Приложение. Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г.

Общие положения

Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт — не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.

Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния. Создание российского флота и морских портов, трассы Северного морского пути, строительство Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, системы водных путей европейской части России, создание развитой национальной сети воздушных сообщений были значимыми вехами не только для транспорта, но и для всей страны.

Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Особая значимость транспорта в системе военной безопасности России обусловлена ее уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом. Транспортная система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования — железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, представляет собой необходимый материальный фактор обеспечения военной безопасности государства.

Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны, в связи с чем, неотъемлемой частью настоящей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года являются Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации.

Положения транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации являются базой для единого понимания роли транспортной системы и перспектив ее развития органами государственной власти, военного управления, мобилизационными органами, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе выполняющих мобилизационные планы, пользователями транспортных услуг.

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.

Обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы передвижения граждан, единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг потребовало целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта.

В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Созданы основы правовой базы транспорта, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности. В основном, завершена приватизация.

Значительно возросла системообразующая роль транспорта и взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров, наблюдалось снижение грузоемкости экономики и рост подвижности населения. Начиная с 2000 года рост транспортных услуг в среднем в год составлял для пассажирских перевозок 6,7%, для грузовых — 3,8%, при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%

Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.

Подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах, поскольку отсутствие опорной транспортной сети на всей территории страны препятствует развитию единого экономического пространства и росту личной мобильности.

Выравниванию экономического развития субъектов Российской Федерации препятствует значительная региональная неравномерность в развитии транспортной сети. Наиболее существенны различия между Европейской частью России, с одной стороны, и регионами Сибири и Дальнего Востока — с другой. Кроме того, при наличии узких мест в коммуникациях развитых центральных районов и крупных городов около 28 тысяч населенных пунктов, в которых проживают более 12 миллионов человек, не имеют круглогодичного доступа к основным наземным коммуникациям.

Рост личной мобильности граждан, развитие малого и среднего бизнеса, которые в рыночных условиях невозможны без высокого уровня автомобилизации страны, сдерживаются недостаточным развитием сети автомобильных дорог.

Доля транспортных затрат в себестоимости продукции относительно высока и составляет 15 — 20% против 7 — 8% в странах с развитой рыночной экономикой. Наряду с такими объективными факторами, как большие расстояния перевозки и сложные природные условия, это связано с недостаточным уровнем развития системы товародвижения.

Растущий спрос на качественные транспортные услуги удовлетворяется не полностью из-за недостаточного технического уровня транспортной системы и накопленного отставания в области транспортных технологий.

Значительный рост объемов перевозок, в том числе, связанных с экспортом угля, нефтеналивных грузов, продукции химической и нефтехимической промышленности, других грузов, в том числе в контейнерах, сдерживается дефицитом пропускных и провозных возможностей.

Возможности увеличения валового национального продукта за счет экспорта транспортных услуг реализуются не полностью, поскольку не до конца используется транзитный потенциал России, а положение отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям.

Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, поскольку значительная часть флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, мощности портовой инфраструктуры позволяют обеспечивать не более 75% переработки российских внешнеторговых грузов, а существующая система магистральных трубопроводов не полностью отвечает современной и перспективной структуре экспортных грузопотоков.

Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. Показатель числа погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 4 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах.

Доля транспорта в загрязнении окружающей среды достигает 33%, что превышает аналогичный показатель развитых стран мира более чем в 1,7 раза.

На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем.

На транспорте не завершены структурные преобразования.

Не преодолены тенденции старения основных фондов. Не во всех секторах транспортного комплекса сложились современные механизмы устойчивого воспроизводства и современные бизнес-модели развития транспортных операторов.

Недостаточен технический и технологический уровень транспортной техники и оборудования.

Далеко не полностью реализованы возможности взаимодействия транспорта с отечественным транспортным машиностроением, отраслями нефтехимии, приборостроения и связи.

Отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием транспортной системы, а также в координации и взаимодействии различных видов транспорта.

На пассажирских перевозках различными видами транспорта отсутствуют эффективные механизмы финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций.

Проблемы в развитии транспорта усиливают инфраструктурные ограничения, создают угрозу замедления социального развития и формирования единого экономического пространства. Их скорейшее разрешение становится особенно важным в условиях перехода национальной экономики в фазу устойчивого роста.

Валовый внутренний продукт за период с 1998 по 2003 годы вырос более чем на 30%. Значительно увеличились объемы производства в основных грузообразующих отраслях, в частности, в топливной промышленности — на 30%, в черной металлургии — на 28%, в строительстве — более чем на 40%. Рост продукции сельского хозяйства составил около 30%, лесной промышленности — 32%, машиностроения и металлообработки — почти 50%. Объем внешней торговли вырос на 35%, экспорт — на 50%, импорт — на 15%.

Руководством страны поставлена задача повышения темпов экономического роста, удвоения за десять лет валового внутреннего продукта, значительного повышения жизненного уровня граждан России.

Наиболее динамичные изменения в экономике произойдут в случае реализации «сценария ускоренной диверсификации», на который и ориентирована транспортная стратегия (сценарные условия развития экономики России в период реализации транспортной стратегии приведены в приложении 3). Данный сценарий предполагает достижение среднегодовых темпов роста ВВП в размере 5 — 6% с последующим их повышением до 6 — 8% в период 2007 — 2015 годы при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. В структуре ВВП увеличится доля обрабатывающих отраслей, экспорт товаров вырастет в 1,3 раза, импорт — более чем в 2 раза. Объем инвестиций в основной капитал к 2020 году должен вырасти в 7 раз. Указанный сценарий характеризуется благоприятным развитием торгово-экономического и политического сотрудничества с зарубежными партнерами, включая позитивные тенденции в процессах международной интеграции, а также вступление в ВТО на благоприятных для России условиях.

При реализации этого сценария транспорт должен не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики, важным фактором повышения уровня жизни и развития регионов, инструментом активного геостратегического позиционирования России. В транспортной системе потребуются значительные инвестиции для снятия инфраструктурных ограничений и для технологической модернизации транспорта.

Положения Концепции государственной транспортной политики, одобренной Правительством Российской Федерации в 1997 году, сформулированные в период кризисного развития экономики, частично реализованы, частично утратили актуальность в изменившихся социально-экономических условиях.

Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта.

Транспортная стратегия Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, других программных документов. Количественные оценки основаны на показателях современного состояния экономики и прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, а также на соответствующих научных разработках.

Транспортная стратегия Российской Федерации определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.

В первом разделе определена миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы и пять стратегических целей, направленных на ее реализацию, а также показатели, характеризующие достижение поставленных целей.

Во втором разделе сформулированы приоритетные направления государственной транспортной политики обеспечивающие достижение стратегических целей по следующим основным аспектам регулирования и управления:

— управление транспортной системой;

— совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности;

— повышение эффективности использования государственного имущества;

— регулирование рынка транспортных услуг;

— развитие транспортной инфраструктуры;

— международная деятельность;

— совершенствование транспортной техники, транспортных технологий

и развитие транспортного машиностроения;

— гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасности.

В третьем разделе разработаны основные направления государственной политики и необходимые структурные преобразования на отдельных видах транспорта.

В четвертом разделе разработаны основные принципы формирования опорной транспортной сети, направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта и крупнейшие инфраструктурные проекты, непосредственно связанные с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения, а также региональный разрез развития инфраструктуры.

В пятом разделе представлены этапность и механизм реализации транспортной стратегии.

В Приоритетах военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации определены приоритеты государственной военно-транспортной политики Российской Федерации, основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики в решении задач обороны государства.

Транспортная стратегия является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.

Положения транспортной стратегии являются базой для единого понимания роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

Общесоциальные:

будет обеспечена доступность и качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны;

подвижность населения возрастет по инновационному варианту до 15561 пасс.-км на 1 человека в год, что в 2,4 раза выше показателя 2010 года, по базовому варианту — до 13,3 тыс. пасс.км на 1 человека в год;

будет обеспечена постоянная круглогодичная связь с сетью автомобильных дорог всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования;

доля населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования, составит к 2030 году по инновационному варианту 2 процента (в 2010 году — 10 процентов), по базовому варианту – 5 процентов;

доля пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, минуя аэропорты Московского авиаузла, возрастет к 2030 году по обоим вариантам до 37 процентов (в 2010 году – 27,9 процента);

эффективная гибкая государственная тарифная политика обеспечит ценовую доступность транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами;

существенно снизится аварийность, риски и угрозы безопасности по видам транспорта. Число погибших за год в ДТП в расчете на 10 тыс. автомобилей сократится по инновационному варианту на 63 процента, по базовому варианту – на 38 процентов. Социальный риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях (погибших на 100 тыс. населения) снизится по инновационному варианту с 19,6 в 2011 году до 10,6 в 2018 году и 7 в 2030 году и достигнет уровня развитых стран, по базовому варианту – до 15,5 в 2018 году и 10,7 в 2030 году;

значительно уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Объем удельных выбросов СО2 на автомобильном транспорте сократится по инновационному варианту на 22 процента, по базовому варианту – на 20 процентов, на железнодорожном транспорте: по инновационному варианту сократится на 51 процент, по базовому варианту – на 50 процентов;

прирост количества рабочих мест к 2030 году по инновационному варианту составит 270 тыс. единиц, по базовому варианту – 180 тыс. единиц.

Общеэкономические:

будет достигнут высокий конкурентный уровень удельных транспортных издержек в цене продукции — снижение по инновационному варианту — на 30 процентов, по базовому варианту – на 15 процентов;

коммерческая скорость продвижения партий товаров автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщении возрастет по инновационному варианту до 1100 км/сутки, по базовому варианту – до 750 км/сутки, а железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки): по инновационному варианту до 800 — 1700 км/сутки, по базовому варианту – до 665 – 1520 км/сутки;

срочность, ритмичность доставки товаров достигнет уровня развитых стран и позволит бизнесу снизить складские запасы для гарантированного товарного производства по инновационному варианту до 3 — 6 дней, по базовому варианту – до 8 – 15 дней;

экспорт транспортных услуг к 2030 году возрастет по инновационному варианту в 5,7 раза, по базовому варианту – в 3,9 раза. Транзитные перевозки через территорию России увеличатся по инновационному варианту с 28 млн. тонн до 85 млн.тонн, по базовому варианту – до 68,5 млн. тонн;

предоставление бизнесу и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг обеспечит запланированные темпы роста ВВП. Прирост ВВП, зависящий от развития транспортного комплекса в среднем за 2013 – 2030 годы составит по инновационному варианту 0,45 процентных пункта, по базовому варианту – 0,3 процентных пункта;

интеграция со стратегиями и программами развития смежных отраслей – поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта обеспечит стимулирование интенсивного развития этих отраслей и формирование мультиплитикативных эффектов в экономике страны.

Общетранспортные:

значительно повысится производительность транспортных систем: среднесуточные объемы перевозок пассажиров возрастут по инновационному варианту в 1,76 раза, по базовому варианту – в 1,54 раза, грузов: по инновационному варианту — в 2 раза, по базовому варианту – в 1,72 раза. Доля времени движения товаров в пути (автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении) увеличится по инновационному варианту до 16 — 20 часов в сутки, по базовому варианту – до 14 – 18 часов в сутки;

производительность труда в транспортном комплексе возрастет по инновационному варианту в 1,25 раза к 2018 году, в 1,34 раза к 2020 году и в 1,54 раза к 2030 году, по базовому варианту: в 1,13 раза к 2018 году, в 1,2 раза к 2020 году и в 1,34 раза к 2030 году;

повысится фондоотдача инфраструктуры транспорта и увеличится рентабельность;

существенно уменьшится энергоемкость транспорта: по инновационному варианту — на 30 процентов, по базовому варианту – на 15 процентов;

будет создана опорная сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соединяющая все административные центры субъектов Российской Федерации по дорожной сети с твердым покрытием, структура дорожной сети будет преобразована из радиальной в сетевую. На международных транспортных коридорах будет обеспечен проезд автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонн: по инновационному варианту — на всем их протяжении, по базовому варианту – на наиболее загруженных направлениях;

будет создана сеть высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий для связи крупнейших агломераций страны (по инновационному варианту);

будут созданы приоритетные конкурентные условия для национальных перевозчиков и стимулировано повышение их конкурентоспособности. Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет по обоим вариантам с 39 процентов в 2010 году до 50 процентов в 2030 году, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом вырастет по инновационному варианту — с 4 до 16 процентов, по базовому варианту – до 15,7 процента. Доля в суммарном дедвейте морского транспортного флота, контролируемого Россией, судов под российским флагом возрастет по обоим вариантам с 29,7 процента в 2010 году до 39-40 процентов в 2030 году;

будут внедрены инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям, обеспечена оптимизация технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 году сроки доставки грузов в мультимодальном (смешанном) сообщении сократятся по сравнению с 2006 годом: по инновационному варианту — на 25 процентов, по базовому варианту – на 15процентов;

развитие конкурентной среды, включая ГЧП, целенаправленное формирование условий инвестирования обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли. Будет обеспечено развитие транспортной отрасли темпами, опережающими темпы роста национальной экономики.

VII. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

VII. Сроки и этапы реализации Транспортной стратегии

Реализация Транспортной стратегии будет проходить в два этапа:

первый этап (до 2020 года) — завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования и устранение «узких мест» и переход к ее системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям;

второй этап (2021 — 2030 годы) — интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально ориентированного пути развития Российской Федерации.

Первый этап реализации Транспортной стратегии базируется на результатах реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» и ориентирован на решение задач, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и в других действующих программах.

В этот период развитие транспортного комплекса предусматривается осуществлять преимущественно за счет строительства и реконструкции ряда приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (скоростные железные и автомобильные дороги, аэропорты и системы аэронавигации, морские и речные порты, терминально-логистические комплексы). Предусматривается развитие наиболее загруженных направлений транспортной сети, обеспечение поддержки развития отдельных видов транспорта — региональной авиации, внутреннего водного транспорта, системное развитие транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечение необходимой базы безопасного развития транспорта — приведение транспортной инфраструктуры в нормативное состояние, обновление парков и обеспечение нормативных сроков службы подвижного состава транспорта, в том числе в интересах выполнения воинских перевозок как в мирное, так и в военное время, обеспечение приоритета требований по безопасности при эксплуатации и развитии инфраструктуры и подвижных средств транспорта. В связи с сокращением инвестиций относительно инвестиций, запланированных ранее, возможен перенос ряда крупных инвестиционных проектов на более поздний период. Возрастут масштабы освоения инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.

На этом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры предусматривается уделить формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и «узких мест» транспортной сети, в том числе в азиатской части Российской Федерации, а также развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации и транспортным узлам. На этой основе будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста (включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке).

Основные направления развития в отраслевом разрезе на первом этапе предусматривают:

в области железнодорожного транспорта — модернизацию и обновление подвижного состава, постоянных технических устройств и инженерно-технических сооружений, сокращение «узких мест» и увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, внедрение новых технологий в перевозочном процессе, строительство железнодорожных линий в районах нового освоения, специализированных магистралей для организации высокоскоростного пассажирского движения, развитие железнодорожной инфраструктуры на направлениях международных транспортных коридоров, развитие и строительство обходов крупных железнодорожных узлов, совершенствование модели рынка железнодорожных транспортных услуг, направленной на рост технологической и экономической эффективности отрасли;

в области дорожного хозяйства — повышение безопасности движения по сети автомобильных дорог общего пользования путем обустройства дорог техническими средствами организации движения и реконструкции участков дорог с повышенным уровнем аварийности, повышение долговечности автомобильных дорог путем замены искусственных сооружений, находящихся в ремонтонепригодном состоянии, обеспечение строительства и реконструкции участков, обслуживающих движение в режиме существенной перегрузки, а также объектов, дающих максимальную отдачу для социально-экономического развития Российской Федерации и регионов, в том числе на территории Сибири и Дальнего Востока, Северо-Кавказского федерального округа, формирование сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров;

в области автомобильного транспорта — обновление парка автотранспортных средств и совершенствование его структуры, завершение создания нормативной правовой базы, массовое внедрение новых перевозочных, информационных и телекоммуникационных технологий с применением глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, значительное повышение качества предоставляемых услуг пассажирским и грузовым транспортом во всех видах сообщения, увеличение скорости товародвижения на междугородных и международных маршрутах;

в области воздушного транспорта — развитие международных узловых аэропортов (хабов), сети внутрироссийских узловых аэропортов и региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, кардинальное обновление парка воздушных судов, развитие аэронавигационной системы Российской Федерации и системы поиска и спасания с применением спутниковых технологий;

в области морского транспорта — увеличение пропускной способности российских морских портов и провозной способности отечественного транспортного флота, обновление морского флота, обеспечением роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах;

в области внутреннего водного транспорта — устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой, реконструкция гидротехнических сооружений, реконструкция пассажирских вокзалов и улучшение качества обслуживания пассажиров, а также строительство судов грузового и пассажирского флота.

На первом этапе будет создана система государственного стратегического планирования в сфере транспорта на основе транспортно-экономического баланса и развития статистического наблюдения, продолжится совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования и развития транспортного комплекса, приняты меры по ускорению целевого инновационного развития транспорта, получат развитие регулирование доступа перевозчиков на рынки транспортных услуг, стандартизация параметров качества транспортных услуг.

Предусматривается ускоренное приоритетное развитие общественного пассажирского транспорта, транспортных и логистических технологий для обеспечения высокого качества грузовых перевозок, внедрение интеллектуальных транспортных систем. На этом этапе будут обеспечены отработка и тиражирование механизмов реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства на всех видах транспорта.

Повысится финансовая устойчивость предприятий транспорта, будут созданы экономические предпосылки для роста их инвестиционных возможностей и привлечения долгосрочных внешних финансовых ресурсов для развития.

Второй этап реализации Транспортной стратегии предусматривает ускорение темпов ввода новых объектов транспортной инфраструктуры, формирование системы скоростных автомобильных и железных дорог, строительство новых портовых мощностей, расширение сети региональных аэропортов, развитие современных терминально-логистических комплексов, внедрение систем скоростного пассажирского внеуличного транспорта и автоматизированных систем управления движением транспортных средств в крупных городах.

Инновационный сценарий развития ориентируется на устойчивый спрос на транспортно-логистические услуги, масштабный объем привлечения государственных и частных инвестиций, направленный на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры и технологическую модернизацию основных фондов транспортных предприятий. Развитие интермодальных транспортных и логистических систем потребует унификации транспортных стандартов и документов, введения электронного обмена информацией, совершенствования тарифных схем и таможенных технологий.

Оптимизация и пространственное развитие транспортной сети будут связаны с созданием экономически обоснованных резервов пропускной и провозной способности направлений транспортной сети, скоростных и высокоскоростных систем для перевозок пассажиров, пространственным развитием транспортной сети в сложившихся и новых районах хозяйственного освоения, удаленных и малодоступных регионах.

Для обеспечения потребностей транспортного комплекса должна быть проведена масштабная модернизация в отраслях транспортного машиностроения, направленная на создание конкурентоспособных производств по выпуску современных видов продукции.

В связи с этим второй этап включает:

развитие конкурентного рынка доступных и качественных транспортных услуг для обеспечения потребностей интенсивного инновационного развития экономики и улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности, производительности и рентабельности транспортных систем;

выход на мировой уровень технологического и технического развития транспорта;

создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы Российской Федерации и повышения ее конкурентоспособности, эффективности и качества транспортного обслуживания, создания инфраструктурных условий для развития новых точек экономического роста в стране;

расширение опорной транспортной сети;

реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках Единого экономического пространства и с другими государствами;

диверсификацию направлений экспортных поставок российских углеводородов;

повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения, а также превращение логистических транспортных центров в управляющие элементы системы товародвижения.

На этом этапе будет обеспечен переход к системному развитию транспортной системы страны на основе формирования единого транспортного пространства Российской Федерации, что включает:

создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе развития путей сообщения всех видов транспорта;

увеличение пропускной способности и достижение лучших мировых показателей по скоростным параметрам транспортной инфраструктуры, а также рост доли высокоскоростных путей сообщения;

создание взаимоувязанной интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, интегрированной системы логистических парков, а также единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса для формирования современной товаропроводящей сети, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг, на территории страны;

применение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.

На втором этапе транспортная система должна достичь уровня, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития страны.

Сбалансированное развитие транспортной системы страны позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировом рынке, приблизить показатели мобильности населения к уровню развитых стран, что станет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране, а также позволит снизить дифференциацию по доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества.

Предусматривается обеспечить население качественными транспортными услугами в соответствии с социальными транспортными стандартами. Предполагается обеспечить постепенное повышение уровня этих стандартов по прогрессивной шкале.

Продолжится развитие всех видов транспорта. Особое внимание будет уделено комплексному развитию крупных транспортных узлов и созданию транспортно-логистической инфраструктуры.

Основные направления развития на втором этапе предусматривают:

в области железнодорожного транспорта — строительство глубокого обхода Московского железнодорожного узла, обхода Пермского железнодорожного узла, развитие направлений Чишмы — Бугульма — Инза и Челябинск — Орск — Новоперелюбская — Сенная, создание альтернативного транспортного направления «Белкомур» из Урала в порты Белого и Баренцева морей, строительство сплошных вторых путей на направлении Тында — Комсомольск-на-Амуре, а также существенное расширение полигона скоростного и высокоскоростного движения со строительством выделенных высокоскоростных магистралей;

в области дорожного хозяйства — развитие новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, не только обеспечивающих межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему Российской Федерации, автомобильных дорог, соединяющих между собой административные центры субъектов Российской Федерации по кратчайшему расстоянию, региональных автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров и обеспечивающих подъезд к автомобильным пунктам пропуска, автомобильных дорог, обеспечивающих автотранспортные связи субъектов, расположенных на северо-востоке страны, с дорожной сетью Российской Федерации, автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд от федеральной дорожной сети Российской Федерации к морским портам, и автомобильных дорог, обеспечивающих разгрузку крупных транспортных узлов, а также модернизацией существующих и строительством новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения, комплексную модернизацию и развитие дорожной сети в крупнейших транспортных узлах Российской Федерации, строительство и реконструкцию автомобильных дорог, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог;

в области автомобильного транспорта — завершение создания инфраструктуры для обеспечения полного и качественного удовлетворения потребностей населения и экономики страны в автотранспортных услугах, доведение конкурентоспособности российских перевозчиков до уровня мировых стандартов, создание системы обеспечения технологической, экологической и энергетической безопасности автотранспортной деятельности с учетом снижения негативных последствий автомобилизации;

в области развития общественного пассажирского транспорта общего пользования — развитие выделенной инфраструктуры для пассажирского транспорта общего пользования, систем городского внеуличного транспорта, а также развитие интермодальных систем перевозок пассажиров, модернизацию и рост парков подвижного состава;

в области воздушного транспорта — обеспечение эксплуатационной годности и сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта, расширение аэродромной сети, главным образом в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры, не входящей в состав опорной сети, а также массовое обновление парка воздушных судов на основе авиатехники нового поколения;

в области морского транспорта — увеличение пропускной способности морских портов и повышение эффективности их работы в координации с созданием логистической системы, включающей как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах страны (включая «сухие порты»), а также ростом дедвейта морского транспортного флота, зарегистрированного под российским флагом;

в области внутреннего водного транспорта — развитие инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, а также развитие туристического бизнеса.

Необходимым условием реализации Транспортной стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *