Содержание

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 67. Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 70. Испытание при приеме на работу

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (часть вторая статьи 67 настоящего Кодекса), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;

иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Статья 71. Результат испытания при приеме на работу

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Трудовой кодекс (ТК РФ)

  • Часть первая (ст.ст. 1 — 22)
    • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 — 22)
      • Глава 1. Основные начала трудового законодательства (ст.ст. 1 — 14)
      • Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений (ст.ст. 15 — 22)
  • Часть вторая (ст.ст. 23 — 55)
    • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда (ст.ст. 23 — 55)
      • Глава 3. Общие положения (ст.ст. 23 — 28)
      • Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве (ст.ст. 29 — 34)
      • Глава 5. Органы социального партнерства (ст.ст. 35 — 35.1)
      • Глава 6. Коллективные переговоры (ст.ст. 36 — 39)
      • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (ст.ст. 40 — 51)
      • Глава 8. Участие работников в управлении организацией (ст.ст. 52 — 53.1)
      • Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства (ст.ст. 54 — 55)
  • Часть третья (ст.ст. 56 — 250)
    • Раздел III. Трудовой договор (ст.ст. 56 — 90)
      • Глава 10. Общие положения (ст.ст. 56 — 62)
      • Глава 11. Заключение трудового договора (ст.ст. 63 — 71)
      • Глава 12. Изменение трудового договора (ст.ст. 72 — 76)
      • Глава 13. Прекращение трудового договора (ст.ст. 77 — 84.1)
      • Глава 14. Защита персональных данных работника (ст.ст. 85 — 90)
    • Раздел IV. Рабочее время (ст.ст. 91 — 105)
      • Глава 15. Общие положения (ст.ст. 91 — 99)
      • Глава 16. Режим рабочего времени (ст.ст. 100 — 105)
    • Раздел V. Время отдыха (ст.ст. 106 — 128)
      • Глава 17. Общие положения (ст.ст. 106 — 107)
      • Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни (ст.ст. 108 — 113)
      • Глава 19. Отпуска (ст.ст. 114 — 128)
    • Раздел VI. Оплата и нормирование труда (ст.ст. 129 — 163)
      • Глава 20. Общие положения (ст.ст. 129 — 132)
      • Глава 21. Заработная плата (ст.ст. 133 — 158)
      • Глава 22. Нормирование труда (ст.ст. 159 — 163)
    • Раздел VII. Гарантии и компенсации (ст.ст. 164 — 188)
      • Глава 23. Общие положения (ст.ст. 164 — 165)
      • Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность (ст.ст. 166 — 169)
      • Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей (ст.ст. 170 — 172)
      • Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук (ст.ст. 173 — 177)
      • Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора (ст.ст. 178 — 181)
      • Глава 28. Другие гарантии и компенсации (ст.ст. 182 — 188)
    • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда (ст.ст. 189 — 195)
      • Глава 29. Общие положения (ст.ст.189 — 190)
      • Глава 30. Дисциплина труда (ст.ст. 191 — 195)
    • Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников (ст.ст. 195.1 — 208)
      • Глава 31. Общие положения (ст.ст.195.1 — 197)
      • Глава 32. Ученический договор (ст.ст. 198 — 208)
    • Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 — 231)
      • Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 — 210)
      • Глава 34. Требования охраны труда (ст.ст.211 — 215)
      • Глава 35. Организация охраны труда (ст.ст. 216 — 218)
      • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст.ст. 219 — 231)
    • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора (ст.ст. 232 — 250)
      • Глава 37. Общие положения (ст.ст. 232 — 233)
      • Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником (ст.ст. 234 — 237)
      • Глава 39. Материальная ответственность работника (ст.ст. 238 — 250)
  • Часть четвертая (ст.ст. 251 — 351.5)
    • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников (ст.ст. 251 — 351.5)
      • Глава 40. Общие положения (ст.ст. 251 — 252)
      • Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями (ст.ст. 253 — 264)
      • Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет (ст.ст. 265 — 272)
      • Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации (ст.ст. 273 — 281)
      • Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству (ст.ст. 282 — 288)
      • Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (ст.ст. 289 — 292)
      • Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах (ст.ст. 293 — 296)
      • Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом (ст.ст. 297 — 302)
      • Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц (ст.ст. 303 — 309)
      • Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям (ст.ст. 309.1 — 309.2)
      • Глава 49. Особенности регулирования труда надомников (ст.ст. 310 — 312)
      • Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников (ст.ст. 312.1 — 312.5)
      • Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.ст. 313 — 327)
      • Глава 50.1. Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст.ст. 327.1 — 327.7)
      • Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта (ст.ст. 328 — 330)
      • Глава 51.1. Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах (ст.ст. 330.1 — 330.5)
      • Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников (ст.ст. 331 — 336)
      • Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей (ст.ст. 336.1 — 336.3)
      • Глава 53. Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (ст.ст. 337 — 341)
      • Глава 53.1. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) (ст.ст. 341.1 — 341.5)
      • Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций (ст.ст. 342 — 348)
      • Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров (ст.ст. 348.1 — 348.12)
      • Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников (ст.ст. 349 — 351.5)
  • Часть пятая (ст.ст. 352 — 419)
    • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.ст. 352 — 419)
      • Глава 56. Общие положения (ст. 352)
      • Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.ст. 353 — 369)
      • Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (ст.ст. 370 — 378)
      • Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав (ст.ст. 379 — 380)
      • Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров (ст.ст. 381 — 397)
      • Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (ст.ст. 398 — 418)
      • Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.419)
  • Часть шестая (ст.ст. 420 — 424)
    • Раздел XIV. Заключительные положения (ст.ст. 420 — 424)
      • Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса
      • Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса
      • Статья 422. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
      • Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов
      • Статья 424. Применение настоящего Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

С изменениями и дополнениями от:

24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля, 7, 21, 22, 28, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1, 23 апреля, 28 июля, 12 ноября, 3, 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 4, 24 ноября, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 29, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 1, 29 июля, 27 ноября, 20, 29, 31 декабря 2017 г., 5 февраля, 19 июля, 3 августа, 3, 11 октября, 27 декабря 2018 г., 1 апреля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Трудовое право

Правовая организация трудоустройства. Глава III-A КЗоТ РФ предусматривает не только обеспечение занятости, но и гарантии реализации права граждан на труд. И это естественно, ибо занятость и трудоустройство необходимо• рассматривать «в связке» как в организационном, так и в правовом отношении.

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на федеральную государственную службу занятости населения. В настоящее время федеральная государственная служба занятости организационно подчинена Минтруду РФ и состоит из: Государственного комитета РФ по занятости населения; государственных комитетов республики в составе Российской Федерации по занятости населения; центров занятости населения в автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; центров занятости населения в районах и городах. Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут создаваться межтерриториальные службы занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на соответствующие центры занятости, которые и выступают официальными органами трудоустройства.

Статья 19 Закона о занятости предусматривает деятельность юридических лиц по оказанию услуг в содействии занятости безработным гражданам и незанятому населению на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Правоотношения по трудоустройству возникают в связи с подысканием гражданином подходящей работы и представляют собой единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений: а) между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу; 6) между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в кадрах; в) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом трудоустройства.

Между органом трудоустройства и гражданином правоотношения возникают на основании единственного юридического факта — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законодательством.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности этого — выплатить пособие из Государственного фонда занятости (ст.

30 — 35 Закона о занятости).

Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача — подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для выплаты пособия по безработице. Период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. По истечении этого периода, а также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается. В случае непредоставления подходящей работы по истечении установленного срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено Законом о занятости (п. 5 ст. 31 Закона о занятости).

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому направление адресовано органом трудоустройства.

Довольно детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и организациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель — максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граждан работы. Важнейшей правовой обязанностью работодателя является сообщение органам трудоустройства информации о предполагаемом высвобождении работников, а также о потребности в рабочей силе с разбивкой на профессии, специальности, квалификации (п.З ст. 25 Закона о занятости).

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).

Квотирование рабочих мест в организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется на основе Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от б февраля 1995 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1995. № 3).

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры (контракты) выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем. Эти правоотношения непосредственно предшествуют трудовым правоотношениям и как бы заранее предопределяют их содержание и характер. Возникают указанные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

Направление органа трудоустройства здесь следует рассматривать не только как правовой акт, адресованный работодателю, но и как желание (волеизъявление) гражданина заключить трудовой (ученический) договор (контракт) с конкретным работодателем. При этом, как указывалось выше, направление предоставляет трудоустраиваемому в определенных случаях право требовать заключения трудового или ученического договора. Направление, следовательно, конкретизирует право на труд и придает ему притязательный характер еще до того, как оно будет реализовано в трудовом правоотношении.

Акт направления на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание правоотношений гражданина с работодателем в процессе трудоустройства. В нем не только отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу, но и указывается, по какой профессии, специальности, квалификации. Таким образом, для гражданина и работодателя направление строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству.

Прекращение правоотношений по трудоустройству, как отмечалось выше, обычно связывается с заключением трудового либо ученического договора, то есть с возникновением трудовых либо ученических правоотношений. Однако не исключено прекращение таких правоотношений и до заключения указанных договоров. Это всегда может иметь место по инициативе трудоустраиваемого, а в отдельных случаях и администрации (например, при обнаружении, что по деловым качествам или по состоянию здоровья трудоустраиваемый не подходит для работы, указанной в направлении, а предоставить ему другую работу нет возможности или он не желает получить другую работу).

Особенности трудоустройства инвалидов. Эти особенности связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563) предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему: государство предусматривает осуществление льготной финансовокредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов; организуется обучение инвалидов новым профессиям.

Статья 21 указанного выше Федерального закона от 24 ноября 1995 г. предусмотрела порядок установления квоты для приема на работу инвалидов.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3 процентов).

Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.

При невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ.

Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения РФ перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Важно иметь в виду, что законодательство (ст. 22 Закона РФ от 24 ноября 1995 г.) предусматривает порядок создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Они создаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Однако специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам при исполнении ими трудовых обязанностей.

Руководители организаций, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы РФ. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности (п. 3 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г.). Особенности трудоустройства молодежи. Эти особенности связаны с установлением дополнительных гарантий реализации права на труд несовершеннолетних граждан, лиц, окончивших общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской федерации» от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4564) существенно изменил редакцию статей, регулирующих трудоустройство молодежи. Эти изменения и дополнения касаются, в частности, установления вместо 16-летнего пятнадцатилетнего возраста для приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане по достижении ими 14 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. дал новую редакцию ст. 181 КЗоТ РФ, регулирующей квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи. Согласно этой статье работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты запрещается и может быть обжалован в суд. За отказ в приеме на работу лиц, указанных в части первой настоящей статьи, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством РФ.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и работодателями.

Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, и органы государственной службы занятости оказывают содействие в трудоустройстве выпускников с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. По желанию выпускников указанных образовательных учреждений содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.

Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с указанными выше договорами (контрактами) может быть обжалован ими в суд. За такой отказ работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством РФ.

В соответствии со ст. 176 КЗоТ РФ лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.

Расторжение трудового договора (контракта) с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора (контракта) по основаниям, указанным в п. 1, 2 и 6 ст. 33 КЗоТ РФ, производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства.

Трудоустройство граждан

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Раздел VII ТК РФ предусматривает гарантии реализации прав работников в области социально-трудовых отношений, а также возмещение работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы. Основными функциями указанных органов являются контроль и надзор в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирование коллективных трудовых споров. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» указанная Служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Статья 18 Закона о занятости указывает, что деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях укрепления межведомственного взаимодействия по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников приказом от 3 апреля 2007 г. № 66 утвержден Регламент взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации. Данный Регламент устанавливает порядок и организацию взаимодействия Роструда и ФМС России и их территориальных органов, в том числе по вопросам обмена информацией, формируемой при осуществлении надзорно-контрольных полномочий в установленной сфере деятельности, необходимой для оптимальной реализации положений трудового законодательства и законодательства о правовом положении иностранных граждан.

Взаимодействие в рамках указанного Регламента осуществляется по двум основным направлениям:

  1. организация совместных проверочных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере привлечения к трудовой деятельности иностранных работников;
  2. обмен информацией о результатах надзорно-контрольной деятельности в установленной сфере, представляющих взаимный интерес, в целях обеспечения и повышения эффективности реализуемых полномочий.

При проведении совместных проверок по контролю (надзору) должностные лица ФМС России и Роструда проверяют:

  • наличие у работодателя разрешений на привлечение и использование иностранных работников;
  • наличие у иностранных работников или лиц без гражданства документов, удостоверяющих личность, иных документов, предусмотренных федеральным законом или признаваемых в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, миграционной карты, документов, подтверждающих постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет, вида на жительство или разрешения на временное проживание (при наличии), а также других имеющихся у него документов, подлежащих проверке (трудовой договор, договор об оказании работ (услуг), разрешение на работу);
  • соответствие численности и профессионального состава используемых иностранных работников установленной доле;
  • соответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий;
  • наличие трудовых договоров, заключенных работодателями с каждым из привлеченных ими к трудовой деятельности иностранных работников и соответствие этих договоров требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • соответствие условий труда иностранных работников требованиям трудового законодательства Российской Федерации.

Между органом трудоустройства и гражданином правоотношения возникают на основании единственного юридического факта — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности этого — выплатить пособие из Государственного фонда занятости.

В соответствии с действующим законодательством трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. В ст. 31 и 32 Закона «О занятости населения в РФ» устанавливаются сроки дня выплаты пособия по безработице. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. По истечении этого периода, а также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается.

Довольно детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и организациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граждан работы. Важнейшей правовой обязанностью работодателя является сообщение органам трудоустройства сведений о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе информации о наличии вакантных рабочих мест/должностей (п. 3 ст. 25 Закона о занятости).

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, призваны выполнять посреднические функции по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Помимо этого, органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан (ст. 7.2 Закона о занятости).

Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу, в одних случаях он рекомендует принять гражданина на работу, в других — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор. Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. За нарушение законодательства о труде предусмотрена административная ответственность. Так, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем.

Возникают данные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

Акт направления на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание правоотношений гражданина с работодателем в процессе трудоустройства. В нем отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу и указывается, по какой профессии, специальности, квалификации. Для гражданина и работодателя направление строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству. Прекращение правоотношений по трудоустройству обычно связывается с заключением трудового либо ученического договора, т.е. с возникновением трудовых либо ученических правоотношений.

Особенности трудоустройства молодежи связаны с установлением дополнительных гарантий реализации права на труд несовершеннолетних граждан, лиц, окончивших общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Трудовой кодекс РФ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и вступивший в силу 1 февраля 2002 г., существенно изменил редакцию статей, ранее регулирующих трудоустройство молодежи. Эти изменения и дополнения касаются, в частности, установления 15-летнего возраста для приема на работу вместо 16-летнего (ч. 2 ст. 63 ТК РФ). Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время и с согласия родителей, усыновителей или попечителей могут приниматься на работу граждане по достижении ими возраста 14 лет.

Глава 42 ТК РФ (ст. 265—272 ТК РФ) запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (работа в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров, заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями.

Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с указанными выше договорами может быть обжалован ими в суд. За такой отказ работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством РФ.

Испытание при приеме на работу лиц, не достигших возраста 18 лет, а также лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по подученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, не устанавливается (ст. 70 ТК РФ).

В ст. 69 ТК РФ указано, что лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования), которое осуществляется за счет средств работодателя. В соответствии со ст. 266 ТК РФ в дальнейшем такие работники подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения возраста 18 лет.

Определенные особенности у указанной категории работников имеются и по поводу материальной ответственности, так как они несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ч. 3 ст. 242 ТК РФ).

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Официальное трудоустройство на работу означает социальную защищённость для гражданина. Только в этом случае сотрудник может рассчитывать на пенсионные отчисления, оплаченный больничный лист и полноценный отпуск. Процесс принятия на должность имеет свои тонкости и зависит от того кто претендует на рабочее место и какой предполагается график выполнения обязанностей.

Приём на работу

Закон о трудоустройстве сотрудника содержит регламент проведения процедуры, список документов, необходимых для предоставления работодателю и в отдел кадров.

Какие акты защищают права соискателя на должность:

  • в Трудовом кодексе РФ в главах 10 и 11 содержится порядок оформления трудовых соглашений и трудовых книжек, содержащих данные о стаже принимаемого гражданина;
  • в распоряжении Правительства от 2003 года № 225, с изменениями и дополнениями, внесённые в 2008 году, распоряжении трудового Министерства от 2003 № 69 содержится регламент того, как правильно заполнять трудовую книжку, как вести учёт и хранить бланки, учитывающие трудовой стаж работающего персонала;
  • распоряжение Госкомстата от 2004 года № 1, предлагает пример документов, создаваемых при трудоустройстве сотрудника: приказы для оформления, образец личной карточки.

Постановления приняты на государственном уровне и являются обязательными к выполнению. Нарушение грозит виновным не только штрафными санкциями, но и административными взысканиями. Это касается и сотрудников и руководителей, даже глав учреждения.

Факт невыполнения требований закона обнаруживается в результате проверки со стороны инспекции по надзору за выполнением трудового законодательства.

Когда принимается новый сотрудник нанимателю нужно понимать, кого он оформляет.

Основные правила, действующие для официального трудоустройства на работу:

  • первое действие – это проверка бумаг, предоставленных претендентом. Для выполнения служебных обязанностей могут понадобиться определённые знания, квалификация. Потому не стоит удивляться, если наниматель попросит предоставить документы, подтверждающие специальное образование или наличие нужных навыков и умений;
  • сотрудник ознакамливается с внутренними документами, регламентирующими поведение работников предприятия, требования к внешнему виду. В обязательном порядке подписывается бумага о неразглашении коммерческой тайны. Указанные документы подписываются лично работником;
  • отделом кадров или уполномоченным сотрудником подготавливается бланк трудового договора или соглашения. Бумага предоставляется для ознакомления претенденту и, при согласии со всеми условиями, подписывается. Соглашение имеет два экземпляра: один остаётся в отделе кадров, а второй отдаётся сотруднику;
  • по предприятию подготавливается приказ о приёме нового сотрудника на должность. Здесь указывают рабочее место, отдел, размер оклада, продолжительность испытательного срока;
  • работником лично заполняется личная карточка. Форма бланка Т-2. Полученные сведения о новом сотруднике отдаются в бухгалтерию, вносятся в табель, учитывающий отработанное время;
  • заполнение трудовой книжки. Если у гражданина это первая работа, то данный бланк заводится и оформляется непосредственно нанимателем.

Первым пунктом процедуры была проверка предоставленной человеком информации о себе, образовании и стаже.

Итак, что нужно для проведения трудоустройства на работу в компании:

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

  • документ, подтверждающий личность претендента. Как правило, требуют паспорт. Закон ТК РФ под номером 65 говорит, что можно предоставить иную бумагу, в которой будет удостоверена личная информация о соискателе. Дополнительно могут потребовать идентификационный номер, выдаваемый в налоговом органе;
  • подтверждение наличия стажа до данного предприятия. Трудовая книжка остаётся в отделе кадров до момента увольнения сотрудника;
  • сведения о полученном образовании. При принятии гражданина на рабочее место, требующее определённых навыков и умений, нужно подтверждение того, что у человека имеются указанные знания;
  • справка из медицинского учреждения;
  • СНИЛС. Страховое свидетельство оформляет наниматель самостоятельно, если сотрудник устраивается первый раз;
  • Мужчины предоставляют в отдел кадров информацию о постановке на учёт в военкомате;
  • Принимаемый сотрудник самостоятельно пишет заявление на трудоустройство.

Предоставляемые документы должны содержать достоверную информацию о сотруднике. В противном случае наниматель имеет право применить статью 81 Трудового Кодекса и уволить. Не только административная ответственность грозит гражданину, но и уголовная за подлог информации.

Виды работы

Трудоустройство согласно ТК РФ может иметь несколько типов. Работать можно на одном месте и это будет основной вид, можно занимать две и более рабочих должностей – совместительство. Либо устраиваться на временную работу или стать волонтёром.

Виды трудоустройства и нюансы:

  1. Основная работа. Это самый оптимальный вид получения места. Гражданин находится под защитой трудового законодательства. При заключении договора с нанимателем социальные и юридические права сотрудника урегулированы подписанным документом. При увольнении гарантированно предоставляются социальные выплаты. Также работодатель в течение всего периода работы сотрудника производит отчисления в пенсионный фонд, а значит, пенсия гарантирована. Банки положительно реагируют на заявки о предоставлении кредита от гражданина с официальным трудоустройством и основным местом работы. Нередко компании, заинтересованные в качественном составе кадров, отправляют рабочих на повышение квалификации.
  2. Контракт. Устраиваясь на работу, гражданин должен понимать, что отчислений на социальные мероприятия не будет. Сумма, получаемая на руки указана в договоре и значительно выше, чем у трудоустроенных на основном месте. Стоит отметить, что обязательства по уплате налогов ложатся на контрактника.
  3. Неполная занятость. На данном месте не нужно ожидать большой заработной платы. Как правило, такой вид устройства используется для мам, имеющих маленьких детей и учащихся в высших или технических учебных заведениях. Возможен перевод с основного места на неполную занятость по медицинским показателям.
  4. Волонтёры. Здесь нет заработной платы и записей в трудовой книжке. Однако для гражданина участие в волонтёрской программе является отличным способом познакомиться с нужными людьми и обрести бесценный опыт. Этот факт приветствуется при приёме на предприятие.

Существуют и другие виды работ: удалённая, свободное посещение. В этих случаях часто требуется наличие компьютера или ноутбука и выход в интернет.

Несовершеннолетний сотрудник

Трудоустройство гражданина, не достигшего совершеннолетия по ТК РФ, имеет особенности и нюансы. Об этом нужно знать не только нанимателю, но и подростку.

Регламент оформления на работу прописан в трудовом кодексе в статье под номером 63.

При официальном трудоустройстве соблюдаются определённые правила:

  • наниматель должен получить письменные разрешения от родителей подростка. Если ребёнок находится на попечительстве, то письмо предоставляют опекуны. Это требование прописано в 26 статье закона о труде;
  • у младшего соискателя должен быть минимальный уровень образования (среднее);
  • существуют ограничения по возрасту. Только при достижении нужного количества лет подростка могут взять на работу;
  • медицинские справки разрешают выполнять данный вид работ.

На работу принимают с 16 лет – требование статьи 63 ТК РФ. Возможны исключения и принимают четырнадцатилетних, но труд должен быть лёгким и в свободное от учёбы время. Также могут сделать исключение для более младшего возраста для работы в кино или театре.

Официальное трудоустройство 17-летнего несовершеннолетнего не является для работодателя обязанностью. При этом своё согласие должны дать родители подростка или опекуны. Если возраст ребёнка не достигает 16-ти лет, то потребуется дополнительное письмо от органов, занимающихся опекой и защитой детей.

При этом есть ограничения по предоставляемым работам. Ребёнка нельзя задействовать на вредных условиях труда, в игровом бизнесе, при продаже табачных изделий и алкогольных напитков, эротических товаров. Также несовершеннолетний не может поднимать тяжести больше, чем нормативные показатели в данной категории сотрудников.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Ребёнок, не достигший 18-ти лет, не должен работать ночью, ездить в командировки, выходить на работу сверхурочно и совмещать несколько должностей.

Иностранный рабочий

В 2019 году были приняты изменения по приёму на работу граждан, являющихся представителями других государств, на предприятия Российской Федерации. При этом в изменения внесена ответственность нанимателя за несоблюдение правил.

При отклике на вакансию иностранного гражданина следует обратить внимание:

  • есть ли вид на жительство и на какой срок выдан. Как правило, данная бумага даётся на пять лет с возможностью получать работу в любом уголке России;
  • патент или разрешение занимать должности на территории РФ. В этих документах прописывается регион, в котором иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность;
  • для представителей Армении, Беларуси и Казахстана достаточно стать на учёт в миграционной службе. Для них получение патента или разрешения не требуется.

Законодательство РФ в отношении учёта иностранных граждан, указывает на обязанность нанимателя сообщать миграционным службам о принятии иностранца на должность. Срок даётся 7 дней. При увольнении – работодатель информирует органы ФМС в течение 3 суток, после подписания приказа.

Принять на работу представителя другого государства могут только при предоставлении следующей информации:

  • документ, подтверждающий личность соискателя, его гражданство и регистрацию;
  • бумага, разрешающая заниматься трудовой деятельностью именно в этом регионе страны;
  • информация о стаже принимаемого специалиста. Трудовая книжка оформляется нанимателем самостоятельно, если претендент впервые пришёл работать;
  • подтверждение о застрахованности будущего сотрудника – свидетельство. При приёме иностранца, если это его первая работа, то свидетельство о страховании оформляется работодателем;
  • образовательные, квалификационные документы. Когда работа требует наличия определённых навыков и умений, работник должен подтвердить их.

Принимая на работу иностранного гражданина, работодатель должен серьёзно отнестись к комплекту документов, предоставляемых соискателем и к срокам уведомления ФМС. Невыполнение правил установленных законом влечёт наложение штрафов на компанию в размере от 400 тысяч до 500 тысяч российских рублей.

Процедура трудоустройства

Термин «официальное трудоустройство» определяет возникшие рабочие взаимоотношения между нанимателем и физическим лицом, при которых государство принимает участие в этих отношениях как третья сторона и полноправный гарант того, что законодательные нормы будут соблюдены обеими сторонами.

Официальное устройство означает полное регулирование процесса Трудовым кодексом РФ и иными правовыми актами. Чтобы трудоустроиться таким образом, и физическому, и юридическому лицу необходимо соблюсти ряд условностей, которые предваряют начало сотрудничества.

По ТК РФ для официального оформления нужно:

  1. Предоставить нанимателю обязательный пакет документов для трудоустройства.
  2. Заключить трудовое соглашение между нанимателем и принимаемым сотрудником, в котором будут оговорены права и обязанности обоих сторон договора.
  3. Работодатель издает приказ о приеме на рабочее место.
  4. Работник получает индивидуальную запись о начале сотрудничества в трудовую книжку.

Все эти пункты обязательны, и поэтапное выполнение их в правильной последовательности гарантируют официальность процедуры.

Заявление о приеме на работу

Если спросить у любого трудоспособного человека с чего начинается новый этап трудового сотрудничества, он без запинки ответит — с заявления. Действительно, именно этот документ символизирует для нас начало работы в новой организации.

На самом деле заявление давно не является обязательным бланком для заполнения. Подтверждением тому является статья 65 Трудового кодекса РФ, в которой перечисляются все документы, необходимые к представлению при найме. Среди указанных обязательных бланков нет заявления. Запрета на его написания также не существует, поэтому многие организации следуют ранее утвержденной традиции.

Заявление как бланк позволяет ставить на нем различные внутренние отметки. А отдельная подшивка этого документа позволяет впоследствии легко найти сведения о любом сотруднике. Но обратите внимание, что основным документом на сегодняшний день, который законодательно определяет начало рабочих взаимоотношений, считается трудовое соглашение.

Заключение договора

Трудовой договор заключается между соискателем должности и работодателем только после того, как кандидатура одобрена, а самого наемного лица устраивают все предлагаемые организацией условия. Устная договоренность перекладывается на бумагу.

Договор составляется по определенным законодательным нормам, хотя и не имеет унифицированной формы.

Статья 57 ТК РФ описывает все обязательные моменты, которые должны отражаться в этом бланке. В этой же статье перечислены и дополнительные аспекты, которые по усмотрению сторон могут прописываться в нем.

Соглашение – это двусторонний документ, в нем описываются права и обязанности, как работодателя, так и сотрудника. При нарушении одного из указанных пунктов стороны обязуются нести ответственность. Договор вступает в силу только после того, как обе стороны добровольно скрепят его своими личными подписями.

Примечательно, что внести корректировки, изменения или отменить действия договора можно с согласия обеих сторон, но ни в коем случае в одностороннем порядке.

Приказ работодателя

Несмотря на важность трудового договора в трудоустройстве, оно не считается официально оформленным без издания приказа по организации.

Все распоряжения, принятые руководителем организации, выражаются письменно. Прием нового сотрудника не является исключением.

Приказ отображает следующую информацию:

  1. Причину его издания, которая отражается в названии бланка.
  2. ФИО нового сотрудника.
  3. Должность, на которую принимают человека.
  4. Дату приема, которая автоматически считается датой начала работы.

Приказы имеют уникальные номера, которые присваиваются им по порядку издания. Изданное распоряжение позволяет всем службам предприятия предпринимать официальные дальнейшие действия, а именно:

  1. Работник как единица вносится в штат.
  2. Отдел кадров оформляет личную документацию на нового сотрудника, которая состоит из личной карточки, а возможно и личного дела.
  3. Вносится запись в трудовую книжку о приеме.
  4. Бухгалтерия сможет производить начисления заработной платы и ее выплату.

Приказы являются дополнительным подтверждением того, что работник действительно принят в коллектив предприятия.

Запись в трудовую книжку

Запись в трудовую книжку – это апогей оформления работника. По закону на ее внесение отводится до трех рабочих дней.

В записи должны присутствовать следующие реквизиты:

  1. Номер по порядку.
  2. Дату приема.
  3. Юридическое название организации.
  4. Должность, на которую принят гражданин.
  5. Номер и дата приказа, которым оформление было подтверждено.

Трудовая книжка — это свидетельство накопленного трудового и страхового стажа. Именно этот документ требуется к предъявлению во многих организациях при оформлении документов и справок.

Трудовая книжка позволяет впоследствии доказать наличие отработанных лет и претендовать на пенсионное пособие. К тому же она позволяет доказать наличие опыта работы при трудоустройстве к новому работодателю.

Книжка на протяжении всего времени работы хранится в организации, и она несет ответственность за ее сохранность, а в периоды безработности или неофициальной работы данный документ хранится у самого владельца.

Неофициальное трудоустройство

При неофициальных взаимоотношениях ни одного из перечисленных этапов не существует. Работодатель заманивает наемных лиц на такую работу, аргументируя свои действиям возможностью повышения заработной платы за счет сэкономленных на налоговых платежах средствах. На первый взгляд данное предложение более чем интересно, ведь работнику предлагают сохранять 13% НДФЛ, которые ежемесячно удерживаются с официально трудоустроенных. Какова же реальность такого предложения?

Минусов в неофициальных отношениях в разы больше, чем кажущихся плюсов. Начнем с того, что ни работодатель, ни сотрудник не имеют законных рычагов регулирования своих отношений. А это значит, что стороны не смогут доказать нарушение своих прав, так как никакого письменного доказательства об их возникновении не существует. То есть если работник нанесет ущерб имуществу фирмы, то взыскать средства с него не представляется возможным, то же произойдет и в случае неуплаты обещанного вознаграждения за проделанную работу.

Но самым огромным минусом является факт неуплаты обязательных платежей. Наниматель обязан за каждого своего сотрудника отчислять ежемесячные взносы. Из них формируется будущее пенсионное пособие, выплаты по болезням и иные страховые суммы.

При неофициальном трудоустройстве не учитывается стаж, не оплачиваются больничный, не выплачиваются декретные.

Судебная практика

В Советском районном суде города Казани был рассмотрен иск от заявителя, который утверждал, что он с июля 2014 года по ноябрь того же года был нанят строительной организацией на работу для осуществления подрядных работ по асфальтированию территории. Истец представлял доказательства того, что свои обязанности он исполнял исправно и в полном объеме, а между тем наниматель так и не заключил с ним трудовой договор, а впоследствии отказался выплачивать обещанную заработную плату.

На основании приведенных доказательств заявитель требовал взыскать соответчика заработную плату за указанный период в размере один миллион рублей и моральную компенсацию в размере пяти тысяч рублей.

В свою очередь ответчик доводы истца опровергал и утверждал, что никаких трудовых взаимоотношений между ними не было, а соответственно и заработная плата не должна была выплачиваться. Ответчик не отрицает, что привлекал истца к разовой помощи, за что обязался ему выплатить 350 000 рублей, о чем и было сказано в расписке, которая фигурировала в деле.

Суд, разобравшись в нюансах дела, постановил узаконить взаимоотношения сторон, которые по документам действительно имели место быть. Так как устная договоренность о размере зарплаты не была доказана, то суд решил обратиться к среднестатическим данным. Руководствуясь этими данными, была постановлена средняя зарплата главного инженера в этом регионе. Исходя из них, была рассчитана сумма зарплаты, которую организация обязана выплатить работнику и она составила 11617,14 руб.

Решение от 26 мая 2017 г. по делу № 2-3061/2017

  • Смотреть

Понятие трудового договора

Трудовой договор — обязательный момент при приеме на работу

Следуя положениям Трудового Кодекса РФ (статья 68), прием на работу очередного соискателя оформляется письменным распоряжением или приказом, которые издаются в срок до трех дней с начала выполнения работником своих трудовых обязанностей.

Работник должен получить копию приказа, заверенную подписью руководителя и печатью организации (при наличии), расписавшись за его получение. Приказ, подтверждающий факт трудоустройства, основывается на тексте трудового договора, заключаемого с одной стороны, работником, с другой – работодателем, и не может противоречить ему в своем содержании.

Статья 56 ТК РФ определяет понятие трудового договора. Он представляет собой соглашение между работодателя и работника, по требованиям которого работодатель должен создать условия для выполнения работником своих трудовых обязанностей и обеспечить оплату труда. Работник, в свою очередь, обязуется выполнять свои должностные обязанности и соблюдать правила трудового распорядка, установленные работодателем.

До того момента, как новый сотрудник подпишет трудовой договор, его должны ознакомить под роспись со всеми нормативными актами, регулирующими будущую деятельность, и правилами внутреннего распорядка. После того как сотрудник проработает в организации (на предприятии) больше 5 дней, на него заводится трудовая книжка, если данное место работы является для него основным.

Исключением являются работодатели, ведущие деятельность как индивидуальные предприниматели. В трудовой книжке отражаются сведения о приеме на работу, должностном продвижении, наградах и увольнении. В оформлении трудового договора могут участвовать лица не моложе 16 лет.

Если гражданин (гражданка) получили общее образование и достигли возраста 15 лет, им разрешается поручать легкую работу, которая не нанесет ущерб их здоровью. Также легкий труд может поручаться подросткам, достигшим 14 лет, при условии, что он не принесет вреда их здоровью и родители или опекуны дали свое согласие на осуществление своим подопечным трудовой деятельности.

Трудовой кодекс обеспечивает прием на работу с некоторыми гарантиями (статья 64). Трудоустраивающимся гражданам не могут отказать в заключении трудового договора без веских на то причин. Пол, цвет кожи, язык, раса, религиозное вероисповедание, место жительства, происхождение, положение в семье и социуме, другие обстоятельства, не влияющие на выполнение работником своих трудовых функций, не являются причинами отказа в приеме на работу.

Запрещено отказывать в праве на трудоустройство:

  1. беременным;
  2. матерям;
  3. работникам, переведенным от других работодателей на основании письменного соглашения, на протяжении 30 дней с момента увольнения.

Запись в трудовой книжке: образец

Если работодатель не соглашается заключить трудовой договор, гражданин, получивший отказ, имеет право подать судебный иск.

Соискатель может приниматься на работу с условием проверки его профессионального соответствия. В таком случае в трудовом договоре оговаривается наличие испытательного срока и его продолжительность.

На протяжении испытательного срока работник обязан вести деятельность в соответствии со своим трудовым функционалом, на него распространяется действие правил трудового распорядка места работы и локальных нормативных актов. Работодатель, со своей стороны, обязан оплачивать труд работника во время его испытания.

В длительность испытательного срока не входит время фактического отсутствия сотрудника на работе в силу временной нетрудоспособности или других причин. Испытанию не подлежат лица:

  • не достигшие совершеннолетия;
  • принятые на конкурсных основаниях;
  • принятые на выборную должность;
  • имеющие среднее профессиональное или высшее образование и впервые трудоустраивающиеся по своей специальности в течение года с момента окончания соответствующей учебной организации;
  • трудоустраивающиеся на срок не более 2 месяцев;
  • переводящиеся от одного работодателя к другому на основании их соглашения.

Также работодатель невправе назначать испытательный срок беременным и матерям детей в возрасте младше полутора лет, а также ряду других лиц на основании коллективного договора и трудового законодательства.

Наибольшая длительность срока испытания, регламентируемая трудовым законодательством, не должна быть больше 3 месяцев. Для лиц, заступающих на такие должности, как руководитель организации, главный бухгалтер и им подобные, максимальная длительность срока испытания составляет 6 месяцев. Когда соискатель устраивается на срок от 2 до 6 месяцев, срок испытания не может быть больше 2 недель.

Документы, требуемые для трудоустройства

Сведенья о трудовой деятельности работника — в трудовой книжке

Обычно при приеме на работу требуется предъявить в отдел кадров целый комплект документов. Их перечень приведен в ТК РФ, в статье 65. В него входит:

  • паспорт или другой документ, действующий в качестве удостоверения личности;
  • трудовая книжка, если данное место работы будет основным и человек ранее был официально трудоустроен;
  • СНИЛС;
  • документы об образовании или подтверждающие наличие специальных навыков и знаний;
  • документ воинского учета, если гражданин является военнообязанным.

Для ряда организаций в дополнение к вышеперечисленному требуется предоставить справки об отсутствии судимости и административных наказаний за употребление наркотиков и психотропных препаратов без назначения врача, об окончании преследования по статьям УК РФ в связи с реабилитацией в обществе и перед исполнительными органами.

В отдельных случаях работодатель может затребовать предоставления соискателем:

  • медицинской книжки;
  • водительского удостоверения;
  • разрешения на работу;
  • документов, свидетельствующих о прохождении предварительного медицинского осмотра.

Если человек трудоустраивается впервые, работодатель сам должен оформить ему СНИЛС и трудовую книжку.

В случае, когда при приеме на работу выясняется, что трудовая книжка была утеряна соискателем, на основании его письменного заявления в обязанности работодателя входит оформление новой трудовой книжки.

Работодатель нарушает нормы трудового права, если кроме вышеуказанных документов и ряда других бумаг в соответствии с локальными нормами он требует дополнительные документы от соискателя. Так, очень часто при приеме на работу просят предоставить ИНН. Трактовка положений ТК РФ определяет такое требование как незаконное.

Виды договоров

Прием на работу

При трудоустройстве договор подписывается соискателем и работодателем. Документ печатается в количестве двух экземпляров. Первый договор выдается на руки новому работнику, второй – остается в отделе кадров в его личном деле.

Количество экземпляров трудового договора может быть более двух в отдельных случаях, зафиксированных в трудовых законодательных актах. Трудовой договор оформляется на протяжении 3 дней, начиная с той даты, когда новый вновь принятый сотрудник заступил на назначенную должность.

В ряде случаев, установленных трудовым законодательством, трудовое соглашение может оформляться с работником и лицом или органом, не являющимся работодателем в соответствии с условиями данного соглашения.

Вместо трудового соглашения может заключаться гражданско-правовой договор. Он означает лишь привлечение третьего лица с целью поручить ему выполнение какого-либо вида работ или оказание услуги. Это разные документы, и в гражданско-правовом договоре не может стоять ни одна формулировка из трудового, иначе любой суд переквалифицирует его и обязует работодателя включить работника в штат, возместить причиненный моральный ущерб и перечислить страховые платежи.

Трудовой Кодекс РФ определяет порядок приема соискателей на работу. В его положениях дается определение трудового договора, нюансы его оформления, документы, требуемые для предоставления работодателю и др. Зная содержание статей ТК РФ, легче выявить недобросовестные действия работодателя и защитить свои права и интересы.

Мнение юриста-эксперта:

Заключение письменного трудового договора стало обязательным с 2002 года. Вступивший в силу Трудовой кодекс РФ обязал работодателей любой трудовой договор заключать исключительно в письменной форме с выдачей на руки одного экземпляра работнику. Наша статья знакомит читателей с основными положениями порядка трудоустройства.

Следует обратить внимание, что в настоящее время подавляющее большинство трудовых договоров заключается по заранее разработанному шаблону. Как правило, у принимаемого на работу работника, нет возможности внести в него свои предложения. Это объясняется тем, что наличие безработицы не позволяет в полной мере предъявить свои условия. Желающих на многие рабочие места больше, чем самих рабочих мест. Исключение составляют популярные и сложные специальности и профессии, которые являются дефицитными.

К ним можно отнести сложные рабочие профессии (фрезеровщики, операторы сложных станков и т.п.). Есть такая специальность как менеджер по продажам. Их требуется огромное количество, а специалистов катастрофически не хватает. Поэтому, выбирая себе работу, необходимо эти обстоятельства учитывать.

Если вы в поисках работы, тот данное видео будет для вас очень полезным:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *