Содержание
- Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете
- Основные принципы группировки затрат в бухгалтерском учете
- Статьи затрат в бухучете: расходы обычной деятельности (основной список)
- Статьи затрат в бухучете: прочие расходы (дополнительный список)
- Итоги
- Распоряжение об утверждении Порядка определения перечня и кодов целевых статей расходов местного бюджета, начиная с 2014 года
- Структура кода доходов
- Пояснения
Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете
Статьи затрат в бухучете — список их формируется в бухгалтерии каждого предприятия — группируются исходя из определенных принципов. Бухгалтер компании имеет свои основной и дополнительный списки затрат, которым уделяет особое внимание. От чего зависит их формирование и как они составляются?
Основные принципы группировки затрат в бухгалтерском учете
Статьи затрат в бухучете: расходы обычной деятельности (основной список)
Статьи затрат в бухучете: прочие расходы (дополнительный список)
Итоги
Основные принципы группировки затрат в бухгалтерском учете
Подход к классификации и группировке затрат в бухгалтерском учете диктуется такими основными нормативными актами:
- ПБУ № 10/99;
- планом счетов (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н);
- Налоговым кодексом РФ (гл. 25, 26.1, 26.2);
- приказами отраслевых министерств и ведомств, утверждающими методические указания, инструкции о порядке формирования расходов и расчета себестоимости продукции (работ, услуг) организаций и предприятий соответствующей отрасли.
Таким образом, на практике выделяют 2 подхода к организации учета затрат: собственно бухгалтерский и налоговый, имеющий целью исчисление налогов. В настоящей статье мы рассмотрим только бухгалтерские принципы группировки затрат по элементам и статьям.
ПБУ № 10/99 разделяет все затраты предприятия на 2 большие группы расходов в зависимости от того, имеют они отношение к обычной деятельности предприятия или не относятся к обычной деятельности (прочие расходы).
Если внимательно изучить п. 7 ПБУ № 10/99, то становится понятно, что все расходы обычной деятельности предприятий можно разделить на такие большие группы:
- расходы на приобретение ТМЦ, используемых в основной деятельности (иногда в теории бухучета их называют предпроизводственными затратами);
- производственные (связанные с осуществлением целевой деятельности предприятия);
- коммерческие;
- управленческие.
В бухгалтерском учете предпроизводственные расходы, которые связаны с приобретением материалов, сырья, товаров, запасных частей, прочих ТМЦ, относят на счета учета данных ТМЦ, включая в состав их себестоимости.
Например, на счет 10 «Материалы» относят стоимость приобретения этой группы ТМЦ и стоимость их доставки, хранения, сортировки и т. д.
Элементы группировки расходов по обычным видам деятельности при их формировании в бухучете согласно п. 8 ПБУ 10/99:
- затраты на приобретение, доставку и хранение материалов;
- расходы по оплате труда;
- расходы на социальное и пенсионное обязательное страхование работников;
- амортизация основных средств;
- прочие затраты.
Если группировка затрат по элементам установлена законодательно, то разбивку затрат по статьям предприятие устанавливает само исходя из потребностей управленческого учета.
Основной список статей расходов предприятия во многом зависит от его типа и отраслевой принадлежности. Во многих отраслях экономики существуют рекомендованные или обязательные принципы разбивки расходов по статьям затрат при формировании себестоимости продукции, работ, услуг.
Статьи затрат в бухучете: расходы обычной деятельности (основной список)
Все затраты в бухгалтерском учете суммируются на счетах 20, 23, 25, 26, 29. Аналитический учет ведется в бухгалтерии предприятия на указанных счетах исходя из принятой предприятием самостоятельно классификации статей затрат в бухучете, соответствующей целям учета.
Такая классификация может устанавливать группировку расходов по статьям исходя из следующих принципов.
По периоду возникновения и списания затрат:
- расходы прошлых периодов;
- расходы текущего периода;
- расходы будущих периодов.
По степени участия в основном производственном процессе затраты делят:
- на прямые производственные;
- косвенные (непрямые).
В зависимости изменения от объема производства, различают:
- условно-постоянные расходы;
- условно-переменные.
Исходя из степени влияния на конечный результат:
- регулируемые;
- нерегулируемые.
Для целей калькуляции себестоимости:
- цеховые затраты (могут быть разбиты на отдельные подразделения в технологической цепочке);
- расходы вспомогательных производств (учитываются по каждому вспомогательному производству/подразделению);
- общепроизводственные;
- затраты на управление;
- расходы на маркетинг и сбыт.
Существуют и другие подходы к тому, как формируется список статей затрат в бухучете предприятия.
ВАЖНО! Закрепите разбивку расходов по статьям внутренним документом предприятия (приказом об учетной политике или отдельным приказом). Важно, чтобы все бухгалтеры предприятия знали эти принципы и формировали затраты по статьям на своих участках учета правильно.
Взаимосвязь между разбивкой расходов по статьям и по группам элементов можно представить в форме таблицы:
Таблица. Пример взаимосвязи группировки по элементам и статей затрат в бухучете
Элементная группа |
Статьи затрат в бухучете |
Материальные затраты |
Прямые затраты: |
Основные материалы на производство |
|
Топливо и ГСМ |
|
Электроэнергия на производство |
|
Полуфабрикаты собственного производства |
|
Косвенные: |
|
Вспомогательные материалы |
|
Спецодежда |
|
Заработная плата |
Прямые затраты: |
Заработная плата рабочих основного цеха |
|
Косвенные: |
|
Зарплата вспомогательных рабочих |
|
Зарплата руководителей цехов и участков |
|
Социальное страхование |
Прямые расходы: |
Начисления на ФОТ основных рабочих |
|
Косвенные: |
|
Начисления на ФОТ общепроизводственного персонала |
|
Амортизация ОС |
Прямые расходы: |
Амортизация ОС, занятых в производстве |
|
Косвенные: |
|
Амортизация ОС, не занятых в производстве |
|
Управленческие расходы |
Косвенные: |
Материалы для работы управления |
|
Энергетические расходы управления |
|
ГСМ |
|
Зарплата и взносы сотрудников управления |
|
Расходы на быт и маркетинг |
Косвенные: |
Материалы для работы сбыта и маркетинга |
|
Энергетические расходы |
|
ГСМ |
|
Зарплата и взносы отделов сбыта и маркетинга |
|
Расходы на продвижение продукции (реклама, акции) |
|
Прочие расходы |
Косвенные |
Разделение затрат на прямые и косвенные позволяет косвенные затраты отнести на себестоимость готовой продукции. В бухгалтерском учете управленческие и коммерческие расходы могут полностью включаться в себестоимость реализованной продукции (п. 9 ПБУ 10/99), но такой порядок учет должен быть отражен в учетной политике организации.
Подробнее об учете управленческих расходов в бухгалтерском учете читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Приведенная в примере классификация затрат по статьям не является обязательной.
Как делить производственные затраты на прямые и косвенные и учитывать их в налоговом учете, читайте .
С налоговым учетом прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно ознакомиться .
Статьи затрат в бухучете: прочие расходы (дополнительный список)
В соответствии с разд. III ПБУ № 10/99 прочие расходы не связаны с обычной деятельностью. ПБУ устанавливает 3 основные группы таких расходов.
Первая группа связана с видами доходов от прочей деятельности. Такие затраты возникают, когда предприятие:
- предоставляет в пользование свои активы (к числу прочих расходов относят затраты от содержания этих активов);
- за плату предоставляет интеллектуальные и авторские права (в этом случае к расходам относят расходы, связанные с этими правами);
- участвует в уставных капиталах других юридических лиц (к расходам относят затраты на такое участие);
- продает, выводит из обращения или списывает свои основные средства (к затратам относят затраты на выбытие, продажу и списание ОС);
- берет кредиты и займы (к расходам относят проценты за пользование финансовыми средствами);
- получает услуги кредитных организаций (в этом случае расходы — стоимость таких услуг);
- проводит резервирование средств (к затратам относят расходы на формирование резервов — проведение оценки, услуги третьих лиц по формированию резервов).
Вторая группа прочих расходов — это затраты:
- на уплату пеней, штрафов неустоек;
- возмещение убытков сторонним организациям;
- списание просроченной дебиторской задолженности;
- убытки по курсовым разницам;
- уценку активов;
- благотворительность;
- другие расходы.
Третья группа — расходы от наступления чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельств.
Классификацию прочих расходов по статьям предприятие может также проводить самостоятельно. Здесь можно рекомендовать следующие статьи группировки расходов:
- расходы на предоставление активов в аренду;
- финансовые расходы;
- расходы на управление активами, не занятыми в обычной деятельности;
- штрафы и пени и т. д.
О расчете переменных затрат читайте материал «Как рассчитать переменные издержки (примеры, формула)».
Итоги
Все расходы предприятия законодательство, регулирующее бухучет, делит на две большие группы: связанные с обычной деятельностью и прочие расходы. Расходы, связанные с обычной деятельностью, делятся на элементные группы. А группировку расходов по статьям затрат предприятие выбирает самостоятельно. Основной и дополнительный списки статей затрат формируют полный перечень затрат предприятия.
О порядке учета отдельных видов затрат читайте в материалах нашей рубрики «Ведение бухгалтерского учета в 2017-2018 годах (правила, способы)».
Распоряжение об утверждении Порядка определения перечня и кодов целевых статей расходов местного бюджета, начиная с 2014 года
АДМИНИСТРАЦИЯ
БАРАБАШСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
с. Барабаш
Об утверждении Порядка определения перечня и кодов целевых статей расходов местного бюджета, начиная с 2014 года
В соответствии со статьей 9 и положениями главы 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях своевременного составления и организации исполнения местного бюджета:
1. Утвердить Порядок определения перечня и кодов целевых статей местного бюджета, начиная с 2014 года (прилагается).
2. При внесении изменений в решение о бюджете Барабашского сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период специалистам администрации Барабашского сельского поселения (Арнаут М.К.) вносить изменений в приложение к Порядку.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в Вестнике Барабашского сельского поселения и разместить на Интернет-сайте органов местного самоуправления Барабашского сельского поселения.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01 января 2014 года.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на главного специалиста 2 разряда-главного бухгалтера администрации Арнаут М.К.
Глава Барабашского
сельского поселения В.В.Колесников
УТВЕРЖДЕН
распоряжением администрации
Барабашского сельского поселения
«17» октября 2013 года № 32
ПОРЯДОК
определения перечня и кодов целевых статей расходов местного бюджета, начиная с 2014 года
Настоящий Порядок устанавливает перечень и коды целевых статей расходов местного бюджета.
Целевые статьи расходов местного бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований местного бюджета к муниципальным программам Барабашского сельского поселения (далее – муниципальная программа) и (или) не включенным в муниципальные программы направлениям деятельности органов местного самоуправления (муниципальных органов) Барабашского сельского поселения и (или) расходным обязательствам Барабашского сельского поселения, подлежащим исполнению за счет средств местного бюджета.
Структура кода целевой статьи расходов местного бюджета состоит из семи разрядов (8-й – 14-й разряды кода классификации расходов бюджетов) и включает следующие составные части:
1) код расходов бюджета Барабашского сельского поселения (1-2 разряды);
2) код подпрограммы (3 разряд) целевой статьи расходов бюджета Барабашского сельского поселения;
3) код направления расходов (4-7 разряды) предназначен для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств бюджета Барабашского сельского поселения.
Целевым статьям местного бюджета присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, Б, Г, Д, Ж, И, Л, П, Ф, Ц, Ч, Ш, Э, Ю, Я.
Наименования целевых статей местного бюджета устанавливаются Администрацией Барабашского сельского поселения.
Коды целевых статей расходов местного бюджета, содержащие в 4-7 разрядах кода целевой статьи расходов значения 3001-3999 и 5001-5999 (коды направления расходов бюджета) используются исключительно для отражения расходов федерального бюджета, а также расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета.
Отражение расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджета Хасанского муниципального района, осуществляется по целевым статьям расходов местного бюджета, включаемым коды направлений расходов (11-14 разряды кода расходов бюджета), идентичные коду соответствующих направлений расходов федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджета Хасанского муниципального района, по которым отражаются расходы соответствующих бюджетов на предоставление вышеуказанных межбюджетных трансфертов.
Внесение в течение финансового года изменений в наименование и (или) код целевой статьи расходов местного бюджета не допускается, за исключением случая, если в течение финансового года по указанной целевой статье расходов местного бюджета не производились кассовые расходы.
Расходы местного бюджета в рамках муниципальных программ Барабашского сельского поселения, а также непрограммных направлений расходов, для отражения которых предусмотрены отдельные направления расходов, подлежат отражению по соответствующим целевым статьям, содержащим соответствующие направления расходов:
1001 «Глава муниципального образования»
1002 «Председатель представительного органа муниципального образования»
1003 «Аппарат администрации муниципального образования»
1010 «Доплаты к пенсиям муниципальных служащих»
1059 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений, в том числе на предоставление муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий»
1060 «Оценка недвижимости, проведение инвентаризации муниципального имущества, признание прав на муниципальное имущество»
1061 «Инвентаризация земельных участков, землеустроительные работы»
1062 «Расходы на утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения»
2001 «Расходы на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»
2002 «Расходы на мероприятия по гражданской обороне»
2003 «Расходы на мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения»
2004 «Капитальный ремонт муниципального имущества»
2005 «Текущий ремонт и содержание муниципального имущества»
2006 «Капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения»
2007 «Текущий ремонт и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах населенных пунктов поселения»
2008 «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов»
2009 «Уличное освещение»
2010 «Озеленение»
2011 «Организация и содержание мест захоронения»
2012 «Прочие мероприятия по благоустройству»
5118 «Осуществление первичного воинского учета на территориях где отсутствуют военные комиссариаты»
Расходы местного бюджета на финансовое обеспечения мероприятий, для отражения которых настоящим Порядком не предусмотрены обособленные направления расходов, подлежат отражению по соответствующим целевым статьям, содержащих направление расходов:
9999 » Прочие расходы, подлежащие исполнению за счет местного бюджета «.
Целевые статьи местного бюджета:
10 0 0000 «Осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»
По данной целевой статье отражаются расходы, связанные с осуществлением полномочий органами местного самоуправления Барабашского сельского поселения по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
20 0 0000 «Руководство и управление в сфере установленных функций органов местного самоуправления»
По данной целевой статье отражаются расходы местного бюджета на оплату труда, с учетом начислений, председателя Муниципального комитета Барабашского сельского поселения, главы Барабашского сельского поселения, а также расходы местного бюджета на обеспечение выполнения функций аппарата администрации Барабашского сельского поселения.
21 0 0000 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений»
По данной целевой статье отражаются расходы местного бюджета на обеспечение деятельности (оказания услуг, выполнение работ) подведомственными учреждениями.
21 1 0000 «Учреждения по обеспечению хозяйственного обслуживания»
По данной целевой статье отражаются расходы бюджета на содержание Муниципального казённого учреждения «Хозяйственное управление администрации Барабашского сельского поселения».
21 2 0000 «Дома культуры и другие учреждения культуры»
По данной целевой статье отражаются расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений культуры, в том числе на предоставление муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий.
22 0 0000 «Содержание и обслуживание казны муниципального образования»
По данной целевой статье отражаются расходы по обслуживанию и сохранению объектов недвижимого имущества, составляющих казну Барабашского сельского поселения, связанные с оценкой недвижимости, признанием прав и регулированием отношений по муниципальной собственности.
30 0 0000 «Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона, мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения»
По данной целевой статье отражаются расходы на проведение мероприятий по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оперативное принятие первоочередных мер по ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера, развитие системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, расходы на проведение мероприятий по гражданской обороне, а также расходы местного бюджета на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Барабашского сельского поселения.
31 0 0000 «»Мероприятий в области строительства, архитектуры и градостроительства»
По данной целевой статье отражаются расходы на утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения.
32 0 0000 «Мероприятия по землеустройству и землепользованию»
По данной целевой статье отражаются расходы, связанные с обеспечением проведения работ по улучшению землеустройства и землепользования, ведением государственного кадастра объектов недвижимости, включая земельный кадастр, градостроительный кадастр, технический учет, техническую инвентаризацию, мониторинг земель.
33 0 0000 «Мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства»
По данной целевой статье отражаются расходы местного бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также расходы на благоустройство.
34 0 0000 «Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения»
По данной целевой статье отражаются расходы на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
40 0 0000 «Доплаты к пенсиям»
По данной целевой статье отражаются расходы на доплаты к пенсиям муниципальных служащих.
Приложение
к Порядку определения
перечня и кодов целевых
статей расходов местного
бюджета, начиная с 2014 года
ПЕРЕЧЕНЬ
кодов целевых статей расходов местного бюджета
Код |
Наименование целевой статьи расходов |
1 |
2 |
10 0 5118 |
Осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты |
20 0 1001 |
Глава муниципального образования |
20 0 1002 |
Председатель представительного органа муниципального образования |
20 0 1003 |
Аппарат администрации муниципального образования |
20 0 9999 |
Прочие расходы, подлежащие исполнению за счет средств местного бюджета |
21 1 1059 |
Учреждения по обеспечению хозяйственного обслуживания |
21 2 1059 |
Дома культуры и другие учреждения культуры |
22 0 1060 |
Оценка недвижимости, проведение инвентаризации муниципального имущества, признание прав на муниципальное имущество |
30 0 2001 |
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
30 0 2002 |
Мероприятия по гражданской обороне |
30 0 2003 |
Мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения |
31 0 1062 |
Мероприятия в области строительства, архитектуры и градостроительства |
32 0 1061 |
Мероприятия по землеустройству и землепользованию |
33 0 2004 |
Капитальный ремонт муниципального имущества |
33 0 2005 |
Текущий ремонт и содержание муниципального имущества |
33 0 2009 |
Уличное освещение |
33 0 2010 |
Озеленение |
33 0 2011 |
Организация и содержание мест захоронения |
33 0 2012 |
Прочие мероприятия по благоустройству |
33 0 9999 |
Прочие расходы, подлежащие исполнению за счет средств местного бюджета |
34 0 2006 |
Капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения |
34 0 2007 |
Текущий ремонт и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах населенных пунктов поселения |
34 0 2008 |
Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов |
34 0 9999 |
Прочие расходы, подлежащие исполнению за счет средств местного бюджета |
40 0 1010 |
Доплаты к пенсиям муниципальных служащих
|
Структура кода классификации доходов
бюджетов Российской Федерации
(КБК)
Структура кода классификации доходов бюджетов | |||||||||||||||||||
Код главного администратора доходов бюджета |
Код вида доходов бюджетов | Код подвида доходов бюджетов | |||||||||||||||||
группа дохо- дов |
подгруппа дохо- дов |
статья дохо- дов |
подстатья дохо- дов |
элемент дохо- дов |
группа подвида доходов бюджетов | аналитическая группа подвида доходов бюджетов | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 — 3 разряды КБК — занимает Код главного администратора доходов бюджета,
состоящий из 3-х знаков и соответствующий номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета. Пример:
- код 182 — Федеральная налоговая служба
- код 392 — Пенсионный фонд Российской Федерации
- код 393 — Фонд социального страхования Российской Федерации
- код 394 — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- код 777 — Министерство спорта Российской Федерации
- код 999 — Центральный банк Российской Федерации
4 разряд КБК занимает показатель группы Доходов.
код 1 — Налоговые и неналоговые Доходы
код 2 — Безвозмездные поступления 5 – 6 разряды КБК — подгруппа Доходов
Для администрируемых налоговыми органами платежей используются следующие подгруппы доходов:
- 01 — налоги на прибыль, доходы;
- 02 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- 03 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- 04 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- 05 — налоги на совокупный доход;
- 06 — налоги на имущество;
- 07 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- 08 — государственная пошлина;
- 09 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- 10 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
- 11 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- 12 — платежи при пользовании природными ресурсами;
- 13 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
- 14 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- 15 — административные платежи и сборы;
- 16 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- 17 — прочие неналоговые доходы;
- 18 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
7 – 11 разряды КБК — занимают статьи (7 – 8 разряды) и подстатьи (9 – 11 разряды) Доходов.
Указываются в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов РФ. (Приказ Минфина от 8 июня 2018 г. N 132н).
12 – 13 разряды КБК — код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:
- 01 — федеральный бюджет;
- 02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
- 03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
- 04 — бюджет городского округа;
- 05 — бюджет муниципального района;
- 06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
- 07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
- 08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- 09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- 10 — бюджет сельского поселения;
- 11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
- 12 — бюджет внутригородского района;
- 13 — бюджет городского поселения.
14 – 17 разряды КБК — используются в целях раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу:
- код 1000 — сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
- код 2000 — пени (код=2100) и проценты (код=2200) по соответствующему платежу;
- код 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.
18 – 20 разряды КБК — аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам. код 110 — налоговые доходы в том числе:
- налоги на доходы физических лиц;
- налоги на прибыль;
- налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации;
- акцизы;
- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- налоги на совокупный доход, в том числе единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- налоги на имущество;
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- государственная пошлина, сборы;
- иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и обязательным платежам.
код 160 – Страховые взносы на обязательное социальное страхование;
код 120 – Доходы от собственности;
код 130 – Доходы от оказания платных услуг (работ);
код 140 — Суммы принудительного изъятия;
код 180 — Прочие доходы
по Теме:
Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
Структура кода доходов
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
Главный администратор доходов бюджета | Код вида доходов бюджетов | Код подвида доходов бюджетов | |||||||||||||||||
Группа подвида доходов | Аналитическая группа подвида доходов | ||||||||||||||||||
Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Пояснения
Структура кода доходов представлена в виде трех составных частей.
- Администратор
- Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
- Подвид доходов бюджета (группа, и аналитическая группа)
Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений. Администраторами, например, являются Федеральная налоговая служба (код 182), Фонд социального страхования (код 393), Пенсионный фонд (код 392)
Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:
- группу
- подгруппу
- статью
- подстатью
- элемент (определяет вид бюджета).
Группа доходов имеет следующие значения:
- 100 — налоговые и неналоговые доходы;
- 200 — безвозмездные поступления.
Группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» (а нас в этой статье интересует только она) содержит следующие подгруппы доходов:
- 101 — налоги на прибыль, доходы;
- 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- 103 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- 104 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- 105 — налоги на совокупный доход;
- 106 — налоги на имущество;
- 107 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- 108 — государственная пошлина;
- 109 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- 110 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
- 111 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- 112 — платежи при пользовании природными ресурсами;
- 113 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
- 114 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- 115 — административные платежи и сборы;
- 116 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- 117 — прочие неналоговые доходы;
- 118 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:
01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.
Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации
Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:
- 1000 — налог (сбор)
- 2100 — пени
- 2200 — проценты
- 3000 — штрафы
При администрировании взносов возможны другие группы. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют группу подвида 1010, а взносы на медстрахование 1013.
Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.
Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.
Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:
- статья 110 «Налоговые доходы». По этой статье уплачиваются налог на прибыль, НДФЛ, НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом;
- статья 120 «Доходы от собственности». Сюда относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». К этой статье относятся доходы от оказания платных услуг (работ) организациями госсектора и органами власти;
- статья 140 «Суммы принудительного изъятия». По этой статье уплачиваются, в частности, недоимки, пени и штрафы по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
- статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов». Из названия понятно, что туда относится;
- статья 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». Сюда относятся поступления во внебюджетные фонды страховых взносов, а также пеней и штрафов.
- статья 170 отсутствует
- статья 180 «Прочие доходы». К этой статье относятся все те доходы, которые не включаются в вышеперечисленные статьи.
Надеемся, что вам стало понятнее, что такое КБК и почему там так много цифр. КБК-2018 есть в наших инструментах. И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.