Особенности, характеристика персонала школы (анализ кадрового состава)

К персоналу школы относятся все работники, выполняющие производственные и управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда — это определение, отражающее общее представление о персонале. Специфика образовательного учреждения предполагает особую классификацию персонала.

Таблица 1.1 — Классификацию персонала образовательного учреждения

Руководство

  • · Директор
  • · Заместители директора (по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)
  • · Главный бухгалтер
  • · Заведующий библиотекой

Преподаватели

  • · Учителя- предметники
  • · Учителя начальных классов
  • · Педагоги дополнительного образования

Узкие специалисты

  • · Педагог-психолог
  • · Социальный педагог
  • · Учитель- логопед
  • · Учитель- дефектолог
  • · Фельдшер

Обслуживающий персонал

  • · Секретарь
  • · Медицинский работник
  • · Библиотекарь
  • · Работник столовой

Технический персонал

  • · Уборщик
  • · Гардеробщик
  • · Вахтер
  • · Сантехник
  • · Электрик
  • · Рабочий
  • · Сторож

Данная классификация несколько формальна, если ее рассматривать с позиции функционального разделения труда. Но образовательное учреждение — уникальная организация, профессиональные роли между всеми работниками чаще всего достаточно условны, а это предполагает, что один и тот же работник может входить в разную группу распределения функциональных обязанностей. Руководителю необходимо это учитывать, а еще лучше — управлять этим процессом в зависимости от своих управленческих целей. Сохранить функциональное распределение ролей согласно должности тоже можно, но тогда действительно получится формальная структура, где каждый работник выполняет только ему свойственные функции. С одной стороны, такой структурой легче управлять, с другой — появятся «управленческие прорехи», которые не закроешь конкретной функциональной единицей. Например, кто будет встречать гостей городского семинара, размещать их по раздевалкам, обслуживать во время обеда, если учителя будут настаивать на своих функциональных обязанностях? Кто остановит расшалившегося ребенка в коридоре и сделает ему материнское внушение, если уборщица не возьмет на себя роль воспитателя? Про перегоревшие лампочки, которые с легкостью может заменить учитель по физкультуре, если он понимает, что работает в школе, а не в фитнес — центре, и говорить не надо. Другими словами, классификация персонала образовательного учреждения должна не только отражать формальную структуру, но и быть функционально адаптирована к образовательной среде. Поэтому руководителю стоит продумать, как совместить эти составляющие. Для этого можно воспользоваться следующими данными.

Таблица 1.2 — Функциональные обязанности работников учреждения образования.

Функции работника

Формальная должность работника, который сможет осуществлять эту функцию

Осуществление ведущей деятельности по должности

Весь персонал образовательного учреждения согласно должностным инструкциям

Выполнение сопутствующей деятельности по исполнению нормативно- правовых актов и

выполнению требований к ведению документации

  • · Директор
  • · Заместители директора (по учебно-воспитательной работе, по воспитательной

работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)

  • · Педагог-психолог
  • · Социальный педагог
  • · Секретарь

Выполнение сопутствующей деятельности по поддержанию финансовой дисциплины

  • · Директор
  • · Заместители директора (по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)
  • · Главный бухгалтер
  • · Социальный педагог
  • · Педагоги дополнительного образования Учителя начальных классов
  • · Учителя- предметники

Осуществление сопутствующей деятельности по поддержанию безопасных условий труда и учебы, материально- технического обеспечения

· Заместители директора (по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)

· Заведующий библиотекой

· Секретарь

  • · Учителя- предметники
  • · Учителя начальных классов
  • · Педагоги дополнительного образования

· Социальный педагог

· Фельдшер

· Работник столовой

· Медицинский работник

· Уборщик

· Сантехник

· Электрик

· Рабочий

Выполнение сопутствующей деятельности по обеспечению квалифицированной подготовки программно- методического обеспечения образовательного процесса

· Заместители директора (по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)

· Заведующий библиотекой Секретарь

  • · Учителя- предметники
  • · Учителя начальных классов
  • · Педагоги дополнительного образования

· Педагог-психолог

· Учитель- логопед

· Учитель- дефектолог

· Библиотекарь

Выполнение сопутствующей деятельности по организации образовательного процесса в блоке учебно- урочной деятельности, дополнительного образования и социально- воспитательной деятельности в ОУ

· Директор

· Заместители директора (по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)

· Секретарь

· Заведующий библиотекой

  • · Учителя- предметники
  • · Учителя начальных классов
  • · Педагоги дополнительного образования

· Педагог-психолог

· Социальный педагог

· Учитель- логопед

· Учитель- дефектолог

· Медицинский работник

· Работник столовой

· Уборщик

Осуществление сопутствующей деятельности, связанной с формированием психологически комфортного взаимодействия в педагогическом коллективе, ученической и родительской среде

  • · Секретарь
  • · Педагоги дополнительного образования Социальный педагог
  • · Педагог-психолог
  • · Учитель- логопед
  • · Фельдшер Медицинский работник
  • · Работник столовой
  • · Гардеробщик
  • · Вахтер
  • · Сторож

Выполнение сопутствующей деятельности, связанной с участием в управлении УО

  • · Директор
  • · Заместители директора (по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе, по научной работе, административно- хозяйственной работе и т.д.)
  • · Главный бухгалтер
  • · Секретарь, заведующий библиотекой
  • · Учителя- предметники

Если рассматривать такое распределение функциональных обязанностей, то станет понятно, например, каким образом секретарь входит в достаточно разные структуры. Ведь этот сотрудник не только выполняет функции делопроизводителя по поручению директора, но и помогает печатать методические материалы для педагогов, редактирует тексты и оформляет их на компьютере, успокаивает провинившегося посетителя кабинета директора, договаривается с этим самым директором об отгулах именно в летние месяцы для учительницы — многодетной матери. Про управление коллективом с позиции серого кардинала знает каждый уважающий себя секретарь и каждый руководитель, и это сказано без иронии.

Такую специфическую классификацию персонала школы надо уложить в определенную систему, которая, с одной стороны, отражает классический подход к построению системы управления персоналом любой организации (с формальной точки зрения), с другой — учитывает уникальность учреждения, в котором работники позволяют собой управлять только при наличии неформальной системы.

Система работы с персоналом школы — это совокупность принципов и методов управления кадрами в организации, опирающаяся на следующие подсистемы: кадровую политику, подбор, оценку, расстановку персонала, его адаптацию, мотивацию и обучение.

8.1.1. Категории работников образования

Работники образования– лица (индивиды), осуществляющие определенного рода или вида деятельность, прямо (непосредственно) или опосредованно связанную с реализацией целей и задач образования (обучения и воспитания). К прямой деятельности можно отнести педагогическую деятельность, осуществляемую педагогическими работниками (учителями, воспитателями, преподавателями учреждений профессионального образования), т.е. деятельность, непосредственно связанная с обучением и воспитанием обучающихся (воспитанников). Все остальные виды деятельности связаны с обеспечением педагогической деятельности: управленческая, организаторская, кадровая, финансово-экономическая деятельности, деятельность по материально-техническому и социальному обеспечению образовательного и воспитательного процесса и т.д.

Такое разделение прямой и опосредованной деятельности в области образования носит, как уже ранее отмечалось, достаточно условный характер, поскольку осуществление той же педагогической деятельности невозможна в современных условиях без обеспечивающих видов деятельности. Тем не менее, все же именно педагогическая деятельность и, соответственно, педагогические работники являются, вновь подчеркнем, смысловым, а потому центральным элементом всей образовательной системы.

Классификация работников образования может проводиться по самым разным основаниям. Наиболее распространенным является разграничение категорий работников повидам осуществляемой ими профессиональной деятельности.С этим критерием органично связан и критерийдолжностных обязанностей и функциональных обязанностей работников. Всоответствии с этими основаниями выделяются такие группы (категории) работников образования:

а) педагогические работники;

б) научные работники;

в) административно-управленческий персонал;

в) учебно-вспомогательный персонал;

г) технический персонал.

При этом речь идет об основной их профессиональной деятельности, поскольку на практике обычно происходит совмещение нескольких видов деятельности: директор школы, как правило, преподает один или несколько предметов, зав. кафедрой вуза, будучи представителем административно-управленческого персонала практически в обязательном порядке читает один-два курса лекций, научной деятельностью также обязаны заниматься все преподаватели высшего учебного заведения и т.д. Тем не менее, «принадлежность» конкретного работника к той или иной группе определяется по их основной должности.

В каждой из названных групп происходит естественная и законодательная дифференциация работников по различным критериям (стаж работы, уровень образования, тип и вид образовательного учреждения, требования к конкретной должности и др.). Так, педагогические работники, могут быть сгруппированы в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в котором они профессионально осуществляют свою педагогическую деятельность: работники дошкольных учреждений, работники учреждений общего образования, учреждений профессионального образования и т.д. Административно-управленческий персонал также неоднороден: высший управленческий персонал (директор школы и завучи; ректор и проректоры вуза) средний персонал (начальники служб подразделений вуза) и т.д.

Исходяиз закономерно обусловленного приоритета педагогической деятельностив любом образовательном учреждении, что, к сожалению, не всегда признается, в дальнейшем рассматриваются главным образом именно эта категория работников образовательной сферы, т.е. работников, занимающих должность педагогических работников и ведущих педагогическую (научно-педагогическую) деятельность в образовательном учреждении определенного типа и вида.

учебно-вспомогательный

Смотреть что такое «учебно-вспомогательный» в других словарях:

  • учебно-вспомогательный — учебно вспомогательный … Орфографический словарь-справочник

  • учебно-вспомогательный — … Орфографический словарь русского языка

  • учебно-вспомогательный — уче/бно вспомога/тельный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • учебно-вспомогательный — уч/еб/н/о/ вс/по/мог/а/тельн/ый … Морфемно-орфографический словарь

  • Орион (вспомогательный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Орион. «Орион» Orion … Википедия

  • Ганза (вспомогательный крейсер) — «Ганза» Hansa Служба … Википедия

  • Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ — Обнинский институт атомной энергетики филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (ИАТЭ) Прежнее название Обнинский… … Википедия

  • Одесская национальная морская академия — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

  • Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина — (РГУНиГ) … Википедия

  • Правописание сложных прилагательных — Слитное написание 1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный, ср. железная дорога), или по способу управления… … Справочник по правописанию и стилистике


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *