Содержание

Как инвалиду получить то, что положено по ИПР

Как родителям получить кресло-коляску для ребенка инвалида? Как обеспечить пожилого родственника подгузниками для взрослых? Какие технические приспособления положены глухим?

Собака — поводырь с комплектом снаряжения входит в перечень «средств технической реабилитации». Фото: диакон Андрей Радкевич

Существуют вещи, без которых инвалиду не обойтись. Бывают и такие, которые просто повышают качество его жизни. На языке медиков и юристов эти предметы называются «технические средства реабилитации». Государство гарантирует бесплатное предоставление многих из них. Тем не менее, чтобы получить необходимое устройство быстро и без проблем, надо соблюдать определенные «правила игры».

Кресло-коляска

Фото: диакон Андрей Радкевич

Елена Заблоцкис, юрист Центра лечебной педагогики, рассказала, какие шаги должны предпринять родители, чтобы получить для ребенка-инвалида необходимую разновидность кресла-коляски.

Шаг 1. Подготовка к медико-социальной экспертизе

Включение любых технических средств реабилитации (ТСР) в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) происходит в процессе медико-социальной экспертизы (МСЭ).

После прохождения МСЭ человек получает два документа: справку об инвалидности и ИПРА. Чтобы последняя бумага была заполнена правильно, об этом нужно заботиться уже тогда, когда семья впервые обращается к лечащему врачу ребенка по поводу установления инвалидности.

По стандартной процедуре ребенка направляют на диспансеризацию ко всем необходимым врачам. Родителям важно при этом отследить, чтобы все врачи записали свои рекомендации как можно детальнее. Если речь идет о коляске, то профильным врачом может быть невролог, ортопед, хирург, и этот специалист должен подробно описать, какая именно коляска нужна ребенку.

Существует документ, которым обычно руководствуются врачи: это «Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации». В нем перечислены заболевания, при которых выдаются те или иные ТСР, а также противопоказания, при которых использование конкретного технического средства пациенту запрещено. Тем не менее, напоминать врачу о записи рекомендаций все равно необходимо.

Елена Заблоцкис советует не ограничиваться посещением одного специалиста, а обратиться в разные лечебные организации, в том числе негосударственные, имеющие соответствующую лицензию. При этом врачу, составляющему направление на МСЭ, надо предоставить абсолютно все собранные рекомендации, хотя он и не обязан включать в документ каждую из них, так как имеет право на собственное профессиональное мнение.

Шаг 2. Медико-социальная экспертиза

Получив направление, родители идут записывать ребенка на МСЭ. Важно приобщить к документу копии тех рекомендаций, которые не были в него включены, продолжает Елена Заблоцкис. Копии надо сопроводить заявлением: просим при проведении МСЭ учесть рекомендации таких-то специалистов.

В ходе МСЭ составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). В форме этого документа есть раздел, посвященный ТСР, который делится для детей-инвалидов на три подраздела (для взрослых – на два). Первый – это ТСР, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета и включены в федеральный перечень. Второй – ТСР, которые обеспечиваются за счет субъекта Российской Федерации (в каждом регионе есть отдельный перечень), или за свой счет. Третий – услуги и средства реабилитации, которые можно приобрести за счет средств материнского капитала.

Родителям надо заранее ознакомиться со всеми перечнями – и с федеральным, и с региональным, и с перечнем того, что можно получить за счет материнского капитала. А затем просить МСЭ – лучше письменно, зарегистрировав свою просьбу как входящий документ – о включении всего необходимого в ИПРА.

Зачем это делать? Врачи не всегда досконально изучают эти перечни, отмечает Елена Заблоцкис.

Елена Заблоцкис, юрист Центра лечебной педагогики. Фото с сайта ccp.org.ru

Кроме того, родители должны отследить, чтобы характеристики необходимой коляски были адекватно отражены в ИПРА. Особенно важно это может быть для детей со множественными нарушениями развития. Коляска, которая не соответствует потребностям ребенка, вызывает риски вторичных осложнений.

Если в ИПРА не попадает ТСР с необходимыми для ребенка характеристиками, то этот документ можно обжаловать в течение месяца. Основанием для обжалования является рекомендация специалиста.

Шаг 3. Получение технического средства

В регионах уполномоченным органом, выдающим ТСР, может быть Фонд социального страхования или орган исполнительной власти субъекта федерации (департамент социальной защиты, например).

Пишется заявление: прошу обеспечить меня в соответствии с ИПРА таким-то ТСР.

Если в наличии есть коляски, подходящие по своим характеристикам для конкретного ребенка, то подбирается одна из них. Если их нет, то уполномоченный орган должен провести торги для закупки соответствующих колясок.

Здесь выходят на первый план рекомендации ИПРА – насколько они подробны. Родителю могут сказать: есть только такие коляски, берите, других не будет. Если предложенная коляска не соответствует рекомендациям ИПРА, то родитель пишет заявление и просто констатирует этот факт. Если же коляска не подходит только с точки зрения родителя, то ему придется подробно написать в своем заявлении, почему не подходит коляска, может быть, даже опять обратиться к врачу, чтобы тот более точно перечислил характеристики нужного ТСР.

Бывает, что получение ТСР затягивается. В таком случае надо жаловаться в вышестоящий орган, по подчиненности, советует юрист. Если вы уже везде пожаловались, а «воз и ныне там», значит, надо идти в прокуратуру.

Шаг 4. Если вы сами купили ТСР

Вы можете самостоятельно купить кресло-коляску для ребенка-инвалида, а потом получить компенсацию от государства. Елена Заблоцкис рекомендует сначала запросить в письменной форме размер компенсации по конкретному виду коляски. Этот размер определяется по последней закупке. То есть вам дадут ровно столько денег, сколько потратило государство на аналогичный товар, когда приобретало его в последний раз.

Если, получив ответ, семья принимает решение купить ТСР самостоятельно, важно проследить, чтобы документы о покупке были оформлены надлежащим образом. Из них должно быть ясно видно, какая именно коляска была приобретена.

Затем семья обращается в уполномоченный орган с заявлением о компенсации, с приложением документов о покупке. Если выплата компенсации затягивается, юрист вновь советует писать жалобы или даже обращаться в прокуратуру.

Фото: диакон Андрей Радкевич

Шаг 5. Кресло-коляска сломалось

Эта ситуация урегулирована законодательно. Если кресло-коляска вышло из строя, нужно обращаться в уполномоченный орган (департамент соцзащиты или ФСС, в зависимости от региона) с заявлением о проведении медико-технической экспертизы. Специалисты оценят ТСР с точки зрения возможности его ремонта. На основании их заключения кресло-коляску отремонтируют за государственный счет, или же выдадут новое.

Родители могут сами отремонтировать ТСР, основываясь на заключении медико-технической экспертизы, а потом получить компенсацию.

Показания и противопоказания

Согласно законодательству, показаниями для получения кресла-коляски могут быть стойкие «выраженные» или «значительно выраженные» (II и I группы инвалидности) нарушения двигательных функций, вызванные заболеваниями суставов, позвоночника, центральной и периферической нервной системы. Нарушения той же степени выраженности функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и т.д. А также «умеренные» нарушения (III группа инвалидности), связанные с ампутацией одного бедра или двух стоп.

В случае, если «выраженные» нарушения имеются и в функциях верхних конечностей, а также в случае системных заболеваний костно-мышечной системы и определенных нарушений функций кровообращения и дыхания, рекомендуется использование коляски с электроприводом.

Этот вид ТСР противопоказан, если инвалиду нельзя сидеть. Кроме того, коляски с электроприводом нельзя использовать, если у пациента тяжелое психическое расстройство или некоторые другие заболевания.

Сроки, на которые выдаются кресла-коляски: комнатные с ручным приводом – не менее 6 лет; прогулочные с ручным приводом – не менее 4 лет; с электроприводом – не менее 5 лет.

Подгузники для взрослых

Благотворительный фонд «София» подготовил для «Милосердия.ru» «дорожную карту», как получить бесплатно подгузники для взрослых. Источник информации – один из московских территориальных Центров социального обслуживания.

Шаг 1

Врач-терапевт районной поликлиники делает запись в карте о необходимости прохождения МСЭ. Он же выдает «посыльный лист», с которым пациент начинает обход врачей для разработки ИПРА.

Шаг 2

ИПРА составляется в Бюро МСЭ. Этот документ должен обязательно выдаваться на руки вместе с «розовой» справкой об инвалидности.

В ИПРА, помимо других рекомендаций, вписывают и необходимые человеку ТСР, в том числе абсорбирующее белье (простыни, пеленки) и подгузники – то, что нужно при конкретном заболевании, и в том количестве, которое укажет врач.

В случае, если человек не согласен с содержанием ИПРА, он может обжаловать его в вышестоящем Бюро МСЭ.

Шаг 3

Абсорбирующее белье и подгузники выдаются в Пункте выдачи ТСР в территориальном центре социального обслуживания (ТЦСО) по ИПРА. При постановке на обслуживание в ТЦСО понадобятся паспорт, справка об инвалидности, ИПРА, паспорт доверенного лица, получающего ТСР, СНИЛС, медицинский полис.

При получении этого вида ТСР может возникнуть только одна трудность: его выдают раз в месяц, сразу на весь месяц. Поэтому необходим транспорт или помощники для доставки на дом (это правило действует в том ТЦСО, который предоставил информацию, возможно, в других местах можно получать абсорбирующее белье и подгузники не раз в месяц, а чаще).

Купить этот вид ТСР можно самостоятельно, а потом получить компенсацию по отпускным ценам Департамента труда и социальной защиты, точную сумму надо узнавать уже при получении ТСР. Раньше цены разнились, но сейчас практически не различаются.

Фото: диакон Андрей Радкевич

Подгузники выдают инвалидам с выраженными или значительно выраженными (II и I группы) нарушениями функции выделения. Противопоказанием является аллергическая реакция на материал подгузников. Срок пользования изделием – не более 8 часов.

Телефонное устройство с текстовым выходом

Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов. Фото с сайта rgsu.ne

Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов рассказал «Милосердию.ru», какие «камни преткновения» можно встретить, получая техническое средство реабилитации для глухих.

«В свое время мы добились, чтобы в федеральный перечень технических средств и услуг для инвалидов, которые выдаются бесплатно, включили и телефоны с текстовым выходом, и телевизоры с телетекстом, слуховые аппараты, световые и вибрационные сигнализаторы звука», – сообщил он.

Региональные отделения общества готовы оказывать помощь инвалидам в получении всех этих приспособлений, а также в получении услуги сурдоперевода, напомнил Иванов. Зачем такая помощь нужна?

Сотрудники медико-социальной экспертизы могут просто не вписать в ИПРА необходимое для конкретного человека устройство. «Зачем глухому телефон, рассуждают они, – пояснил Иванов. – Мы говорим, что это глупости. Ведь можно и СМС передавать, и видеоизображения. Мобильные телефоны крайне необходимы для глухих».

Если инвалид сам купит себе необходимое телефонное устройство, он должен быть готов к тому, что размер компенсации может оказаться очень маленьким. Например, 800 рублей, в то время как телефоны с необходимыми характеристиками стоят значительно дороже. Хотя, в некоторых регионах закупают достаточно качественные технические средства для глухих, отметил эксперт.

Александр Иванов рекомендует обращаться за консультацией в региональные отделения общества глухих еще на этапе подготовки к МСЭ и составлению ИПРА. Дело в том, что помимо федерального перечня ТСР, выдаваемых инвалиду за счет государства, в каждом регионе существует свой перечень. Не исключено, что какие-то виды необходимых глухим технических устройств можно отыскать там.

Иванов также советует инвалидам по слуху приходить на МСЭ в сопровождении сурдопереводчика, чтобы устранить любое недопонимание со стороны сотрудников экспертизы.

Главное – все делать вовремя, потому что опротестовать решение МСЭ и внести изменения в ИПРА можно только в течение месяца.

Что касается получения телефонного устройства, то в Москве этот вид ТСР предоставляет департамент социальной защиты, а в большинстве регионов – Фонд социального страхования, отметил Иванов. Выдают в Москве эти устройства по месту жительства, в Центрах социального обслуживания (ЦСО), сказал он.

Телефонные устройства с текстовым выходом выдают в случае нарушения слуховых функций на уровне I и II групп инвалидности. Противопоказанием является «острота зрения единственного или лучше видящего глаза менее 0,05 с коррекцией и/или концентрическое сужение поля зрения менее 10 градусов». Срок использования ТСР – не менее 7 лет.

Что такое ИПРА?

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – это оптимальный для данного инвалида, по мнению МСЭ, комплекс мер, призванных восстановить или компенсировать нарушенные функции его организма, а также помочь ему выполнять определенные виды деятельности.

ИПРА включает в себя оздоровительные мероприятия, технические средства реабилитации, а также ряд услуг. Такое же название носит и документ установленного образца, в котором перечислен комплекс мер, ТСР и услуг, положенных инвалиду.

В случае несогласия с содержанием ИПРА инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в региональное Главное бюро МСЭ.

При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПРА оформляется новое направление на МСЭ.

Существует федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставление которых государство гарантирует инвалиду. Он включает следующие пункты.

Реабилитационные мероприятия:

  1. Восстановительная терапия (включая лекарства).
  2. Реконструктивная хирургия.
  3. Санаторно-курортное лечение.
  4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
  5. Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации.

Технические средства реабилитации:

  1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
  2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
  3. Протезы и ортезы.
  4. Ортопедическая обувь.
  5. Противопролежневые матрацы и подушки.
  6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
  7. Специальная одежда.
  8. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
  9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
  10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
  11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
  12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
  13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
  14. Телефонные устройства с текстовым выходом.
  15. Голосообразующие аппараты.
  16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
  17. Абсорбирующее белье, подгузники.
  18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги:

  1. Ремонт технических средств реабилитации.
  2. Содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
  3. Предоставление услуг по переводу русского жестового языка.

Телефонное устройство с текстовым выходом арт. VC21244

Информация обновлена 10.12.2019

  • Компьютерная техника и ПО для слабовидящих и слепых510
    • Дисплеи Брайля 77
    • Принтеры Брайля 41
    • Видеоувеличители ручные 78
    • Видеоувеличители стационарные 107
    • Программное обеспечение 75
    • Органайзеры 4
    • Humanware 2
    • Дубликаторы текста 5
    • Тифлокомпьютеры 13
    • Сканирующие читающие машины 28
    • ещё разделы…2
  • Товары для людей с ограниченными возможностями565
    • Средства реабилитации 414
      • Реабилитационное оборудование 24
      • Восстановление навыков ходьбы 7
      • Виртуальная реабилитация 3
      • Малые средства реабилитации 29
      • Ходунки, каталки 123
      • Костыли 65
      • Трости 75
      • Противопролежневые изделия 23
      • Кресла-туалеты 28
      • Для полных 17
      • ещё разделы…0
    • Таблетницы 10
    • Ортопедическая обувь 23
      • Обувь на протезы и аппараты 1
      • Обувь для больных сахарным диабетом 11
      • Обувь ортопедическая малосложная 11
    • Ортопедические бандажи 13
      • Для поясничного отдела 1
      • Для верхних конечностей 3
      • Для грудного отдела 2
      • Для нижних конечностей 6
      • Для шейного отдела 1
    • Компрессионное белье 6
      • Колготы 1
      • Чулки 1
      • Гольфы 1
      • Диабетические носки 3
    • Тренажеры 33
      • Велотренажеры 8
      • Детские тренажеры 9
      • Прочие тренажеры 11
      • Степперы 2
      • Тренажеры АВ Series 2
      • Хула-Хупы 1
    • Хоз. товары 4
      • Открывалки 2
      • Щетки 2
    • Индивидуальное ортезирование 29
    • Функционально-корригирующие корсеты STABILO 31
    • Прочее 2
  • Оборудование для коррекционных учреждений, ДЦП1421
    • Клавиатуры, кнопки, джойстики 109
    • Коммуникаторы 60
    • Другие устройства 12
    • Дополнительные сенсорные экраны 8
    • Развивающие центры 15
    • Адаптированные игровые наборы 31
    • Адаптированные игрушки 77
    • Переключатели к игрушкам 6
    • Сенсорные комнаты 513
      • Интерактивные сухие бассейны 23
      • Интерактивное оборудование 163
      • Пузырьковые колонны и панели 27
      • Проекторы и светильники 34
      • Дополнительное оснащение 66
      • Тактильное оборудование 199
      • Комплекты оборудования 1
    • Вертикализаторы, ролляторы 20
    • ещё разделы…9
  • Медицинское оборудование383
    • Гинекология 5
    • Бальнеология 3
    • Диагностика 37
      • Наборы пробных очковых линз 8
      • Рентгенологическое оборудование 5
      • Электрокардиографы 5
      • Тонометры 7
      • Микроскопы 4
      • Центрифуги 3
      • Аквадистиляторы 1
      • Прочее диагностическое оборудование 4
    • Кислородное оборудование 144
      • Кислородные концентраторы 60
      • Аппараты для дыхательной терапии 65
      • Аппараты для кислородно-энергетической терапии 6
      • Коктейлеры 11
      • Торговые стойки для кислородных баров 2
    • Хирургия и реанимация 67
      • Операционные столы 10
      • Светильники хирургические 19
      • Хирургические отсасыватели 5
      • Дозаторы шприцевые и насосы инфузные 5
      • Мониторы прикроватные и пульсоксиметры 27
      • Деструкторы игл 1
    • Мониторы пациента 16
      • Мониторы пациента 7
      • Опции для Мониторов пациента 9
    • Наркозно-дыхательные аппараты 16
      • Наркозно-дыхательные аппараты 5
      • Опции для наркозно-дыхательных аппаратов 11
    • Аппараты искусственной вентиляции легких 28
      • Аппараты искусственной вентиляции легких 17
      • Опции для аппаратов искусственной вентиляции легких 11
    • Стерилизационное и дезинфекционное оборудование 26
      • Рециркуляторы 23
      • Камеры для хранения стерильных инструментов 3
    • Больничные тележки, каталки 13
    • ещё разделы…3
  • Медицинская мебель437
    • Кровати медицинские 107
      • Сопутствующие товары 40
      • Кровати медицинские функциональные механические 42
      • Кровати медицинские функциональные электрические 20
      • Кроватки медицинские детские 5
    • Двери Акровин 3
    • Комплекты мебели 10
    • Тумбы 37
    • Навесные тумбы 22
    • Столы лабораторные 42
    • Шкафы 45
    • Тележки 8
    • Кушетки, банкетки 10
    • Аэробоксы 4
    • ещё разделы…6
  • Массажное оборудование423
    • Массажные кресла 82
    • Физиотерапевтические кресла 4
    • Складные массажные столы 79
    • Стационарные массажные столы 20
    • Массажные накидки 23
    • Массажные кровати 6
    • Массажные подушки 13
    • Массажеры для головы 3
    • Массажные матрасы 6
    • Массажеры для ног 28
    • ещё разделы…12
  • Спортивное оборудование721
    • Теннис 34
    • Волейбол 26
    • Баскетбол 92
    • Футбол 34
    • Легкая атлетика 13
    • Гимнастика 81
    • Кардиотренажеры 74
    • Фитнес оборудование 51
    • Тренажеры для инвалидов 2
    • Многофункциональные спортивные, силовые тренажеры 83
    • ещё разделы…13
  • Средства обучения1582
    • Игровая зона детского сада 361
    • Кабинет начальных классов 241
    • Кабинет иностранных языков 3
    • Кабинет математики и информатики 43
    • Кабинет физики 164
    • Кабинет химии 35
    • Кабинет биологии 45
    • Кабинет географии 11
    • Кабинет технологии 152
    • Кабинет музыки, МХК и ИЗО 30
    • ещё разделы…3
  • Детские игровые комнаты2338
    • Мягкая игровая комната 384
      • Мягкие наборы и конструкторы 139
      • Сухие бассейны 37
      • Коврики и дорожки 23
      • Отдельные мягкие модули 57
      • Развивающая среда 66
      • Игровая среда 62
    • Уличное оборудование 599
      • Мягкое физ. оборудование 89
      • Маты 51
      • Зал ЛФК 299
      • Инвентарь для бассейна 9
    • Развивающие игры и игрушки 1091
      • Монтессори 576
      • Развивающие игрушки 253
      • Конструкторы 19
      • Логические игры 66
      • Театрализованная деятельность 126
      • Флексика 9
      • Сюжетно-ролевые игры, тематические комплекты 42
    • Игровые комплекты по ОБЖ 30
    • Батуты 7
    • Мебель 227
      • Мягкая мебель 68
      • Каркасная мебель 154
      • Уход за ребенком 5
  • Швейное оборудование579
    • Оборудование 221
      • Duerkopp Adler 210
      • Elektroteks 11
    • Оборудование для ВТО 119
    • Оборудование для кожгалантереи и обуви 239
      • OMAC 159
      • Fratelli Alberti 52
      • Camoga 28
  • Средства эвакуации2
    • Cтул для эвакуации маломобильных групп населения по лестнице 2
  • Комплекты оборудования, рабочие места для инвалидов66
    • Рабочие места для слабослышащих и глухих 1
    • Рабочие места для слепых и слабовидящих 35
      • Стационарные комплексы для слабовидящих и слепых 13
      • Портативные мобильные комплексы для слепых 4
      • IVEO 5
      • Прочие комплекты оборудования 13
    • Мультимедийные образовательные комплексы 5
    • Логопедические комплексы для детей с речевой патологией 4
    • БОС терапия, коррекционные ПК для педагогов и обучающихся 17
    • ПК для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 1
    • Компьютеры для инвалидов и людей с ДЦП 3
  • Для глухих и слабослышащих996
    • Тифлокомментирование 4
    • ТСР для инвалидов по слуху 3
    • Программно-аппаратные комплексы для коррекции речи 2
    • Слухоречевой тренажер 1
    • Аудиоклассы 19
    • Приборы для диагностики слуха 2
    • Шумозащитные кабины 1
    • Слуховые аппараты 769
      • Слуховые аппараты Aurica 15
      • Слуховые аппараты GN ReSound 83
      • Слуховые аппараты Siemens 124
      • Слуховые аппараты Исток-Аудио 46
      • Слуховые аппараты Oticon 121
      • Слуховые аппараты Phonak 226
      • Слуховые аппараты Bernafon 56
      • Слуховые аппараты Widex 27
      • Слуховые аппараты Ритм 69
    • Аксессуары и принадлежности для слуховых аппаратов 131
      • Принадлежности для слуховых аппаратов 89
      • Средства по уходу за слуховыми аппаратами 18
      • Аудиологическое оборудование и расходные материалы 24
    • Телефоны 15
    • ещё разделы…3
  • Для инвалидов по зрению1103
    • Белые трости 85
    • Аксессуары к тростям 61
    • Электронные вспомогательные устройства 20
    • Аудиотехника 68
    • Весы 9
    • Устройства для кухни 35
    • Измерительные устройства 10
    • Медицинские устройства 20
    • Маркировка предметов 22
    • Письменные принадлежности 63
    • ещё разделы…12
  • Индукционные системы для слабослышащих/ FM-системы238
    • Индукционные системы для слабослышащих 84
    • FM-передатчики для образования 12
    • FM-приемники для образования 13
    • FM-передатчики индивидуальные 8
    • FM-приемники индивидуальные 11
    • Акустические системы 18
    • Радиоклассы 35
    • Аксессуары для FM-систем 49
    • FM-система для образовательных учреждений «Диалог-FM» 8
  • Доступная среда: оборудование2286
    • Кнопки вызова персонала для инвалидов 280
      • Системы оповещения и сигнализаторы 56
      • Системы вызова персонала для инвалидов 218
      • Системы вызова пациентов 6
    • Специальная мебель и сантехника для инвалидов 309
      • Столы и скамейки для инвалидов 35
      • Стулья, сиденья, ступени для инвалидов в ванну и туалет 189
      • Сантехника для инвалидов 64
      • Оборудование туалетных комнат и санузлов для инвалидов 21
    • Информационные терминалы для инвалидов 187
      • Система электронная очередь 18
    • Коммуникативная система Диалог 3
    • Система ориентирования и информирования 29
      • Говорящий город 24
      • Система Step Hear 5
    • Автоматические системы открывания дверей 11
    • Дверные ручки для инвалидов 5
      • ULNA INITIAL 2
      • ULNA SILVER 1
      • Прочие дверные ручки для инвалидов 2
    • Звуковые маяки и информаторы 26
    • Информационные табло для инвалидов 384
      • Аптечный крест 6
      • Световые маяки для инвалидов 36
      • Видеоэкраны 14
      • Часовая станция 18
      • Бегущие строки для инвалидов 63
      • Световой короб, ЛАЙТБОКС 1
      • Электронная очередь 16
      • Светодиодные и стрелочные часы 23
      • Метеостанция. Табло для бассейна 64
      • Табло курсов валют 58
      • ещё разделы…0
    • Информационные стенды 10
    • ещё разделы…10
  • Инвалидные коляски622
    • Хэндбайки 13
    • Стандартные 77
    • Облегченные 32
    • Каталки 21
    • Функциональные 23
    • Инвалидные коляски дцп 114
    • Коляски-вертикализаторы 6
    • Спортивные 29
    • Для полных 32
    • Инвалидные коляски с электроприводом 111
    • ещё разделы…6
  • Подъемники для инвалидов151
    • Гусеничные подъемники для инвалидов 55
    • Вертикальные подъемники для инвалидов 25
    • Наклонные подъемники для инвалидов 4
    • Подъемники для инвалидов в бассейн и ванную 9
    • Лестницы-трансформер 5
    • Лифты 2
    • Грузовые подъемники 6
    • Прочие подъемники для инвалидов 29
    • Аксессуары к подъемникам 16

Классификация сурдотехнических средств

К сурдотехническим средствам относятся несколько групп приборов и аппаратов:

1. Звукоусиливающая аппаратура (ЗУА) — технические средства, предназначенные для усиления звука. Применяются для слабослышащих и глухих, имеющих остатки слуха. Различают следующие типы ЗУА:

1) Портативный слуховой аппарат.

2) Стационарный слуховой аппарат индивидуального пользования, предназначенный для слуховой работы с одним учеником. Состоит из усилителя, одного или двух микрофонов и головных телефонов. Усилитель снабжается регуляторами усиления и тембра.

3) ЗУА коллективного пользования — микрофонный класс, предназначенный для оборудования слуховых кабинетов и учебных классов. Каждое место ученика снабжается микрофоном, головными телефонами и регуляторами усиления. Усилитель — общий, а необходимая коммутация сосредоточена у педагога.

4) Индукционная петля. Способ основан на передаче электромагнитных колебаний, прием которых осуществляется спец. портативными слуховыми аппаратами. В качестве передатчика используется обычный усилитель, нагруженный на излучатель в виде проволочной петли, проложенной по периметру помещения.

5) Громкоговорящая усиливающая аппаратура. В этом случае помещение оборудуется громкоговорителями по системе, принятой при звукоусилении залов заседаний, концертных залов и пр. Опасность возникновения акустической обратной связи не позволяет в подобной системе получить значительное усиление.

Слуховые аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, — электроакустическое устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ослабленного слуха. Его основное назначение — преобразование сигнала, создаваемого источником звуковой информации, таким образом, чтобы этот сигнал смог быть воспринят слабослышащим человеком с достаточно высокой степенью слухового ощущения.

Слуховой аппарат программируемый — устройство, предназначенное для компенсации ограничений жизнедеятельности человека, связанное с нарушением слуха; устройство любого типа, программируемая электронная настройка оперативных параметров которого обеспечивается устройством интерфейса и устройством управления.

Существующие виды слуховых аппаратов:

— аналоговые слуховые аппараты — заушные сверхмощные различных модификаций; заушные мощные различных модификаций; заушные средней и слабой мощности различных модификаций; внутриушные средней и слабой мощности различных модификаций; карманные сверхмощные различных модификаций; карманные мощные различных модификаций;

— цифровые слуховые аппараты — заушные сверхмощные различных модификаций; заушные мощные различных модификаций; заушные средней и слабой мощности различных модификаций.

Мероприятия по слухопротезированию проводят после предварительного определения характера и степени тугоухости с применением современных методик и обоснованной интерпретацией аудиометрических данных. Слуховой аппарат подбирается индивидуально, не только с учетом потери слуха по частотам, но и по уровню дискомфорта. Квалифицированное слухопротезирование больного включает не только организацию мероприятий по правильному подбору слухового аппарата, но и слухоречевую коррекционную работу, мероприятия по закреплению приобретенных слухоречевых навыков, постоянный контроль за состоянием слуха.

Слуховые аппараты различных модификаций выдаются инвалидам по слуху для восстановления способности к общению при наличии следующих показаний: заболевания, последствия травм органа слуха, приведшие к снижению слуха (нарушение слуховых функций III, IV степени).

2. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

К сигнализаторам звука относятся устройства различного типа и вида:

— сигнализирующие устройства, предназначенные для подключения к телефону (факсу), дверному звонку, будильнику для дублирования звукового сигнала световым;

— сигнализирующие устройства, предназначенные для подключения к будильнику для дублирования звукового сигнала вибрационным;- индикатор телефонного вызова (телефонный сигнализатор) с возможностью подключения комнатного светильника; световой сигнализатор детского плача со встроенным передатчиком; световой сигнализатор дверного звонка; будильник со световой, вибрационной индикацией; детектор дыма со световой индикацией.

Сигнализаторы звука световые и вибрационные выдаются инвалидам по слуху с ограничением способности к общению, ориентации при наличии заболеваний, последствий травм органа слуха, приведших к снижению слуха (нарушение слуховых функций III, IV степени).

3. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, носители видеоинформации с субтитрами — выдаются инвалидам с нарушением слуховых функций IV степени при отсутствии слухового аппарата или невозможности слухопротезирования.

4. Телефонное устройство с текстовым выходом — выдается инвалидам для восстановления способности к общению, ориентации при наличии заболеваний, последствий травм органа слуха, приведших к нарушению слуховых функций IV степени.

5. Голосообразующие аппараты.

Голосообразующий аппарат (различных модификаций); переговорное устройство внутреннее (различных модификаций) для лиц с нарушением функции голосообразования; устройство синтезированной речи (различных модификаций) выдаются при заболеваниях, врожденных аномалиях, последствиях травм органов речи для восстановления функции голосообразования.

6. Различные аппараты для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры и пр.).

Аудиометрия (синоним акуметрия) — исследование остроты слуха.

Исследование слуха чаще всего производится шепотной, разговорной речью и камертонами. При исследовании слуха ухо, которое не исследуют, закрывают пальцем или ватой. Расстояние (в метрах), с которого обследуемый различает те или иные произносимые врачом слова, фиксируется как острота слуха на шепотную и разговорную речь. Возможность чтения с губ при этом исследовании должна быть исключена. Острота слуха на чистые тоны исследуется камертонами. Помимо этого, камертоны (частотой 128 или 256 колебаний в 1 сек.) используют для дополнительных исследований.

Исследования слуха с помощью приборов — аудиометров — дают точные результаты. Существуют тональные и речевые аудиометры. Тональный аудиометр состоит из генератора звука, телефонов (воздушного и костного) и регуляторов частоты и интенсивности звука. Перед аудиометрией обследуемого инструктируют, надевают на уши ему телефон и устанавливают частоту подаваемого тона. Если аудиометрию производят звуками возрастающей интенсивности, регулятор предварительно устанавливают на «0», а затем постепенно смещают, усиливая тем громкость звука. Получив сигнал пациента, означающий, что он слышит подаваемый звук, отмечают величину порога восприятия звука. При исследовании слуха звуком убывающей интенсивности в телефон подают заведомо слышимый больным звук. Уменьшая интенсивность звука, отмечают момент, когда больной перестает его слышать. Для исследования костной проводимости звуков костный телефон прикладывают к сосцевидному отростку и плотно прижимают его пружинящим оголовьем или рукой. Исследование производят так же, как и при определении порогов воздушной проводимости. Все измерения слуха исчисляют в децибелах. Результаты аудиометрии фиксируют на специальных бланках — аудиограммах. Для массовых обследований и профессионального отбора используют аудиометры-тестеры упрощенной конструкции.

Речевой аудиометр дает возможность проведения исследования слуха речью через микрофон или записанной на граммофонной пластинке, а также на магнитофонной пленке. Состояние слуха оценивают в процентном отношении к числу правильно воспринятых слов. Результаты исследования изображают в виде кривых разборчивости речи. Как тональную, так и речевую аудиометрию производят в специальных звукоизолированных помещениях (камерах).

В настоящее время термин «аудиометрия» чаще используют в тех случаях, когда речь идет об исследовании слуха с помощью аудиометров.

Специальные технические средства для неслышащих

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопроте­зирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного поль­зования процесс специального образования неслышащих оснаща­ется разнообразными техническими средствами, обеспечивающи­ми передачу информации на зрительной основе. Это разнообраз­ные средства статической и динамической проекции, видеотехни-

ка, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы.

Все большее место в процессе коммуникации неслышащих зани­мают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше теле­передач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой свя­зью; повседневным средством связи глухих стал телефакс.

Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, вы­ступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чте­ния с губ.

Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных от­клонений в развитии, средством компенсации утраченной или на­рушенной слуховой функции.

Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информа­цию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специали­зированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволя­ет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мыш­ления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии.

Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора.

Разработаны и используются в практике коррекционно-педаго-гической работы с глухими многочисленные компьютерные про­граммы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования на­выков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопроте­зирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного поль­зования процесс специального образования неслышащих оснаща­ется разнообразными техническими средствами, обеспечивающи­ми передачу информации на зрительной основе. Это разнообраз­ные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы.

Все большее место в процессе коммуникации неслышащих зани­мают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше теле­передач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой свя­зью; повседневным средством связи глухих стал телефакс.

Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, вы­ступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чте­ния с губ.

Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных от­клонений в развитии, средством компенсации утраченной или на­рушенной слуховой функции.

Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информа­цию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специали­зированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволя­ет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мыш­ления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии.

Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора.

Разработаны и используются в практике коррекционно-педаго-гической работы с глухими многочисленные компьютерные про­граммы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования на- ‘• быков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Уровень и качество образования, получаемого глухим или сла-1 бослышащим в школе, в значительной мере определяет их последу*| ющую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение.


Если уровень образования достаточно высок, молодой челове с нарушенным слухом может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального обра­зования. За рубежом неслышащим предлагается широкий спектр различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональ­ной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место на­грузка на вестибулярный аппарат. Профессиональное образова­ние ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных тех­нических средств, в том числе компьютерных обучающих про­грамм, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом).

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближай­шего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школь­ных товарищей, а также от готовности системы профессиональ­ного образования к включению в образовательный поток неслы­шащих студентов.

Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспо­собностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Школа для глухих детей может помочь в этом на­правлении путем политехнизации школьного образования, целе­направленной профориентации, повышения качества общего об­разования и уровня социальной адаптированности неслышащих.


Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.

Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобрета­ют специальности, обучаясь на учебно-производственных пред­приятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня не­слышащим профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возмож­ностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просве­тительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педаго­гическую и медицинскую.

Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависят от его социокультурной идентифика ции, т.е. от осознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщест­ва слышащих, что соответственно окажет решающую роль на фор­мирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс — то или иное сообщество, субкультура долж­ны признать или не признать этого человека «своим». Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: «говорящий глухой», не владеющий жесто-вым языком, не всегда бывает принят в качестве «своего» в суб­культуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего». Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в среде мо­лодых людей в связи с их жизненным самоопределением, создани­ем семьи, формированием круга друзей.

Глава 4

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ИПР инвалида

После оформления группы инвалидности нетрудоспособное лицо или его представитель получает на руки документ установленной формы, в котором перечислены основные рекомендации по проведению восстановительных мероприятий.

Ранее он назывался ИПР инвалида, или индивидуальная программа реабилитации, с 2016 года – ИПРА за счет добавления методов абилитации. Чтобы иметь полную информацию о своих правах и возможностях, граждане с ограниченными возможностями должны знать, как получить ИПР, что именно можно указать в его разделах, какой характер носят рекомендации.

Где и как получить индивидуальную программу

Для получения этого документа гражданин должен пройти освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление в это учреждение заполняет лечащий врач с привлечением для консультации узких специалистов. При необходимости пациент может самостоятельно пройти необходимые обследования, чтобы получить более полные выписки о состоянии здоровья и заключения о нуждаемости в тех или иных мероприятиях и средствах реабилитации.

При освидетельствовании в МСЭ лицу сформируют индивидуальную программу и разъяснят, куда следует обращаться для ее выполнения. Подлинность документа подтверждает печать бюро, подпись председателя с расшифровкой. У гражданина уже может быть бессрочная инвалидность, установленная до 2005 года, когда на руки выдавали только розовую справку. Не стоит переживать, где взять ИПР. Для разработки программы следует обратиться к лечащему врачу и объяснить ситуацию.

Что надо знать об ИПР

Многие инвалиды не знают, что делать с полученной индивидуальной программой, складывают ее и убирают «в документы» до следующего переосвидетельствования. Так поступать не стоит. Разделы реабилитационной карты подробно отражают, что положено гражданину для наиболее эффективного восстановления после травмы или заболевания.

Инвалид получает программу на тот срок, на который ему оформлена инвалидность:

  • лица с 1 группой – на 2 года;
  • со 2 группой – на 1 год;
  • инвалиды 3 группы – на 1 год;
  • дети на 1,2 года, 5 лет или до совершеннолетия.

При установлении инвалидности без дальнейшего переосвидетельствования индивидуальную программу выписывают бессрочно. Однако пациенту с хроническим заболеванием можно внести изменения в этот документ. Это делают в следующих случаях:

  • при необходимости получения трудовых рекомендаций;
  • при улучшении состояния и коррекции программы;
  • при ухудшении здоровья и нуждаемости в других методах реабилитации;
  • при оформлении в дом-интернат.

Для внесения новых сведений пациента направляют на МСЭ повторно с пометкой «для коррекции/разработки ИПРА». Старая программа после выполнения приобщается к актам освидетельствования инвалида в следующем виде: первую страницу документа перечеркивают, в верхнем углу пишут «погашена»

В случае необходимости инвалид может самостоятельно обратиться за консультацией в МСЭ, фонд страхования, центр занятости или социальную защиту. Исполнение указанных в программе пунктов носит обязательный характер для организаций, занятых в сфере реабилитации пациента, – медицинских, учебных учреждений, центров занятости, социальной службы. Это означает, что при обращении с инвалидом должна быть проведена работа в полном объеме. Учреждение-исполнитель несет за это ответственность.

Заполнение и отправка отчетов о проведенных мероприятиях происходит за 2 месяца до окончания срока инвалидности или сразу после ее получения у лиц с группой без дальнейшего переосвидетельствования. Для самого инвалида индивидуальная программа содержит лишь рекомендации. Он может оформить письменный отказ от участия в реабилитационных мероприятиях в день освидетельствования в МСЭ.

Пример: инвалид вправе игнорировать индивидуальную программу, не являясь в больницу, центр занятости, к специалисту по социальной работе. Но тогда существующие проблемы останутся нерешенными. И в таком случае учреждения, ответственные за исполнение ИПР, освобождаются от своих обязанностей.

Разделы индивидуальной программы

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает список мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций организма. Абилитация – это помощь в выработке новых навыков и умений. При оформлении группы медико-социальная экспертиза (МСЭ) оценивает степень нарушения основных функций организма, таких как:

  • передвижение;
  • ориентация в пространстве;
  • самообслуживание;
  • контроль поведения;
  • общения;
  • труд;
  • обучение.

Затем эксперты оценивают степень выраженности каждого параметра. На основании полученных данных они разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на компенсацию. Выполнение рекомендаций помогает инвалиду восстановить здоровье, вернуться в социум, решить психологические проблемы.

Заполненный образец первого листа программы

Помощь нетрудоспособным лицам осуществляется в следующих направлениях:

  • медицинские методы реабилитации;
  • обеспечение техническими средствами;
  • помощь в обучении и трудоустройстве;
  • социальные методы реабилитации.

Медицинская реабилитация

В индивидуальной программе комиссия указывает, какую именно помощь должен получить инвалид в течение определенного срока. Сюда входит:

  • медицинская реабилитация;
  • реконструктивная хирургия;
  • протезирование и ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение.

Медицинская реабилитация – обеспечение лица лекарственными препаратами при сохранении права на их льготное получение, рекомендации по частоте плановых госпитализаций в течение года с указанием профиля стационара. Есть инвалиды, которые нуждаются в проведении дорогостоящих восстановительных операций, в том числе в установке эндопротезов. При оформлении соответствующего раздела ИПР они проходят это лечение бесплатно в специализированных центрах федерального значения по квотам.

Сюда входят:

  • пластические операции после ожогов;
  • эндохирургическое лечение коронарных сосудов;
  • операции и при травмах, и тяжелых врожденных патологиях глаз;
  • восстановление после рубцового изменения трахеи;
  • исправление дефектов лицевого черепа при травмах и врожденных аномалиях;
  • эндопротезирование суставов;
  • установка кохлеарных имплантов;
  • лечение врожденных пороков сердца;
  • трансплантация органов и тканей – почки, сердце, печень;
  • восстановительные операции, направленные на компенсацию дефекта после удаления злокачественных образований;
  • лечение патологии позвоночника с использованием трансплантантов;
  • поэтапное восстановление длины конечностей при аномалии развития, заболеваниях.

Для получения наилучшего результата проведение хирургического вмешательства рекомендовано в определенные сроки, у детей – в конкретные возрастные промежутки. При оформлении индивидуальной программы пациенту или его родственнику сообщают эту информацию. Это означает, что не следует тратить время на ожидание, когда же инвалида пригласят на операцию.

В этом разделе указаны основные виды деятельности с пометкой в бланке о нуждаемости или отсутствии необходимости в тех или иных мероприятиях

Количество льготных реконструктивных вмешательств или протезирований ограничено, если гражданин не проявит инициативу самостоятельно, то рискует ничего не получить. Следует как можно быстрее обратиться к лечащему врачу и уточнить порядок записи на лечение по квоте. Особенность финансирования заключается в том, что государство рассчитывает стоимость медицинской услуги и выделяет на регионы определенную сумму на год. После того, как пациенты «выберут» средства, провести операцию в текущем году не получится.

Ортезирование и протезирование

Существуют инвалиды с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, чье качество жизни зависит от получения неоперативной восстановительной помощи протезирования и ортезирования. По ИПР гражданин может получить любые виды протезов, исключая зубные.

Не все инвалиды знают, что при некоторых заболеваниях они имеют право на приобретение специальных приспособлений – ортезы, стельки, аппараты. Изготовление изделий происходит в специальных мастерских по индивидуальным параметрам пациента. Краткое описание приведено в таблице ниже.

Название Для чего применяют
Индивидуальные стельки Разгрузка свода стопы. Уменьшение ее деформаций. Нормализация мышечного тонуса.
Аппараты Шарнирные конструкции на конечности, сочетающие функцию опоры и движения. Помогают инвалидам вставать, ходить, предотвращают возникновение неподвижности в суставах (контрактур).
Корсеты Изделия помогают зафиксировать позвоночный столб в правильном положении, уменьшают его деформацию, изменяют конфигурацию грудной клетки. Рекомендованы после восстановительных операций, при ДЦП, сколиозе.
Туторы Изделия для фиксации конечностей в определенном положении. Помогают избежать контрактур, уменьшают мышечный тонус и помогают отдохнуть ногам.
Комбинированные конструкции Состоят из нескольких частей, например – для тела и конечностей.

Санаторно-курортное лечение в рамках ИПР

Для улучшения состояния здоровья некоторые категории инвалидов нуждаются в регулярном санаторно-курортном лечении по профилю основного заболевания. В зависимости от наличия нужного санатория в области, где проживает пациент, его направят в учреждение местного или федерального значения. По ИПРА бесплатные направления получают лица, не отказавшиеся от пакета социальных услуг.

Уточнить, какие санатории входят в программу, можно в фонде социального страхования, у лечащего врача. В индивидуальной программе указаны организации, которые должны оказать медицинскую помощь инвалиду. После осуществления реабилитационных мероприятий они ставят свою отметку в графе с указанием сроков и подтверждают ее печатью учреждения.

Оснащение техническими средствами

Лица с ограниченными способностями также нуждаются в обеспечении приспособлениями и гигиеническими принадлежностями для компенсации временно нарушенных или утраченных функций. Перед направлением на МСЭ лечащий врач указывает все средства, необходимые пациенту для эффективной реабилитации.

При получении консультации по этому вопросу родственники или сам инвалид должны проявить инициативу и уточнить, все ли приспособления вписаны в документ. Это обусловлено тем, что МСЭ не станет выписывать какие-то средства сверх рекомендованных в посыльных документах. А чтобы оформить новую ИПР, придется потратить немало времени.

К техническим средствам реабилитации относят:

  • гигиенические изделия: подгузники и белье;
  • противопролежневые матрацы, подушки, валики;
  • костыли, ходунки;
  • кресла-каталки и коляски;
  • приспособления для душа, поручни;
  • трости, устройства для лиц со слабым зрением;
  • предоставление собаки-поводыря;
  • слуховые аппараты, часы, телефоны для людей с нарушениями слуха;
  • глюкометры, тонометры, термометры с голосовым выходом.

В индивидуальной программе реабилитации средства из этого раздела заносят в 2 таблицы: те, что получают бесплатно за счет государственного финансирования и те, что можно приобрести за счет организаций любых форм собственности. Организация, обеспечивающая лицо нужными приспособлениями, должна закрыть свою строку в таблице с датой, подписью и печатью.

Часто стандартный набор средств не покрывает потребности инвалида, подключение частных учреждений позволяет покупать нужные устройства, а затем получать компенсацию из ФСС в установленном объеме. Важно помнить, что гражданин имеет право не только на компенсацию за их приобретение, но и за ремонт, содержание и ветеринарные услуги при наличии собаки-поводыря.

Ортез могут выдать бесплатно, если данное техническое средство реабилитации входит в ИПРА

Наибольший перечень приспособлений получают маломобильные инвалиды 1 группы. При оформлении инвалидности бессрочно важно помнить, что гигиенические средства выписываются на 1 месяц, а остальные – на неопределенный срок. По мере износа изделия списывают и оформляют получение новых через МСЭ.

Обучение и профориентация

Этот раздел наиболее подробно заполняют при оформлении ИПР ребенка-инвалида. В него входят 3 пункта:

  • рекомендации по тому, в каких условиях должно обучаться лицо;
  • в какой психологической помощи нуждается инвалид по месту учебы;
  • профориентация.

Перед оформлением инвалидности дети с особенностями психического развития идут на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для получения рекомендаций, в том числе и по обучению.

После оформления группы дошкольнику положено место в специализированном ДОУ (детском саду). В таких учреждениях собираются дети, имеющие заболевания определенного профиля. Цель такого направления – помещение ребенка в подготовленную среду, в которой он будет:

  • осваивать общение со сверстниками и взрослыми людьми;
  • обучаться по разработанной программе;
  • получать специализированную медицинскую и логопедическую помощь;
  • работать с психологом.

Такое направление реабилитации помогает семье ребенка-инвалида преодолеть социальную изоляцию. Развивающие занятия проводят обученные специалисты, которые могут уделить больше времени каждому малышу за счет небольшого количества воспитанников в группе. Нахождение в специализированном ДОУ помогает при подготовке к школе. Перед окончанием дети получают характеристики психолога, с которыми идут на ПМПК.

На основании заключения комиссии МСЭ заполняет ИПР, в котором указывает, возможно ли обучение ребенка; если да, то в каких условиях – в обычной или специализированной школе, определяет формат: посещение уроков с другими детьми, индивидуальная, дистанционная форма. При рекомендованных дистанционных занятиях ребенок-инвалид имеет право на бесплатное техническое обеспечение процесса обучения. Например, он может получить компьютер, доступ в интернет.

Для овладения начальными профессиональными навыками ребенок получает информацию о различных специальностях на уроках. Преодоление сложностей в общении со сверстниками, педагогами, предотвращение опасных тенденций в поведении возможно благодаря работе с психологами в школах. Эту информацию также отражают в ИПР при окончании отчетного периода.

Профессиональная реабилитация

Мероприятия по трудовой реабилитации проходят в 5 направлениях:

  • профессиональная ориентация (в службы занятости);
  • получение рекомендаций по условиям, организационным моментам обучения;
  • помощь при трудоустройстве, в том числе на специально созданные места;
  • рекомендации по трудоустройству;
  • описание условий труда.

Получение грамотных назначений в этой области наиболее важно для подростков, молодых людей, инвалидов третьей группы. Именно для этих категорий граждан обучение новым профессиям будет наиболее ресурсным. МСЭ заполняет перечень специальностей, указывает условия обучения, контролирует исполнение рекомендаций. В реабилитационной карте подробно описывают требования к рабочему месту (например, высоту стола, наличие специального оборудования, ширину проходов), продолжительность смены.

Социальная реабилитация

Для обучения навыкам самообслуживания, проведения досуга, коррекции поведения и психологических проблем людям с ограниченными возможностями организуют комплексную социальную реабилитацию. В этом разделе ИПР МСЭ указывает нуждаемость инвалида в проведении следующих реабилитационных и абилитационных мероприятий:

  • социально-бытовые;
  • социально-психологические;
  • социокультурные;
  • социально-средовые.

В эту группу также входит реализация права инвалида на доступную среду и получение полной информации о том, где и в каком объеме ему и его семье может быть оказана помощь

Индивидуальная программа инвалида – документ, разработанный в бюро МСЭ. В нем содержатся основные рекомендации по наименованиям, объему, срокам проведения восстановительных мероприятий.

Александра Харина неслышащая активистка, мама слабослышащего ребенка

Я не слышу с рождения, и моя дочь унаследовала тугоухость.

В моей семье ни у кого не было проблем со слухом, но мои родители были носителями гена глухоты, поэтому я родилась со значительной потерей слуха. В два года мне поставили диагноз «нейросенcорная тугоухость 4 степени, пограничная с глухотой».

Что такое потеря слуха

Различают пять степеней потери слуха: легкую, среднюю, среднетяжелую, глубокую и глухоту.

При легкой потере слуха человек не слышит шепот на дальнем расстоянии, но слышит обычную разговорную речь. При средней — воспринимает разговорную речь уже не дальше 3 метров от источника звука, но в шумной обстановке разобрать речь ему сложно. При среднетяжелой потере слуха человек понимает громкий разговор на расстоянии не дальше 1 метра, без слуховых аппаратов обычную речь не разобрать.

При глубокой потере слуха — как у меня — можно понять только очень громкую речь у самого уха. Многие люди с четвертой степенью тугоухости считаются кандидатами на кохлеарную имплантацию, то есть вживление электронного прибора во внутреннее ухо. Этот прибор преобразует звуки в электрические импульсы и передает их в слуховые центры мозга.

История моих слуховых аппаратов

Мне поставили диагноз в 1992 году. Тогда у большинства россиян была сложная ситуация с финансами, и моя семья не была исключением. А тут ребенок появился почти глухой, потребовались дорогие слуховые аппараты. Стоили они как пять маминых зарплат.

Деньги собирали всей семьей: каждый скинулся по чуть-чуть. Так мы купили первые аналоговые аппараты, которые прослужили мне до 6 лет и дали старт в мир звуков.

Слуховые аппараты приходилось менять каждые четыре года — и каждый раз ситуация повторялась: семейный сбор денег, стресс. Но я видела, что родители моих слабослышащих друзей, с которыми я общалась в коррекционной школе, получали от государства бесплатные слуховые аппараты или компенсацию за купленные приборы.

Когда я говорила родителям об опыте друзей, они отмахивались: «Это Москва! А мы живем в Королеве, ничего у нас не работает». Родителей можно понять. Сложный опыт девяностых, постоянные реформы в системе здравоохранения, боязнь бюрократии и неудачного финала — это все отпугивало их даже от попытки получить компенсацию за мои слуховые аппараты.

Так продолжалось до моего совершеннолетия. Потом я разобралась с законами и научилась получать компенсацию за аппараты.

Это мои вторые аппараты, я носила их в начальных классах. Первые я отдала прабабушке, которая в 85 лет стала плохо слышать

История дочери

В 2017 году родилась моя дочь. Аудиологический скрининг в роддоме показал, что у нее тоже нарушение слуха. Этот скрининг проводят всем новорожденным — он называется отоакустической эмиссией, сокращенно ОАЭ.

Если скрининг показывает, что у младенца нарушение слуха, ребенка направляют на электрофизиологический метод проверки — регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, КСВП. Такую проверку проводят во сне: ребенку за уши наклеивают специальные датчики, которые фиксируют колебания в слуховых путях в ответ на звуковые раздражители — или отсутствие этих колебаний.

В 4 месяца мы проверили слух этим методом, а также сдали генетический тест. Выяснилось, что тугоухость передалась по наследству и у моего ребенка потеря слуха третьей степени.

Когда дочери исполнилось полгода, мы решили купить ей слуховые аппараты, а потом получить за них компенсацию — и нам это удалось. Рассказываю, что делать, чтобы получить компенсацию за слуховые аппараты.

Моя дочь и ее первый слуховой аппарат

Как оформить инвалидность по слуху

Получить компенсацию за слуховые аппараты может только инвалид. Получить инвалидность по слуху может только человек с третьей или четвертой степенью тугоухости. Доказательством инвалидности может стать только справка, выданная медико-социальной экспертизой — МСЭ.

Чтобы попасть на медико-социальную экспертизу, нужно получить заключения врачей поликлиники, в которой вы наблюдаетесь. Они же выдадут и направление — бланк по форме N-088/у.

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства человека или на дому, если здоровье не позволяет добраться самостоятельно. Адрес бюро можно узнать у врачей поликлиники по месту жительства или в фонде социального страхования.

МСЭ присваивает инвалидность и разрабатывает индивидуальную программу реабилитации или абилитации — ИПРА.

В этой программе указывают необходимые технические средства для реабилитации и интеграции в общество. Например, людям с инвалидностью по зрению полагается брайлевский дисплей — аппарат, который «переписывает» цифровой текст шрифтом Брайля. Людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата — трости, инвалидные коляски. Инвалидам по слуху — слуховые аппараты. За все самостоятельно купленные средства реабилитации можно вернуть деньги.

Чтобы оформить дочери инвалидность по слуху, мы получили заключения врачей — терапевта, лора и сурдолога. В нашем случае решающим стало заключение сурдолога: он определил степень тугоухости и рекомендовал слуховые аппараты.

С заключением врачей и заполненной формой N-088/у мы обратились в бюро МСЭ на комиссию. Там дочери дали инвалидность третьей группы по слуху, а в программе реабилитации указали, что ей полагаются мощные слуховые аппараты и индивидуальные ушные вкладыши. Вкладыши выполняют две функции: держат слуховой аппарат на ухе и с помощью гибкой трубки проводят звук прямо в слуховой проход. В 2018 году такой комплект стоил 72 200 Р.

Мощные заушные цифровые слуховые аппараты Widex Dream D-FA 220. Фото: Городской центр слуха Индивидуальные ушные вкладыши. Фото: Hearing Healthcare

Мощные заушные цифровые слуховые аппараты Widex Dream D-FA 220. Фото: Городской центр слухаИндивидуальные ушные вкладыши. Фото: Hearing Healthcare

Типы слуховых аппаратов

Для взрослых с инвалидностью по слуху предлагают дополнительные опции: услуги сурдопереводчика, направление в центр занятости, дорожный знак «человек с инвалидностью», санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на общественном транспорте.

Я отказалась от санаторно-курортного лечения, за это получаю ежемесячную денежную выплату — 1713 Р. От остального не стала отказываться: пользуюсь бесплатным проездом на общественном транспорте, дорожным знаком «инвалид» для бесплатной парковки. Услугами сурдопереводчика я пока не пользовалась, но очень хотела бы — пригодилось бы на крупных совещаниях на работе.

Отрывок из индивидуальной программы реабилитации или абилитации моей дочери. Тут указано, что ей полагаются два мощных заушных слуховых аппарата и два ушных вкладыша

Покупка слуховых аппаратов

Есть два варианта приобретения слуховых аппаратов: прийти в региональный фонд социального страхования и написать заявление на выдачу слухового аппарата бесплатно либо самостоятельно купить слуховой аппарат, а потом предоставить документы в МФЦ или региональный ФСС и получить компенсацию.

Чтобы бесплатно получить средство реабилитации, нужно подать в фонд социального страхования следующие документы:

  1. Заявление о предоставлении технического средства.
  2. Паспорт.
  3. Индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР).
  4. СНИЛС.

Заявление рассмотрят в течение 15 дней. Если на заявление ответили утвердительно и ребенок прописан в Москве, то его с родителем пригласят в Городской детский консультативно-диагностический сурдологический центр НИИ оториноларингологии им. Л. И. Свержевского на консультацию с сурдопедагогом. Если же взрослый или ребенок прописан в другом городе, им дадут направление в областной сурдологический центр.

Сурдопедагог оценит результаты аудиологического исследования, определит особенности речевого развития ребенка и выпишет рецепт с указанием количества слуховых аппаратов и их моделей. С этим рецептом нужно прийти на врачебную комиссию в том же сурдологическом центре — это последний шаг к получению слуховых аппаратов.

Если взрослый москвич решил получить бесплатный слуховой аппарат, он проходит аналогичную процедуру в филиале № 1 НИИ оториноларингологии им. Л. И. Свержевского.

Если врачебную комиссию все устроит, то можно получать слуховой аппарат. Но выдадут его не сразу — придется ждать от 30 дней до года, если нужной модели не окажется в наличии. Мы не хотели проходить дополнительные комиссии и ждать, поэтому сами купили слуховые аппараты сразу после медико-социальной экспертизы.

За аппаратами мы пошли в центр слухопротезирования «Аудиостар». Выбрали модель Widex Dream D-FA 220 за 70 200 рублей, там же сделали индивидуальные ушные вкладыши за 2000 рублей.

Чтобы потом оформить компенсацию, мы взяли в магазине кассовый и товарный чек, копию сертификата соответствия на изделие.

Как получить компенсацию

Компенсацию за слуховой аппарат выделяет Фонд социального страхования. Ее размер зависит от характеристик слухового аппарата: мощности, количества каналов и программ, а еще от региона жительства гражданина. Это работает с любыми средствами реабилитации: например, за трость в Нижегородской области компенсируют 340 Р, в Республике Татарстан — 286 Р.

Но если нижегородец купит трость за 500 Р, ему компенсируют только 340 Р, а если за 200 Р — то и получит он 200 Р, не больше.

Все слуховые аппараты делятся на категории в зависимости от степени потери слуха. Есть среднемощные аппараты, мощные и сверхмощные — для каждой категории рассчитана определенная сумма компенсации. Но аппараты даже в одной категории не похожи друг на друга: отличается частотный диапазон, количество программ прослушивания, частоты усиления. Эти характеристики тоже определяют итоговую сумму компенсации.

Размер компенсации меняется каждый год: если за свои аппараты, купленные в Москве в 2018 году, я могла получить 50 000 Р, то в 2019 году — только 30 000 Р, причем характеристики остались те же.

Узнать, сколько компенсируют, можно на сайте фонда социального страхования в разделе «Цены на технические средства реабилитации по контрактам региональных отделений». Там размещены эксель-таблицы с максимальной суммой компенсации за то или иное изделие. Эта цена совпадает со стоимостью аппарата, который можно получить бесплатно.

Наш слуховой аппарат подходит под характеристики в первой строке — компенсируют 28 596,30 рублей, если аппарат был куплен с ноября 2018 года по ноябрь 2019 года. В прошлом году сумма была больше — мы смогли получить по 35 100 рублей за аппарат

Я советую узнавать размер компенсации еще до покупки, чтобы не переплатить и получить максимальную сумму. Если аппарат оказался дороже, чем выдаваемый бесплатно аналог, инвалиду не компенсируют разницу в цене. Если прибор стоил дешевле — компенсируют фактически потраченную сумму.

После покупки мы сдали в фонд социального страхования документы на компенсацию:

  1. Мой паспорт (так как дочь несовершеннолетняя).
  2. Свидетельство о рождении дочери.
  3. Программу реабилитации, справку МСЭ, аудиограмму дочери, а также заключение сурдолога.
  4. СНИЛС дочери.
  5. Кассовые и товарные чеки, сертификат соответствия на слуховые аппараты.
  6. Реквизиты банковского счета.

Мы не знали, какие именно характеристики слуховых аппаратов нужно предоставить, поэтому скачали и распечатали все, что нашли на сайте производителя. Но потом нам позвонили из фонда социального страхования и попросили другую версию характеристик.

Мы купили слуховые аппараты в июне 2018 года, а документы сдали осенью. По нормативам 2018 года сумма компенсации почти покрывала стоимость покупки — мы вернули 70 070 Р за слуховые аппараты и 2000 Р за вкладыши. Деньги пришли в конце февраля 2019 года.

Слуховые аппараты мы купили в июне 2018 года, а компенсация пришла в конце февраля 2019. Но все-таки пришла — это главное

Запомнить

  1. В любом регионе России можно получить бесплатный слуховой аппарат или компенсировать его стоимость. Но в каждом регионе разные суммы компенсации за одно и то же изделие.
  2. Получить бесплатный слуховой аппарат или денежную компенсацию может только человек с документом, подтверждающим инвалидность.
  3. Инвалидность по слуху дают детям и взрослым со значительной потерей слуха — от третьей степени тугоухости.
  4. Чтобы получить бесплатный слуховой аппарат, придется подождать. Быстрее будет купить самостоятельно, а потом получить компенсацию.
  5. Каждый год размер компенсации меняется.
  6. Чтобы денежная компенсация точно покрыла стоимость слуховых аппаратов, следите за обновлениями на сайте Фонда социального страхования.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *