Техническое обслуживание ВВТ

Техническое обслуживание ВВТ является составной частью технической эксплуатации образца вооружения и включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию ВВТ в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.

Система технического обслуживания любого образца ВВТ формируется при его создании, но в процессе последующей войсковой эксплуатации машины она корректируется на основе анализа опыта их использования в конкретных условиях.

Система технического обслуживания ВВТ должна в первую очередь отвечать требованиям их оперативно-тактического использования в военное время и учитывать особенности их эксплуатации в мирное время.

В основе любой СТО лежит непосредственно техническое обслуживание — комплекс работ, проводимых на объектах ВВТ для поддержания исправности или только работоспособности с целью обеспечения боевой готовности (ГОСТ В 19819-84).

Техническое обслуживание состоит из трех частей: предметов труда — объектов технического обслуживания, средств труда — инструментов, принадлежностей, средств обслуживания; сил, осуществляющих непосредственный труд — исполнителей, организующих и проводящих обслуживание.

Под системой технического обслуживания ВВТ понимается совокупность взаимосвязанных объектов, средств, исполнителей и документации технического обслуживания, необходимых для поддержания и восстановления БТВТ, входящих в эту систему, в заданных условиях эксплуатации (ГОСТ В 25883-83).

Целевая функция назначения системы технического обслуживания заключается в обеспечении максимального количества объектов ВВТ в строю при минимальных затратах времени и средств на поддержание их в исправном (работоспособном) состоянии и приведении в соответствующую степень боевой готовности и исходя из целей использования.

Кроме того, система технического обслуживания должна обеспечивать максимально возможные значения межремонтных ресурсов, экономный расход эксплуатационных материалов и запасных частей.

Объектами технического обслуживания являются одиночные образцы ВВТ или их совокупности, которые характеризуются, с одной стороны, потребностью в выполнении определенного объема работ по поддержанию (восстановлению) исправности или работоспособности на том или ином этапе эксплуатации, а с другой стороны — приспособленностью к выполнению этих работ

Средствами технического обслуживания являются запасные части, инструмент и приспособления, возимые непосредственно в объектах ВВТ или в эксплуатационных комплектах, оборудование, технологическая оснастка и приспособления подвижных средств технического обслуживания (ПСТО), а также стационарные средства паркового оборудования, необходимые для выполнения работ ТО.

Силами технического обслуживания — исполнителями работ при обслуживании — являются личный состав, входящий в экипаж на объекте, отделение технического обслуживания в подразделении, ремонтную роту в части, отдельный ремонтно-восстановительный батальон в соединении, а также руководящий инженерно-технический и командный состав.

Руководящая и нормативно-техническая документация — это приказы, директивы, руководства, наставления, инструкции по эксплуатации и прочие документы, определяющие основные положения и нормы по организации и проведению технического обслуживания в заданных условиях и содержащие основные принципы и рекомендации по принятию решений на разработку, внедрение и применение методов и режимов технического обслуживания объектов ВВТ.

Система комплексного технического обслуживания и ремонта ВВТ является планово-предупредительной, основанной на обязательном проведении установленных видов технических обслуживаний на всех составных частях образцов вооружения в зависимости от наработки или календарных сроков службы с учетом условий эксплуатации. Своевременное и качественное проведение предусмотренного нормативно-технической документацией технического обслуживания является основой обеспечения постоянной готовности ВВТ к использованию по назначению. В военное время, когда по условиям обстановки не представляется возможным провести техническое обслуживание в полном объеме, в первую очередь должны быть проведены операции, без которых ВВТ не может использоваться по назначению. Техническое обслуживание образцов ВВТ, от состояния которых зависит выполнение боевой задачи, проводится в первую очередь. В системе комплексного технического обслуживания и ремонта (СТОР) ВВТ установлены следующие виды технического обслуживания:

При использовании

· контрольный осмотр (КО);

· ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

· техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

· техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

· сезонное техническое обслуживание (СТО);

· регламентированное техническое обслуживание (РТО).

При хранении

техническое обслуживание при кратковременном хранении:

— техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);

в) техническое обслуживание при длительном хранении:

— техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);

— техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х);

— регламентированное техническое обслуживание (РТО).

ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

При использовании При хранении
кратковременном длительном
КО ЕТО ТО №1 (ТО-1) ТО №2 (ТО-2) сезонное ТО (СО) регламентированное ТО (РТО) ТО N1 при хранении (ТО-1х) ТО №1 при хранении (ТО-1х) ТО №2 при хранении (ТО-2х) регламентированное ТО (РТО)

Кроме перечисленных видов ТО на машинах проводится техническое обслуживание при подготовке к эксплуатации в особых условиях (подготовка к преодолению водных преград, эксплуатация в условиях высокогорья, подготовка вооружения к стрельбе и обслуживание после стрельбы и т. д.). Объем операций в этих случаях определяется НТД.

Важным условием поддержания боеспособности ВВТ в процессе эксплуатации является оптимальная периодичность и объем ТО. Под периодичностью ТО понимают пробег (наработку) в километрах (моточасах) между двумя последовательно проводимыми видами ТО.

Периодичность видов ТО определяется по среднестатистическим результатам специальных ходовых испытаний с учетом опыта эксплуатации в различных климатических условиях.

Объем ТО представляет совокупность контрольно-диагностических и исполнительных работ и устанавливается для каждого вида БТВТ соответствующими НТД.

Нормы периодичности и трудоемкости ТО для различных образцов ВВТ установлены приказами МО.

Техническое обслуживание вооружения и техники.

123

ТО и Р ВВТ. Технологический процесс ТО и Р ВВТ.

ТО и восстановление ВВТ общие положения.

Техническое обслуживание и восстановление, как обеспечивающий процесс, присутствует на всех этапах эксплуатации объ­ектов ВВТ. Например, различают техническое обслуживание объектов ВВТ при их использовании и при хранении, отличающиеся между собой как ви­дами технического обслуживания, так и объемами, периодичностью и тех­нологической направленностью выполняемых работ.

Поддержание объекта ВВТ в установленной степени готовности его к использованию по назначению предусматривает выполнение как профилакти­ческих, так и восстановительных мероприятий на машинах. Потребность в этих мероприятиях обусловлена необходимостью компенсации снижения ре­сурса машины за счет расхода эксплуатационных материалов, старения и износа деталей, узлов.

При использовании объекта ВВТ по назначению проявляются в той или иной степени его боевые и эксплуатационно-технические свойства в ходе выполнения боевых или учебно-боевых задач. Поэтому использование можно рассматривать как основной этап эксплуатации, ради которого и создает­ся объект ВВТ. В ходе использования реализуются потенциальные качест­ва, заложенные в конструкцию объекта. При этом для обеспечения нор­мального режима работы всех агрегатов, систем и механизмов, а также выполнения требований безопасности необходимо соблюдать нормы и прави­ла, изложенные в эксплуатационной документации.

В случае, когда нет надобности в использовании объекта ВВТ по назначению, или необходимо сохранить его ресурс в течение определенно­го промежутка времени, его ставят на хранение. В ходе хранения выпол­няют целый ряд (комплекс) специальных работ, направленных на исключе­ние или снижение скорости коррозии и старения конструктивных устройств объекта ВВТ. Перед постановкой на хранение объекты ВВТ проходят специ­альную подготовку. Содержание на хранении должно быть таковым, чтобы в течение определенного срока объект ВВТ не потерял работоспособность или исправность.

В процессе эксплуатации происходит про­явление и поддержании свойств объекта согласно условиям его использо­вания.

Вспомним эксплуатационные свойства. Основные эксплуатационные свойства объектов ВВТ: подготавливаемость, экономичность, обслуживаемость, эргономичность, приспособленность к эксплуатации в различных условиях, транспортабель­ность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговеч­ность.

Подготавливаемость — это свойство объекта, характеризуемое спо­собностью его приведения в состояние готовности к движению перед ис­пользованием или применению в конкретных условиях.

Подготавливаемость объектов улучшается конструктивным усовершенс­твованием при разработке и создании новых образцов, а также путем про­ведения технических мероприятий в процессе эксплуатации.

характеризуется показателями:

— трудоемкость и продолжительность КО перед выходом, чел-мин,мин;

Основным показателем подготавливаемости объекта является «продол­жительность». Ее величина при параллельном выполнении работ и одинако­вой загруженности членов экипажа вычисляется делением величины трудо­емкости на число исполнителей (членов экипажа), а при неодинаковой загруженности она численно равна продолжительности выполнения работы наиболее занятым исполнителем (членом экипажа).

Обслуживаемость — это свойство объекта, характеризующее его пот­ребность и приспособленность к проведению работ по техническому обслу­живанию. Наиболее характерным оценочным показателем обслуживаемости является удельная суммарная продолжительность технического обслужива­ния. Сокращение трудозатрат достигается механизацией наиболее трудоем­ких работ, автоматизацией контроля потребности в обслуживании, сокра­щением ассортимента применяемых ГСМ и другими мероприятиями.

Периодичность и трудоемкость обслуживания объекта связаны с их эксплуатационной технологичностью. В качестве показателя эксплуатаци­онной технологичности принято соотношение затрат времени на обслужива­ние на один час использования по назначению.

Наиболее характерными оценочными показателями обслуживаемости являются:

периодичность STOi и продолжительность tTOi выполнения основных видов ТО;

удельная суммарная продолжительность видов ТО за назначенный ре­сурс Туд;

Приспособленность к эксплуатации в различных условиях характери­зуется возможностью реализации показателей, потенциально присущих объ­екту, в любых условиях его применения по назначению

К числу некоторых показателей, характеризующих приспособленность объекта к эксплуатации в различных условиях окружающей среды, относятся:

температура окружающей среды, при которой машина может двигаться на всех передачах, реализуя полную мощность двигателя;

периодичность обслуживания воздухоочистителей при различной запы­ленности воздуха.

Надежность комплексное свойство, которое в зависимости от назначения и условий применения объектов состоит из сле­дующих свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе техничес­кого обслуживания и ремонта. Под предельным состоянием понимается та­кое состояние машины, при котором ее дальнейшее применение по назначе­нию недопустимо или нецелесообразно.

Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособ­ленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений и к восстановлению работоспособного состояния путем прове­дения технического обслуживания и ремонтов.

Принятая система технического обслуживания направлена на обеспе­чение постоянной работоспособности узлов, систем и агрегатов, предуп­реждение преждевременных выходов их из строя. В то же время вследствие целого ряда причин конструктивного, производственного и эксплуатацион­ного характера появляются отказы.

С наработкой потребное время на выполнение необходимого объема работ видов ТО увеличивается.

Трудоемкость устранения отказов в различных интервалах наработки также имеет тенденцию к возрастанию, которая объясняется не только возрастанием количества отказов с увеличением наработки, но и слож­ностью отказов, которые требуют больших трудозатрат на их устранение.

Необходимость выполнения работ по техническому обслуживанию и ре­монту в процессе применения ВВТ свидетельствует о том, что такие свойства, как обслуживаемость, безотказность и ремонтопригод­ность, не являясь в прямом смысле боевыми свойствами, тем не менее при оценке боевой эффективности объекта ВВТ должны быть поставлены в один ряд с боевыми, т.к. вопросы технического обслуживания и ремонта оказывают непосредственное влияние не только на подвижность объектов ВВТ, но и на эффективность их боевого использования в целом.

В процессе эксплуатации объектов ВВТ поддерживается и восстанавливается их качество.

Техническое обслуживание вооружения и техники.

Техническое обслуживание включает комплекс операций по под­держанию работоспособности и исправности вооружения и техники при ис­пользовании по назначению, хранении и транспорти­ровании. Оно осуществляется в целях обеспечения постоянной их готов­ности к использованию (боевому применению) и надежной работы в ходе выполнения поставленных задач. Проводится при подготовке, в ходе и после использования.

В целях поддержания вооружения и техники в высокой степени го­товности техническое обслуживание всех его составных частей совмещается по месту и времени.

Объем и порядок выполнения работ установленных видов технического обслуживания, периодичность их проведения определяются техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации каждой марки машин.

Для проведения технического обслуживания и проверки состояния машин всех групп в целях поддержания их в постоянной боевой готовности в воинских частях ежемесячно проводятся парковая неделя и не менее двух парковых дней (кроме парково-хозяйственных дней и времени, выделяемого на проведение номерных, сезонного и регламентированного технических обслуживаний).

Парковые недели, парковые дни проводятся под руководством командиров воинских частей с привлечением всего личного состава.

Парковые недели (6 дней) и парковые дни предусматриваются планом боевой подготовки воинской части и расписаниями занятий подразделений. В воинской части и подразделении составляется план проведения парковой недели. В процессе их проведения работы ежедневно планируются в объеме полного учебного дня.

В парковые недели, парковые дни личный состав подразделений обслуживания и ремонта воинских частей может привлекаться только для оказания помощи экипажам (механикам-водителям, водителям или личному составу, закрепленным за машинами) в обслуживании и ремонте машин.

Организация технического обслуживания и ремонта вооружения

Техническое обслуживание вооружения заключается в обязательном и своевременном проведении работ по проверке его исправности (или функционирования) и уходу за ним в объеме, предусмотренном для предупреждения возникновения отказов и неисправностей и уменьшения изнашивания деталей, узлов, агрегатов и механизмов.

Система технического обслуживания — планово-предупредиельная, т.е. техническое обслуживание проводится в обязательном порядке в заранее установленные сроки (после определенного пробега или работы в часах (циклах) или числа пусков).

Работы по обслуживанию вооружения подразделяются на контрольные осмотры, ежедневное техническое обслуживание, техническое обслуживание № 1 и 2, сезонное обслуживание.

Контрольный осмотр (КО) проводится перед выходом машин из парка, перед выполнением боевых учебных стрельб, перед боем и на привалах при совершении марша.

При КО проводятся практические работы по проверке работоспособности (функционирования) вооружения, проверке крепления элементов вооружения, наличия возимого ЗИП, качества и полноты боекомплекта, заправки эксплуатационными материалами.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится после возвращения машины в парк после стрельб, на марше после суточного перехода, в перерывах между боевыми действиями.

ЕТО проводится для подготовки вооружения к использованию путем пополнения израсходованных материалов и боеприпасов, проверки наличия, крепления и работоспособности основных конструктивных элементов вооружения и его ЗИП, а также выполнения при необходимости специальных работ. Объем работ по ЕТО включает работы КО.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводится для подготовки вооружения к использованию и обеспечения его безотказной работы в пределах назначенной наработки. Для этого выполняются все работы ЕТО и дополнительно осуществляется проверка исправности основных конструктивных элементов вооружения.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предусматривает работы по ТО-1 и дополнительные работы по углубленной проверке исправности всех конструктивных элементов вооружения. При необходимости проводится восстановление параметров вооружения и его технического состояния (например, эксплуатационных характеристик стабилизатора).

Сезонное обслуживание вооружения проводится два раза в год для подготовки его к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации. Оно заключается в выполнении очередного технического обслуживания ТО-1 или ТО-2 и ряда дополнительных работ. Перевод вооружения и техники с одного периода эксплуатации на другой производится с наступлением устойчивой температуры воздуха соответственно ниже или выше +5°С. Дата перехода с одного периода на другой объявляется приказом по части.

Оформление результатов ТО-1 и ТО-2. Результаты ТО-1 и ТО-2 машины и ее вооружения заносятся в формуляр, который является основным документом, отражающим техническое состояние, эксплуатацию, хранение и ремонт машины и ее вооружения. В формуляр машины заносятся также данные по учету стрельб из пушки и пулеметов и данные по учету моточасов работы приборов управления огнем. Отметки в формуляре скрепляются подписью командира роты. Формуляры машин, поставленных на длительное хранение, находятся в батальоне вместе с карточками хранения, формуляры остальных машин – в роте. В военное время формуляры хранятся в машинах,

Техническое обслуживание стрелкового оружия ТО (объединенное КО и ЕТО для бронетанковой техники) проводится при подготовке к стрельбе, немедленно после стрельбы, нарядов и занятий, ежедневно в боевой обстановке и не реже одного раза в семь дней, если оружие не применяется. ТО-1 проводится при поступлении оружия в часть, после учений или не реже одного раза в два-три месяца. При этом производится проверка всех узлов оружия на функционирование с заменой износившихся деталей запасными. ТО-2 проводится один раз в три-четыре месяца, а оружия, находящегося на длительном хранении, один раз в пять лет с полной дефектацией деталей оружия.

При проведении обслуживания (уходе) пулемет и гранатомет (а также такие сложные части пушки, как затвор) могут разбираться с последующей сборкой. Различают два вида разборки: неполную и полную. Неполная разборка производится для чистки, осмотра и смазки перед стрельбой и после стрельбы, полная разборка – для чистки, осмотра и смазки при сильном загрязнении, после дегазации и дезактивации, при получении и постановке на длительное хранение.

Ремонтом называется комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности вооружения. В зависимости от сложности и трудоемкости ремонта установлены следующие его виды: текущий и капитальный.

Текущим ремонтом называется ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации путем замены и восстановления отдельных частей изделий и проведения регулировочных работ. Текущий ремонт с устранением небольших повреждений производится на месте экипажами (расчетами) или ремонтными подразделениями ремонтной роты в частях и отдельного ремонтно-восстановительного батальона в соединениях с обязательным привлечением к работе экипажей (расчетов). Если ремонт или техническое обслуживание производится в подразделении с привлечением ремонтных органов, то техническое руководство осуществляется командиром подразделения.

Начальник ремонтного органа части производит прием вооружения в ремонт под расписку в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование, а о проведенных работах делает записи в формулярах (паспортах).

Продолжительность ремонта стрелкового оружия не должна превышать трех суток. Отремонтированное оружие должно быть возвращено подразделению сразу после ремонта.

Выдача вооружения части производится начальником ремонтного органа под расписку приемщика, сдавшего вооружение в ремонт, в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование. Приемщик должен сверить записи о ремонте в книге учета ремонта с фактически выполненным объемом работ, проверить качество ремонта, правильность записей в формулярах (паспортах), сверить по номерам стрелковое оружие и после этого расписаться в указанной книге.

При ведении боевых действий ремонт и техническое обслуживание вооружения ремонтными органами частей и соединений организуются в соответствии с планом технического обеспечения. Ремонт производится в местах выхода его из строя, в ближайших укрытиях или в районе развертывания ремонтных органов.

Для поддержания высокой боеспособности частей и обеспечения непрерывного ведения ими боевых действий в первую очередь ремонтируется вооружение, необходимое части для выполнения боевой задачи, а также вооружение, которое может быть отремонтировано в кратчайший срок. Основной метод ремонта агрегатный, так как ремонт путем замены агрегатов резко сокращает время восстановления вооружения.

Капитальным ремонтом называется ремонт, осуществляемый в целях восстановления неисправности и полного или близкого к нему технического ресурса изделия с заменой и восстановлением любых его частей и их регулировкой. Капитальный ремонт вооружения производится в стационарных (окружного и центрального подчинения) ремонтных органах. Капитальный ремонт, если это не связано с боевыми повреждениями, является плановым в отличие от текущего, который выполняется по мере необходимости.

Вооружение, отправляемое в ремонт, должно быть укомплектовано, проверено на безопасность при транспортировании и должно иметь необходимую документацию. Снимать с отправляемого в ремонт вооружения какие-либо детали, узлы, приборы и агрегаты и подменять их другими образцами запрещается.

Как показал опыт Великой Отечественной войны, четко организованные техническое обслуживание и ремонт дают возможность быстро и в значительной мере восстанавливать боеспособность частей и подразделений.

Виды технического обслуживания

В настоящее время, согласно руководящим документам, устанавливается Единая система организации технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники общевойскового назначения в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время.

Для повышения качественных показателей технического состояния ВВТ на протяжения их жизненного цикла при одновременном снижении расходов на эксплуатацию в существующую планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта внедряются техническое обслуживание с периодическим контролем и ремонт по техническому состоянию. Причем до оснащения ремонтных частей и подразделений диагностическим оборудованием техническое диагностирование ВВТ осуществляется штатными средствами контроля технического состояния.

Система технического обслуживания и ремонта ВВТ представляет собой совокупность взаимосвязанных сил и средств, документации технического обслуживании и ремонта, мероприятий, необходимых для поддержания и восстановления качества ВВТ, входящих в эту систему:

Рис. 11. — Структура системы технического обслуживания и ремонта:

Образцы технического обслуживания — это образцы вооружения и техники или их составные части.

Силы технического обслуживания — это исполнители, участвующие в планировании, организации, непосредственном проведении и контроле выполнения работ технического обслуживания на объектах вооружения и техники в процессе их эксплуатации.

Исполнителями работ технического обслуживания могут быть водители, члены экипажа (расчета), а также личный состав подразделений технического обслуживания.

Средства технического обслуживания — это индивидуальные или групповые комплекты запасных частей, инструмента и приспособлений (ЗИП, оборудование и технологическая оснастка подвижных и стационарных средств, предназначенных для выполнения работ технического обслуживания вооружения и техники.

Документация технического обслуживания — приказы, директивы, наставления, руководства, инструкции и прочие документы, определяющие основные нормы и положения по организации и проведению технического обслуживания ВВТ в различных условиях эксплуатации. Документация определяет виды технического обслуживания, объем работ, выполняемых при этих видах и периодичность их проведения. Кроме того, обязательно устанавливается порядок выполнения работ и распределение их между исполнителями. Назначение системы технического обслуживания и ремонта состоит в обеспечении максимального количества машин в строю при минимальных затратах времени и материальных средств на поддержание их в исправном состоянии и боевой готовности в любых условиях эксплуатации в пределах назначенного межремонтного ресурса.

Основными мероприятиями по поддержанию и восстановлению качества ВВТ являются: контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт.

Рис. 12. — Мероприятия по поддержанию и восстановлению качества ВВТ:

Виды технического обслуживания ВВТ и их целевое назначение:

  • — ежедневное техническое обслуживание;
  • — техническое обслуживание с периодическим контролем;

Система технического обслуживания и ремонта включает девять видов техническое обслуживание № 1:

  • — техническое обслуживание № 2;
  • — техническое обслуживание № 1 при хранении;
  • — техническое обслуживание № 2 при хранении;
  • — техническое обслуживание № 2х с консервацией и контрольным пробегом;
  • — сезонное техническое обслуживание;
  • — регламентированное техническое обслуживание.

Виды технического обслуживания ВВТ классифицируются:

  • — техническое обслуживание при использовании;
  • — техническое обслуживание при хранении;
  • — техническое обслуживание при транспортировании;

По регламентации выполнения:

  • — техническое обслуживание с периодическим контролем;
  • — регламентированное техническое обслуживание;

По периодичности и объемам проведения:

  • — ежедневное техническое обслуживание;
  • — техническое обслуживание № 1;
  • — техническое обслуживание № 2;
  • — техническое обслуживание № 1 при хранении;
  • — техническая обслуживании № 2 при хранении:
  • — техническое обслуживание №2 с консервацией и контрольным пробегом;
  • — по условиям эксплуатации:
  • — сезонное техническое обслуживание;
  • — техническое обслуживание в особых условиях.

Каждый вид технического обслуживания имеет определенное целевое назначение.

Ежедневное техническое обслуживание — подготовка ВBT к использованию, устранение выявленных недостатков.

Техническое обслуживание с периодическим контролем поддержание ВВТ в исправном (работоспособном) состоянии.

Сезонное обслуживание — подготовка ВВТ к зимнему или летнему периоду эксплуатации.

Регламентированное техническое обслуживание — обеспечение работоспособности (исправности) ВВТ с ограниченной наработкой; частичное восстановление ресурса образца ВВТ заменой ненадежных деталей, проведением регулировочных, настроечных работ.

Система технического обслуживания и ремонта ВВТ является планово-предупредительной с периодическим контролем технического состояния и включает в себя:

  • — подсистему контроля технического состояния ВВТ;
  • — подсистему технического обслуживания ВВТ;
  • — подсистему ремонта ВВТ.

Рис. 13. — Характеристика системы технического обслуживания и ремонта:

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год при подготовке машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации образцам ВВТ, находящимся в использовании и на кратковременном хранении. СО организует командир войсковой части, проводят личный состав подразделений, ремонтная рота воинской части с использованием ЗИП машин, оборудования ПТОР, подвижных средств технического обслуживания и ремонта в соответствии с эксплуатационными документами, нормами pacхода запасных частей и материалов на эксплуатацию.

Регламентированное техническое обслуживание проводится в сроки, установленные генеральным заказчиком по согласованию с предприятиями разработчиками (изготовителями). Организация работ по РТО возлагается на командира воинской части, осуществляется обслуживание личным составом линейных подразделений, ремонтной ротой воинской части, с использованием комплектов РТО, ЗИП машин, оборудования ПТОР в соответствии с эксплуатационными документами, нормами pacхода запасных частей и материалов на эксплуатацию с учетом результатов ТД.

Периодичность проведения РТО и номерных видов технического обслуживания для образцов ВВТ указана в руководствах по службам, введенных в действие приказами МО РФ. Объем работ при РТО и номерных видах технического обслуживания уточняется для каждого объекта по результатам проведения и КТО и ТД.

Действовавшая в Вооруженных Силах Российской Федерации Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта ВВТ показала высокую эффективность в решении задач обеспечения боеготового состояния объектов в течение заданных сроков их эксплуатации. Переход на новые принципы обслуживания в первую очередь образцов ВВТ, имеющих базовые шасси и боевые комплексы, позволил улучшить организацию технического обслуживания и ремонта объектов и успешно осуществить планово-предупредительные мероприятия по поддержанию надежности машин.

Имевшие место определенные недостатки в функционировании Единой системы комплексного технического обслуживании и ремонта, связанные с неупорядоченностью организации и периодичностью контроля состояния машин должностными лицами, ограниченным применением средств технической диагностики в различных ситуациях эксплуатации ВВТ, потребовали уточнения ряда положений данной системы и усиления роли человеческого фактора в решении задач обеспечения надежности и боеготовности объектов. В связи с этим наметилась тенденция, основания на обобщении передового опыта войск, к переходу на новые принципы технического обслуживания, сочетающие планово-предупредительный характер профилактик с осуществлением выполнения их по потребности в зависимости от состояния составляющих устройств ВВТ, с учетом наработок и времени эксплуатации машин.

Введенное в действие Руководство по организации технического обслуживания и ремонта ВВТ общевойскового назначения в ВС в мирное время охватывает весь спектр, вопросов, связанных с переходом на смешанную систему технического обслуживания и ремонта объектов ВВТ. Основное внимание руководства уделяется:

  • — более широкому внедрению средств технической диагностики в войсках для определения фактического состояния составляющих устройств объектов ВВТ и прогнозированию их остаточного ресурса;
  • — контролю технического состояния ВВТ;
  • — новым видам контролю и технического обслуживания;
  • — планированию, организации и проведению технического обслуживанию с периодическим контролем и ремонта по техническому состоянию и др.

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (с Изменениями N 1, 2)

ГОСТ 18322-78
Группа Т00

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ

Термины и определения

Equipment maintenance and repair system. Terms and definitions

МКС 01.040.03
03.080.10

Дата введения 1980-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.78 N 2986

3. ВЗАМЕН ГОСТ 18322-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер приложения

ГОСТ 3.1109-82

Приложение 1

ГОСТ 19919-74

П.11 таблицы

ГОСТ 21623-76

Приложение 1

5. ИЗДАНИЕ (декабрь 2007 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в апреле 1986 г., декабре 1988 г. (ИУС 7-86, 4-89)
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и показателей технического обслуживания и ремонта изделий.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Настоящий стандарт соответствует СТ СЭВ 5151-85 в части, приведенной в приложении 3.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов — синонимов стандартизованного термина запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены “Ндп”.
Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменить по форме изложения, не допуская нарушений границ понятий.
В случаях, когда необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено, и, соответственно, в графе “Определение” поставлен прочерк.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В приложении 1 приведены пояснения к некоторым установленным терминам, в приложении 2 приведена классификация видов и методов технического обслуживания и ремонтов.
Стандартизованные термины напечатаны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым, а недопустимые синонимы — курсивом.

Термин

Определение

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Техническое обслуживание

Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании

Ндп. Профилактическое обслуживание

Технический уход

2. Ремонт

Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей

3. Система технического обслуживания и ремонта техники

Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему

4. Метод технического обслуживания (ремонта)

Совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта)

Ндп. Способ обслуживания (ремонта)

5. Периодичность технического обслуживания (ремонта)

Интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности

Примечание. Под видом технического обслуживания (ремонта) понимают техническое обслуживание (ремонт), выделяемое (выделяемый) по одному из признаков:

этапу существования, периодичности, объему работ, условиям эксплуатации, регламентации и т. д.

6. Цикл технического обслуживания

Наименьший повторяющийся интервал времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания

7. Ремонтный цикл

Наименьший повторяющийся интервал времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды ремонта

8. Запасная часть

Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия

9. Комплект ЗИП

Запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.

Примечание. К принадлежностям могут относиться контрольные приборы, приспособления, чехлы, буксирные тросы и т. д.

10. Средства технического обслуживания (ремонта)

Средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта)

11. Техническое состояние

По ГОСТ 19919

12. Продолжительность технического обслуживания (ремонта)

Календарное время проведения одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

13. Трудоемкость технического обслуживания (ремонта)

Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

14. Стоимость технического обслуживания (ремонта)

Стоимость одного технического обслуживания (ремонта) данного вида

15. Суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов)

Календарное время проведения всех технических обслуживаний (ремонтов) изделия на заданные наработку или интервал времени

16. Суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов)

Трудозатраты на проведение всех технических обслуживаний (ремонтов) изделия на заданные наработку или интервал времени

17. Суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов)

Стоимость проведения всех технических обслуживаний (ремонтов) за заданные наработку или интервал времени

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Виды технического обслуживания

18. Техническое обслуживание
при использовании

Техническое обслуживание при подготовке к использованию по назначению, использовании по назначению, а также непосредственно после его окончания

19. Техническое обслуживание
при ожидании

20. Техническое обслуживание при хранении

Техническое обслуживание при подготовке к хранению, хранении, а также непосредственно после его окончания

21. Техническое обслуживание при транспортировании

Техническое обслуживание при подготовке к транспортированию, транспортировании, а также непосредственно после его окончания

22. Периодическое техническое обслуживание

Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени

23. Сезонное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях

24. Техническое обслуживание в особых условиях

Примечание. Примерами особых условий являются природные или другие условия, указанные в отраслевой документации, характеризуемые экстремальными значениями параметров

25. Регламентированное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала технического обслуживания

26. Техническое обслуживание с периодическим контролем

Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом, а объем остальных операций определяется техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания

27. Техническое обслуживание с непрерывным контролем

Техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния изделия

27а. Номерное техническое обслуживание

Техническое обслуживание, при котором определенному объему работ присваивается определенный порядковый номер

27б. Плановое техническое обслуживание

Техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации

27в. Неплановое техническое обслуживание

Техническое обслуживание, постановка на которое осуществляется без предварительного назначения по техническому состоянию

Примечание. Термины видов технических обслуживаний по признакам применяемых методов следует образовывать в соответствии с терминами методов технического обслуживания, например, “Поточное техническое обслуживание”, “Централизованное техническое обслуживание” и т. д.

Методы технического обслуживания

28. Поточный метод технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом

29. Централизованный метод
технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами одного подразделения организации или предприятия

30. Децентрализованный метод технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания персоналом и средствами нескольких подразделений организации или предприятия

31. Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом

Метод выполнения технического обслуживания персоналом, работающим на данном изделии, при использовании его по назначению

32. Метод технического обслуживания специализированным персоналом

Метод выполнения технического обслуживания персоналом, специализированным на выполнении операций технического обслуживания

33. Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией

34. Метод технического обслуживания специализированной организацией

Метод выполнения технического обслуживания организацией, специализированной на операциях технического обслуживания

35. Фирменный метод технического обслуживания

Метод выполнения технического обслуживания предприятием-изготовителем

Фирменное обслуживание

РЕМОНТ

Виды ремонта

36. Капитальный ремонт

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые

Примечание. Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации

37. Средний ремонт

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации.

Примечание. Значение частично восстанавливаемого ресурса устанавливается в нормативно-технической документации

38. Текущий ремонт

Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей

Ндп. Малый ремонт

Мелкий ремонт

39. Плановый ремонт

Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации

40. Неплановый ремонт

Ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предварительного назначения

41. Регламентированный ремонт

Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта

42. Ремонт по техническому состоянию

Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия

Примечание. Термины видов ремонтов по признакам применяемых методов следует образовывать в соответствии с терминами методов ремонта, например, “Поточный ремонт”, “Обезличенный ремонт» и т.д.

Методы ремонта

43. Обезличенный метод ремонта

Метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия

Обезличенный ремонт

44. Необезличенный метод ремонта

Метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия

45. Агрегатный метод ремонта

Обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными

Примечание. Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например, электродвигатель, редуктор, насос и т. д.

46. Поточный метод ремонта

Метод ремонта, выполняемого на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом

47. Метод ремонта эксплуатирующей организацией

48. Метод ремонта специализированной организацией

Метод выполнения ремонта организацией, специализированной на операциях ремонта

49. Фирменный метод ремонта

Метод выполнения ремонта предприятием-изготовителем

Фирменный ремонт

ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

50. Средняя продолжительность технического обслуживания (ремонта)

Математическое ожидание продолжительности одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации или наработку

51. Средняя трудоемкость технического обслуживания (ремонта)

Математическое ожидание трудоемкости одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации или наработку

52. Средняя стоимость технического обслуживания (ремонта)

Математическое ожидание стоимости одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации или наработку

53. Средняя суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов)

Математическое ожидание суммарной продолжительности технических обслуживаний (ремонтов) за определенные период эксплуатации или наработку

54. Средняя суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов)

Математическое ожидание суммарной трудоемкости технических обслуживаний (ремонтов) за определенный период эксплуатации или наработку

55. Средняя суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов)

Математическое ожидание суммарной стоимости технических обслуживаний (ремонтов) за определенный период эксплуатации или наработку

56. Удельная суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов)

Отношение средней суммарной продолжительности технических обслуживаний (ремонтов) к заданной наработке

57. Удельная суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов)

Отношение средней суммарной трудоемкости технических обслуживаний (ремонтов) к заданной наработке

58. Удельная суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов)

Отношение средней суммарной стоимости технических обслуживаний (ремонтов) к заданной наработке

59. Коэффициент готовности

Вероятность того, что изделие окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение изделия по назначению не предусматривается

60. Коэффициент технического
использования

Отношение математического ожидания суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состоянии за некоторый период к математическому ожиданию суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состоянии и простоях, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период

61. Готовность парка изделий

Отношение числа работоспособных изделий к общему числу изделий парка в рассматриваемый момент времени

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2)

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Готовность парка изделий

61

Комплект ЗИП

9

Коэффициент готовности

59

Коэффициент технического использования

60

Метод ремонта агрегатный

45

Метод ремонта необезличенный

44

Метод ремонта обезличенный

43

Метод ремонта поточный

46

Метод ремонта специализированной организацией

48

Метод ремонта фирменный

49

Метод ремонта эксплуатирующей организацией

47

Метод технического обслуживания децентрализованный

30

Метод технического обслуживания поточный

28

Метод технического обслуживания (ремонта)

4

Метод технического обслуживания специализированной организацией

34

Метод технического обслуживания специализированным персоналом

32

Метод технического обслуживания фирменный

35

Метод технического обслуживания централизованный

29

Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом

31

Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией

33

Обслуживание в особых условиях техническое

24

Обслуживание при использовании техническое

18

Обслуживание при ожидании техническое

19

Обслуживание при транспортировании техническое

21

Обслуживание при хранении техническое

20

Обслуживание профилактическое

1

Обслуживание с непрерывным контролем техническое

27

Обслуживание с периодическим контролем техническое

26

Обслуживание техническое

1

Обслуживание техническое неплановое

27в

Обслуживание техническое номерное

27а

Обслуживание техническое периодическое

22

Обслуживание техническое плановое

27б

Обслуживание техническое при использовании

18

Обслуживание техническое регламентированное

25

Обслуживание техническое сезонное

23

Обслуживание фирменное

35

Периодичность технического обслуживания (ремонта)

5

Продолжительность технического обслуживания (ремонта)

12

Продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) суммарная

15

Продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) суммарная средняя

53

Продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) суммарная удельная

56

Продолжительность технического обслуживания (ремонта) средняя

50

Ремонт

2

Ремонт капитальный

36

Ремонт малый

38

Ремонт мелкий

38

Ремонт неплановый

40

Ремонт обезличенный

43

Ремонт плановый

39

Ремонт по техническому состоянию

42

Ремонт регламентированный

41

Ремонт средний

37

Ремонт текущий

38

Ремонт фирменный

49

Система технического обслуживания и ремонта техники

3

Состояние техническое

11

Способ обслуживания (ремонта)

4

Средства технического обслуживания (ремонта)

10

Стоимость технических обслуживаний (ремонта) суммарная

17

Стоимость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная средняя

55

Стоимость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная удельная

58

Стоимость технических обслуживаний (ремонтов) удельная

58

Стоимость технического обслуживания (ремонта)

14

Стоимость технического обслуживания (ремонта) средняя

52

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная

16

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная средняя

54

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) суммарная удельная

57

Трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов) удельная

57

Трудоемкость технического обслуживания (ремонта)

13

Трудоемкость технического обслуживания (ремонта) средняя

51

Уход технический

1

Цикл ремонтный

7

Цикл технического обслуживания

6

Часть запасная

8

(Измененная редакция, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

К термину «Техническое обслуживание»

Техническое обслуживание содержит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы.
Под операцией технического обслуживания в соответствии с ГОСТ 3.1109 понимают законченную часть технического обслуживания составной части изделия, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.
Под транспортированием понимают операцию перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки. В транспортирование самоходных изделий не включается их перемещение своим ходом.
Под ожиданием понимают нахождение изделия в состоянии готовности к использованию по назначению.
В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т.д.

К термину «ремонт»

Под операцией ремонта в соответствии с ГОСТ 3.1109 понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности.
В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания.
Ремонт изделий может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей и сборочных единиц.
Ремонт любого вида, как правило, должен сопровождаться выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку изделия.

К термину «Система технического обслуживания и ремонта техники»

В частном случае в состав системы технического обслуживания и ремонта техники могут входить материалы, заготовки, запасные части и т.д., т.е. она характеризуется материально-техническим обеспечением, которое можно определить как способность обслуживающей организации представить необходимые ресурсы для проведения технического обслуживания и ремонта объекта при заданной стратегии и в заданных условиях. Заданные условия относятся как к самому объекту, так и к условиям его эксплуатации, обслуживания и ремонта.

К терминам «Цикл технического обслуживания» и «Ремонтный цикл»

В частном случае началом отсчета цикла технического обслуживания (ремонтного цикла) может быть начало использования изделия.

К термину «Периодическое техническое обслуживание»

Периодические технические обслуживания могут различаться содержанием операций. В этом случае технические обслуживания нумеруют в порядке возрастания, например, ежесменное техническое обслуживание, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т.д.

К термину «Сезонное техническое обслуживание»

Сезонное техническое обслуживание включает в себя операции замены сезонных сортов эксплуатационных материалов с промывкой соответствующих систем, установки и снятия утеплений и приборов предпускового подогрева двигателей и т.д.
Сезонное техническое обслуживание проводится только для изделий, используемых при существенных изменениях состояния окружающей среды в течение года.

К термину «Регламентированное техническое обслуживание»

Регламент технического обслуживания может быть жестким и с допуском. Вид регламента должен устанавливаться в эксплуатационной документации.

К термину «Метод технического обслуживания специализированным персоналом»

Персонал, выполняющий техническое обслуживание, может быть специализирован по видам объектов, маркам объектов, видам операций и видам технического обслуживания.

К терминам «Капитальный ремонт», «Средний ремонт», «Текущий ремонт»

Капитальный, средний и текущий ремонты могут быть плановыми и неплановыми.
Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей.

К термину «Неплановый ремонт»

Неплановый ремонт проводится с целью устранения последствий отказов или происшествий.

К термину «Агрегатный ремонт»

Замена агрегатов может выполняться после отказа изделия или по плану. Перечень заменяемых агрегатов, порядок проведения замен и указания по организации агрегатного ремонта устанавливаются в отраслевых нормативно-технических документах.
Противоположностью агрегатного метода является детальный метод, при котором заменяются или восстанавливаются отдельные детали, вышедшие из строя.

К показателям системы технического обслуживания и ремонта

Показатели системы технического обслуживания и ремонта позволяют оценить затраты времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонты и содержат затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием изделия (оперативные затраты), и затраты, обусловленные организацией, технологией выполнения технического обслуживания и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т.д.
Показатели системы технического обслуживания и ремонта пп.57-65 оценивают общие затраты времени, труда и средств на технические обслуживания и ремонты и содержат затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием изделия (оперативные затраты), и затраты, обусловленные организацией, технологией выполнения технического обслуживания и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т.д.
Расчет показателей системы технического обслуживания и ремонта техники аналогичен расчету соответствующих показателей ремонтопригодности по ГОСТ 21623. При этом вместо оперативных затрат учитываются общие затраты времени, труда и средств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ВИДЫ И МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

Признак классификации

Термин

Виды технического обслуживания

Этап эксплуатации

Техническое обслуживание при использовании

Техническое обслуживание при хранении

Техническое обслуживание при перемещении

Техническое обслуживание при ожидании

Периодичность выполнения

Периодическое техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание

Условия эксплуатации

Техническое обслуживание в особых условиях

Регламентация выполнения

Регламентированное техническое обслуживание

Техническое обслуживание с периодическим контролем

Техническое обслуживание с непрерывным контролем

Организация выполнения

Поточное техническое обслуживание

Централизованное техническое обслуживание

Децентрализованное техническое обслуживание

Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом

Техническое обслуживание специализированным персоналом

Техническое обслуживание эксплуатирующей организацией

Техническое обслуживание специализированной организацией

Техническое обслуживание предприятием-изготовителем

Методы технического обслуживания

Организация выполнения

Поточный метод технического обслуживания

Централизованный метод технического обслуживания

Децентрализованный метод технического обслуживания

Метод технического обслуживания эксплуатационным
персоналом

Метод технического обслуживания специализированным
персоналом

Метод технического обслуживания эксплуатирующей
организацией

Метод технического обслуживания специализированной
организацией

Метод технического обслуживания
предприятием-изготовителем

Виды ремонта

Степень восстановления ресурса

Капитальный ремонт

Средний ремонт

Текущий ремонт

Планирование

Плановый ремонт

Неплановый ремонт

Регламентация выполнения

Регламентированный ремонт

Ремонт по техническому состоянию

Сохранение принадлежности ремонтируемых частей

Обезличенный ремонт

Необезличенный ремонт

Организация выполнения

Агрегатный ремонт

Поточный ремонт

Ремонт эксплуатирующей организацией

Ремонт специализированной организацией

Ремонт предприятием-изготовителем

Методы ремонта

Сохранение принадлежности ремонтируемых частей

Обезличенный метод ремонта

Необезличенный метод ремонта

Организация выполнения

Агрегатный метод ремонта

Поточный метод ремонта

Метод ремонта эксплуатирующей организацией

Метод ремонта предприятием-изготовителем

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

Позиции 1, 2, 5-8, 10, 37, 38, 42 настоящего стандарта соответствуют позициям 2, 3, 7-9, 16, 6, 14, 15, 12 СТ СЭВ 5151-85 с заменой термина “изделие” на термин “объект”.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (Введено дополнительно, Изм. N 1).
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2007


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *