LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Копилочка_идей ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16

Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методическою совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе.

Замести гель Министра Е. Е. Чепурных

Утверждены на заседании

Научно-методического совета

по дополнительному образованию детей

Минобразования России

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой,
    эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);

— современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления обра
зовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с
    семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

/. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная записка раскрывает:

  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цели и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной про
    граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной
    образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий;

— форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.

Программное обеспечение

учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей

Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки

Данные рекомендации адресованы, в первую очередь, педагогам, которые впервые приступают к написанию образовательной программы, педагогам, занимающимся корректировкой существующих программ.

Педагог составляет единую программу по данному предмету независимо от нагрузки, количества групп и временных границ обучения. При составлении программы необходимо:

четко обозначить цель и основные задачи, которые решаются в ходе реализации программы;

предвидеть результат и условия работы по данному плану;

учитывать, что коррективы, вносимые в программу, с учетом интересов, подготовки и творческих возможностей учащихся;

предусмотреть дифференцированный гюдход к реализации программы для детей с разными творческими возможностями.

Возможная структура образовательной программы

• Пояснительная записка.
” Цели.

  • Задачи.
  • Условия реализации образовательной программы.
  • Описание форм и методов проведения занятий.
  • Учебно-тематический план.

• Содержание программы.
” Ожидаемые результаты.

  • Критерии и формы оценки качества знаний.
  • Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.

• Список литературы. .

Рассмотрим каждый пункт структуры образовательной программы подробно.

Пояснительная записка

Пояснительная записка включает в себя:

краткую характеристика предмета, его значимость;

актуальность и новизну образовательной программы.

При написании образовательной программы нужно четко понимать, что такое ЦЕЛЬ. “Цель” — это к чему стремятся, чего хотят достигнуть

Цели могут быть направлены на:

развитие ребенка в целом;

на развитие определенных способностей ребенка

Приведем несколько примеров:

  1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.
  2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения.
  3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.
  4. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.
  5. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

“Задача” — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Задачи могут быть:

 образовательные (что узнает воспитанник, освоив программу);

 развивающие, связанные с развитием творчества ребенка (чему научится ребенок);

 воспитательные

Например:

Образовательные задачи.

  1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.
  2. Обучать навыкам танцевального мастерства.
  3. Формировать музыкально-ритмичные навыки.
  4. Обучать правильному дыханию.
  5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

0. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Развивающие задачи.

  1. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных
    занятий.
  2. Развитие артистических способностей.
  3. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
  4. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

Воспитательные задачи.

Желательно при написании образовательной программы особое внимание уделить воспитательным задачам В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко прописано, что “модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной, составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития”. И далее указывается, что в решении задач воспитания “важно взаимодействие школы с УДОД, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи” Приведем примеры формулировок некоторых воспитательных задач:

  1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
  2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
  3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
  4. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
  5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

При формулировании целей и задач необходимо выдержать текст в едином стиле.

Условия реализации образовательной программы.

В этом разделе желательно поместить следующую информацию:

для кого предназначена программа;

какому возрасту адресована программа;

временные границы, на сколько лет рассчитана программа;

условия приема детей, система набора;

режим работы по каждому году обучения (сколько раз в неделю и сколько часов). Норма наполняемости каждой группы и продолжительность обучения установлены в п.5 “Методических указаний” Приказа КО № 325 от 23.05.2001

Описание форм и методов проведения занятий

Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Из разнообразия методов обучения мы предлагаем рассмотреть наиболее часто используемые. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.

1. Словесные методы обучения:

устное изложение;

беседа;

анализ текста, структуры музыкального произведения

и др.

2. Наглядные методы обучения

показ видеоматериалов, иллюстраций;

показ, исполнение педагогом;

наблюдение;

работа по образцу

и др. 3 Практические етодыобучения

тренинг;

вокально-тренировочные упражнения;

лабораторные работы;

и др. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию

2. Репродуктивные методы обучения.

В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично-поисковые методы обучения.

Участие детей в коллективном поиске. ,

4- Исследовательские методы обучения

Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой ра-

Ооты. Перечислим возможные формы организации деятельности учащихся на занятии.

Групповая;

Индивидуальная;

Индивидуально-групповая;

Ансамблевая, общеоркестровая;

По звеньям; и ДР.

Разнообразен спектр форм проведения занятий. Предлагаемый перечень может быть полезен при написании этого раздела программы.

Формы проведения_занятий:: занятие-игра, сказка, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, фестиваль, семинар, консультация, профильный лагерь и др.

Учебно-тематический план

Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:

№ п/п

Тема

Количество часов

Примечания

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

Итого часов:

Учебно-тематический план должен отражать особенности каждого года обучения, каждой конкретной группы. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах: “Всего”, “Теоретических занятий”, “Практических занятий”. Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. Существует традиционный расчет часов:

Количество часов

в неделю

в год

1

36

2

72

3

106

4

144

6

1 0

216

360

10

360

Иной расчет часов в учебно-тематическом планировании необходимо обосновать.

В этом разделе указывается:

название темы (названия тем должны обязательно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана)

телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики),

указываются теоретические и практические занятия. При этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике — практическая деятельность учащихся. (При планировании экскурсии желательно указывать название места проведения экскурсии)

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах. Поэтому в образовательной программе желательно:

прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно отдельно выделить прогнозируемые результаты воспигания и развития ребенка;

указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащихся содержанием программы.

Критерии и формы оценки качества знаний

Аналогично формам и методам проведения занятий, критерии и формы оценки качества знаний зависят от профиля детского объединения.

Методика проверки результативности прописывается по каждому году обучения. Желательно указать регулярность ее проведения. Перечислим некоторые формы оценки качества знаний:

тестирование,.

предварительное прослушивание,

академический концерт,

контрольное занятие,

олимпиада,

викторина,

отчетная выставка,

учебные концерты,

отчетные концерты (концерты для родителей, гастрольные),

зачет, экзамен (как правило, в музыкальных коллективах) и др.

Материальное обеспечение программы.

В этом разделе перечисляется необходимое оборудование, например: зеркала, приборы, музыкальные инструменты, декорации, костюмы, станки, микрофоны, другие технические средства обучения (ТСО), и т.д.; описание помещения для занятий.

Методическое обеспечение программы.

В разделе “Методическое обеспечение” указываются наглядные пособия, таблицы, справочники, ноты, фонотека, иллюстративные материалы и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий. Кадровое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение программы необходимо прописывать в том случае, если для работы детского объединения нужно несколько специалистов. Например: концертмейстер, аранжировщик, художник и т.д.

Литература.

В этот раздел программы включаются:

список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам);

список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы.

Эти списки составляются по следующей форме:

Фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания

Приложения к программе:

словарь специальных терминов с пояснениями;

контрольные вопросы;

готовые изделия, образцы;

условия прослушивания;

описание занятий;

технологические карты;

материалы тестирования;

условия набора в коллектив;

памятки для родителей и др.

/

Автор образовательной программы может изменить порядок следования разделов структуры, начиная с условий реализации программы. Оформление программы начинается с титульного листа

Типичные ошибки

В этом разделе перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые педагогами при написании образовательных программ. Мы надеемся, что, ознакомившись с материалом этого раздела, любой педагог сможет критически посмотреть на свою программу, самостоятельно выявить собственные ошибки и устранить их.

Прежде всего, отмечается слабое представление педагогов о структуре, стиле написания программы. Иногда образовательная программа представляет собой отчет, часто в качестве программы предлагаются поурочные разработки.

Анализ программного обеспечения учебно-воспитательного процесса в ДТЮ выявил следующие типичные ошибки:Название раздела

Типичные ошибки

Пояснительная записка

— отсутствует краткая характеристика предмета; — не раскрывается актуальность, новизна программы

Цели и задачи

— не всегда различаются понятия “цель” и “задача”; — отмечается несоответствие задач поставленным целям; — несоответствие поставленных целей срокам реализации программы; — отсутствие разделения задач на “образовательные”, “развивающие”, “воспитательные”

Условия реализации программы

— отсутствие временных границ прохождения программы; — отсутствие условий набора; — отсутствие режима занятий.

Описание форм и методов проведения занятий

— непонимание различия понятий “форма” и “метод” обучения

Учебно-тематическии план

— встречается поурочное планирование вместо разделов программы; — не указывается итоговое количество часов на год, не всегда итоговое количество часов соответствует нормативам; — учебно-тематический план составлен не на весь период обучения. (Например, программа рассчитана на 5 лет обучения, а учебно-тематический план прописан только на 1-2′ года); — учебно-тематический план и содержание программы проектируются без учета возраста. (Например, “программа рассчитана на детей от 8 до 16 лет”. В программе, рассчитанной на детей младшего школьного возраста, планируются темы, требующие базовых знаний учащихся старших классов

Новый порядок организации доп. образования детей: приказ Минпросвещения

Министерством просвещения утверждён новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказу должны следовать не только общеобразовательные школы, но и ИП.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

  • Менеджмент в образовании

  • Педагог дополнительного образования

  • Государственное и муниципальное управление

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196

В связи с утверждением нового приказа от 9 ноября 2018 г. N 196, ранее действовавший приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 признан не действительным.

Кто должен соблюдать порядок организации дополнительного образования для детей?

Положения Порядка должны соблюдать все организации, которые реализуют программы дополнительного образования детей. Сюда также включены не только частные школы, клубы, но и организации, которые реализуют дополнительное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Содержание программ дополнительного образования для детей

В новом Порядке перечислены основные направления, на которые должны быть направлены программы допобразования:

  • Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;

  • Удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

  • Выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • Профессиональная ориентация обучающихся;

  • Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

  • Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

  • Социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;

  • Формирование общей культуры обучающихся;

  • Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Как видите, из данного перечня, в сравнении с предыдущим приказом, исключено такое направление, как укрепление здоровья учащихся.

Сроки реализации общеобразовательных программ дополнительного образования для детей

Дополнительные общеобразовательные программы можно реализовывать в течение календарного года, в том числе во время каникул. Ежегодно программы необходимо обновлять.

Индивидуальные учебные планы дополнительного образования детей

Образовательный процесс должен организовываться в форме индивидуальных учебных планов, которые составляются в соответствии с утверждёнными локальными актами организации.

Индивидуальные учебные планы формируются для тех, кто обучается индивидуально и в группах одновозрастных или разных возрастных категорий:

  • клубы,

  • секции,

  • кружки,

  • лаборатории,

  • студии,

  • оркестры,

  • творческие коллективы,

  • ансамбли,

  • театры,

  • мастерские,

  • школы.

Виды дополнительных образовательных программ для детей

Занятия могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей:

  • технической,

  • естественнонаучной,

  • физкультурно-спортивной,

  • художественной,

  • туристско-краеведческой,

  • социально-педагогической.

Формы обучения по программам дополнительного образования

Разрешены следующие формы реализации образовательных программ: групповые и индивидуальные.

Также допустимы к применению дистанционные образовательные технологии или электронное обучение. При этом необходимо учитывать требования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Требования к педагогам дополнительного образования

Педагоги доп. образования должны иметь на руках подтверждающие документы о профессиональном образовании:

  • среднее профессиональное

  • или высшее образование.

Особенности профподготовки педагогов дополнительного образования описаны в нашей предыдущей публикации.

Отметим, что педагог допобразования должен иметь не только педагогическое образование, но и по специальности, соответствующее направлению дополнительной общеобразовательной программы. Например, занятие игры на музыкальном инструменте может проводить специалист с музыкальным образованием. Если у этого специалиста нет педагогического образования, то он должен пройти переподготовку и получить диплом о профессиональной переподготовке по педагогике. Об этом гласят квалификационные требования, которые указаны в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте.

Также Порядком предусмотрена возможность привлечения студентов педагогических учебных профессиональных заведений.

Приказ Минпросвещения от 9 ноября 2018 г. N 196

Порядок устанавливает требования к реализации программ допобразования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Примерные требования
к программам дополнительного
образования детей

Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844

Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. в 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества м должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний к уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствия с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту З статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.

З. Учебно-тематический план.

  1. Содержание изучаемого курса.
  2. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

б. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

  1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

  1. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

  1. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

  1. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
  2. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

б. Список использованной литературы.

Направленности образовательных программ дополнительного образования детей

Направленности образовательных программ дополнительного образования детей

Подготовила заместитель директора

по учебно-воспитательной работе МКОУ ДОД ЦРТДиЮ

Важнейшей составляющей образовательного пространства Ашинского муниципального района является дополнительное образование детей. Муниципальные казённые образовательные учреждения дополнительного образования детей Ашинского муниципального района: МКОУ ДОД Детско-юношеский центр, МКОУ ДОД Сстанция юных техников, МКОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа г. Аша, МКОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества, МКОУ ДОД Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г. Миньяр, МКОУ ДОД Центр внешкольной работы «Радуга» г. Сим — перспективные образовательные учреждения.

Главная их цель — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Дополнительное образование детей сочетает в себе воспитание, обучение и социализацию, поддерживает, развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику асоциального поведения в детско-юношеской среде.

Направленности образовательных программ дополнительного образования детей

Примерный перечень направленностей образовательных программ дополнительного образования детей предложен Министерством образования Российской Федерации в методических рекомендациях «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» и в примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. В соответствии с этими документами дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную; художественную; туристско-краеведческую; эколого-биологическую; военно-патриотическую; социально-педагогическую; социально-экономическую; естественно-научную, т. е. указывается 10 направленностей и добавлено слово «и др.»

Приложением к приказу МО РФ от 03.№ 000 предусматривается 11 направленностей образовательных программ дополнительного образования детей:

Художественно-эстетическая Научно-техническая Военно-патриотическая Социально-педагогическая Эколого-биологическая Спортивно-техническая Физкультурно-спортивная Культурологическая Естественнонаучная Туристско-краеведческая Социально-экономическая.

1. Художественно-эстетическая направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры:

музыкальное творчество — формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов;

Введение в музыкальную культуру: сольфеджио, класс композиции, муз. литература, инструментальная музыка, фортепиано, гитара, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты, инструментальные ансамбли и оркестры.

Вокально-хоровое искусство: сольное пение, хоровое пение, вокальные ансамбли, авторская песня, хореографическое искусство, классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы

театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Театральное искусство: драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи

хореографическое творчество – ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;

изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье, декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла.

Виды деятельности: основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество —кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, умелые руки, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, икебана, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн.

Эстрадное и цирковое искусство: эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, фокусы, искусство иллюзионистов, конферанс, скетч, пародия, фольклорное искусство, фольклорный хор, фольклорный ансамбль, сольное народное пение, народное творчество.

2. Научно-техническая направленность предполагает освоение сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества. Содержание конкретизируется в направлениях:

техническое моделирование и конструирование — расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;

научно-техническое творчество — развитие исследовательских способностей в области точных и естественных наук, развитие навыка практического применения теоретических знаний в самостоятельной опытно-конструкторской деятельности;

художественно-техническое творчество — обеспечение образовательного процесса в кино-, фото-, видеообъединениях и студиях;

информационные технологии — освоение информационных технологий от развития элементарной грамотности до освоения навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программам.

Виды деятельности: конструирование и моделирование, технический дизайн и художественное проектирование, основы технической культуры, искусство фотографии, искусство кино и телевидения, техника звука, инженерная графика, ЛЕГО-конструировнаие и моделирование, электроника, радиотехника, робототехника, светотехника, машинопись, информационная культура и информационные технологии

3. Военно-патриотическая направленность ориентирована на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время – юные спасатели, космонавты, пограничники, десантники, военно-спортивные клубы, музеи боевой славы, гражданско-патриотические клубы, военно-патриотические клубы, военно-прикладные клубы, основы безопасности жизнедеятельности (клубы спасателей).

4. Социально-педагогическая направленность направлена на формирование социальной адаптации детей дошкольного и школьного возраста: социальная адаптация, повышение готовности к обучению в школе, творческого развития детей дошкольного возраста; социальная адаптация и профессиональная ориентация (школа общения, этикет, домашняя академия, лидер, КВН, программы психологического сопровождения, коррекция задержки психического развития, девиантного поведения); повышение уровня готовности к освоению программ профессионального образования (школы права, бизнеса, экономики, вожатых, юнкоров).

Программы социально-психологической и социально-правовой адаптации: семейные клубы, программы милосердия, социального общения и поддержки, интерклубы, межрегиональные и международные проекты и обмены, ресурсы творческого развития личности, ранее развитие творческих способностей детей.

5. Эколого-биологическая направленность реализуется через деятельность детских объединений юннатов, юных экологов, биологов, исследователей природы, формирует экологическую культуру обучающихся; теоретический, прикладной, опытническо-исследовательский характер: натурализм, опытничество, экология и экологическая культура, охрана природы.

6. Спортивно-техническая направленность ориентирована на воспитание спортивного резерва в технических видах спорта с использованием картингов, авто-,мотогонок, радиоуправляемых моделей. Виды деятельности: судомоделирование, авиа и ракетное моделирование, автодело.

7. Физкультурно-спортивная направленность направлена на физическое совершенствование детей, приобщение их к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва в различных видах спорта – спортивные секции, объединения ОФП, оздоровительная гимнастика, аэробика и др.

Виды деятельности: история спорта и спортивно-познавательные программы, альпинизм и скалолазание, армреслинг, аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика, фитнес, атлетическая гимнастика, гиревой спорт и бодибилдинг, бадминтон, бейсбол, биатлон, бокс, велосипедный спорт, гимнастика и акробатика, единоборства, легкая атлетика, баскетбол и мини-баскетбол, волейбол и мини-волейбол, гандбол, художественная гимнастика, гольф, горные лыжи, лыжный спорт, конькобежный спорт, плавание, подводное плавание, теннис, настольный теннис, регби, стрелковый спорт, фехтование, футбол и мини-футбол, хоккей с шайбой, шахматы, шашки, народные игры, спортивные и подвижные игры, занятия на тренажерах, ОФП и здоровый образ жизни, оздоровительные программы и лечебная физкультура.

8. Культурологическая направленность — изучение истории и теории различных аспектов мировой культуры, ориентирована на дополнение школьных программ гуманитарного цикла: лингвистика, литературоведение, история, МХК, философия, религиоведение, народоведение, археология. Виды деятельности: журналистика, издательское дело и средства массовой информации, историко-культурные традиции и духовное наследие, экспозиции по страноведению и культуре зарубежья, культура быта, культура межличностного общения, библиотечное дело, школьный музей.

9. Естественно-научная направленность обеспечивает образовательный процесс в объединениях научного общества обучающихся, в рамках предметных олимпиад, конференций «Шаг в будущее», «Интеллектуалы 21 века». Ориентирована на дополнение программ естественно-научных курсов школьного образования: математика, физика, химия, астрономия, геология, медицина и др. Обучает теоретико-исследовательской деятельности, развивает навыки организации экспериментальной работы, ориентированной на опытную проверку известных в науке закономерностей, написания статей, докладов, рефератов. Виды деятельности: творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты, школьные научные общества.

10. Туристско-краеведческая направленность — деятельность объединений по туризму и краеведению: туризм – ориентирован на теоретическую и практическую подготовку к походам и путешествиям разной сложности с использованием спортивного оборудования и предполагает освоение правил ориентирования на местности, техники безопасности и первой помощи, занятия по физической подготовке, знакомство с туристскими возможностями родного края;

краеведение – (географическое, этнографическое, искусствоведческое, литературоведческое) теоретическая исследовательская деятельность по изучению природы, истории, культуры родного края; овладение навыками работы с краеведческими источниками (архивными материалами, образцами народного творчества, мемуарами); социальная инициатива обучающихся по охране памятников культуры, природы; работа в музеях, сотрудничество с общественными и научными организациям.

Виды деятельности: спортивный туризм, туристическое краеведение, историческое краеведение, историко-прикладной и этнографический поиск, экскурсионная и музейная педагогика.

11. Социально-экономическая направленность

—экономика

Банк направленностей дополнительного образования детей, реализуемых учреждениями дополнительного образования детей Ашинского муниципального района.

направленности

УДОД

социально-педагогическая

художественно — эстетическая

эколого-биологическая

физкультурно-спортивная

научно-техническая

туристко-краеведческая

культурологическая

краеведческая

туристская

естественнонаучная

спортивно-техническая

МКОУ ДОД ДЮСШ

*

МКОУ ДОД СЮТ

*

*

*

*

МКОУ ДОД СДЮТиЭ

*

*

*

*

*

МКОУ ДОД ЦВР «Радуга»

*

*

*

*

*

МКОУ ДОД ЦРТДиЮ

*

*

*

*

*

*

МКОУ ДОД ДЮЦ

*

*

*

*

*

*

*

Дополнительная литература:

, «Дополнительное образование: нормативные документы и материалы»- Москва: Просвещение, 2с. , «Методическая служба системы дополнительного образования детей» (на примере инновационных разработок в сфере дополнительного образования детей)- Москва: АПКиПРО, 2с. , , «Дополнительное образование детей» – Москва: ВЛАДОС, 2с. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования»-Москва: Школьная Пресса, 2с. (Воспитание школьников. Библиотека журнала. Выпуск 77) «Дополнительное образование детей»- Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, с. «Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей»- Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1с. «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент»-Москва: агенство «Мегаполис», 2с. , «Что нужно знать педагогу об авторской программе» — журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2006, №2. «Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС начального общего образования» — журнал «Методист», 2011, №10.

Направленности дополнительных образовательных программ

12345678910

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ
НОРМАТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ И
КОРПОРАТИВНЫМИ ПРАВИЛАМИ
(НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ)

ВЫПОЛНИЛ:

Кочетков Александр Александрович,
методист ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ»

Выполнено в соответствии с планом работы методического отдела ГОУ ДОД «Коми РЭБЦ» на декабрь месяц 2009 года.

Сыктывкар

А. Кочетков

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ И КОРПОРАТИВНЫМИ ПРАВИЛАМИ (НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ). МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

ВВЕДЕНИЕ.

Основным методическим пособием по структуре и оформлению дополнительных образовательных программ в нашем учреждении является разработка М.Г. Сивковой «ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ (Методические рекомендации)». Сыктывкар, 2004 год.

Однако, с тех пор произошли некоторые изменения.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Из этого следует, что учреждения дополнительного образования детей относятся к общему дополнительному образованию, в которых реализация дополнительных общеобразовательных программ являются основным видом их экономической деятельности(Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233).

Уровни дополнительного образования и уровни (классы) дополнительных
образовательных программ

Основные общеобразовательные программы пишутся для уровней дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Уровни дополнительного общего образования нормативно не определены. Различные деятели педагогической науки и практики предлагают свои подходы к принципам выделения уровней общего дополнительного образования и наименованию соответствующих им уровней (классов) программ дополнительного образования детей. Педагогической общественностью сегодня принято выделять 4 уровня дополнительного образования детей и, соответственно, 4 уровня (класса) дополнительных общеобразовательных программ.В частности, М.Г. Сивкова в своей разработке выделяет следующие уровни дополнительного образования детей(в скобках указаны уровни содержания дополнительного образования): ДОСУГОВЫЙ (коммуникативно-рекреационный), РЕПРОДУКТИВНЫЙ (деятельно-репродуктивный), ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (предметно-функциональный), КРЕАТИВНЫЙ (рефлексивно-созидающий). Соболев В.Е., Харитонов Н.П., Бадина Н.А. и др. выделяют 4 уровня (класса) дополнительных общеобразовательных программ в УДОД: 1 уровень (общеразвивающий, ознакомительный), 2 уровень (творческой ориентации), 3 уровень(углубленного обучения и профильной подготовки), 4 уровень (специализации, допрофессиональной подготовки), что, в общем, перекликается с уровнями программ основного общего образования.

При этом каждому уровню дополнительного образования (соответственно – каждому классу дополнительных общеобразовательных программ) чётко определён свой набор «стандартных» — наиболее вероятных для данного уровня – ключевых (обучающих, развивающих, воспитательных) задач и ожидаемых результатов; форм организации обучения и доминирующих образовательных технологий. А так же – примерное содержание таких программ (примерные программы), что облегчает педагогу процесс создания на этой основе рабочей образовательной программы — «под себя», с учётом реальных возможностей учреждения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Уровень программы никак не связан с возрастом обучающихся. То, что основные программы начального общего образования – только для детей 7-11 лет, основного – для детей 12-15 лет – сложившийся стереотип, так как в советское время не могло быть подростка, не умеющего, например, читать. Сегодня такие факты уже имеют место. Тем более – в дополнительном образовании детей. Программы 1 уровня (класса) (общеразвивающие, ознакомительные), реализующие ДОСУГОВЫЙ (коммуникативно-рекреационный) уровень дополнительного образования, являются самыми массовыми, востребованными для различных возрастов детей (и взрослых) и составляют основание пирамиды разноуровневых программ любого учреждения общего дополнительного о образования. Экстраполируя экологические закономерности «пирамиды питания» на численность обучающихся УДОД в объединениях разного уровня дополнительного образования, мы должны отметить как экологическую норму пирамидальное распределение численности обучающихся, при котором наибольшее количество обучающихся должно быть в объединениях досугового уровня – доноров для всех других объединений. Далее – по порядку: объединения творческой ориентации репродуктивного уровня (делающие упор на изучение каких-либо технологий, получение умений и навыков). И, наконец, обучающиеся, занимающиеся по программам 3 уровня(углубленного обучения и профильной подготовки) и 4 уровня (специализации, допрофессиональной подготовки).

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего (основного и дополнительного) образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

· Личностное развитие — готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

· Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

· Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

· Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

· Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

o от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции,, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

o от «изолированного» изучения обучающимися системы ДОД научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание дополнительных образовательных программ к пониманию учения как процесса самообучения, самовоспитания и порождения смыслов);

o от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

o от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего (основного и дополнительного) образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это, в частности, означает, что результаты общего (основного и дополнительного) образования не только должны быть выражены в предметном формате, но, прежде, всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний.

Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

Направленности дополнительных образовательных программ

За прошедший период появилось, но так и не было принято, несколько правовых документов, расширяющих перечень направленностей дополнительных образовательных программ. Как следствие, опережая события многими учреждениями дополнительного образования стали заявляться новые направленности дополнительного образования детей: например, эколого-краеведческая, гражданско-патриотическая, социально-экономическая, социально-правовая и т.п.

Но сегодняшний день имеется лишь один действующий документ, официально определяющий количество направленностей дополнительных образовательных программ для детей и их наименование. Это Приказ Министра Образования РФ»О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»,в котором даны Критерии отнесения образовательных учреждений дополнительного образования детей к соответствующему типу, виду и категории.

Именно там сказано, чтодополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:

  • Спортивно-техническую направленность.
  • Физкультурно-спортивную направленность.
  • Культурологическую направленность.
  • Художественно-эстетическую направленность.
  • Туристско-краеведческую направленность.
  • Военно-патриотическую направленность.
  • Научно-техническую направленность.
  • Естественнонаучную направленность.
  • Эколого-биологическую направленность.

· Социально-педагогическую направленность.

Можно по-разному относиться к принципам выделения направленностей, дискутировать на эту тему, но пока не принято окончательное решение, необходимо относится к данной классификации как к данности и не выходить за её рамки. В противном случае будет напрочь перечёркнута сложившаяся система отнесения учреждений дополнительного образования детей к соответствующему типу, виду и категории и действие нормативных актов, регулирующих функционирование выстроенной системы учреждений ДОД.

Содержание направленностей дополнительных образовательных программ

Содержание направленностей дополнительного образования не регламентировано ни одним нормативным документом. Оно определено традициями и сложившейся для основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования системой образовательных стандартов.

Согласно статьи 7 (п.3) Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» «федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственностьосновных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальностьподходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

Как следствие из выше сказанного, образовательные программы, реализуемые в государственных учреждениях дополнительного образования детей, для которых дополнительные общеобразовательные программы являются основными, так же должны обеспечивать единство образовательного пространства РФ и преемственность содержания.

Единство содержания образовательной программы обеспечивается, в том числе, и сложившимся единым (фундаментальным, системообразующим) подходом к номенклатуре и содержанию наук (или учебных дисциплин) той области знания, которая является определяющей для выделения соответствующей образовательной направленности дополнительного образования.

Это значит, что при определении направленности дополнительной образовательной программы принимается во внимание предметная область науки, соответствующая данной направленности, а не направленность на формирование каких-либо качеств обучающегося, либо категория обучающегося (особые деты, пенсионеры и т.п).

Пример.К социально-педагогической направленности дополнительного образования, в соответствии с принципами обеспечения единства образовательного пространства РФ и преемственности содержания, относятся дополнительные образовательные программы из области общественных или социальных наук (Social sciences). Эта область представляет собой совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества, — включающая в себя комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.

Нельзя относить к социально-педагогической направленности дополнительные образовательные программы только по тому, что они направлены на социальную адаптацию и творческое развитие детей дошкольного возраста или на социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков. Это критерий для отнесения программы к тому или иному уровню дополнительного образования детей, а не к направленности. Или только по тому, что они направлены на обучение конкретных социальных групп: инвалидов, одарённых, удалённых (труднодоступных) или социально запущенных детей. Для этих категорий могут реализовываться образовательные программы разных направленностей, но в специфичных для этих социальных групп формах и с применением особых педагогических методов и технологий.

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на:

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

· интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

· достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

· соответствующему уровню образования;

· направленностям дополнительных образовательных программ;

· современным образовательным технологиям, отраженным:

    • в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
    • формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
    • методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
    • средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Кроме того, содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *