Содержание

Согласно данным Минтранса РФ, в совокупном объёме перевозимых по стране грузов с использованием автомобильного транспорта на долю опасных приходится порядка 20%, то есть ежегодно по России перевозится до 1 миллиарда тонн, и этот показатель только растёт. Каждый пятый килограмм груза, принадлежащий к категории опасных – это много, в большинстве стран эти цифры намного скромнее. Но такое распределение можно понять, учитывая, сколько углеводородов и других полезных ископаемых, которые опосредованно являются источником производства ОГ, добывается в нашей стране.

Как правильно перевозят опасные грузы.

Неудивительно, что к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом предъявляются особые требования, регулируемые на законодательном уровне. Для осуществления подобной деятельности необходимо не только в совершенстве владеть соответствующей правовой информацией, но и соблюдать установленные требования, касающиеся всех аспектов транспортировки ОГ: обучения персонала, дооборудования транспортных средств, подготовки пакета разрешительных документов, правильной маркировки груза.

Несоблюдение любого из перечисленных требований грозит перевозчику и товаровладельцу наложением солидных штрафов, но главная опасность заключается в том, что в результате подобных действий могут пострадать люди. Непоправимый или трудно устранимый ущерб может быть нанесён окружающей среде. С особенностями транспортировки ОГ и требованиями, предъявляемыми к участникам этого процесса, мы и предлагаем познакомиться.

Какие грузы подпадают под категорию опасных

Веществами повышенной опасности считаются те материалы/изделия, которые из-за своих физико-химических характеристик могут при автоперевозках представлять опасность для природы и людей. Перед подробным рассмотрением особенностей перевозки опасных грузов автотранспортными средствами приведём принятую в России их классификацию.

В зависимости от уровня опасности при совершении автоперевозок различают следующие классы ОГ (классификация по ГОСТ 19435-88, основанном на европейском соглашении ДОПОГ):

  • I класс – вещества, обладающие способностью воспламеняться/взрываться, устройства, в составе которых имеются подобные вещества/материалы;
  • II класс – газы (сжиженные или находящиеся в сжатом агрегатном состоянии, невоспламеняющиеся/воспламеняющиеся, ядовитые/токсичные, химически неустойчивые);
  • III класс – жидкости (легковоспламеняющиеся или выделяющие легковоспламенимые пары);
  • IV класс – твёрдые легковоспламенимые материалы/вещества (кроме относящихся к 1-му классу), обладающие способностью при осуществлении автоперевозок воспламеняться при воздействии внешних механических источников, при поглощении веществом влаги, нагревании, по причине самопроизвольно начинающихся химических реакций;
  • V класс – пероксиды органического происхождения или окисляющие материалы/вещества, обладающие способностью выделять кислород (способствующие поддержанию процесс горения), могущие при взаимодействии с иными материалами провоцировать взрыв или самовозгорание;
  • VI класс – токсичные/инфекционные материалы/вещества, могущие вызвать тяжёлое заболевание, интоксикацию организма или приводящие к летальному исходу при контакте с эпителием или попадании в пищеварительный тракт;
  • VII класс – радиоактивные изделия/материалы/вещества, характеризующиеся показателем интенсивности излучения радионуклидов, превышающим 70.0 кБк на килограмм;
  • VIII класс – едкие жидкости, вызывающие при попадании на открытые участки тела повреждения слизистых оболочек, эпителия, дыхательных путей. К этому же классу принадлежат коррозионные материалы, способствующие активному распространению коррозии при контакте с металлическими конструкциями (кислоты, щёлочи и подобные вещества);
  • IX класс – вещества, не являющиеся особо опасными при автоперевозках, но требующие осторожного обращения с соблюдением определённых правил.

Для автоперевозок опасных грузов автотранспортные средства необходимо оборудовать в соответствии с рядом нормативных документов: ДОПОГ 2017/2018, Уставом автотранспорта, Правилами автоперевозок ОГ.

Требования к подвижному составу

Транспортировка опасных веществ, кроме соблюдения ПДД, регулируется целым рядом нормативных актов. Кроме их безусловного соблюдения, требуется наличие сертификатов, допусков ТС к перевозке ОГ, а также лицензирование компаний, специализирующихся на подобной деятельности и подтверждающих их право совершать международные автоперевозки. Перечень автомобилей, специально оборудованных для перевозки опасных грузов:

  • контейнеровозы;
  • цистерны;
  • автомобили/рефрижераторы;
  • дооборудованные грузовые автомобили (конструктивно имеющие кузов открытого или закрытого типа).

Требования к ТС

Автотранспортные средства, регулярно используемые для доставки к месту назначения ОГ, относящихся к 1-му классу, должны иметь переоборудованную систему выхлопа с переносом глушителя в переднюю зону грузового автомобиля с выраженным нижним наклоном. Если особенности конструкции моторного отсека не позволяют произвести подобную модернизацию, допускается расположение оконечной части системы выхлопа с правого борта автомобиля, но вне зоны расположения кузовной части и элементов топливной системы. В любом случае выход глушителя необходимо дооснастить специальным искрогасительным устройством (обычно – сеткой).

Топливный бак следует располагать на удалении от АКБ, если обеспечить данное требование в силу конструкционных особенностей невозможно – должен быть отгорожен от аккумуляторной батареи непроницаемой перегородкой. То же требование в отношении топливного бака относится в силовой установке, электропроводке, элементам системы выхлопа. Расположение топливного бака должно обеспечивать при получении им повреждений (пробоин) утечку топлива только на дорожное полотно, без риска попадания на детали автомобиля, особенно – на транспортируемый груз повышенной опасности. Топливный бак следует оснастить защитным кожухом со стороны дорожного полотна и с боков.

Требования к электрооборудованию транспортных средств, занимающихся перевозкой опасных грузов:

  1. Все электроприборы, используемые на ТС, должны работать от напряжения, не превышающего по номиналу 24В.
  2. Электропроводка автотранспортного средства должна иметь оболочку, изготовленную по бесшовной технологии из материалов, не подверженных воздействию коррозии. Расположение электропроводки должно исключить её сильный нагрев при движении автомобиля.
  3. Наличие плавких предохранителей на все без исключения потребители электроэнергии должно быть обязательным. Не допускается использование предохранителей не заводского производства. В особых случаях электрооборудование дооснащается автоматическими выключателями.
  4. Изоляция электропроводки, используемой на ТС, должна размещаться так, чтобы не допустить трения и постоянных соударений с другими элементами конструкции автотранспортного средства.
  5. Если АКБ расположена не в моторном отсеке транспортного средства, необходимо обеспечить её размещение в вентилируемом коробе, выполненном из металла или иных материалов с соответствующими прочностными характеристиками, внутренние стенки необходимо обеспечить наличием изолирующего покрытия.
  6. Автотранспортное средство, используемое для транспортировки ОГ, должно оборудоваться приспособлением, служащим для принудительного отключения автомобильного аккумулятора от цепи электропитания. Такой выключатель следует располагать по возможности максимально близко к АКБ, однако, привод выключателя (допускается использование как механического, так и дистанционного) следует располагать в кабине в районе прямой досягаемости водителя, а также снаружи. Выключатель должен быть хорошо заметным и доступным, снабжаться специальным опознавательным знаком. Конструкция выключателя должна обеспечивать отключение АКБ при работающем моторе без возникновения токов перегрузок электроцепи.
  7. На транспорте, перевозящем ОГ, должны отсутствовать лампы, оснащённые резьбовыми цоколями. Внутри кузова запрещается наружное расположение электропроводки, любые осветительные приборы, предназначенные для освещения кузова, необходимо поместить внутри металлической или пластиковой решётки.

Любое автотранспортное средство, задействованное для транспортировки ОГ, должно иметь заземляющее устройство (металлическую цепь), контактирующее с дорожным полотном на протяжении минимум 200 мм., а также оснащаться металлическим штырём, служащим защитным средством от попадания молний во время стоянки подвижного состава.

Транспортные средства, применяемые при автоперевозках ОГ, относимые к 1-му классу, должны дооборудоваться так, чтобы иметь достаточную степень защиты взрывчатых и легковоспламенимых веществ от любых внешних воздействий, включая влияние климатических условий. Если используется грузовик с кузовом-фургоном, его конструкция должна быть герметичной, прочной, без наличия открытых участков и щелей, иметь систему вентиляции с характеристиками, соответствующими свойствам перевозимого вещества. В качестве внутренней обивки кузова необходимо использовать материалы, не допускающие искрообразования, если это дерево – оно должно иметь пропитку, защищающую от возгорания.

Фургон необходимо оборудовать дверьми, конструкция которых не должна влиять на жёсткость рамы кузова. Если в качестве материала покрытия фургона используется брезент, нужно обеспечить его выступ ниже верхней кромки борта на 200 мм., при этом сам брезент должен обладать свойствами водонепроницаемости и быть трудновоспламенимым. Крепление брезентового тента должно осуществляться с использованием цепей или металлической проволоки или реек и оснащаться запорно-фиксирующим устройством.

Цистерна, используемая для автоперевозок ОГ, должна оснащаться задним защитным бампером, предотвращающим получение повреждений цистерны при ударах. Такой бампер должен иметь ширину, не меньшую, чем ширина цистерны в задней части. Между им и поверхностью цистерны необходимо обеспечить расстояние, не меньшее 10 см.

Любое вспомогательное оборудование, присутствующее на автоцистерне, должно комплектоваться защитными средствами, предотвращающими их порчу/повреждение при опрокидывании подвижного состава. Это могут быть каркасные металлические конструкции, защитные коробы/колпаки, усиливающая арматура. Двигатель транспортного средства, задействованного в автоперевозках ОГ, должен располагаться так, чтобы быть безопасным для транспортируемых материалов с точки зрения температурного воздействия. Если автомобиль перевозит взрывоопасные грузы, он должен быть оснащён силовым агрегатом с воспламенением горючей смеси от сжатия.

Согласно инструкции ДОПОГ по перевозке автотранспортом опасных грузов, задействованное ТС должно оснащаться надёжной тормозной системой. Автотранспорт, полная масса которого в снаряжённом состоянии составляет 3.5 – 12 т., задействованный в автоперевозках ОГ, должен оснащаться средствами, лимитирующими скорость передвижения показателем 90 км./час. На автомобилях, задействованных для транспортировки ОГ первого класса, разрешено использование обогревательных устройств исключительно для обогрева силового агрегата или кабины. Требования к наличию специального инструмента и оборудования, которым необходимо оснащать ТС, занимающиеся автоперевозками опасных грузов:

  • базовый набор инструментов для производства аварийных ремонтно-восстановительных работ;
  • средства пожаротушения (песок в достаточном количестве, лопата, огнетушители);
  • минимум один противооткатный механизм на каждую единицу подвижного состава, при этом размеры и геометрия таких устройств обязаны соответствовать типу автотранспортного средства и диаметру шин;
  • фонари с мигающими лампами оранжевого цвета, оснащённые автономным источником питания, конструкция которых была безопасной с точки зрения пожарной безопасности. Их необходимо устанавливать спереди/сзади подвижного состава на расстоянии 0 метров при стоянке автотранспортного средства при нерабочем состоянии габаритных огней, при малой обзорности и недостаточной видимости;
  • аптечка для оказания медицинской помощи, спецсредства для нейтрализации действия токсичных/инфекционных грузов, СИЗ для водителя, сопровождающих ОГ лиц;
  • номерные/опознавательные знаки, идентифицирующие задействованное автотранспортное средство. Такие таблички следует монтировать на переднем/заднем бамперах грузовика, не закрывая основные номерные знаки, не создавая препятствий функционированию осветительных приборов. Не допускается выступление таких опознавательных знаков за крайние точки ТС по ширине;
  • проблесковыми маячками должны оснащаться автомобили, специализирующиеся на перевозке легковоспламенимых/взрывчатых веществ. Они монтируются на верхнюю плоскость крыши автотранспортного средства монтажным способом, обеспечивающим их надёжное крепление и работу на всех скоростных режимах.

Подвижный состав, используемый для осуществления автоперевозок грузов повышенной опасности, должен содержать максимум один полуприцеп/прицеп.

Документы, требуемые при осуществлении перевозок ОГ

Кроме стандартного набора документов (водительского удостоверения, паспорта водителя/сопровождающих лиц, техпаспорта ТС), при осуществлении транспортировки опасных грузов требуется наличие следующих документов:

  • договор о перевозках;
  • ТТН;
  • паспорт безопасности перевозимого вещества/материалов;
  • путевой (маршрутный) лист, содержащий соответствующую маркировку;
  • инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего персонала, касающиеся правил транзита ОГ;
  • удостоверение ДОПОГ, выдаваемое на автомобиль, предназначенный для автоперевозок грузов, причисленных к классу опасных;
  • удостоверение ДОПОГ, выдаваемое водителю;
  • разрешительный документ на транспортировку ОГ, выдаваемый уполномоченными представителями МВД.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов может стать причиной наложения солидных штрафов на грузообладателя и перевозчика, а также увеличения времени нахождения ОГ в пути.

Подготовка автомобиля

Такие факторы, как тип используемой тары/упаковки, влияют на оснащение машины, задействованной для автоперевозок опасных грузов. Следует дооборудовать их такими средствами:

  • биологическая защита водителя/сопровождающих лиц в виде перегородки между кузовной частью и кабиной при транспортировке излучающих радиацию веществ;
  • обшивка кузова автотранспортного средства сталью, мероприятия по обязательной герметизации соединений и стыков при перевозке радиационных веществ изделий, материалов;
  • наличие такелажного оборудования для надёжного крепления ОГ;
  • обеспечение степени электрозащиты перевозимого груза на уровне, не меньшем IP54;
  • монтаж в грузовом отсеке фургона в области дверей звуковой/световой сигнализации;
  • наличие в подкапотном пространстве огнетушителя;
  • наличие системы пожаротушения в кузове автомобиля, обеспечение СП автономным питанием, возможность активизации водителем вручную из кабины автомобиля;
  • установка в грузовом отсеке плафонов во взрыво- пожарозащищённом исполнении с обеспечением надлежащей защиты электропроводки;
  • наличие голографических знаков опасности;
  • оснащение автомобиля прибором, предназначенным для измерения радиационного фона.

Маршрут следования

К составлению плана транспортировки опасных материалов, изделий и веществ предъявляются более строгие требования, чем к прокладке маршрута для перевозки тяжеловесной/крупногабаритной техники. Для большинства классов опасных веществ (за исключением девятого) требуется согласование маршрута следования груза с представителями ГИБДД. Маршрут следования транспорта, занимающегося опасными перевозками, должен исключать проезд:

  • населённых пунктов с плотной застройкой (за исключением точек погрузки/разгрузки);
  • участков, предназначенных для развлечений/отдыха;
  • промышленных объектов;
  • охраняемых частных/государственных природных зон;
  • заведений здравоохранения;
  • учебных заведений;
  • сооружений культурно-массового назначения.

Требования к перевозимому грузу

Требования к упаковке/таре и маркировке опасных грузов регламентируются правовыми документами, в основу которых положены пункты, содержащиеся в ДОПОГ. Большая часть таких требований касается обеспечения максимальной сохранности груза с учётом его физико-химических свойств и степени опасности. Строго запрещено перевозить в одной упаковке опасные и обычные товары. Если конечной тарой для ОГ являются стеклянные ёмкости, они должны паковаться в деревянные ящики, снабжённые прокладочным материалом.

Также обязательной является пломбировка всех ящиков и другой тары с опасными материалами/товарами. Размещение в кузове тары и упаковки должно обеспечивать их устойчивость при проезде через неровные поверхности, не допуская произвольного перемещения груза в продольном или поперечном направлении. Газообразные/жидкие ОГ следует перевозить в металлической таре (канистры, баллоны, бочки). Все упаковки должны снабжаться маркировкой согласно классификации ООН, по которой можно определить класс опасности и название перевозимого вещества. Такая маркировка должна быть нанесена на поверхность всех разновидностей упаковочной тары (ящики, бочки, болоны, паки, контейнеры).

Кроме маркировки установленного образца, на тару с опасными материалами наносятся специальные надписи, на которых указывается информация справочного характера о её содержимом. Маркировка наносится и на сами автомобили, занимающиеся транспортировкой ОГ, прежде всего, это касается автоцистерн. Если автоцистерна конструктивно состоит из нескольких автономных секций/отсеков, каждый из них необходимо маркировать отдельно. Подлежат маркировке и пустые автоцистерны, если они после транспортировки ОГ не прошли очистку.

Кроме надписи, идентифицирующей сам груз, на тару могут быть нанесены другие данные (о грузополучателе, пункте отправки товара, о весе/габаритах груза, о количестве тарных мест). Важным является наличие манипуляционных знаков, упрощающих проведение такелажных и погрузочно-разгрузочных операций Тара для перевозки ОГ должна быть выполнена из материала, стойкого к воздействию конкретного вида опасных веществ

Требования к водителю

Как уже отмечалось выше, управлять транспортным средством, используемым для транспортировки опасных веществ, материалов и товаров, должен водитель, прошедший специальное обучение. Такие курсы основываются на материалах, изложенных в соглашении ДОПОГ. Изучаются правила перевозки ОГ, действующая отечественная и международная правовая база, методы реагирования на возникновения нештатных ситуаций. После окончания курсов необходимо сдать экзамен для получения соответствующего свидетельства, являющегося допуском к автоперевозкам опасных грузов. Существует также перечень правил и требований, касающихся водителей, занимающихся подобной деятельностью:

  • перед каждым рейсом обязательным является прохождение медосмотра;
  • водитель должен иметь не менее трёх лет стажа вождения транспортных средств данной категории;
  • он обязан уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.

Существует ряд требований, касающихся транспортировки конкретного типа и класса опасных веществ. В частности, перевозка радиоактивных материалов/изделий должна производиться в специальных защитных костюмах, в которых должны находиться и сопровождающие лица. Если в грузовом отсеке транспортного средства находится вещество, относящееся к первому классу ОГ, запрещается курение в автомобиле. Сопровождающие груз лица также должны пройти соответствующее обучение и получить в Ространснадзоре разрешение на сопровождение товара (отдельно для каждого рейса). Накануне рейса водитель и сопровождающие лица проходят детальный инструктаж, на котором их информируют о специфике перевозимого груза и заостряют внимание на нюансах, касающихся его доставки.

Получение разрешения на перевозку ОГ

Обязанность получения разрешения на транспортировку опасных материалов, веществ или изделий ложится на перевозчика. Компания должна подать в территориальное управление службы автодорожного госнадзора заявление установленного образца, в котором указать схему маршрута перевозок, описать сам груз и перечислить всех ответственных лиц. Кроме этого, для получения разрешения необходимо:

  • получить допуск водителю;
  • получить допуск транспортному средству, используемому для транспортировки ОГ;
  • утвердить в ГИБДД схему/маршрут следования подвижного состава.

Штрафы за перевозку ОГ без наличия разрешительных документов

В случае невыполнения предписаний и требований правил транспортировки опасных грузов предусмотрено наказание согласно ст. 12 (п. 21.2) КоАП РФ. В соответствии с этой статьёй, за невыполнение требований ДОПОГ к перевозчику применяются следующие санкции:

  • для физлица – штраф 2000 – 5000 рублей (лишение водительского удостоверения на срок до 6 месяцев);
  • для ответственного лица – штраф 15000 – 20000 рублей;
  • для юридического лица – штраф 400000 – 500000 рублей.

В отдельных случаях (при нанесении ущерба окружающей среде, причинении вреда людям) предусмотрена уголовная ответственность.

Обучение водителей/сопровождающих лиц требованиям ПОГАТ/ДОПОГ – прерогатива грузоперевозчика, поэтому ответственность за несоблюдение этих норм и правил ложится не на водителя, а на грузообладателя.

Особенности экипировки автомобиля для транспортировки опасных грузов

Для перевозки опасных грузов применяются специализированные автомобили и тары. Для каждого отдельного класса товаров, компания поставщик услуг подбирает определенный вид транспорта и обслуживающий персонал.

Опасные грузы следует перевозить в специально оборудованных транспортных средствах

Оборудование, которое необходимо при транспортировке опасного груза

В зависимости от того, какой класс опасного вещества транспортирует компания, автомобиль должен быть оснащен средствами индивидуальной или коллективной защиты.

К основным правилам при транспортировке автомобиля следует отнести ряд мероприятий, которые выполняет перевозчик перед отправкой:

  • Обязательным условием перед отправкой груза является проверка товара, тары и автомобиля на предмет соответствия. Сам груз проверяется согласно нормативной документации компании по ДОПОГ, а автомобиль и тара проходит обязательный эксплуатационный контроль.
  • Отметить наличие маркировки товара и автомобиля. Каждый опасный груз должен подвергаться специализированному маркированию. Это делается для того, чтобы компания — перевозчик четко понимала с каким грузом имеет дело и в случае аварии предприняла соответствующие меры.
  • Проверить наличие средств индивидуальной, коллективной защиты и средств первичного пожаротушения.
  • Пройти необходимое обучение согласно стандарту ДОПОГ международного образца перед отправкой груза.

Маркировка автомобиля должна нести информацию об опасности груза

Оборудование автомобиля и средства защиты для персонала

Каждый отправляемый автомобиль, который транспортирует опасный груз, должен иметь при себе определенное оборудование, которое поможет в экстренной ситуации:

Средство защиты Вид защиты Применение и свойства
Противооткатное приспособление — упор. Общее Такой упор или у простого народа именуемый как — «противооткатный башмак», должен иметься в каждом наборе оборудования коллективной защиты. Количество необходимое по стандарту — не менее двух упоров. Требования, предъявляемые к противооткатным башмакам строгие и гласят:

  • Противооткатное средство защиты должно быть изготовлено из прочного материала, способного выдержать вес максимально загруженного автомобиля, на котором он применяется.
  • Должен соответствовать размеру колеса транспортного средства и обеспечить надежный противооткатный эффект в любых погодных условиях.
Указательные и информационные знаки Общее Предупреждающие указатели должны иметься автомобиле в количестве равном двум знакам и представлять из себя:

  • Светоотражающие знаки в виде конуса с яркой отражающей поверхностью и собственной опорой.
  • Мигающие сигнальные фонари желтого или оранжевого цвета, которые имеют собственную систему питания.
  • Знаки аварийной остановки, отвечающие современным стандартам.

Требования, которые предъявляет стандарт ДОПОГ предполагают использовать индикационное оборудование в любом сочетании.

При возникновении внештатных ситуаций, которые требуют немедленного отключения питания всех систем индикации, потребляющих электричество от аккумулятора, в стандарте ДОПОГ рекомендуется использовать средств индивидуальной индикации:

  • Светоотражающие жилеты желтого или оранжевого цвета.
  • Индивидуального фонаря для каждого члена бригады.
  • Индивидуальный комплект перчаток.
  • Средства, которые помогут защитить глаза от воздействия опасных веществ.
Жидкость для промывки глаз Общее — индивидуальное В комплект индивидуальной защиты каждого члена экипажа при перевозке опасного груза, должна входить жидкость для промывки глаз. Это средство является обязательным при перевозке опасных грузов 1 — 2 классов.
Индивидуальный комплект для предотвращения отравления через органы дыхания Индивидуальное Средства индивидуальной защиты органов дыхания используются персоналов только в аварийных ситуациях, для того, чтобы покинуть автомобиль без нанесения вреда организму. В такой набор индивидуальной защиты входят маски и противогазы с разными фильтрами. Требования, которые предъявляются к фильтрам достаточно строгие. В первую очередь на каждом фильтре, в зависимости от наполнения должна присутствовать определенная маркировка. Цифры и буквы обозначают тип фильтра, а цифровое обозначение говорит о времени действия фильтра.
Лопата Общее Необходимое оборудование, которым должно быть оснащено любое транспортное средство, которое транспортирует опасный груз. В случае аварии лопата применяется для сбора твердо фракционного опасного груза.
Специализированный тент Общее Тент применяется для накрытия канализационных отверстий.
Инертные контейнеры Общее Данный вид защиты применяется при возникновении аварийной ситуации, для сбора высвободившегося опасного груза. Требования к таре такого характера — это соответствие стандартам ДОПОГ и полная инертность по отношению к содержимому всех классов опасности.
Первичные средства пожаротушения Общее К таким первичным средствам относятся огнетушители и емкости с песком. Требования ДОПОГ национального характера утверждают наличие этих средств коллективной защиты в случае аварии в каждом автомобиле, не зависимо от того, какой груз подвергается перевозке.

Кроме того, необходимое оснащение:

  1. Обязательный комплект оборудования, которое необходимо для ремонта транспортного средства в случае непредвиденной аварийной ситуации при перевозке.
  2. Средства нейтрализации веществ, которые транспортируются в данный момент, если таковые синтезируются.

Средства пожаротушения необходимы при перевозке опасных грузов

Требования к автомобилям

Помимо того, что на каждом автомобиле компании, должны присутствовать средства защиты, должны соблюдаться и требования международного соглашения.

Для каждого автомобиля, в зависимости от транспортируемого класса опасности, должны быть соблюдены меры по подготовке транспортного средства.

Выхлопная система

Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном- Если расположение двигателя не. позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова иди цистерны и зоны топливной коммуникации.

Эти меры по переоборудованию транспортного средства применяются при транспортировке опасных грузов 1 -2 класса, а так же класса товаров со свойствами легковоспламенения. При использовании автомобиля, возможно появление искры из выпускной трубы автомобиля, что может спровоцировать опасную ситуацию и как следствие повлечь за собой аварию.

Если же компания предоставила услугу по перевозке опасного груза в исключительном порядке и автомобиль не может быть переоборудован согласно регламенту, то тогда на глушитель устанавливается специальная сетка, которая будет поглощать искры.

Выхлопная система автомобиля для опасных грузов должна быть переоборудована

Топливная система

Требования, относительно которых регламентируется расположение топливного бака на автомобиле и порядке его защиты, описаны в соглашении ДОПОГ детально.

Для каждого автомобиля, оборудование топливной системы должно производиться индивидуально, но есть некоторые общие требования, которые говорят что:

  • Топливный бак на транспортном средстве с опасным грузом должен располагаться отдельно от аккумуляторного отсека. Это разграничение помогает заведомо защитить груз от возможной аварийной ситуации связанной с взрывом.
  • Топливный бак также должен находиться в отдалении от двигателя, ведь нагрев работающего двигателя способен спровоцировать возгорание в топливном отсеке.
  • Расположение топливного отсека должно быть таковым, что в случае обнаружения утечки, топливо не контактировало с грузом, а выливалось непосредственно на землю.
  • Дополнительные требования касаются и защиты бака с топливом. В нижней части и на торцах бак должен быть защищен дополнительно установленными конструкциями.

Топливному баку нужна система защиты

Электрооборудование

Электрическое оборудование тоже имеет свои особенности при установке в автомобиль. Требования к данному параметру наиболее тщательные:

  • Суммарный объем устанавливаемого оборудования в автомобиле не должен превышать по мощности 24В.
  • Для оплетки кабелей и проводов должна использоваться бесшовная оболочка, состоящая из материалов, которые предотвращают нагрев.
  • На автомобили должны устанавливаться плавкие предохранители, которые помогут избежать перегрева системы. Дополнительным условием является установка аварийных выключателей.
  • Требования международного стандарта устанавливают, что электрическая проводка в автомобилях с опасным грузом должна иметь повышенные изоляционные свойства и при перевозке не подвергаться физическому воздействию.
  • Аккумуляторы, которые имеют внешнее крепление, должны располагаться в вентилируемом металлическом корпусе, который будет защищать их от воздействия окружающей среды, но исключит возможность замыкания.
  • При перевозке опасного груза в кабине водителя и в кузове запрещено использование осветительных приборов с цоколем, имеющим резьбу. А аккумулятор должен иметь дополнительный двухполосный выключатель, чтобы отделять аккумулятор от цепи.

К основным требованиям предъявляемым при оборудовании автомобилей для перевозки опасных грузов можно отнести требования к кузову. Кузов автомобиля, должен быть герметичным и полностью сухим. Если же для покрытия бортов транспортного средства используется тент, то он должен быть выполнен из материалов, имеющих трудновоспламенимые свойства.

Одним из главных требований является антистатическая цепь и наличие металлического бампера сзади.

При соблюдении всех норм безопасности и требований стандартов, грузоперевозки будут выполняться в безопасном для всех участников движения режиме.

ПДД 2.7 — Водителю запрещается

1. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «M».
2. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «B1»
3. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «А» или подкатегории «А1».
4. Может во всех перечисленных случаях.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п.7 ст.25) владелец мотоцикла с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт, имея соответствующий страховой полис или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении соответствующего договора обязательного страхования в виде электронного документа, может передавать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «А» или подкатегории «А1» (ПДД 2.1.1 и ПДД 2.7).

1. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «B1».
2. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «B».
3. В обоих перечисленных случаях.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п.1 ст.25) владелец легкового автомобиля, имея соответствующий страховой полис или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении соответствующего договора обязательного страхования в виде электронного документа, может передать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «В».

Разрешается ли водителю легкового автомобиля занять место в движущейся организованной колонне?

1. Разрешается, если скорость движущихся в колонне транспортных средств не более 30 км/ч.
2. Разрешается, если на дороге имеется не более трех полос для движения.
3. Не разрешается.

Водителю любого ТС запрещается, как пересекать организованные колонны, так и занимать место в них.

Каковы типичные признаки наступившего утомления водителя?

1. Сонливость, вялость, притупление внимания.
2. Возбужденность, раздражительность.
3. Головокружение, резь в глазах, повышенная потливость.

Типичными признаками утомления водителя являются сонливость, вялость, притупление внимания. В таком состоянии управление ТС опасно и поэтому запрещено.

Установленный факт употребления водителем вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей:

1. 0,10 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
2. 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
3. 0,25 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха

Употребление водителем веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Установленный факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием в организме водителя абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (Примечание к ст. 12.8 КоАП).

Разрешается ли водителю пользоваться телефоном во время движения?

1. Разрешается.
2. Разрешается только при использовании технического устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук.
3. Разрешается только при движении со скоростью менее 40 км/ч.
4. Запрещается.

Во время движения водитель может пользоваться телефоном независимо от скорости движения ТС, но только при наличии технического устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук.

Как влияет алкоголь на время реакции водителя?

1. Время реакции уменьшается.
2. Время реакции увеличивается.
3. Алкоголь на время реакции не влияет.

Опасность алкогольного опьянения при управлении ТС заключается в том, что реакция водителя замедляется, а значит, время реакции, необходимое для принятия решения, увеличивается.

К категории «В» относятся автомобили:

1. С разрешенной максимальной массой не более 2,5т и числом сидячих мест, помимо сидения водителя, не более 8.
2. С разрешенной максимальной массой не более 3,5т и числом сидячих мест, помимо сидения водителя, не более 16.
3. С разрешенной максимальной массой не более 3,5т и числом сидячих мест, помимо сидения водителя, не более 8.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п.1 ст.25) к категории «В» относятся автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5т и числом сидячих мест, помимо сидения водителя, не более 8.

Какое удостоверение достаточно иметь водителю, управляющему грузовым автомобилем с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, но не более 7,5 т и прицепом, разрешенная максимальная масса которого более 750 кг?

1. На право управления транспортными средствами категории «С1Е».
2. На право управления транспортным средством подкатегории «С1».
3. На право управления транспортным средством категории «С».

Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что для управления грузовым автомобилем с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, но не более 7,5 т и прицепом, разрешенная максимальная масса которого более 750 кг в водительском удостоверении должны быть разрешающие отметки в графах «С1Е».

1. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «С».
2. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «С1».
3. В обоих перечисленных случаях.

Водитель может передать управление грузовым автомобилем с разрешенной максимальной массой более 7,5 т в своем присутствии другому лицу, имея при этом соответствующий страховой полис или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении соответствующего договора обязательного страхования в виде электронного документа, при условии, что это лицо имеет водительское удостоверение с отметкой в категории «С».

13 требований к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов

Среди всех видов грузовых перевозок, перевозки опасного груза, требуют не только наличия специального транспорта, но также квалифицированного специалиста, который выполнить все необходимые требования. Ни одна компания не допустит к осуществлению таких доставок неопытного и не прошедшего специальную подготовку.

Помимо технического подготовки человека, который допущен к доставке опасного груза, к нему предъявляются некоторые требования со стороны руководства грузовой компании.

  1. Водитель, который допущен до такой перевозки, должен перед отправкой пройти необходимый инструктаж и придерживаться необходимых правил транспортировки.
  2. Прохождение специальных курсов, обязан пройти каждый водитель, который будет осуществлять данный вид перевозки.
  3. Помимо этих курсов необходимы знания о необходимых действиях в случае возникновения и последующей ликвидации несчастных случаев, которые могут произойти в дороге с тем или другим видом опасного груза.
  4. Водитель должен обязательно проходить медицинское освидетельствование перед каждым рейсом, в котором будет перевозиться опасный груз.
  5. Стаж работы водителя, который намеревается выполнять такие перевозки должен быть не менее двух лет на любом виде грузового транспорта.
  6. Все необходимые документы на груз и автотранспортное средство, должны находиться непосредственно у водителя, чтобы он мог предъявить их при первом требовании сотрудников ГИБДД.
  7. Водителю запрещено изменять намеченный маршрут перевозки и делать длительные несогласованные с руководством остановки.
  8. Помимо стажа работы и умения вождения водитель должен иметь необходимы навыки автомеханика, для того чтобы в пути он мог самостоятельно устранить небольшие поломки.
  9. Во время перевозок запрещено обгонять другие транспортные средства во избежание возникновения аварийной ситуации.
  10. Водителю запрещено курить в кабине машины во время перевозки груза и в непосредственной близости с ним.
  11. Запрещается оставлять автомобиль с опасным грузом, без присмотра во время осуществления таких перевозок.
  12. Водитель, который перевозит опасный груз, вправе уехать с места загрузки через час после прибытия, если работы по загрузке не начались, при этом ответственность за это будет нести получатель.
  13. В случае возникновения непредвиденной, аварийной ситуации водитель должен сохранять спокойствие и предпринять необходимые меры, которые прописаны в правилах.
  • Егор

Требования ПДД при перевозке опасных грузов

Портал «Опасный груз» — объединение участников рынка опасных веществ и изделий.
ДОПОГ 2019

Официальное печатное издание

В Правилах дорожного движения РФ предусмотрен ряд требований и правил, регулирующих перевозку опасных грузов:

Применение специальных правил

Ст. 23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.

Наличие документов

Ст. 2.1. ПДД установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

Применение маячков оранжевого цвета

Ст. 3.4.определено, что проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

  • выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
  • перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;
  • сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности. Скорость движения Ст. 10.4 Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.

Действие дорожных знаков

3.32 «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено» Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками) «Опасный груз». Запрещается движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.
3.33 «Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено» Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки. Запрещается движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.
4.8.1 «Направление движения транспортных средств с опасными грузами» Движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными таблицами) «Опасный груз», разрешается только в направлении, указанном на знаке: 4.8.1 — прямо, 4.8.2 — направо, 4.8.3 — налево
4.8.2
4.8.3
табл. 8.4.8 «Вид транспортного средства» Распространяет действие знака на транспортные средства, оборудованные опознавательными знаками (информационными табличками) «Опасный груз»
табл. 8.19 «Класс опасного груза» Указывает номер класса (классов) опасных грузов по ГОСТу 19433-88

Раздел 23 ПДД РФ. Перевозка грузов

п 23.1 ПДД. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

п 23.2 ПДД. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

п 23.3 ПДД. Перевозка груза допускается при условии, что он:

не ограничивает водителю обзор;

не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

п 23.4 ПДД. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

п 23.5 ПДД. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к Разделу 23 Правил дорожного движения РФ

Перевозка грузов.

Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям транспортного средства не должны превышать величин, установленных предприятием — изготовителем для данной машины *(132).

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и разделом 22 ПДД «Перевозка людей», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит (как и перевозка людей) перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Выдача лицензий на грузовые перевозки находится в ведении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ и осуществляется в том же порядке, что и лицензий на пассажирские перевозки.

При определении значений рассматриваемых параметров следует руководствоваться технической характеристикой транспортного средства, перевозящего груз. Характеристика транспортного средства определяется предприятием-изготовителем с указанием:

1) грузоподъемности — максимально допустимой массы перевозимого груза (для легкового автомобиля число мест и масса перевозимого груза в зависимости от количества перевозимых пассажиров; для автобуса — номинальная и предельная вместимость);

2) снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства;

3) распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.

Знание водителем данных показателей технической характеристики своего транспортного средства чрезвычайно важно для обеспечения безопасности дорожного движения и точного выполнения требований Правил.

Рассматриваемые параметры тесно связаны между собой, поэтому превышение массы полезной нагрузки, и как следствие, превышение разрешенной максимальной массы транспортного средства ведет к ухудшению параметров активной безопасности транспортного средства (его устойчивости, управляемости и тормозных характеристик).

Одним из важнейших показателей технической характеристики транспортного средства является значение нагрузки на ось (то есть нагрузки на дорогу, передаваемую колесами одиночной, наиболее нагруженной оси). Этот показатель связан и с массой перевозимого груза и с распределением полезной нагрузки на транспортное средство.

Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения (п. 23.2 Правил).

Правильное размещение груза, его надежное крепление, учет свойств и состояние груза — залог обеспечения безопасности дорожного движения при грузовых перевозках. О перевозке груза сказано в пункте 23.3 Правил. Однако при перевозке определенных видов грузов могут предъявляться дополнительные повышенные требования, регулируемые соответствующими нормативными документами (см. также комментарии к пункту 23.5 ПДД).

Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки и контролировать его размещение, крепление и состояние, как перед началом движения, так и в процессе перевозки.

Перевозка груза допускается при условии, что он:

— не ограничивает водителю обзор;

— не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

— не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

— не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение *(133).

При размещении груза необходимо контролировать сохранение обзора не только спереди, а также сбоку и сзади, вплоть до установки при необходимости дополнительного зеркала заднего вида справа. Необходимо равномерно распределять груз на транспортном средстве, причем так, чтобы центр тяжести транспортного средства с грузом находился как можно ниже. В легковом автомобиле груз не должен мешать водителю в пользовании рулевым управлением, тормозной системой, сигнальными и осветительными приборами. Кроме того, груз не должен закрывать внешние световые приборы. Если в пути выйдут из строя приборы световой сигнализации, то для подачи сигналов можно воспользоваться услугами пассажира, сидящего в кабине автомобиля или просто остановиться и перераспределить груз так, чтобы сигналы были видны другим водителям.

Грузы, создающие шум, образующие пыль, загрязняющие дорогу и окружающую среду, должны перевозиться специализированными транспортными средствами или с использованием специальной тары. В ряде случаев (например, перевозка сыпучих грузов) возможно использование кузовов, закрытых плотным брезентом.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на один метр или сбоку более чем на 0,4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета *(134).

Габаритную ширину измеряют от края освещаемой поверхности включенного габаритного огня. В габариты транспортного средства не входят съемные элементы (наружные зеркала и т.п.). За установленные габариты по ширине могут выступать шины вблизи контакта с дорогой, детали индикаторов давления в шинах; приспособления противоскольжения, надетые на колеса; боковые указатели поворотов и габаритные фонари (не более чем на 50 мм); устройства для закрепления таможенных пломб на грузе; резиновые накладки кузова, резиновые брызговики колес (не более чем на 50 мм на сторону).

Если перевозка осуществляется в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, для своевременного обнаружения негабаритного груза другими участниками движения соответствующие опознавательные знаки должны быть дополнены фонарями или световозвращателями. Их цвет (спереди — белый, сзади — красный) должен соответствовать цвету внешних световых приборов, расположенных спереди и сзади транспортных средств (кроме указателей поворотов и фонаря освещения государственного регистрационного знака).

В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения РФ перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 метра (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте четыре метра от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 метров, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на два метра, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами РФ.

Все движения транспортных средств, перевозящих груз, габаритные размеры которого превышают параметры, указанные в данном пункте Правил, рассматриваются как перевозка крупногабаритного груза.

Требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов регламентируются Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ *(135). В соответствии с указанной Инструкцией водители транспортных средств, перевозящие крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, должны иметь при себе, кроме документов, предусмотренных пунктом 2.1 ПДД РФ, соответствующее разрешение на перевозку и пропуск, которые выдает Минтранс России согласно Федеральному закону «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения» от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ *(136).

Разрешения на осуществление внутренних перевозок выдают соответствующие органы управления автомобильными дорогами по месту нахождения перевозчика. После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с подразделением ГИБДД, на территории обслуживания которого начинается маршрут перевозки. При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства. ГИБДД может установить дополнительные требования, касающиеся времени движения (с учетом загрузки дорог), скорости движения, наличия сопровождения и т.д. При международных перевозках пропуск выдает Главное управление ГИБДД МВД России.

При прохождении маршрута перевозки груза через железнодорожные переезды, по железнодорожным мостам, путепроводам или по автодорожным путепроводам, находящимся на балансе железной дороги, согласование производится также и с начальником дистанции пути железной дороги, если:

1) ширина транспортного средства с грузом или без груза составляет пять метров и более, высота от поверхности дороги — 4,5 метра и более;

2) длина транспортного средства с одним прицепом превышает 20 метров или автопоезд имеет два и более прицепа, а также в других, специально оговоренных в Инструкции случаях.

На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 Основных положений.

Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, а также в случаях, установленных Инструкцией, и транспортные средства, их сопровождающие, в соответствии с пунктом 16 Основных положений должны быть оборудованы проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.

Порядок осуществления контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов в процессе движения определен постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах». Согласно данному постановлению на федеральных и других автомобильных дорогах создаются стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, а также стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.

Контроль за соблюдением допустимых максимальных масс и осевых нагрузок транспортных средств при проезде по федеральным дорогам общего пользования производится подразделениями ГИБДД и органами Росавтодора на стационарных и передвижных пунктах весового контроля.

На стационарных пунктах, где контроль осуществляется с помощью автоматизированных систем, в случае выявления нарушения правил перевозки грузов сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство и совместно с инспектором-оператором пункта проверяет наличие у перевозчика разрешений и пропуска.

На передвижных пунктах весового контроля выявление тяжеловесных транспортных средств осуществляется сотрудником ГИБДД визуально с последующей его остановкой, проверкой документов и взвешиванием транспортного средства на переносных весах.

Требования к перевозке опасных грузов регламентируются «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» *(137). Указанные Правила перевозки опасных грузов не распространяются на перевозки ограниченного количества опасных грузов на одном транспортном средстве. В них прямо указано, что при определении ограниченного количества конкретного вида опасного груза возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, к которому Россия присоединилась в 1994 г. Например, без соблюдения требований указанных Правил может осуществляться перевозка 333 литров автомобильного бензина, 1000 литров дизельного топлива, 1000 килограммов сжиженного или 1000 литров сжатого кислорода и т.п.

В соответствии с ГОСТ 19433-88 все опасные грузы разделены на девять классов:

1 — взрывчатые материалы;

2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 — легковоспламеняющиеся жидкости;

4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

5 — окисляющие вещества и органические пероксиды;

6 — ядовитые вещества и инфекционные вещества;

7 — радиоактивные материалы;

8 — едкие и (или) коррозионные вещества;

9 — прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировке разделяются на подклассы, категории и группы.

Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемых в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». При перевозке автомобильным транспортом «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту нахождения груза.

Документом, подтверждающим в необходимых случаях допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов, является свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, форма которого утверждена «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Выдача свидетельств производится подразделениями ГИБДД по месту регистрации в порядке, установленном Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ *(138).

В соответствии с законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Госатомнадзора РФ.

Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД МВД России в следующих случаях:

1) при перевозке «особо опасных грузов»;

2) при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях — гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.);

3) при перевозке, выполняемой колонной более трех транспортных средств.

На транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, устанавливается опознавательный знак «Опасный груз», который содержит в зашифрованном виде информацию о характере перевозимого груза и экстренных мерах по ликвидации последствий инцидентов с этим грузом.

Транспортные средства, перевозящие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и вещества высокой степени опасности (а также в случаях, установленных специальными правилами, и транспортные средства их сопровождающие) должны быть в соответствии с пунктом 16 Основных положений оборудованы проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета.

Опасные грузы должны перевозиться только специальными или специально приспособленными для этих целей транспортными средствами. Так, автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации.

Перечисленные и иные требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, регламентируются упомянутыми выше «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Раздел 22 ПДД дополнен пунктом 22.9 следующего содержания: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».

Требования ДОПОГ к автомобилям перевозящим опасные грузы

В данной статье приведены выдержки из ДОПОГ касающиеся перевозки опасных грузов на территории стран, принявших это соглашение.

5.3.2.1.1 ДОПОГ — Транспортные единицы, перевозящие опасные грузы, должны иметь две расположенные в вертикальной плоскости прямоугольные таблички оранжевого цвета, соответствующие положениям пункта 5.3.2.2.1. Одна из этих табличек должна крепиться спереди, а другая – сзади транспортной единицы, причем обе – перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Они должны быть хорошо видны.
5.3.2.2.2 ДОПОГ — Идентификационный номер опасности и номер ООН должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течение 15 минут. (Пояснение: именно поэтому цифры на табличке должны быть рельефными, а не просто наклеенными из пленки).
5.3.2.1.2 ДОПОГ- Если в колонке 20 таблицы А главы 3.2 указан идентификационный номер опасности, автоцистерны, транспортные средства-батареи или транспортные единицы с одной или несколькими цистернами, в которых перевозятся опасные грузы, должны, кроме того, иметь на боковых сторонах каждой цистерны, каждого отсека цистерны или каждого элемента транспортных средств-батарей хорошо видимые и расположенные параллельно продольной оси транспортного средства таблички оранжевого цвета, идентичные табличкам, предписанным в пункте 5.3.2.1.1. На этих табличках оранжевого цвета должны быть указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные, соответственно, в колонках 20 и 1 таблицы А главы 3.2 для каждого из веществ, перевозимых в цистерне, в отсеке цистерны или в элементе транспортного средства-батареи. В случае MEMU эти требования применяются только к цистернам вместимостью более 1000 л и контейнерам для массовых грузов.
5.3.2.1.3 ДОПОГ — К автоцистернам или транспортным единицам с одной или несколькими цистернами, в которых перевозятся вещества с № ООН 1202, 1203 или 1223 или авиационное топливо, отнесенное к № ООН 1268 или 1863, но не перевозится никакое другое опасное вещество, не обязательно прикреплять таблички оранжевого цвета, предписанные в пункте 5.3.2.1.2, если на табличках, прикрепленных спереди и сзади в соответствии с пунктом 5.3.2.1.1, указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для наиболее опасного из перевозимых веществ, т. е. для вещества с самой низкой температурой вспышки.
5.3.2.1.6 В случае транспортных единиц, перевозящих только одно опасное вещество, таблички оранжевого цвета, предписанные в пунктах 5.3.2.1.2, 5.3.2.1.4 и 5.3.2.1.5, необязательны, при условии, что на табличках, прикрепленных спереди и сзади в соответствии с пунктом 5.3.2.1.1, указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для этого вещества, соответственно, в колонках 20 и 1 таблицы А главы 3.2.

5.3.1.4.1 ДОПОГ — информационные табло должны размещаться на наружных поверхностях обеих боковых сторон и сзади автоцистерны, в том числе порожних, не прошедших очистку и дегазацию (п.5.3.1.6.1). Эти информационные табло должны соответствовать знакам опасности, предписанных в колонке 5 и, при необходимости, в колонке 6 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ.

5.3.6 ДОПОГ -В том случае, когда в автоцистерне перевозится вещество, опасное для окружающей среды, кроме указанных информационных табло, на ней должны быть нанесены маркировочные знаки опасности вещества, опасного для окружающей среды (Прим. Бензин и дизельное топливо – являются веществом, опасным для окружающей среды – согласно исследованиям Европейской ассоциации по охране здоровья и окружающей среды CONCAWE). Положения раздела 5.3.1., касающиеся информационных табло, должны применяться к этому знаку с соответствующими изменениями.

8.1.4.1 и 8.1.4.5 ДОПОГ — На каждой транспортной единице должны находиться не менее двух переносных огнетушителей для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная емкость которых определяется следующим образом:
а) максимальная допустимая масса транспортной единицы до 3,5 т – емкость одного из огнетушителей не менее 2 кг, совокупная емкость – не менее 4 кг сухого порошка;
б) максимальная допустимая масса транспортной единицы более 3,5 т, но не более 7,5 т – емкость одного из огнетушителей не менее 2 кг, второго – не менее 6 кг сухого порошка;
в) максимальная допустимая масса транспортной единицы более 7,5 т – емкость одного из огнетушителей не менее 2 кг, второго – не менее 6 кг, а совокупная емкость – не менее 12 кг сухого порошка.

Огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах таким образом, чтобы они в любое время были легкодоступны для экипажа транспортного средства. Установка должна производиться так, чтобы огнетушители были защищены от воздействия погодных условий во избежание снижения их эксплуатационной надежности

8.1.5.2 ДОПОГ — На каждой транспортной единице два противооткатных башмака, а на транспортной единице максимально допустимой массы менее 3,5 т – один. Размеры противооткатных башмаков должны соответствовать

8.1.5.2 ДОПОГ — На каждой транспортной единице два предупреждающих знака с собственной опорой.
Согласно Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, в случае возникновения аварии водитель обязан оградить зону аварии знаком «Опасность» спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 50 м. 

Приложение № 6 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г.)содержит дополнительные требования к специальным и специализированным транспортным средствам:
1.18.9. На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков «Опасность», знака «Ограничение скорости», мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой не менее 25 кг.
максимальной массе транспортного средства и диаметру колес.

п.8.1.5.2 ДОПОГ — Используемые переносные осветительные приборы не должны иметь металлических поверхностей, способных приводить к искрообразованию.

п. 8.1.5.3 ДОПОГ — На каждой транспортной единице при перевозке опасных грузов в упаковках, имеющих знаки опасности 3, 4.1, 4.3, 8 или 9, либо на транспортной единице, имеющей соответствующие информационные табло.

Ознакомитсья с оборудованием ДОПОГ Вы сможете в соответствующих разделах нашего каталога!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *