Разъяснения по положению ч.5 ст.26 44-ФЗ

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Статьей 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-ФЗ) определена возможность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обеспечивать централизацию закупок.

Законом определены следующие варианты централизации закупок:

— на уровне публично-правового образования (в отношении закупок различных органов власти);

— на уровне органа власти (в отношении закупок подведомственных учреждений).

Часть 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 г.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 г. федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа или нескольких уполномоченных органов полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей.

Также отмечаем, что распределение полномочий в соответствии с решением, предусмотренным частью 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, не должно противоречить положениям части 1 статьи 26 Закона № 44-ФЗ. Так, не допускается возлагать на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принять решение о наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков казенное учреждение, при этом выбрать какой-то один из способов, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.

Так, например, в случае если заказчик принимает решение об осуществлении закупок согласно пункту 2 части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением осуществляются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, кроме планирования закупок, заключения государственных и муниципальных контрактов, их исполнения, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

Принятое решение об осуществлении полномочий заказчиков в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ должно соответствовать одному из способов, предусмотренных данной частью.

Может, если администрацией муниципального района принято решение об осуществлении полномочий заказчика самостоятельно.

Исходя из ч. 2 ст. 114 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

  1. осуществление данными органами полномочий на:
    а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
    б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;
  2. наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
  3. наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;
  4. осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

То есть, если администрация муниципального района приняла решение о самостоятельном осуществлении полномочий заказчика в отношении закупок для нужд администрации муниципального района, то администрация может быть заказчиком.

Да, федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе принять решение о наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков казенное учреждение, при этом выбрать какой-то один из способов, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.

Так, например, в случае если заказчик принимает решение об осуществлении закупок согласно пункту 2 части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением осуществляются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, кроме планирования закупок, заключения государственных и муниципальных контрактов, их исполнения, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков.

Принятое решение об осуществлении полномочий заказчиков в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ должно соответствовать одному из способов, предусмотренных данной частью.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Статья 26. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждЦентрализованные закупки



1. В целях централизации закупок в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, законодательством субъектовРоссийской Федерации, муниципальными правовыми актами, заисключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящейстатьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальныйорган, казенное учреждение, уполномоченные на определениепоставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, илинесколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия наопределение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) длясоответствующих заказчиков могут быть возложены на один такойгосударственный орган, муниципальный орган, одно такое казенноеучреждение или несколько государственных органов, муниципальныхорганов, казенных учреждений из числа существующих. Такиеуполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляютполномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)для заказчиков, установленные решениями о создании такихуполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделенииих указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такиеуполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия наобоснование закупок, определение условий контракта, в том числе наопределение начальной (максимальной) цены контракта, и подписаниеконтракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых былиопределены поставщики (подрядчики, исполнители).

2. Президентом Российской Федерации, Правительством РоссийскойФедерации полномочия на определение поставщиков (подрядчиков,исполнителей) для нескольких федеральных органов исполнительнойвласти, федеральных казенных и бюджетных учреждений, а такжеполномочия на планирование закупок, определение поставщиков(подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов,их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров,выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение ихоплаты, для нескольких федеральных органов исполнительной власти,федеральных казенных учреждений могут быть возложены на федеральныйорган исполнительной власти или федеральное казенное учреждениелибо несколько федеральных органов исполнительной власти илифедеральных казенных учреждений.

3. Высшим исполнительным органом государственной властисубъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия наопределение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для несколькихорганов исполнительной власти субъекта Российской Федерации,казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации,муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетныхучреждений, а также полномочия на планирование закупок, определениепоставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственныхи муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемкупоставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанныхуслуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъектаРоссийской Федерации могут быть возложены на орган исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъектаРоссийской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенноеучреждение или несколько указанных органов, учреждений.

4. Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, накоторые возложены полномочия на определение поставщиков(подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектовРоссийской Федерации, вправе осуществлять полномочия уполномоченныхорганов, уполномоченных учреждений муниципальных образований наопределение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основаниисоглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися наих территориях муниципальными образованиями.

5. Федеральный орган исполнительной власти, органисполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местногосамоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочийзаказчика данными органами, их территориальными органами илиучреждениями (при осуществлении данными органами функций иполномочий учредителя учреждений) следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) длясоответствующих заказчиков;

б) планирование и осуществление закупок, включая определениепоставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственныхи муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе свозможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (ихрезультатов), оказанных услуг, для соответствующих государственныхи муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченногоучреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченныхучреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков,исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа или несколькоуполномоченных органов полномочиями на планирование и осуществлениезакупок, включая определение поставщиков (подрядчиков,исполнителей), заключение государственных и муниципальныхконтрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемкипоставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанныхуслуг, для соответствующих государственных и соответствующихмуниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочийсамостоятельно.

6. Если условием предоставления из федерального бюджета илибюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерациимежбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, являетсяцентрализация закупок, финансовое обеспечение которых частично илиполностью осуществляется за счет указанных межбюджетныхтрансфертов, Правительство Российской Федерации вправе наделитьуполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями наопределение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) длягосударственных заказчиков, действующих от имени субъектаРоссийской Федерации, муниципальных заказчиков, соответствующихбюджетных учреждений и (или) уполномоченных органов, уполномоченныхучреждений, полномочия которых определены решениями органовгосударственной власти субъекта Российской Федерации, органовместного самоуправления.

7. Если условием предоставления из бюджета субъекта РоссийскойФедерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение,является централизация закупок, финансовое обеспечение которыхчастично или полностью осуществляется за счет указанныхмежбюджетных трансфертов, высший исполнительный органгосударственной власти субъекта Российской Федерации вправенаделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждениеполномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и(или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений,действующих от имени субъекта Российской Федерации, муниципальныхзаказчиков, соответствующих бюджетных учреждений и (или)уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочиякоторых определены решениями органов местного самоуправления.

8. Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение субъектаРоссийской Федерации, муниципального образования, осуществляющиеполномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей),на основании соглашения между субъектом Российской Федерации имуниципальным образованием вправе осуществлять полномочияуполномоченных органов, уполномоченных учреждений соответствующегосубъекта Российской Федерации, муниципального образования наопределение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) длягосударственных заказчиков, действующих от имени субъектаРоссийской Федерации, бюджетных учреждений субъекта РоссийскойФедерации, муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетныхучреждений.

9. Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения,полномочия которых определены решениями органов местногосамоуправления муниципального района, городского округа, вправеосуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков,исполнителей) для отдельных муниципальных заказчиков, действующихот имени поселений, бюджетных учреждений поселений и (или)уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочиякоторых определены указанными в частях 3 и 5 настоящей статьирешениями органов местного самоуправления поселений, на основаниисоглашений между муниципальным районом, городским округом ивходящими в их состав поселениями.

10. Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченнымиорганами, уполномоченными учреждениями определяется решениями осоздании таких органов, учреждений либо решениями о наделении ихполномочиями в соответствии с настоящей статьей.

11. К деятельности уполномоченных органов, уполномоченныхучреждений в пределах полномочий, установленных решениями осоздании таких органов, учреждений либо решениями о наделении ихполномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяютсяположения настоящего Федерального закона, которые регламентируютправа и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок,мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Статьей 26 Закона N 44-ФЗ определена возможность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обеспечивать централизацию закупок.

Законом N 44-ФЗ определены следующие варианты централизации закупок:

на уровне публично-правового образования (в отношении закупок различных органов власти);

на уровне органа власти (в отношении закупок подведомственных учреждений).

Так, в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона N 44-ФЗ Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений могут быть возложены на федеральный орган исполнительной власти или федеральное казенное учреждение либо несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений полномочия на:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты,

В силу части 3 статьи 26 Закона N 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений полномочия на:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.

Часть 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 4 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2017 г. федеральный орган исполнительной власти вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика самим федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами или учреждениями (при осуществлении функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа или несколько уполномоченных органов полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, в случае, если исполнительным органом принято решение об осуществлении полномочий заказчика в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона N 44-ФЗ, то такое решение не должно противоречить принятому решению согласно части 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ.

Принятое решение об осуществлении полномочий заказчиков в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 44-ФЗ должно соответствовать одному из способов, предусмотренных данной частью.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона N 44-ФЗ и правового акта закупки:

за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара,выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Таким образом, нормы стати 26 Закона N 44-ФЗ будут распространяться на все случаи осуществление закупки за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *