Содержание
- Конспекты юриста
- Цели и задачи государственной информационной политики
- Цели государственной политики
- I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» | ПАСПОРТ государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики»
- Национальная политика государства
- Цели государственной службы
- Задачи государственной службы
- Функции государственной службы
- Цели, задачи и функции государственной службы
Конспекты юриста
Все предметы → Государственная политика
Выбор приоритетов неразрывно связан с процессом определения основных целей государственной политики в данной области, что является одной из важнейших задач органов государственного управления. Стратегические решения, после детального анализа ситуации, позволяют более точно определить совокупность целей и задач государственной политики для их согласования на всех уровнях управления.
Определение целей означает установление конечных результатов, к которым должна привести реализации государственной политики, программы или нового законодательства в данной сфере деятельности.
Правительство должно точно знать, куда идти и чего необходимо добиться в конце этого пути. На практике цели должны соответствовать потребностям и интересам общества, а также опираться на соответствующие ресурсы и механизмы, позволяющие решить поставленные задачи.
Цели государственной политики могут быть классифицированы по следующим показателям:
- — по времени — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
- — по характеру — стратегические, тактические, оперативные;
- — по объему – общие и частные;
- — по результатам – конечные и промежуточные.
В связи с наличием множества целей возникает проблема построения иерархии целей и их ранжирования по важности и актуальности, упорядочения и взаимосвязанности. Один из методов структурирования целей – построение дерева целей. В обобщенном виде это включает определение общенациональных целей, на основании которых формируются тактические задачи и приоритеты в конкретных областях и отраслях народного хозяйства.
Цели ставятся на краткосрочную перспективу – 1-3 года, среднесрочный период – 5-10 лет и долгосрочную перспективу – 15-25 лет. Заметим, что данная технология используется для создания также схемы ресурсов, ответственности, задач и т.д. На этой основе осуществляется планирование и разрабатываются соответствующие планы (долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование).
С учетом текущей ситуации эти цели затем конкретизируются и уточняются применительно к характеру решаемых проблем и основных направлений политики. На каждом уровне необходимо определение приоритетных целей, то есть формирование их иерархии в соответствии с актуальностью, зависящей от потребностей общества, политической целесообразности, конкретной ситуации и наличия необходимых ресурсов.
Например, в сфере борьбы с наркотиками главной целью может быть:
- — борьба с наркотрафиком и выявление преступных групп, которые производят и распространяют наркотики, т.е. борьба против «химии»;
- — борьба с финансовыми потоками, которые обеспечивают этот наркотрафик, ослабление и подрыв финансовой основы наркоторговли, т.е. борьба против «финансов».
Постановка стратегических целей происходит на политическом уровне в органах государственной власти (высшими должностными лицами государства: (президент, председатель правительства), которые становятся обязательными для всех государственных структур более низкого уровня управления в виде тактических задач и конкретных мероприятий и планов.
Цели и задачи государственной информационной политики
Цель государственной информационной политики является одним из важнейших элементов содержания данной политики. Понятие «цель» раскрывается в специальной литературе как «необходимый, желаемый или проектируемый результат предпринимаемого действия, поступка, деятельности или процесса» (39, 311).
Цель государственной информационной политикихарактеризует достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности рассматриваемой политики. Цель названной политики может быть определена как духовные блага, как результат реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, как результат разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни в информационной сфере и результат общественной поддержки государственной политики в названной области.
Иначе говоря,цельгосударственной информационной политики определяется как духовные блага общественного развития и результаты программы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в т.ч. по разрешению наиболее острых проблем и противоречий формирования информационного общества.
Цель государственной информационной политики определятся субъектом, обладающим публичной властью, исходя из того, что ее достижение, с одной стороны, будет способствовать реализации его идеологической программы, а с другой — может быть поддержано необходимым финансовым, кадровым, методическим и техническим потенциалом государства.
При определении цели государственной информационной политики учитывается общественная поддержка деятельности государства в выборе прогнозируемого результата.
Выделяются следующие наиболее важные свойства цели государственной информационной политики.
Во-первых, цель имеет долгосрочный, стратегический характер и отражает представление субъекта, обладающего публичной властью, о возможностях государства по воздействию на информационную сферу для привлечения граждан, представителей гражданского общества, коммер ческих и политических организаций к совместной деятельности по разрешению наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.
Во-вторых, цель формулируется в терминах, не обладающих юридической или математической определенностью и существенно ограничивающих возможность использования методов естественных наук для оценки степени ее достижения и получения неопровержимых аргументов по данному вопросу для уверенной победы в политических дискуссиях.
В-третьих, формулировка цели имеет, как правило, лозунговую форму, содействующую, с одной стороны, согласованию деятельности государственных органов и должностных лиц, участвующих в реализации данной политики, а с другой — получению общественной поддержки цели (в силу доступности понимания) со стороны широких народных масс и наиболее влиятельных социальных групп общества.
Цель государственной информационной политики определяется положениями идеологической программы субъекта политики, получившего легитимным путем право на обладание публичной властью (то есть мандат доверия со стороны общества к субъекту политики и его политической программе), а также правовых норм, регулирующих отношения в области воздействия государства на информационную сферу общества.
Так, например, как показывает анализ политики США на современном историческом этапе, несмотря на политические приоритеты, определяемые лидерами политических партий, приводящих к власти президентов, цель государственной информационной политики США остается неизменной. Эта цель заключается в сохранении информационного превосходства в развитии информационной инфраструктуры, во влиянии на международное общественное мнение и в стимулировании распространения ценностей «американского образа жизни» в качестве образца для подражания в других странах.
Судя по политическим документам Президента Российской Федерации, целью государственной информационной политики Россииявляется содействие устойчивости общественного развития, а также обеспечение общественной поддержки мероприятий государственной политики(40).
Например, в Стратегии развития информационного общества в России, официальном документе государства главной целью определено «повышение качества жизни граждан» как духовное благо (41). Его же можно представить как интегрированный показатель (параметр) общественной зрелости и условие содействия устойчивости общественного развития в целом.
Учитывая, что в реализации государственной информационной политики принимают участие различные государственные органы и должностные лица, цель данной политики может быть декомпозирована на частные цели, стоящие перед этими субъектами реализации государственной политики.
Так, в Концепции информационной политики судебной системы России в качестве целей государственной информационной политики определены содействие гармонизации отношений судебной власти и общества, пониманию гражданами сложности проводимой в государстве судебной реформы, пропаганда идей правосудия, а также объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации (42).
Федеральная антимонопольная служба России к целям своей информационной политики отнесла повышение «открытости деятельности антимонопольных органов, предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о естественных монополиях, о государственных закупках на основе установления правил раскрытия информации о деятельности Службы», а также определение порядка «размещения информации на ее официальном сайте» (43).
В концепции информационной политики Сахалинской области цель государственной информационной политики сформулирована как «консолидация и стабилизация гражданского общества, развитие информационного общества; создание высокотехнологичной отрасли информационных услуг; формирование благоприятной информационной среды на территории области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала» (44).
Приведенные примеры показывают, что цели государственной информационной политики отдельных органов государственной власти в целом корреспондируются с предложенной формулировкой цели государственной информационной политики России.
Задача государственной информационной политикипредставляет собой желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития, связанном с достижением цели государственной информационной политики.
Необходимость введения понятия «задача государственной информационной политики» предопределена тем, что процесс общественного развития и политическая борьба, в частности, носят динамичный характер, обусловленный воздействием как объективных, так и субъективных факторов социальной обстановки и соотношения сил субъектов политики.
В связи с этим субъект, обладающий публичной властью, вынужден в рамках достижения цели государственной информационной политики периодически корректировать формулировки политических задач, и соответственно — уточнять и видоизменять принципы, методы и направления политики, способы использования ресурсов государства.
Наличие задач государственной информационной политики позволяет разбить процесс достижения цели государственной информационной политики на интервалы и выделить ее наиболее важные этапы, для которых могут быть сформулированы «желаемые» результаты деятельности субъектов государственной информационной политики.
В зависимости от ожидаемой длительности выполнения задачи государственной информационной политики подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Для выполнения долгосрочных и среднесрочных задач государственной информационной политики требуется относительно длительное время — от нескольких лет до десятилетий.
Выполнение краткосрочных задач государственной информационной политики требует значительно меньшего времени — неделей или месяцев.
Цели государственной политики
Эти вызовы и угрозы определили иерархию целей государственной политики Московского государства. Укажем геополитические задачи.
- 1. Прорыв к мировым торговым путям и, прежде всего, к незамерзающим морским портам, а также овладение волжским торговым путем с выходом к Каспийскому морю и далее к «великому шелковому пути» в Персию, Индию и Китай. Если волжским торговым путем Московское государство овладело в XVI в., окончательно завоевав Казань и Астрахань, то прорыв к морским торговым путям растянулся более, чем на столетие, и завершен был лишь в XVIII в. с возвращением в русское владение устья Невы и присоединением Прибалтики.
- 2. Освоение плодородного чернозема в южнорусских степях. Эти степи были практически необитаемыми, так как там хозяйничали конные разъезды крымских татар. Каждую весну многочисленная конная орда вторгалась в южные пределы Московского государства и Речи Посполитой (на Украину). Иногда крымчаки прорывались до Москвы (как это было в 1571 и 1597 гг.), захватывали иногда до десятка тысяч пленных. Московское государство заслонялось от крымчаков линиями пограничных укреплений — засечными полосами, состоявшими из отдельных опорных пунктов крепостей (позже превращавшихся в торгово-ремесленные города), между которыми делали «засеки»— искусственные заграждения из поваленных деревьев. За «засеками» были сторожевые посты с наблюдательными вышками, и засеки объезжали конные патрули. «Засечные линии» обслуживались поселенными в пограничных городах служилыми людьми (которых наделяли землей) и казаками. Такими пограничными крепостями были Орел, Кромы, Курск, Борисоглебск. В течение XVII в. линии пограничных городов неуклонно передвигались к югу. Под прикрытием пограничных крепостей и засечных линий заселялись плодородные черноземные земли. Содержание пограничной «засечной черты» требовало от Московского государства огромных усилий. Окончательно безопасность юга России и заселение плодородных южнорусских земель были обеспечены только после завоевания Крыма русскими войсками в 1783 г.
- 3. Покорение Сибири. После завоевания Казани и Астрахани был открыт путь не только на Каспий, но и в Сибирь. Поход отряда Ермака привел к присоединению к Московскому государству Западной Сибири, а в XVII в. русские экспедиции, снаряжавшиеся как государством, так и торговыми людьми, дошли до озера Байкал, а затем — до берегов Охотского моря. В Сибири был построен ряд опорных пунктов-крепостей, впоследствии превратившихся в города Тобольск (столица Сибири), Красноярск, Томск, Якутск, Охотск, Нерчинск и многие другие. Русское продвижение на Восток в районе Байкала в конце XVII в. столкнулось с колонизационным продвижением Цинской империи (Китай). После нескольких вооруженных столкновений в 1689 г. был заключен Нерчинский договор, который разграничил сферы влияния России и Китая.
- 4. Воссоединение в рамках единой государственности трех ветвей некогда единой восточно-славянской народности (великорусской, украинской и белорусской), населявшей Киевское государство. Исходным событием, повлекшим за собой разделение единой восточнославянской народности на три ветви и формирование трех народностей (великорусской, украинской, и белорусской), в решающей мере явилось нашествие монголо-татарских завоевателей. Владимирское великое княжество и другие русские княжества на Среднерусской равнине почти на 250 лет оказались в составе Золотой Орды. А территория западно-русских княжеств (бывшее Киевское государство, Галицко-Волынская Русь, Смоленская, Черниговская, Турово-Пинская, Полоцкая земли), хотя и не вошли в состав Золотой Орды, но были чрезвычайно ослаблены и обезлюдели.
Вакуумом силы и власти, возникшим вследствие татарского погрома, воспользовалось возникшее в начале XIV в. Литовское княжество. Оно стало стремительно расширяться, вобрав в свой состав западнорусские и южнорусские земли. В середине XVI в. Великое княжество Литовское представляло собой обширное государство, простиравшееся от берегов Балтийского моря на севере до днепровских порогов на юге. Однако оно было весьма рыхлым и непрочным. Помимо противоречий социальных, оно раздиралось противоречиями национальными (подавляющая часть населения была славянами), а также религиозными: литовцы были католиками (как и поляки), а славяне — православными. Хотя многие из местных славянских феодалов принимали католичество, но основная масса славянского крестьянства стойко отстаивала свою исконную православную веру. Осознавая слабость литовской государственности, литовские паны и шляхта искали поддержки извне и нашли ее в Польше. Уже с XIV в. предпринимались попытки объединения Великого Литовского княжества с Польшей. Однако завершилось это объединение только с заключением Люблинской унии 1569 г., в результате которой образовалось объединенное польско- литовское государство Речь Посполитая.
На территорию Украины и Белоруссии устремились польские паны и шляхта, захватывавшие земли, населенные местными крестьянами, и выгонявшие при этом нередко из их владений местных украинских землевладельцев. Почти 300-летнее раздельное существование, влияние иных языков и культур (татарской — в Великороссии, литовской и польской — в Белоруссии и на Украине) привели к обособлению и формированию трех особых народностей: великорусской, украинской и белорусской. Но единство происхождения, единые корни древнерусской культуры, единая православная вера с общим центром — Московской митрополией, а затем с 1589 г. — Патриархией играли определяющую роль в тяге к единению этих народов.
С образованием Московского централизованного государства эта тяга усилилась и началась борьба за объединение, длившаяся около 200 лет. В XVI в. к Московскому государству отошли Новгород-Северский, Брянск, Орша, Торопец. Началась длительная борьба за Смоленск, неоднократно переходивший из рук в руки. Борьба за воссоединение в единой государственности трех братских народов шла с переменным успехом.
Воспользовавшись тяжелейшим экономическим и политическим кризисом, возникшим в результате проигрыша длительной Ливонской войны, опричнины Ивана Грозного и невиданного неурожая и голода 1603 г., Речь Посполитая выдвинула самозванца Лжедмитрия, захватившего в 1605 г. при поддержке польских и литовских панов и шляхты русский престол. После его гибели интервенты выдвигали новых самозванцев. Таким образом, именно интервенты инициировали на Руси гражданскую войну («Смутное время»), длившуюся до 1613 г., когда высший представительный орган — Земский собор, принявший на себя верховную власть в стране, избрал на царство Михаила Романова. В ходе этой гражданской войны была сделана открытая попытка вновь установить на Руси иноземное господство. Однако русский народ нашел в себе силы и сохранил независимость, национальную самобытность, изгнав захватчиков с земли русской.
В середине XVII в. борьба за воссоединение трех родственных народов вступила в новую стадию. В 1648 г., не выдержав социального, национального и религиозного гнета, восстала Украина. Национально-освободительная война украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого против господства Речи Посполитой завершилась вхождением Украины в состав Московского государства. Это решение принял 1 октября 1653 г. Земский собор, а в январе 1654 г. оно было одобрено Переяславской радой на Украине. Война с Речью Посполитой завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского мира. По нему Речью Посполитой признала вхождение Левобережной Украины вместе с Киевом в состав Московского государства.
Окончательно задача объединения трех родственных народов была решена уже в XVIII в. В результате проведения политики централизации в течение XVI и XVII вв. территория общерусского государства увеличилась в несколько раз. Численность населения также выросла до 13—15 млн человек.
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» | ПАСПОРТ государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики»
I. Приоритеты и цели государственной национальной
политики Российской Федерации, в том числе общие требования
к реализации государственной национальной политики
Российской Федерации субъектами Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (далее — Программа) основываются на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», модельного Закона «О патриотическом воспитании», принятого на сорок втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление от 16 апреля 2015 г. N 42-6), модельного закона «Об основах этнокультурного взаимодействия государств — участников Содружества Независимых Государств», принятого на сороковом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление от 18 апреля 2014 г. N 40-13), международных актов, ратифицированных Российской Федерацией.
Приоритеты и цели государственной национальной политики Российской Федерации определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;
развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены задачи, касающиеся:
совершенствования государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
обеспечения равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
обеспечения межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
содействия национально-культурному развитию;
образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения;
поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России;
формирования системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
совершенствования взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
До недавнего времени субъекты Российской Федерации реализовывали региональные государственные программы (подпрограммы) в сфере государственной национальной политики, ограниченные рамками федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)».
При этом некоторые региональные государственные программы не соответствовали приоритетам, целям и задачам государственной национальной политики Российской Федерации, определенным Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации не имел отдельных профильных региональных программ или подпрограмм и не принимал активного участия в реализации государственной национальной политики.
Программа ставит целью координацию реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года с учетом оптимизации бюджетных ассигнований и ориентации на положительный мультипликативный результат в смежных сферах государственного управления (культура, туризм, образование, социальное обеспечение, занятость, миграция), а также позитивное влияние на общественно-политические процессы и инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации.
Национальная политика государства
Национальная политика призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Российская Федерация – крупное многонациональное государство, где проживает более 100 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры, поэтому вопросы национальной политики всегда были в центре внимания отечественных политологов.
В дискурс о национальных отношениях вовлечены все российские политологи, мыслящие категориями нации. Одна из центральных проблем дискурса заключается в том, как сегодня интерпретировать понятие «российский» – как этническую или культурологическую категорию? Некоторые авторы настаивают па генетической трактовке, другие предлагают этноплеменную интерпретацию. Большинство отечественных политологов склонны рассматривать «русскость» как культурологическую категорию. Подобная точка зрения представляется наиболее аргументированной, поскольку опирается на широкие социологические исследования последних лет. Так, 41% населения России уверены, что русским можно считать того, кто воспитан в русской культуре и считает ее своей, 37% респондентов убеждены, что русский – тот, кто любит Россию, и только 26% полагают: главное – чтобы родители были русские.
В России пока не сложился консенсус по широкому кругу основных проблем, связанных с национальными отношениями. Во многом это связано с тем, что на развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен массовыми депортациями и репрессиями в период тоталитаризма. Впоследствии в советский период проводился курс на унификацию национальных отношений, заложивший основу для нынешних противоречий. В постсоветское время начался новый этап в развитии государства, однако достаточно долго (до 1996 г.) в стране отсутствовала концепция государственной национальной политики, что затрудняло процесс становления российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.
Таким образом, наследие прошлого, последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения. И хотя принятие Конституции РФ, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ снизили остроту нерешенных проблем, факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность, сохраняются и сегодня.
В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (далее – Концепция), утвержденная указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909. Государственная национальная политика, подчеркивалось в Концепции, призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. При этом государство гарантирует равные права всем гражданам независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания. В выработке и реализации государственной национальной политики должны участвовать основные федеральные органы исполнительной власти. В Концепции в качестве узловых проблем, требующих решения, были названы:
- – развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства;
- – развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
- – обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
- – достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
- – поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья.
Однако за последние 15 лет в обществе произошли большие изменения, в том числе в сфере межнациональных отношений. Вот почему Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В числе ее основных приоритетов названы уход от политической стороны национального вопроса к смещению акцента на культуру каждого народа в составе страны, сохранение коренных этносов и обеспечение единства народов России. Важной составляющей Стратегии является деполитизация этничности и акцент на развитии этнокультурного разнообразия.
Стратегия государственной национальной политики разрабатывалась рабочей группой Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Однако в создании документа активно участвовало и общество: во всех регионах России прошло большое количество круглых столов, конференций, брифингов по вопросам национальной политики. Одним из основных пунктов Стратегии стало укрепление гражданского единства общества. Разработчики документа предлагают, говоря о нации и государстве, подразумевать не национальное государство, а полиэтническую государственную цивилизацию.
Основные положения Стратегии государственной национальной политики России
1. Состояние межнациональных (межэтнических) отношений
Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения.
Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
Реализация Концепции государственной национальной политики России, принятой в 1996 г., способствовала сохранению единства п целостности страны. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги но развитию национально-культурной автономии, обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.
Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:
- – высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
- – размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
- – правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
- – сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
- – недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
- – распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
- – недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах РФ;
- – недостаточная урегулированности миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
- – влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.
Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь настоящей Стратегией.
2. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики
Основными вопросами государственной национальной политики, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, являются:
- – сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
- – обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
- – создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
- – поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.
Целями государственной национальной политики России выступают:
- – упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- – сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
- – гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
- – обеспечение равенства нрав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
- – успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Эти цели достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан. Перечисленные цели государственной национальной политики России являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.
Основными принципами государственной национальной политики России являются:
- – государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
- – равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
- – равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- – предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- – уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- – государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
- – взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
- – обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
- – обеспечение прав национальных меньшинств;
- – содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
- – обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
- – разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
- – комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
- – недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
- – взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
- – преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
- – своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
- – пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
Приоритетными направлениями государственной национальной политики России являются:
- – совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
- – обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
- – обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
- – создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- – обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
- – укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- – сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
- – создание условий для обеспечения нрав народов России в социально-культурной сфере;
- – развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
- – обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- – информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
- – совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
- – развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
Эффективность реализации государственной национальной политики России обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Информационная и аналитическая поддержка реализации Стратегии в субъектах РФ и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.
Таким образом, в национальной политике России сегодня выделяются два аспекта:
- а) политический, который реализуется через деятельность государственных и местных органов власти (например, через выделение бюджетных ассигнований, законодательные акты, постановления но конкретным проблемам, в том числе о возвращении культовых зданий, об открытии классов или национальных школ);
- б) культурный, который реализуется через деятельность национально-культурных центров, средств массовой информации, ассоциаций и национальных школ.
Современная национальная политика России пытается объединить указанные аспекты, консолидируя усилия государства и гражданского общества. Это тем более актуально, поскольку в последнее время наблюдается рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений в условиях постоянно увеличивающихся миграционных потоков.
Главным направлением национальной политики сегодня становится утверждение идеи гражданского патриотизма, идеи России как многонационального государства. Россия исторически сложилась как поликультурная, многонациональная цивилизация, скрепленная русским культурным кодом. Основу этого кода составляет образование, культура. Великая миссия русских состоит в том, чтобы объединять, скреплять цивилизацию – языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Ф. М. Достоевского. Вот почему важно повысить роль таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, в контексте богатства национальных традиций и культур. Именно в этом видится залог взаимоуважения представителей различных этносов.
Второе ведущее направление национальной политики – интеграция мигрантов. Сегодня миграционные процессы относятся к числу наиболее значимых факторов, определяющих состояние межнациональных отношений в стране. Для улучшения интеграционного потенциала миграции на федеральном уровне рассматривается вопрос перехода на балльную систему отбора мигрантов. Те иностранные граждане, кто желает получить вид на жительство в России, будут проходить через балльную систему отбора по девяти категориям, одна из которых – уровень владения русским языком. От того, знает ли иностранец русский язык, зависят его возможности воспринять российский образ жизни, нормально общаться с окружающими, полноценно работать, поэтому для приобретения или продления миграционного статуса обязательным станет прохождение экзамена по русскому языку, истории России, русской литературе, основам государства и права. В планах Федеральной миграционной службы создание сети центров предвыездной подготовки мигрантов в странах, граждане которых наиболее интенсивно переселяются в Россию. В этих центрах потенциальные граждане России смогут повысить свой уровень владения русским языком, получить представление о российских правовых нормах, об истории и культуре нашей страны. В Таджикистане и Киргизии подобные пилотные проекты уже реализуются.
Важным направлением национальной политики становится активизация особой роли институтов гражданского общества для решения национальных проблем. Непосредственное участие в обсуждении национальных проблем могут принимать национальные общественные объединения в субъектах РФ, которые должны взаимодействовать между собой и с органами государственной власти.
Разумеется, еще не все отмеченные выше проблемы и противоречия, доставшиеся нам в наследство от прошлого, урегулированы, но систематические усилия, которые предпринимаются в последнее время в области национальной политики, должны способствовать их решению. Сегодня в российском обществе, и это очень важно, укрепляется понимание того, что гармонизация межэтнических отношений может быть достигнута в значительной степени через культуру и образование, в силу чего усилия гражданского общества не менее важны, чем действия государства.
* * *
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что современная внутренняя политика российского государства направлена на динамичное развитие социально-экономической и политической инфраструктуры общества, призвана защищать институты гражданского общества и обеспечивать их эффективное функционирование.
- См.: Севастьянов А. Н. Соловей русского национализма // Политический класс. 2007. № 26.
- См.: Соловей Т.Д., Соловей В.Д. Апология русского национализма // Политический класс. 2007. № 26.
- См., например: Тихонова Н. Постимперский синдром или поиск национальной идентичности? // После империи: / под общ. ред. И. М. Клямкина. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007. С. 121.
- См.: Миллер А. Нация как рамка политической жизни // Pro et Contra. 2007. № 3. С. 12-13.
- См.: Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Федеральный информационно-аналитический журнал «Сенатор». URL: hup://minnanon.senat.org/Strategiya-2025.html (дата обращения: 05.04.2013).
- См.: Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. URL: ng.ru/politics/2012-01-23/l_national.html (дата обращения: 27.12.2012).
Цели государственной службы
Цели и задачи государственной службы вызывают много споров. Вопрос методики постановки целей в управлении сложен и практически не разработан, поэтому целями государственной службы будем считать форму отражения социально важных проблем в нормативных актах.
В связи с тем, что в современной России нет определенной иерархии целей и теоретических разъяснений немного, то те, которые есть часто противоречивы.
По мнению Ю. Старилова, основная цель государственной службы заключается в практическом выполнении функций государства, решение его задач, сохранении благополучия граждан, удовлетворении общественных интересов в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами.
А.Ф. Ноздрачев, напротив же, описывает цели государственной службы следующим образом:
- управление работой государственного аппарата;
- формирование требований к государственным должностям;
- определение уровня подготовки государственных служащих;
- проведение анализа и оценки эффективности работы государственного аппарата;
- предоставление гарантий обеспечения государственных служащих.
Замечание 1
В данном подходе к определению целей госслужбы сделан акцент на аппаратных потребностях чиновников, а потребности и интересы людей не учтены.
Обобщая изученное, можно выделить несколько признаков целей государственной службы для их классификации:
- по уровню приоритета:
- стратегические;
- тактические;
- по итогам:
- окончательные;
- предварительные;
- по срокам:
- длительные;
- средние;
- короткие;
- по области общественной жизни:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- духовные.
Задачи государственной службы
В связи с тем, что государственные служащие принимают участие в подготовке проектов нормативных документов, планов управления, вносят инициативы по изменениям в составе государственных органов, оказывают государственные услуги, то среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:
- выполнение задач, поставленных Конституцией РФ;
- разработка стратегии развития страны;
- поиск кадров, способных реализовать план развития страны;
- образование состава государственной власти;
- принятие решений по важным текущим вопросам жизни страны;
- охрана прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение правильного развития человеческой личности;
- создание необходимых условий для выполнении функций государственных органов.
В. Д. Граждан считает, что государственная служба в системе государственного управления выполняет две задачи одновременно. Первая задача решает вопрос поддержки политического руководства в административной (аппаратной) работе; а вторая – в исследовании трудностей, возникающих в управлении и представлении интересов всех слоев населения.
Замечание 2
Таким образом, задачи для каждого вида государственной службы закреплены в нормативных правовых актах.
Функции государственной службы
Понятие «функции государственной службы» и их виды также не изучены и не сформулированы в нормативных правовых актах.
Некоторые исследователи к функциям государственной службы относят самостоятельные и отдельные виды служебной деятельности. Другие говорят о практическом соблюдении правовых норм.
Но в общем смысле можно сказать, что к функциям госслужбы относятся основные направления влияния государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства.
Исходя из того, что органы государственной власти и государственного управления принадлежат государственной службе, то и их функции совпадают. Данное положение основано на том, что полномочия органов государственной власти согласно законодательству Российской Федерации обеспечены силами государственная служба.
Функции, выполняемые государственными служащими, можно разделить на общие и специальные.
К общим функциям государственной службы можно отнести:
- руководство делами в общем смысле;
- определение правильной модели развития государства и общества, ее реализация;
- анализ характера развития общества и прогнозирование изменений;
- анализ принятых решений и предвидение результатов от этих решений в плане темпов, показателей и процессов развития общества;
- организация правильной работы государственных органов при оказании государственных услуг;
- соблюдение соответствия фактических показателей развития общества и государства с запланированными;
- учет этих показателей;
- согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
- сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.
В последнее время государственная служба воспринимается обществом как орган, оказывающий государственные социальные услуги, в частности это касается сферы образования, здравоохранения, безопасности и т.д. В связи с этим можно учитывать и такую функцию государственной службы, как производство государственных услуг.
Исходя из того, что государственная служба формирует в обществе уважительное отношение к человеческой личности, органам государства и права, то при динамичном развитии общества госслужба должна выполнять воспитательную функцию.
Госслужащие участвуют в разработке программ, законов и принятии политических решений, уравновешивают отношения между разными социальными слоями населения во всех областях жизни общества. Поэтому одной из функций является регулятивная.
К специальным функциям государственной службы относятся:
- создание законопроектов, т.к. госслужащие участвуют в этом процессе;
- применение законов в обществе;
- защита закона. Для выполнения этой функции созданы органы контроля и надзора, применяются методы принуждения.
В положениях о структурных подразделениях всех органов власти и должностных инструкциях государственных служащих уточняются функции и конкретизируются задачи.
Замечание 3
Применение правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов позволяют выполнять функции государственной службы.
Цели, задачи и функции государственной службы
Одной из серьезных проблем института государственной службы является определение цели и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы системы государственной службы легально определены и зафиксированы в законодательстве, то ее основные цели и задачи — нет. Поэтому «дерево целей» института государственной службы по-прежнему остается проблемным вопросом.
В научной литературе встречаются разные подходы к определению целей государственной службы. Наиболее часто встречаются уровневая и отраслевая классификации.
С уровневой точки зрения, основные цели государственной службы принято делить на: стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель государственной власти – служение интересам государства, а через него – интересам общества и народа. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его должностных лиц и органов — главная цель государственной службы. Кроме того, перед системой государственной службы политической властью, в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране, ставятся текущие и среднесрочные цели.
С отраслевой точки зрения все цели государственной службы подразделяются на: социальные, политико-административные, правовые, экономические, организационные (Таблица 2).
Таблица 2
Цели государственной службы
Основные цели государственной службы | |
Социальные | — удовлетворение материальных потребностей людей и обеспечению определенного уровня жизни; — реализация обязательств государства по обеспечению благосостояния общества; — выполнение основных требований Конституции о государственной поддержке социальной сферы. |
Политико-административные | — обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов; — осуществление публичных дел; — разрешение общегосударственных задач управления; — практическая реализация функций государства; — создание условий для связи гос.аппарата с народом. |
Экономические | — осуществление от имени государства управления государственной собственностью; — финансирование затрат на государственную службу; — снижение издержек на содержание аппарата государственной власти; — государственная поддержка предпринимательства. |
Правовые | — контроль за соблюдением государственного законодательства; — обеспечение общества правовыми условиями для нормального функционирования государственного аппарата. |
Организационные | — приведение структуры аппарата государственной власти в соответствие с основными задачами государственной службы; — профессионализация гос.аппарата; — организационное и техническое обеспечение деятельности государственных органов. |
Продолжение таблицы 2
Административно-политические цели института государственной службы направлены на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом — на решение задач государственного управления.
Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением института государственной службы как социального института. Так, органы государственной власти ставят перед собой цели выполнения требований государственной поддержки социальной сферы- здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед обществом, регулирования и предотвращения социальных конфликтов, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из главных целей в данной сфере является обеспечение социальных гарантий для служащих государственного аппарата и их семей.
Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом заключается важная связь ее культурного и социального компонентов. С помощью института государственной службы государство воспроизводит социальные ресурсы, обеспечивает целостность, стабильность, равновесие общественной системы, снижает социальную напряженность, повышает уровень и качество жизни населения, способствуя удовлетворению потребностей членов общества.
Экономические цели института государственной службы ориентированы на повышение эффективности государственного регулирования в экономической сфере, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.
Правовые цели государственной службы направлены на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности, на создание основных правовых условий для функционирования государственного аппарата. Реализация этих функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.
Выполнение организационных целей государственной службы способствует организационно-техническому обеспечению государственных органов, повышению уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, приведению структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, совершенствованию норм, правил и процедур прохождения государственной службы.
К основным задачам государственной службы можно отнести:
— охрану конституционного строя, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития общества;
— формирование общественно-правовых условий для практического осуществления функций органов государственной власти;
— повышение эффективности работы государственных органов в соответствии с их компетенцией и совершенствование условий государственной службы, профессиональной деятельности служащих;
— создание и поддержание в органах государственной власти благоприятных межличностных отношений, обеспечивающих развитие положительных личных качеств государственных служащих.
Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти, имеет свои установленные в нормативных актах задачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью института государственной службы является практическая реализация функций государства, решение его задач, удовлетворение общественных интересов на основе принципов и положений, установленных законодательством, обеспечение благосостояния населения.
Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть её основное назначение. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства т.к. государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение государственными служащими своих обязанностей и компетенции органов государственной власти.
В зависимости от критериев анализа содержания и структуры института государственной службы существует несколько вариантов классификации основных функций.
В соответствии с первой классификацией, которая дается с точки зрения содержательной деятельности органов государственной власти, государственная служба выполняет следующие основные функции: управленческую, организационно-распорядительную, правовую, сервисную, социальную, экономическую, культурную, воспитательную.
В соответствии со второй классификацией, автором которой является В.Д. Граждан, выделяется три основных групп функций: информационная, организационная и технологическая. В организационную группу входят функции корпоративно-технологического и коммуникативно-компьютерного обеспечения. Информационная группа включает в себя функции: морально-правовую, познавательно-аналитическую, прогнозно-целевую, оценочно-экспертную, документационно-архивную. Такие функции как подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений относятся к технологической группе. Принятие государственных решений – это прерогатива государственной власти, а административных решений — государственной службы.
Третья классификация объединяет в себе функции государственной службы: правоприменительные функции, функции по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, а также функции по оказанию услуг органами государственной власти.
Четвертая классификация функций государственной службы рассматривается с точки зрения ее сущностных сторон. Эту классификацию дают представители юридической науки, которые выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института. В этой связи под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.
Также функции государственной службы можно разделить на: основные и специфические. Это является пятой классификацией.
К основным общим функциям государственной службы можно отнести:
— информационное обеспечение деятельности органов государственной власти;
— прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, основных стандартов государственного управления;
— планирование — определение темпов, направлений, качественных и количественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.
— организация — упорядочение структуры государственных органов, штатов, персонала, процессов в системе государственного управления;
— координация – согласование деятельности государственных служащих для достижения общих целей и задач государственной службы;
— контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;
— регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;
— руководство – установление основных правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов.
Специфические функции государственной службы рассматриваются как организационное воздействие по целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где чаще всего объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности института государственной власти в жизни страны и общества.