Содержание

ФГОС начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) был введен в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года).

Как было показано в материале «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)»

ФГОС начального общего образования включает в себя требования:

  • к результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и

  • к условиям реализации образовательными организациями основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В предыдущем материале «Требования ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования» было рассмотрено второе из указанных требований. В данном материале рассмотрим особенности третьего требования — требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Требования ФГОС начального общего образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Требования ФГОС НОО к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой:

  • систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и

  • достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований ФГОС НОО должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся детей;

  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся детей;

  • комфортной по отношению к обучающимся детям и педагогическим работникам.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО в образовательной организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности организаций дополнительного образования;

  • работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участия обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся;

  • эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей, спецификой организации, осуществляющей образовательную деятельность и с учетом особенностей субъекта РФ;

  • использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей, а также с учетом особенностей субъекта РФ;

  • эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

Требования ФГОС НОО к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Требования ФГОС НОО к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают:

  • укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками;

  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации;

  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации.

Образовательная организация, реализующая программы начального общего образования:

  • должна быть укомплектована квалифицированными кадрами;

  • уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам по соответствующей должности;

  • непрерывность профессионального развития работников образовательной организации по основным образовательным программам начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательной организации дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

  • в системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности и эффективности инноваций.

Требования ФГОС НОО к финансовым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны:

  • обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований ФГОС НОО;

  • обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений вне зависимости от количества учебных дней в неделю;

  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии:

  • с пунктом 3 части 1 статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования

  • определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ

  • с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,

  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам,

  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания,

  • охраны здоровья обучающихся,

  • а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности для различных категорий обучающихся.

часть 2 статьи 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Требования ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • возможность достижения обучающимися установленных ФГОС НОО требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • соблюдение:

    • санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности — требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.;

    • санитарно-бытовых условий — наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.;

    • социально-бытовых условий — наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.;

    • пожарной и электробезопасности;

    • требований охраны труда;

    • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

  • возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать:

  • действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:

    • участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);

    • зданию образовательной организации (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности при получении начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах организации, осуществляющей образовательную деятельность, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);

    • помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);

    • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

    • помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;

    • актовому залу;

    • спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;

    • помещениям для медицинского персонала;

    • мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;

    • расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).

Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении начального общего образования.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);

  • получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

  • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

  • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

  • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

  • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

  • планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

  • размещения своих материалов и работ в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

  • организации отдыха и питания.

В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств:

  • при реализации образовательной программы начального общего образования

  • материально-технические условия должны обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий,

  • в том числе практических, по выбранным видам искусства.

При этом материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по выбранным видам искусства должно включать:

  • концертный зал;

  • помещения для репетиций;

  • помещения для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;

  • аудитории для индивидуальных и групповых занятий (от 2 до 20 человек);

  • хоровые классы;

  • классы, оборудованные специальными станками;

  • специальные аудитории, оборудованные персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением;

  • аудио и видео фонды звукозаписывающей и звукопроизводящей аппаратуры;

  • музыкальные инструменты (фортепиано, орган, комплекты оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых и ударных инструментов, инструментов народного оркестра, а также пульты и другие музыкальные инструменты).

Требования ФГОС НОО к информационно-образовательной среде образовательной организации

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя совокупность:

  • технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.),

  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия,

  • компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),

  • а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательной деятельности;

  • размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов;

  • фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью;

  • контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

  • взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными организациями.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается:

  • средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих;

  • функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству РФ.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

Требования ФГОС НОО к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено:

  • на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы,

  • планируемыми результатами,

  • организацией образовательной деятельности и

  • условиями её осуществления.

Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности включают:

  • параметры комплектности оснащения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • параметры качества обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательная организация должна быть обеспечена:

  • учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательной организации, языках обучения и воспитания;

  • норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

    • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;

    • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательная организация должна также иметь доступ:

  • к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР),

  • в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР;

  • библиотека образовательной организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы;

  • фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

Требования ФГОС НОО к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей обучающихся;

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений:

    • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

    • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

    • дифференциация и индивидуализация обучения;

    • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

    • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

    • поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения — индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации;

  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений — профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *