сведений о них в бухгалтерских регистрах бюджетных структур.

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Итоги

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

В отношении НФА могут осуществляться операции:

  • получения или создания;
  • выбытия.

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

  • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17);
  • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18);
  • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й);
  • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й).

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:

  • 1 — если в коде прописывается операция за счет средств бюджета;
  • 2 — если в коде фиксируется операция за счет доходов учреждения;
  • 3 — если транзакция осуществляется за счет средств во временном пользовании;
  • 4 — если отражается субсидия на госзаказ;
  • 5 — если отражается субсидия на прочие цели;
  • 6 — если отражается бюджетная инвестиция;
  • 7 — если операция осуществляется за счет средств по ОМС;
  • 8 или 9 — если операция осуществляется за счет средств НКО на лицевых счетах.

Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

  • код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
  • код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
  • код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2018 году (нюансы)».

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

  • 10 — если учитывается объект основных средств;
  • 20 — если учитываются нематериальные активы;
  • 30 — если учитываются непроизведенные активы;
  • 40 — если учитываются материальные запасы.

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Итоги

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях

Библиографическое описание:

Ропотан С. В., Суша Е. А. Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях // Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10125/ (дата обращения: 10.12.2019).



Вопрос учета нефинансовых активов актуален для учреждений бюджетной сферы, особенность формирования состава нефинансовых активов строго определён законодательством сферы бухгалтерского учета, нарушение которого недопустимо.

Ключевые слова: активы, бюджетное учреждение, нефинансовые активы, имущество, деятельность, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность

Нефинансовые активы — данная экономическая категория и понятие характерно только для бюджетных учреждений. Относительно бюджетных учреждений можно сказать, что это учреждения, которые не ставят цели получить прибыль, которые зависят от бюджетов различного уровня.

Несмотря на то, что цели получения прибыли у таких учреждений нет, все же они имеют право занимать предпринимательской деятельностью.

Учреждения, которые занимаются бюджетной и предпринимательской деятельностью, обязаны формировать годовую отчетную форму 0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения».

Относительно нефинансовых производственных активов важно отметить тот факт, что они формируются как результат производственных процессов. Данные активы состоят из основных фондов, материальных оборотных активов и материальных ценностей.

В учете бюджетного учреждения имущество может быть признано объектом основных средств, при условии соблюдений сразу нескольких пунктов:

 объект является материальным ;

 объект может быть использован в процессе функционирования учреждения при выполнении работ, оказании услуг ив сфере реализации управленческих нужд;

 у объекта срок полезного использования должен превышать 12 месяцев.

Особенности учета в бюджетном учреждении заключаются в применении особенного плана счетов. Для учета основных средств используется счет 0.101.00.000 «Основные средства». В данную группу входят такие активы, как жилые и нежилые здания, сооружения, различного рода машины и оборудование, транспорт, инвентарь как производственныйтак и хозяйственный.

Счет 0.102.00.000 «Нематериальные активы» предназначается для учета нематериальных активов, к которым относят такие активы как исключительное право учреждения на результат интеллектуальной деятельности.

Поступление материального запаса отражается на счете 0.105.00.000 «Материальные запасы». В бюджетном учреждении к материальным запасам относят материалы и сырье, которые применяются в ходе функционирования деятельности учреждения.

Счет 0.106.00.000 «Вложения в нефинансовые активы» формирует первоначальную стоимость объект основных средств, который принимается к учету, отражает вложение в нематериальные и непроизводственные активы, а также в материальные запасы.

Таким образом, можно подвести итого, что к нефинансовым активам относят:

 основные средства;

 нематериальные активы;

 непроизводственные активы;

 материальные запасы;

 иные нефинансовые активы.

В бюджетном учреждении с целью учета нефинансовых активов применяют счет 0.100.00.000 «Нефинансовые активы».

Как было сказано выше — бюджетное учреждение, помимо бюджетной деятельности, вправе заниматься и предпринимательской деятельностью.

По окончанию отчетного года учреждение должно формировать вместе с другими отчетными формами отчет «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (форма 0503768) .

Необходимо изучить порядок заполнения формы 0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» и соотношение показателей данной формы с Балансом учреждения (форма 0503730) за отчетный финансовый год.

Годовая отчетная форма 0503768 формируется учреждением отдельно по видам деятельности (финансового обеспечения):

 бюджетная (КФО 4);

 предпринимательская (КФО 2).

В разделах «Нефинансовые активы» и «Недвижимое и особо ценное имущество учреждения» формы 0503768 должно быть указано:

 показатель стоимости объекта нефинансовых активов, сумма амортизации, сумма вложений в нематериальные активы, а также объекты нефинансовых активов, находящихся в пути, которая формируется по данным соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, на начало отчетного периода;

 показатель суммы поступивших объектов нефинансовых активов (превышение их балансовой стоимости), осуществленных вложений в нефинансовые активы за отчетный период, формируемые по данным дебетовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета;

 показатели суммы выбытий объектов нефинансовых активов (уменьшения их стоимости), уменьшения вложений в нефинансовые активы за отчетный период, которые формируются по данным кредитовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, уменьшенных в части амортизации на дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0.104.00.000 «Амортизация»;

 показатели стоимости объектов нефинансовых активов, суммы амортизации, вложений в нематериальные активы, а также объектов нефинансовых активов в пути, формируемые по данным соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, на конец отчетного года ;

Стоит отметить тот факт, что учет в бюджетных учреждениях ведётся аналогично коммерческим организациям. Особенность и специфика бюджетного учета заключается лишь в том, что применяется специальный план счетов, предназначенный именно для бюджетного учета

Стоит отметить, что особенностью нефинансовых активов является тот факт, что они принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются:

 суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

 суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

 суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу) ;

 суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов;

 регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты нефинансовых активов;

 затраты по доставке объектов нефинансовых активов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

 расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т. д.).

 иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов нефинансовых активов, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

Оценка объектов нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учету.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Согласно Инструкции № 148н, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету .

Безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее — уровень бюджета), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов нефинансовых активов, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» .

Переоценка активов в драгоценных металлах осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности, и отражается по дебету счета 010108310 «Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» и кредиту счета 040101171 «Доходы от переоценки активов»(положительная переоценка) или по дебету счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010108410 «Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» (отрицательная переоценка).

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бюджетном учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Литература:

1 Годовой отчет для бюджетных организаций-2014/ под ред. Ю. А. Васильева. — М: Изд-во Аюдар Пресс, 2015. — 418 с.

2 Данилов Д. Е. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Д. Е. Данилов, В. Е. Арабникова, Л. К. Шипиков. — Минск: Интерпрессервис, 2015. — 336 с.

3 Колеватова О. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по новому плану счетов: Типовые проводки, примеры, постатейные комментарии. — М: Проспект, 2014. — 170 с.

4 Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях/ Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. — 5-е изд., перераб и доп. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): актив, бюджетный учет, первоначальная стоимость, бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, Российская Федерация, учреждение, дата принятия, балансовая стоимость, группа счетов.

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях.

Для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 «Нефинансовые активы».

Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы»;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010400000 «Амортизация»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты нефинансовых активов;

таможенные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нефинансовых активов;

затраты по доставке объектов нефинансовых активов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.);

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов нефинансовых активов, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

Вложения на приобретение и сооружение объектов нефинансовых активов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объектов нефинансовых активов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Оценка объектов нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учету (вложений в нефинансовые активы).

Изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

Безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, между учреждениями разных уровней бюджетов, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов нефинансовых активов, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Результаты проведенной по состоянию на первое число текущего года переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бюджетном учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация».

Переоценка активов в драгоценных металлах осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности, и отражается по дебету счета 010108310 «Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» и кредиту счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» (положительная переоценка) или по дебету счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010108410 «Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» (отрицательная переоценка).

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия объектов к бюджетному учету и начисления амортизации определяется исходя из:

информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;

при отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации, исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества;

при отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя, на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию основных средств, принятого с учетом:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

гарантийного срока использования объекта;

сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от бюджетных учреждений, участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственных и муниципальных организаций.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок полезного использования и нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения).

Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении (Беспалов М.В.)

Учет нефинансовых активов в бюджетном учреждении ведется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В Едином плане счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения для отражения информации о нефинансовых активах предназначен разд. 1, в котором собраны счета, предназначенные для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества учреждения.

Нефинансовые активы включают в себя сведения об основных средствах, непроизведенных и нематериальных активах, начислении амортизации, о материальных запасах.

Согласно Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление, с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) .

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается:

1) стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) — их фактическая стоимость;

2) стоимость объектов непроизведенных активов — фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;

3) стоимость объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, — стоимость ценностей, переданных (подлежащих передаче) учреждением в целях исполнения обязательств по договору;

4) стоимость объектов нефинансовых активов, полученных по договору дарения, — их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования;

5) стоимость объектов нефинансовых активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга), — сумма расходов лизингодателя на их приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету (учитываемых в составе расходов);

6) стоимость объектов нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, — сумма их денежной оценки в валюте РФ, исчисленная путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта учета к бухгалтерскому учету (осуществления вложений в нефинансовый актив);

7) стоимость неучтенных объектов нефинансовых активов, выявленных при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, — их текущая рыночная стоимость, установленная для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Для учета объектов нефинансовых активов предназначены следующие счета Единого плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения:

— 101 «Основные средства»;

— 102 «Нематериальные активы»;

— 103 «Непроизведенные активы»;

— 104 «Амортизация»;

— 105 «Материальные запасы»;

— 106 «Вложения в нефинансовые активы»;

— 107 «Нефинансовые активы в пути» .

На этих счетах объекты нефинансовых активов учитываются по аналитическим группам учета.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

— правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

— достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

— точное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта), правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств;

— контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, и эффективностью их использования.

Синтетический учет основных средств ведется на сч. 101 «Основные средства» в разрезе следующих субсчетов Плана счетов бюджетного учета:

— 101.11 «Жилые помещения» — здания, предназначенные для жилья, включая передвижные щитовые домики, плавучие дома, прочие здания, используемые для жилья, а также исторические памятники, идентифицированные в основном как жилые дома;

— 101.12 «Нежилые помещения» — здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Это здания, занимаемые органами управления, здания учебных заведений, больниц, поликлиник, домов-интернатов, детских учреждений, библиотек;

— 101.13 «Сооружения» — инженерно-строительные объекты, назначением которых служит создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций;

— 101.34 «Машины и оборудование» — устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию (силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные приборы, регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, оргтехника, медицинское оборудование, прочие машины и оборудование);

— 101.35 «Транспортные средства» — подвижной состав железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного транспорта, а также гужевой, производственный транспорт, все виды спортивного транспорта;

— 101.36 «Производственный и хозяйственный инвентарь» — предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям: механизированные орудия труда общего назначения, а также прикрепляемые к машинам предметы, служащие для обработки материалов, производства монтажных работ;

— 101.37 «Библиотечный фонд» — научная, художественная и учебная литература, специальные виды литературы и другие издания;

— 101.38 «Прочие основные средства» — основные средства, которые не нашли отражения на вышеназванных счетах.

Учетной единицей основных средств является инвентарный объект, по которому заводится инвентарная карточка и присваивается инвентарный номер (кроме объектов стоимостью до 3000 руб.).

Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении. Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

Поступления основных средств в бюджетное учреждение отражаются на сч. 106 «Вложения в нефинансовые активы». На данном счете собирается информация по формированию первоначальной стоимости и включает в себя все затраты (транспортные, комиссионные), связанные с приобретением основных средств. Принятие основного средства к учету осуществляется на сч. 101 «Основные средства» в разрезе субсчетов.

Поступление объектов основных средств оформляется следующими бухгалтерскими записями:

— принятие к бюджетному бухгалтерскому учету вновь выстроенных зданий, сооружений или работ по их реконструкции в оценке по первоначальной стоимости:

Д-т сч. 101 «Основные средства», субсчет «Увеличение стоимости основных средств»,

К-т сч. 106 «Вложения в нефинансовые активы», субсчет «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»;

— внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами (подразделениями) учреждения отражается оборотами внутри сч. 101 «Основные средства»:

Д-т соответствующих счетов аналитического учета сч. 101 «Основные средства» (101.01, 101.02, 101.03, 101.04, 101.05, 101.06, 101.07, 101.08)

К-т соответствующих счетов аналитического учета счета 101 «Основные средства»;

— оприходование излишков основных средств в оценке по рыночной стоимости, выявленных при инвентаризации:

Д-т соответствующих счетов аналитического учета сч. 101 «Основные средства» (101.01, 101.02, 101.03, 101.04, 101.05, 101.06, 101.07, 101.08)

К-т сч. 401 «Прочие доходы»;

— списание с бюджетного бухгалтерского учета стоимости объектов основных средств в результате их продажи:

Д-т сч. 104 «Амортизация», субсчет «Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации», 401.20 «Расходы текущего финансового года»

К-т сч. 101 «Основные средства», субсчет «Уменьшение стоимости основных средств»;

— списание с бюджетного бухгалтерского учета стоимости объектов основных средств, пришедших в негодность, при не полностью начисленной сумме амортизации:

Д-т сч. 104 «Амортизация», субсчет «Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации», 401.20 «Расходы текущего финансового года»

К-т сч. 101 «Основные средства», субсчет «Уменьшение стоимости основных средств».

Одновременно производится следующая запись:

Д-т сч. 105 «Материальные запасы», субсчет «Увеличение стоимости материалов», К-т сч. 401.10 «Доходы текущего финансового года — оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств;

Д-т сч. 104 «Амортизация», субсчет «Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации», К-т сч. 101 «Основные средства», субсчет «Уменьшение стоимости основных средств», — списаны с бюджетного бухгалтерского учета объекты основных средств при полностью начисленной сумме амортизации.

Движение основных средств оформляется первичными документами унифицированных форм. В табл. 1 приведены примеры документов по движению основных средств .

Таблица 1

Первичные документы по операциям с основными средствами (прием, передача)

операции

Название операции

Наименование первичного

документа

Код

формы

Прием в эксплуатацию

выстроенных зданий и сооружений

Акт о приеме-передаче

здания (сооружения)

Прием в эксплуатацию

отремонтированных,

реконструированных,

модернизированных объектов

Акт о приеме-сдаче

отремонтированных,

реконструированных,

модернизированных

объектов основных

средств

Прием в эксплуатацию

приобретенных или безвозмездно

полученных основных средств

Акт о приеме-передаче

объекта основных средств

(кроме зданий,

сооружений)

Прием в эксплуатацию

приобретенных или безвозмездно

полученных однородных объектов

основных средств

Акт о приеме-передаче

групп объектов основных

средств (кроме зданий,

сооружений)

Передача объекта из одного

подразделения в другое

Накладная на внутреннее

перемещение объектов

основных средств

Передача объекта от одного

материально ответственного лица

к другому

Приемо-сдаточный акт

Выдача объекта со склада

Требование-накладная

Ведомость выдачи

материальных ценностей

на нужды учреждения

Основным первичным документом по приемке основных средств являются акты. Акты составляются постоянно действующей комиссией, назначенной руководителем учреждения, подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации.

Регистрами аналитического учета основных средств являются:

— инвентарная карточка учета основных средств, которая открывается на каждый объект основных средств;

— инвентарная карточка группового учета основных средств на группу однородных объектов основных средств, предназначенная для учета библиотечных фондов, производственного и хозяйственного инвентаря.

Инвентарные карточки открываются на основании пакета приходной документации, утвержденного в установленном порядке. Дальнейшие записи о внутрихозяйственном перемещении и выбытии учитываются также на основе соответствующей первичной документации. Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств.

На объекты основных средств в учреждениях начисляется амортизация. Для учета амортизации используется сч. 104 «Амортизация». Амортизация рассчитывается линейным способом на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (табл. 2). По объектам, не отраженным в амортизационных группах, амортизация может начисляться техническими условиями. По объектам, полученным безвозмездно от физических и юридических лиц, последующие сроки эксплуатации и, соответственно, нормы амортизации устанавливаются комиссией учреждения .

Таблица 2

Амортизационные группы основных средств

Указанная Классификация используется как в бюджетном бухгалтерском учете, так и при налогообложении прибыли. Амортизация начисляется по зданиям и сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам, производственному и хозяйственному инвентарю, библиотечному фонду, нематериальным активам. Не начисляется амортизация на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 3000 руб. включительно.

Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения их стоимости либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия.

Начисление амортизации не может производиться в размере, превышающем 100% стоимости объектов основных средств. Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Амортизация, начисленная в размере 100% стоимости объекта основных средств, пригодного к дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания по причине полной амортизации. Амортизация по основным средствам должна начисляться ежемесячно.

Инструкцией N 157н предусмотрено распределение объектов основных средств на группы по стоимости:

1) основные средства стоимостью менее 3000 руб. Начисление амортизации не предусмотрено. При передаче в эксплуатацию эти объекты списываются. Учет подобных объектов ведется на забалансовых счетах (сч. 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»). Сохраняется оперативно-хозяйственный учет данных основных средств по материально ответственным лицам;

2) основные средства стоимостью более 3001 руб., но менее 40 000 руб. При передаче в эксплуатацию этих объектов начисляется амортизация 100% первоначальной стоимости по кредиту сч. 104 «Амортизация». При списании объекта, пришедшего в негодность, закрываются сч. 101 «Основные средства» (по кредиту) и 104 «Амортизация» (по дебету);

3) основные средства стоимостью более 40 000 руб. По данным объектам ежемесячно начисляется амортизация в размере 1/12 части годовой нормы амортизационных отчислений. Списание основного средства предполагает выполнение двух условий: начисление амортизации в 100% и негодность объекта для дальнейшего использования. Возможно списание объекта до истечения срока полезного использования, если объект пришел в негодность вследствие чрезвычайных ситуаций, аварии, стихийного бедствия.

Учет нематериальных активов в бюджетном учреждении ведется на сч. 102 «Нематериальные активы». В составе нематериальных активов учитываются объекты интеллектуальной собственности в форме:

— исключительного права патентообладателя на изобретение;

— авторского права на промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения;

— имущественных прав автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

— права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

Единицей бюджетного учета нематериальных активов является инвентарный объект — совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав.

Каждому объекту нематериальных активов присваивается порядковый инвентарный номер, который используется только в регистрах бюджетного учета.

Поступление нематериальных активов оформляется следующей бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 102 «Нематериальные активы», субсчет «Увеличение стоимости нематериальных активов», К-т сч. 106 «Вложения в нефинансовые активы», субсчет «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», — нематериальные активы приняты к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом.

Нематериальные активы, выявленные при инвентаризации, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету сч. 102 «Нематериальные активы», субсчет «Увеличение стоимости нематериальных активов», и кредиту сч. 401.10 «Доходы текущего финансового года».

Операции по выбытию нематериальных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 401.20 «Расходы текущего финансового года» (на остаточную стоимость)

К-т сч. 102 «Нематериальные активы», субсчет «Уменьшение стоимости нематериальных активов» (на первоначальную стоимость).

Списание нематериальных активов при их продаже отражается по дебету сч. 104 «Амортизация», субсчет «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации» (на сумму ранее начисленной амортизации).

Особенностью некоторых нематериальных активов как объектов учета является необходимость принятия мер по их защите. С этой целью целесообразно разработать особые внутренние правила охраны таких объектов, предусмотрев в них список лиц, имеющих право на ознакомление с ними, обязательства этих лиц не разглашать соответствующие сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.

На сч. 103 «Непроизведенные активы» ведется учет непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр).

К сч. 103 «Непроизведенные активы» открываются следующие аналитические счета:

— 103.01 «Земля»;

— 103.02 «Ресурсы недр»;

— 103.03 «Прочие непроизведенные активы» .

Каждому объекту непроизведенных активов независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств. Поступление, перемещение и выбытие непроизведенных активов оформляются теми же документами, что и по основным средствам и нематериальным активам.

Земельные участки и ресурсы недр не подлежат амортизации как объекты, стоимость которых с течением времени не снижается. Срок полезного использования объектов непроизведенных активов является неопределенным.

Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 103 «Непроизведенные активы», субсчет «Увеличение стоимости непроизведенных активов», К-т сч. 106 «Вложения в нефинансовые активы», субсчет «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы», — приняты к бухгалтерскому учету объекты непроизведенных активов при их приобретении, безвозмездном получении.

Списание объектов непроизведенных активов, пришедших в негодность, отражают по дебету сч. 401.20 «Расходы текущего финансового года» и кредиту сч. 103 «Непроизведенные активы», субсчет «Уменьшение стоимости непроизведенных активов».

К материальным запасам в бюджетном учете относятся:

— предметы, используемые в обычной деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 мес., независимо от их стоимости;

— предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 мес., но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ);

— готовая продукция.

Основными задачами бюджетного учета материальных запасов являются:

1) обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием материальных запасов;

2) выполнение текущих норм и нормативов запасов и расходов;

3) получение точных сведений об остатках после реализации;

4) проведение инвентаризации не менее одного раза в год, продуктов питания — один раз в квартал, медикаментов, спирта, наркотических средств — ежемесячно.

Группировка объектов материальных запасов и их бухгалтерский учет ведутся на следующих типовых субсчетах Плана счетов бюджетного учета:

— 105.31 «Медикаменты и перевязочные средства» — медикаменты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства в больницах, лечебно-профилактических и лечебно-ветеринарных учреждениях, где в сметах доходов и расходов предусмотрены ассигнования на эти цели;

— 105.32 «Продукты питания» — продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание;

— 105.33 «Горюче-смазочные материалы» — все виды топлива, горючих и смазочных материалов, находящихся на складах или в кладовых, а также непосредственно у материально ответственных лиц: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут;

— 105.34 «Строительные материалы»:

— силикатные материалы: цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица;

— строительный металл: железо, жесть, сталь;

— металлоизделия: гвозди, гайки, болты;

— санитарно-технические материалы: краны, муфты, тройники;

— электротехнические материалы: кабель, патроны, ролики, шнур, провод;

— 105.35 «Мягкий инвентарь»:

— белье (рубашки, сорочки, халаты);

— постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала);

— одежда и обмундирование, включая спецодежду, (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки);

— обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки);

— спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки);

— прочий мягкий инвентарь;

— 105.36 «Прочие материальные запасы» — специальное оборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение.

Аналитический учет материальных запасов ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей, продуктов питания — в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в ведомость производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания и накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Аналитический учет материальных запасов в пути ведется по отдельным поставщикам в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом, несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы хранятся у руководителя учреждения или его заместителя.

Приобретение и безвозмездное получение материальных запасов отражаются по дебету сч. 105 «Увеличение стоимости материальных запасов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета сч. 302 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 208 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов».

При оприходовании материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их приобретении и (или) безвозмездном получении в рамках нескольких договоров, изготовлении хозяйственным способом, дебетуют соответствующие счета аналитического учета сч. 105 «Материальные запасы» и кредитуют сч. 106 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Излишки материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, принимают на учет по дебету сч. 105 «Материальные запасы», субсчет «Увеличение стоимости материальных запасов», и кредиту сч. 401.10 «Доходы текущего финансового года» (на стоимость излишков по рыночным ценам).

При списании материальных запасов осуществляют следующие бухгалтерские записи:

— списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды на основании оправдательных документов:

Д-т сч. 401.20 «Расходы текущего финансового года», 109 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 106 «Вложения в материальные запасы» К-т сч. 105 «Материальные запасы»;

— списание потерь материальных запасов, отнесенных за счет виновных лиц:

Д-т сч. 209 «Расчеты по ущербу имуществу» К-т сч. 401.10 «Доходы текущего финансового года» — начислены доходы в связи с недостачей, хищениями, отнесенными за счет виновных лиц по рыночной стоимости;

Д-т сч. 401 К-т сч. 105 «Материальные запасы» — списана с баланса стоимость материальных запасов.

В отчетности бюджетного учреждения нефинансовые активы отражаются в балансе в разд. I. Данный раздел включает первоначальную и остаточную стоимость по основным средствам, непроизведенным и нематериальным активам, вложения в нефинансовые активы, материальные запасы, нефинансовые активы в пути. Более детализированная информация о нефинансовых активах представлена в пояснительной записке. В приложении к пояснительной записке «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (ф. 0503768) отражается движение нефинансовых активов (поступление или выбытие) и их наличие на конец года.

Список литературы

1. Автономные учреждения: бухгалтерский учет по новым правилам / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2012. 360 с.

2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.

3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.

4. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях; 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Просвещение, 2008. 384 с.

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.

7. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 12.10.2012).

10. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

11. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.

12. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.

13. Рябова М.А. Бюджетный учет и отчетность: Учеб. пособие / М.А. Рябова, Д.Г. Айнуллова. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 184 с.

Нефинансовые активы. Учет основных средств

Нефинансовые активы. Учет основных средств
Согласно Инструкция по бюджетному учету (далее — Инструкция N 25н) к нефинансовым активам относятся следующие объекты бюджетного учета:
— основные средства;
— нематериальные активы;
— непроизведенные активы;
— амортизация;
— материальные запасы;
— вложения в нефинансовые активы;
— нефинансовые активы в пути.
Основные средства
Что в бюджетном учете признается объектом основных средств?
“Объекты основных средств — материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 мес.“ (п. 10 Инструкции N 25н).
Таким образом, для признания объекта основных средств в бюджетном учете должны быть соблюдены пять критериев:
— объект материален;
— объект предназначен для использования в процессе деятельности учреждения, которая состоит в выполнении работ, оказании услуг (либо для управленческих нужд учреждения);
— объект может находиться: в эксплуатации, запасе, на консервации, быть сданным в аренду арендатору (бюджетное учреждение — арендодатель) или представлять имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
— объект может иметь любую стоимостную оценку;
— объект предполагается использовать более 12 мес.
Рассмотрим отдельные нюансы перечисленных критериев признания объекта основным средством в бюджетном учете:
— второй критерий в определении объектов основных средств не включает такую деятельность бюджетного учреждения, как производство продукции (функции бюджетного учреждения заключаются в выполнении работ, оказании услуг);
— третий критерий в определении объектов основных средств допускает, что объект основных средств может находиться “в запасе“. Это означает, что эксплуатация объекта основных средств не начата (при этом объект основных средств не обязательно должен находиться “на складе“). Признание объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. в бюджетном учете не увязывается с вводом объектов в эксплуатацию;
— третий критерий в определении объектов основных средств допускает консервацию основных средств как временное бездействие объектов, ранее находившихся в эксплуатации;
— четвертый критерий в определении объектов основных средств указывает, что стоимостная оценка не может являться причиной непризнания объекта в качестве основного средства;
— пятый критерий в определении объектов основных средств оперирует потенциальной возможностью использования объекта основных средств в деятельности учреждения (использование объекта основных средств менее 12 мес. как следствие его низкого качества — не является критерием непризнания его в качестве основного средства).
Заметим, что в критерии объектов основных средств не включено положение, что объект основных средств не является неотделимой (сочлененной) частью комплекса объектов, а может осуществлять функции, для которых он предназначен, самостоятельно, являться отделимой частью комплекса объектов (далее в разъяснениях Инструкции N 25н это положение имеет место).
Тест N 1. Бюджетное учреждение намерено приобрести: — молоток; — винчестер к ПК; — картридж;
— внешний съемный диск к ПК; — программу для ПК.
Выберите, что из перечисленного в бюджетном учете будет признано объектом основных средств.
В результате каких операций объекты основных средств поступают в
бюджетное учреждение?
Операции поступления объектов основных средств получателю средств бюджета (в бюджетное учреждение) классифицируются бюджетным учетом следующим образом:
— приобретение, сооружение, изготовление за счет средств бюджета, выделенных учреждению в соответствии с лимитами бюджетных обязательств;
— поступление по централизованным поставкам внутри ведомства;
— поступление от бюджетных учреждений, находящихся в ведении одного главного распорядителя средств бюджета (внутри ведомства), — безвозмездное получение;
— поступление от бюджетных учреждений, находящихся в ведении разных главных распорядителей бюджетных средств одного уровня бюджета, — безвозмездное получение;
— поступление от бюджетных учреждений, состоящих на другом бюджете Российской Федерации, — безвозмездное получение;
— поступление от государственных и муниципальных организаций — безвозмездное получение;
— поступление от организаций, кроме государственных и муниципальных организаций — безвозмездное получение, дарение, пожертвование.
В какой стоимостной оценке принимаются к учету объекты основных
средств?
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 12 Инструкции N 25н).
Первоначальной стоимостью объектов основных средств являются:
— по операциям, приведенным в п. 2, пп. “а“ (приобретение, сооружение, изготовление объектов основных средств за счет средств бюджета, выделенных учреждению в соответствии с лимитами бюджетных обязательств) — сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств (с учетом НДС — по бюджетной деятельности и приносящей доход деятельности, “не облагаемой“ НДС (согласно нормам Налогового кодекса РФ); без НДС — по приносящей доход деятельности, “облагаемой“ НДС (согласно нормам Налогового кодекса РФ).
При этом Инструкция N 25н (п. 12) приводит перечень затрат учреждения, которые формируют первоначальную стоимость объектов основных средств (являются составляющими вложений в объекты основных средств):
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
— суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
— регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
— затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.
По операциям, приведенным в п. 2, пп. “б-е“ (безвозмездное получение от любых бюджетных учреждений бюджетной системы Российской Федерации и государственных, муниципальных организаций) — стоимость объектов, указанная в документах передающей стороны, плюс стоимость услуг получающего бюджетного учреждения (в случае их наличия), связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.
По операциям, приведенным в п. 2, пп. “ж“ (безвозмездное получение от организаций коммерческого сектора) — текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.
Внимание! До момента признания объекта основным средством на счетах учета основных средств первоначальная стоимость не формируется, а осуществляется предварительная аккумуляция затрат по объекту “Капитальные вложения в основные средства“. Такой порядок применятся независимо от способов поступления объектов основных средств: приобретение, сооружение, изготовление собственными силами или безвозмездное получение.
В случае, если бюджетное учреждение является арендатором, законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты учитываются в составе собственных основных средств арендатора в сумме произведенных вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (п. 11 Инструкция N 25н).
Тест N 2. Акционерное общество безвозмездно передало школе 5 мониторов одинаковой марки. Балансовая стоимость каждого — 8 000 руб.
Органы местного самоуправления безвозмездно передали школе 5 системных блоков. Балансовая стоимость каждого — 9 000 руб.
Из них было скомплектованы 5 рабочих мест.
Школа заплатила за перевозку компьютерной техники — 2 000 руб.
На вторичном рынке: стоимость подобного монитора — 4 000 руб.; стоимость системного блока — 3 000 руб.
Бухгалтер школы сформировал первоначальную стоимость и принял на бюджетный учет ____ объектов основных средств с первоначальной стоимостью ____ тыс. руб.; ___ тыс. руб. и т.д. Заполните пробелы.
Возможно ли изменение первоначальной стоимости объектов основных
средств?
Инструкцией N 25н (п. 13, п. 16) определено, что изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств и указан порядок отражения операций по переоценке.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный учет, не дают определение достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (ст. 257, п. 2):
— достройка, дооборудование, модернизация — работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
— реконструкция — работы по переустройству существующих объектов основных средств, связанные с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое в целях увеличения производственных мощностей.
Что является единицей бюджетного учета основных средств?
Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект:
— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
— отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
— обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
Если составные части, входящие в объект, имеют разный срок полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Если составные части (по зданиям и сооружениям — надворные постройки: сарай, колодец, забор):
— обеспечивают функционирование нескольких объектов (зданий), — они считаются самостоятельными инвентарными объектами;
— обеспечивают функционирование одного объекта (здания), — они составляют со зданием один инвентарный объект.
Объектам основных средств (за исключением: объектов стоимостью до 1 000 руб. включительно; объектов библиотечного фонда — независимо от стоимости; драгоценностей и ювелирных изделий — независимо от стоимости) присваивается уникальный инвентарный номер.
Уникальный инвентарный номер должен быть обозначен на самом объекте (на всех составляющих его составных частях).
Процедура проводится комиссией, состоящей из 3 человек:
— руководитель бюджетного учреждения (заместитель руководителя);
— материально-ответственное лицо;
— работник бухгалтерии.
Инвентарный номер объекта основных средств сохраняется за ним на весь период нахождения в бюджетном учреждении и после списания объекта не присваивается вновь принятым к бюджетному учету объектам основных средств.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный учет, не прописывают порядок присвоения инвентарных номеров объектов основных средств, как было предписано Инструкцией N 107н. Данный порядок может быть определен главным распорядителем средств бюджета по согласованию с Минфином России.
Ответы на тесты:
Тест N 1 — 1 (молоток); 4 (внешний съемный диск с ПК). Тест N 2 — 5 объектов, первоначальной стоимостью 13,4 тыс. руб. каждый (4,0 + 9,0 + 0,4).
М.И. Проказина,
бухгалтер-консультант
“Ваш бюджетный учет“, N 1, январь 2008 г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *