СанПиН 2010 Мастерские

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 — 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, на классной доске — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Требования к помещениям учебных мастерских и кабинетам обслуживающего труда.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 12

Помещение для учебных мастерских целесообразно выбирать на первом этаже здания. Это обусловлено тем, что мастерские нуждаются в сравнительно больших энергетических мощностях для обеспечения работы производственного оборудования. Во время работы станков и механизмов возникают неизбежные шумы и вибрации, которые могут помешать занятиям и других учебных кабинетах. Запрещается оборудовать учебные мастерские в подвальных или полуподвальных помещениях.

Мастерские для технического труда, а также мастерские по кулинарии и обработке тканей могут быть раздельными или совмещенными (комбинированными).

В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25 % площади).

При учебных мастерских, наряду с основным учебно-производственным помещением обычно, оборудуется инструментальная кладовая, где хранятся инструменты, приспособления, другая технологическая оснастка.

Площадь помещений учебных мастерских определяется спецификой оборудования рабочих мест учащихся и количеством этих рабочих мест, а также характером оборудования и количеством групповых рабочих мест.

Размер площади учебной мастерской в расчете на одно рабочее место согласно СанПиН (п.5.10) – 6м2 Желательно чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м2

При размещении оборудования в мастерских, выделяют три зоны:

1. Первая зона — рабочие места учащихся,

2. Вторая — общие рабочие места,

3. Третья — рабочее место учителя.

Под рабочим местом учащегося понимается участок площади кабинета или мастерской со всем оборудованием (рабочим столом, верстаком, чертежным столом и т. д.), инструментами и приспособлениями, отведенный для выполнения определенного вида учебных и учебно-производственных работ.

Общие рабочие места оснащаются оборудованием, которое по каким-либо причинам нельзя или просто нет необходимости устанавливать на каждом рабочем месте учащегося.

Важную роль в организации и осуществлении учебного процесса в техническом кабинете или учебной мастерской играет рабочее место учителя.

Оно, как правило, располагается в самом доступном для обозрения учащимися месте на возвышении 250—300мм (3600х2000х200 мм) от пола, классной доской с комплектом классных инструментов. На рабочем месте учителя монтируется демонстрационный стол с необходимым набором приспособлений и инструментов. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов.

Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся к оборудованию, на котором работает только учитель.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

СанПиН (п.5.10) В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся.

СанПиН (п.5.12) В кабинете обслуживающего труда (домоводства), используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

СанПиН (п.5.13) Кабинет обслуживающего труда (домоводства), используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца.

В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

При организации технических кабинетов и учебных мастерских должны учитываться ряд гигиенических требований:

· освещенность рабочей зоны и всего помещения;

· состояние воздушно-тепловой среды мастерских;

· водоснабжение;

· уровень производственного шума;

· режим образовательного процесса;

· учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Освещенность рабочей зоны и всего помещения.

Прежде всего, должно быть хорошее естественное освещение. Это определяется соотношением площади застекленной части окон и площади пола. Для технических кабинетов и учебных мастерских это соотношение должно быть не менее 1:4.

СанПиН (п.7.1.4) В мастерских для трудового обучения может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

СанПиН (п.7.1.7) Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.

СанПиН (п.7.2.2) Искусственное освещение. Также в кабинетах используется и искусственное освещение, которое может быть: общим, индивидуальным и комбинированным.

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Для индивидуального освещения используют светильники, позволяющие при помощи фиксаторов изменять расстояние от источника света до рабочей поверхности и направленность светового потока.

Сочетание общего и индивидуального освещения называют комбинированным освещением.

СанПиН (п.7.2.3) В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 – 500 лк, на классной доске — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300-500 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.

Воздушно-тепловой режим.

Оптимальную температуру помещений подбирают в зависимости от характера учебно-трудовой деятельности учащихся.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных мастерских — 15-17 °С. СанПиН (п.6.2) — 17-20°С;

СанПиН (п.6.4) В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

Необходимый обмен воздуха в технических кабинетах и учебных мастерских достигается с помощью системы естественной и искусственной вентиляций. Естественная вентиляция осуществляется через фрамуги и форточки. Искусственная вентиляция достигается с помощьювытяжки.

СанПиН (п.6.11) В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция.

Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб. м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Уровень производственного шума.

СанПиН (п.4.34) Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Водоснабжение

СанПиН (п.8.1) Учебные кабинеты черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

Рекомендуемые страницы:

9. Санитарно-гигиенические требования к помещениям учреждений образования. Учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные помещения.

Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.

Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей.

Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного — двух — трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно — наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов — парт). При каждом кабинете или группе из 2 — 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 — 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв. м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

между рядами двухместных столов — не менее 60;

между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 — 70;

от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100, а при наличии оборотных классов — 120;

от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

от первой парты до учебной доски — 2,4 — 2,7 м;

наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

высота нижнего края учебной доски над полом — 80 — 90;

угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 — 7 лет.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее — заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков — не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 — 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

10. Требования, предъявляемые к кабинетам оборудованных техническими средствами обучения и средствами вычислительной техники. Воздействия, оказываемые компьютерной техникой и мобильной связью на здоровье учащихся.

Помещения, в которых размещаются компьютерные учебные классы, должны оборудоваться в соответствии с Санитарными правилами и нормами. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест с компьютерами не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и т.п.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) в учебном классе должна быть не менее 6,0 кв. м, а при продолжительности работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5кв. м.

Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно — вытяжной вентиляций.

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

Поверхность пола в помещениях эксплуатации ПК должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

Шумящее оборудование (печатающее устройство, сервера и т.п.), уровни шума которого превышают нормативное, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

При входе в учебный класс с компьютерной техникой должны быть оборудованы встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок студентов.

Комплектация компьютерного класса:

10-11 компьютеров, размещение которых соответствует санитарно- техническим нормам (из расчета 6 кв. м при высоте потолка 3 м на 1 рабочее место);

колонки (по необходимости);

принтер с допустимым уровнем шума (по необходимости);

проектор (по необходимости);

сканер (по необходимости);

оборудование для организации локальной сети;

программное обеспечение;

учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса;

маркерная доска.

Компьютерный класс должен быть оснащен

средствами пожаротушения;

светильниками местного освещения (по необходимости);

стендом методической информации;

информационным стендом (в коридоре у входа в класс);

системой сигнализации;

кондиционерами (по необходимости);

медицинской аптечкой.

В компьютерном классе на окнах устанавливается жалюзи и распашные решетки.

Стенд методической информации должен содержать:

инструкции по технике безопасности и о правилах работы;

комплексы упражнений для гимнастики, физкультурных пауз, минуток, глаз;

перечни Интернет ссылок на электронные источники (на которые разрешен доступ из класса) для получения дополнительной информации по дисциплинам, ведущихся в классе;

рекомендованные литературные источники;

методические рекомендации по прохождению дисциплин, ведущихся в классе;

ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Информационный стенд должен содержать:

расписание работы класса;

график самостоятельной работы в классе;

текущие объявления преподавателей;

расписание консультаций преподавателей;

дополнительные информационные материалы (по необходимости).

Варианты воздействия ЭМП на биоэкосистемы, включая человека, разнообразны: непрерывное и прерывистое, общее и местное, комбинированное от нескольких источников и сочетанное с другими неблагоприятными факторами среды и т.д.

На биологическую реакцию влияют следующие параметры ЭМП:

интенсивность ЭМП (величина);

частота излучения;

продолжительность облучения;

модуляция сигнала;

сочетание частот ЭМП,

периодичность действия.

Сочетание вышеперечисленных параметров может давать существенно различающиеся последствия для реакции облучаемого биологического объекта.

В подавляющем большинстве случаев облучение происходит полями

относительно низких уровней, ниже перечисленные последствия относятся к

таким случаям.

Многочисленные исследования в области биологического действия ЭМП позволят определить наиболее чувствительные системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая. Эти системы организма являются критическими. Реакции этих систем должны обязательно учитываться при оценке риска воздействия ЭМП на население. Биологический эффект ЭМП в условиях многолетнего длительного воздействия накапливается, в результате возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы центральной нервной системы, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания.

Особо опасны ЭМП могут быть для детей, беременных (эмбрион), людей с заболеваниями центральной нервной, гормональной, сердечно-сосудистой системы, аллергиков, людей с ослабленным иммунитетом.

Гигиенические требования к зданию и помещениям школы

Гигиенические требования к земельному участку

ЛЕКЦИЯ №8.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Вопросы:

1. Особенности размещения школ.

2. Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.

3. Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки.

4. Температурный режим помещений школы (д/ у).

5. Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.

6. Питание детей и подростков (организация и гигиенические требования).

Школьная гигиена –наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на здоровье детей и подростков.

Земельный участок школы должен составлять 0,5–4 га (чаще 1,5–1,7 га). Основным критерием, определяющим площадь школьного участка, является количество учащихся. Лучшим является участок с глубоким залеганием грунтовых вод, песчаной почвой, хорошо пропускающей воду и со стоком дождевой воды. Основными требованиями по размещению школьного участка являются следующие: близость к месту проживания учащихся, внутриквартальное размещение, удаленность от источников шума и загрязнения. На участке выделяют следующие функциональные зоны:

учебно-опытная зона, занимающая 6–10 % площади земельного участка;

спортивная– 35–40 %;

хозяйственная– 30 %;

отдыха– 6–8 %.

Здание школы обычно строится в 3–4 этажа без лифта. В нем должно быть три выхода. Школа должна располагаться на расстоянии 500–1000 м от источников шума, загрязнения атмосферы и от мест большого скопления людей и на расстоянии не менее 25 м от автомобильной магистрали.

Различают 4 типа размещения школ:

1) внутриквартальное, при этом жилые дома размещаются по периметру школы; 2) внешнеторцовое– меньшая сторона здания школы граничит с улицей; 3) внешнефронтальное – большая сторона здания школы граничит с улицей; 4) угловое – две стороны здания школы граничат с улицей. Оптимальным является внутриквартальное размещение школы. Расстояние от школы до жилых домов должно быть не менее 500 м.

По назначению помещения в здании школы принято делить на три типа: основные, вспомогательные и служебные.

Основные помещения школы:

1) учебные классы и учебные кабинеты

2) лаборатории (физики, химии, биологии);

3)мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др.

Классы, ученые кабинеты и лаборатории не допускается размещать в подвальном и цокольном этажах здания. Учебные помещения должны быть изолированы от мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и др., являющихся источниками шума и запахов.

Вспомогательные помещения:

рекреационные залы, коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая с буфетом, актовый зал, библиотека, лаборантские, раздевалки и душевые, библиотека, комнаты для учебных пособий, туалеты и др.

Служебные помещения: кабинеты директора и завуча, канцелярия, учительская, кабинет врача.

Учебные классы

Классная комната–основное учебное помещение. В младших, средних и старших классах оно рассчитано на 25 человек. Длина классной комнаты составляет 8.2, ширина 7.1, высота 3.3 м. Эти размеры обусловлены нормой слышимости шепотной речи при соблюдении тишины, освещенностью третьего ряда парт естественным светом и воздушным кубом (минимальным объемом воздуха на одного ученика). Минимальная площадь на 1 человека в классе –2 м2. Воздушный куб на одного ученика составляет 6 м.3 Расстояние от классной доски до первой парты – 2–2,5 м, уровень нижнего края доски должен находиться на высоте 80–90 см от пола. Расстояние между партами должно быть не менее 50 см, а между рядами двухместных столов (парт) – 60 см. От последних столов до задней стены должно быть не менее 70 см.

Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса)

Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат – температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18–20 ºС. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины – испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 ºС происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня – в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). С помощью приемов медико-гигиенического воспитания надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств – 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40–60 %, скорости движения воздуха 0,1– 0,2 м/с, температуре 19–20 ºС. Гигиеническая организация урока рисованиявомногом соответствует уроку письма. В процессе рисования, как и письма, задействованы зрительный и двигательный анализаторы. Основное гигиеническое требование во время рисования – правильное размещение учеников за столами, соблюдение оптимальной дистанции от рисунка до глаз, освещенность рабочего места не менее 400 люкс. Основными гигиеническими требованиями во время чтения являются: соблюдение отрицательной дистанции, нормирование изучаемого материала и др.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *