Содержание

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Говоря о взаимодействии между собой регионального и федерального законодательства, можно отметить, что федеральное будет иметь первоочередное значение, если возникает конфликт между нормативными актами.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

Землями общего пользования принято считать те земельные участки, которые расположены в населенных пунктах и служат цели удовлетворения интересов и законных прав лиц, проживающих на территории этого населенного пункта.

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Получить в собственность земли, относящиеся к категории земель общего пользования, невозможно.

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

Наиболее распространенным вариантом использования земель общего пользования считается аренда, которая оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на таких участках.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Таким образом, собственность на право пользования землями общего пользования остается на постоянной основе за государством в лице его субъектов или муниципальных образований, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких землях строениями с переуступкой права пользования на землю новому владельцу здания.

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Именно по этой причине использовать классическую для сферы фискальных правоотношений форму налогообложения для таких земель нельзя, так как участки находятся в постоянной собственности государства.Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания является обязательной процедурой согласно законодательству РФ.
Необходимо продать дачный участок? В нашей статье есть подробное описание данной процедуры.
При некоторых обстоятельствах договор купли-продажи земли может быть расторгнут. Подробнее об этом .

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации землями общего пользования должны считаться такие участки, на которые имеют доступ все желающие, то есть эти участки имеют режим свободного доступа.

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3129

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Уличная сеть

1. При межевании земельных участков согласно утвержденному генплану была выделена уличная сеть. Затем Глава администрации на этом основании утвердил проект планировки, где установил, что данная земля подлежит переводу из статуса ИЖС в иной, с разрешенным использованием «для общего пользования (уличная сеть)». Но участок, составляющий улицы, как был, так и продолжает находиться в частной собственности гражданина. Он обратился с предложением о применении ст. 49 ЗК РФ. Отказано с формулировкой «изъятие данного земельного участка для муниципальных нужд законом не предусмотрено». Вопрос — «дорожная сеть» не может находиться в частной собственности. А «уличная сеть»?

1.1. Здравствуйте.
Есть ещё такой термин «улично-дорожная сеть», она тоже не должна находиться в частной собственности…
Что вас конкретно интересует? Защита прав собственника земельного участка?

2. Что означает красная линия улично дорожной сети.

2.1. После проведения красной линии УДС и отрезания ею части придомового земельного участка, отрезанный участок формируется как участок улично-дорожной сети (УДС) и ставится на кадасторовый учёт как участок УДС. А в соответствии в Законом (п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ) такие участки относятся к земельным участкам «общего пользования» и не подлежат приватизации (оформлению) в собственность жителями.
В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные линии могут означать как существующие границы территорий общего пользования, так и планируемые границы.
Красные линии можно разделить на:
— утверждённые проектом планировки территории, которые отделяют землю жилых кварталов от земли общего пользования (улично-дорожной сети).
— планируемые красные линии, в соответствии с которыми планируется новое строительство или расширение автомобильной дороги.
Разница, как видно, между этими красными линиями весьма существенна. Однако на карте они обозначаются одинаково и трактуются чиновниками так, как им выгодно в данный момент.
Изначально же красные линии градостроительного регулирования означали только запрет на строительство капитальных объектов, жилых домов ближе к автодороге.

3. Купил земельный участок Для общего пользования (уличная сеть).
Для размещения ресторана.
Как перевести для магазинов.
И сколько это занимает времени?
Спасибо.

3.1. Здравствуйте!
«Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации» (ст. 85 ЗК РФ).
Купленный Вами участок зарегистрирован в реестре недвижимости на каком праве?

4. Я открываю сеть киосков, в которых будут готовить и продавать уличный фаст-фуд (шаурма, бургеры и т.п.). Мне известно, что в объектах нестационарной торговле можно только доводить продукт до готовности. Вопрос: Что входит в понятие «довести продукт до готовности»? Значит ли это что я могу купить сырое мясо, надеть на гриль и приготовить, затем сделать тесто, раскатать и приготовить из него булки? Или это значит, что я могу купить только полуфабрикаты (замороженные котлеты и булки) и довести их до готовности на в киоске?

4.1. Здравствуйте Артем! Ваши киоски подпадают под термин Предприятия бысрого обслуживания, готовить в них можете
ГОСТ Р 50762-2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания
4.10 Предприятие быстрого обслуживания — предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др. Предприятия быстрого обслуживания могут добавлять к наименованию слово «экспресс» или «бистро».
То есть предполагается доведение до готовности блюд полуфабрикатов.

4.3. Артем, при работе вашей точки вы должны соблюдать САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ В НИХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕПРАВИЛА СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01.
Учитывая то обстоятельство, что условия готовить блюда с нуля вам данные нормы не позволят, то как вы, правильно сказали, нужно доводить продукт до готовности. При этом, сырое мясо естественно вы в нем хранить не сможете, а вот маринованное мясо для шаурмы (которое вы хотите использовать) — является полуфабрикатом. То же самое касается и теста (используйте замороженные и выпекайте в конвекционной печи.)
С уважением.

4.4. Здравствуйте. Регистрируйте ООО или ИП. (если ООО то в Уставе нужно отразить виды деятельности) . И работайте, получив соответствующие разрешения. Далее оборудуйте место согласно требования закона и работайте.
56.10.19
Услуги по
обеспечению питанием прочие
Эта
группировка включает:
— прочие
услуги по приготовлению пищи и подаче соответствующих напитков в барах по
продаже прохладительных напитков, киосках по продаже жареной рыбы и
картофеля, заведениях быстрого обслуживания без сидячих мест, заведениях по
торговле пищей на вынос и т.д.;
— услуги,
предоставляемые заведениями типа кафе-мороженое и кондитерскими;
— услуги
по предоставлению блюд и закусок, приготовленных на месте и выдаваемых через
торговые автоматы;
— услуги
по обеспечению питанием с использованием средств передвижения;
— приготовление и подачу блюд и напитков для потребления на месте с машин или
тележек
Данные
услуги предоставляются без мест для сидения и услуг официанта
56.10.19.110
Услуги по
обеспечению питанием без предоставления мест для сидения
56.10.19.111
Услуги закусочных
без предоставления мест для сидения
56.10.19.112
Услуги
буфетов без предоставления мест для сидения
56.10.19.119
Услуги
прочих предприятий быстрого питания без предоставления мест для сидения
56.10.19.120
Услуги,
предоставляемые заведениями типа кафе-мороженое и кондитерскими
56.10.19.130
Услуги по
предоставлению блюд и закусок, приготовленных на месте и выдаваемых через
торговые автоматы
56.10.19.140
Услуги по
обеспечению питанием с использованием средств передвижения, приготовление и
подача блюд и напитков для потребления на месте с машин или тележек
Желаю удачи. В. Основание: Общероссийский классификатор продукции по видам
экономической деятельности»

5. После передачи сетей СНТ в МОСКВЕ. Правление отключили уличное освещение с требованием подключить уличные фонари к своему счётчики и оплачивать самостоятельно эталонного ли это и имеет ли права лезть в счетчитки после опломбировки нанять электрик.

5.1. Приборы учета подлежат пломбировке, иначе в них смысла нет.
Соответственно без участия сбытовой организации, нельзя трогать счетчики.
СНТ в пределах своей компетенции вправе принимать решения о пользовании общим имуществом.

6. Расчет пропускной способности поселковой уличной сети. Т. е. сколько авто по нормативам проезжает по дороге в коттеджном поселке?

6.1. Федеральное законодательство — просто не устанавливает для этого нормативов. Технические же расчеты — могут проводиться для любых раскладов.

7. На дачном участке электро сети обрезали уличное освещение (кобру) как мне быть в этой ситуации.

7.1. Добрый день, уважаемый Аскер.
Если отрезали то надо знать причину и устранить Ее,либо писать жалобу в случае нарушения ваших прав
Удачи вам и вашим близким!

7.2. Видимо согласовали с правлением или председателем — узнавайте все у председателя правления, пишите письменный запрос, если было решение — оспаривайте в суд ст. 304 ГК РФ.

8. Компания электро сети самовольно установили приборы учёта на уличных столбах. Теперь требуют оплату производить по показания ихнего прибора. Как отказать?

8.1. Добрый день, уважаемый посетитель!
В данном случае следует подать жалобу в прокуратуру
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

8.2. Доброго Вам времени суток. В данном случае вам надлежит подать жалобу в прокуратуру в данной ситуации. Удачи Вам в решении вашего вопроса.

9. Берется ли НДС при обслуживании технической эксплуатации участка газ. сети уличного газопровода.

9.1. Добрый день. Факт уплаты НДС зависит от выбранной лицом, оказывающим услуги, системы налогообложения. Если данное лицо является налогоплательщиком по НДС, то НДС будет указан в выставленных Заказчику документах и уплачен.

10. Участок в собственности юр.лица, вид «общее пользование территории» — уличная сеть. Кадастровая стоимость его должна быть 1 рубль?

10.1. Олеся, добрый день! Да, кадастровая стоимость может быть 1 рубль. В соответствии с п.2.5. Приказом об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов — кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 настоящих Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

11. Можно ли заключать договор на техническое обслуживание сетей уличного освещения с единственным поставщиком-монополистом без проведения торгов?

11.1. —Здравствуйте, ответ на этот вопрос нужно готовить, а это платная услуга. Обращайтесь лично к любому выбранному вами юристу и договаривайтесь по вопросу платной консультации, (ГК РФ Статья 779. Договор возмездного оказания услуг), либо просто переводите вопрос в ВИП. Всего хорошего.
Можно ли заключать договор на техническое обслуживание сетей уличного освещения
02.08.2016 17:13 ответов: 0
Если при создании МКУ не назначали директора — руководителя
25.07.2016 12:27 ответов: 1
Включено ли решение Главы Муниципального образования о проведении конкурса
25.07.2016 08:37 ответов: 2
Включено ли решение Главы Муниципального образования о проведении конкурса
22.07.2016 17:25 ответов: 1
Презюмирует ли Семейный кодекс совместное проживание супругов.

12. На чьем балансе находятся уличные водопроводные сети в Украине.

12.1. Здравствуйте.
Вы можете выбрать юриста Вашей страны через поисковик сайта.

13. Пожалуйста на чем балансе находятся уличные водопроводные сети в Украине.

13.1. Здравствуйте.
Вы можете выбрать юриста Вашей страны через поисковик сайта, Светлана.

13.2. Здравствуйте Светлана!
По общему правилу водопроводные сети до ввода в дом ,являются собственностью и состоят на балансе поставщика услуг водоснабжения- Водоканала или другой организации имеющей лицензию на центральное водоснабжение.

14. Администрация сельского поселения не оплатила уличные распределительные сети газоснабжения. Поэтому ОАО Газпром газораспредение Уфа не осуществляет подключение газа к жилому дому.
Помогите написать претензию к главе администрации села.

14.1. вам нужно обратиться в прокуратуру, по результатам ее проверки, сможете обратиться в суд с требованием об устранении нарушений вашего права — ст. 304 ГК

15. Для формирования участка под улично-дорожную сеть необходимо изъять часть участка поставленного на кадастровый учет ИЖС с сервитутом на изымаемую часть. На указанном участке расположен отдельностоящий гараж своей частью находится на участке с сервитутом. Как освободить участок, частично разобрать гараж или снести и возможно ли за счет бюджета построить заново в новых границах.

15.1. Для формирования участка под улично-дорожную сеть необходимо изъять часть участка поставленного на кадастровый учет ИЖС с сервитутом на изымаемую часть.
—путём выплаты собственнику за часть земли и гараж. а при его отказе. обращаться в суд и там решать этот вопрос

16. Вопрос про уличное освещение. Представляю администрацию сельского поселения. Электрические сети, опоры, уличные светильники не в нашей собственности, а в собственности муниципального района. Всё это имущество передано в аренду специализированному предприятию. Обязана ли наша сельская администрация МО СОДЕРЖАТЬ имущество, предназначенное для уличного освещения? С уважением Ольга. Спасибо.

16.1. смотря на каких условиях вы отдавали имущество в аренду — см. ст. 210 ГК
Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

16.2. Полагаю, что по договору аренды указанное вами предприятие обязано обслуживать данную инфраструктуру. Сельское поселение отношения к этом не имеет, несмотря на то, что все это расположено на территории поселения.

17. Ресурсоснабжающая организация решила поменять водопроводные уличные сети в частном секторе по своей инициативе, без согласования с потребителями воды. Должны ли в этом случае потребители оплачивать сами переподключение к новой сети? Или это должно быть выполнено за счет средств ресурсоснабжающей организации?

17.1. Это должно быть проведено за счет инициатора

18. В градзаключении имеется формулировка: В пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти МО Тарко-Сале может допускаться (при соблюдении запретов федеральных законов на приватизацию земельных участков на территориях общего пользования и без отчуждения земельных участков территорий общего пользования, включая территории улично-дорожной сети в частную собственность) размещение объектов капитального строительства в соответствии с требованиями федерального законодательства. Вопрос: Под федеральным законодательством подразумевается Градостроительный кодекс? Если да, то в какой статье указан запрет или разрешение капитального строительства на вышеупомянутых территориях? Или есть еще какой то федеральный закон, регламентирующий кап. строительство на таких территориях? Спасибо.

18.1. Здравствуйте. Их не мало, но основные — ГрКс РФ и Земельный кодекс РФ + акты муниципальных органов, а также региональные законы

19. У нас на улице газ был проведен в 2007 году я провела в 2014. Должна ли я оплачивать уличную сеть?

19.1. Нет, не должны оплачивать.

20. Интересует вопрос у нас по улице проводили уличную газовую сеть в 2006 году у м еня есть справка что я участвовала в строительстве есть квитанция от 2008 года об уплате денег. На то время у нас дом был на 2 хозяина. Инициативная группа решила что каждый хозяин должен платить каждый за себя мой сосед газ в дом провел я оплатила но подвести не смогла из за финансовых трудностей в 2012 году я выкупила у соседа вторую половину дома. Потребность в подводке газа не нужна. Подскажите каким образом я могу вернуть свои деньги.

20.1. Вы можете начать с обращения в организацию, выдавшую справку, с требованием о возврате уплаченных денежных средств, в случае их неответа или отказа- обратиться в суд. Однако, ответчик может применить срок исковой давности, т.к.прошло 7 лет, и все Ваши хлопоты будут напрасны.
С уважением, адвокат Курилова М.А. Курск.,

21. Должна ли я заключать Договор и платить за ежеквартальное обслуживание уличных газовых сетей? Я физическое лицо. В собственности нежилое помещение. Которое я сдаю в аренду.

21.1. Нет, не обязаны.

22. Энерго сеть решила установить дополнительно уличные эл.счётчики игнорируя домашние теперь мне инвалиду за каждым разом бегать на улицу если вдруг выбьет автомат, или кому то не понравится он может отключить автомат теперь будим на побегушках, что мне делать.

22.1. Обратитесь с жалобой в прокуратуру.

23. Сломался уличный счётчик, живем в селе, написали заявление сразу на замену, электро сети сказали что замена бесплатно, прошло около двух месяцев тишина, узнал на днях, сказали что нет счётчиков в Липецке, а обращался Елецкие электрические сети, что делать?

23.1. Здравствуйте!
Напишите жалобу в УФАС.

24. На подряде у моей организации сети уличного освещения (принадлежат поселению). Инспектора ГИБДД выписывают штраф за нерабочие фонари, даже если они перегорели только что. Есть ли нормы устранения дефектов и правомерны действия работников ГИБДД?

24.1. Все правильно они делают.

25. Я провожу газ и соседи с улицы сказали что я должна оплатить уличную сеть. Когда уличная сеть принадлежит облрайгазу?

25.1. Я провожу газ и соседи с улицы сказали что я должна оплатить уличную сеть.когда уличная сеть принадлежит облрайгазу?
—полагаю что провели её как раз соседи и за собственные средства.

26. Если электрические сети городского уличного освещения находятся на балансе электроснабжающей организации, вправе ли администрация города проводить аукционы по выбору подрядной организации на техническое обслуживание объектов уличного освещения? Либо они монополисты.

26.1. Теоретически — вправе. Нахождение на балансе — не есть обязательство проводить своими силами такое обслуживание.

27. Кто оплачивает подведение газопровода от уличной сети до границ домовладения собственника? Этот вариант указан областным судом-как единственно возможный в связи с отказом всех соседей на наземную газификацию, цена на него невероятная, есть ли возможность подвод к забору осуществить хотя бы немного дешевле? Горгаз утверждает, что только за полную стоимость. Заранее спасибо.

27.1. Уважаемая Лариса! Если вы не относитесь к льготной категории лиц, то вам действительно нужно будет оплачивать полную стоимость, однако если в дальнейшем соседи захотят сделать врезку в вашу трубу, они будут брать у вас разрешение, а также выплачивать определенную сумму от стоимость проведенной вами газовой трубы. Других вариантов к сожалению нет.

Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Комментарий к статье 262

1. Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как «территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Территории общего пользования в городах и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления» (ст. 40 Градостроительного кодекса).

Земельные участки общего пользования могут создаваться также в групповых интересах в таких некоммерческих объединениях граждан, как садоводческие, огороднические и дачные (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан). С этой целью члены садоводческого, огороднического и дачного потребительского кооператива могут объединить паевые взносы, чтобы создать имущество общего пользования, находящееся в кооперативной собственности юридического лица. Часть такого рода имущества может выделяться в неделимый фонд (ст. 4 названного Закона). В их числе — земельный участок.

Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа. Хотя могут быть выделены подзоны, где градостроительным регламентом устанавливаются особенности использования территорий, связанные с земельным законодательством (см. коммент. к ст. 260), законодательством об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» — СЗ РФ, 2002, N 2, ст. 133) и законодательством об охране памятников истории и культуры (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» — СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) (далее — Закон об объектах культурного наследия).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон поселений и не подлежат приватизации. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т. ч. занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85 Земельного кодекса). В составе природных зон могут выделяться зеленые зоны как общедоступные, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции; в их границах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим. Если они федерального значения, то правовой режим устанавливается постановлениями федеральных органов государственной власти; если это территории регионального или местного значения, то постановлениями органов государственной власти субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления. В их числе — памятники природы, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, земли, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут быть использованы для профилактики и лечения заболеваний. Так, границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ (см. Положение об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425 — СЗ РФ, 1996, N 51, ст. 5798).

2. В п. 2 комментируемой статьи заложена презумпция четкого обозначения границ индивидуально определенного земельного участка, находящегося в собственности. Если этого не сделано, то п. 2 комментируемой статьи устанавливает сервитут прохода для любого лица через участок при соблюдении двух условий — проходящий не причинит ущерба или беспокойства собственнику, а равно и субъекту иного вещного права на этот участок (не будет пользоваться урожаем на этом участке, протаптывать тропинку, шуметь).

Статья 263. Застройка земельного участка

Комментарий к статье 263

1. Правовая возможность застройки, возникающая у собственника земельного участка, — одно из важных распорядительных правомочий субъекта права собственности (см. коммент. к ст. 260). Однако это правомочие не носит абсолютного характера. Его усмотрение, собственное решение об использовании предоставленного земельного участка подчиняется закону, иным нормативным правовым актам, не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (см. коммент. к ст. 209). То же касается решения собственника осуществлять перестройку зданий, строений и сооружений либо их снос. Эти же правила действуют, если собственник разрешает строить на своем участке неограниченному или неопределенному числу других лиц. К ним относятся и члены его семьи, и лица, установившие с ним семейные связи, но продолжающие проживать совместно с ним и пользующиеся этим же земельным участком, а равно и не проживающие совместно с ним, т.е. любые лица по его усмотрению. Его волеизъявление является первичным, но не решающим.

Если земельный участок или здание, строение, сооружение на этом участке находится в общей совместной или долевой собственности, то применяются общие правила, установленные в гл. 16 (см. коммент. к ст. 247, 249, 253, 256, 257, 259), гл. 7 Семейного кодекса, ст. 4, 6 — 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Комментируемая статья указывает на специальное законодательство, которому должно быть подчинено право собственника на строительство зданий, строений, сооружений, их перестройку, снос. Это градостроительное законодательство (Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 17.11.95 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 47, ст.

4473), строительные нормы и правила, утвержденные Госстроем СССР и России, действующие в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (СЗ РФ, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Их требования к строительному производству подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей цели: а) защиты жизни и здоровья граждан, их имущества или имущества юридических лиц, государственного (муниципального) имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Естественно, подлежат обязательному соблюдению требования о целевом назначении земельного участка (см. коммент. к п. 2 ст. 260), которое неразрывно связано с разрешенным использованием, обусловленным категорией земель и территориальной зоной. Так, на землях особо охраняемых территорий и объектов, в частности на землях государственных природных заповедников, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Частично хозяйственное и рекреационное использование возможно на специально выделенных земельных участках и на условиях специально установленного для них особого правового режима.

К входящим в эту категорию землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов применяется, помимо Земельного кодекса (ст. 96), также специальный Федеральный закон от 23.02.95 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713).

На землях рекреационного значения (также входящих в категорию особо охраняемых территорий и объектов) запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению; то же касается земель историко-культурного назначения (ст. 99 Земельного кодекса). На отдельных землях историко-культурного назначения, в т. ч. землях, где находятся объекты истории и культуры, подлежащие исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия, особый правовой режим которых запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель (см. Комментарий судебной практики: Вып. 8. М., 2002. С. 29 — 43).

К особо ценным землям относятся территории с природными объектами и объектами культурного наследия особой научной, историко-культурной ценности (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных, животных организмов и др.). Сведения о них указываются в документах государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 100 Земельного кодекса). Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 60) предусмотрено ведение Красной книги Российской Федерации, в которую заносятся животные и растения, если они находятся под угрозой исчезновения. Хозяйственная и иная деятельность, ведущая к негативному воздействию на природную среду, запрещена (ст. 59).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесом или нет, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги). Данные о границах этих земель заносятся в государственный земельный кадастр (ст. 101 Земельного кодекса). Лесные земли могут быть в установленном порядке переведены в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Временно не используемые нелесные земли могут быть арендованы на срок до пяти лет в целях сельскохозяйственного производства.

К землям водного фонда относятся территории, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, объектов (ст. 102 Земельного кодекса). На этих землях может вестись строительство и эксплуатация сооружений для обеспечения населения водой, государственных и муниципальных нужд. Здесь устанавливаются водоохранные зоны, имеющие особый правовой режим.

2. В комментируемой статье речь идет о сформированном и закрепленном на праве собственности земельном участке за гражданином (юридическим лицом). Он вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 Земельного кодекса).

Принципом земельного законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса) является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним других объектов недвижимости, где участок и определяет судьбу недвижимости. » Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации» (см. коммент. ст. 219), если возведенное здание, строение или сооружение не является самовольной постройкой (см. коммент. к ст. 222). На самовольную постройку не возникает право собственности, и она подлежит сносу, если создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке. И хотя здание, строение или сооружение возведены собственником земельного участка, они могут быть объявлены самовольными, если постройка нарушила установленный режим разрешенного использования или возведена без получения необходимого разрешения или с существенным нарушением градостроительных, а также строительных норм и правил. Таким образом, комментируемая статья уточняет распорядительное толкование содержания ст. 222 применительно к собственнику земельного участка.

Понятие земель общего пользования и их правовой режим Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 4 Гуманитарные науки 2010

УДК 349.414

ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ИХ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

З. Ф. Сафин, Э. Ф. Нигматуллина Аннотация

В статье раскрывается понятие земель общего пользования и анализируются некоторые теоретические и практические вопросы, связанные с правовым режимом их использования.

Ключевые слова: градостроительные регламенты, земельный участок, зона, красные линии, населенный пункт, общее пользование, приватизация, правовой режим, территориальное зонирование, территория.

Исследованию понятия земель общего пользования и их правового режима в юридической литературе уделено мало внимания. В основном эти вопросы подвергаются краткому освещению в учебной литературе по земельному праву в разделах, посвященных землям городов и иных населенных пунктов1. Между тем с теоретической и практической точек зрения правовой режим земель общего пользования современных городов и иных населенных пунктов уже давно должен был стать предметом самостоятельного изучения. Существует также необходимость в формулировке более честного и единообразного определения понятия этих земель.

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земли общего пользования в качестве самостоятельной категории либо в качестве самостоятельной территориальной зоны не выделяются. В ЗК РФ о них упоминается лишь в главе XV «Земли населенных пунктов». В соответствии со ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Помимо ЗК РФ о землях общего пользования говорится еще в двух федеральных законах: Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 138-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее -Закон о приватизации).

Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том

1 См. .

числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).

По Закону о приватизации отчуждению (приватизации) не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) (абз. 7 п. 8 ст. 28).

Как видно, в зависимости от предмета регулирования и отраслевой принадлежности в законах земли общего пользования называются по-разному. В ЗК РФ это земельные участки общего пользования, в Гр.К РФ — территории общего пользования, а в Законе о приватизации — земли общего пользования. Земельные участки, находящиеся в их составе, не могут быть отчуждены.

Между тем ЗК РФ понятию земельного участка придает несколько иной смысл. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основным среди них, безусловно, является Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» . В соответствии с этим законом объектами кадастрового учета являются сведения об учтенном недвижимом имуществе, а также сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Земельный участок, как недвижимое имущество, также является объектом кадастрового учета.

Понятие «граница земельного участка» в действующих законах не раскрывается1 . На определенных этапах регулирования земельных отношений это понятие давалось лишь на уровне нормативных актов субъектов Российской Федерации. Так, Временным положением о регистрации и оформлении документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость в г. Санкт-Петербурге, утвержденным Комитетом по земельным ресурсам г. Санкт-Петербурга от 29 декабря 1994 г. № 87, под границей земельного участка понимался замкнутый контур, территориально ограничивающий земельный участок, состоящий из определенных в установленном порядке линий между межевыми знаками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Границы земель общего пользования обозначаются красными линиями независимо от того, сформированы на них отдельные земельные участки или нет. Сами же земли общего пользования кадастровому учету не подлежат. Вряд ли правильно называть эти земли территориями общего пользования. Это приводит на практике к смешению их с понятием «территориальные зоны». Земли общего пользования сами могут включаться в состав различных территориальных зон. Поэтому в федеральных законах необходимо закрепить единый термин «земли общего пользования».

1 В мировой практике существуют различные подходы к тому, что понимается под физической сущностью границы. Германская традиция в этом вопросе состоит в том, что граница трактуется как линия бесконечно малой толщины. В Англии практикуется концепция «Общей границы», то есть границы, отмеченной, например, канавой, межевой стеной или живой изгородью.

На основании норм действующего законодательства можно выделить основные признаки, характеризующие земли общего пользования и их правовой режим:

1) земли общего пользования располагаются в границах земель городов и иных населенных пунктов и включаются в состав различных территориальных зон;

2) границы земель общего пользования непосредственно обозначаются красными линиями;

3) они служат публичным интересам и выполняют социально-экономические, социально-бытовые, рекреационные и культурно-оздоровительные функции, поэтому ими пользуется неопределенный круг лиц;

4) они находятся в муниципальной или государственной собственности.

Указанные признаки существуют в единстве. Отсутствие хотя бы одного из

признаков лишает соответствующие земли правового режима земель общего пользования. По этим признакам земли общего пользования необходимо отличать также от аналогичных земельных участков, расположенных на территориях садоводческих некоммерческих объединений, участков, находящихся в составе общего имущества товариществ собственников жилья, участков, где установлен публичный сервитут. Последние, предназначаясь, по сути, для удовлетворения публичных интересов, в конечном итоге подчиняются иному правовому режиму.

Исходя из сказанного можно сформулировать следующее определение понятия земель общего пользования. Земли общего пользования представляют собой земли, расположенные в пределах границ земель городов и иных населенных пунктов в составе различных территориальных зон и обозначенные красными линиями, находящиеся в муниципальной либо государственной собственности, используемые в целях удовлетворения публичных интересов в соответствии с функциональным назначением этих земель.

Приведенное определение, на наш взгляд, дает возможность для более подробного анализа правового режима земель общего пользования, под которым прежде всего понимается совокупность правил их использования. Наиболее общие правила, содержащиеся в нормах соответствующих федеральных законов, нами уже были показаны. Основное правило — это подчинение их правового режима удовлетворению публичных интересов, а через них — и личного интереса. Соблюдая это правило, муниципальные образования могут разработать и принять соответствующие нормативные акты, конкретизирующие правила использования земель общего пользования.

Поэтому в ряде областей и краев РФ были приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие некоторые отношения по поводу земель общего пользования. Так, например, в г. Свободном действует Порядок использования земель общего пользования. В г. Воронеже принято положение о порядке оформления разрешительной документации на установку и эксплуатацию временных металлических гаражей на землях общего пользования. В г. Челябинске правовой режим использования земель общего пользования подробно регламентирован в Правилах застройки и землепользования в г. Челябинске.

В соответствии с этими Правилами под городскими землями общего пользования понимаются земли, предназначенные для развития муниципальной инфра-

структуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, а также земли, отведенные во временное использование для установки на них некапитальных зданий и сооружений .

К перечню видов городских земель общего пользования отнесены:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) лесопарки, парки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории культурно-бытового назначения;

2) площади, дороги, улицы, проезды, набережные, полигоны, кладбища1 и другие территории, предназначенные для развития муниципальной инфраструктуры;

3) свободные от застройки городские территории, являющиеся, в соответствии с градостроительной документацией, вышеперечисленными землями общего пользования;

4) земли, отведенные во временное использование для размещения на них некапитальных зданий и сооружений;

5) застроенные или частично застроенные городские территории, являющиеся, в соответствии с градостроительной документацией, вышеперечисленными землями общего пользования;

6) территории, функционально существующие как земли общего пользования (площади, дороги, скверы и т. п.), под которыми или над которыми располагаются капитальные сооружения (п. 3.1 Правил).

Подобная практика регулирования сложилась не случайно. Она продиктована отсутствием легального (законодательного) определения понятия земель общего пользования и их перечня.

Как уже было отмечено, ЗК РФ не предусматривает выделение земель общего пользования в отдельные территориальные зоны. Они могут включаться в одну или несколько территориальных зон. Вместе с тем в соответствии с п. 2

ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки в границах территорий общего пользования градостроительный регламент не распространяется. Это означает, что независимо от того, в какой территориальной зоне будет находиться земельный участок в составе земель общего пользования, к нему не будет применяться градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны.

Без нарушения правового режима в целом на этих землях для размещения временных объектов (киосков, павильонов и т. д.) могут быть выделены отдельные земельные участки с определением границ их месторасположения. Так, в г. Казани, в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в г. Казани, объекты мелкорозничной торговли (киоски, павильоны, летнее кафе, точки реализации бахчевых культур) могут размещаться на земельных участках, предоставленных на условиях краткосрочной аренды, вдоль автомобильных дорог, на перекрестках автомагистралей и остановках общественного транспорта .

Границы земель общего пользования обозначаются в документах территориального планирования муниципального образования красными линиями, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые)

1 Обладая признаками земель общего пользования, земельные участки, на которых располагаются полигоны, кладбища, всё же относятся к территориальной зоне специального назначения.

границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты). Следовательно, в населенных пунктах красными линиями обозначаются не только территории общего пользования, но и территории, где расположены линейные объекты.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий поселений. Красные линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами планировки территории, проектах межевания, планировки магистралей, улиц и площадей, инженерно-транспортных коммуникаций.

В соответствии с п. 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (утв. постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30) корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы в городах ведется активная работа по уточнению, разработке и утверждению проектов межевания земельных участков на территориях жилых кварталов. В результате часть земель общего пользования оказались отведенными в состав общего имущества товариществ собственников жилья, потеряв тем самым такой свой сущностный признак, как доступность их для неопределенного круга лиц. Не вызывает сомнения, что городские власти при этом достигают двоякой цели: увеличения налоговых сборов в бюджет и определенного упорядочения землепользования.

Так, в г. Казани во исполнение решения Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2005 г. № 2-3 «О земельном налоге» в целях обеспечения поступления земельного налога в бюджет муниципального образования г. Казани было принято решение о разработке проектов межевания территорий, на которых расположены многоквартирные жилые дома. 27 октября 2008 г. постановлениями Руководителя исполкома г. Казани были утверждены проекты межевания городской территории и сформированы земельные участки, занимаемые многоквартирными жилыми домами, характеризующиеся обособленной и функциональной целостностью (проезды, тротуары, внутридворовые дороги и площадки, автомобильные стоянки и т. д.) .

Однако следует отметить, что значительная часть территории современного российского города представляет собой результат активного и массового воплощения свободной планировки жилых кварталов. В результате многие объекты повседневного быта (тротуары, проезды, мусоросборники, детские площадки, территории для парковки автомобилей и др.) оказались расположенными на участках земель общего пользования. Во многих жилых кварталах сложилась

ситуация, когда жильцы одного и того же дома, но разных подъездов пользуются различными объектами благоустройства, в то время как жильцы различных домов, напротив, одним. В этой связи максимальный учет роли и значения земель общего пользования при разработке и утверждении проектов межевания является особенно важным. В результате межевания каждый сформированный земельный участок должен быть обеспечен выездом на городскую уличную сеть, то есть должно быть совмещение линий транзитных пешеходных путей и внутриквартальных проездов.

Утвержденные проекты межевания в г. Казани, на наш взгляд, разорвали фактически сложившуюся функциональную и инфраструктурную целостность территории многих жилых кварталов. При этом практически не были учтены особенности правового режима земель общего пользования в целом и игнорированы требования п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

ЗК РФ и Закон о приватизации запрещают приватизацию земельных участков, расположенных на землях общего пользования. При этом ЗК РФ закрепляет такой запрет безотносительно того, застроен конкретный земельный участок или нет, а закон о приватизации имеет в виду земельные участки, где расположены приватизированные капитальные здания, сооружения.

В юридической литературе и судебной практике сложились две противоположных позиции по поводу обоснованности такого положения. Так, по мнению И.А. Иконицкой, совершенно обоснованно признаются земельными участками, изъятыми из оборота, в частности, такие земли, как земли общего пользования . По мнению же Г. Эйриян, отчуждение имущества (в частности, земельного участка) сопряжено с переходом не только права собственности, но и права аренды. Последнее обстоятельство нужно рассматривать скорее как некорректную формулировку нормы права, а не как отождествление земельных участков, изъятых из оборота, и участков, не подлежащих приватизации .

На практике в основном споры возникают в связи с необходимостью приобретения в собственность земельных участков, на которых расположены приватизированные объекты капитального строительства и которые оказались в пределах границ красных линий (на землях общего пользования, на землях, на которых находятся линейные объекты).

Арбитражные суды, как правило, отказывают в удовлетворении требований собственников строений и сооружений, ссылаясь при этом на ЗК РФ и Закон о приватизации1.

Однако, имеется и противоположная судебная практика. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своем постановлении от 19 января 2006 г. № Ф08-6405/05 указал, что возведенное в установленном порядке строение на земельном участке в составе земли общего пользования меняет его назначение и, следовательно, земельный участок перестает быть территорией общего пользования и может быть отчужден.

1 Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 14 апреля 2004 г. № А-58/04 ; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2008 г. № А57-10939/07-39; Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 августа 2008 г. по делу № А76-7399/2008-50-176 .

На наш взгляд, при решении этого вопроса необходимо учитывать каждую конкретную ситуацию. В этом смысле представляется более обоснованной позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанная в постановлении от 19 мая 2009 г. № 1067/09 . По мнению Президиума ВАС РФ, суды обязаны рассматривать генеральный план развития города как доказательство наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих приватизации земельных участков в составе земель общего пользования, занимаемых зданиями, строениями и сооружениями.

Безусловно, незастроенные земельные участки из земель общего пользования не могут быть приватизированы. Застроенные участки предоставляются собственникам зданий, строений и сооружений, как правило, в аренду. А в соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором. В связи с этим даже передача таких участков только в аренду, а не в собственность затрудняет соблюдение правового режима земель общего пользования. При такой ситуации, на наш взгляд, необходимо в законодательном порядке разрешить приватизацию земельных участков из земель общего пользования, застроенных объектами инфраструктуры, социального и культурно-бытового значения, с учетом генерального плана развития населенного пункта и проектов планировки и застройки их территории.

Было бы неверным понимать земли общего пользования исключительно как территории незастроенные и в перспективе незастраиваемые. Значительное число таких земель представляют собой застроенные или по меньшей мере благоустроенные территории, в отношении которых возможна та или иная градостроительная деятельность.

Поэтому, учитывая крупномасштабную застройку территорий населенных пунктов, на наш взгляд, следует ввести градостроительные регламенты на земли общего пользования и разрешить строительство социально значимых объектов при условии соблюдения режима территориальных зон населенных пунктов и установления публичных сервитутов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z.F. Safin, E.F. Nigmatullina. The Concept of Common-Use Lands and Their Legal Regime.

Литература

1. Боголюбов С.А. Земельное право. — М.: Высш. образов., 2006. — 413 с.

2. Крассов О.И. Земельное право. — М.: Юрист, 2007. — 671 с.

3. Шейнин Л.Б. Земельное право России. — М.: Эксмо, 2007. — 351 с.

4. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

5. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: // СЗ РФ. -2005. — № 1 (ч. 1). — Ст. 16.

6. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества Российская Федерация: // СЗ РФ. — 2001. — № 4. — Ст. 251.

7. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости: // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4017.

8. Решение Свободненского городского совета народных депутатов от 3 ноября 2005 г. № 71 » Об утверждении Порядка использования земель общего пользования на территории города Свободного» // СПС «Гарант». — иКЬ: http://www.garant.ru.

9. Правила застройки и землепользования в городе Челябинске, утвержденные решением Челябинской городской думы от 18 августа 1998 г. № 27/7 // Вечерний Челябинск. — 1998. — № 170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Решение Казанской городской думы от 23 августа 2006 г. № 49-11 «Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в городе Казани» // Казанские ведомости. — 2006. — № 192.

11. Постановление Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30 о принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» / Госстрой РФ. — М.: ГУП ЦПП, 1999.

12. Постановление руководителя исполнительного комитета г. Казани от 27 октября 2008 г. «Об утверждении проектов межевания многоквартирных жилых домов» // Казанские ведомости. — 2008. — № 226.

13. Иконицкая И. Новый Земельный кодекс РФ: некоторые проблемы теории и практики применения // Государство и право. — 2002. — № 6. — С. 7-12.

14. Эйриян Г. Об особенностях правового режима земельных участков в пределах водоохранных зон // Хозяйство и право. — № 2. — 2009. — С. 102-109.

15. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2006 г. № Ф08-6405/05. — иКЬ: http://faspo.arbitr.ru.

16. Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 14 апреля 2004 г. № А-58/04. — иКЬ: http://faspo.arbitr.ru.

17. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2008 г. № А 57-10939/07-39. — иИЬ: http://faspo.arbitr.ru.

18. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 августа 2008 г. по делу № А76-7399/2008-50-176. — иИЬ: http://faspo.arbitr.ru.

19. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19 мая 2009 г. № 1067/09. — иКЬ: http://faspo.arbitr.ru.

Поступила в редакцию 06.05.10

Сафин Завдат Файзрахманович — доктор юридических наук, профессор кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета.

Нигматуллина Эльмира Фаатовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета.

Время чтения: 6 минут

Если земля никем не используется, она может казаться бесхозной. Для владельца сопредельного участка велик соблазн приобщить ее к своей территории. Но каждый земельный участок в РФ принадлежит организациям, гражданам или государству в лице муниципалитета, региональной или федеральной власти. Самовольное его присвоение – противоправное деяние. Закон определяет и ответственность за самозахват земли в 2019 году.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Порядок легализации занятого участка

Уладив все спорные вопросы с собственником, можно попытаться узаконить самозахват. Для начала необходимо подать заявление в местную администрацию о перераспределении земли. К этому моменту должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности на надел, а также составлен план межевания территории.

Если положительное решение получено, на землю нужно оформить кадастровый паспорт. Для этого к перечисленным выше документам следует приложить:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • геодезический план территории;
  • документ о владении участком;
  • паспорт гражданина РФ.

Вот и все, что нужно знать о том, как узаконить участок земли прирезанным самозахватом.

После приема документов сотрудники Росреестра в течение 5 рабочих дней обязаны изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, согласно положениям .

Отдельная процедура – регистрация права на участок. Необходимо написать еще одно заявление и уплатить предусмотренную пошлину. Кроме того, нужно предоставить документы, подтверждающие:

  • отчуждение земли,
  • покупку,
  • владение наделом.

Если соискатель будет следовать инструкции, как оформить землю в собственность, его действия почти наверняка увенчаются успехом. Главное, чтобы он не пытался обойти закон и старался избежать разногласий с третьими лицами.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *