> Техническое обслуживание

Пост технического обслуживания

Определение и назначение

Техническое обслуживание автомобиля — это комплекс мер, направленных на поддержание транспортного средства в исправном состоянии и соответствующем внешнем виде, а также на выявление и устранение возможных скрытых неисправностей.

Цель технического обслуживания заключается в снижении интенсивности изнашивания деталей и выявлении неисправностей. Достигается это путем своевременного проведения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочных работ. Если техническое обслуживание проведено своевременно, в полном объеме и качественно, то автомобиль должен работать без поломок и заметного снижения основных эксплуатационных показателей до следующего обслуживания.

Виды технического обслуживания

Технические обслуживания подразделяются на следующие виды:

Сезонные и периодические.

Сезонное техническое обслуживание — представляет собой подготовку автомобиля к эксплуатации к зимнему или летнему периоду. Для климата нашего региона приравненного к северному — сезонное обслуживание является обязательным и проводится не реже двух раз в год, включает в себя — смену резины с летней на зимнюю, смена охлаждающей жидкости на жидкость с низкой температурой замерзания. Также рекомендуется проверить балансировки, развал-схождение колес. Перед началом зимнего периода необходимо проверить плотность и уровень электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости зарядить его.

Первое техническое обслуживание (ТО-1). Основная цель первого технического обслуживания — предотвращение случайных поломок, которые могут вывести из строя транспортное средство, увеличить расход топлива и смазочных материалов, или повысить уровень загрязнения окружающей среды.

Диагностику двигателя проводят электрики, подключая автомобильный сканер «Автоскан-100», с помощью которого проверяют работу датчиков: 1-гокислородного, лямбда-зонд (2-ой кислородный), датчик частоты вращения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, датчика холостого хода. Выявленные неисправности в работе электроники автомобиля оформляются в виде диагностической карты и на основании нее в последующем специалистами сервисного центра устраняются неисправности.

Диагностика ходовой включает в себя проверку:

— трансмиссии — (карданные шарниры, опоры силового агрегата, коробка переключения передач, сцепление);

— подвески — амортизаторы (передней и задней подвесок), шаровые шарниры, рычаги, опорный подшипник, ступичные подшипники, уплотнительные резинки, задние и передние пружины);

— рулевое управление — (наконечники рулевых тяг, рулевая рейка, гидроусилитель руля, рулевая колонка);

— тормозная система — (шланги тормозной системы, главный и рабочие тормозные цилиндры, тормозные суппорты, тормозные колодки (передние и задние), тормозные барабаны, тормозные диски).

Второе техническое обслуживание (ТО-2). ТО-2 включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

Цель ТО-2 выявление скрытых «болезней» систем, агрегатов и узлов автомобилей, которые можно определить только с использованием специальных средств диагностики на станциях технического обслуживания. Для этого на крупных автотранспортных предприятиях и станциях технического обслуживания применяется современное диагностическое оборудование. С его помощью за короткое время можно получить полную информацию о техническом состоянии различных узлов и агрегатов автомобиля и устранить выявленные неисправности.

Например, для автомобиля Toyota AvensisТО 1 (10 000 км) будет включать в себя:

· Замена моторного масла, масляного фильтра.

· Проверка состояния аккумуляторной батареи*.

· Проверка состояния воздушного фильтра ДВС (при необходимости замена).

· Проверка состояния салонного фильтра (при необходимости замена).

· Проверка тормозной системы**.

· Проверка уровней эксплуатационных жидкостей***.

· Проверка состояния трансмиссии****.

· Проверка рулевого управления*****.

· Проверка состояния передней и задней подвесок.

· Проверка давления в шинах и доведение до нормы.

· Проверка функционирования электрооборудования.

· Смазка петлей дверей и замка капота.

· Проверка работоспособности наружного освещения.

· Проверка работы кондиционера.

При проведении ТО 2 (20 000 км)будет проведено:

· Проверка состояния приводных ремней.

· Замена моторного масла, масляного фильтра.

· Проверка трубок и соединений системы охлаждения.

· Проверка состояния системы выпуска отработавших газов (выхлопная труба, опоры).

· Проверка состояния аккумуляторной батареи*.

· Проверка состояния воздушного фильтра ДВС (при необходимости замена).

· Проверка состояния салонного фильтра (при необходимости замена).

· Проверка тормозной системы**.

· Проверка уровней эксплуатационных жидкостей***.

· Проверка состояния масла агрегатов трансмиссии.

· Проверка состояния трансмиссии****.

· Проверка рулевого управления*****.

· Проверка состояния передней и задней подвесок.

· Проверка давления в шинах и доведение до нормы.

· Проверка функционирования электрооборудования.

· Смазка петлей дверей и замка капота.

· Проверка работоспособности наружного освещения.

· Проверка работы кондиционера.

Примечания:

* — проверка зарядки, уровня и плотности электролита, состояния клемм;

** — проверка течи, педали тормоза, состояния тормозных колодок, дисков, барабанов, трубопроводов, шлангов, соединений, суппортов, цилиндров, стояночного тормоза;

*** — уровни тормозной, сцепления, охлаждающей жидкостей, жидкости г/у, жидкости омывателя фар и лобового стекла;

**** — проверка люфтов ступичных подшипников, приводных валов, пыльников приводных валов, педаль сцепления, легкость включения передач для МКПП;

***** — проверка течи, люфтов, состояния пыльников, легкости вращения рулевого колеса для машин с г/у.

В таблице 1 указаны виды и перечень работ проводимых на предприятии Автоцентр «Бизон» согласно Регламента технического обслуживания автомобилей Toyota.

Периодичность проведения ТО

Для каждого автомобиля предусмотрены определенные виды и объемы технического обслуживания (ТО) в зависимости от его комплектации и в первую очередь от типа установленного двигателя, а именно: для автомобиля с бензиновым двигателем — 30 000 км или один раз в два года; для автомобиля с дизельным двигателем с турбонаддувом — каждые 20 000 км или один раз в два года; для автомобиля с дизельным двигателем без турбонаддува — каждые 15 000 км или один раз в два года.

Для автомобиля установлено четыре вида технического обслуживания:

— гарантийное техническое обслуживание (ГТО) — через 10 000 км пробега или через 6 месяцев с начала эксплуатации в зависимости от того, что раньше наступит;

— ТО-1 (ТО-А);

— ТО-2 (ТО-С);

— техническое обслуживание промежуточное (ТО-П) между ТО-1 и ТО-2, при котором проверяется и восстанавливается уровень эксплуатационных жидкостей автомобиля.

Объем работ по проведению видов ТО определен сервисной книжкой и документацией Автоцентра «Бизон» на каждую конкретную модель.

Таблица 1

Перечень работ и запасных частей к техническому обслуживанию, рекомендованных заводом-изготовителем

Оборудование на постах технического обслуживания

Перечень оборудования на посту ТО:

1. Набор из 6-ти предметов

2. Набор инструментов для СТО 25 предметов

3. Набор ударных головок 17,19,21

4. Наконечник F ј

5. Манометр НД 80мм R-22/134/404

6. Головка торцевая 6-гранная Ѕ

7. Головка торцевая 6-гранная ј

8. Домкрат гидравлический 2,25 т h подъема 135-490 мм

9. Заклепочный пистолет 1140л/мин

10. Манометр НД 80мм R-22/134/404

11. Отвертка крестовая 2*210/100мм

12. Отвертка крестовая 2*216/150мм

13. Отвертка шлиц 4*100

14. Отвертка шлиц 6,5*38

15. Пистолет для подкачки шин с манометром 50100 PG GEE OM

16. Подъемник POWERREX SL-2500/SL25WF101/

17. Стол рабочий АО-3

18. Съемник внутренних стопорных колец 225мм.

19. Съемник внешних стопорных колец 40-100мм.

20. Съемник шаровых универсальный

21. Торцевая головка ударная глубокая 1/2 DR 17 мм

22. Торцевая головка свечная с магнитом

23. «Трещетка» с 1/4 DR 72 зубца,135 мм

24. Универсальный набор торцевых головок 1/4″ DR

25. Ультразвуковая ванна с управлением форсунок

26. Хомут червячный 16-25мм

27. Хомут червячный 25-40мм

28. Шприц пневматический для герметиков JAT-501

29. Щипцы для замены маслосъемных колпачков

Пост шиномонтажа и балансировки колес

Шиномонтаж и балансировка колес является составной частью сезонного обслуживания, проводится автослесарем с использованием стендов и станков, указанных в перечне.

Перечень оборудования на посту шиномонтажа и балансировки колес:

— Стенд балансировочный для легковых авто VT-61, диаметр диска 10-24″, 220V, 0,2кВт

— Шиномонтажный 2-х скоростной стенд Hofmann Monty 3300 GP, 380V, диаметр диска 10-24″

Каждый автолюбитель должен помнить о том, что процедура балансировки колес, несмотря на свою простоту, является очень важным моментом технического обслуживания автомобиля. Чтобы отбалансировать колесо, его устанавливают на балансировочный станок, где оно раскручивается и центруется при помощи специального конуса. Затем в стенд для балансировки колес мастер задает параметры колеса. После этого на экране монитора появляются данные о том, где именно слева и справа нужно установить балансировочные грузы и какой массы они должны быть.

Грузы для балансировки колес используются различных типов — это зависит от видов колесных дисков. Например, для литых и штампованных дисков применяются набивные грузы (с кронштейном). Помимо этого существуют так называемые универсальные — клеящиеся — грузы, которые обычно приклеиваются с внутренней стороны колесного диска. Такие грузы применяют, помимо прочего, и для сохранения эстетики, «красоты» самого диска. Проводить балансировку колес следует не реже одного раза в год. Однако существуют и дополнительные уточнения. Балансировать колеса обязательно необходимо при сборке колеса на шину, во-вторых, после первых «накатанных» 500 километров после установки новой резины на колесный диск. И, в-третьих, после пробоя подвески.

На практике существуют летние (нешипованные) и зимние (шипованные) шины. Шипованные шины имеют преимущество перед нешипованными по тормозному пути на льду от 20 до 50%, на снегу — от 5 до 10%, на асфальте же он увеличивается на величину до 5%, причем, если тормозить «юзом». При старте и разгоне на льду выигрывают до 30%, на снегу — до 10%. Как показывают результаты тестирования, на мокрой дороге при температуре ниже нуля автомобиль, «обутый» в зимние шины и двигающийся со скоростью 80 км/ч, при торможении проезжает около 70 м до полной остановки. А вот автомобилю с летней резиной на этой же скорости потребуется не менее 110 м, чтобы окончательно остановиться.

Рабочие посты технического обслуживания и текущего ремонта

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путём своевременного проведения ТО и ремонта. Работы по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) легковых автомобилей, т.е. обслуживание автомобилей, выполняют СТОА (станции технического обслуживания автомобилей).

Основными структурными составляющими СТОА являются посты (зоны) ТО и ТР.

Все посты по ТО и ТР можно поделить на 3 группы:

  • — помещения основного производства (ремонтные посты), на которых осуществляются профилактические работы для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии, разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные работы.
  • — вспомогательные специализированные помещения (вспомогательные посты). Предназначены для осуществления уборочно-моечных работ, приемки-выдачи автомобилей владельцам, осуществления технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки (т.е. диагностика).
  • — административно-бытовые помещения, к которым относятся конторские помещения, касса, комната для клиентов, зона ожидания, бухгалтерия, кабинеты начальника, мастеров, диспетчерская, помещения для отдыха рабочих, раздевалки, душевые и др.

Помимо этого посты по ТО и ТР могут классифицироваться по технологическому назначению, т.е. в зависимости от выполняемых на них операций.

Пост моечно-уборочных работ предназначен для: уборки салона автомобиля, мойки двигателя, мойки автомобиля снизу, наружной мойки, сушки и полировки кузова автомобиля. Эти работы выполняют на участках, оборудованных водоочистительными сооружениями и оснащённых необходимым оборудованием.

Пост приёмки и выдачи автомобилей. Этот участок является начальным и конечным пунктом пребывания автомобилей на СТОА, здесь клиент передаёт свой автомобиль обслуживающему персоналу и получает его обратно. При приёмке автомобиля выполняются следующие работы: проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля; внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность движения; проверка технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объёма стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех необходимых вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов.

Пост диагностики автомобилей. Диагностика выполняет функции измерительного органа. Она служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без их разборки, а также для выполнения контрольных работ.

На агрегатно-механическом посту выполняются разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам и узлам, снятым с автомобиля.

На посту ремонта и заряда аккумуляторных батарей осуществляется подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей.

На посту ремонта электрооборудования выполняются проверка и ремонт приборов, снятых с автомобиля.

Пост ремонтно-кузовных работ включает 3 участка: окрасочный, кузовной и обойный.

Окрасочный участок имеет в своём составе три производственных отделения, связанных функционально между собой: подготовительных работ, краскоприготовительное и окрасочное. В отделении подготовительных работ производится снятие старой краски, шпатлёвка и шлифовка. В окрасочном отделении проводят следующие работы: нанесение грунта и его сушку, частичную или полную окраску кузовов, нанесение противошумной мастики. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой производят в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией. Все процессы, связанные с подготовкой смесей, приготовлением лаков и красок, разбавлением растворителей выполняют в отдельных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.

На кузовном участке осуществляют замену отдельных деталей кузова, а также сварочные, жестяницкие, медницкие и кузнечнопрессовые работы.

На обойном участке выполняют ремонт сидений и спинок, замену и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *