Содержание

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ (примеры будут представлены в статье) представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка.
  2. Тарифный.
  3. Проектно-сметный.
  4. Нормативный.
  5. Затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 18 44-ФЗ). Обоснование НМЦК в плане-графике является строго необходимым. Если заказчик нарушит данное требование и не предоставит в качестве приложения к плановой документации обоснование цены по покупке ЭЦП или любому другому государственному заказу, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

За отсутствие расчета ответственный сотрудник может получить штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Таким образом, обоснование НМЦК в плане-графике на 2018, 2019 и последующие периоды является обязательным.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную цену контракта. Выбранные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ в первую очередь зависят от закупаемого объекта и специфики предмета закупки.

К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применятся для тех ТРУ, стоимость которых регулируется непосредственно государством. Предельный способ является основным для тех организаций-заказчиков, у которых на вышестоящем уровне закреплены предельные цены.

Приоритетным способом по умолчанию признается анализа рынка.

В случае, когда все вышеуказанные методы не могут быть использованы для расчета цены контракта, заказчик может применить затратный способ. При этом, согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, ответственному специалисту надлежит составить обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК (Письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017).

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Согласно ч. 6 ст. 22 44-ФЗ, сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не нужно выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных цен. Документальное обоснование метода определения НМЦК в данном случае также нужно предоставлять вместе с планом-графиком.

Для того чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или же продукцию, которая может заменить предмет закупки;
  • исследовать конъюнктуру рынка и найти различные ценовые предложения;
  • указать однородность таких цен;
  • определить начальную цену контракта по формуле.

Далее разберем подробно, как провести расчет-обоснование цены государственного контракта.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров нужно проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик можно воспользоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ № 567 от 02.10.2013 и положениями ст. 22 44-ФЗ.

Если же после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 44-ФЗ.

Далее нужно найти информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о цене заказчик может действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. При этом заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 методических рекомендаций из Приказа № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик может воспользоваться несколькими инструментами поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о ценах заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных цен в соответствии с данной формулой (п. 3.20 МР из Приказа № 567):

V = (σ / <ц>) × 100,

где:

  • <ц> — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации будет в пределах 33 %, то такие ценовые предложения будут считаться однородными.

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример) можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  1. Строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией.
  2. Сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, а также технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием цены контракта в данном случае является проектно-сметная документация, составленная согласно Методике применения сметных норм (Приказ Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016).

Заказчику следует помнить, что с 01.07.2019 будет действовать измененная редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ. С этого момента проектная документация должна будет включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) для проектно-сметного метода можно скачать далее.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены могут обосновываться вышеуказанными пятью методами расчета. Представим ряд закупок, не подпадающих под обычные правила обоснования НМЦК:

  1. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).
  2. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
  3. Отдельные виды медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011), лекарственные препараты для медицинского использования (), одноразовых медицинских изделий из ПВХ (Приказ Минздрава РФ № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017).
  4. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  5. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса России № 513 от 08.12.2017).
  6. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).

Далее можно скачать образец — форма обоснования НМЦК на 2019 год по 44-ФЗ.

Также доступен для скачивания пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ.

Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Мы ответим на них в настоящей статье. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо. Разберемся вместе в понятии «НМЦК», для чего оно введено, какие методы определения существуют. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.

НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):

Таблица 1

Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок
Электронный аукцион Более 3 млн. руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок
3 млн. руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок

Запрос котировок в «бумажной» форме

Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Примечание: Указанные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. заказчики не обязаны ими пользоваться (см. Письмо МЭР № Д28и-912 от 06.03.2017 г.). В качестве дополнения к Рекомендациям на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • Нормативный метод;
  • Тарифный метод;
  • Проектно-сметный метод;
  • Затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

В целях применения данного метода могут использоваться:

  • общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  • сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации. Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):

НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):

Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:

  • описание объекта закупки с указанием единиц измерения, количества товара, объема работы;
  • список сведений для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком;
  • условия исполнения контракта, а также порядок поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • информация о том, что сбор информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены. Это делается, чтобы не возникло намеренное завышение или занижение суммы.

Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?

  • представленную лицами, включенными в РНП;
  • полученную из анонимных источников;
  • информацию, полученную путем запроса и несоответствующую требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
  • не содержащую расчет цен.

Рекомендации по корректировке цены в зависимости от вида закупок:

— конкурс — увеличение не более чем на 10%;
— аукцион — увеличение не более чем на 13%;
— запрос котировок, запрос предложений — увеличение не более чем на 17%;
— закупка у единственного поставщика — цена не корректируется.

Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен:

  • Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
  • Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
  • Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).

  • Разместить запрос в ЕИС;
  • Произвести поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками ранее;
  • Провести мониторинг общедоступной ценовой информации.
  • Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК;
  • Провести в случае необходимости корректировку цен;
  • Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):

Тарифный метод

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК

В настоящее время существует проект «Контрактная система в действии». В целях его реализации Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) предоставляет заказчикам бесплатный интернет-сервис: калькулятор расчета НМЦК. Эта программа значительно облегчит подготовку к торгам.

Калькулятор предназначен для расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями.

С помощью сервиса можно рассчитать коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также он дает цены прошлых периодов к текущему уровню цен и производит корректировку цены в зависимости от способа закупки, явившейся источником информации о цене.

По итогу предоставляется услуга скачивания обоснования НМЦК по форме, рекомендуемой Минэкономразвития РФ, а также таблицы расчета с полученными данными.

Таблица расчета на сайте НАИЗ выглядит следующим образом:

Таблица 2.

Цена 1 Цена 2 Цена 3 Цена 4 Цена 5 Количество Средняя арифметическая цена Среднее квадратичное отклонение Коэффициент вариации цен (не должен превышать 33 %) Расчет НМЦК
1.
2.
3.

Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК

Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги относятся к идентичным, а какие к однородным.

Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.

К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами являются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.

Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:

  • информация о ценах, содержащаяся в контрактах, которые выполнены и к ним не применялись неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением;
  • информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, являющихся публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на ЭТП;
  • данные государственной статистики о ценах;
  • информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости предмета оценки согласно законодательству РФ или законодательству иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты анализа рынка, проведенного по инициативе заказчика и на основании контракта.

Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок

  • Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
  • Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
  • Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК): методы определения, расчет, обоснование

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Все мы с вами привыкли видеть в извещении и документации о закупке установленную заказчиком цену контракта. Согласно требований 44-ФЗ заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (или сокращенно НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поэтому в настоящей статье мы с вами подробно поговорим, как о методах определения НМЦК, так и о способах её обоснования. Материал статьи будет интересен, прежде всего, заказчикам, однако и поставщики найдут для себя массу полезной информации.

1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
2. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
3. Обоснование НМЦК
4. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК
5. Источники обоснования НМЦК
6. Онлайн калькулятор НМЦК от НАИЗ

1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Если сказать это более простым языком, то это цена выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении НМЦК, то заявка такого участника не рассматривается.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом если в процессе осуществления закупок цена меняется, соответствующие коррективы вносятся и в план-график.

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Однако стоит обратить внимание на то, что данные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. не обязательны для применения заказчиками. В дополнение к методическим рекомендациям Минэкономразвития России на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Контроль за правильностью определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ).

2. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК является весьма ответственным этапом закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на возможность проведения закупки как таковой.

Давайте рассмотрим с вами три возможные ситуации при определении НМЦК.

Ситуация №1 — НМЦК занижена

Если заказчик изначально установил заниженную НМЦК, то в такой ситуации процедура закупки может попросту не состояться. Вряд ли кто-то из участников захочет работать себе в убыток. Также велика вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги. Ситуация с установлением заниженной цены может возникнуть в случае использования заказчиком неактуальных цен, либо без учета возможной инфляции.

Ситуация №2 — НМЦК завышена

В такой ситуации налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Однако велика вероятность, что такая закупка привлечет внимание большего количества участников, которые в ходе торгов снизят установленную цену до размеров среднерыночной. Но в практике нередки случаи (особенно это касается электронных аукционов), когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по начальной (максимальной) цене. Либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5-1%.

Ситуация №3 — НМЦК определена корректно

Такая ситуация является благоприятной, как для заказчика, так и для потенциального участника. Во-первых, бюджетные средства расходуются эффективно, во-вторых, процедура закупки с большой долей вероятности состоится, в-третьих, участие в такой закупке выгодно для участника, в-четвертых, заказчик получит товар (работу, услугу) надлежащего качества.

Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено 44-ФЗ.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. В том случае, если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он вправе использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567).

Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч.13 ст.22 44-ФЗ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч.14 ст.22 44-ФЗ).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч.15 ст.22 44-ФЗ).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать поправочные коэффициенты и индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, в коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для анализа цен заказчик может использовать общедоступную информацию из открытых источников (например, из сети интернет), отправлять запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также разместить информацию о запросе цен в единой информационной системе (ЕИС). Заказчику необходимо получить минимум 3-и ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки.

Данный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 “Нормирование в сфере закупок” 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п.5.1 Методических рекомендаций).

При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.

Данный метод заключается в определении НМЦК на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Причем информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Важный момент! Приведенный выше перечень методов расчета (начальной) максимальной цены контракта не является закрытым. Если невозможно применить методы, указанные в ч.1 ст.22 44-ФЗ, то допускается использовать иные методы. В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ методов (ч.12 ст.22 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.20.1 ст.22 44-ФЗ).

4. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:

1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;

— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;

6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;

8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:

5. Источники обоснования НМЦК

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах (сайт www.zakupki.gov.ru), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени);

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ и, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;

9) иные источники информации.

Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
  • не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

Формирование цены контракта

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

В случае осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе осуществлять такую закупку по наименьшей цене контракта. В случае осуществления закупки конкурентным способом, исходя из принципа обеспечения конкуренции, заказчик не вправе использовать наименьшую из представленных в коммерческих предложениях цен в качестве НМЦК при проведении конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 26 октября 2015 года № ОГ-Д28-13651.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи. То есть в соответствии с положениями бюджетного законодательства цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 08.09.2017 № 24-01-09/58179.

Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2015 № ОГ-Д28-13651

О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Министерство экономического развития Российской Федерации
Письмо
от 26 октября 2015 года № ОГ-Д28-13651
О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

По вопросам 1 и 3.

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее -НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК.

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Рекомендации), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013г. № 567, разъясняют возможные способы определения НМЦК с применением методов, установленных Законом № 44-ФЗ.

Согласно пункту 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько процедур, в том числе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»).

При этом в соответствии с пунктом 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Таким образом, согласно указанным Рекомендациям, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) НМЦК рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 3.21 Рекомендаций. При этом, по мнению Департамента, исходя из принципа обеспечения конкуренции, заказчик не вправе использовать наименьшую из представленных в коммерческих предложениях цен в качестве НМЦК при проведении конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем полагаем, что при закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе осуществлять такую закупку по наименьшей цене контракта.

Также сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит информацию о начальной (максимальной) цене контракта. Таким образом, в извещении заказчиком указывается цена контракта, по которой будет заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Кроме того, отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Таким образом, при определении НМЦК необходимо также учитывать размер доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Обращаем внимание, что Рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и не носят нормативного характера.

По вопросу 2.

Согласно части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заказчики самостоятельно определяют свои потребности (до формирования бюджета). Таким образом, потребность в осуществлении той или иной закупки для нужд заказчика определяется самим заказчиком.

В соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении закупки в соответствии со статьей 93 Закона № 44-ФЗ процедура выбора заказчиком конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) положениями Закона № 44-ФЗ не регламентируется. Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта с тем или иным единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Письмо Минфина России от 08.09.2017 № 24-01-09/58179

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 сентября 2017 года № 24-01-09/58179

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, сообщает следующее.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 2 и 3 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Методические рекомендации), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Формула определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлена в пункте 3.21 Методических рекомендаций.

При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) используется заказчиком при расчете НМЦК.

Вместе с тем Методические рекомендации не содержат запрет об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги).

Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.

Следовательно, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.

Следует отметить, что Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и не носят нормативного характера.

А.М. Лавров

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупки НМЦК Сроки размещения
Открытый конкурс Независимо от суммы В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукцион Более 3 млн. р. Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р. Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировок Свыше 250 тыс. р. Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р. Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложений Независимо от суммы Как минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики). Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Образец письма в Единую информационную систему для запроса цен можно скачать по .

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним. При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе. Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке. Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%. Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту. Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ. Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования. Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2017 года № 24-03-08/70200).

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки. При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком. При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Закон №44-ФЗ предполагает увеличение цены контракта на 10% (не более) только в том случае, если это предусмотрено условиями контракта (закреплены в договоре), согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95. Стороны оформляют увеличение контракта путем заключения дополнительного соглашения, прилагаемого к основному договору. То есть если Заказчик решил увеличить объемы работ или поставку товаров, то он согласует это с Поставщиком, и на увеличенный объем пропорционально поднимается стоимость контракта.

Важно: стоимость контракта относится к существенным условиям, и, согласно законодательству, изменению не подлежит, если это не оговорено предварительно. Так что если изначально в договоре нет пункта о возможности повышения цены контракта, любые изменения, даже с обоюдного согласия сторон, будут признаны незаконными.

Увеличение цены контракта на 10 % — тонкости и подводные камни

Стоит помнить, что все расчеты делаются пропорционально, так что: При невозможности поставить оговоренный вид продукции по прежней цене (допустимый аналог обходится дороже) госконтракт расторгается по обоюдному соглашению сторон и заключается новый. Тут нет признаков объективного подорожания услуги, как это было бы в случае регулируемых тарифов, невозможность поставки именно прописанного в договоре вида продукции (существенное условие) вменяется в вину исполнителю.
Увеличение стоимости контракта возможно только при повышении количества поставляемых товаров и услуг. Стоимость единицы товара не может быть изменена без объективных причин (в контрактах, заключенных на срок не более, чем 3 года).

Период оказания услуги не относится к объему предоставляемой услуги, его увеличение не приводит к автоматическому повышению стоимости работ. Расчет идет по человеко- или машино-часам, дням.

Иные случаи увеличения суммы контракта 44-ФЗ?

Статья 95 ФЗ №44 предусматривает ряд случаев, при котором допускается изменение стоимости контракта:

  1. На основании решения Правительства Российской Федерации или органа власти субъекта Российской Федерации изменение цены может быть произведено, если длительность контракта составляет три года и более, а из-за изменения стоимости работ-услуг по объективным причинам выполнение контракта по прежней стоимости невозможно.
  2. Местная администрация может изменить стоимость контракта, если исполнение его на прежних условиях объективно невозможно, при этом срок заключенного контракта составляет не менее 1 года.
  3. Цена контракта может быть изменена (увеличена или уменьшена) при условии изменения цен (тарифов) на услуги и товары, регулируемых Правительством РФ.
  4. Изменится стоимость договора и в том случае, если поменяются лимиты бюджетных средств, отпускаемые на нужды Заказчика. Как правило, бюджетное финансирование сокращается, и объемы закупок товаров/услуг уменьшаются, о чем составляется дополнительное соглашение с исполнителем, но возможно и увеличение стоимости контракта по ФЗ 44. Регулируется эта процедура пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  5. Для иностранных компаний увеличение стоимости возможно при заключении госконтракта на лечение гражданина РФ за рубежом, при необходимости проведения дополнительных диагностических и лечебных процедур, расширения списка лекарственных препаратов и т.д., но только в том случае, если такая возможность документально закреплена в контракте.

Что делать, если изменения превышают 10 % от стоимости контракта?

В этом случае придется расторгнуть договор, и заключить новый, на измененных условиях.
Если же Заказчика или Поставщика новые условия не устраивают, они могут расторгнуть договоры в одностороннем порядке, предусмотренном контрактом, либо опираясь на положения Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Резюмируя сказанное, отметим, что изменения в краткосрочных контрактах обычно регулируются дополнительными соглашениями, и лимит на повышение стоимости работ/товаров/услуг не должен превышать 10%.

Однако, если товары или услуги идут в комплексе, не обязательно повышать объемы поставок всего предлагаемого ассортимента, можно поднять поставки свыше 10% одной группы товаров, но так, чтобы новая цена договора не превышала 10% от старой.

Увеличение цены контракта по 44-ФЗ

Безусловно, каждый из тех, кто хотя бы один раз заключал государственный контракт, задумывался о том, каким образом извлечь максимальную прибыль из него и при этом не попасть под следствие. Путей как для честного, так и для нечестного способа обогатиться за счет государства существует не мало, но мы решительно отвергаем любые нечестные методы, рассказывая вам, дорогие Поставщики, о самых кристальных способах.

Итак, существует среди людей мнение, что коль скоро контракт подписан Заказчиком и он очень доволен вами и вашим исполнением, то ничто не препятствует тому, чтобы взять и продолжить работать по контракту, увеличив объем работ или товара. Вспоминая классику, можно сказать: «Нельзя просто взять, и увеличить цену контракта».

Однозначно, вы никогда не сможете превысить сумму НМЦК, при любых раскладах.

Даже если в ходе работ или оказания услуг выявиться срочная потребность в дополнительных работах, вы не сможете выполнить их без заключения нового контракта, на новые работы/услуги. Здесь не имеет значения, насколько хорошо вы работаете или как быстро поставляете качественный товар. Не следует верить на слово Заказчику, который просит или требует увеличить объем работы, обещая потом оплатить – если вы согласитесь что-то делать сверх цены контракта, вы рискуете остаться без оплаты, о чем свидетельствует как жизненный опыт, так и судебная практика.

Окно размером в 10%

«А сегодня цену контракта не все могут увеличить. Вернее, увеличить могут не только лишь все, мало кто может это делать»

Этот вариант подходит только в том случае, если вы снизили на торгах или котировке цену контракта. При снижении НМЦК вы можете дополнительным соглашением увеличить цену контракта не более чем на 10% от цены заключенного контракта, но не выше НМЦК. При этом, соответственно должно увеличиться количество товара или услуг, предусмотренных контрактом.

Важно: вы не можете при увеличении цены контракта включать работы/услуги, которых не было в спецификации. Иными словами, нельзя за дополнительную плату делать то, что не было изначально оговорено: если вы поставляли яблоки и груши, то нельзя поставлять огурцы на увеличенную цену. Однако, вы можете дополнительно закупать по выбору или яблоки, или груши, или и то, и другое, хотя это и не оговорено законом, но имеется много разъяснений на эту тему.

Важно: не выполняйте работы без заключения дополнительного соглашения. В противном случае вы несете риски по неоплате.

Что пишут в прессе о прочих способах

Естественно, можно увеличивать цену договора на этапе подготовки закупки. Многие ведут расчеты с использованием НДС, дают Заказчикам завешенные цены, забирая потом аукционы юр. лицами на упрощенной системе налогообложения.

Отдельным образом можно оговорить ситуации, при которых у Заказчика просто возникают запросы на услуги, которые никогда не будут оказаны или были оказаны значительно раньше. Наиболее распространенной является ситуации в сфере ремонта и обслуживания дорогостоящих аппаратов вроде томографов и анализаторов. К примеру, контракт оговаривает заправку и ремонт МФУ не конкретизируя, в чем он (ремонт) выражается. Дополнительным соглашением увеличивается только количество ремонтов, которыми добирают 10%.

Порой, для таких целей в контракт включаются специальные позиции, с завышенной ценой, которые потом и докупаются. Если вы видите, что какая-то позиция в расчете НМЦК явно завышена, то возможно, её и будут докупать доп. соглашением. А может и не будут, учитывая, что «подготовленные» закупки редко бывают конкурентными.

Методики обоснования НМЦК

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

, где

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Методика применяется в случаях, определенных законодательством (ст.19 ФЗ №44). Законодатель подразумевает использование предельных цен на товар, работу, услугу. В качестве источника информации применяется государственный реестр предельных отпускных цен.

Формула:

, где

  • v – объем товара;
  • цпред – предельная цена единицы товара.

Расчет НМЦК по 44-ФЗ в Excel:

Эта методика может использоваться совместно с методом сопоставимых рыночных цен.

Используется, когда цены на товары регламентируются на государственном или местном уровне. Источник информации – сведения о тарифах, размещенные на официальный сайтах или в печатных изданиях государственных организаций.

Формула:

, где

  • v – объем товаров;
  • цтариф – установленная на федеральном или муниципальном уровне цена.

Пример расчета в Excel:

В области строительства применяется проектно-сметный метод. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.

Когда применить ту или иную методику невозможно, используется затратный метод. Подсчитываются все затраты. Результат сравнивается с показателем прибыли, характерным для данной сферы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *