Содержание
> Техническое обслуживание
Пост технического обслуживания
Определение и назначение
Техническое обслуживание автомобиля — это комплекс мер, направленных на поддержание транспортного средства в исправном состоянии и соответствующем внешнем виде, а также на выявление и устранение возможных скрытых неисправностей.
Цель технического обслуживания заключается в снижении интенсивности изнашивания деталей и выявлении неисправностей. Достигается это путем своевременного проведения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочных работ. Если техническое обслуживание проведено своевременно, в полном объеме и качественно, то автомобиль должен работать без поломок и заметного снижения основных эксплуатационных показателей до следующего обслуживания.
Виды технического обслуживания
Технические обслуживания подразделяются на следующие виды:
Сезонные и периодические.
Сезонное техническое обслуживание — представляет собой подготовку автомобиля к эксплуатации к зимнему или летнему периоду. Для климата нашего региона приравненного к северному — сезонное обслуживание является обязательным и проводится не реже двух раз в год, включает в себя — смену резины с летней на зимнюю, смена охлаждающей жидкости на жидкость с низкой температурой замерзания. Также рекомендуется проверить балансировки, развал-схождение колес. Перед началом зимнего периода необходимо проверить плотность и уровень электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости зарядить его.
Первое техническое обслуживание (ТО-1). Основная цель первого технического обслуживания — предотвращение случайных поломок, которые могут вывести из строя транспортное средство, увеличить расход топлива и смазочных материалов, или повысить уровень загрязнения окружающей среды.
Диагностику двигателя проводят электрики, подключая автомобильный сканер «Автоскан-100», с помощью которого проверяют работу датчиков: 1-гокислородного, лямбда-зонд (2-ой кислородный), датчик частоты вращения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, датчика холостого хода. Выявленные неисправности в работе электроники автомобиля оформляются в виде диагностической карты и на основании нее в последующем специалистами сервисного центра устраняются неисправности.
Диагностика ходовой включает в себя проверку:
— трансмиссии — (карданные шарниры, опоры силового агрегата, коробка переключения передач, сцепление);
— подвески — амортизаторы (передней и задней подвесок), шаровые шарниры, рычаги, опорный подшипник, ступичные подшипники, уплотнительные резинки, задние и передние пружины);
— рулевое управление — (наконечники рулевых тяг, рулевая рейка, гидроусилитель руля, рулевая колонка);
— тормозная система — (шланги тормозной системы, главный и рабочие тормозные цилиндры, тормозные суппорты, тормозные колодки (передние и задние), тормозные барабаны, тормозные диски).
Второе техническое обслуживание (ТО-2). ТО-2 включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.
Цель ТО-2 выявление скрытых «болезней» систем, агрегатов и узлов автомобилей, которые можно определить только с использованием специальных средств диагностики на станциях технического обслуживания. Для этого на крупных автотранспортных предприятиях и станциях технического обслуживания применяется современное диагностическое оборудование. С его помощью за короткое время можно получить полную информацию о техническом состоянии различных узлов и агрегатов автомобиля и устранить выявленные неисправности.
Например, для автомобиля Toyota AvensisТО 1 (10 000 км) будет включать в себя:
· Замена моторного масла, масляного фильтра.
· Проверка состояния аккумуляторной батареи*.
· Проверка состояния воздушного фильтра ДВС (при необходимости замена).
· Проверка состояния салонного фильтра (при необходимости замена).
· Проверка тормозной системы**.
· Проверка уровней эксплуатационных жидкостей***.
· Проверка состояния трансмиссии****.
· Проверка рулевого управления*****.
· Проверка состояния передней и задней подвесок.
· Проверка давления в шинах и доведение до нормы.
· Проверка функционирования электрооборудования.
· Смазка петлей дверей и замка капота.
· Проверка работоспособности наружного освещения.
· Проверка работы кондиционера.
При проведении ТО 2 (20 000 км)будет проведено:
· Проверка состояния приводных ремней.
· Замена моторного масла, масляного фильтра.
· Проверка трубок и соединений системы охлаждения.
· Проверка состояния системы выпуска отработавших газов (выхлопная труба, опоры).
· Проверка состояния аккумуляторной батареи*.
· Проверка состояния воздушного фильтра ДВС (при необходимости замена).
· Проверка состояния салонного фильтра (при необходимости замена).
· Проверка тормозной системы**.
· Проверка уровней эксплуатационных жидкостей***.
· Проверка состояния масла агрегатов трансмиссии.
· Проверка состояния трансмиссии****.
· Проверка рулевого управления*****.
· Проверка состояния передней и задней подвесок.
· Проверка давления в шинах и доведение до нормы.
· Проверка функционирования электрооборудования.
· Смазка петлей дверей и замка капота.
· Проверка работоспособности наружного освещения.
· Проверка работы кондиционера.
Примечания:
* — проверка зарядки, уровня и плотности электролита, состояния клемм;
** — проверка течи, педали тормоза, состояния тормозных колодок, дисков, барабанов, трубопроводов, шлангов, соединений, суппортов, цилиндров, стояночного тормоза;
*** — уровни тормозной, сцепления, охлаждающей жидкостей, жидкости г/у, жидкости омывателя фар и лобового стекла;
**** — проверка люфтов ступичных подшипников, приводных валов, пыльников приводных валов, педаль сцепления, легкость включения передач для МКПП;
***** — проверка течи, люфтов, состояния пыльников, легкости вращения рулевого колеса для машин с г/у.
В таблице 1 указаны виды и перечень работ проводимых на предприятии Автоцентр «Бизон» согласно Регламента технического обслуживания автомобилей Toyota.
Периодичность проведения ТО
Для каждого автомобиля предусмотрены определенные виды и объемы технического обслуживания (ТО) в зависимости от его комплектации и в первую очередь от типа установленного двигателя, а именно: для автомобиля с бензиновым двигателем — 30 000 км или один раз в два года; для автомобиля с дизельным двигателем с турбонаддувом — каждые 20 000 км или один раз в два года; для автомобиля с дизельным двигателем без турбонаддува — каждые 15 000 км или один раз в два года.
Для автомобиля установлено четыре вида технического обслуживания:
— гарантийное техническое обслуживание (ГТО) — через 10 000 км пробега или через 6 месяцев с начала эксплуатации в зависимости от того, что раньше наступит;
— ТО-1 (ТО-А);
— ТО-2 (ТО-С);
— техническое обслуживание промежуточное (ТО-П) между ТО-1 и ТО-2, при котором проверяется и восстанавливается уровень эксплуатационных жидкостей автомобиля.
Объем работ по проведению видов ТО определен сервисной книжкой и документацией Автоцентра «Бизон» на каждую конкретную модель.
Таблица 1
Перечень работ и запасных частей к техническому обслуживанию, рекомендованных заводом-изготовителем
Оборудование на постах технического обслуживания
Перечень оборудования на посту ТО:
1. Набор из 6-ти предметов
2. Набор инструментов для СТО 25 предметов
3. Набор ударных головок 17,19,21
4. Наконечник F ј
5. Манометр НД 80мм R-22/134/404
6. Головка торцевая 6-гранная Ѕ
7. Головка торцевая 6-гранная ј
8. Домкрат гидравлический 2,25 т h подъема 135-490 мм
9. Заклепочный пистолет 1140л/мин
10. Манометр НД 80мм R-22/134/404
11. Отвертка крестовая 2*210/100мм
12. Отвертка крестовая 2*216/150мм
13. Отвертка шлиц 4*100
14. Отвертка шлиц 6,5*38
15. Пистолет для подкачки шин с манометром 50100 PG GEE OM
16. Подъемник POWERREX SL-2500/SL25WF101/
17. Стол рабочий АО-3
18. Съемник внутренних стопорных колец 225мм.
19. Съемник внешних стопорных колец 40-100мм.
20. Съемник шаровых универсальный
21. Торцевая головка ударная глубокая 1/2 DR 17 мм
22. Торцевая головка свечная с магнитом
23. «Трещетка» с 1/4 DR 72 зубца,135 мм
24. Универсальный набор торцевых головок 1/4″ DR
25. Ультразвуковая ванна с управлением форсунок
26. Хомут червячный 16-25мм
27. Хомут червячный 25-40мм
28. Шприц пневматический для герметиков JAT-501
29. Щипцы для замены маслосъемных колпачков
Пост шиномонтажа и балансировки колес
Шиномонтаж и балансировка колес является составной частью сезонного обслуживания, проводится автослесарем с использованием стендов и станков, указанных в перечне.
Перечень оборудования на посту шиномонтажа и балансировки колес:
— Стенд балансировочный для легковых авто VT-61, диаметр диска 10-24″, 220V, 0,2кВт
— Шиномонтажный 2-х скоростной стенд Hofmann Monty 3300 GP, 380V, диаметр диска 10-24″
Каждый автолюбитель должен помнить о том, что процедура балансировки колес, несмотря на свою простоту, является очень важным моментом технического обслуживания автомобиля. Чтобы отбалансировать колесо, его устанавливают на балансировочный станок, где оно раскручивается и центруется при помощи специального конуса. Затем в стенд для балансировки колес мастер задает параметры колеса. После этого на экране монитора появляются данные о том, где именно слева и справа нужно установить балансировочные грузы и какой массы они должны быть.
Грузы для балансировки колес используются различных типов — это зависит от видов колесных дисков. Например, для литых и штампованных дисков применяются набивные грузы (с кронштейном). Помимо этого существуют так называемые универсальные — клеящиеся — грузы, которые обычно приклеиваются с внутренней стороны колесного диска. Такие грузы применяют, помимо прочего, и для сохранения эстетики, «красоты» самого диска. Проводить балансировку колес следует не реже одного раза в год. Однако существуют и дополнительные уточнения. Балансировать колеса обязательно необходимо при сборке колеса на шину, во-вторых, после первых «накатанных» 500 километров после установки новой резины на колесный диск. И, в-третьих, после пробоя подвески.
На практике существуют летние (нешипованные) и зимние (шипованные) шины. Шипованные шины имеют преимущество перед нешипованными по тормозному пути на льду от 20 до 50%, на снегу — от 5 до 10%, на асфальте же он увеличивается на величину до 5%, причем, если тормозить «юзом». При старте и разгоне на льду выигрывают до 30%, на снегу — до 10%. Как показывают результаты тестирования, на мокрой дороге при температуре ниже нуля автомобиль, «обутый» в зимние шины и двигающийся со скоростью 80 км/ч, при торможении проезжает около 70 м до полной остановки. А вот автомобилю с летней резиной на этой же скорости потребуется не менее 110 м, чтобы окончательно остановиться.
Рабочие посты технического обслуживания и текущего ремонта
Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путём своевременного проведения ТО и ремонта. Работы по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) легковых автомобилей, т.е. обслуживание автомобилей, выполняют СТОА (станции технического обслуживания автомобилей).
Основными структурными составляющими СТОА являются посты (зоны) ТО и ТР.
Все посты по ТО и ТР можно поделить на 3 группы:
- — помещения основного производства (ремонтные посты), на которых осуществляются профилактические работы для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии, разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные работы.
- — вспомогательные специализированные помещения (вспомогательные посты). Предназначены для осуществления уборочно-моечных работ, приемки-выдачи автомобилей владельцам, осуществления технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки (т.е. диагностика).
- — административно-бытовые помещения, к которым относятся конторские помещения, касса, комната для клиентов, зона ожидания, бухгалтерия, кабинеты начальника, мастеров, диспетчерская, помещения для отдыха рабочих, раздевалки, душевые и др.
Помимо этого посты по ТО и ТР могут классифицироваться по технологическому назначению, т.е. в зависимости от выполняемых на них операций.
Пост моечно-уборочных работ предназначен для: уборки салона автомобиля, мойки двигателя, мойки автомобиля снизу, наружной мойки, сушки и полировки кузова автомобиля. Эти работы выполняют на участках, оборудованных водоочистительными сооружениями и оснащённых необходимым оборудованием.
Пост приёмки и выдачи автомобилей. Этот участок является начальным и конечным пунктом пребывания автомобилей на СТОА, здесь клиент передаёт свой автомобиль обслуживающему персоналу и получает его обратно. При приёмке автомобиля выполняются следующие работы: проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля; внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность движения; проверка технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объёма стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех необходимых вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов.
Пост диагностики автомобилей. Диагностика выполняет функции измерительного органа. Она служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без их разборки, а также для выполнения контрольных работ.
На агрегатно-механическом посту выполняются разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам и узлам, снятым с автомобиля.
На посту ремонта и заряда аккумуляторных батарей осуществляется подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей.
На посту ремонта электрооборудования выполняются проверка и ремонт приборов, снятых с автомобиля.
Пост ремонтно-кузовных работ включает 3 участка: окрасочный, кузовной и обойный.
Окрасочный участок имеет в своём составе три производственных отделения, связанных функционально между собой: подготовительных работ, краскоприготовительное и окрасочное. В отделении подготовительных работ производится снятие старой краски, шпатлёвка и шлифовка. В окрасочном отделении проводят следующие работы: нанесение грунта и его сушку, частичную или полную окраску кузовов, нанесение противошумной мастики. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой производят в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией. Все процессы, связанные с подготовкой смесей, приготовлением лаков и красок, разбавлением растворителей выполняют в отдельных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.
На кузовном участке осуществляют замену отдельных деталей кузова, а также сварочные, жестяницкие, медницкие и кузнечнопрессовые работы.
На обойном участке выполняют ремонт сидений и спинок, замену и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова.